--PAGE_BREAK--
«Ничего страшного…
Бывает, что люди боятся…
«Ты же помнишь, что…»
«У тебя получиться…»
«Только у тебя и может
получиться…»
«Нам это нужно, для…»
«Вот эта часть у тебя
замечательна!»
В последнее время многие педагоги предлагают свои подходы в воспитании. Так, например, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО Степанов П.В. предлагает воспитывать детей «в духе толерантности»[26] Он предлагает «рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
ПРИЗНАНИЕ - это способность видеть в другом именно другого, как носителя ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. ПРИНЯТИЕ – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.
Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристко- краеведческих экспедиций.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания»…
Кроме того, существуют различные приемы педагогического воздействия.
При использовании приемов педагогического воздействия необходимо учитывать два обстоятельства:
- наличие подходящей ситуации;
- гамму мыслей и чувств, которые возникают у учащегося в этой ситуации.
Один и тот же прием в одной и той же ситуации на разных учащихся может оказать различное действие.
По характеру приемы педагогического воздействия можно разделить на две категории: созидающие и тормозящие.
Созидающиеприемы способствуют развитию у учащихся положительных качеств, тормозящие – преодолению отрицательных. Один из приемов – ВЗРЫВ – не относится ни к одной из этих групп. В различных обстоятельствах явление взрыва может создать возможность применения как созидающего, так и тормозящего воздействия на воспитанника. Вот некоторые примеры приемов педагогического воздействия Созидающие приемы
- УБЕЖДЕНИЕ – это разъяснение или доказательство правильности или неправильности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка. Убеждение применяется в тех случаях, когда необходимо дать правильную оценку событиям, выработать нужное отношение воспитанника к окружающему миру и самому себе.
- ПООЩРЕНИЕ. Этот прием имеет двоякое значение – с одной стороны, поощрение способствует закреплению положительных качеств у воспитанника, по отношению к которому он применяется, с другой стороны, поощряемый служит эталоном поведения для окружающих. При поощрении следует соблюдать меру. Слишком частое поощрение одних и тех же учащихся может привести к развитию у них эгоизма и зазнайства.
- ПРОСЬБА – это обращение к некоторому лицу за помощью, которая должна быть оказана добровольно. Человек, к которому обращаются с просьбой, зачастую выполнит ее с большей охотой, чем, если по тому же самому вопросу обратиться к нему в принудительном порядке. Иногда, даже незначительная просьба оказывает хорошее дисциплинирующее действие.
- ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот прием основан на пробуждении интересов воспитанника к делу, которое его ранее не привлекало. Прием используется, прежде всего, в тех случаях, когда у учащегося не сформированы качества, необходимые для осуществления любого вида деятельности. Отсутствие собранности, настойчивости, самоконтроля и многих других качеств приводят к отставанию в учебе, потере веры в собственные силы. Для формирования этих качеств нужна реальная деятельность.
Для применения приема важно определить склонности учащегося, проявляющиеся хотя бы в незначительной мере. Это можно сделать путем наблюдения, бесед с самим учащимся, его товарищами и родными.
Всего (по Натансону) 16 созидающих приемов. Это (кроме названных):
- доброта, внимание, забота;
- обходное движение;
- показ изменений и превосходства преподавателя;
- активизация сокровенных чувств;
- опосредование;
- фланговый подход;
- пробуждение гуманных чувств;
- проявление огорчения;
- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы;
- организация успеха в учении;
- доверие;
- нравственное упражнение.
Рассмотрим тормозящие приемы:
- ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Суть приема состоит в воздействии на учащегося через посредство коллектива. В этом случае педагог для преодоления того или иного недостатка учащегося обращается к нему не непосредственно, а адресуя, например, наказание всему коллективу. Коллектив выражает свое недовольство, что вызывает у нарушителя желание исправиться.
Использование этого прием требует определенной зрелости коллектива, в котором интересы всех сочетаются с интересами каждого. Для этого необходима систематическая работа по организации ученического коллектива.
- ПРИКАЗАНИЕ. Приказ – это категорическое требование воспитателя, четко формулированное и произнесенное повелительным тоном. При этом педагог должен рассчитывать на то, что приказ будет выполнен.
Однако следует помнить, что одними приказаниями воспитывать человека нельзя. В некоторых случаях чрезмерное их употребление может привести к отрицательным последствиям.
- НАМЕК. При использовании этого приема воспитатель прямо не обсуждает поведение учащегося, а создает обстановку, при которой тот сам может оценить свои действия и выработать правильное отношение к ним.
