Содержание
Введение
1 Что представляет собойсемья
2 Новые подходы корганизации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста
3 Как прожитьадаптационный момент, научиться видеть и понимать друг друга
4 Как помочь родителям
Библиографический список
Введение
Если детский психиатр в состоянии наладить отношения с семьейпациента, то он получает благодаря этому значительные преимущества при лечениисвоих больных. Совсем не требуется, чтобы детский психиатр стал семейнымврачом, тем не менее он должен быть в состоянии подключить семью кдиагностическому и лечебному процессу, должен обладать базисными навыками вустановлении рабочего сотрудничества с семьей, в распознавании особенностейэтой семьи и, наконец, относиться с уважением к ее традициям.
Следствием установления хорошего контакта с семьей могутбыть:
• нарастающее содействие процессу лечения; нарастающаяподатливость лечению;
• нарастающее понимание сил, способствующих выздоровлению;
• доступ к ресурсам семьи;
• оказание помощи при уходе за больным и защите его;совершенствование таких процессов, как подотчетность и управляемость.
Сказанное в одинаковой степени служит пользе как ребенка, таки семьи. Вовлечение семьи может оказаться бесполезным при разрешении проблемребенка. Семью не следует рассматривать как основную этиологическую причинусуществующих проблем ребенка; соответственно нельзя рассчитывать, что привоздействии на нее указанные проблемы полностью разрешатся. Значение семьи всистеме детских проблем может быть классифицировано таким образом:
• проблемы имеют биологическую базу; семья в их происхожденииотчетливой роли не играет (например, аутизм, синдром Туретта, неспособность кразвитию);
• проблемы ребенка, по всей вероятности, имеют отношение ксемейной дисфункции (например, нарушения поведения);
• семейные дисфункции, по всей вероятности, имеют отношение кпроблемам ребенка (например, конфликт родителей по поводу воспитания ребенка);
• проблема ребенка — следствие семейной дисфункции (например,травматизм в результате насилия, жестокого, пренебрежительного обращения).
Подчас терапевт может ошибочно исключить семью из лечебнойсистемы, если он сочтет, что существующие проблемы ребенка не связаны сособенностями семейного функционирования либо семья, по его мнению, являетсяисточником эксплуатации, насилия, отвергания ребенка. Однако даже в техслучаях, где проблемы ребенка обусловлены биологически, их успешное разрешениеневозможно без вовлечения семьи, равно как и без вовлечения ребенка в системувзаимоотношений. Неадекватное использование семейных возможностей усугубляетсостояние больного ребенка. Даже в том случае, когда члены семьи причинилиребенку вред, между ними и ребенком тем не менее сохраняются эмоциональныесвязи, к которым, предпринимая попытки по защите больного, тем не менее нужноотноситься с должным пониманием. В качестве примеров программ, преследующихцель сохранения семейных взаимоотношений в такого рода ситуациях, можноупомянуть программы внутрисемейной работы по выработке умения разрешатьстрессовые ситуации; соответственно, предупреждать жестокость и пренебрежение вотношении детей; помощь приемным родителям в установлении близких семейныхотношений с приемными детьми; поддержание семейных связей между членами семьипри аресте одного из них. Повторяясь, можно еще раз отметить, что, поскольку всемейные связи так или иначе вовлечены все дети, эти связи следует расцениватькак ценный инструмент в лечении ребенка.
Основа семейной работы определяется на этапе фазы оценки,сама же работа с интервалами продолжается в течение всего курса лечения. Ккритическим моментам этого лечения, вовлекающим в систему взаимоотношений еслине всех, то основных членов семьи (обеспечивающих воспитание), следует относитьте, при которых принимаются принципиальные решения (при условии пониманияситуации всеми членами семьи и соблюдении условий, характеризующихинформированное согласие). Несмотря на тот факт, что согласие достигается, какправило, при вовлечении одного родителя (обычно мать), такой подход, даже приабсолютно ответственной позиции родителя, может нередко привести к ошибочномупониманию сути лечения, его недооценке, в конечном счете — к несогласию илипреждевременному окончанию лечения.
