Реферат по предмету "Психология"


Развитие психологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы

Рефератк проекту:
Развитиепсихологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы


1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ:Историко-системный анализ становления научной и практической психологии вСибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки,предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вклад впостроение теории отечественной психологии, повышение качества психологическойпомощи и в расширение спектра психологических услуг, оказываемых населениюрегиона. Историко-системный анализ способствует дальнейшему становлению научныхпсихологических знаний на основе развития психологических школ региона Сибири иих взаимодействия с основными научными школами России (Москва, Санкт-Петербург,Ярославль, Ростов и др.), что в целом способствует формированию единогопсихологического регионального сообщества.
3. СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ ИПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Выполненная работа способствовала:
• организацииакадемических и практических психологов в единое профессиональное сообществорегиона Сибири;
• внедрению в практикусоциально-психологического и клинико-психологического обслуживания населениярегиона Сибири моделей, разработанных на основе теоретических концепций;
• активизации научногопоиска психологов на решение актуальных задач сибирского региона;
• представлена основнаясоциально-психологическая проблематика различных групп населения сибирскогорегиона;
• повышению мотивациивластных структур на создание центров психологической помощи различным группамнаселения.
Научная значимостьзаключается:
• в систематизации иуглубленном анализе истории становления и современного состояния научной ипрактической психологии в Сибири;
• продемонстрированавозможность использования транспективного анализа как методологическиоправданного средства познания, адекватного постнеклассическому мышлению, гдерешающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, скоторыми научное сообщество соотносит познаваемую и понимаемую реальность;
• в описании основныхнаучных психологических школ и направлений психологов региона Сибири, а такжетенденций и перспектив их развития;
• в обозначении логикиразвития научной психологии в Сибири в качестве неотъемлемой составляющейотечественной психологии;
• в появлении целого рядаоригинальных концепций и теорий: теория психологических систем,транскоммуникативный подход, общая теория фиксированных форм поведения,концепция индивидуально-типологических различий как детерминант вариантовнормативного развития, концепция этнопсихологии совладающего поведения,концепция персонального мифа, гетеростазическая концепция психологическогостресса, концепция самореализации с позиций системного подхода.
Практическая значимость:
• разработаны и внедреныформы координации психологического сообщества региона Сибири через работуСибирского Психологического форума (с периодичностью 1 раз в два года вразличных сибирских психологических центрах), проведение Ярмарок инициатив впрактике психологического сопровождения, деятельность диссертационных советов,систему научно-исследовательской подготовки соискателей, проведение постояннодействующего открытого методологического семинара, межрегиональную лабораториюпо этнопсихологии развития и становления личности, работу Сибирского центратолерантности и социальной безопасности, редакционной деятельности «СибирскогоПсихологического Журнала», постоянно действующие Школы молодых ученых,повышение мобильности преподавателей и студентов психологических факультетоврегиона Сибири;
• внедряется системаспутниковой Интернет-технологии преподавания психологических дисциплин ипроведения Интернет-форумов регионе Сибири, функционирует психологическаяИнтернет-лаборатория;
• разработка разделовлекционных и факультативных курсов по истории психологии Сибири,методологическим основам психологии, практической психологии, этнопсихологии;
• подготовленометодическое пособие «История психологии в Сибири» для студентовпсихологических и педагогических специальностей и эскизный проект монографии«История психологии Сибири» для аспирантов, докторантов и соискателейпсихологических специальностей;
• сформирован банк данныхо моделях психологического сопровождения в практике социального обслуживаниянаселения: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение впрофилактике злоупотребления психоактивными веществами, модель профилактикиинтолерантного поведения в образовательной среде, модели психологическогосопровождения в ситуации изменения образа жизни (общеобразовательная школа,учреждения дополнительного образования, вуз, миграционная служба,пенитенциарные учреждения, реабилитационные центры для участников локальныхконфликтов и для детей с особенностями развития, антикризисные центры) ипрограммах психологической коррекции и реабилитации в клинической практике.
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯПСИХОЛОГИИ: Проведенный историко-системный анализ способствовал:
• организации первойофициальной встречи представителей основных психологических школ и направлений регионаСибири (Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Красноярск, Тюмень, Омск, Улан-Удэ,Иркутск, Бийск, Владивосток, Благовещенск, Горно-Алтайск, Томск, представители15 психологических факультетов) на Сибирском Психологическом Форуме (Томск,2004);
• пониманию сложившейсяситуации с психологической наукой в регионе в контексте основных этаповстановления психологической науки и тенденций ее развития;
• становлениюпрофессионального постнеклассического мышления;
• инициированиюосмысления становления региональной психологической науки;
• рефлексии ееметодологических проблем, институциональных и персонально-личностных аспектов,выявлению закономерностей и этапов развития в контексте культурных иценностно-смысловых параметров;
• встраиваниюрегиональной психологии в общероссийское научное пространство;
• систематизации научныхзнаний, представляющих интерес для общей психологии, истории психологии,социальной психологии, возрастной психологии, медицинской психологии иэтнопсихологии.