Этот прием целесообразно применять в тех случаях, когда поступки не носят явно выраженного антиобщественного характера, незначительны, открытому осуждению и наказанию не подлежат, однако свидетельствуют о появлении недостойных черт характера: эгоизма, жадности и других подобных качеств.
- ИРОНИЯ. Заключается в добродушном высмеивании провинившегося, без оскорбления его личности. Ирония поучительна и для коллектива учащихся, предостерегая многих от совершения недостойных поступков.
Всего Натансоном описано 13 тормозящих приемов. Это (кроме названных):
- ласковый упрек;
- мнимое безразличие;
- развенчание;
- мнимое недоверие;
- проявление возмущения;
- осуждение;
- наказание;
- предупреждение;
- возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
Очень важно родителям, учителям, социальным педагогам обратить внимание на формирование личности и социальной компетентности к«трудных» подростков, коррекцию их негативных поведенческих явлений. Важно начинать с развивать у них позитивного «Я- образа», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели, принимать ответственные решения. Следует обучить подростка владению эмоциями, выработать усчивость к стрессам, тревожности, конфликтам, негативным способам реагирования на критику, самозащите, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально позитивными средствами[27].
2.2
Работа психолога с « трудными» школьниками.
Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идет активный процесс становления индивидуальных особенностей, привычек, потребностей, влечений, побуждений, интересов, волеизъявления, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой- все то, что создает неповторимость личности. Л.С.Выготский охарактеризовал этот период как переломный момент в жизни человека, когда происходит резкое изменение его « ситуации социального развития», вызывающее реконструкцию уже имеющегося механизма адаптации к окружающему миру.
Современный подросток поставлен в более жесткие условия социализации, связанные с темпом технологических, социально-экономических, экологических изменений происходящих в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью, которая уже не может, как раньше, дать ребенку чувство комфортности и психологической защищенности, оказывая поддержку в сложном процессе адаптации к взрослой жизни. Все это создают условия для развития девиантного поведения в подростковой среде, увеличивается число «трудных».
Сегодня наблюдается значительный рост числа подростков нуждающихся в помощи педагогов и психологов, для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями.
Им необходима помощь школьных психологов, система мер психологической коррекции и социальной адаптации.
Психологическая деятельность в работе с «трудными» подростками включает три этапа:
1 этап –диагностика
2 этап –психологическая коррекция
3 этап- анализ результатов и выработка рекомендаций для продолжения процесса коррекции и адаптации.
В соответствии с содержанием работы на каждом этапе определяются методы и формы.
Так, на первом этапе диагностируются особенности развития личности, аффективно -эмоциональная сфера подростка. Можно использовать методики: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Кинетический рисунок семьи», «Общепсихологическая типология личности» (по Юнгу), «Типическое реагирование на конфликтные ситуации» (К.Томас), «Сигналы личности» Люшера, «Акцентуация характера» Е.А. Личко, опросник Басса-Дарки, шкала депрессии, шкала оценки тревожности (Тейлор, Спилберг, Кондаш). При помощи социометрии изучаются свойства микрогруппового взаимодействия.
На втором этапе идет коррекционная работа, которая носит как групповой, так и индивидуальный характер. Используются следующие техники и методики: арт-терепия, НЛП, гештальттерапия, психоанализ, группы встреч. Следует отметить, что более эффективным при работе с трудными подростками оказываются проективные методики, арт-терапия, и тренинги личностного роста.
Психологи знают, что подростки, которых обычно называют «трудными», часто не могут самостоятельно преодолеть данный этап своего психосоциального развития и выработать новый адаптационный механизм к меняющимся условиям жизни. Зачастую отклоняющееся поведение выступает для окружающих сигналом этой неспособности; фактором риска являются физическая ослабленность, эмоциональная незрелость, акцентуация характера, неблагоприятное внешнее социальное окружение, отсутствие коммуникативных навыков.
Психокоррекционную работу необходимо проводить с детьми в летний период в летних оздоровительных лагерях, а так же по месту жительства в течении всего года привлекая для этого школьных психологов, социальных педагогов, специалистов служб социально психологической помощи.
Для психологического консультирования вопрос консультирования «трудных» детей и их родителей — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования говорит, что количество случаев обращения за психологической помощью резко увеличивается. Причем соответственно резко расширяется диапазон запросов клиентов (то есть — родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви их дочерей и сыновей и до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дисморфоманий и до нежелания ходить в школу. Иногда сам подросток впервые становится клиентом: он становится субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Выделить наиболее отчетливые ориентиры психологического консультирования.