1 Что представляет собой семья
С точки зрения семейной работы с детьми членами семьи считаюттех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказываютнепосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка. Нижеприводятся некоторые варианты определения этого понятия с профессиональнойточки зрения:
• все основные члены семьи (мать, отец, сиблинги);
• все находящиеся в родстве лица, объединенные общимхозяйством;
• все лица, объединенные общим хозяйством (включая состоящихна пансионе, постоянно проживающую прислугу);
• все лица, объединенные общим хозяйством, и близкие членысемьи (включая родителя, состоящего в разводе, опекаемых дедов и бабок);
• любой из перечисленных выше и лица из оказывающего влияниеокружения (сотрудник по уходу за ребенком, учитель, работник социальнойслужбы);
• «система распознавания проблем», представленнаясовокупностью лиц, вовлеченных в процесс определения и разрешения проблемребенка.
Один родитель может считаться «семьей» только в том случае,когда родитель-одиночка (как правило, мать) проживает с ребенком в изоляции отсвоих близких Большинство же родителей, в одиночестве осуществляющих ведениедомашнего хозяйства, имеют постоянные существенные взаимоотношения с окружениемв том числе и с сиблингами ребенка, близкими друзьями, родственниками своихродителей. Беседа с матерью, которая сама по себе еще не является работой ссемьей тем не менее может оказаться успешным шагом в деле получения анамнестическихсведений. Работа с парой «мать-ребенок» (что исключает из системывзаимоотношений других значимых членов семьи) может оказаться нерезультативной,даже иметь отрицательные последствия. Это объясняется невозможностью в подобныхситуациях из-за отсутствия сотрудничества с другими членами семьисбалансировать систему существующих взаимоотношений. Поэтому из соображенийэффективности семейной терапии при ее проведении рекомендуется привлекатьостальных детей семьи.
семья ребенок воспитание
2 Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемныхдетей раннего возраста
В настоящей сложной экономической ситуации государственнаяподдержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающимпроблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогическойпомощи таким семьям может быть реорганизация нынешней общественной системывоспитания детей. Причин, делающих это непременным и возможным, несколько.
Существующая система ясельного воспитания уже не способнаотвечать современным требованиям. Как следствие этого, большинство детей(прежде всего детей с особыми нуждами) не укладывается в ту схему развития, накоторую рассчитаны ясельные учреждения. Таким образом, проблемные малыши, семьикоторых и так не получают необходимой социальной поддержки, вынужденыоставаться за пределами яслей без психологической и педагогической помощи.
Среди населения наблюдается правомерный и естественный ростпопулярности семейного типа воспитания, в результате чего большая часть такназываемых благополучных детей раннего возраста воспитывается в домашнихусловиях. Эти дети чаще всего впервые попадают в поле зрения специалистов лишьк моменту поступления в школу или еще позднее, когда выявляется ихнесостоятельность в школьном обучении. Хотя нередко у этих детей за внешнимблагополучием скрываются различные отклонения в психическом развитии, заметныена ранних стадиях только специалистам (психологам, дефектологам,психоневрологам). Таким образом, данная категория детей также остается безнеобходимой социально-психологической помощи в раннем возрасте.
В последнее время школа стала предъявлять повышенныетребования к интеллектуальному уровню детей уже при их поступлении в школу. Приэтом зачастую проводится недостаточно профессиональный, но очень жесткий отбори отбраковка «непригодных» к обучению детей в элитных и престижных школах(порой создается впечатление, что перед школой стоит задача учить только техдетей, которые и без нее доказали свою способность к обучению). В связи с этимзаботливые родители начинают интенсивно готовить своих малолетних детей кпредстоящим школьным испытаниям. «Домашние» дети с двух-трехлетнего возрастапосещают всевозможные эстетические студии для дошкольников, прогимназии,подготовительные курсы при школах. К сожалению, во многих из них занятияпроводятся педагогами, не имеющими специального дошкольного образования.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности обучаемыхдетей, зачастую в содержание используемых программ не заложен принципразвивающего обучения. Целью таких занятий становится подготовка-натаскиваниедетей к конкурсным испытаниям в школе, без учета их возрастных возможностей,индивидуальных особенностей и проблем развития. Как следствие, в ряде случаев удетей-дошкольников еще до поступления в школу формируется негативное отношениек занятиям: у них не только гасится познавательная мотивация, но и появляетсяопережающий страх неуспеха, рождается неверие в свои возможности. Поэтому вданных учреждениях становятся актуальными вопросы психологической готовностималенького ребенка к систематическим занятиям, а также проблемы своевременнойпсихологической помощи детям раннего возраста.
