Реферат по предмету "Психология"


Ранняя алкоголизация у детей подросткового возраста

ПсковскийВольный институт
Кафедрапсихологии и социологииКонтрольная работа
Анализ статейжурнала «Вопросы психологии» по теме:
«Ранняяалкоголизация у детей подросткового возраста»по предмету «Психология кризисных состояний»
Студентки 5-го курса
специальности «Психология»
заочного отделения
Лобановой Н.С.
Преподаватель:
Хубеева Е.А.Псков 2010
В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возрастанапрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейныхвзаимоотношений родителей.
Для рассмотрения данноговопроса мы использовали статьи из журнала «Вопросы психологи»:
1.  Ребенок в алкогольной семье:Психологический портрет В.Д. Москаленко.
2.  Отношение к времени: психологическиепроблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения В.С. Хомик, А.А.Кроник.
3.  Социально-психологические механизмыусвоения детьми алкогольной традиции О.Л. Романова, Т.И. Петракова.
Из данных статей мывидим, что точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больнымиалкоголизмом родителями, неизвестно, однако есть основания полагать, что оновелико.
Опишем для началапсихологический портрет семьи:
Все семьи с наличиембольного алкоголизмом (назовем их для краткости алкогольными) являютсядисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другиестрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегдадисфункциональна, лишь временами она может нормально жить. Основные признакидисфункциональной семьи заключаются в следующем:
- члены семьи не уделяютвнимания друг другу, в особенности родители детям;
- родители плохо,неправильно относятся к детям;
- вся жизнь семьихарактеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами –деспотичностью;
- члены семьиозабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один илиболее секретов семьи;
- в правилах семьизначительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности ичувства, используются эмоциональные репрессии;
- взаимоотношенияригидные.
В дисфункциональныхсемьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:
- «Не выражай своихчувств, не злись, не будь печальным, не реви»
- «Не думай, невозражай, а выполняй мои приказы, не задавай вопросов»
- «Не выноси сор изизбы, не предавай семью, не выбалтывай секретов»
- «Никакихразговоров за спиной!»
- «Пьянство непричина наших несчастий».
Подчеркивается также, чтов алкогольных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.
У В.Д. Москаленко описано5 типов таких семей:
1.  Размытость, нечеткость границ. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена,непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие –ненормальны и теряют «твердость психологической почвы под ногами».Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткостиграниц личности.
2.  Отрицание. В жизни алкогольной семьи так многовсего построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицаниепроисходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицаетналичие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семьяотрицает все тягостные события, происходящие в семье. Ребенку становится труднопонимать, что же вокруг него происходит.
3.  Непостоянство. Поскольку потребности ребенкаудовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе,страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает внимание к себе любымидоступными ему средствами, включая делинквентное поведение.
4.  Низкая самооценка. Вся система воспитания в такой семьезаставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, чтопроисходит. Он был недостаточно хорошим, он совершал много ошибок, он вообщевесь состоял из ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, чтос ним случается.
5.  Недостаток информации о том, как функционируют здоровыесемьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, какдолжна функционировать нормальная семья
Психологическийпортрет ребенкавоспитывающегося в алкогольной семье следующий. Из раннего опыта жизни сродителями, больными алкоголизмом, ряд авторов выводят психологическиеособенности детей. Сходство уклада жизни в таких семьях обусловливает сходныепсихологические особенности детей. Приводимое ниже описание «психологическогопортрета ребенка» составлено на основе ряда источников литературы, а также сучетом знаний, полученных в Ратгеровском университете (США) в Летней школеизучения алкоголя и алкоголизма на семинаре «Дети больных алкоголизмом»,руководимом J.G. Wortitz. Данная литература явилась не столько результатомнаучных исследований, сколько итогом работы практических психологов с детьми иих семьями.