Во- первых, возрастной психолог-консультант всегда в свой деятельности исходит из психологических нормативных задач возраста. Например, психологические задачи подростков. Это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей детей этого возраста: физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Во — вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более подростков, должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка. Эти особенность возрастно-психологического консультирования основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в субъективных переживаниях ребенка, опосредованная позицией ребенка (подростка) в этой социальной ситуации.
Этот важный принцип работы психолога-консультанта заметно усложняет его деятельность. Детей до 6 класса включительно родители совершенно, спокойно приводят в консультацию, и дети полно и содержательно отвечают на вопросы психолога, чувствуя себя скорее испытуемыми, нежели равноправными субъектами, то подростки в условиях консультирования, инициатива которого исходила от их родителей, чувствуют себя «не у дел». Разговорить такого подростка, как правило, весьма трудно, достоверность выполнения им психодиагностических процедур оставляла желать лучшего.
В общем, кратковременное психологическое консультирование (два-четыре сеанса) родителей детей подросткового возраста не дает психологам-консультантам возможности взглянуть на заявленные проблемы глазами самих подростков, а это было и остается одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей.
Один из возможных выходов из такого рода ситуации — создание доверительного контакта с подростком в процессе групповой психологической работы.
В-третьих, при консультировании диады «родитель — «трудный» подросток» вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары.
— Преимущества работы с двумя супругами:
— высокая диагностичность беседы, наглядность проблем;
— работа с парой позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происхдит за пределами консультации;
— работа с парой позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции, которые просто невозможны при работе с одним клиентом (техники психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр.) и т.д.
В-четвертых, при консультировании родителей и «трудных» детей срабатывает принцип возрастно-психологического консультирования, как анализ случаев через призму целостного жизненного пути личности.
В-пятых с детьми подросткового возраста психологу приходиться себя вести как нарождающимися мужчиной и женщиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребенка воспитывает все — люди, природа, искусство, наука, спорт. Но все внешние влияния он воспринимает опосредованно, через духовный мир своих родителей. Нелегко дается родителям педагогическая мудрость, и на помощь должен придти педагог или психолог.
Не всегда наука может ответить на все вопросы в воспитании, тем более перевоспитании. Но есть правила, которые помогают найти творческое решение любой психолого-педагогической задачи. Напомним важнейшие из них.
· Нельзя ничего исправить в психике ребенка, если не изменить атмосферу семейной жизни, стиль супружеских отношений. Перевоспитание ребенка начинается с перестройки отношений в семье, пересмотра взрослыми собственных установок и взглядов на семью, супружество, ребенка, воспитание.
· Прежде чем исправлять ребенка, нужно изучить его, разобраться в причинах его проступков, посоветоваться с врачом, психологом, педагогом. Только тогда можно разрабатывать методику его перевоспитания, согласовывать свои действия со школой.
Исправлять недостатки — это прежде всего предоставлять ребенку возможность проявлять активность в полезной деятельности. Когда, прибегая к педагогике запретов, пытаются исправить отрицательное в духовном мире ребенка, то загоняют это отрицательное вглубь. Нужно дать разумное направление детской активности. Пусть ребенок творит доброе, добрые дела
сформируют положительные качества. Если ребенок постоянно будет занят полезной деятельностью, вредные привычки и отрицательные качества отомрут сами по себе. Помочь найти интересное и полезное дело, добиться успехов в добром начинании — основа педагогики и психологии оптимизма. Без развития добрых начал в жизни ребенка, без упражнения его в доброте нельзя исправить недостатки и отрицательные качества.
Особенность детского и юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить. Знаменитый совет Н. В. Гоголя — забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом, — верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но, все же именно в детско-юношеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения наступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных воздействий.[28]
Приложение 1
Работа с трудными школьниками.[29]
Причины возникновения педагогической запущенности.
Для школьника
Для младшего школьника
Для подростка
Малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра)
Общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение)
Личностно значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности (труд)
Устранение педагогической запущенности.
1. Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок.
2. Специальные: организация успеха ребенка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.
Профилактика педагогической запущенности.
Методика руководства общением
Методика руководства поведением
Методика выравнивания возможностей ребенка
Методика организации ведущей деятельности
Изменение положения ребенка в группе сверстников
Формирование ин-дивидуального опыта поведения
Преодоление недостатков развития
Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности
Педагогическая запущенность.
Нравственное воспитание
Интеллектуальное развитие
Эмоционально-волевая сфера
Воспитатели, педагоги
Педагоги, психологи
Психологи, медработники
Социальный педагог
Учитель здоровья
Среда, семья, ближайшее окружение
ОБЩАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
1. Общий уровень учебно-воспитательной работы в классе (высокий, средний, низкий).