Несмотря на все вышесказанное, даже в крупных городах до сихпор не налажены в достаточной степени ни система ранней диагностики психическогоразвития детей, ни система ранней коррекционной помощи. Очень мало специальных(психолого-дефектологических) диагностических центров для детей раннеговозраста, крайне мала сеть учреждений для детей раннего возраста с отклонениямив развитии. Нет достаточного числа профессионально подготовленных детскихпсихологов, знающих особенности развития детей раннего возраста, патопсихологови дошкольных дефектологов широкого профиля. Почти отсутствуютпсихолого-педагогические консультативные пункты для родителей, где они могли быполучить знания, необходимые для воспитания ребенка, индивидуальныерекомендации и методики по проведению повседневных коррекционно-разви-вающихзанятий с ребенком.
Таким образом, в настоящее время стало чрезвычайно актуальнымсоздание широкой сети консультативной психолого-педагогической и медицинскойпомощи детям раннего возраста. Назрела необходимость в разработке принципиальноновых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) учреждений ссемьями, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста. Желательно такжедальнейшее совершенствование системы специальных яслей для детей с разнымитипами отклонений в развитии, предусматривающей не только медицинскую, но и неменее необходимую дефектологическую и психологическую помощь.
В качестве новых форм взаимодействия семьи и детскихучреждений, имеющих высококвалифицированных специалистов по раннему детству, атакже в плане расширения консультативной психолого-педагогической помощи детямраннего возраста может быть предложено следующее:
• создание более широкой сети консультативных пунктов, гдеродители смогут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь подиагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работыс ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, поналаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлениюего контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, водворе и т. п.);
• организация групп домашнего обучения и кратковременногопребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) идошкольных учреждениях общего типа. Группы домашнего обучения икратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближениякоррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большегочисла нуждающихся детей, а также для оказания своевременнойпсихолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребенка. ВМинистерстве общего и профессионального образования РФ рассматриваетсяинструктивно-методическое письмо, составленное сотрудниками Институтакоррекционной педагогики РАО, в котором предлагается подобная формакоррекционно-воспитательной помощи проблемным детям раннего возраста.
Консультативные службы и группы кратковременного пребываниядетей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательныхкомплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические иразвивающие студии, а также в детских поликлиниках. Это позволит использоватьпомещения данных учреждений и работающих там специалистов по раннему возрасту(в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорныхусловиях)..
В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговоемедико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определениедетей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которыеразвиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощииспользовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычныхдошкольных учреждений (в том числе яслей) желателен психолог иврач-консультант-психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений дляпроблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточноечисло дошкольных дефектологов широкого профиля.
В задачу психолога могут входить следующие направленияработы: индивидуальное психологическое обследование детей, определение общегоуровня психического развития, выявление структуры нарушения (то есть выделениесохранных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатампсихологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологомможет намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. Вдальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметрыпсихического развития, которые требуют большего внимания, участвует вразработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальныеособенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость,устойчивость внимания и т. п.). Особенно важна роль психолога в адаптационныйпериод, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой можетпривести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает дефектологу,воспитателям и родителям в проведении наиболее сложного для ребенка начальногопериода пребывания в новой системе воспитания.
Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений,восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества(конструирование, аппликация, лепка, рисование).
Для успешной и полноценной деятельности консультативныхпунктов и дошкольных учреждений необходимо оснащение их мебелью, удобной исоответствующей возрасту детей; наборами специально подобранных методическихпособий-игрушек, учитывающих особенности развития детей, а также необходимоймножительной техникой. Набор игрушек и пособий для яслей или консультативныхгрупп каждого профиля должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетомвозраста и характера нарушения развития детей. Наличие копировальной техникипозволит обеспечить каждого родителя необходимыми методическими рекомендациямии описанием конкретных индивидуальных занятий, а также методическимиматериалами, текстами прочитанных лекций и т. д. На консультативных пунктахпредполагается проведение следующей работы:
• психолого-педагогические и врачебные консультации повоспитанию и обучению детей раннего возраста;
• проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах— по два или три ребенка);
• чтение лекций для родителей;
• проведение семинарских занятий, на которых обсуждаютсяпроблемы, волнующие родителей;
• обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашнихусловиях;
• демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятийс обучающей целью и т. п.