«Этот ужасный секретсемьи» от детейродители пытаются спрятать все плохое, что связано с алкоголизмом. Вся семья,включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворяться, что всехорошо, давайте все плохое спрячем и тем защитимся». Сокрытие становитсяобразом жизни. Дети – жертвы двойного стандарта. Они боятся говорить открыто освоих проблемах, вырастают замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше ихмогут мучить ночные кошмары. Хотя секрет семьи всегда раскрывается, детипривыкают жить зашторенными, они уже не видят правды.
«Жизнь в укрытии». Дети стремятся всеми силами скрытьпозор своей семьи. Дети не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, нис учителями. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорироватьреальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни
«Что же реально?» Часторебенку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, итем, что ему говорят, что дети начинают не доверять тому, что видят, слышат ичувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навестипорядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места и затем чувствоватьсебя надежно, в безопасности. Но затем все снова перемешивается, навестипорядок не удается и наступает фрустрация.
«Послания с двойнымсмыслом». За своюжизнь ребенок в алкогольной семье слышит много такого, что содержит в себепротиворечивый смысл. Эти обращения к детям называют смешанными посланиями(mixed messages), информацией с двойным смыслом.
Ребенок начинаетпривыкать отрицать правду.
«Борьба, ссоры,драки». Дети ищутрешения проблемы внутри себя. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемыефизической агрессией оказывают психотравмирующее действие на ребенка, детиусваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и дракистановятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик.
«Страхи, дурныепредчувствия». страхперед открыванием двери в свой дом. Дети склонны подолгу задерживаться внедома, чтобы уберечь себя от того, что может произойти дома. Так начинаетсяникогда не покидающий страх за будущее. С годами страх углубляется. Даже приотсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога,дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.
«Разочарования». Они перестают ожидать обещанного,чувствуют, что родители совершили предательство перед ними. Будучи взрослыми,они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, таки в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себесо стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могутоставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.
«Слишком быстроевзросление». Ребенкуприходится брать на себя часть обязанностей главы семейства, за младших братьеви сестер (например, в случае, если отец умирает от алкоголизма), он нечувствует себя счастливым. Он испытывает гнев и раздражение оттого, чтоприходится заботиться о матери. Естественный процесс взросления подталкивался,был под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность делитьсяпереживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих,доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если жеодобрение не приходит, он становится раздавленным и злым. Такие люди не умеютнаслаждаться жизнью.
«Сексуальноеоскорбление». Подсексуальным оскорблением (sexual abuse) понимают не только явноеизнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие.Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьяхс наличием больного алкоголизмом. Характер последствий сравнивается с тем, чтооставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своейжизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большогосекрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвыво всех жизненных ситуациях, пассивность, промискуитет – вот далеко не полныйперечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства либо соскрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.
«Другие оскорбления 38 % избиваемых детей – это жертвыродителей, больных алкоголизмом. Дети, вырастая, продолжают влачить жалкоесуществование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызовродителю-обидчику.
«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания кребенку.
Эмоциональнымпотребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяют должного внимания. Идети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они неусваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптациюв будущей своей собственной семье.
«Пониженнаясамооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формируетпониженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, ивоспринимают себя как ничто – некомпетентными во многих областях жизни. Жизнь внеуютной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже естьневнимание к нуждам ребенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себястоящими людьми.
«Жизнь в мирефантазий». Уход вмир фантазий, магическое мышление помогают ребенку выжить в трудных семейныхусловиях. Главная тема фантазирования: «Что, если бы мой отец (моя мама) быливсегда трезвые...» Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся душиребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеетсчастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя.Сновидения на подсознательном уровне служат той же цели – быть прибежищем отдействительности либо объяснять непонятное. Фантазии и сновидения, объясняющиенепонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этихпроблем, если бы я родился в другое время», «Если бы у нас было больше денег,мы были бы счастливы».
«Мифы, помогающиевыжить». У детейскладываются ложные верования. Самые распространенные четыре следующих:
1)  «Я явился причиной алкоголизма. Ядолжен что-то с этим сделать», «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругалисьмежду собой, и было бы меньше пьянства в нашем доме».
