Введение
Человек как продуктприроды и общества – явление сложное и многогранное. Он живет и действует,совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьмиобъединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступкахчеловека проявляются его основные социально – психологические качества.
Состояние и поведениечеловека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающимидействительность, и волей, направляющей его поведение.
На поведение человека влияет ряд факторов. Прежде всего,можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация иинтерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие,отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса»и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведениечеловека, нужно «вычесть» из него восприятие.
В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянноеи однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям илиодинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится.Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, апоэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.
В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. Атрудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом.Интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения.
Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения:принимать или не принимать существующие формы и нормы поведения, с другой – онможет принимать или не принимать ценности общества.
Если мы в состоянии предвидеть дестабилизирующие события, тои подготовиться к ним гораздо легче. Подготовка, в свою очередь, снижает рисккризиса и помогает избежать разрушительных последствий. Многие человеческие переживанияпредсказуемы. Самый общий пример – мы все знаем, что за юностью последуетвзрослая жизнь, затем средний возраст и, наконец, старость.
Понятие трудной жизненной ситуации
Для того чтобы понять сущность поведения человека, необходимовыяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь идеятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становленияличности, формирования образа «Я» и т.д. «Поведение человека – взаимодействиеличности и среды в определенный момент времени при определенныхобстоятельствах». Ситуация может быть определена с позиции двух подходов:первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протеканияжизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результатактивного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективнаясовокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее икорректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активномувоздействию субъекта.
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием междутем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может,оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственнымивозможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначальнопоставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций,которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладаядостаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным,неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностейи способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому можетпослужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит кнарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции ипереживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметьнеблагоприятные последствия для развития личности.
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываютсяспособы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различныйхарактер.
Существует несколько классификаций категории «трудныежизненные ситуации». Некоторые исследователи предлагают классифицировать их постепени участия человека:
1. Трудныежизненные ситуации;
2. Трудныеситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;
3. Трудныеситуации, связанные с социальным воздействием.
Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большейвероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в томчисле и ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные,зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательныепереживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ наэкзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико.Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждыйраз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуацияхчеловек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий,определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разныеспособы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
Трудные жизненные ситуации являются составной частьюпроцессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых,они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когдапроисходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новыхформ сбалансированности отношений с внешней средой.
Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или вслучае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения, илинесоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации икачествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования кспособностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу истимулирует его активность.
Среди отечественных психологов, занимающихся изучениемтрудных жизненных ситуаций, наиболее известным является Ф.Е. Василюк.Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определенакак ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкиваетсяс невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов,стремлений, ценностей и п р.). В связи с этим, он вводит синонимичное понятие –«критическая ситуация».
Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современнойпсихологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса,фрустрации, конфликта и стресса.
Человек в трудной ситуации
Поведениечеловека, его действия и поступки зависят от:
– биологических и психологических особенностей егоорганизма;
– условий жизни и от различных воздействий на него, оттого, как организованно взаимодействие человека с миром материальной и духовнойкультуры, а также с окружающими людьми.
Для правильного объяснения поведения людей необходимо:
– знать их психическую жизнь;
– понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;
– уметь наблюдать внешние проявления психики человека;
– уметь правильно их истолковывать.
Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективныеобразы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят вразличные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и своюпсихику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.
Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут бытьпоняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражаетотношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека(уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение,заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.
Различают два вида направленности человеческого поведения:
– реактивное;
– активное.
Реактивное поведение представляет собой в основном реакции наразличные внутренние и внешние стимулы.
Активное поведение связано со способностями человека ксознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.
Для управления поведением человека нужны адекватные средстванавигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, незная и не учитывая их психические особенности.
Жизньчеловека представляет собой череду всевозможных />ситуаций,многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Вних человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуацияхрасход психических и физических сил сведен к минимуму.
Иное делотрудные ситуации. В силу своей трудности они требуют мобилизации психических ифизических ресурсов.
