Федеральноеагентство по образованию
Управлениенауки профессионального образования
АдминистрацияКрасноярского края
Канскийпедагогический колледж
Развитиепсихики человека
и животных
Контрольнаяработа по психологии
Выполнил: Менжитский
Ратибор Александрович,
студент группы 3 1,
технология
Проверил: Буракова НадеждаКонстантиновна,
преподаватель кафедры
педагогики и психологии
Канск
2006
План
Введение
1. Истоки психики живых существ, истановление низших форм поведения и психики
2. Развитие высших психическихфункций у человека
3. Сравнительная характеристикапсихики человека и животных
Приложение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Общеизвестно, чторазвитие психологии как науки протекало постепенно и поэтапно так же, как и самапсихика развивалась с постепенным развитием эволюции всего живого. Ране живущиепростейшие могли бы дать ключ к пониманию всей модели развития психики ипсихологии. Но в настоящий этап времени можно ставить только гипотезы озарождении и развитии психики у живых организмов в целом, т.к. нынешниепростейшие организмы и человек в целом не могут нам позволить изучить тойпервой модели зарождения психики у живых существ, т.к. прошли миллионы летэволюции, и той модели зарождения психики мы уже не увидим. Поэтому ееразвитием, становлением и открытием новых форм психики в наш век занимаетсяцелая наука под названием «психология», которая позволяет нам понять ирассказать о всех процессах психического развития существа.
Мной выбрана тема «развитияпсихики человека и животных» т.к. она в настоящее время актуальна и имеет местов психологии.
Общий подход к процессупсихического развития характеризуется особенностями теоретического ипрактического разрешения вопроса возникновения и развития психики. Проблемавозникновения, т. е. генезиса психики и ее развития теснейшим образом связанымежду собой.
Над этой темой работалитакие видные психологи как Е.И. Рогов; Л.И.Фридман; К.Э.Фабри; А.Н Леонтьев; Р.Декарт и другие не менее выдающиеся психологи.
Проводили множествоопытов над животными по развитию психики, поведения, рефлексии, научению иприобретению навыков такие психологи – практики, как: Л.Морган, И.П.Павлов, Э.Торндайк,Р.Йёркс.
По теме развития психикичеловека и животных было выдвинуто несколько гипотез. К примеру, гипотеза, предложеннаяА.Н.Леонтьевым, о стадиях и уровнях развития психического отражения, философскаяточка зрения Р.Декарта, сущность которой в том, что возникновение психикисвязывают с появлением человека. Пьер Тейяр де Шарден, выдвинувший основнуюмысль сущности и происхождения психического. Особый вклад в изучение мышления иинтеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер.
1.Истоки психики живых существ истановление низших форм поведения и психики
Психика – общее понятие,объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики:материалистическое и идеалистическое. По первому пониманию психические явленияпредставляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправленияразвитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии сидеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала:материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы другиз друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом. На всехступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
По материалистическомупониманию психические явления возникли в результате длительной биологическойэволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итогразвития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным –свойственны близкие к психике явления, к примеру: способность к реагированию наизменения внутренних состояний и внешнею активность биологически значимыераздражители, также память и способность к элементарному научению через пластичные,приспособительные изменения поведения.
В представленииматериалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Землепоявилась жизнь. поначалу живое вещество обладало лишь биологическимисвойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмыобмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее,уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавилисьчувствительность и готовность к научению.
Первые же признаки жизнина Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенноусложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живыхклеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственнойживому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных,генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессеэволюции у живых существ появляется специальный орган – нервная система, функциякоторого является в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством.По мере развития нервной системы и усложнения и совершенствования, отделение иобособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозныхструктур. Также оформление головного и спинного мозга, появление и развитиекоры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой. Дальше происходилоусложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела. В дальнейшем шлоразвитие форм поведения (деятельности). Наслоение, (иерархизация) уровнейпсихической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память. А также представление,мышление, сознание, рефлексия и т.д.