2)  «Я не такой, как все остальные.
3)  «Мне следует постоянно контролироватьсебя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет».
4)  «Вот придет кто-то или случитсячто-то, и все это изменится».
Плохо, когда фантазия,выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифымогут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, и вотэто опасно для его развития. Тогда способность быть хозяином своей судьбыуменьшается, а не возрастает.
Ребенок определяет, ктоон, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Оноценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делатьподобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, все этиоскорбления (вербальные, физические, сексуальные), укоренившееся в сознаниичувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности вделах ребенка, постоянное неудовлетворение его физических и эмоциональныхпотребностей – все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку,недостаточное сознание чувства собственного достоинства.
В дополнение к полученнойинформации мы приведем цитаты из статьи «Социально-психологические механизмыусвоения детьми алкогольной традиции» О.Л. Романова, Т.И. Петракова.
Авторы утверждают, чтоприобщение детей к алкоголю в рамках процесса социализации можетрассматриваться как элемент усвоения и последующего воспроизводства традицийалкогольной субкультуры: освоение норм и образцов алкогольной субкультурыпроисходит через запечатление, хранение, аккумуляцию и передачу соответствующейинформации. В ходе развития меняется позиция ребенка по отношению купотреблению алкоголя.
Усвоение детьмиалкогольной субкультуры соответствует формированию социальной установки поотношению к алкоголю. Данная установка развивается под воздействием эталонов,принятых в ближайшем окружении ребенка, и осуществляется в соответствии сфазами освоения символических, функциональных, смысловых или ценностныхаспектов субкультуры или ее ритуалов.
Авторами было проведеноисследование, целью которого являлось изучение этапов формирования социальнойустановки по отношению к употреблению алкоголя или приобщения детей калкогольной субкультуре.
Данное исследованиепостроено на предположении о том, что дети дошкольного возраста,преимущественно являясь наблюдателями алкогольных традиций, усваивают ихсимволическую сторону, видят стереотипы поведения, связанные с алкоголем,составляют суждения о поводах употребления спиртного. В младшем школьномвозрасте ситуация меняется, дети часто становятся участниками алкогольныхритуалов, имитируют поведение взрослых в ситуации праздничного застолья. Вподростковом возрасте происходит качественный сдвиг – дети воспроизводят ипереносят усвоенные нормы в различные ситуации, превращаются в носителейалкогольной субкультуры.
Результаты исследования,косвенно отражающие эмоционально-оценочный компонент установки илифункциональную составляющую алкогольного ритуала, показали, что у детей ввозрасте 6–7 лет имеются основные элементы информационной составляющейустановки по отношению к алкоголю. Они ориентированы в поводах употребленияалкоголя, в изменениях внешнего вида взрослых в состоянии опьянения, у частидетей имеется представление о вкусовых качествах алкоголя, все детиориентированы в половозрастных нормативах. Участие детей дошкольного и младшегошкольного возраста в алкогольных ритуалах ограничено, как правило, они являютсяпассивными наблюдателями.
Далее в возрасте 9–11 летотмечается расширение спектра ситуаций, допускающих употребление алкоголя,освоение воздействия алкоголя происходит в результате более дифференцированногооценочного восприятия нетрезвых взрослых, а также оценки изменения своегосостояния в результате единичных проб. Проявление полярных оценоксвидетельствует о формировании предпосылок для оценочной составляющейустановки. В поведении появляются элементы включенности в алкогольный ритуал.Обогащается и уточняется его символическая сторона.
В подростковом возрасте к14 годам появляется первый, относительно самостоятельный результат усвоенияалкогольной субкультуры в виде проб употребления алкоголя,индивидуализированных реакций. Сужается круг ситуаций, связанных супотреблением алкоголя, что обусловлено включением личного опыта. Реакциипротеста при оценке эффектов алкоголя свидетельствуют о формировании того илииного ценностного отношения. Амбивалентность алкогольных установок родителейначинает отражаться в нормативных предписаниях подростков противоположного полаи фактическом употреблении алкоголя другими.