Человек,находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: овнешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своихсобственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредствомпознавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информациивлияют на поведение личности в трудную минуту. Когда человек стремитсяудовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. Врезультате различных внешних и внутренних противодействий возникает труднаяситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угрозавоспринимается как личная.
Сигналыугрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровкизначения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоцийразличной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведенияв трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как индикатортрудности, оценка значимости />ситуации для личности,фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживанияпредставляют собой важнейший компонент адаптивного />поведениячеловека в трудную минуту. Трудная ситуация порождается преимущественнообъективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степениопределяется также субъективной составляющей:
– объективнойугрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную.Это может произойти из-за его неподготовленности, искаженного восприятия(например, ребенок боится оставаться в темной комнате);
– могутсуществовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), ночеловек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную.Примером такой ситуации может служить привычный ритм жизнедеятельностинаселения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС;
– личностьможет осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую для себя.Не значимость />ситуации делает ее чисто субъективно«нетрудной» (например, «не удается, ну и ладно», «не получается – ничегострашного, в другой раз получится»);
/>Ситуация может быть очень значима для личности, но, не находявыхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человек уходитот реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;
/>Ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опытапозволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалоговоина. Таким образом, личность реагирует на />ситуацию взависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение.
Рядспециалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечаютроль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации.Так, В. Небылицын отмечает, что только в экстремальных условиях, />ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукциявыработанных способов />поведения и обнажаются закрытыенаслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, средикоторых главное – это основные свойства нервной системы.
Следуетболее подробно остановиться на такой специфической реакции личности на/> трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическоесостояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляетсяпереход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейсяобстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой иинтеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных иэмоциональных компонентов.
Дляпсихической напряженности свойственны повышенный уровень активации изначительные траты нервно-психической энергии. Исследования показывают, что внаибольшей степени ухудшающее воздействие напряженности сказывается наинтеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б. Шведин).Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновениепродолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости,развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии(деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может бытьразличным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека.Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.
Дляобозначения явления устойчивости в психологии используются такие понятия, как«устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации» и т.д. В основесодержательного определения лежит выделение различных аспектов трудных ситуацийи их воздействия на психическую регуляцию поведения, а точнее говоря, надеятельность и развитие личности.
Устойчивостьк стрессу понимается по-разному: 1) как способность выдерживать интенсивные илинеобычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениямв поведении; 2) как способность выдерживать чрезмерное возбуждение иэмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) какспособность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.Два последних понимания устойчивости к стрессу связаны с представлением о том,что сущностью стресса является сильное эмоциональное возбуждение (активация);соответственно устойчивость к стрессу понимается как эмоциональная устойчивость.
Понятие«стресс» можно интерпретировать также как «изменения, происходящие впсихологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудныхситуаций разного типа. С психологической точки зрения ситуация представляетсобой систему отношений человека с окружающим миром, значимую с точки зренияжизни, развития и деятельности данной личности. Жизнь и деятельность человекаразвертывается в создаваемой им системе отношений с окружающим миром, а егоповедение является функцией целостной психологической ситуации субъекта.Трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. Отрудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ееокружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием междустремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествамиличности. Психологическая ситуация, в том числе трудная, воздействует наповедение человека главным образом через отражение (перцептивное,понятийное и эмоциональное) соотношений между ее различными элементами и ихзначения с точки зрения стремлений, ценностей, целей и планов субъекта.Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, какона воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Поэтомупсихологическая устойчивость в своих основных параметрах зависит от способностиличности к адекватному отражению ситуации, несмотря на переживание трудности.
Такимобразом, трудные ситуации, даже объективно аналогичные, по-разному воздействуютна разных людей, в том числе на детей, находящихся на разных стадияхпсихического развития. Способность совладать с фрустрирующими стрессогенным воздействием трудных ситуаций взначительной мере зависит от уровня психического развития индивида.
Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному.Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человекана разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательныйхарактер. Часто они благоприятствуют развитию. Это происходит тогда,когда под воздействием трудной ситуации в деятельности происходят изменения,обеспечивающие возможность достижения новых форм благоприятных отношений свнешней средой.
