Оглавление
Введение
1. Понятие личности
2. Основные направленияразвития личности
3. Структура личности
4. Процесс социализации
5. Развитие личности в деятельности
6. Этапы развитиядеятельности
7. Развитие личности в общении
8. Понятие общения
9. Основные этапы развития общения
Вывод
Введение
Психология. Много ли мыо ней знаем? Прежде всего, психология – это наука. Впервые этот термин появилсяеще в 16 веке. С греческого языка, психология образована от «psyche»- душа, «logos» — наука, то естьдословно – наука о душе. Психология возникла на основе двух знаний – этофилософия и естественные науки. Теперь дадим общее определение психологии.
Психология – это наука,которая изучает внутренние структуры и процессы, для того чтобы дать объяснениеповедения человека и животных. Также она изучает психологические особенностикак группы людей, так и конкретного человека.
В настоящее времяпсихология, как наука, довольна популярна. Более того, она продолжаетрасширяться и развиваться. У психологии очень много отраслей, которые действуютв качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин. Например:
· психологиятруда;
· медицинскаяпсихология;
· юридическаяпсихология;
· спортивнаяпсихология и многие другие.
Очень важную рольиграет общая психология, так как изучение сущности психологии является основой,можно сказать, для всех психологических дисциплин.
Наличие столькихотраслей дает нам понять, насколько многогранна психология. Несмотря на ееделение, психология – это единая наука, которая основана на едином предметеисследования.
В своем реферате я затронутему социальной психологии. Социальная психология – это раздел психологии,наука, которая изучает поведение человека в обществе. Включает в себясоциальная психология три главных раздела:
1) социальнаяпсихология групп;
2) социальнаяпсихология общения;
3) социальнаяпсихология личности;
Среди этих разделовпсихологии, я более подробно рассмотрю психологию личности. Психология личности– это раздел психологии, который изучает личность и те процессы, благодарякоторым, люди становятся личностями.
Передо мной стоитответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитиеличности.
1. Понятиеличности
Хочу начать с того, чтоесть личность. Есть такое мнение, что каждый человек мыслящий и чувствующийможет называть себя личностью. Так ли это на самом деле? Человек, который неможет общаться с людьми, не может взаимодействовать с окружающим миром, неспособен осознавать, воспринимать происходящее – это просто индивид. Индивидкак раз характеризует человека, как носителя конкретных биологических свойств.Личностью мы можем назвать отдельного человека, взятого в системе егоустойчивых социально обусловленных психологических качеств, которые проявляютсяв общественных отношениях, определяют нравственные поступки человека и имеютсущественное значение как для него самого, так и для окружающих. На светчеловек появляется индивидом, затем в процессе своего развития, он начинаетформироваться как личность. 2. Основныенаправления развития личности
Как говорят, «Личностьюне рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкойзрения. Человек не рождается сразу с готовым характером. Существуют дваосновных направления развития личности:
1) физическоеразвитие включает: рост, вес, состав крови, костей, также пищеварение,кровообращение и др.
2) социальноеразвитие
В реферате болееподробно будет изучено социальное развитие человека, как личности. Социальноеразвитие включает в себя:
· психическиеизменения, такие как, совершенствование памяти, воли, эмоций, потребностей;
· духовныеизменения;
· интеллектуальныеизменения, например, обогащение и расширение знаний.3. Структураличности
Формирование личностиэто сложный процесс. Он начинается с самого рождения человека и до конца егожизни. Личностные качества развиваются в процессе общения, деятельности.Структура личности включает в себя: характер, способности, темперамент, некиесоциальные установки. Разберем их вкратце по отдельности.
Характер состоит изкачеств, которые определяют отношение одного человека к другим.
Способности – этоустойчивые свойства, которые определяют успехи человека в различных видахдеятельности.
Темперамент –динамическая характеристика психических процессов человека.
Социальными установкамиможно назвать убеждения людей. 4. Процесссоциализации
В отечественнойпсихологии считают, что развитие личности происходит в процессе социализации ивоспитания. Человек с самого своего рождения окружен себе подобными людьми, скоторыми ему как никак приходится взаимодействовать.