2. Характер межличностных отношений в классе — паспорт класса, социометрия.
3. Выявление детей, имеющих признаки педагогической запущенности — паспорт класса, группа риска.
4. Определение основных направлений преодоления педагогической запущенности — паспорт класса.
5. Изучение положительных особенностей личности, признаков и проявлений педагогической запущенности, причин, их выбывающих — педагогическая карта динамики развития.
6. Постановка и реализация задач дифференцированного подхода к педагогически запущенным детям — индивидуальный план работы.
7. Характер отношения педагогов к этим воспитанникам '(АЛ — активно-положительный, ПП — пассивно-положительный, ПО — пассивно-отрицательный, АО — активно-отрицательный, (+, —) — неустойчивый, (?) — неопределенный.
Анализ особенностей развития ребенка
1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье.
2. Особенности развития ребенка (до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.
3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Наличие травм и операций, частота заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов. Особенности сна и питания.
4. Воспитание ребенка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был помещен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
5. Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудность поведения. Любимые игры и занятия.
6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, игры. Любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать? Как научился? Когда? Как развит физически? Какая рука ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характеризующие страхи. Трудности. Жалобы.
7 Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте пошел в школу? Легко ли адаптировался? Тип посещаемого учебного заведения. Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена учителей, школы? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношение с одноклассниками. Отношение с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребенка. Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты.
Приложение 2.
«Готовность педагога к работе с одаренными детьми»
теста американского психолога П.Торранса
Инструкция отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «-», что не нравиться.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. 0рганизованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело, коллективист.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист)..
11. Быстро на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликта.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Вывод. Четные качества обычно характерны для одаренных детей, если у Вас больше «+», то работа с одаренными детыми для Вас. Эти же качества присущи и «трудному» ребенку.
Глоссарий
Адаптация социальная (от лат. Аоарю — приспособляю и 80С1ШП — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Процесс становления личности происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т.д.). Адаптация аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Аномальные дети (от греч. Апота1ок — неправильный) — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными и приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории аномальных. Развитие А.д., в принципе, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального развития проявляются не только негативные, но и положительные возможности ребенка: своеобразие А.д. обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие А.д. было максимально приближено к нормальному требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта. Необходимые для этого условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых большинство А.д. получает образование, соответствующее объему неполной или полной средней общеобразовательной школы.В зависимости от аномалии выделяются следующие категории А.д. (подразделяемые на группы по степени выраженности и времени
Дефект (от лат. йегесшз — недостаток) — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие разработано в трудах Л.С. Выготского.
Дефектология (от лат. дегесШз — недостаток и греч. 1о§05 -наука) — наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входят ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Для аномальных детей особенно болезненным является акцентирование внимания на их дефекте. Д. выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.д., отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей. Нередко встречается перерастание Д. в невроз.
Трудновоспитуемость детей и подростков обусловливается рядом причин. К ним относятся: кризисные периоды развития, характерологические и личностные особенности детей и подростков (упрямство, безответственность, несговорчивость, честолюбие, тщеславие, своеволие, непослушание), педагогическая запущенность (невоспитанность, неприлежность, неисполнительность, недобросовестность, неорганизованность, лень), состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт как следствие систематических неуспехов в учении и связанных с ними неприятностей в школе и дома, развивающиеся на этой основе конфликтность, агрессивность и т. д. Все эти факторы и обстоятельства могут выступать самостоятельно и в сочетании друг с другом. Т. в этом случае проявляется по-разному: в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, открытого или демонстративного сопротивления им либо просто в низкой эффективности, безрезультатности воспитательной работы. В таких случаях говорят, что ребенок (подросток) не поддается воспитательным воздействиям, сопротивляется им; или что воспитательная работа с ним трудна, неэффективна, не приносит ожидаемых результатов, он трудный, трудновоспитуемый.
Т., сопротивление воспитательным действиям, может быть вызвана и другими причинами: педагогической бестактностью, грубостью, нечуткостью родителей и педагогов, непосильностью, противоречивостью и несправедливостью их требований; неблагополучием или конфликтностью взаимоотношений родителей между собой, между родителями и детьми, неблагоприятными условиями жизни, конфликтными взаимоотношениями между ребенком и учителями, коллективом класса и т. д. В этом случае она может носить временный, ситуативный характер. С устранением неблагоприятных условий она исчезает сама по себе, и ребенок выравнивается. Т. может также возникать в условиях гиперопеки, включающей в себя вседозволенность.