Родителей необходимо учить методикам проведения коррекционныхзанятий, так как они являются самыми заинтересованными в успехе обучения людьмии больше всего времени проводят с детьми. К тому же родителям важно чувствоватьсвою нужность и способность помочь собственному ребенку. Такое обучениепредполагается как для родителей, воспитывающих детей в яслях, так и дляродителей, чьи дети находятся дома.
Предлагаемые нововведения требуют существенных инвестиций, нореорганизация системы помощи проблемным детям раннего возраста не может неокупиться сторицей. Неуспеваемость детей в начальной школе и в связи с этимсодержание классов коррекции или выравнивания; массовый характер срывов вподростковом возрасте и содержание спецшкол и спецПТУ для девиантных подростков— все это обходится государству значительно дороже. Кроме того, известно, чтокоррекционный эффект значительно выше и легче достигается в раннем возрасте,нежели в школьном.
На протяжении нескольких лет предлагаемые формыконсультативной работы и взаимодействия семей и дошкольных учреждений возникалистихийно (в специализированных яслях, в дошкольных студиях) и на практикепоказывали свою необходимость и перспективность.
Вместе с тем специалисты и родители нередко испытываютдефицит знаний в чисто организационных вопросах проведения коррекционныхзанятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенкак занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности налаживанияпродуктивного обучающего и корригирующего общения с проблемными малышами.
С учетом недостаточной освещенности этих проблем в литературеданная статья помимо организационных вопросов касается также:
• вопросов подготовки детей 1,5-3 лет к посещению детскогоучреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе;
• вопросов установления контакта взрослого с ребенком раннеговозраста в адаптационном периоде;
• вопросов организации общения родителей с проблемнымималышами в домашних условиях.
Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детямс эмоциональными интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можноиспользовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными идвигательными нарушениями).
Попробуем представить: что испытывает малыш, впервыепришедший в ясли или в консультативную группу на занятия?
Воспитателям учреждений и педагогам консультативных икоррекционных групп желательно иметь представление об адаптационных проблемахдетей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми сталкивается ребенок присмене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение привычной обстановки,приход в новое помещение, присутствие сверстников может вызвать у малышастрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждениеили, наоборот, заторможенность, пассивность и обездвиженность. Кроме того,педагогу следует учитывать, что маленькие дети, особенно с нарушениямипсихического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт снезнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладевать специальнымиприемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся в стрессовомсостоянии и особо не форсировать процесс обучения малыша. Хотя вполне понятножелание педагога как можно скорее приступить к занятиям, особенно если ребенокприезжает из другого города на короткий период. С этой целью можно предложитьпедагогу попробовать совместить налаживание эмоционального контакта с ребенкомс внедрением отдельных игровых элементов коррекционных занятий.
Однако основной задачей первого — адаптационного — периодадолжно стать не обучение малыша, а снятие стресса и обеспечение ребенкукомфортного эмоционального состояния. Для этого он прежде всего долженчувствовать себя вне опасности и максимально защищенным. Такую защиту, конечно,сможет обеспечить только мама или самый родной и близкий человек, еезаменяющий. Поэтому именно в период адаптации ребенка (а он может продолжатьсяу некоторых детей больше месяца) целесообразно присутствие мамы на занятиях. Вновое незнакомое помещение (комнату для занятий) лучше, если малыш будет внесенмамой на руках, так как физическая близость с ней создаст у малыша большеесостояние защищенности. По мере установления эмоционального контакта спедагогом ребенок не будет столь нуждаться в физической близости мамы ипостепенно сам начнет удаляться от нее. Но не стоит ускорять этот процесс,лучше, если ребенок самостоятельно начнет овладевать пространством идобровольно отходить от мамы. В первые дни посещения группы ребенку можнопредложить приходить со своей мягкой игрушкой или другим любимым предметом. Этопозволит в какой-то мере сохранить привычность окружающей его обстановки ипочувствовать себя более защищенно.
Помещение для занятий в первое время не должно меняться, таккак малышу трудно привыкать к новым условиям и перемещение в незнакомуюобстановку нередко вызывает у него новую волну страха. Желательно также, чтобыво время занятий в комнате не находились посторонние, — это отвлекает.