Восприятие влияет на поведение людей через расположение,ценности, верования, принципы и т.д.
Расположение, то есть положительное отношение ккому-то или к чему-то, основывается на эмоциональных чувственных оценкахвнешнего окружения, например, коллектива, положения в нем, условий труда, егооплаты, Расположение к людям проявляется в уважении, готовности придти напомощь в трудную минуту; расположение к работе. Кто нравится, тому помогают,чтобы нравился еще больше; от чего ожидают, в то и вкладывают.
В жизни нередко бывает так, что окружающие требуют от настого, чего мы сами не желаем или же они действуют наперекор нашим интересам.Такие ситуации не приятны для нас и заставляет искать выход из сложившейсяситуации. Таким выходом для человека, в отличие от животных, могутслужить компромисс, агрессивность или пассивность действий.
Человек, ведущий себя пассивно не умеет четко заявлять освоих желаниях и потребностях, и в тоже время он беззащитен перед требованиемдругих. Пассивный человек не обладает иммунитетом против активной деятельностидругих. Достаточно малой попытки натиска и он начинает принимать ее безропотно,что подавляет его слабое самосознание. В его действиях отсутствует уверенность,он мучается оттого, что не может должным образом применить свои способности исилу. Такое состояние приводит к нарушению внутреннего самосознания. И этоотражается во всей сфере его деятельности. Однако пассивность это не толькоподчинение. Человек может решить, что какое-то действие не заслуживает усилий,которых от него требуется, поэтому и проявляет пассивность. Но, потом онначинает изводить себя вопросом, правильно ли он поступил или нет.
Агрессивный человек, ведущий себя по отношению к другим,наносит психологический или моральный ущерб, т. к. добивается своегожелания в ущерб другим, подавляя их права. Такое поведение к окружающим разрушаетдоверие к нему и настраивает людей против него, что в конечном счетепроявляется в обратном действии, т.е. такого же поведения по отношению к нему.Человек, проявляя агрессивный характер, часто добивается временного достиженияуспеха, который ничего хорошего не дает.
Рассматривая пассивное и агрессивное состояние можно сказать,что между ними существуют разница. Однако это не верно, т. к. база у нихобщая – противоположная сторона расценивается, как противник, которыйпреследует единственную цель – навредить. Следовательно, не следует говоритьто, что может быть истолковано по-разному. Информация должна подаватьсяизбирательно, в согласии сложившейся ситуации.
Человек умеющий находить компромисс в любых ситуациях, может четкои ясно контролировать происходящее вокруг него. Его главное отличие от вышеперечисленных – это то, что он имеет позитивное мнение по отношению к людям иадекватную самооценку. Для компромиссного поведения характерно спокойствие,расслабление, речь должным образом выразительная и уверенная. Этот человекуверен в себе, он хорошо ориентируется в трудной ситуации и контролирует ее. Онничего заранее себе не внушает и даже если ему что-то не удается, он не винит вэтом других. Он легко сходится с другими людьми и прекрасно чувствует себя влюбой обстановке. Наша жизнь устроена, как вечная борьба за выживание, за правоиметь свое место и быть личностью в этом мире. Желание преодолевать трудности,является основой силы личности. Не преодолев их, никто не сможет поверить всвои творческие возможности. Но, мы часто тратим свои силы на преодоление техтрудностей, которые сами же себе и создаем, что можем наблюдать каждый день,общаясь с различными людьми. И в зависимости от того, как складываются, и какмы реагируем на эти взаимоотношения, можно судить о нашей личности. Эмоциональныйнастрой отражает наше поведение, которое сопровождается жестикуляцией и мимикойлица.
Человек, который владеет собой менее подвержен эмоциональнымвсплескам, а значит менее уязвим для окружающих. В наше время поведениечеловека зависит от взаимного влияния.
Как уже было сказано, в трудных ситуациях разные люди ведутсебя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, связаны в нашей жизни сконфликтом. Можно даже сказать, что конфликт – это явление повседневное и повсеместное.
