Реферат по предмету "Психология"


Психика и ее развитие 2

--PAGE_BREAK--Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, (ощущение, восприятие и др.)

2) психические состояния, (сосредоточенность, рассеянность и др.)

3) психические свойства, (потребности, интересы, убеждения и др.)

4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)



Психические процессы
– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на

познавательные– *(как вы считаете, что к ним может относится?)к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

эмоциональные– *(как вы считаете, что к ним может относится?)активные и пассивные переживания;

волевые– *(как вы считаете, что к ним может относится?)решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

н-р: память – запоминается то, что более значимо или эмоционально окрашено; мышление – лучше соображается в тихой обстановке.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние   (например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности )

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойстване существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1.    
 темперамент(систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

2.    
 жизненную направленность личности(систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

3.    
Характер (система отношения и способов поведения);


4.    
 способности(систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)


5.    
Самосознание(осознание человеком себя во всех сферах жизни, своих возможностей и принадлежности в обществе)




Функции психики.

1.       Функция восприятия окружающего мира

  — на основе живого существа — ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека – и познание мира, выделение его существенных закономерностей.

2.     функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечении выживания самого существа и его потомков.
2 Психика и этапы ее развития.

Существуют разные подходы, к пониманию того, кому присуща психика:

1.     антропопсихизм(Р.Декарт)

— психика присуща только человеку

2.     панпсихизм (французские материалисты)

— всеобщая одухотворенность природы, т.е. всей природе, всему миру присуща психика (камню в том числе)

3.     биопсихизм

— психика – свойство живой природы (присуща и растениям)


4.     нейропсихизм (Ч. Дарвин)

— психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему

5.     мозгопсихизм(К.К. Платонов)

— психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у дивотных психики нет, т.к. у них узелковая н.с., без выраженного головного мозга)
Основные этапы развития психики.

А.Н. Леонтьев:критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды(звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать  условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:



Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

 Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);
— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);
— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;
— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);
— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Итак, давайте зафиксируем вышесказанное в виде таблицы:
Психика человека Психика животных ·        способность к анализу ·        не способны анализировать ·        речь и речевое общение ·        отсутствие речи (звуки, сигналы) ·        способность планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуации. ·        Отсутствие планирования ·        Передача опыта ·        Не передают опыт ·        сознание ·        отсутствие сознаниея ·        слова со значениями ·        нет слов     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Научно - технический прогресс, суть и роль в экономике
Реферат Айтматов ч. - Проблемы современного общества в романе ч. айтматова плаха
Реферат Passion And Life Essay Research Paper Passion
Реферат Экологические войны
Реферат Определение неисправностей тормозной системы автомобиля с помощью стенда диагностики тормозной
Реферат Гринько, Григорий Фёдорович
Реферат Лекции - Педиатрия (вакцинация и поствакцонльные осложнения)
Реферат I Have A Dream Analysis Essay Research
Реферат Русский писатель XX века идеалы творчество судьба
Реферат Збройні Сили та інші військовi формування України на сучасному етапі
Реферат Учет основных средств нематериальных активов и материалов
Реферат Афористика Бернарда Шоу на прикладі пєси Пігмаліон
Реферат Вплив позакласних занять фізичною культурою на показники фізичного стану та здоровя учнів старших
Реферат Franz Boas Essay Research Paper Father Franz
Реферат Розробка регулятора змінної напруги з вольтододачею