Общение – одно изважнейших путей развития личности. Первый опыт общения человек получает всемье, видя как общаются родители между собой, с другими людьми. Именно в семьеу ребенка закладывается основа личности. Есть мнение, что основы закладываютсявплоть до трех лет. Это довольно сложный период для человека, так как именно вэто время происходит развитие психических процессов, у ребенка начинаютформироваться его личностные качества. Развиваясь, формируясь как личность,человек получает опыт общения в детском саду, в школе, университете, на работе.Это все происходит процесс, воспроизводство индивидом социального опыта,который называется – социализацией.
Природа дала человекумного, это факт, но человек рождается слабым, еще пока ничего не знающий ожизни. У него нет ни знаний каких-либо, ни умений. Чтобы становиться сильнее,расти, нужно еще потрудиться. Поэтому нельзя сказать в каком возрастезавершится процесс социализации, так как он длится постоянно, даже в зреломвозрасте.
Процесс социализацииполностью связан с общением и деятельностью людей, о чем и говорит наша темареферата. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно вобщении и в его деятельности.
В процессе социализациииндивиды, как уже говорилось ранее, воспроизводят социальный опыт. Хотелось быуточнить, что разные личности из одинаковых ситуаций могут выносить абсолютноразличный опыт. Это же есть основа не социализации, а индивидуализации. Так каккаждый человек – он уникален. С этим также трудно поспорить. 5. Развитиеличности в деятельности
Большую роль в развитииличности играет его деятельность. Деятельность – это внутренняя и внешняяактивность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нетобщественной деятельности, нет полноценного развития личности. Деятельность вформировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельностичеловек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакойдеятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Онаслужит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человекаможет снизиться умственная работоспособность.6. Этапыразвития деятельности
В чем же проявляетсядеятельность, формирующая человека, как личность? Деятельность человека можноразложить поэтапно, начиная рассматривать с самого раннего – с рожденияребенка.
· Вмладенчестве главной деятельностью является непосредственное взаимодействие свзрослыми, ребенок начинает эмоциональное общение;
· Следующийэтап, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя;
· Затемначинается важная учебная деятельность, где реализуются потребности в учении;
Например в школе,ребенок получает огромный объем информации. Эти знания несут разное значение.Ученик, когда усваивает данный ему материал, он, тем самым, обогащает свойсоциальный опыт. Не обязательно, что это будет ценный опыт. Опыт может быть какпозитивным, так и негативным.
· Уже,будучи подростком, удовлетворяются потребности в общении со сверстниками,начинается реализация учебно-профессиональной деятельности; 7. Развитиеличности в общении
Общение играетнемаловажную роль в развитии личности. Общение – неотъемлемая частьформирования человека, как личности. Начнем с понятия о том, что такое общение.
8. Понятие общения
Общение – это виддеятельности, которая в свою очередь направлена на обмен информации междулюдьми. Также это процесс взаимодействия между людьми. Общение преследует некуюцель – это установка взаимопонимания между людьми. Через общение человекприобретает свои познавательные качества, способности. Тем самым, при активномобщении, активно идет формирование личности. 9. Основные этапыразвития общения
В психологипредставлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять наразвитие. Вкратце о них:
1. Ребенок,которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой ижестикуляцией.
2. Ввозрасте до года, начинают формироваться, функционировать основные органычувств.
3. Затемребенок начинает использовать язык, как средство общения.
4. Нуа до 6-7 лет, идет начальный этап общение. Ребенок научился говорить, способенсам выразить, то, что хочет.
Общение – это одна изоснов формирования личности. Ведь если человек не способен общаться, неспособен понять других, он будет отставать от остальных в развитии. Ничто какобщение, не способно дать человеку интересующие его сведения, знания. Общение вразвитии человека, в первую очередь, основано на его деятельности. Когдаребенок поступил в школу, он не только получает там знания и учится, такжеобщается со сверстниками, с учителями, тем самым учится достигать взаимопониманияс людьми разных возрастов. Все это имеет непосредственное влияние на развитиечеловека, как личности.Вывод
Социальная среда – этото, что окружает человека в социальной жизни. Это проявление общественныхотношений на определенных этапах развития.