Если Т. вызвана педагогической запущенностью, невоспитанностью ребенка, неумением вести себя правильно или его испорченностью неправильным воспитанием и отрицательным влиянием, то тогда для своего преодоления она требует длительной и настойчивой воспитательно-коррекцпонной работы или перевоспитания в специальных учреждениях. Если Т. обусловлена нездоровьем ребенка (психическими заболеваниями или пограничными состояниями), то необходима консультативная помощь врача-психоневролога, амбулаторное или стационарное лечение, специальные методы воздействия. Временная Т. может быть вызвана возрастными кризами развития. В этом случае требуется индивидуальный подход, такт и особая деликатность в отношениях с детьми, скорректированная система воспитательных воздействий, терпение и время. Во всех случаях для преодоления Т. детей и подростков необходимо устранение причин, ее вызвавших, и постепенное снятие ее последствий[30].
См. также: Гиперопека; Дезадаптация психическая; Запущенность педагогическая; Избалованные дети.
Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпа психического развития ребенка.
Может быть вызвана различными причинами. Различают несколько видов ЗПР:
• ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм).
• ЗПР соматогенного происхождения, возникающая при длительной соматической недостаточности, например, при хронических инфекциях, аллергических состояниях, пороках и т.д.
• ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
• ЗПР церебрально-органического характера — стойкий диагноз, возникающий на основе негрубой органической недостаточности нервной системы.
Общими чертами для ЗПР различной этимологии являются: низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная сформированность игровой деятельности. Частыми сопровождающими диагнозами, как следствие, бывают дислексия, дискалькулия, дисграфия.
Запущенность педагогическая — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Школьная неуспеваемость, обусловленная педагогической запущенностью, не имеет в основе нарушений интеллекта и других аномалий развития.
Зона ближайшего развития расхождение между уровнем актуального развития определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достичь, решая задачи под руководством взрослого). Понятие было введено известным педагогом и психологом Л.С. Выготским. Определение зоны ближайшего развития играет решающую роль в разграничении ЗПР и олигофрении.
Исключительные дети — термин, которым в зарубежной педагогике (в основном англоязычной) в научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в отечественной дефектологии обозначаются как аномальные, к этой категории относят также одаренных детей. Данного термина придерживался известный отечественный врач и педагог В.П. Кащенко (1870 1943), который является одним из основателей коррекционной педагогики.
Коррекционно-восиитательная работа — система специальных мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX века (появился в работах М. Монтессори и О. Декроли). На современном этапе развития коррекционной педагогики коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на развитие позитивных сторон личности в целом. Она проводится педагогами не только специализированных, но и массовых общеобразовательных школ.
Кризисы возрастные (от греч. «слаш» — поворотный пункт) -условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Например, кризис 3-х лет, кризис подросткового периода и др. Негативные проявления кризиса не являются неизбежными и могут быть смягчены правильно организованными условиями воспитания.
Реабилитация — это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Сензитивный возраст (от лат. «зепзйэийаз» — чувствительный) -этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования каких-либо психических функций. Понятие введено М. Монтессори, затем расширено и конкретизировано Л.С. Выготским.
ЛИТЕРАТУРА
Верцинская Н.Н. Трудный ребенок Минск, 1989 с.198
Волков Б.С., Волкова Н.Б. Детская психология в задачах и ответах. М., 1996. с.324
3.
Вундеркинд. Одаренность: условия выживания. М.Данилова // Мир школы №2, 2002 год.-стр.61.
Голикова М.И., Кирсанова О.А. Организация работы с трудными детьми. // «Классный руководитель» № 1, 1999.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: издательский центр «Академия», 2003.- 256с
Натансон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.- с.122
Одаренные дети. Перевод с английского М. 1991.-244с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
9.
Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: В2 кн. –М.6 Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.- КН.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- стр.148
Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001 с.38
Семейное воспитание.Краткий словарь / Сост.: и.в.Гребенников, Л.В. Ковинько.- М.: политиздат, 1990.-319 с.
Славина Л.С. Трудные дети. М-Воронеж, 1998.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.с. 312
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001с. 324
Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. Журнал «Классный руководитель», № 2 2002, с. 18-20.
Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.с.140
Титова Г.Ю. Социальная педагогика. Учебное пособие. Томск, 2000. с. 87-88.
18.
Трудный «подросток. М.Сергеева. // «До 16 и…» (окружной журнал для семейного чтения) №2 июнь 2007г.
19.
Трудные судьбы подростков -кто виноват?-М.: Юрид.лит.,1991
--PAGE_BREAK--