Помимо общих организационных моментов необходимо учитыватьиндивидуальные реакции ребенка в экстремальной ситуации адаптации. В результатепроведенных нами экспериментальных исследований было выявлено, что поведениедетей раннего возраста в стрессовой ситуации вариативно, а индивидуальныйразброс проявлений довольно велик. Однако можно выделить две наиболее типичныекатегории детей, полярные по своему поведенческому рисунку. На первый взглядодна категория детей доставляет больше проблем: эти малыши стеничны, ониактивно протестуют и негодуют против любых воздействий взрослого. Другаякатегория — тихие, робкие, пугливые, застенчивые, которые не могут активновыразить даже собственное переживание страха: они затихают, замирают и как бынаходятся в «замороженном» состоянии и никого не беспокоят.
Педагогический подход к описанным категориям детей долженбыть столь же разным, сколь и впечатление, производимое ими. Активные,любознательные малыши могут и самостоятельно преодолеть свои негативныеэмоциональные состояния. Для данной категории детей бывает достаточно общихрекомендаций по проведению адаптационного периода. Так, в определенный момент,когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и проникается доверием кпедагогу, он может самостоятельно успокоиться. У него появитсязаинтересованность в эмоциональном контакте, затем интерес по поводу тойпредметно-игровой деятельности, которую ему предлагает педагог. Постепенно кребенку возвращается его природная эмоциональная живость и активность. Детям, укоторых протестные, негативные реакции приобретают выраженный и стойкийхарактер, целесообразно предложить временно посещать консультативные занятия1—2 раза в неделю, сместив акцент на домашние занятия и уделив особое вниманиеименно психологической подготовке детей. Если же и после месячной специальнойподготовки негативные реакции не исчезают, родителям можно предложитьпозаниматься с малышом только дома, получая рекомендации у педагога и продолжаяготовить ребенка к посещению коррекционной группы или детского учреждения.
С робкими, тихими и очень застенчивыми детьми знакомстводолжно быть очень постепенным. Педагогу следует запастись терпением и бытьготовым затратить много времени на привыкание малыша, пока у него не исчезнетстрах и он не расположится к взрослому. В данном случае не сразу действуютиспытанные педагогические методы по налаживанию контакта. Робкому малышу лучшесначала дать время на руках у мамы привыкнуть к новому помещению и научитьсяпереносить физическую близость и соседство педагога. Для успешного решения этойзадачи может быть предложено следующее: педагог очень эмоционально изаинтересованно играет рядом с малышом, постепенно может привлекать к игре мамуребенка, но ни в коем случае не пытаться втягивать в игру малыша, особенно еслион напряжен и оказывает сопротивление. Дружелюбное соседство педагога,интересные, но не шумные и не резкие игровые действия, отсутствие требованияответных реакций от ребенка, предоставление ему свободного нерегламентированногоповедения помогают постепенно создать у малыша чувство безопасности и доверия,и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Завоеватьдоверие педагогу помогает также ласка, хотя малыш не всегда сразу допускаеттактильный контакт и сначала может испугаться особенно резких прикосновенийпедагога. Однако доброжелательность и внимание, проявленные к таким детям,своевременное и чуткое реагирование на изменение эмоционального состояния ипотребности малышей способствуют установлению эмоционально-тактильного контактасо взрослым. Этот процесс, как правило, не бывает скорым и легким, требует отпедагога гибкости, такта, терпения и огромной любви к каждому малышу. Педагогуследует также знать, что установление эмоционального контакта с ребенком можетосложняться не только переживанием им стрессового состояния. Так, например, детямс интеллектуальной недостаточностью свойственны отсутствие интереса кокружающему (в частности, к людям) и патологическая инертность, которыепрепятствуют полноценному эмоциональному общению. Особые адаптационныетрудности возникают у недоверчивых, неконтактных, заторможенных детей сневыраженной коммуникативной потребностью. С этими детьми педагогу следует бытьособенно осторожным и терпеливым, необычайно доброжелательным, эмоциональным,восприимчивым, чутко реагировать на все эмоциональные проявления ребенка, что,несомненно, поможет преодолеть блок недоверия, который препятствуетустановлению контакта с ним.
3 Как прожить адаптационный момент, научиться видеть ипонимать друг друга
Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организацияпервого — адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложнымдля педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Онтруден и для ребенка, которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться вновых условиях, привыкнуть к незнакомому взрослому и научитьсявзаимодействовать с ним.