Длясоциально-психического анализа личности есть определенные понятия:
· человек
· индивид
· личность
· индивидуальность
Из представленныхпонятий наиболее общее является – человек. Индивид представлен какбиологический организм, носитель наследственных свойств. Не зря говорят:«Индивидом мы рождаемся. Личностью становимся». Мы не можем новорожденногоребенка называть личностью. Личностью надо стать. Понятие индивидуальности мыупотребляем, когда хотим сказать об особенной, ни на кого не похожей личности.
В своем реферате яподробно рассмотрела понятие личности, условия ее развития и формирования.Личность человека формируется в результате воздействия различных факторов:природных, общественных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от волии сознания людей. Мне предстояло ответить на вопрос, как же развиваетсяличность на протяжении всей жизни и какие основные факторы оказывают на еевлияние. Этими основными факторами являются деятельность и общение.
Формирование личности вопределенных условиях называется процессом социализации. Существуют следующиестадии социализации:
· Первичная,это когда ребенок только родился и он начинает познавать мир,приспосабливаться, адаптироваться;
· Стадияиндивидуализации, когда возникает желание выделиться из толпы. В 18-25 летвырабатываются устойчивые качества личности.
· Стадияинтеграции, когда возникает желание обрести свое место в обществе. Есликоллектив принимает человека, все проходит благополучно, в ином случае учеловека может возникнуть агрессия, он может стать «как все».
· Трудоваястадия охватывает весь период зрелости человека, это весь период трудовойдеятельности.
· Послетрудоваястадия, здесь представлены уже пожилые люди, которые передают свой опыт новымпоколениям.
На процесс социализации,развитие личности влияет не один фактор. Наиболее основные из них, как ужеговорилось ранее, это деятельность и общение. В своем реферате я поэтапноподробно рассмотрела эти два фактора. Думаю, мы смогли убедиться в том, что безобщения и без деятельности человек не сможет сформироваться, как личность.
С самого рождения,человек начинает развиваться. Пока ребенок маленький, он наблюдает, какобщаются его родители. Общение – это важная часть развития личности. Мыполучаем интересующие нас сведения путем общения. Деятельность играет такжеважную роль в развитии личности, так как человек – существо деятельное. Людиучатся, работают, именно там появляются задатки их личностных характеристик.Включившись в систему общественных отношений и изменяясь в процессе своейдеятельности, человек приобретает личностные качества. Развитие личностипродолжается на протяжении всей жизни, нельзя дать точного ответа, когда жеэтот процесс завершится.
Личность – это нечтоуникальное. Именно общаясь, работая, можно сформироваться как личность. Есличеловек живет на необитаем острове совсем один, то, наверное, такого человекаможно назвать только подобием личности.
Развитие личности –это, прежде всего, ее социальное развитие. Личностью человек может стать тогда,когда начнет совершенствовать социальный фактор деятельности. Фундаментомличности выступают общественные отношения, но в первую очередь, именно те,которые основаны и реализуются в его деятельности. Процесс развития личностивсегда останется неповторимым. У каждого человека он протекает по-разному, этозависит от условий, от социальной среды, которая окружает человека. социализация личность общение деятельность
Когда человек, осознавсебя как личность, определив свое место в обществе, человека можно назвать индивидуальностью.Он обретает свое достоинство, свою свободу, благодаря которым, появляетсявозможность отличить его от любой другой личности и выделить среди толпы.
Список использованнойлитературы:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение вобщую психологию. — М.1996.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб. 2000. – 497 с.
3. Гамезо М.Д. и др. Атлас попсихологии. — М. 1986. – 240 с.
4. Лютова С.Н. Социальная психологияличности. – М. 2002. – 179 с.
5. Психология личности.М.: Изд-во МГУ, 1990.
6. Мотков О.И. Как устроена личность.– М.2005. – 63 с.
7. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. — М., 1983. – С. 115-133.
8. Коростылева Л.А. Монография.Психология самореализации личности. – СПб. 2005. – 222 с.
9. Аверин В.А. Психология личности:Учебное пособие. – СПб. 1999. – 89 с.