Улучшение структуры ифункций нервной системы послужило основным источником развития психики.Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которогоописывается и представляется эволюция живых существ.: Приобретение организмомновых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособлениек среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновьприобретенные в результате мутации) оказались наиболее полезными с точки зренияжизнеобеспечения, выживания и адаптации.
Важным стимулом кразвитию по моему и нее только моему мнению явилось усложнение самих по себе условийжизни, которое требовало изменения строения организма, появления способностиотражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричинойсовершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобыу живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психическогоотражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики,разделяемая материалистами.
В материалистическомпонимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развитияживой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Онасталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходитдо объяснения связей и зависимостей психического от материалистического. Это –психофизиологи-ческая проблема, суть которой, по моему, состоит в объяснениизависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это такжеопределение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, какличностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия идр.
Вместе с тем имеетсямножество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующеймежду мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальнымисостояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным иматериальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно,не есть доказательство того, что развитие материального причиннообусловливается появление и формирование идеального.
С другой стороны,идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы,обходить эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научнообъяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первуюочередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современнойбиологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости междупсихическими процессами и физическими состояниями человека и работой его мозга.
Данная коллизия привела ктому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось одержать верхнад другой.
Но, к счастью, психологиякак конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории иобъясняющая поведение человека, а на базе их свои теории и объясняющаяповедение человека, а не только его психические явления, вполне можетсуществовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решенияуказанной философской проблемы. Имея в виду сказанное, мы в этой главепредставим обе точки зрения на процесс развития психики: материалистическую иидеалистическую.
Как же начиналось и шлоразвитие психики и поведения у животных?
Материалистически точноответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле дано уже не осталось практическиникаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа –обладатели элементарных форм психического отражения – это не те, с которых,вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другимживым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать нато, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшемслучае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как всеэто было, начиналось и шло.
Одну из гипотез, касающихсястадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейшихживотных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развитияпсихики». Позднее она была доработана и уточнена
К.Э. Фабри на основеновейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называтьконцепцией — или системой взглядов Леонтьева – Фабри.
Вся история развитияпсихики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий иуровней (табл.1).
Выделяется две стадииэлементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя двауровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший высший и наивысший.
Каждая из стадий исоответствующие ей уровни характеризуется определенным сочетанием двигательнойактивности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционногоразвития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движенийведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, всвою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению еевозможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и формотражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарнойсенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, невыходящими за приделы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением уживотных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движенияорганизма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являютсячелюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторыхвысших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций иисследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть доосвобождения передних конечностей животного для этой цели.
Низший уровень стадииэлементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшиемногоклеточные организмы, живущие в одной среде, характеризуется тем, что здесьв достаточно развитом виде представлена раздражимость – способность живыхорганизмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышениемуровня своей активности, изменением направления и скорости движений. На первыхпорах выработка такого индивидуально меняющегося поведения происходит относительномедленно, однако, несмотря на это, его удается наблюдать даже в условияхэксперимента (например, эксперимент, проведенный немецким ученым Брамштедтом),когда одноклеточные чувствительны к теплу, но не чувствительны к свету. Поэтомуесли их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в товремя как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере.Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, онисосредотачиваются в нагретом конце камеры. Однако, если в течение длительноговремени освещать нагретый конец камеры и затемнять не нагретый, положение деламеняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчасприобретает для них значение сигнала к повышению температуры. Индивидуальноеповедение простейших, резко отличающее их от растений, изменяется относительномедленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.
Чувствительность какзачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простойраздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу.Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, характерным для каждого животного организма,начиная с простейших, является тот основной факт, что животное реагирует нетолько на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обменвеществ, но и на «нейтральные».
Биологически незначимые,если только они сигнализируют о появлениях жизненно важных воздействий. Иначеговоря, животные, даже простейшие, активно ориентируются в окружающейобстановке, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды.
Таблица 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных
Особенности поведения,
связанные с данной
стадией и уровнем
Виды живых существ,
достигших этого уровня
развития
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач).
Складывание определенной «картины мира»
В. Наивысший уровень.
Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно – исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности при-митивных орудий. Способность к познанию окружающей действии-тельности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно – следственных связей между явлениямив практических действиях (инсайд)
Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы пове-дения. Способность к научению.
В. Выдиление специализи-рованных органов манипулирования: лап и рук.
Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием
Ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
(по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)
Стадии и уровень психи-
ческого отражения его
характеристика
Особенности поведения,
связанные с данной
стадией и уровнем
Виды живых существ,
достигших этого уровня
развития
I. Стадия элементарной
сенсорной психики
А. Низший уровень.
Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
II. Стадия перце6птивной психики.
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз- действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.
А. Четкие реакции на биологические значимые свойства среды через изменения скорости и направления движения. Элементарные формы движений.
Слабая пластичность поведения. Несформированная
способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность
(ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей.
Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки)
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточное
Организмы, живущие в водной среде.
Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
А.Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), Насекомые.
Следующий, высший уровеньстадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типакольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первыхэлементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивостьповедения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплениюжизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существуетчувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретаетхарактер целенаправленного поиска биологически полезных и избеганиябиологически вредных воздействий. Виды приспособительного поведения, приобретаемыев результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаряестественному отбору, оформляются в качестве инстинктов – наследственнозакрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразноустроенных органических и поведенческих реакций.
Качественный скачек вразвитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии.Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься ввиде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образноцелостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных сочевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира иотношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формыприспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитойоказывается двигательная активность, включающая движения, связанные сизменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает болеегибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровнеперцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другиенизшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые. Следующий,высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц инекоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формымышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом,наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, кусвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новыеусловия (в ограниченных, правда, пределах).
Наивысшего уровняразвития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мираносит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит черезмеханизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность кпрактическому решению широкого класса задач, требующих исследования иманипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая,ориентировочно – исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключаетсяв изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однаждынайденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными кисследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей ик изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулированиястановятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функциипередвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится системаобщения животных друг с другом, у них появляется свой язык.
Описав эти стадии иуровни, К.Э.Фабри, пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам,но и всем приматам, а также некоторым другим животным. Приведем в качестве иллюстрацииобобщений, представленных в таблице 1, некоторые опыты, проведенные наживотных.
Опыт 1) Собаке –фокстерьеру – хозяин предлагает взять и нести трость, на одном конце которой имеетсятяжелый набалдашник. Вопрос заключается в том, сможет ли собака так взятьтрость в зубы, чтобы она сохранила равновесие и не клонилась на одну сторону.
Сначала собака схватываеттрость за середину, но нести ее таким образом оказывается неудобно: тростьсвисает на одну сторону, часто касается земли и мешает собаке идти. Поначалусобака плохо справляется с возникшей ситуацией, однако через час или дванаходить решение. Она теперь прямо хватает трость за то место, которое являетсяцентром ее тяжести, вблизи набалдашника. (Эксперимент проведен Л. Морганом.)
Опыт 2) (ПримеруЛ.Моргана последовал Э. Торндайк, которых стал известен благодаря знаменитымопытам по научению, проведенным на многих животных.) Животное (кошка, собакаили обезьяна) помещается в «проблемный ящик» – клетку, имеющую запор на дверце,которым может воспользоваться животное, чтобы ее покинуть. Снаружи клеткикладется приманка. Животное пытается выйти из клетки, совершая множествослучайных движений. Одно из них внезапно оказывается удачным – животное нажалона рычаг, открывающий дверцу клетки, и выбралось наружу. Опыт повторяетсямногократно. В конечном счете, животное научается сразу, без лишних движенийрешать проблему, прямо подходя к дверце клетки и нажимая на нужный рычаг.Обнаружено, что кошки, собаки и обезьяны способны к научению методом проб иошибок или, как говорил Торндайк, путем проб и случайных успехов.
Особенно большой вклад визучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученыйВ. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразнымобезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, инсайд и способностьк изготовлению элементарных орудий. Келер экспериментировал также с собаками.