Основной и первостепенной задачей в адаптационный периодявляется снятие стрессового состояния у ребенка, а затем установлениеэмоционального контакта с ним. Хочется еще раз подчеркнуть, что в экстремальнойдля ребенка ситуации (адаптации) воспитатель-педагог не должен боятьсяизбаловать малыша, выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем старатьсяориентироваться на потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитательили педагог может носить ребенка на руках, петь ему ласковые песенки,сопровождать свои действия улыбкой и ласковыми вкрадчивыми комментариями, какбудто малыш все понимает. Своим поведением и отношением к малышу педагогснимает эмоциональное напряжение ребенка и готовит его к эмоциональномуобщению. В дальнейшем эмоциональное общение с ребенком может также возникать ипри выполнении совместных действий, которые педагог сопровождает приветливойулыбкой, ласковым голосом, одобряющими и подбадривающими жестами. Педагогу важнопомнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им, а использоватьво время выполнения совместных действий (можно ласково прикоснуться, погладитьпо головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики или поднять на руки).Это должно происходить как бы между прочим, естественно вписываясь в общийконтекст совместной игры и содержание возникающих при этом общих переживаний.
Педагог должен помнить, что только при установленииэмоционального контакта и на его основании возможно в дальнейшем возникновениесотрудничества — деловых отношений с ребенком — и успешное проведениекоррекционных занятий.
Во что же лучше поиграть с малышом, чтобы он пересталбояться?
Программное содержание занятий на первом этапе обязательнодолжно включать игры, способствующие установлению эмоционального контактамалыша с педагогом. Можно предложить следующие игры: «Ладушки», «Беги ко мне»,«Хоровод с игрушкой», «Догонялки» и т. п. В этих играх дети действуют поподражанию. Они выполняют простейшие действия: то убегают от взрослого, тобегут к нему, показывают, где у них ручки или ножки, играют в «ладушки»,«козу»… Взрослый ловит малыша, прижимает его к себе, качает на коленях и т.п.
В играх подобного типа участвуют педагог, мама ребенка и самребенок. В играх желателен тактильный контакт взрослого и ребенка. Сначаламожно предложить игру маме и ребенку, затем, когда малыш освоится и активновключится в игру, присоединяется и педагог. При этом педагог должен максимальнотонко улавливать эмоциональные реакции ребенка и подстраиваться под егосостояния и желания, особенно на первых занятиях. Однако если ребенокотказывается от выполнения игровых действий, то ни под каким видом не стоит егопринуждать. В этом случае педагог увлеченно играет только с мамой, онирадуются, смеются, стараясь заразить своими положительными эмоциями ребенка, итерпеливо ждут проявлений его самостоятельной активности. Робкие, застенчивыедети могут длительно отказываться от подвижных игр, путаться шумных реакцийвзрослых. Педагог должен продолжать играть с мамой, не настаивая на участии вигре ребенка, а чутко улавливая эмоциональные реакции ребенка, стараясьзаинтересовать процессом игры. Желательно использовать естественные жесты,живую мимику, улыбку, голосовые реакции. Взрослым надо играть до тех пор, покаребенок сам не проявит желания принять участие в совместных действиях.
Можно, например, предложить игру «Иди ко мне»: педагогестественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит,обнимает, прижимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком. Другаяигра — педагог спрашивает: «А где наши ручки?» — «Вот они», педагог показываетих, похлопывая ручкам вместе с ребенком и т. п. По этой же модели предлагаютсядругие варианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайкаи т. п. Педагог предлагает сначала уже знакомые по первому этапу игры. Однакоглавным действующим лицом теперь становится игрушка, которая «играет» вместе сребенком — догоняет его, показывает ручки и т. п.
Подобные игры могут помочь в установленииэмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создаетсяположительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждаяэмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей впредметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованноеигрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и вдальнейшем все более активным со стороны ребенка, что является хорошимподготовительным условием к проведению коррекционных занятий.
