Реферат по предмету "Психология"


Пути формирования имиджа современной семьи

Содержание
Введение
1. Понятие «имидж семьи»
2. Основные составляющие имиджа семьи
2.1 Влияние имиджа на семейно-брачные отношения
2. Проблематика имиджа семьи
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Методологическое изучение имиджа современнойсемьи осуществляется с позиций философии менеджмента, социокультурного подхода,теории деятельности, теории потребностей, теории этики, теории социальногообмена.
Исследование имиджа современной семьиобъективно строится на освоении системы знаний социальной философии,социологии, культурологии, менеджмента и с учетом культурных традиций, системыпотребностей, интересов, образа жизни современной российской семьи, что, в своюочередь, должно предполагать синтез «идей и методов».
Семья — важнейшая форма организации личногобыта. Для детей семья является первой школой освоения мира, а для взрослых еечленов — зоной психологического комфорта. В настоящее, плотно насыщенноесобытиями время важной функцией семьи становится не экономическая и даже небиологическая, а психологическая функция. Она заключается в обеспечениипсихологической защиты, в создании условий для восстановления физических идуховных сил каждого члена семьи, а также во взаимном поддержании здоровья ижизненного тонуса, в организации совместного досуга и отдыха. Неумениеправильно вести себя в обществе, на работе, в компании друзей создаетопределенное отношение к человеку со стороны окружающих, усложняет его общениес людьми. В результате появляется плохое настроение, подавленное состояние, чтовлияет потом на семейную жизнь.
Культура общения является непременным условиемжизни человека и принадлежит к тем проявлениям человеческой деятельности,которые не могут быть заменены чем-то другим. Роль культуры общения важна как всемейной жизни, так и в сфере делового и дружеского общения. Человек можетназываться истинно культурным и нравственным, если он дорожит не только любовьюи уважением членов своей семьи, но и хорошим отношением к своей семье всехокружающих людей. Опыт благополучных семей показывает, что искреннее и доброжелательное,хорошо организованное усилиями членов семьи разнообразное общение с другимииндивидами общества: друзьями, коллегами по работе, соседями — благотворновлияет на внутрисемейные взаимоотношения и формирует положительный имидж семьи(англ. image — образ). Под образом понимается не только зрительный (вид, обликчлена семьи), но и образ мышления, действий, поступков. В данном случае слово«образ» должно употребляться в широком смысле — как представление о семье,которое возникает у других людей.
Актуальность темы работы заключается в том, что все семьи разные, у каждойсемьи свой собственный имидж. Именно в семье индивид получает первый жизненныйопыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучнойили неблагополучной. К сожалению, не каждая семья может справиться с различнымивидами проблем и сохранить положительные отношения, любовь, взаимопомощь.Многие семьи распадаются так и не получив никакой поддержки со стороны близких,не разобравшись в причинах появившихся разногласий.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать имидж современнойсемьи.
Задачиисследования:
1)        раскрыть все составляющие имиджасовременной семьи;
2)        рассмотреть влияние имиджа насемейно-брачные отношения;
3)        выявить проблематику имиджа семьи.
Предметисследования — современные семьи.
Объектисследования – значение имиджа семьи в современной России.
/>1. Понятие «имидж семьи»
Имидж семьи означает то, какой люди видятданную семью, как ее оценивают, как к ней относятся. В русском языке термин,который трактуется почти так же, как «имидж». Это — «мнение» как «суждение,выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь»(Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 2004). Имидж и мнение- достаточно близки по своему содержанию, но есть между ними и различие.«Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека, семьи,организации, страны», а «мнение» — в словосочетаниях типа «мнение о человеке,семье, организации, стране». Выходит имидж семьи — это то мнение осемье, которое сложилось у отдельных личностей или у определенных групп людей.Имидж семьи, имеет огромное влияние на взаимоотношения внутри семьи и на жизньеё членов.