5. ЦЕЛИ:
• проведение историко-системногоанализа становления психологии в сибирском регионе: выделение новообразований втеориях, концепциях, моделях и исследованиях психологов сибирского региона,определение на этой основе тенденций развития региональной психологии всоотнесении с основными этапами становления психологической науки и изменениямив российском обществе. Такой подход обеспечит не только выделение ключевых,наиболее значимых моментов становления сибирской психологии, но позволитпоказать эволюционные взаимосвязи и взаимопроникновения, а также будетспособствовать пониманию процесса становления психологии в Сибири какрезультата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообществарегиона и страны;
• проведениеисторико-хронологического анализа, позволяющего выявить историческиепредпосылки, историческую логику развития психологической науки и практики врегионе Сибири, роль отдельных персоналий в развитии региональной психологии;
• мониторингсоциально-психологических проблем населения региона с последующимпроектированием научно обоснованных форм организации и методов психологическойпомощи,
• выявление задачрегионального развития и обеспечение на этой основе психологическогосопровождения актуальных, инновационных социально-значимых проектов.
6. АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮРАССЧИТАН ПРОЕКТ: научно-педагогические сотрудники вузов инаучно-исследовательских учреждений сибирского региона, практические психологи,организаторы психологических служб, организаторы здравоохранения и образования,социальных служб, студенты, аспиранты, докторанты, соискатели психологических,педагогических и социальных специальностей.
Область применения:учебный процесс в ВУЗе, социальные службы, административные и политическиеструктуры региона Сибири.
7. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ:
Имплицитно работа посбору материала по истории развития психологии в сибирском регионеосуществлялась сотрудниками факультета психологии Томского госуниверситета втечение последних десяти лет. Этому способствовали издание силами факультетаСибирского Психологического журнала (с 1985 г., гл.редактор чл.-корр. РАО, д-р психол.н., проф. Г.В.Залевский), проведение научных конференций и семинаровразличного уровня, а также деятельность на факультете диссертационных советовпо социальной психологии и клинической психологии. Усилия, направленные наконсолидацию сибирского психологического сообщества, а вместе с ними и сборматериалов по истории психологии в Сибири активизировались в последние годы.Важным знаковым событием для региональной психологии явилась организация ипроведение в 2004 году в городе Томске по инициативе факультета психологии ТГУПервого Сибирского Психологического форума «Методологические проблемысовременной психологии: иллюзии и реальность», поддержанного Российскимпсихологическим обществом, межрегиональным институтом общественных наук (МИОН),Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарнымнаучным фондом. Цель проведения форума заключалась в осмыслении тенденцийразвития психологической науки, а также в объединении усилий психологов,работающих в особом геополитическом пространстве от Урала до Дальнего Востока.Представители 15 факультетов психологии классических университетов Сибири,Урала и Дальнего Востока познакомили со своей историей, современным состояниеми перспективами развития центров подготовки психологических кадров. Специальноепленарное заседание было посвящено презентации научных школ и направленийпсихологии в Сибири. При подведении итогов работы форума были выработаны обращенияк профессиональному сообществу психологов Сибири; предложения, адресованные ксоответствующим УМО по психологии, связанные с внесением изменений вобразовательные стандарты по подготовке психологов. Была поддержана идея опериодичности проведения Сибирского психологического форума как продуктивнойформы профессионального взаимодействия психологов Сибири. Общее количествоучастников составило 322 человека, очное участие в форуме принимали 245человек, 78 приняли заочное участие, прислав статьи для публикации.
В 2005 году на основесобранных материалов по истории психологии в Сибири под руководством проф. Э.И.Мещеряковой была подготовлена заявка для участия в конкурсе РГНФ. Инициативныйпроект был поддержан этим научным фондом (№ 05-06-06016а), что способствовалоактивизации исследовательской работы и расширению ее объема. В ходе реализациипроекта был проведен Круглый стол по проблеме «Психология в Сибири:история и современность» с участием заведующих кафедр и декановпсихологических факультетов, а также руководителей ведущих психологическихслужб Сибирского региона. В его итоге было принято коллективное решение осовместной исследовательской работе с перспективой подготовки будущейколлективной монографии. Проведена подготовка методического инструментарияработы: разработка сценариев глубинных интервью-бесед, подготовка анкет,приобретение необходимого оборудования и материалов. Был организован сборматериалов: работа в архивах; в научных библиотеках вузов; интервью и беседы сведущими научными работниками и практиками психологии; интервью и беседа спервыми организаторами психологических служб и курсов подготовки психологов;ознакомительная и аналитическая работа с научными публикациями,научно-методической деятельностью. Проведены анализ, обобщение и оформлениеполученных материалов, собранные данные осмыслены с последующим определениемтенденций и перспектив развития психологической науки и практики в Сибири.Результаты исследования по всем разделам проекта представлены в статьяхспециального выпуска Сибирского психологического журнала. Подготовлен итоговыйотчет по проекту РГНФ.