4 Как помочь родителям
Для родителей, чьи дети готовятся посещать учреждение иликонсультативные группы, можно организовать лекции-семинары. В случае еслиребенок уже начал посещать занятия в группе, то индивидуальныебеседы-разъяснения педагог может проводить в перерывах между занятиями сребенком. Так как коррекционное занятие с педагогом продолжается 45 минут, амалыш продуктивно способен заниматься не более 15 минут, то занятие может бытьпостроено следующим образом. Первые 15 минут педагог занимается с ребенком.Затем 15 минут беседует с родителями, а в это время предоставленный сам себеребенок проводит в игровом или спортивном уголке (в это время педагог, наблюдаяза ребенком, может получить ценную информацию о том, как ребенок способен самсебя занять). В следующие 15 минут педагог снова занимается с отдохнувшимребенком. В данном вопросе нет жесткой регламентации, так как во многоморганизация и тактика проведения занятия определяются условиями, в которыхфункционирует консультативная группа (наличие дополнительных помещений, числопомогающих сотрудников и т. п.).
На первой же консультации родителям необходимо рассказать орежиме учреждения и проводимых занятиях, о требованиях к ребенку. Родителямследует помочь заранее подготовить малыша к приходу в учреждение или назанятия, рассказать им, как можно избежать или сгладить адаптационный стресс уребенка.
Педагогу надо рассказать родителям, как им следует общатьсясо своим ребенком дома в адаптационный период. Особенно родителям проблемногомалыша необходимо пояснить, что им нужно учиться понимать и поддерживать своегоребенка в трудный момент. Они должны стремиться к тому, чтобы дома он постоянночувствовал, как его любят, что родители не наказывают своим отсутствием малышаи не покидают его. Родителям как можно чаще надо показывать, как ребенок имнужен, как искренне принят таким, каков он есть, и как родителя хотят с нимобщаться. Малышу нужно, чтобы его понимали, гладили, баюкали, прижимали кгруди, ласкали, целовали — это физическое проявление любви принципиально важнодля всех малышей, но особенно для детей, имеющих трудности развития. Именнотакое проявление любви доступно для понимания малыша с недостатками развития иобеспечивает ему состояние эмоционального комфорта и защищенности. Такоепроявление родительской любви крайне значимо для детей с нестабильной нервнойсистемой, так как это создает благоприятную атмосферу для общения ипсихического развития. Особенно важно это учитывать, пока ребенок проходитадаптационный период в учреждении. Родителям следует пояснить, что вкаждодневном общении с малышом совершенно необходимы любящий родительскийвзгляд и нежное прикосновение, они должны быть естественными и действоватьумиротворяюще на ребенка. Малыш, растущий в доме, где его щедро одариваютприкосновением и понимающим ласковым взглядом, будет спокойным и уверенным. Емубудет легко общаться не только с родителями, так как он проникнется к нимбольшим доверием и будет понимать, что они всегда окажутся рядом, когда емуплохо. Но и с незнакомыми людьми ребенок будет общаться спокойнее, так какпочувствует себя увереннее и защищеннее.
Родителям следует также объяснить, что малыш с недостаткамиразвития имеет и свои проблемы в развитии навыков общения. Так, вместо тогочтобы отвечать на улыбку звукоподражанием и улыбкой, он может просто равнодушносмотреть или даже отвернуться в сторону, может не воспринимать дажеприкосновений. Родители могут подумать, что малыш не хочет с ними общаться,между тем он нуждается в гораздо большем числе обращений, чем обычные дети.Важно, чтобы родители не прекращали своих попыток общаться и играть со своиммалышом и во что бы то ни стало старались прорваться через стену«необщительности», веря, что контакт с ребенком необходим и возможен. Наиболеесложные проблемы чаще создают дети, которые не любят, когда их гладят,прикасаются к ним или берут на руки, а также не выдерживают взгляда в глаза. Сподобными малышами предстоит более длительная и постепенная работа поустановлению контакта с использованием тех же средств — улыбки, прикосновения,а в наиболее тяжелых случаях — холдинг-терапии.
