Содержание
Введение 3
Глава 1. Историявозникновения танцедвигательной терапии…
1.1. Развитиетанцедвигательной терапии
1.2. Основные принципы и целитанцедвигательной терапии…
Глава 2. Здоровье итанец. Методики и анализ танцедвигательной терапии
2.1. Тело и движение
2.2. Межличностныеотношения
2.3. Работа смежличностными в танцедвигательной терапии
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Танцетерапиястремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения внепосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорееестественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнениеформальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируютлечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусстваисцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного, и многие изпрактикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основанана подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяетжизненной силе двигаться более свободно.
Самый широкийкруг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этоммузыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнутытворческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезнадля людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства,и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, какумеренных, так и серьезных. Теоретически при любой физической болезни,связанной с подвижностью, типа болезни Паркинсона, движение ци может оказатьсяполезным. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, такжемогут быть сняты танцетерапией.
Существуетряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия,искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера длядетей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота —обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческийпотенциал.
Корнитанцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которыхтанец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать ииспользовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновенияязыка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В межкультурномисследовании танца в различных обществах обнаружено, что те движения, которыелюди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль,в танцевальную форму данной культуры. Например, широкая и устойчивая стойкаэскимоса с быстрыми, напоминающими стрелы движениями рук, которые былинеобходимы для подледного лова рыбы и метания копья, была включена в танец.Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение черезтанец, таким образом, поддерживая механизм выживания и передачи культурныхритуалов.
Другимипримерами использования танца в культурах являются приготовления к чему-либо,празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах танецпродолжает служить этим важным функциям. Именно этот выразительный икоммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций напредвербальном и физическом уровне в совместных движениях под общий ритм,характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитиетанцевально-двигательной терапии. Ощущения и чувство единения и гармонии,которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическоепонимание друг друга.
Глава1. История возникновения танцедвигательной терапии.
Корнитанцедвигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, людиначали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго довозникновения языка. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальныетанцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед.Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чегопоявлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцыспособствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли вбой.
Втанцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображалидвижение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображениемязыческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутсяв том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространеныритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием через костры,которые были приурочены к определенным временам года. А, например,подпрыгивания во время танцев служили подражательной магией, ибо танцующие такспособствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человекот пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Элладыодной из первых муз была Терпсихора — муза танцев. Греки даже могли танцеватьфилософские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранилсяобычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек,спрашивают, какой танец он танцует (Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л., 1993).Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетическойдеятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела ужеможет рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был порожденбогом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцомВселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново(Курис И., 1994). Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним изспособов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можнорассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. ВЛейпциге создан «Танц-архив», в котором находится колоссальноеколичество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященнойистории движения.
1.1.Развитие танце-двигательной терапии
Современем в западных культурах танец из формы социальной коммуникациисамовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселениепублики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примеромчего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождениетворческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век).Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственнымобразом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себеработу с телом, движениями и эмоциями, является танцедвигательнаятерапия.
Наее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психологияК. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцедвигательной терапии являетсяее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения пониманиястроения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному ипсихическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных идушевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можемсделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мыможем судить о соответствующих телесных формах. В литературе часто выделяется 4основных фактора, которые способствовали развитию танцедвигательнойтерапии:
1)После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая идуховная. Танцедвигательная терапия способствовала этому. «Первойледи» в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), котораяработала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развилатанец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическимибольными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными,стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственныхчувств.
2)50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцедвигательная терапия выступила какальтернативная программа для лечения психических расстройств.
3)60-е годы: «движение тренинга человеческих отношений», чтоспособствовало работе с группами и разработке методов развитиясамосознания.
4)Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативногоповедения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).
Представлениео танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман: «Танец- это живой язык, которым говорит человек… Танец требует общения прямого,потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментомвыражения — человеческое тело».[1]
В50-е — 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтическоймодальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и МэриУайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях,но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая кощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств,выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминанияи фантазии через символические действия (Aronow S., McGeehan T., StarkA.)