В основе имиджа лежит формальная система ролей,которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера,интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. Имиджформируется как на основе реального поведения индивида, так и под влияниемоценок и мнений других людей, а также в СМИ. При формировании имиджа реальныекачества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Можно отметить, что гармоничный имидж являетсяцелостным образованием, состоящим из внутренне непротиворечивых элементов.Имидж в известном смысле – символический образ, представление о ком-либо или очем-либо. Он может быть связан с реальностью в широком диапазоне – от раскрытияистины до полуправды, искажения и дезинформации. Имидж – следствиевпечатления, которое производит его носитель. Имидж есть у каждого человека,организации, государства.
Обратим внимание на особое значение семейнойимиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в созданиидостойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельностиоказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако,что профессиональная деятельность родителей часто оказывает негативное влияниена здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческойдеятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различнымифизическими и психическими расстройствами.
Если члены семьи хотят, чтобы у окружающихлюдей в отношении их семьи была готовность действовать таким-то образом (допустим,разговаривать с членами семьи почтительно), а не иным (допустим, вообще неразговаривать с ними, игнорировать их), то надо сформировать у окружающихсоответствующую психологическую установку в отношении данной семьи. А для этогонеобходимо, чтобы у них сложилось соответствующее мнение об этой семье. По сути,это и есть главная роль, которую играет имидж семьи во взаимодействии семьи иобщества./>
Имиджформирующая информация
Мнение окружающих о какой-либо семье основываетсяна полученной об этой семье информации, которую можно назвать имиджформирующейинформацией. По характеру ее получения имиджформирующая информация подразделяетна прямую и косвенную.
Косвенная имиджформирующая информация — это та информация о семье, которую получают, чтоназывается, «через третьи руки», например «одна женщина сказала, что эта семья...»и другое.
Прямая имиджформирующая информация — это та, которую получают при непосредственном контакте счленами конкретной семьи.
Как правило, эта информация содержит следующиеданные:
— структура семьи (семья может иметь следующую структуру: одна брачная парас детьми или без детей; одна брачная пара с детьми или без детей с одним изродителей супругов и другими родственниками; две брачные пары и более с детьмиили без детей; один из родителей с детьми);        
— состав семьи (неполная семья; простая или нуклеарная; сложная или семьянескольких поколений; большая семья);
— количество детей в семье (бездетная; однодетная; малодетная; многодетная семья);
— однородность социального состава семьи (социально гомогенные (однородные) и гетерогенные(неоднородные) семьи);
— качество взаимоотношений и атмосфера всемье (благополучная; устойчивая;нестабильная; дезорганизованная);
— семейный быт, семейный уклад (семья — отдушина; семья детоцентрического типа; семьятипа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первоеместо комфорт, здоровье, порядок);
— тип главенства в семье (эгалитарные и авторитарные семьи);
— семейный стаж (молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднегосупружеского возраста);
— графический признак семьи (городская семья; сельская семья; отдаленно живущая семья,например в районах Крайнего севера);
— особенности психики каждого члена семьи (характер, темперамент, интеллект, мировоззренческиепозиции каждого члена семьи);
— внешность (макияж, прическа, одежда каждого члена семьи).
Основываясь на двух типах имиджформирующей информации,выделяют два принципа технологии формирования имиджа семьи, в основекоторых лежит прямая имиджформирующая информация.
1. Мнение о семье формируется на основепрямой иджформирующей информации. При этомданная информация может осознаваться, а может не осознаваться, т.е. находитьсяв подсознании и проявлять себя лишь в виде тех или иных чувств.
Воздействуя на людей с целью создания у нихтребуемого для семьи имиджа, необходимо влиять не только на их сознание, но иподсознание, чтобы у них, помимо воли, возникло приятное чувство, связанное сданной семьей.
Поведение членов любой семьи в общественныхместах, школа, магазин, стадион, театр, общественный транспорт, влияет на настроение,душевное состояние окружающих людей, — на мнение в отношении членов этой семьии на имидж.
Существуют общечеловеческие правила, с помощьюкоторых можно добиться положительного мнения о семье у окружающих людей. Вежедневном общении с коллегами, соседями, друзьями, знакомыми и совсемнезнакомыми людьми важнейшими качествами являются вежливость, тактичность,предупредительность, доброжелательность, деликатность и внимательность.
Важен и внешний вид членов семьи. Одежда,обувь, прическа — все имеет значение и является визитной карточкой своеговладельца. Стиль, фасон, цвет, но главное опрятность и чистота одежды и обувиакцентирует на себе внимание окружающих людей. Имидж семьи также зависит отумения членов семьи соблюдать речевой этикет — почтительный, вежливый,тактичный.
2. Люди чаще склонны доверять мнению,возникшему под влиянием подсознательной информации (интуитивной), чем мнениюосознанному. Например, как часто можноуслышать следующие высказывания: «Разумом-то я понимаю, что он делает правильно,а все равно душа к нему не лежит» или «Моя интуиция меня еще никогда не подводила».
Формируя определенный имидж семьи, нужно вбольшей мере воздействовать на подсознание людей, чем на сознание.
Но не всегда мнение о семье создается на основепрямо имиджформирующей информации. Как сказано выше, существует и косвеннаяимиджформирующая информация, о которой нельзя забывать при формировании имиджасемьи.
Косвенная имиджформирующая информация (КИФИ) – это информация о семье, которая получена не принепосредственном общении с конкретной семьей.
Можно выделить два источника КИФИ:
1) третьи лица, т.е. люди, которые сообщили оконкретной семье некую информацию (этот вид КИФИ называется опосредованнойлюдьми);
2) сформированная конкретной семьей средаобитания: квартира, дача, автомобиль (этот вид КИФИ называется опосредованнойвещами).
КИФИ может быть, во-первых, истинной илиложной; во-вторых, задокументированной или устной; в-третьих, официальной илинеофициальной.
К официальной КИФИ относятся досье (биография,документы об образовании, послужной список) на членов семьи или на семью в целоми устное официальное заявление (например, генпрокурора), а к неофициальной КИФИ- легенды, сплетни, анонимки.
Возможны ситуации, когда мнение о какой-либосемье возникает не на основе прямой или косвенной информации, а вообще безинформации т.е. априорно. Например, априорно сформированный имидж в глазахобщества имеют следующие семьи: неполные (без кого-либо из родителей);неблагополучные; семьи новых русских; семьи так называемых лиц кавказскойнациональности. На формирование имиджа какой-либо семьи влияет социальная ниша,которую она занимает в обществе./>/>

2. Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующимпараметрам:
— знаку(очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
— соотношению личностной и профессиональнойсоставляющих семьи;
— по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи,могут быть различными: к ним относятся тип общения внутри семьи, культураповедения членов семьи в общественных местах, а также где и кем работают членысемьи, интерьер квартиры, наличие автомобиля, внешний вид членов семьи).
Имидж семьи — это сложное системное образование, представляющее собойкомплекс различных составляющих, к которым относятся средовой имидж,нравственно-культурный имидж и габитарный имидж.
Самым значимым составляющим является, такназываемый средовой имидж семьи.
Средовой имидж семьи включает в себя:
— совокупность взаимоотношений внутри семьи;
— общение членов семьи в рабочем коллективе:культура деловых отношений и профессиональная компетентность членов семьи;
— особенности круга общения семьи,взаимоотношения членов семьи с друзьями, знакомыми и соседями; досуг семьи;
— жилую среду семьи: жилые помещения,организованные и благоустроенные в соответствии с образом жизни и вкусамичленов семьи, интерьер квартиры, дачи и др.
Не менее значимой составляющей имиджа семьи,является нравственно-культурный имидж семьи. К нему относятся уровеньинтеллекта, нравственного и эстетического развития членов семьи, ихмировоззрения, использование членами семьи норм морали и правил этикета приобщении с окружающими людьми, а также способы и формы этого общения.
Общение– один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека сдругими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире.Способность людей к выживанию установлению близких отношений, их представлениео смысле жизни, верность собственным идеалам — все это во многом зависит от того,как люди ведут себя в общении с другими людьми.
Есть еще одна составляющая имиджа — габитарныйимидж. Эта составляющая имиджа семьи основывается на влиянии внешнего видачленов семьи на мнение окружающих о данной семье. Имидж семьи зависит отвнешнего вида ее членов, т.е. их «габитуса» (лат. habitus — внешность, внешнийвид).
На формирование габитарного имиджа семьивлияет: прежде всего, одежда и макияж, а также ухоженность, чистота тела, волоси ногтей, подтянутость фигуры, походка каждого члена семьи. В процессе созданияимиджа семьи мелочей не бывает!
Одежда — это прямая имиджформирующая информация. Она демонстрирует аккуратность ичистоплотность; вкус, чувство меры и стиль; принадлежность к определённойсоциальной группе людей.
Очевидно, что в основе технологии формированияимиджа семьи находятся различные его составляющие. Поэтому с уверенностью можносказать, что позитивный имидж семьи напрямую зависит от положительногосредового имиджа, нравственно-культурного имиджа, а также габитарного имиджа семьи.
Основная проблема, которая выдвигается самойжизнью в условиях современности, — постоянное развитие, обновление исовершенствование всех видов человеческих взаимоотношений, в том числе исемейных. Умение развивать взаимоотношения как внутри семьи, так и за еепределами приобретает значимость и ценность.
Семья становитсяоткрытой системой: в настоящее время невозможно развитие семейных отношений безактивного взаимодействия семьи с другими социальными группами общества. Силойблагоприятного взаимодействия является имидж семьи.   />2.1 Влияние имиджа на семейно-брачные отношения
Анализ перспектив семьи и семейно-брачныхотношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующейпрактике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственногоповедения.
Любое развивающееся явление представляет собойединство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества,существенных различий, конфликта и гармонии является источником самодвижения исамообновления.
В кризисно — реформируемом социуме неизбеженструктурный кризис ценностей. Под общечеловеческими ценностями подразумеваютсясвобода выбора индивидом стиля частной жизни и максимальная автономиябрачно-семейного поведения по отношению к государственным, религиозным илиобщественным (моральным) нормам контроля. При этом качественно иной становитсяроль имиджа семьи. На уровне малой социальной группы (семьи) можно наблюдатьизменения в представлениях людей об одобряемых и осуждаемых нормах поведения.Общественность становится более либеральной по отношению к проявлениям свободыв личной жизни, что влечет изменения в представлениях людей о положительном иотрицательном имидже семьи.
Учитывая особенность современного состояниясоциума, его балансирование на грани хаоса и порядка, необходимо воспользоватьсясинергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их стеорией бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление) и аттракторов (особыеточки).
Аттракторы выступают в роли сдерживающихфакторов, удерживающих людей в рамках пристойности, и одновременно являются базовымиценностями, традиционными для российского народа, а по большому счету — сохранять этнос.
Изменение семьи как малой социальной группызнаменует собой эволюцию супружества и качественное изменение социально-нравственнойосновы семьи, сопровождающееся смещением традиционных ценностей.
В современных условиях моногамия все большеутрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступатьв повторные браки. Эволюция отношений между полами привела к иным морально — нравственным изменениям. Во всем мире распространены браки, свободные отсоциальных обязательств, растут добрачные и внебрачные связи. Эти явления можнорассматривать как определенную деградацию нравственных общечеловеческихценностей. Изменения в обществе требуют пересмотра некоторых позиций и норм,действующих в прежней семье.
В современном обществе отмечают двепараллельные модели семьи — традиционную и либеральную. Либеральная модель семьи демонстрирует варианты отхода оттрадиционной моногамии. Самое распространенное проявление либеральной модели — фактический брак (сожительство). Следующим явлением считается повторный брак.
При этом взаимные требования супругов сохраняюттрадиционный характер. Набор качеств достойного и одобряемого мужа наиболее частосовпадает с аналогичными качествами жены. Среди них особое значение придаетсяэмоционально-духовным характеристикам, таким, как любовь, взаимопонимание,уважение.
Традиционная модель семьи строится на основе несовместного выполнения супругами одних и тех же функций, а разделения сфер влиянияи взаимовыполнения ролей. Хорошая жена — это в первую очередь умелая хозяйкадома (аналогичное требование к мужу не предъявляется). Качеству мужа,противостоящему женскому умению вести домашнее хозяйство, соответствует ролькормильца семьи (к женщинам данное требование вообще не предъявлялось, несмотряна то, что в подавляющем большинстве семей работающая женщина вносит весомыйвклад в семейный бюджет).
Сложившиеся в сознании людей стереотипныеобразы мужа и жены непоследовательны и противоречивы: они представляют конгломераттрадиционных и демократических взглядов. В системе представлений людей о бракеи семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудноподдающихся изменению.
Динамика социально-нравственных установокроссиян не миновала и половую мораль. Смягчение моральных норм, регулирующих сексуальноеповедение, — очевидный факт.
Смягчаются различия в оценке поведения полов.Что в данном случае существенно отличается от традиционной половой морали, в соответствиис которой единственно возможным для женщины считались сексуальные отношения вбраке.
На вопрос, одобряют ли женщин, сознательнородивших ребенка вне брака, ответы распределились следующим образом: 4%респондентов осуждают женщину; безусловно, одобряют любую женщину, 12%;подавляющее большинство, 60%, одобряют только тех женщин, которые сознательнопошли на рождение ребенка вне брака.
Расширение границ индивидуальной свободы всфере межличностных отношений, изменение нравственных критериев имиджа современнойсемьи не могут не оказывать воздействия на брачно-семейные отношения.Увеличивается вероятность распространения альтернативных типов семьи и браков:гражданский брак; материнская семья; семья с раздельным проживанием супругов,каждый из которых специфичен и существенно отличается от традиционноймоногамной семьи.
/>/>2.2 Проблематика имиджа семьи
У каждой семьи существует свой определенныйимидж, стиль поведения друг с другом, стиль воспитания детей.
Можно выделить некоторые составляющиесемейного имиджа:
— характер межличностных отношений;
— эстетика убранства и уют дома;
— личный имидж-пример родителей.
Нередко родители недооценивают эффект своеговнешнего вида в домашней обстановке. Отношение к своей внешности в домашнихусловиях – показатель не только бытовой культуры, но и общего развитияличности. Пример небрежного отношения родителей плохо влияет на психику детей.
Особо следует выделить в семейном имиджефизиономический и голосовой эффекты в поведении родителей. К сожалению, этимипроблемами недостаточно занимаются многие родители, тогда как дети по мимике иголосу родителей ощущают отношение к себе. Дети в любом возрасте нуждаются вдоброжелательном выражении лица и голосе, не стегающем их как кнут. Здесьвспоминается зарубежный опыт по постановке улыбки деловым людям, а также высказываниеА.С. Макаренко о том, что слова «спасибо» и «пожалуйста» можно произнести впятидесяти звуковых вариациях.
Типичнаягородская семья с детьми в России 1991 года — это двое работающих супругов илиработающая мать (в случае неполной семьи), живущие, в основном, на зарплату,которую они получают в государственном учреждении. Именно в 1991 году ситуацияначала резко меняться: если минимальная зарплата еще могла составлять немногимболее 100 рублей, то представления о максимальной обновлялись каждый месяц.Понятия «бедный» и «богатый» реально входили в жизнь каждойсемьи. Появлялись семьи, в которых женщины могли не работать, поскольку доходмужа обеспечивал очень высокий, по российским меркам, жизненный стандарт.Появились />безработные. Начали возникать частные детские садыи школы, доступные далеко не всем. Быстро росли цены на продукты питания иодежду, в том числе продукты и одежду для детей. В конце 1991 года люди жили вожидании того, что жизнь станет труднее материально и психологически. Онибоялись, что не смогут приспособиться к этой новой жизни, хотя плохопредставляли себе, какой она в действительности окажется[1].
Особенностьроссийской ситуации последних двух-трех лет состоит в том что, в условияхсоциально-экономического кризиса пересматривается тип семейной стратегии, />/>доминировавшей в обществе. Речь идет остратегии нуклеарной семьи с профессионально занятыми супругами, небольшим и впринципе регулируемым числом детей, />/>воспитаниекоторых осуществляется как семьей, так и обществом, по преимуществу, с />/>эгалитарной системой власти, достаточносистематическими, но в большей степени деловыми контактами с родственниками,при непременной ориентации всех членов семьи на другие социальные институты ина интенсивное общение с друзьями.
Хотясемья такого типа остается пока базовой моделью, тем не менее, происходяткачественные сдвиги, которые становятся все заметнее и исподволь меняют />/>повседневную жизнь людей, их семейные ипрофессиональные стратегии. Одна тенденция связана с процессом«приватизации» стиля жизни — с все более отчетливой ориентацией людейна />/>частную сферу, другая — с усиливающимсяразграничением мужских и женских ролей в семье. Последнее представляетсяособенно драматичным, поскольку жизненная стратегия российской женщины напротяжении нескольких поколений включала в себя практически обязательнуюпрофессиональную />занятость вне семьи.
Оцениваяимидж современной семьи в последние годы просто невозможно не говорить опрофессиональной занятости супругов, которая, так или иначе, влияет на самимидж.
В так называемой аристократической семьейвелико значение традиций, которые, несомненно, существуют в семье, ориентируялюдей на определенный жизненный уклад.
В аристократической семье, например, к маленькимдетям относятся как к взрослым уже с первых лет. Скажем, обслуживающий персоналсемьи, может обращаться к детям только полным именем, более старших детейназывать на «вы». Этим детям могут сервировать стол так же, как и большим.
Родители никогда не позволят себе ходить подому в домашнем халате или стоптанных тапках. Именно благодаря этому, таким жеобразом стараются выглядеть и дети.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание осчастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них непременно – праздничнаяёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особеннымсемейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие.
В аристократической семье чаще всегоприглашаются дети из подобных семей, которые уже с малых лет умеют пользоватьсястоловыми приборами и знают как вести себя в обществе.
К сожалению, в семьях, где родители занимаютсябизнесом, на детей остается мало времени, чаще всего ими занимаются няни,гувернантки и т.п. Совместные прогулки с детьми, поездки за город, на выставки,на спортивные соревнования осуществляются в таких семьях планово, поопределенному графику.
Взаимоотношения в семье часто носятдиктаторский характер, руководит семьей глава семьи – отец, возможно, пожилой ипоэтому особенно уважаемый родственник.
Стоит отметить, что в таких семьях широкоиспользуется традиция отмечать особенные семейные праздники в кругу оченьблизких родственников.
Если на подобные мероприятия попасть соседямили просто коллегам по работе не так просто, то существуют семьи, где радыпрактически каждому. Чаще всего это семьи рабочих. Скорее всего, это самыйширокий круг семей с совершенно различными возможностями и взаимоотношениями.
Имидж такой семьи было более просто составить всоветские времена, когда активно пропагандировался здоровый образ жизни, спорт,физкультура, проводились массовые праздники, парады, демонстрации, когда былотрадиционным посещать такие события всей семьей.
Дети в таких семьях носили одинаковую школьнуюформу, одного вида ранцы, лакомились шоколадными плитками «Аленка», конфетами«Морские камешки» и мечтали о шоколадном зайце под новый год.
В советское время очень часто применялся лозунг«Общественные интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всюиерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Естькакие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы ккаким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. Взависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то кличным. Но все же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менееважными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужнынадежные люди — не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанныйк семье (как, впрочем, и к земле) — ненадежен для коммунизма. Поэтому эпохастроительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устоирусского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовседошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашемнароде, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом потерян нами[2].
На современном этапе определить имидж рабочейсемьи достаточно сложно. Это может быть как полная, так и неполная семья,количество детей также варьируется. Чаще всего большее количество детейнаблюдается в рабочих семьях из небольших поселков и деревень.
Кстати, стоит также отметить, что брак дляжителей сельской местности до сих пор является не только залогомблагосостояния, самостоятельности и веса в обществе, — это, бывает, еще иморальный долг. Семейно-брачные отношения во многих местечках находятся в полезрения всего сельского общества и зависят от общественного мнения.
К сожалению, семейный быт рабочих осложняетсятакими причинами как тяжелые условия труда, отсутствие необходимых жилищныхусловий, распространенность социальных пороков (пьянства, проституции,нелегальных абортов). Особенно страшным является пьянство одного (или двоих) изсупругов, из-за которого немало семей оказываются разрушенными. Дети в такихсемьях предоставлены сами себе.
Говоря о занятости родителей, стоит такжеотметить, что есть и семьи, где дети поддерживают увлечения и занятия взрослых.Например, существуют так называемые спортивные семьи, где родители постоянно всборах, соревнованиях, соответственно, и дети очень часто становятсяувлеченными каким-либо видом спорта.
Главными целями и задачами воспитания детей втаких семьях является:
— воспитание патриотизма,
— укрепление здоровья,
— воспитание правильного отношения к здоровомуобразу жизни,
— содействие укреплению взаимоотношений всемье.
Неоспоримым плюсом в таких семьях являетсястремление всех членов семьи к здоровому образу жизни, развитие активности,силы воли, целеустремленности детей.
Отношения между родителями в таких семьях чащевсего дружеские, супруги поддерживают друг другу, сопереживают. Однако стоитотметить, что именно в таких семьях, даже при большом желании родителейвоспитать своего ребенка определенным образом, дети могут быть предоставленысами себе, часто пропускают занятия в школе и т.п. Из-за вынужденной занятости,постоянных отъездов родители могут не усмотреть склонности детей к какому-товиду творчества, душевных переживаний ребенка.
Однако имидж спортивной семьи и в прошлом, и насовременном этапе, является положительным, символизирующем счастье, здоровье,силу воли, активности и сплоченность всех членов семьи, которые являют собойнастоящую команду.
Существуетмасса других видов семей, каждая со своим укладом и традициями. Стоит толькозаметить, что как прежде, так и на сегодняшний день семья остается иерархичной,и это очень важно.
Длявоспитания детей, создания имиджа семьи и межличностных отношений внутри неетребуется правильная иерархия: отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братьяи сестры — я — младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии.Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте послеродителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколениеуже состарилось и само передало старшинство своим детям. По рассказам пожилых людей,в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьипризывал своего сына и передавал ему свои обязанности.
Этаправильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место,то это в некотором роде уродует семью. То есть выработанный годами идесятилетиями имидж российской семьи меняется. Но есть еще одно частоеискажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главойсемьи является ребенок. Один православный психолог отмечает, что в советскойпедагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известныйдевиз: «Все лучшее — детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся вего справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми,этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучшийкусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что всемье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье бытьне должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу[3].
Отметим:не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше — матери, а далеевсем остальным — дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было всемьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людейо том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное.На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все елииз одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своейложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже всяжижа будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом ктому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончанияобеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русскихпровинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годовв деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого укаждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посудудля этого собирали по всей деревне.
Зачто ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогдаберегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некиепривилегии просто за то, что он маленький. Вместо того чтобы повзрослеть уже к16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые впрошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек нехочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителейпомощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступаетв том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна статьматерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этомуморально.
Уребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которыевозвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенкадолжны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец — мать — дедушка ибабушка — старшие братья и сестры — я — младшие братья и сестры». Если втечение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положенлучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потомучто я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умеюподметать», — то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни.Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький,потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще толькоучится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодойспециалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, чтоон маленький[4].
Конечно,надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособенделать, но бесплатных привилегий быть не должно.
Длявоспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мыослабим связь между поколениями (отдав ребенка в детский сад, в школу и т.д.),то потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколениеначнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практическиуничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи.Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталыйпришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Таким жеобразом, в последствии, будет действовать и сын.
Взаключение стоит отметить, что каким бы ни был имидж определенной семьи, всемследует стремиться к тому, чтобы был покой и мир между всеми ее членами, искренняялюбовь и сочувствие друг другу. К сожалению, на современном этапе, многое всемьях не соответствует тому, что преподносится напоказ соседям и родственникам.[5]
/>Заключение
Семья – неотъемлемая ячейка общества, иневозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудьцивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее обществатакже не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятиесчастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот,кто счастлив в своем доме.
Классическое определение семьи гласит, чтосемья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком,родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральнойответственностью.
Внутрисемейные отношения могут быть, как иперсональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (междуродителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Семья — основа любого общества. Она объединяетсамое разное число людей: это могут быть небольшие группы, а могут быть инесколько десятков человек. И она имеет самую разную структуру: это могут бытьсупружеские пары с одним ребенком, которые живут под одной крышей, а могут бытьи сложно связанные друг с другом несколько поколений в рамках одного илинескольких домашних хозяйств. По мере эволюции общества обязательно меняется иструктура семьи. Другие обстоятельства, например, изменение среднейпродолжительности жизни или представлений людей об усыновлении и удочерении,также оказывает влияние на характер семьи.
Развитие современной семьи во многом связано свозрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Этообусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям,правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требуетнаибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальнойадаптации.
Один современный писатель очень верно пишет,что есть два образа жизни: городской и деревенский. В деревне дети родителямнужны, поскольку нужны помощники по хозяйству. Труд в деревне не такойквалифицированный, и взрослым могут хорошо помогать и дети, — требуются толькоусердие, трудолюбие, терпеливость и т.д. Все эти свойства и воспитываютсядеревенским образом жизни. В городе все иначе, там индустриализация. А именноиндустриализация особенно сильно разрушает семью, поскольку теперь требуетсявсе более высококвафицированный узкоспециализированный труд. Высокаяквалификация напрочь отметает возможность сыну стоять рядом с отцом, а дочерирядом с матерью, высококвалифицированному специалисту дети только помеха.
К сожалению, современная семья все большестановится «демократической», где каждый член семьи проживает свою собственнуюжизнь с учетом, прежде всего, своих потребностей. Дети остаютсянедосмотренными, портятся межличностные отношения между супругами. Имидж семьивсе чаще становится показным. Постепенно происходит подмена ценностей:профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Новоепоколение гонится за профессионализмом, но это страшно. Счастье человека на90%, если не больше, зависит от его семьи, от того, как он сможет устроить свойдом и обстановку в нем.
/>Список литературы
1.      Кульбацкий Е.М., Ганьшина Г.В.,Короткова А.В., Рябова И.Ю. «Теория и практика домоведения», М: Инфра-М, 2006г;
2.      Чеховских М.И. Психология, — М.: Новоезнание, 2006. – 380с.;
3.      Шугаев И. Внутренний уклад семьи//«Брак. Семья. Дети» — №2 – 2007;
4.      Гурова Р. Г. Социологические проблемывоспитания. — М.: ИНФРА-М, 1981.с 65;
5.      Алябьева И.Е. Имиджелогия, — М.: Олма-пресс, 2006;
6.      Андрикевич Л.А. Основы семейнойпедагогики, — Мн.: БГУ, 2006;
7.      Гурко Т.А. Трансформация институтасовременной семьи. /Социологические исследования. 2006, №10;
8.      Семенов В.Д. Социальная педагогика:история и современность. — М.: ИНФРА-М, 1995;
9.      Сидоренко С.В. Имидж семьи, — М.: Овал,2002;
10.   Тупак П.П. Работа с семьей, — М.:Гардарика, 2002;
11.   Чеховских М.И. Психология, — М.: Новоезнание, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.