Важным открытием для насстал анализ статьи «Отношение к времени: психологические проблемы раннейалкоголизации и отклоняющегося поведения» В.С. Хомик, А.А. Кроник, в которойавторы провели сравнительный анализ отношений к настоящему и будущему у детейбольных алкоголизмом (заключенных ВТК) и обычных детей.
Исследователи данноговопроса пришли к следующим выводам:
1.  Решение проблем ранней алкоголизациии противоправного поведения с позиции психологии жизненного пути личностисвязано с особенностями переживания настоящего времени как одного из проявленийкартины жизненного пути в самосознании человека. Психологическое настоящеевключает в себя актуальные для личности события жизненного пути, т.е. наиболеезначимые с позиции текущего момента жизни события хронологического прошлого, ибудущего. Переживания настоящего резко различаются у обычных школьников ивоспитанников ВТК.
2.  Отличительной чертой благополучныхюношей является акцент на ценности настоящего времени, а девиантов – на сугубогедонистическом к нему отношении. На фоне несформированности критериев ценностии актуальности времени картина настоящего у юношей-девиантов оказывается весьмарасплывчатой – текущее время они переживают менее значимым и полезным, болеескучным и пустым, непривлекательным и т.п.
3.  У благополучных юношей протяженностьперспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных;протяженность ретроспективных ориентацией существенно не различается. Этоуказывает на то, что содержание психологического настоящего в юношескомвозрасте определяется в большей мере актуальными предстоящими событиями, а непрошедшими.
4.  Наши данные позволяют выделить двакачественно различных измерения уровня субъективного контроля: во-первых, надрезультатами жизнедеятельности (интернальность–экстернальность в традиционномее понимании) и, во-вторых, над процессом достижения этих результатов (контрольнад настоящим). Для различения юношей с разным уровнем приобщения к алкоголюдиагностичным является контроль над процессом, а не над результатами. Ублагополучных юношей доминирует внутренний контроль над процессом, унеблагополучных он выражен в гораздо меньшей мере.
5.  Полученные результаты позволяют датьнесколько практических рекомендаций.
Во-первых, у юношей-правонарушителей излоупотребляющих алкоголем необходимо создавать в пределах возможногоположительный эмоциональный фон, на основе которого целенаправленно формироватькритерии ценностного отношения к времени, способность правильно оценитьзначение и полезность текущих событий. Без предварительного создания«сегодняшней» или «завтрашней радости» сформировать ценностные критерии непредставляется возможным.
Во-вторых, важно учитывать выраженнуюпотребность юношей в более глубоком осознании логики происходящих в своей жизнисобытий, в создании ясной картины жизненного пути. У юношей-правонарушителейэта потребность обострена сложной жизненной ситуацией, выход из которой состоитв том, что им нужно «отсечь прошлое» и суметь «начать новую жизнь». Такаяситуация предполагает разрушение сложившейся у личности прежней картины еежизни и построение новой, связывающей «здоровые слои» жизненного опыта ссоциально, личностно значимыми и достижимыми будущими целями.
Таким образом, на примереданного анализа психологических статей по конкретной проблеме: Ранняяалкоголизация у детей подросткового возраста, мы пришли к выводу о том, чтосама алкоголизация, и употребление спиртного как такового не являетсяпроявлением кризисных особенностей у детей, чьи родители страдают алкоголизмом,скорее это носит приобретенный девиантный стиль поведения. Но, безусловно,такие дети нуждаются в психологической помощи и психокоррекции.

Списокиспользованной литературы
 
1. Ребенок в алкогольной семье: Психологический портрет В.Д.Москаленко.
2. Отношение к времени: психологические проблемы раннейалкоголизации и отклоняющегося поведения В.С. Хомик, А.А. Кроник.
3. Социально-психологические механизмы усвоения детьмиалкогольной традиции О.Л. Романова, Т.И. Петракова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.