Большоевлияние на развитие танцедвигательной терапии оказала аналитическаяпсихология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, также как — позволим себе встать на точку зрения души — душа ничего не можетзначить без тела...» К.Юнг считал, что артистические переживания, которыеон называл «активным воображением», выраженные, например, в танце,могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделатьих доступными для катарсического освобождения и анализа. «Душа и тело — неотдельные сущности, а одна и та же жизнь».[2]
Такжена развитие танцедвигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, вчастности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитныйпанцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявлениячеловека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующуюему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в видемышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальныхфизических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает своивнутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человекеспособности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубиннымистремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.Своей теорией В.Райх положил начало многим известным системам, ориентированнымна работу с телом с целью улучшения психологического и физическогофункционирования, таким как:
1.Биоэнергетика А. Лоуена. Данный подход центрируется на роли тела в анализехарактера. Лоуен был учеником В.Райха, его подход часто называют нео-райхианскойтерапией. Лоуен использует более приемлемые термины, чем Райх, например:«биоэнергия» вместо «оргона», поэтому «его работавстречает меньшее сопротивление...»[3] Биоэнергетикавключает в себя технику дыхания по Райху, многие из техник эмоциональногораскрепощения по Райху, Но также использует технику напряженных поз дляэнергетизации частей тела, которые заблокированы. Напряжение увеличиваетсянастолько, что человек, в конце концов, вынужден расслабить мышцы,«защитный панцирь». Биоэнергетика часто концентрируется на ногах итазе, потому что «они — основание и опора эго-структуры. Посредством ног иступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в нашихжизнях, с землей, или почвой».
2.Структурная интеграция Иды Рольф (Рольфинг) - система, стремящаяся вернутьтелу правильное положение и линии. Целью данного подхода являетсявосстановление мышечного равновесия и гибкости.
3.Техника Ф.Матиаса Александера основана на глубоких вытягиваниях мускульныхфасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает мускулы и скелетнуюсистему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием, раскрывающая вредныепривычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическоеи эмоциональное состояние человека. В основе подхода лежит идея о том, чтопредпосылкой свободных и естественных движений является естественноевытягивание позвоночника вверх. Автор создал специальные упражнения, которыепозволяют освободиться от привычных напряжений. (Баскаков В., 1992)
4.Метод Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественнойграции свободы движений. Работа Фельденкрайза направлена на восстановлениесвязей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой,которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в этомпроцессе автор называет «сознавание» своих движений и тела.
5.Система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча, направленнаяна изучение целостного функционирования человека в мире, личной экологии тела ичувств. В данном подходе авторы фокусируются на проблеме обучения отличатьсобственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов.Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. В качестве примерарассмотрим более детально подход Фельденкрайза как пример работы с телом черезосознание, так как проблемы осознанности образа «Я» являются однимииз основных в психологии.
Фельденкрайзв своей работе «Сознавание через движение» рассматривает вопросы,связанные с образом «Я» и движением. «Все мы говорим, двигаемся,думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя,который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужноизменить образ себя, который мы несем в себе» (Фельденкрайз, стр.11).Фельденкрайз выделяет 4 компонента образа себя: 1. Движение. 2. Ощущение.3. Чувствование. 4. Мышление.
Соотношениеэтих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, нообязательно все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении.Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: «Чтобыощущать — видеть, слышать, или ощущать тактильно — человек должен бытьзаинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должендвигаться, чувствовать и думать». Если хотя бы один из элементов действияуменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудноподдержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всехощущений. Без чувствования нет стимула жить, лишь чувство удушья заставляетдышать.
Авторговорит о том, что для изменения привычного способа действования требуетсямного сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто неосознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как онотребует осознания.
ПоФельденкрайзу, «полный образ себя» — это сознавание всех связокскелетной мускулатуры и всей поверхности тела — спины, боков, головы и. т. д.Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует всоответствии со своим субъективным образом. «То, как человек держит плечи,голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться имногое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ можетбыть урезан или раздут, в соответствии с той маской, которую человек хочетпоказать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности — фиктивно, а что — подлинно, однако не каждый может оценить, таким образом, себяи здесь может помочь опыт других.
Помнению Фельденкрайза, совершенствование движений — лучший способсовершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие основания:
1.Нервная система занята преимущественно движением
2.Качество движения легко различимо.
3.Опыт движения наиболее богат
4.Способность к движению существенна для самооценки
5.Всякая мышечная деятельность — это движение
6.Движения отражают состояния нервной системы
7.Движение — основа сознания
8.Дыхание — это движение
9.Основа привычки — движение.
Таккак в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам,которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, тозначительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении ичувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением черезосознавание, основанную на изложенных выше принципах.
Рассмотренныесистемы, использующие работу с телом (body-work) можно рассматривать как одноиз оснований (наряду с упомянутыми выше теоретическими и практическимиоснованиями) для развития танце-двигательной терапии, принципы которой будутпредставлены в следующей главе.
1.2.Основные принципы и цели танце-двигательной терапии.
Основнаязадача танце-двигательной терапии — обретение чувствования и осознанностисобственного „Я“. Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они,будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашейсовременной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличиеот подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), втанце-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь.Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И ещеважнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы стелом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активностиклиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следуетза ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия большеинтересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
ДжоанСмолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица МериУайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтическогопроцесса:
1.Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойныхсообщений, „double messages“, когда наблюдается диссонанс междувербальным и невербальным сообщением человека).
2.Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности,разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силыдвижения, определение границ своего движения и их расширение).
3.Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущаяот внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущаяк интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики,которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение какметод танце-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К.Юнга, создала Мэри Уайтхаус.
ДжоанСмолвуд пишет о том, что „Танце-двигательная терапия может служить мостоммежду миром сознания и бессознательного“.[4] Спомощью танце-двигательной терапии пациент может использовать движение дляболее полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте сдругими. В отличие от других подходов работы с телом, танце-двигательнаятерапия использует сны, образы или символы в работе с телом.
Танце-двигательнаятерапия — это единственный вид терапии, где используется очень много свободногопространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используяего как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миромклиента.
Танце-двигательнаятерапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство,время — для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.(Например, люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности вумении заставить своего партнера выслушать их). Танце-терапевт концентрируетсяна взаимоотношениях терапевт — клиент, клиент — пространство, осознанныедвижения — неосознанные. Танце-двигательная терапия выступает в двух формах:индивидуальной и групповой.
Индивидуальнаяформа: исследование клиентом с помощью терапевта спектра своих движений,благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы втеле и освоение новых движений (замена старых, неадекватных формреагирования)
Групповаяформа: Процесс групповой танце-двигательной терапии основан на том, чтотерапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичнаягрупповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение(такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп:психодрамы, гештальта и т.д.). Разогрев помогает включиться в группу, лучшепочувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состоянияучастников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне,интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группыобычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться.Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связис телом и движениями. (Например: вытягивание плеч и рук может развиться втолкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятнуюситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения,терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальнуюсвязь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаваниюконфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств иосвобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным кпроисходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки,которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процессдвижения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальнойобратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоциональногои когнитивного компонентов структуры Я.
Танце-терапевтвыявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося ихс личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работыявляется »Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми".
Раньшетанцедвигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыминарушениями. Сегодня же — все больше ориентируется на работу со здоровымилюдьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у нихсамопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия,самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретаютименно социально-психологические аспекты танце-двигательной терапии.Существует три основные области работы танце-терапевта:
Глава 2.Здоровье и танец. Методики и анализ танцетерапии
Техникаарабского танца имеет много маленьких секретов. Один из них — выполнение всехэлементов в состоянии неги. Хорошая танцовщица имеет текучую пластичность втеле. Каждым движением она лепит свое тело, как будто бы у нее нет костей, ався она из глины. Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения ирасслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительными разнообразным физическим нагрузкам. Уже после первого месяца занятий повышаетсятонус. Чередование элементов арабского танца, пластики, ударов, трясок делаетболее гибкими мышцы и связки. Во время трясок осуществляется уникальный массажвнутренних органов живота и малого таза. Хорошо купируются застойные явления ворганах и тканях, растягиваются спайки, улучшается кровообращение идвигательная функция кишечника. Трехлетние наблюдения позволяют говорить охорошем эффекте от занятий танцем живота при дискенезиях желчевыводящих путей,хронических воспалительных заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта. Втечение 2-3 месяцев занятий наступает заметное улучшение самочувствия пригинекологических заболеваниях: нормализуется менструальный цикл, отмечаетсястихание болей при воспалительных и спаечных процессах в малом тазу, заметноповышается либидо.В движении танца живота участвуют все отделы позвоночника,что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляетсяграциозность в движениях, исчезает сутулость. Особенности техники танца нарасслабленных, подогнутых коленях позволяют снизить нагрузку на коленные,голеностопные суставы. Поэтому полиартрит не является противопоказанием длязанятий. Некоторые тряски живота осуществляются на задержке дыхания на выдохе,что прекрасно тренирует дыхательную систему. Подобно гимнастике Бутейко, bellydance эффективен при хронических бронхитах, астматических состояниях. Движениярук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру. Этопомогает на долгие годы сохранить прекрасную форму груди.
Продолжительныезанятия танцем корректируют фигуру. Вспомним азиатский женский стандарткрасоты: тонкая талия, развитая грудь, округлые бедра. Элементы танца животаспособствуют перераспределению подкожных отложений, и фигура меняется наглазах. Неотъемлемый элемент belly dance — тряска — выступает в ролидорогостоящего вибрирующего массажера, так часто рекламируемого по телевизору,который избавит Вас от целлюлита.
Вы пришли вШколу танца, не имея предварительной хореографической, физической подготовки.Добро пожаловать. Вам здесь рады.
Вашаувлеченность и энтузиазм поддерживают в Вас позитивный настрой для принятиябольших и, предположительно, непривычных физических нагрузок. Но давайтезадумаемся об осторожности. Как уберечь себя от повреждающего эффектасверхдействия? Ведь мера у каждого своя. Как избежать травматическогоповреждения здоровых органов и тканей? Как предупредить возможное обострениеимеющегося хронического заболевания? Ваше продвижение в занятиях складываетсяот освоения простых элементов и движений с постепенным переходом к болеесложным. Без простого не бывает сложного. Время, требующееся для освоениядвижений, у каждого свое. Определите минимум по количеству движений прирегулярных занятиях и выполняйте его. Нет смысла делать больше определенногоколичества. Спешить надо медленно.
В танце изанятиях чередуйте напряжение и расслабление. Такой подход лежит в основеарабского танца. Это способствует наработке выносливости, умению переключатьсяс одного вида деятельности на другой, способствует сбережению энергии,необходимой для жизни.
Резкиеи сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызватьрастяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывихи вывих суставов. Разминка в невысоком темпе в течение 3-10 минут достаточноразогревает мышцы и делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению.Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращаетголовокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращениенапряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга испособствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может бытьголовокружение и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузкитакже способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочнойкислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность наследующий день, вызванную повреждением мышечных волокон.
Следуетобратить внимание на подбор одежды для занятий. Она должна быть удобной,комфортной, отвечать Вашему вкусу и принятым требованиям, о которых Вы можетеузнать у преподавателя. Следует позаботиться о платке или накидке, которыеможно набросить на разгоряченные плечи во время паузы в разминке или во времяобъяснений, не связанных с физическими упражнениями. После интенсивнойфизической нагрузки не спешите сразу выйти на улицу, особенно при выраженнойтемпературной разнице в помещении для занятий и вне его.
Вы решили уделить внимание поддержанию хорошей физической формы через занятия вШколе танца. Ваше тело получит достаточную или интенсивную физическую нагрузкус учетом Вашего выбора.
Позаботьтесьо полноценном питании и поддержании водного баланса. В Вашем рационе должныбыть продукты, содержащие питательные вещества, витамины и микроэлементы всоответствии с Вашими потребностями. Вода составляет 60% веса тела. В телечеловека весом 70 кг содержится приблизительно 40 л воды. Из этого количества до 28 л находится внутри клеток, 8 л — в тканях, и чуть меньше 4 л, то есть приблизительно 8% от общего количества воды, — в кровотоке. Поддержаниеэтого объема воды в кровотоке очень важно. Поступление воды в организм должноуравновешивать ее потери во время энергичных физических занятий или в жару,когда потоотделение возрастает, тогда водный баланс в организме будетпостоянным.
Если у Васимеются острые или хронические заболевания, о которых Вы знаете, перед началомзанятия целесообразно проконсультироваться с преподавателем об объемефизической нагрузки и, возможно, подборе ее в Вашем индивидуальном случае.
2.1.Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание
Целямитерапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочьпациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить большевозможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции икоординации.
Вовторой области танцетерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации черезиспользование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опытпозволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь,которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая,как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начатьидентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосмос мира,представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и даватьобратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологическихролей.
Втретьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесныйопыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражениеособенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действиямышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развиваетЯ-концепцию и способствует повышению самооценки.
2.2.Эмоции и движение.
Поэтимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в ХVII веке от французскогослова «mouvior», что значит «приводить в движение». Алатинское слово «emovere» означает «колеблю»,«волную». Таким образом, мы видим смысловую связь слов«эмоции» и «движения». Чарльз Дарвин в 1872 году,в работе «Выражение эмоций у человека и животных», исследовалэмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду скультурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характернывсем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение,стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемылюдьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотныенароды.
«Горе -Люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных,почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но ещепродолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными ипассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, онистановятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке,губы, щеки, нижняя челюсть — все опускается вниз под тяжестью собственноговеса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.
Радость -если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек можетпританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, помнению автора, является первичным выражением радости и счастья.
Гнев -возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же времявозникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовымк немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению кобидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самымопределенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест — рукисо сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желаниеударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметырискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движениястановятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься пополу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, чтооказывается поблизости.
Страх -выражался с древних пор почти так же, как и сейчас: дрожь в теле, холодный пот(испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц,съеживание всего тела или неподвижность.
Презрение -наиболее частый способ выражения презрения — это движения, производимые вобласти носа и рта. Фырканье является универсальным способом выраженияпрезрения или отвращения.
Стыд -при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваемвсе тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытываетчувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом,и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.
Изумление -широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можносделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивнымимпульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобыслышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можнотише, а тело наше остается неподвижным.
Кромеосновных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные эмоции.Сложные эмоции известны людям в каждой культуре, но они не имеют прототиповповеденческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть,скупость, мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина,тщеславие, самодовольство, честолюбие. гордость, скромность.
Томкинс,исследуя врожденные аффекты, открыл еще один аффект, который не описал Дарвин,это аффект — интерес (любопытство). В открытии этого аффекта Томкинсу помоглинаблюдения за своим маленьким сыном. Томкинс сделал предположение, что Дарвинне выделил интерес как аффект может быть потому, что связывал его с мыслительнойфункцией. Томкинс также разработал шкалу интенсивности врожденных аффектов отслабого выражения до экстремально-сильного. Например, аффект страха: опасение-тревога -страх -ужас -паника. А, например, шкала аффекта гнева выглядит такимобразом: легкое раздражение -раздражение -фрустрация -гнев -ярость. Томкинсразделил базовые аффекты на позитивные (радость и интерес), негативные (страх,горе, гнев, презрение, стыд) и останавливающий (удивление).
К.Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году онописал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец былиодной из форм выражения бессознательного.
Юнгианскийаналитик, ученый, один из основателей института К. Юнга вСан-Франциско) Люис Стюарт (Luis Stuart), основываясь на приведенныхвыше исследованиях Ч.Дарвина, Томкинса и, опираясь на основные принципыюнгианского подхода в психологии, разработал концепцию „Система базовыхаффектов“. Смысл процесса индивидуации рассматривал как развитие самости(Self) от начальной (в основе которой лежат базовые аффекты) к реализованной. Впонятие реализованный Self Л.Стюарт включал самосознание, эго-функции,развивающиеся образы и высшие ценности, которые являются различными взависимости от базового аффекта, от которого они развиваются. На развитие Selfвлияют символические культурные установки комплексные семейные эмоции, которыеприсутствуют в семье, где личность развивается (примеры сложных семейныхэмоций: любовь, уважение, внимание, сострадание, ревность, зависть, лживость,вина и т.д.)
Стюартназвал позитивные эмоции „энергетическим источником жизни“, анегативные — »кризисными аффектами", которые нужны для выживания иони трансформируются посредством игры в позитивные. А аффект удивления, которыйТомкинс называл «останавливающим», Стюарт определил как«переориентирующий». Также автор рассматривал стыд и презрение какодин аффект, развивающийся из первичного аффективного рефлекса отвращения, норазнонаправленный: стыд — внутрь себя, презрение — во внешний мир".
Впроцессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять илимаскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах,психосоматических заболеваниях. Поэтому танце-двигательная терапия глубокосвязана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждаяэмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та жесамая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно черездвижение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание,давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощьюслов не могли быть выражены).
Танце-терапевтдолжен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы датьвозможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.
2.3.Работа с межличностными отношениями в танце-двигательной терапии.
Сферамежличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики,так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательнойтерапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, аименно — ее эмоциональное наполнение.
Исследованияпоказывают, что танцедвигательная терапия помогает установить иливосстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона посинхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некаянейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации(Фельденкрайз).
Кендонописывает самосинхронность как отношение между движением и чьей — либособственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействияопределяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышеннаясинхронность, которая случается во время общения, усиливается совместнымдвижением.[5]
Танце-двигательнаятерапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как онанепосредственно использует ритм и кинестетическиепаттерны. Переутверждение «Я» в «Я» в отношении сдругими происходит естественным образом, благодаря работе в группе.
Авторрассматривает координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительнойсоциальной интеракции. Он полагает, что люди, имеющие нарушения в социальныхкоммуникациях, могут научиться необходимому поведению (ритмической координациис другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружения. Врезультате танце-двигательной терапии большинство клиентов переживают болееглубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела, вовремя движения под общий ритм. Известная танце-терапевт М.Чейсрассматривает ритм как организующий человеческое поведение фактор и создающийчувство солидарности между людьми.
Клайнв своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал, что каждая эмоцияимеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн,управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способнывоспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Нашиэмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из нашихинтерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаеми переживаем на кинестетическом уровне (Фельденкрайз).
Благодаряработе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознанияличностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратнойсвязи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностныеотношения. Группа по танце-двигательной терапии — это микрокосм различныхсоциальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно восприниматьсебя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.
Глава3. Исследования, проводимые в области танцетерапии
Современноеобщество с его стремительными социально-экономическими изменениями,нестабильностью и утратой, в значительной мере, прежних ценностныхориентиров, в том числе и семейных, становится всё более равнодушным. В томчисле и к эмоциональному состоянию одних из самых уязвимых его членов –подростков. Актуальность темы определяется увеличением числа подростков,столкнувшихся с такой проблемой, как отсутствие должного внимания со сторонывзрослых (социальная безнадзорность). Формирование у детей установок нанедоверие к близким взрослым и барьеров в отношениях между ними выступает какрезультат отсутствия доверия в отношениях, неумения и нежелания взрослыхпринимать и по достоинству оценивать ребенка. Сегодня дети, и особенноподростки, проводят ежедневно гораздо больше времени в компаниях себе подобных,вне досягаемости родительского и другого «взрослого» контроля. И этонеудивительно. Любой нормальный человек страдает в своей целостности отобособленности, отчужденности по отношению к самому себе и к миру (А. Камю).Заброшенность, ненужность доставляют особенно неприятные ощущения, если они неуравновешиваются полноценным общением. «Дети, лишенные надзора (родителей), —читаем в Кратком словаре „Семейное воспитание", — в силу своей незрелости,неумения самостоятельно организовать свою деятельность, поддаются сомнительнымувлечениям, пропускают занятия в школе, плохо учатся, нарушают дисциплину. Всамом деле, большинству родителей в настоящее время уже не до «хорошегоповедения» своих детей. Даже если они и хотели бы опекать каждый их шаг, исходяиз чисто эмоциональных побуждений, это редко становится возможным, так как всесвое время они вынужденно проводят отдельно от детей, в разных местах — как дома,на досуге, так и на работе. Вместе с потерей неофициального контроля многие, иособенно наиболее нуждающиеся во внимании дети, сегодня перестали бытьобъектом и официального контроля со стороны социальных институтов. Поэтому, важнымдополнением к традиционным методам обучения и воспитания является развитие деятельности психологических центров помощи населению, в которыхподростки могут научиться понимать свои индивидуальные особенности иразвивать имеющиеся способности, а также управлять своим поведением в рамкахвозникших ситуаций. Анализ данных официальной статистической отчетностипоследних лет говорит о тенденции распространения явлений безнадзорности, атакже беспризорности в подростковой среде, что определяет уровень преступностисреди несовершеннолетних в целом. В настоящее время важность улучшенияорганизации свободного времени для детей и подростков, а также реализацияразличных психологических программ признается необходимым фактором гармоничногосуществования общества и одним из основных условий целостного развитияличности.
Актуальностьтемы исследования и её недостаточная изученность, а также важность освоениявнутренних ресурсов личности и укрепления эмоциональной устойчивости именно впериод «взросления», определили цель и задачи данной работы. Объектисследования – группа подростков, находящихся под опекой и дети из неполныхсемей г. Химки (на базе психолого – педагогического центра помощи населению«Семья»).
Предметисследования – особенности эмоциональной сферы подростков, находящихся всложной жизненной ситуации. Цели исследования: — изучить теоретические подходык возможности применения средств игровой терапии для повышения уровняэмоциональной устойчивости у подростков, попадающих под категорию безнадзорных;- осуществить экспериментальную апробацию тренинговой программы в работе сподростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (безнадзорность),применяя средства и положения игровой терапии. Задачи исследования: — сформировать активное и творческое отношение участников к требованиямпредлагаемых обстоятельств; — моделирование оптимальных способов поведенияподростков в различных жизненных ситуациях и освоение участниками программыданных моделей; — реализовать программу игрового тренинга по повышению эмоциональнойустойчивости у подростков на базе центра психолого-педагогической помощинаселению «Семья». Гипотеза: воздействие игровой деятельности,реализуемое в тренинговой форме, на эмоциональную сферу подростков, находящихсяв сложной жизненной ситуации (проблема безнадзорности) предполагает укреплениеэмоциональной устойчивости и формирование адаптивных форм поведения всложившихся условиях. Методы исследования. В процессе данного исследования былприменен ряд комплексных теоретических и эмпирических методов. К первой группеметодов относятся анализ, сравнение, синтез и теоретическое изучение программыкоррекции эмоционального состояния подростков в рамках направления игротерапии.Ко второй группе методов относятся: систематическое наблюдение, беседа, анкетирование,тестирование. Эксперимент — апробация программы коррекции эмоциональной сферыподростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, с помощью игровыхтренингов.
/>
Принятосчитать, что вещи, которые мы носим, дом, где мы живем, нуждаются в заботе иуходе. «Первый дом», который получает человек при рождении, требуетего постоянного внимания. Разговор идет о физическом теле. Для того, чтобы телобыло здоровым, податливым и послушным, важно не забывать о нем, контролироватьего состояние и поддерживать его форму. Для отработки и развития техники танцанеобходима разминка тела. Возможности физического тела заложены в трехмерномпространстве. Для полного и гармоничного отражения движений в этих условияхрекомендуется практиковать его в трех плоскостях. Данная работа — это попыткадать подход, принципы организации разминочных гимнастик. Попытка понять,сформулировать, что и как делать для развития гибкости и подвижности тела,чтобы любое движение стало простым и доступным. Можно ее охарактеризовать как«философия движения».
Здесь попыткадать методологию создания собственных комплексов и дать критерии оценки полнотыи эффективности существующих. В основу положен анализ древней Вьетнамскойборьбы «15 шаров».
Гимнастикии упражнения.
Разобьемупражнения по основным характеристикам.К первой группе отнесем все вращательныедвижения. Вращение рук, ног, туловища, головы, тела, таза, стоп, всего туловища,рук, кистей, комбинации вращений. Ко второй отнесем все упражнения на сжатие ирастяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык»,«Открывание дверей», «Мюнхаузен», наклоны к одной точке плечевыми суставами,«Око возрождения», кроме вращений. К третьей группе отнесем упражнения наскручивание. Это «Гимнастика на позвоночник», повороты головы, вывороты рук. Кчетвертой группе отнесем — тряски. Тряски рук, ног, живота, головы, туловища,предплечий, груди, живота. К пятой группе отнесем различные прыжки: на носках,с подниманием бедер, подниманием прямых ног, на четвереньках, на «пятой» точке,с боку на бок, на животе, на спине, вокруг оси, в длину, на прямых ногах,отнесем сюда махи руками. К шестой группе отнесем силовые упражнения.Приседание, отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей, качание пресса спередии сзади.
Рассмотримпервую группу движений.
У человека 15центров вращения. Это места соединения костей — суставы: два голеностопных, дваколенных, два тазобедренных, поясница, грудь, два плечевых, два локтевых, двалучезапястных, шея.
Легкость движения определяется разработанностью и подвижностью этих мест, чтобылюбая траектория движения была возможна, чтобы не было у человека «мертвыхзон». В этом случае становится возможным передача волны движения в танцеот места ее возникновения на самые удаленные участки тела с учетом различныхнаправлений и разных плоскостей.
Вращательные и волновые движения можно комбинировать, составлять из нескольких.
Рассмотрим напримере груди. Представим центр, точку по середине позвоночника, на уровнесердца. Проведем ось через эту точку спереди назад и начнем вращать груднойклеткой вокруг этой оси, при этом ось остается на месте. Сначала вращениепроисходит по кругу в одну и другую сторону. Затем по спирали в одну и в другуюсторону, затем по восьмеркам с центром в этой точке, одна горизонтальная,другая вертикальная, разных размеров.
Затемпроводим ось слева направо, горизонтально, через ту же точку. И начинаемвращать грудной клеткой вокруг этой оси по тем же траекториям, обращая вниманиена то, чтобы ось была параллельна земле во время вращения. Далее проводим осьсверху вниз, перпендикулярно земле через эту же точку. И начинаем подобныевращения вокруг оси, отслеживая, чтобы ось была всегда перпендикулярна земле. Итак,грудь вращается вокруг осей, расположенных в трех плоскостях, каждый раз потрем траекториям (круг, спираль, восьмерки). Скорость вращения и амплитудуможно менять. Начинать рекомендуется с равномерных вращений. Аналогично вращаемтазовым поясом, только центр берем в самой середине его.
Движения — также в трех плоскостях, по тем же траекториям, как и грудь. Головааналогичным образом, только центр представляем в середине шеи. Вращенияпроисходят в трех плоскостях и по тем же траекториям. При этом все остальныечасти тела не двигаются. Также вращаем кистями, но одновременно обеими. Каждая- через свой центр. Потом предплечья, плечи, ступни, колени, бедра. Если ногамивращают в положении стоя, тогда вращения делают попеременно каждой ногой, держаодну ногу на весу. Ногу можно вытянуть вперед, назад и в сторону. Количествовращений и скорость можно постепенно увеличивать. Из траекторий скачала можнобрать круги, затем добавлять спирали, затем восьмерки. Последнее вращение — это«Молот» в одну и другую сторону, стоя на месте. Затем можно комбинировать вращенияразличных частей тела.
Затем добавлятьспирали, затем восьмерки. Последнее вращение это «Молот», в одну и другуюсторону, стоя на месте. Затем можно комбинировать вращения различных частейтела. После вращений потянуться вверх, потянуться, разведя руки в стороны;«Открывание пневматических дверей»; потянуться одна рука вверх, другая вниз;потянуть левую ногу одновременно с правой рукой и наоборот (растягивать себя подиагонали).
Правиладля упражнений.
1. Начинатьдвижения с конечностей, затем туловище, в конце — движения головой.
2. Начинайтепостепенно, не загоняйте себя. Каждое занятие — это удовольствие наполнениетела энергиями. В сопровождение можно взять арабскую музыку, классическую,барабаны.
3.Следите засвоим состоянием, если плохо себя чувствуете или самочувствие ухудшается, тоделать не надо. Разберитесь с причинами и устраните их.
4. Начинайтес простых форм и постепенно, со временем усложняйте.
5. Определитеминимум по количеству, и выполняйте его. Нет смысла делать больше определенногоколичества.
6. Чередованиенапряжения и расслабления.