Опыт 3) Неподалеку отстены дома образуется квадратное, 2*2 м, пространство, обнесенное невысокимзабором (Приложение 1. рис. 1). Одна его сторона, отдаленная от стены на 1м,расположена, параллельна стене, образуя проход длиной в 2м. Один конец проходазакрывают решеткой и в
направлении от А к Б вводят в этотпроход собаку (направление указано на рисунке стрелкой). Там она некотороевремя ест корм. Когда он съеден и собака еще не насытилась, на место, указанноена рисунке буквой В, кладется новый корм. Некоторое время собака смотрит нанего, кажется озадаченной, но затем быстро разворачивается на 180° и обегаетвокруг забора по плавной пунктирной линии, без остановок.
Опыт 4) Обезьяну –шимпанзе – помещают в большой вольер, за пределами которого на значительномрасстоянии кладется приманка. Животное не может ее достать непосредственнолапами. Но в клетке, где оно находится, имеется две палки небольшой длинны,каждой из которой не достаточно для того, чтобы достать приманку.
Опыт 5) Также, обезьянапомещается в большую клетку, рядом с которой кладут приманку на такомрасстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать приманку онамогла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стенеклетки.
Проведенные Келлеромопытные исследования, позволили наблюдать следующую картину. Сначала обезьянапыталась непосредственно достать приманку тем, что она тянулась к ней илипрыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период, когдаобезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующимидвижениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи.Характерно, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб впериод предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишьисполнением ранее выработанного «плана решения».
Опыт 6) В вольере кпотолку подвешивают банан. Он находится на такой высоте, что с прыжка обезьянане может его достать. Иным способом добраться до банана также не возможно.Никаких других подручных средств, на которые можно было бы залезть и с них спрыжка достать банан, в наличие не имеется. В вольере вместе с обезьянойнаходится только человек. Тогда, совершив несколько безуспешных попытокдобраться до банана, обезьяна внезапно подходит к человеку и тащит его за рукук тому месту, где наверху подвешен банан. Когда человек подчиняется, обезьянапрыгает ему на плечи и уже с помощью прыжка, совершаемого с плеч человека, достаетжеланный банан.
В одной из модификацииэтого опыта человек перед прыжком обезьяны ему на плечи приседал, и тем самымрасстояние с его плеч до банана становилось уже слишком большим. Тогда обезьяна,оценив расстояние, слезала с плеч человека, обходила его со спины и, подложивлапы под нижнюю часть спины, пыталась выпрямить человека.
Очень сложно объяснить,как животное приходить к интеллектуальному решению задачи, и процесс этоттрактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможнымсблизить эти формы поведения обезьян с человеческим интеллектом и рассматриваютих как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, чтоиспользование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переносапрежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себеплоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основуинтеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений междуотдельными предметами.
Обобщив результатынаблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йеркс выделил следующиеосновные особенности, которые характеризуют такое поведение:
1. Детальное изучениеживотным ситуации прежде, чем оно начнет действовать.
2. Наличие колебаний,перерывов между действиями, напоминающих «размышление».
3. Попытки разумного,целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животноесразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений,бессмысленных проб и ошибок.
4. В случае, еслипервоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяетсяновый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым ивнезапным.
5. Удерживание в процессевыполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность ицеленаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижений цели.
6. Наличие в деятельностиособого критического момента, когда животное как бы внезапно и быстро совершаетнеобходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности длянаблюдателя очевидным образом отделяется от всех предыдущих попыток.
7. Легкость повторения вновых условиях однажды найденного решения проблем.
8. Способностьобнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание,отвлекать от всего остального.
Рассмотрим оригинальную, тяготеющуюк физиологическому идеализму концепцию сущности и происхождения психического,принадлежащую французскому биологу, антропологу и гуманисту Пьеру Тейяру деШардену, одному из первооткрывателей синантропа.
Он исходил из постулатоввечности существования в мире идеального начала, его параллельного развитиявместе с материальным началом.