Деятельность пореализации проекта в значительной мере способствовала интеграции и организациипрофессионального сообщества психологов Сибири. В качестве промежуточных итоговэтой деятельности можно рассматривать подготовку очередного Сибирскогопсихологического форума, проведение которого планируется в июне 2006 года в г.Иркутске, проведение традиционных Школ психологов-исследователей, конференциимолодых ученых-психологов сибирского региона.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Всодержательной части:
В результате проведенныхисследований установлено, что процесс развития сибирской научной психологии,релевантный процессу трансформации общества на российском и региональномуровнях, выявляет две неравнозначные тенденции в развитии психологии в регионе:а) усложнившаяся социальная реальность, нестабильный изменяющийся мир снестабильным, изменяющимся его образом вызывает расширение символического полясознания современного человека, обусловливает формулирование принципиальноновых методологических задач во взаимоотношениях науки и общества;
б) рассмотрениетрадиционных феноменов психологии в культурно-исторической перспективе,гуманитарное начало в контексте антропологизации предмета психологии,использование символического начала с трудом находит свое отражение висследовательских приемах и новых областях исследования.
Анализнаучно-исследовательской, организационно-образовательной исоциально-психологической подсистем специфики профессионального сообществапсихологов показал, что развитие сибирской психологии, неравномерное по разнымрегионам, идет по линии творческого контакта с традицией, с одной стороны, иинновационностью, с другой, что позволило провести системную классификациюстратегий развития психологии в Сибири.
Выделены 5 основныхстратегических линий – компонентов развития и становления психологии в Сибири:
• Стратегияобразовательных программ включает такую организацию учебного процесса впроцессе обучения психологии, когда осуществляется включение студентов висследовательские проекты, происходит увеличение доли платного обучения,формирование традиций, означающих, что этап становления переходит в этапразвития.
• Стратегиянаучно-исследовательских поиска базируется на тенденции перехода отмонодисциплинарности к междисциплинарности, от естественнонаучной кгуманитарной парадигме, к комплексированию теоретических иметодико-эмпирических, экспериментальных программ. Стремление к гармоничномусочетанию всех вышеуказанных направлений на современном этапе позволяетизбежать некоторых доминантных перекосов, которые наблюдались в прошлом.
• Стратегия риска вменеджменте характеризует деятельность новой генерации лидеров сибирскойпсихологии. Стратегия риска характеризуется ответственностью, уверенностью,умением приложить максимум усилий для достижения нужного исхода, оперативнойустойчивостью, оптимальными индивидуально-психологическими свойствами лидера.
• Стратегия рекламы иэкономики. В сибирском профессиональном сообществе психологов наметилисьтенденции к рассмотрению психологического образования как товара, а научныхтеорий, понятий и имен ученых как бренда. «Товарная политика» при этомнаправлена на обеспечение стабильного объема «продаж», создание уникальной ивыгодной позиции «товара» в умах потребителей с частичным использованиемэлементов манипуляции сознанием. В связи с этим в сибирских регионахпсихологические образовательные учреждения чаще, чем другие, используютразличные виды рекламы для привлечения студентов и клиентов психологическихслужб, что является нетрадиционным для классического высшего образования.
• Стратегиясотрудничества и конкуренции. Региональные стратегические альтернативы вразвитии сибирской психологии, их непохожесть и разновекторность, могут обеспечитьдинамическую устойчивость в борьбе с неблагоприятными социально-экономическимиусловиями, в конкуренции и сотрудничестве с региональным внутрипрофессиональнымокружением, в конкуренции и сотрудничестве со столичными центрами, вконкуренции и сотрудничестве с сообществами, избежать так называемого кризисааналитичности как невозможности достигнуть позитивного стратегическогорезультата в условиях, когда все используют одинаковую модель.