Развивая навыки общения у малыша, лучше, если родители будутпроявлять не озабоченность недостатками в развитии или трудностями в обучении,а свою безграничную любовь. Для этого малыша нужно брать на руки, играть с ним,улыбаться и радоваться любому проявлению его внимания в общении. Общительностьребенка следует стимулировать и поощрять. Если малыш не умеет улыбаться,говорить, но какими-то телодвижениями показывает, что ему хочется, родителидолжны постараться его понять, учитывая ситуацию, состояние ребенка,направленность и выразительность его телодвижений. Для привлечения вниманияребенок может тянуть за волосы или очки, не прекращая своих действий, даже еслиего пытаются отвлечь. Такое поведение может означать, что он хочет поиграть илипообщаться, но не знает, как сообщить об этом. Малыш может прибегать к такимспособам также в тех случаях, когда его попытки сообщить взрослым о своихжеланиях с помощью других средств — улыбок, — оказались безуспешными. Родителидолжны внимательно следить за поведением малыша, не упускать ситуаций, когда онособенно расположен к общению, и верить, что они обязательно научатся пониматьсвоего малыша. Например, если он смотрит сосредоточенно, нужно улыбнуться ему,взять на руки и попробовать поиграть с ним.
Тогда малыш будет знать, что родителям действительно приятнобыть с ним, и они могут его понимать. И надо обращать внимание на малыша всякийраз, когда у него появляется улыбка, и стараться игнорировать его удары идерганья, хотя это и не всегда просто. Следует пояснить родителям, что малышлегко повторяет свои действия, если они привлекают к себе внимание взрослых и сих помощью можно добиться желаемой цели; если же родители сердятся на малыша задействия, которые им не нравятся, и никак не реагируют на действия, которые имнравятся, то малый станет делать как раз то, что хоть как-то отмечаетсяродителями, то есть то, что ими осуждается. Таким образом, элементомправильного общения с ребенком являете: адекватная реакция родителей на сигналыребенка, и тогда постепенно малыш усваивает способы, как привлекать вниманиеродителей, начинать поддерживать общение.
Известный американский психотерапевт Р. Кемпбелл считает, чтосоответствующий возрасту постоянный контакт глаз и физический контакт — это двадрагоценных дара, которые родители могут использовать как наиболее эффективныеспособы заполнения эмоционального резервуара ребенка. В этом случае ребенокбудет чувствовать себя более уверенно, ему захочется общаться, и он будетспособен устанавливать наиболее полноценные контакты, что, в свою очередь,поможет ему развиваться наилучшим образом.
Надеемся, что изложенные здесь рекомендации педагогам исоветы родителям помогут правильно организовать общение в сложный адаптационныйпериод и подготовить малыша к коррекционным занятиям, а также будут полезны ввоспитании и сделают педагогический процесс более радостным и творческим.
В заключение позволим себе сделать некоторые выводы
Необходимо создавать широкую сеть консультативных пунктов, накоторых можно проводить комплексную (психолого-педагогическую и врачебную)диагностику психического развития детей раннего возраста. Это может позволитьсвоевременно выявить имеющиеся трудности и отклонения в развитии детей,предупредить вторичные личностные реакции на дефект, облегчить процесссоциализации и в какой-то степени снизить школьную дезадаптацию детей.
Диагностика должна проводиться различными специалистами:психологами, дефектологами, воспитателями, педагогами, врачами и т. д.Сотрудничество специалистов разных профессий в проведении комплекснойдиагностики и совместная разработка комплексной коррекционной программыпозволят более широко и профессионально решать проблемы каждого ребенка.
На основании диагностических данных предоставляетсявозможность построить комплексную психокоррекционную программу, направленную насмягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитииребенка. В осуществлении психокоррекционной программы должны принимать участиевсе необходимые специалисты (врачи, дефектологи, психологи, воспитатели,кружководы и социальные работники).
В настоящее время назрела необходимость в осуществлении новыхформ взаимодействия дошкольных и специальных коррекционных учреждений с семьями,самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста — например, организациягрупп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями вразвитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа.
Необходимо привлекать родителей к разрешению проблем своегоребенка. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оцениватьвозможности своего ребенка; их надо специально обучать заниматься с собственнымребенком. Помощь семье должна состоять в рекомендации родителям такихвоспитательных мер и в определении такого психокоррекционного подхода, которыйпозволил бы позитивно оценивать ребенка и находить способы адекватнойкомпенсации имеющихся нарушений психического развития.
Библиографический список
1. ГалигузоваЛ. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до шести. М.: ИНТОР, 2008.
2. ГарбузовВ. И. Человек — жизнь —здоровье: древние и новые каноны медицины. СПб.: Комплект, 2009.
3. КатаеваА. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников:Книга для учителя. М.: Изд. фирма «Бук-мастер», 2010.
4. КорчакЯ.Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
5. ЛесгафтП. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008.