Реферат по предмету "Психология"


Развитие дифференциальной психологии

Содержание
Введение
Понятие дифференциальной психологии иее основные представители
Процесс превращения дифференциальнойпсихологии в самостоятельную науку. Методы и направления дифференциальнойпсихологии
Заключение
Список используемой литературы

Введение
С древнейшихвремен социальная практика заставляла человеческий ум выделять впсихологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которыеотличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этогожизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных иматематических методов привел к образованию специальной отрасли знания –дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьмиили группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупностипризнаков). Проблема, о которой идет речь, издавна привлекала вниманиефилософов, моралистов, художников, врачей, педагогов.

Понятие дифференциальной психологии и ее основныепредставители
В своемразвитии психология, как и все остальные научные дисциплины, находится впроцессе прохождения через три этапа: донаучного знания, естественнонаучнойпарадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуетсяпреобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысокимуровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимостьустановления причинно-следственных закономерностей при опоре на данныеэксперимента и обобщает эти закономерности. Гуманитарная парадигма сосредоточиваетсяна уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задачстатистического подтверждения достоверности данных. Господство гуманитарнойпарадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не тольков науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современнаяпсихология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию иописанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась изобщей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именемпсихологии индивидуальных различий. Целью изучения становится индивидуальность.Тонкие наблюдения содержались в высказываниях мыслителей XVI-XVII веков, вособенности Монтеня («Опыты», 1580), Лабрюйера («ХарактерыТеофраста», 1688), Ларошфуко («Сентенции и максимы о морали»,1665) и др. Однако отнести их произведения к истории научной психологии можнолишь с большой долей условности.
Дифференциальнаяпсихология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологическиеразличия, как между индивидами, так и между группами людей, причины ипоследствия этих различий. Термин “Дифференциальная психология” ввел немецкийпсихолог В.Штерн в работе “О психологии индивидуальных различий” (1900 г.). В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология(И. Банзен, Е. Люка), которая сегодня относится к области знания о характере;этология (Дж. Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении;индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианскоенаправление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающаятакже медицинскую психологию. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологииявилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических иматематических методов. Дифференциальная психология складывалась поднепосредственным воздействием практики — педагогической, медицинской иинженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборовдля изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистическогоанализа.
Первымикрупными представителями нового направления были А. Бине, А.Ф.Лазурский, Дж. Кеттели др. Основным методом дифференциальной психологии стали тесты — сперваиндивидуальные, затем групповые (используемые для определения умственныхразличий), далее проективные тесты (для измерения интересов, установок,эмоциональных реакций). Путем обработки тестов методами факторного анализавыявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях)интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариациив психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологиинаибольшую известность приобрели:
1) теориядвух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельностипредставлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимыйтолько для данного вида деятельности (например, для решения математическихзадач, литературного творчества и т. п.);
2)мультифакторные теории (Л.Тёрстон, Дж.Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор иполагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей(«скорость восприятия, ассоциативная память и др.). Как бы ни совершенствовалисьтесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснитьпричины психологических различий.
Процесс превращения дифференциальной психологии всамостоятельную науку. Методы и направления дифференциальной психологии
Психологияиндивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики,медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможнымблагодаря следующим предпосылкам:
1. Внедрениев психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалосьоткрытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879году, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов,в частности апперцепции. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории сталиоткрываться и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развитияпозитивистской психологии стало выведение основного психофизического законаФехнера – Вебера (Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, а Reiz –величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизниоказались связанными между собой достаточно простой алгебраическойзависимостью. Этот научный факт – выразительная иллюстрация неисповедимостинаучных путей, потому что Фехнер, по своим убеждениям «махровый идеалист», какписали о нем в доперестроечные времена, меньше всего стремился укрепить своимиизысканиями позиции материализма.
Еще в 1796году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрукабыло открыто время реакции как психологическое явление (наблюдения опирались наметод «глаз и ухо», требующий координации зрительной и слуховой информации).Это было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматриватьпсихическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало,середину и конец, а не как симультанный (одномоментный) феномен. Позжеголландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчетавремени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься какпоказатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно по-настоящемуоценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного наблюденияпсихического они имели поистине революционное звучание – психику стало возможноизменять, измерять и оценивать. Экспериментальный метод, по мнению известнойсовременной исследовательницы А. Анастази, несколько затормозил развитиеинтереса к единичным явлениям психики, которые активно изучались на донаучномэтапе.
2. Следующейпредпосылкой превращения дифференциальной психологии в полноценную наукуявилось использование методов статистического анализа. Каждое психическоекачество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка наконтинууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почтикаждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многихпеременных, получается кривая нормального распределения, то есть малых(субнормальных) и больших (супер-нормальных) значений обычно меньше, чемзначений средней величины (нормальных).