Сочетание несколькихстратегических направлений или акцент только на некоторых, темпы измененияколичественных показателей, характеризующие развитие различных сферрегиональной психологии, уникальность, масштабность и длительность опытаразвития, тип самоидентификации региона и профессионального сообщества в немпозволили выделить 3 типа моделей развития сибирской психологии:
— трансформационную,отражающая создание благоприятной внешней среды через риски и прорывы, поисксобственного стиля, направление деятельности факультета психологии как одногоиз методологических и организационных центров преобразования социокультурнойситуации региона;
— адаптационную — традиционную, базирующаяся на использовании реально сложившихся условий,которым находятся в стадии определения идеологии, содержания и оптимальнойструктуры своей деятельности в соответствии с ролью в реализациисоциокультурных и социально-образовательных проектов развития региона;
— диффузную, с еще не доконца сложившимися образовательными структурами или несформировавшейсясамоидентификацией.
По первой модели (с большойдолей условности классификации) развивается в настоящее время томская икрасноярская психология; по второй – новосибирская, иркутская, алтайская,читинская, бурятская, хакасская, якутская: по третьей – кемеровская, омская,тюменская психология. Т.е. география сибирской психологической мысли в первомприближении может быть представлена двумя центрами активности – Томским — свыстроенной корпоративной, образовательной и научной психологией, иКрасноярским – с образовательной и инновационной. Остальные центры сибирскойпсихологии находятся в зоне научной и методической интерференции от этихрегионов, кроме, впрочем, самобытно развивающихся, экзотических хакасской иякутской. В целом в развитии сибирской психологии накоплены такиеколичественные изменения (масштабы работ, объемы ресурсов, арсеналыиспользуемых средств), на основе которых уже созрела необходимость качественныхизменений. В сибирской научной психологии создались объективные и субъективныепредпосылки развития, поэтому в некоторых регионах состоялся переход отэкстенсивных к интенсивным способам развития (Томск, Красноярск).
Таким образом, висследовании прослежены некоторые отрезки пути развития и становления сибирскойнаучной психологии. Учитывая, что прототипные работы по этой проблематикеотсутствуют, главной организационной задачей исследования было селекция,структурирование материала с предварительной классификацией и типологизациейтенденций с позиций системного анализа. Хронологический подход как один иззначимых подходов в анализе истории научного познания психического помогвыстроить логику определенной реконструкции событий, адекватной их смене висторически необратимом времени, и сделать вывод о тесной связи научных идей сконкретной социальной почвой, когда работа исследовательской мысли преломляетсясквозь призму запросов данного времени, региона и конкретногоисследователя.Многое в проблеме развития сибирской психологии осталось неосвещенным, т.к.накопленных представлений об ее историческом пути пока недостаточно, чтобывоссоздать полную картину развития. Переосмысление предмета психологии в егодвижении к антропологизации, человеку, позволили системно подойти и к анализуистории развития научной психологии в Сибири, представляемой на первом виткерефлексии ее трансспективы, в основном, в динамике организационных форм. Нопредварительный взгляд на историю развития и становления сибирской психологиипоказал, что сегодняшняя положительная динамика трансформации даже ее общихочертаний, проанализированных в данном исследовании, работает на перспективуцелостности и уникальности.
В организационном аспектенеобходимо отметить:
А) впервые былаорганизована официальная встреча представителей основных психологических школ инаправлений сибирского региона, на которой состоялось знакомство и обменмнениями психологов по ключевым проблемам психологии;
Б) дан стартмежрегиональным исследовательским проектам, в которые вовлечены ведущиепсихологи региона Сибири и созданы условия для интеграции академических ипрактических психологов;
В) новое значение длясибирского региона получил «Сибирский Психологический Журнал» как органинтеграции профессионального сообщества (конкурсная комиссия Сибирскойобразовательной ярмарки высоко оценила Журнал и отметила его Большой золотоймедалью);
Г) на базе факультетапсихологии ТГУ сформировано региональное экспертное сообщество в областинаучно-исследовательской и учебно-методической деятельности;
Д) проведеннаяорганизационная и рефлексивная работа способствует переходу психологовСибирского региона на новый качественный уровень профессионального мышлении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Восприятие и ощущения как чувственно объективное отражение реальности
Реферат Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка
Реферат Космизм как мировоззрение науки нового тысячелетия
Реферат Философская мысль Руси XI-XVII вв.
Реферат Керівник органу виконавчої влади адіністративно-правовий статус (Армаш)
Реферат 1. Год принятия Конституции РФ
Реферат Теория невероятности
Реферат Древнеполитарный (азиатский) способ производства
Реферат О законах истории и математических моделях
Реферат Правопонимание и рассуждения о государстве Я П Козельского
Реферат Игрушки (промышленные товары)
Реферат Інформаційна структура Російської Федерації
Реферат Система органов государственной власти Российской Федерации 2
Реферат Социальная природа и содержание духовной жизни
Реферат Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма