Реферат по предмету "Религия и мифология"


Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях

С.В.Римский
Вданном исследовании автор хотел получить ответы на вопросы: кого из святыхболее всего почитали донские казаки и в чем это почитание выражалось? Основойисследования послужили «Донские дела» — источник, хорошо знакомыйисторикам казачества и России.
Специалистамидавно установлено, что мировоззрение средневекового человека было религиозным.Это значит, что всё, абсолютно всё, происходившее с ним или вокруг него, вообщев мире, воспринималось и осмысливалось человеком через призму его личной веры.В нашем случае — через православие. Вполне естественно поэтому, что, попадая вкакую-то трудную ситуацию, казак просил помощи у Господа, Божией Матери, СвятыхУгодников, обычно давая обет исполнить нечто важное, как только представитсявозможность. Как следует из исторических источников, очень часто обетзаключался в совершении паломничества к святыням земли русской. Известнынаиболее распространенные маршруты выхода в пределы Московского царства. Онипролегали через Воронеж, Елец, Курск, Оскол, Белгород, Валуйки. Если паломникнаправлялся к святыням без заезда в столицу, то специального обращения кгосударю не требовалось. Царь, по челобитью Войска, время от времени давалуказания воеводам соответствующих приграничных населенных пунктов, чтобы онибеспрепятственно пропускали казаков. Так, например, грамотой от 26 февраля 1637г. воронежскому воеводе князю Савелью Ивановичу Козловскому было веленосвободно пропускать казаков и не взимать с них лишних сборов за имущество.«А вперед будут з Дону учнут приезжать на Воронеж Донские атаманы и казакипо обещанью в которой монастырь помолитца, или с родители своими повидатца, и тыб их во всем оберегал и тесноты и насильства никакова им чинить не велел»,- говорится в грамоте 1.
Нодля того, чтобы исполнить обещание с обязательным проездом через Москву,необходимо было получить от московского самодержца так называемую проезжую грамоту.Для чего казаки, заручившись специальным ходатайством от Войска, обращались кцарю с челобитьем (прошением). Поскольку Донское казачество находилось вюрисдикции митрополитов Московских, а затем — патриархов Всея Руси, а государьвыступал в качестве высшего покровителя и защитника православия, просительобычно без особых проблем получал проезжую грамоту. Хотя процедура поройнесколько затягивалась, получение официального разрешения на проезд потерритории Московского государства оборачивалось немалой выгодой, потому чтоказак-паломник получал от государя вполне приличное ежедневное содержание иправо беспрепятственного путешествия туда и обратно. Так как прошениеподавалось на границе, точнее, из пограничного города, где находился главаадминистративного округа — воевода, то последующий путь к святыням обычно лежалне просто через Москву, а через соответствующие приказы. Каждого богомольцавласти рассматривали ещё и как ценного информатора. Его подробно расспрашивали(обычно в Посольском приказе) о ситуации в донских степях. Ещё больше вниманияприказные люди проявляли к тем, кто вышел из плена, желая прознать даже мелкиедетали недавних событий в Турции или Крыму. Паломникам задержка в Москве былане только не обременительна, но выгодна. Все знали, что государь щедр кзащитникам рубежей России, а потому всегда обращались к нему со второйчелобитной, прося вознаградить за полонное терпение или тяжкие воинские труды.Чтобы не быть голословным, я сделал выборку из «Донских дел». И вотчто получилось.
Паломничествоказаков к святыням РоссииГод и месяц Имя паломника Место паломничества Цель Причина
Сентябрь-ноябрь 1639 г.
Проезжая на Соловки выдана 31 января 1640 г. Станичный атаман Обакум Софонов, казак Иван Шеховской, Осип Лосев, Лев Семенов, Иван Иванов, Иван Екимов, Богдан Иевлев, Яков Петров Москва, Соловецкий монастырь “Помолитись Московским и Соловецким чудотворцам” “Обещались, как были в полону в неволе в Азове ж городе до взятья” Проезжая от 29 июня 1640 г. Обакум Сафонов, Лев Семенов Свято-Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка Богомолье Нет данных 1640 г. Казак Петр Афанасьев Соловецкий монастырь “По обещанью своему к Зосиме и Совотею Соловецким чудотворцам помолитца и оброк своей души грешной свесть” Обет 1641 г., ноябрь Казак Онуфрий Шатров Киево-Печерский монастырь Богомолье Обет в плену Январь 1642 г. Казак Пётр Фёдоров Москва “Помолитца Московским Чудотворцам” Обет 1643 г., сентябрь Казак Лев Пушкин Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Нет данных 1645 г., январь Казак Богдан Фёдоров Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” “По обещанью” 1645 г., март Казаки Василий Митрофанов, Иван Яковлев Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Обет в плену 1646 г., июль-август Казак Иван Чакун Москва “Помолитца на Москве Московским Чюдотворцем Петру и Алексею и Ионе” Обет 1646 г., ноябрь Казак Осип Колуженинов с женой и детьми Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет 1646 г., март Казаки Яков Елисеев Жуков и Андрей Елисеев Соловецкий монастырь “Помолитца преподобным отцем Изосиму и Саватии” Обет 1645 г., декабрь Казаки Дмитрий Васильев и Михаил Григорьев Москва “Молитца Московским Чюдотворцем” Нет данных 1646 г., декабрь Казак Семён Дементьев Можайск “Помолитца Николе Чюдотворцу” Обет 1648 г., март Казаки Степан Стариков, Перфилий Иванов Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет 1648 г., февраль Атаман Осип Калуженин и казак Василий Моисеев Соловецкий монастырь Богомолье Обет: Осип был на государевой службе ранен “во многие места и обещался…” 1648 г., май Казаки Василий Моисеев и Корнилий Яковлев Соловецкий монастырь Богомолье Обет: были ранены в бою с крымцами, “видя свою нужю и смертной час помнючи, прося у Господа Бога милости и хотя видя свет и слышучи про исцеление Соловецких чюдотворцев и не хотя умереть без покаяния, просили у них милости и обещалися им помолитца” 1648 г., июнь Казак Марк Назаров Матюнин Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет 1648 г., август Казаки Иван Евлахов и Ермолка Иванов Москва “Помолитца Московским Чюдотворцем” Обет 1648 г., декабрь Казак Иван Жуков Новгород Великий, в Деревенецкий монастырь “Воскресению Христову помолитца” Обет 1648 г., ноябрь Казаки Иван Разин и Трофим Григорьев Разин Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет 1649 г., апрель Казак Семен Дементьев Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет 1649 г., сентябрь Казак Максим Максимов Можайск “Помолитца святителю Христову Николаю Чюдотворцу” Обет 1649 г., декабрь Казаки Парфен Иванов и Киприян Щербачев Курск, Москва Богомолье. В Курске молились Богородице, в Москве — Чудотворцам Обет 1649 г., декабрь Казаки Семен Григорьев, Григорий Никифоров, Иван Максимов, Михаил Максимов, Артемий Васильев, Никон Савельев Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет 1650 г., январь-февраль Казак Афанасий Борисов Аргамаков, Григорий Чакунов Соловецкий монастырь “Помолитца Изосиме и Саватею” Обет 1650 г., январь Казаки Богдан и Иван Северовы Астрахань, Казань “В Астрахань молитись Живоначальной Троице и в Казань Пречистой Богородице, чюдотворному образу Казанской и великим Казанским чудотворцам” Обет 1652 г., май Казаки Григорий Бредихин и Тарас Леонтьев Соловецкий монастырь “Помолитца святым и преподобным отцем Зосиму и Саватии” Обет 1652 г., август Казаки Федор Венедиктов и Савелий Онофриев Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватье” Обет 1652 г., ноябрь Казак Степан Тимофеев Разин Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватье” По обету, данному в 1649 г. вместе с отцом, который вскоре умер 1652г., декабрь Казак Яков Жуков Москва “Помолитца Московским чюдотворцам” Обет 1653 г., январь Казак Иван Матвеев Владимир “Помолитца Пречистой Богородицы Володимерской” Обет 1653 г., март Казак Савин Онофриев Соловецкий монастырь “Помолитца к Соловецким чудотворцам” Обет 1653 г., май Казак Федор Леонтьев Дугин Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватие” Обет 1653 г., 23 августа Войсковая отписка свидетельствует: “Донские-ж казаки низовые и верховые по обещанию своему ходят от нас з Дону на Царицын город молитца Пречистой Богородице в монастырь честного и славного Ея Сретения иконы Владимерские…” 1653 г., август Казак Емельян Копылов Соловецкий монастырь “Соловецким чудотворцам помолитца” По обету, данному в плену 1653 г., ноябрь Казак Иван Андреев Гузеев Можайск “Помолитися… великому чюдотворцу Николе” Обет 1653 г., ноябрь Казак Петр Ерофеев Можайск “Помолитися… великому чюдотворцу Николе” Обет 1653 г., ноябрь Казак Григорий Кириллов Москва и Чернеев монастырь “Помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу, митрополитом Московским и всеа Русии чюдотворцем, а с Москвы Шатцкого уезду в Чернеев монастырь великому чюдотворцу Николе” Обет 1653 г., ноябрь Казак Григорий Онисимов Москва “Помолитися на Москве в соборной церкви Пречистой Богородице Честного и Славного ея Сретение иконе Владимирские и святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу…” Обет 1653 г., декабрь Казак Минай Иванов Золотарев Москва “Помолитца на Москве Пречистой Богородице честного и славного Ея Сретение иконы Володимерские да святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филипу московским чудотворцем” Обет 1654 г., ноябрь Казаки Кирей Петров, Яков Ефимов, Иван Ермолаев, Дмитрей Исаев Соловецкий монастырь “Помолитися Изосиму и Саватие” Обет
1654 г., ноябрь – июнь
1655 г. Казаки Купреян Карпов и Федор Алексеев Соловецкий монастырь “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1655 г, ноябрь – январь 1656 г. Низовой казак Иван Иванов Москва “Помолитися на Москве Пречистой Богородице во святей соборной апостольской церкви честнаго и славного Ея Успения Пречистые Богородицы и святым святителем Петру и Алексею, и Ионе, и Филипп, Московским чюдотворцем” Нет данных !655 г., ноябрь Казаки Яков Ананьин и Федор Корнилов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1655 г., ноябрь
Казаки Емельян Семенов и Онуфрий Аверкиев.
В Москве к ним присоединился Терентий Павлов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1657 г., декабрь Низовой казак Григорий Афанасьев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1658 г., февраль Казак Григорий Онисимов Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1658 г., февраль Казаки Никита Иванов и Павел Григорьев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет, данный во время пребывания в турецком плену 1658 г., апрель Казак Григорий Золотарев Соловки “Помолитися Зосиму и Саватие Соловецким чюдотворцем” Обет 1659 г., январь Казаки Артемий Васильев сын Чичик, Исай Осипов сын Турченин, Никита Яковлев, Иван Васильев Соловки “Помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие” Обет 1659 г., февраль Казаки Борис Кузьмин и Иван Алексеев Москва “Помолитца Московским чюдотворцем” Обет 1659 г., ноябрь Кахзак Иван Ипатьев Москва “Помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, Ионе, и Филиппу” Обет 1659 г. Казак Иван Степанов Орлов и ещё 12 казаков, чьи имена не известны Астрахань “Помолитца в Астрахани” Обет 1661 г., февраль Казак–“выходец” Дмитрий Павлов Москва “Помолитца Московским чюдотворцем” Обет 1661 г., ноябрь Низовые казаки Степан Разин и Прокофий Кондратьев Соловки “Соловецким чудотворцам Изосиму и Саватию помолитца” Обет 1661 г., ноябрь Низовой казак Андрей Федоров Москва “Московским чудотворцам помолиться в Чудове монастыре Алексею Митрополиту” Обет
Изтаблицы видно, что чаще всего паломники шли поклонится Святым Зосиме и Савватию(24 раза). На втором месте — московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп(20). Далее идут Никола Можайский (4), Николаевский шацкий монастырь (2),Киево-Печерский (1). По одному разу упоминаются также Новгород Великий, Курск,Астрахань, Казань, Владимир, куда ходили поклониться чудотворным иконам БожиейМатери и Троицы. О Царицыне просто говорится, как обычном месте паломничества кнаходившемуся там списку иконы Владимирской Божией Матери.
Следуетобратить внимание на то, что Донские дела не дают исчерпывающей информации опаломничествах казаков и объектах их почитания. Это значит, что полученныестатистические данные не есть зеркальное отражение происходившего. Как показановыше, они зафиксировали только те из богомолий, маршрут которых пролегал черезМоскву. Поэтому нам необходимо обратиться к дополнительным сведениям. Вчастности, заслуживают внимания некоторые косвенные данные. Например, о связяхс монастырями.
Хотяв Донских делах сведения о паломничествах казаков в обители зафиксированытолько начиная с 1639 г., на самом деле связи с монастырями уходят далеко вглубь времен. Так, в расспросных речах атамана Алексея Старого от 9 октября1625 г., в связи с удачным набегом казаков на азовские укрепления упоминаетсякак о самом обыденном деле об отсылке захваченных у турок негодных медных пушек“по убогим монастырям на Воронеж, в Шатской, на Лебедань и к Святым Горам наколокола”. Всего отправлено 117 пудов меди. Позднее, в войсковой челобитной от20 декабря 1636 г., сказано о выезде казаков-“оброчников” по монастырям набогомолье, как о самом обычном деле 2.
Носамое интересное в цитируемом документе то, что, оказывается, из упомянутых монастырейк казакам приезжали с такой просьбой челобитчики! 3 То есть, монахи былиуверены в том, что казаки окажут посильную помощь. Что же связывало донцов сэтими обителями?
Дваиз монастырей по российским меркам — древние. Основание Святогорской обителиотносится по легенде к XIII столетию, а Лебедянский Троицкий мужской монастырьв XVI в. Два из монастырей связаны с именем Св. Николая Чудотворца. Так, с 1540г. Святогорская обитель прославилась явлением чудотворного образа СвятителяНиколая.
СвятомуНиколаю же изначально был посвящен основанный в 1573 г. самими донскимиказаками монастырь близ городка Шацка Тамбовского уезда на реке Цне. Строительмонастыря (предание относит его к выходцам из донских казаков) “черный поп”Матвей поначалу устроил пустынь “Рождества Богородицы и великого ЧудотворцаНиколы”. С его слов в грамоте от 27 марта 1586 г. указано: “Стал де тотмонастырь лет с 13 на пустыни” 4. В короткий срок пустынь переросла вмонастырь, который стал титуловаться именем Чудотворца Мирликийского. Уже вцарствование Федора Иоанновича монастырь получил во владение лес, рыбную ловлюи угодья с “бортьями ухожими”.
Изряда источников видно, что Свято-Николаевский Черниев шацкий монастырь долгооставался монастырем казачьим, куда постригались престарелые или увечные донцы,куда они часто делали вклады на помин усопших товарищей и родственников. Внашей таблице он поименован только дважды. Однако на самом деле, его-то как разчаще других посещали казаки. Ведь для того, чтобы поклониться Николаю Чудотворцув своем монастыре, не заезжая никуда в центр государства, особенного разрешениягосударя не требовалось. Еще в XIX столетии в монастыре находился колокол,присланный казаками из Азова в 1641 г. А в монастырском Синодике XVII в.значились роды донских казаков, как, например, род казака из Черкасска ГерасимаБурмина, род Павла Чеснохина, род атамана Василия Грешного, род атамана ИванаПодшивы, род донских казаков, побитых под Азовом и т.д. 5 На протяжении всегоXVII в. монастырь оставался объектом неусыпных забот казаков. Войсковаячелобитная 1663 г. упоминает, что войско пожаловано “за службу и за кровьизстари, при прежних их войсковых атаманах, при Исайе Мартемьянове, и при СмагеЧершенском, в Шацком уезде Рождества Пречистыя Богородицы и великого ЧудотворцаНиколы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строение, а старым и от ранувечным в том монастыре постригаться без вклада. И они де издавна тот Чернеевмонастырь всем войском Донским и ныне строят и многие вклады дают” 6. Крометого, известно, что монастырь посещали проездом многие казачьипосольства-станицы, ежегодно приходившие в XVII столетии в Москву.
Втаблице нет сведений и о паломничествах в другую обитель, а именно в БорщевТроицкий мужской монастырь близ Воронежа, ниже по течению Дона. Она не хранилачудотворных образов. Однако подобно Черниеву монастырю, Троицкий монастырьказаки посещали гораздо чаще, чем другие. И отношение к монастырю можно назватьособенным. Из переписки войска с московскими властями узнаем, что он основан сразрешения царя Михаила Федоровича по челобитью войска от 1611 г. и навойсковой счет 7. Монастырь состоял в течение многих десятилетий подпокровительством казаков. Войско выступало защитником от посягательств намонастырское имущество соседей-помещиков, ходатаем перед властями по различнымимущественным делам. В “Тетради” певчих дьяков, шедших в 1696 г. под Азов,наряду с упоминанием донских казаков как строителей монастыря, сказано о том,что он находился “под властью Донских казаков атамана Фрола Минаева с товарыщи,а ныне приписан к Воронежскому епископу” 8. Как удалось выяснить, передачамонастыря в ведение воронежского архиерейского дома, для “удовольствования”епископа Митрофана, относится к 21 ноября 1681 г. 9 9 февраля 1686 г. указ ещераз подтвержден 10.
Хотяв наименовании монастыря фигурировала Святая Троица, изначально он был посвященеще и Николаю Чудотворцу. Ему казаки посвятили второй храм, выстроенный вобители. Именно в него чаще, чем в другие монастыри, уходили, принимаямонашеский сан, те из казаков, кто из-за ран уже не мог сражаться 11. Именно ончасто принимал казаков, стремящихся поклониться Николаю Угоднику, своемунебесному покровителю. “И изслужася на твоей государевой службе, мы, холопитвои, выходим в то твое царское богомолья, в Борщев монастырь на обещания”, — свидетельствует войсковая челобитная от 29 ноября 1645 г. 12 Благодаря казакаммонастырь обладал значительными земельными угодьями и рыбными ловлями. Егоказна постоянно пополнялась пожертвованиями.
Вописании обители от 1625 г., то есть вскоре после основания, упоминаются“церковь во имя Живоначальныя Троицы древяна, …да теплый храм великогоЧудотворца Николы древень же”. Весьма любопытный факт: в храме Святой Троицыуже освящен престол во имя Преподобных отцов Зосимы и Савватия, соловецкихчудотворцев и престол во имя Параскевы Пятницы 13.
Сложнееустановить, каких именно святых почитали собственно в донскихгородках-станицах. Ответ на вопрос можно было бы получить, имей мы сведения онаименованиях станичных церквей и их приделов. К сожалению, документы не разупоминают часовни, расположенные в них, но почти не содержат информации охрамах. Так, одной из самых ранних была часовня в Монастырском городке. Лишьпозднее, была построена, и в 1652 г. освящена деревянная войсковая соборная церковьво имя Воскресения Христова (первая церковь донских казаков), патриарх началназначать к ней священников, и наделять на практике ее причт функциями надзоранад прочим духовенством, привлекать для сбора необходимых сведений и т.п.
Новернёмся к основному вопросу. С сожалением приходится констатировать, чтосведений о том, иконы каких именно святых чаще всего можно было встретить вказачьих часовнях, у нас нет. Источники молчат. Но есть фрагментарные сведениядругого характера. Так, в описи имущества атамана Наума Васильева и его казаковнаряду с богослужебными книгами и элементами облачения священника упомянутобраз Николая Чудотворца на кипарисной доске в серебряном окладе 14. Пообъяснению атамана, все принадлежало войску.
Первыехрамы, ставшие объектом трогательного попечения донских казаков, упомянуты всвязи с событиями азовского осадного сидения 1637-1642 гг. Это церкви в Азове,уже захваченном казаками. Одна посвящена Иоанну Предтече, а вторая СвятителюМирликийскому Николаю Чудотворцу. Судя по тому, что территория вокруг церквиИоанна Предтечи была заселена греками, и служил там “поп черной”, присланныйконстантинопольским патриархом, это была греческая приходская церковь 15.Казаки информировали государя о том, что в Азове были и другие православныехрамы, но к 1637 г. турки уже отняли их у верующих и переделали под мечети.Кому были посвящены эти храмы, сколько их было — не ясно. Однако онирасполагались вне территории собственно войска Донского.
Впоследствииказаки рассказывали, что, сидя в осаде, они призывали на помощь “Творца иСодетеля нашего Бога, и Пречистую Богородицу, и великого Иванна Предотеча, иНиколу Чюдотворца, и Святых страстотерпец Бориса и Глеба”. Покидая Азов, войскодало обещание “за помощь и заступления” Божией Матери, Иоанна Предтечи иНиколая Чудотворца построить у себя на Дону церковь. По прошествии несколькихлет, с 15 октября 1649 г. в Черкасске началась эпидемия. Её восприняли какнаказание Божие за неисполнение обета. В течение последующих двух месяцевказаки служили молебны тем, кому давали обещание, а также Св. Алексею ЧеловекуБожию. К концу декабря эпидемия закончилась, а войско вскоре начало строитьсоборную церковь во имя Воскресения Христова, с пределами Благовещения, ИоаннаПредтечи, Николая Чудотворца и Св. Алексея Человека Божия 16. По окончаниистроительства царь и патриарх прислали в храм мощи шести святых. Весьмалюбопытно, что все они — северорусские, в основном новгородские.
Такимобразом, если суммировать факты, окажется, что кроме Богородицы самым почитаемымсвятым у казаков в конце XVI — XVII вв. оставался Николай Чудотворец, а такжесоловецкие Чудотворцы Зосима и Савватий. Ясного ответа, почему почитание СвятыхЗосимы и Савватия получило такое распространение, у меня пока нет.
Список литературы
Донскиедела. Кн. 1. СПб., 1898. Стб. 549.
Тамже. Стб. 534.
Тамже. Стб. 236.
[Филарет(Гумилевский)] Черниев Николаев монастырь. Харьков, 1849. С. 6.
Тамже. С. 11.
Тамже. С. 12.
ПреосвященныйЕвгений (Болховитинов) полагал, что Борщев монастырь основан приблизительно в1615 г. См.: Историческое, географическое и экономическое описание Воронежскойгубернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний Е. Болховитиновым.Воронеж, 1800. С. 178. Однако из жалованной грамоты монастырю от 23 октября1621 г. следует, что датой основания является именно 1611 г. (“а строитца детот Борщевской монастырь, тому десятой год”). — См. Донские дела. Кн. 4. Стб.814.
Воронежскиеакты. Древние грамоты и другие письменные памятники, касающиеся Воронежскойгубернии и частию Азова. Собраны и изданы Н.Второвым иК.Александровым-Дольником. Кн. 1. Воронеж, 1851. С. 46.
ЧулковН. Боршевский монастырь // Воронежские епархиальные ведомости. 1871. №7. С.291.
Воронежскаястарина. Вып. 3. Воронеж, 1903. С. 284.
Донскиедела. Кн. 3. СПб., 1909. Стб. 544.
Тамже. Стб. 436.
Текствыписки из писцовой книги, которую я цитирую, в данном случае помещен в“Донских делах”, кн. 4. Стб. 817. См. также: Чулков Н. Боршевский монастырь //Воронежские епархиальные ведомости. 1871. №7. С. 288.
Донскиедела. Кн. 1. СПб., 1898. Стб. 333.
Тамже. Стб. 640-641.
Донскиедела. Кн. 4. СПб., 1913. Стб. 440-442.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.tellur.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Курс лекций по Бухгалтерскому учету 5
Реферат Организация экспертизы проекта
Реферат Моделювання оптимальної стратегії заміни обладнання за допомогою динамічного програмування
Реферат Щелевая антенна
Реферат Зміст управлінського обліку міжнародна практика ведення
Реферат Промежуточная бухгалтерская отчётность предприятия
Реферат Бухгалтерский баланс и отчётность 2
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність як об єкт бухгалтерського обліку
Реферат Учет труда и его оплата
Реферат Право заниматься предпринимательской деятельностью
Реферат Устройство цифровой записи речи цифровой диктофон
Реферат Статистичне вивчення показників діяльності акціонерних банків (на прикладі вибірки банків України)
Реферат Аргентинская региональная рабочая федерация
Реферат Автоматизация учета труда и заработной платы
Реферат Французская буржуазная революция 2