Истоки психического онусматривает в понятии «духовная энергия», отождествляя ее с «внутреннейстороны» материи, и ведет предысторию психического с незапамятных времен,именуемых «преджизнью». Психическая энергия противостоит физической, сочетаясьс ней. В отличие от физической энергии, которая в развитии порождаетмногообразие материального мира, психическая энергия в своем прогрессивном преобразованиипорождает многообразие психологических явлений, которыми наделены живыесущества от простейших до человека. «Обе энергии – физическая и психическая,находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира… постоянносоединены и некоторым образом переходят друг в друга».
Тейяр де Шардендопускает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Земнаяэнергия с самого начала существования этой планеты стремились выделиться иосвободится. Первоначальное ее действие проявлялось в структурировании иразвитии правильных, совершенных форм в неживой материи (например,кристаллизация и полимеризация веществ).
С появлением органическойматерии психическая энергия «сгустилась» в ней и далее развивалась, порождаявсе более совершенные формы в прямой связи с эволюцией живой материи. Жизнь наЗемле и зародилась впервые благодаря сгущению в материи психической энергии.
Живая клетка первая формажизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, еевнезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшееразвитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервнойсистемы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождаявнутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновениюнового эволюционного скачка, на этот раз – мысли и сознание.
2.Развитие высших психических функций учеловека
Дальнейшее развитиепсихики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет восновном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнениюдеятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средстваисследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковыхсистем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов,которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Ускоренному психическому развитиюлюдей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудийтруда, производство предме-тов материальной и духовной культуры и возникновениеязыка и речи.
С помощью орудий трудачеловек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познать.Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другойцели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира,не данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование орудийи выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, кпреобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась современем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. Напримере руки учился познавать действительность глаз человека, она жеспособствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческогодуха. С расширением знаний о мире возрастали возможности быть независимыми отприроды и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в видучеловеческое поведение и психика).
Создаваемые людьми многихпоколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавалисьи воспроизводились из поколения в поколения, совершенствуясь. Новому поколениюлюдей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучитсяпользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.
Изменился механизмпередачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужнобыло менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того,чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития.Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящийанатомо-физиологический аппарат, научится по-человечески пользоватьсясозданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры.В орудиях труда, а предметах человеческой культуры стали людьми передаваться понаследству их способности и усваиваться следующими поколениями без изменения генотипа,анатомии и физиологии организма. Человек вышел за пределы своей биологическойограниченности и открыл для себя путь к практически безграничномусовершенствованию.
Благодаря изобретению,совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечествополучило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различныхтекстов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколениепри помощи продуманной системы обучения и воспитание детей. Следующие поколенияусваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым такжестановились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процессочеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результатыдовольно рано (из материалов, представленных во второй книге учебника, мыувидим, что уже трехлетний ребенок не биологическое существо, а маленькаявполне цивилизованная личность), у индивида сохранялась возможность внестисвой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижениячеловечества.
Так, постепенно,ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей,расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всемостальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовалмножество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали ему служить дляудовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременновыступали в качестве источника для развития человеческих способностей.
Если на миг представитьсебе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди,имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культурыи выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшенона десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детейстановится людьми.
Но самым, пожалуй,значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияниена развитие людей, стали знаковые системы. Они дали только для развитияматематики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческойдеятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи,хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в головеотдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памятиили ухода хранителя информации из жизни.
Особо выдающиесядостижения в совершенствование способов записи, хранения и воспроизведенияинформации, которые пришлись на последние десятилетия двадцатого века, привелик новой научно-технической революции, которая активно продолжается в нашевремя. Это – изобретение магнитной, лазерной и других форм записи информации.Мы, очевидно, находимся сейчас на пороге перехода на новую, качественно болеевысокую ступень психического и поведенческого развития человека, первыепризнаки наступления которой можно уже заметить. К ним относится доступностьотдельно взятому человеку практически любой информации, если где-то и когда-тоона кем-то была записана на понятном языке. Сюда же можно включить и развитиесредств связи, освобождение людей от рутинной, мало способствующей их развитиюработы и передачу ее машине, Возникновение и совершенствование способоввоздействия на природу не только с целью ее использования для своих нужд,сколько для сохранения и улучшения самой природы. Быть может, скоро людямудастся научиться подобным же образом воздействовать и на свою природу.