7. Напряжениена задержках дыхания, на вдохе и выдохе.
Заключение
Современный человекзначительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас отнеобходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который незанимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам втранспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером «прогулка»по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшаядеятельность организма.
Отсутствие двигательнойактивности и большие нервные перегрузки, стрессы — основные причины практическивсех заболеваний.
Человек, который начинаетдвигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. Унего улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем,повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуютвес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это неудивительно. Ведь движение — это накопление энергии, а не трата ее. Энергия — накапливается!
Существует ряд различныхметодик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения смузыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обученияритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапииразработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческийпотенциал.Танец — это не только средство для выражения чувств, но также исредство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдениеза движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.
Танцетерапия стремитсядать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственномпотоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные,самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальныхтанцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своихпациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобыподключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методикуврачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательномстимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигатьсяболее свободно.
Самый широкий кругразнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этом музыкавовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнутытворческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезнадля людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства,и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, какумеренных, так и серьезных. Теоретически при любой физической болезни,связанной с подвижностью, типа болезни Паркинсона, движение ци может оказатьсяполезным. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могутбыть сняты танцетерапией.
Особенно этозаметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксацияв движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено,осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействиемна мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта,на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятиенакопившихся стрессов.
Танец — это огромнаясила, пробуждающая творческую энергию!
Мало того, танцетерапияможет внести вклад в решение серьезнейших проблем современного человечества. Успехимедицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро«стареет». Существенно возрастает среди населения многих стран долялиц пожилого и преклонного возраста. Сохранение психической и физическойактивности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем.Чтобы старики были не обузой, а «золотым фондом» человечества,необходимо, чтобы они до глубокой старости «были молоды» душой и,желательно, телом. Наука доказала, что «вечная молодость» вполнереальна. Здесь, как всегда, впереди идут выдающиеся люди человечества, допреклонных лет поражавшие современников своими физическими и психическимивозможностями. Гете, Демокрит, Толстой — список можно продолжить до внушительныхразмеров.
Но «вечнаямолодость» доступна каждому! Наука работает в этом направлении. Однако,уже сейчас существуют простые, эффективные и общедоступные методы. Например,занятие любым творчеством продлевает психическую молодость «доупора».
Танцетерапия ещеэффективнее! По статистике, танцоры живут исключительно долго. И это счастливыелюди! Они до глубокой старости молоды и душой и телом.
С этим все ясно и ужеочень давно. Но в чем же проблема? Проблема — в изменении менталитета населения.Вот когда все больше людей старших поколений начнут осознавать, что танцевать в«зрелом» и в «солидном» возрасте не только не «глупо истыдно», а наоборот ПРЕСТИЖНО и ПОЛЕЗНО, — вот тогда танцетерапия покажетсебя как массовое, эффективное, общедоступное средство обеспечения ВЕЧНОЙМОЛОДОСТИ. Без кавычек.
Танцы — это не эликсирбессмертия, танцы — это эликсир вечной молодости!
Танцетерапия — этопроверенное тысячелетиями, абсолютно надежное и самое приятное средство лечениямногих болезней и обеспечения здоровья и долголетия!
Литература
1. Баскаков В. Хрестоматияпо телесно-ориентированной терапии. М., 2002.
2. Колесников Л.,Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 2003.
3. Курис И. Биоэнергетикайоги и танца. М., 2004.
4. Рудестам К.Групповая психотерапия. Прогресс, 2000.
5. Сборник Танцевально-двигательнаятерапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)
6. Фельденкрайз.Сознавание через движение. М., 2004.
7. Фрегер Р.,Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва,1996, 1 том.
8. Кравченко А. И. Общая социология,-М., 2001.
9. Ядов В. А. Стратегия социальногоисследования.- М., 2002.
10. Адлер А. Понять природу человека.СПб., 2005.
11.Асламов А. Г.Психология личности. М., 1990.
12. А. Басе, агрессия итемперамент, М., 1989.
13. Бороздина А. В.Психология темпераментов. М., 2005.
14. Белоус В. В. Темперамент идеятельность. Пятигорск, 2000.
15. Бэрон Р., Ричардсон Д. агрессия.СПб., 2004.
16. Гарбузов в. И. Практическаяпсихотерапия. СПб., 1998.
17. Грановская Р. М. Элементы практическойпсихологии. М., 2002.
18. Крупнов А. И. Психологическиепроявления и структура темперамента. М., 2004.
19. Коваль Н. А., Родионова Е. В.Методика исследования индивидуального духовного пространства. М., Тамбов, 1997.
20. Леонтьев Д. А. Очерк психологииличности. М., 1999.
21. B.C. Мерлин,Темперамент. М., 1998.
22. Мясищев В. Н.Психология отношений. М., 1999.