Конечно, спор – он и есть спор, но, неужели человек долженвести себя так, как подсказывают эмоции и сложившаяся ситуация? Существует несколькоспособов поведения в подобных ситуациях. Например, люди, играющие по своимправилам и учитывающие только свое мнение, свои интересы, поступают в ущербинтересам других людей. Это люди с сильными волевыми качествами, для которыхважно достичь свою цель. Этот способ достаточно эффективен, но следует знать,где его можно использовать. Для выяснения отношений с близкими людьми,например, лучше его не использовать. Или такой способ, как сотрудничество.Данный способ предполагает отстаивание своей точки зрения с учетом готовностипонять другого человека.
Все мы время от времени оказываемся в сложной ситуации.Естественно, решать каждую отдельно взятую проблему нужно. Но иногда в томпсихологическом состоянии, в каком мы оказались в результате случившегося,делать это невозможно. Чувства – особенно, сильная тревога влияют на восприятиеи мышление. В состоянии кризиса все внимание сосредотачивается на острой боли,которую испытывает человек и на событиях, которые привели к кризису. Привычныемеханизмы памяти и восприятия могут претерпевать изменения. Взаимосвязь событийстановится неочевидной. В состоянии кризиса люди чувствуют, что они потерялисьв лабиринте событий, которые они не могут сопоставить между собой. Им трудноопределить, кто они и на что они способны. Переживание боли и вызванное этимзамешательство могут отразиться на способности принимать решения и справлятьсяс проблемами. Утрата способности к решению проблем усиливают тревожность.Иногда человеку кажется, что он сходит с ума. Наблюдаемые в кризисныхсостояниях искажения восприятия необходимо отделять от психических расстройств.Но разрешение трудной ситуации приводит к быстрому восстановлению. Поведениелюдей определяется тем, что они думают и чувствуют. Если человек ощущаеттревогу и воспринимает происходящее в искаженном виде, он будет совершатьнеобычные поступки. Одним из признаков кризиса является неспособность выполнятьсвои профессиональные обязанности обычным для него способом. Например, человекне может удовлетворительным образом выполнять работу по дому, сосредоточитьсяна учебе или какой-либо иной деятельности.
Человек может начать избегать привычного общения илиприлагать усилия к тому, чтобы не остаться в одиночестве. Также человек можетстать слишком требовательным. Оказавшись в такой ситуации, человек может бытьвспыльчив, могут предприниматься попытки самоубийства. Бывает так, что, находясьв трудной ситуации, люди ведут себя не в соответствии с их чувствами. Например,одна молодая женщина стала свидетелем того, как застрелили ее друга. Сначалаона была потрясена случившимся и родственники доставили ее в клинику неотложнойпсихологической помощи. Во время консультации она невпопад смеялась, говоря опроизошедшей на ее глазах смерти.
В школе трудные ситуации возникают как в связи с задачами,встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителямии ровесниками.
В процессе школьного обучения дети и подростки должныпостоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. Под влияниемэтих трудностей происходят определенные изменения в структуре деятельности,которые проявляются, например, долгой ориентации в задаче и ее решение, внеоднократном возвращении к анализу условий задачи, наконец, в повышенииосторожности и внимания. Когдаусилия ученика не приводят к цели, у него может возникнуть сильная фрустрация,следствием которой будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себесамому), либо отказ от деятельности.
Заключение
Трудныежизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения иформируется отношение к затруднениям, имеют различный характер
Человек живет, действует, совершая определенные поступки. Егодеятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение».В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основныесоциально-психологические свойства. Человек – явление сложное. Состояние иповедение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающимидействительность, и волей, направляющей его поведение.
Переживаниялюдей в трудную минуту, зависят от того, как они воспринимают ситуацию. Этогодостаточно, чтобы не стричь всех людей со схожими проблемами под одну гребенку.Субъективное восприятие во многом определяет, станет ли некоторое событие длячеловека кризисом, или нет.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Б.К. Теории личности взарубежной психологии. М., 1984.
3. Петровский В.Л. К вопросу активностиличности // Вопросы психологии.
1975.№3. С. 26–38.
4. Ниенко Н.И.Психическая напряженность. М., 1976.
5. Джемс У. Психология. М.: Педагогика,1991.
6.Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001 г.