Знаковые системы,особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действеннымсредством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием,вниманием, памятью другими познавательными процессами. Наряду с первой, даннойчеловеку от природы сигнальной системой (И.П.Павлов), которая представляласобой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную вслове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на нихпсихологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, аиногда даже большее, если они обозначили явления и предметы, которые труднопредставить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощнымсредством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такиекачества, как предметность, константность, осмысленность, структурность;внимание стало произвольным, прямо – логической; мышление – словесным иабстрактным.
Практически всепсихические процессы человека вследствие использования речи для управления имивышли за пределы свое природной ограниченности, получили возможностьдальнейшего, потенциального безграничного совершенствования.
Слово стало основнымрегулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурныхценностей, средством и источником цивилизации человека, Его интеллектуального иморального совершенствования. Оно же выступило как главный фактор воспитания иобучения. Благодаря слову человек-индивид стал человеком-личностью. Особую рольв развитии людей сыграла речь как средство обобщения. Ее развитиеспособствовало взаимному интеллектуальному и культурному обогащению людей,Живущих в разных концах мира и говорящих на разных языках.
3.Сравнительная характеристика психикичеловека и животных
История сравнительныхисследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человекаи животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях,такова, что в них между человеком и животным со временем выявляется все большесходства, так что животное психологически как бы наступает на человека,напротив, отступает без особого удовольствия, признавала в себе наличие выраженногоживотного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что междучеловеком и животным нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве,ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была принята общностьмеханики тела, но остановилась разобщенность психики и поведения (XVII – XVIIIвв.).
В прошлом столетии теорияэволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрылапсихологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти двабиологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психикичеловека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций ивнешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
В начале текущегостолетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераментесреди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поискамиидентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизма научения у человекаи животных.
Казалось бы, в психикечеловека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзябыло бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чемвыяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия,необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знатьрезультаты подобного рода исследований.
Почти все, что имеется впсихологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможныхпутей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения.То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, чтопоявляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека безспециального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должновызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучениепсихологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведениемчеловека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальнуюзаботу при обучении и воспитании людей.
У человека кроменаследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого
опыта есть ещесознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического иповеденческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучаячеловека и сравнивая его с животным, мы обнаруживаем, что при наличииодинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии иповедении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, этоявляется результатом научения, которым можно сознательно управлять черезобучение, и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческоеисследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованноопределять содержание и методы обучения и воспитания детей.
Как человек так иживотное обладает общими врожденными элементарными способностямипознавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в видеэлементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов),запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание,обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют учеловека и животных. Их функционирование обеспечивается наличие соответствующиханализаторов, строение которых было подробно рассмотрено во второй главе.
Но восприятие и памятьразвитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденныхмладенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека посравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особымикачествами: восприятия – произвольностью и опосредствованностью (применениечеловеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения ивоспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком прижизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, памятьживотных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своейжизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениямсебе подобных существ они предают лишь то, что как-то закрепилось наследственнои отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животногоиз жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело учеловека. Его память практически безгранична.
Он может запоминать,хранить и воспроизводить теоретически бесконечно количество информацииблагодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постояннопомнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы исредства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, нотакже передавать из поколения в поколение через предметы материальной идуховной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами исредствами.
Не менее важные различияобнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существчуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решениюэлементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже наследующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном исловесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные,вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остаетсяспорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнеговозраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет ималейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов(понятия) им недоступны.
Более сложным являетсявопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность егорешения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных,носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаковоощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. Увысших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешнихспособах ворожения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениямчеловека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человекаесть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие отэлементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальныхусловий.
Много усилий и времениученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях вмотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немалообщих, органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружитьсколько-нибудь заметные мотивационные различия между животными и человеком.