Первыми, ктообратил внимание на возможность применения теории вероятности ксоциально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле иФрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичностьсоциальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемаяотечественными психологами теория «среднего человека» (человек стремитсядействовать так, как поступает большинство людей). Предметом же внимания Гальтонабыли особые способности, о чем он и написал в книге «Наследственный гений»,изданной в 1869 году. Гальтон стремился изучать суперменов и показал своимиработами, что гениальность – это качество, обусловленное наследственно.
Статистическиеметоды – это приемы прикладной математики, используемые психологией дляповышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработкиэкспериментальных результатов. Идея корреляционного анализа родилась из попытокФ. Гальтона исследовать закономерности наследования детьми психологических ифизических признаков своих родителей. Им было разработано несколько вариантовфакторного анализа для изучения интеллектуальных способностей, ряд методов былпредложен специально для проверки вновь создаваемых тестов. Сейчас выделяютнесколько направлений использования статистических методов в психологии: а)описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическоепредставление данных; б) теория статистического вывода, используемая дляпредсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планированияэкспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей междупеременными.
Обычноиспользуют следующие приемы статистического анализа. Дисперсионный анализпозволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Для некоторыхисследовательских и практических задач именно дисперсия дает основнуюинформацию. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическимисвойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими — с другой. Корреляционныйанализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными.При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе неих причинная обусловленность. И, наконец, факторный анализ – это группаметодов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать иизмерять непосредственно. Задача факторного анализа в том, чтобы уменьшитьколичество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам.В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляциипрослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями(корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор –переменная более высокого уровня обобщения. Факторные модели используютсясейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта. Чтобыиспользовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным внормальности распределения изучаемого качества; но даже и при этом условиисуществует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Этавероятность называется «уровнем значимости».
3. Третьейпредпосылкой оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знаниеявилось использование данных психогенетики, предметом которой являетсяпроисхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль средыи генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод вего вариантах, который позволяет максимально уравнять воздействие среды иотдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств нааддитивную, неаддитивную и дисперсию, связанную с разницей в окружении. Впоследнее время, однако, используют также и генетический анализ.
Как бы нисовершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе неспособны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах напротяжении всей истории дифференциальной психологии служит предметом острыхдискуссий. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время господствовалоубеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значениеприписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимостьиндивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности,социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась. Внастоящее время для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитиеновых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду сразличиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различияв творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, вмотивационной сфере. Большая работа в этом направлении ведется советскимиучеными. Факты и выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важноезначение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала,диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностейиндивидов и др.).
В настоящеевремя объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказываетсяотдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональнаяориентация, а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыренаправления функционирования психологии индивидуальных различий, которыепродолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативнымоказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений вданной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересновыявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий наспризнак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во второмслучаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мыограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности какк целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открыватьпричины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мыдолжны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость имногофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявлятьсяодновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологическогоподхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим непоперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.
Основныенаправления дифференциальной психологииОбъект исследования Качество исследования 1. Признак Один у нескольких индивидов вариационное «горизонтальное» 2. Признак Два и более у нескольких индивидов корреляционное 3. Индивидуальность Один индивид в отношении многих признаков психогеографическое «вертикальное» 4. Индивидуальность Два и более индивида в отношении многих признаков сравнительное

Заключение
Итак, кнастоящему времени психология индивидуальных различий сохранила своюнеоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладаниичастнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальныхспособностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теориитемперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основнаятенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных,разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению,и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальнаяпсихология отдельных функций, а также «психология женщины, художника,преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях».

Списоклитературы
1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемыпсихологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М.,1977.
2. Блонский П.П. Избранныепроизведения. М., 1964.
3. Лейтес Н.С. Умственные способностии возраст. М., 1971.
4. Общая психология. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1970.
5. Психология. Учебник / Подредакцией А.А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная идифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.
7. Фельдштейн Д.И. Психологиястановления личности. М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.