Есть также рядпотребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях междучеловеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е.спорным. Это – потребности в общении (контактах с себе подобными и другимиживыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Ихэлементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, предаются они человеку по наследству или приобретаются им врезультате социализма.
У человека имеются испецифические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружитьни у одного из животных. Это – духовные потребности, имеющиенравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность всамосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблемпсихологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человекаявляются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.
Итак, человек в своих психологическихкачествах и формах поведения представляется социально-природным существом,частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное исоциальное начало сосуществует, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. Впонимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно,принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своихполитических, экономических, психологических и педагогических представлениях очеловеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, какпоказала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории непереставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только всмысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научнаяошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла,вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчетпринималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалась егоживотное происхождение.
Заключение
Психика общее понятие, объединяющиесубъективные явления, изучаемые психологией. В настоящее время существует двафилософских понятия природы и проявления психики: идеалистическое иматериалистическое. Они независимы друг от друга, развиваются по своим законам.На всех ступенях идеальное отождествляется с психическим. Первопричиной совершенствованияпсихики явилась сама действительность. Простейшие существа являютсяобладателями элементарных форм психического отражения.
А.Н. Леонтьев выдвинулгипотезу, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, суть,которой он раскрыл в своей работе «Проблема развития психики» Его сторонникомстал психолог Фабри. Система взглядов Леонтьева – Фабри, имеет свое место впсихологии.
Эксперимент, проведенныйнемецким ученым Брамштедтом, подтверждает взгляды Леонтьева, Фабри. А именно,то, что низший уровень стадии элементарной сенсорной психики характеризуетсятем, что в достаточном виде представлены: раздражимость, чувствительность,которая возникает в ходе развития раздражимости; ощущения, инстинкты.
Качественный скачек вразвитии психики и поведения происходит на перцептивной стадии, где ощущенияобъединяются в образы, внешняя среда воспринимается в образы, внешняя средавоспринимается в виде целостных предметов, возникают гибкие формыприспособленческого поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Развитой оказываетсядвигательная активность, деятельность приобретает целенаправленный характер.
Опыты, проведенные Л.Морганом, Э Торндайком, Келлером, тоже подтверждают выдвинутые гипотезы.
Р. Йеркс выделил восемьосновных особенностей, обобщив результаты наблюдений за интеллектуальнымповедением животных.
Пьер Тейяр де Шарденвыдвинул концепцию сущности и происхождения психического, тяготеющая кфизиологическому идеализму.
Истоки психического онусматривает в понятии «духовная энергия», допуская мысль о том, что всякаяэнергия имеет психическую природу.
У человека наряду снизшими уровнями организации психических процессов, возникают и высшие.Ускоренному психическому развитию людей способствовали такие достижениячеловечества, как: изобретение орудий труда, производство предметовматериальной и духовной культуры, которые не только предаются из поколения в поколение,но и совершенствуется; возникновение языка и речи, которые стали действительнымсредством влияния человека на самого себя, управление своими познавательнымипроцессами. У человека было выделено две сигнальные стадии. I-ая дана природой (органы чувств), II-ая выраженная в слове, которое сталомощным средством самоуправления и саморегуляции человека.
До середины XVII века многие думали, что междучеловеком и животным нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве,ни в поведении, ни в происхождении. Теория эволюции Ч.Дарвина перекрылапсихологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологическихвида. И.П.Павловым были проведены опыты, целью которых было выявлениеиндивидуальных различий темперамента среди животных. А в последние десятилетия XX-го века ученые-психологи стараютсянайти идентичность в коммуникации у человека и животных. Человек в своихпсихологических качествах и формах поведения представляется социально-природнымсуществом, частично похожим, частично отличным от животных.
Список используемойлитературы
1. Алферов А.Д Рецензент – докт. пед.наук Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с. ISBN 5-87065-068-2
2. Немов Р.С
Психология: Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. ISBN 5-691-00093-4
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российскаяакадемия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд.,дополненное. – М.: 1999. – 944 стр. ISBN 5- 89285-003-Х.