--PAGE_BREAK--Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, (ощущение, восприятие и др.)
2) психические состояния, (сосредоточенность, рассеянность и др.)
3) психические свойства, (потребности, интересы, убеждения и др.)
4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)
Психические процессы
– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на
познавательные– *(как вы считаете, что к ним может относится?)к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;
эмоциональные– *(как вы считаете, что к ним может относится?)активные и пассивные переживания;
волевые– *(как вы считаете, что к ним может относится?)решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
н-р: память – запоминается то, что более значимо или эмоционально окрашено; мышление – лучше соображается в тихой обстановке.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние (например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности )
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.
А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойстване существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1.
темперамент(систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
2.
жизненную направленность личности(систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
3.
Характер (система отношения и способов поведения);
4.
способности(систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)
5.
Самосознание(осознание человеком себя во всех сферах жизни, своих возможностей и принадлежности в обществе)
Функции психики.
1. Функция восприятия окружающего мира
— на основе живого существа — ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека – и познание мира, выделение его существенных закономерностей.
2. функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечении выживания самого существа и его потомков.
2 Психика и этапы ее развития.
Существуют разные подходы, к пониманию того, кому присуща психика:
1. антропопсихизм(Р.Декарт)
— психика присуща только человеку
2. панпсихизм (французские материалисты)
— всеобщая одухотворенность природы, т.е. всей природе, всему миру присуща психика (камню в том числе)
3. биопсихизм
— психика – свойство живой природы (присуща и растениям)
4. нейропсихизм (Ч. Дарвин)
— психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему
5. мозгопсихизм(К.К. Платонов)
— психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у дивотных психики нет, т.к. у них узелковая н.с., без выраженного головного мозга)
Основные этапы развития психики.
А.Н. Леонтьев:критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды(звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.
Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.
Развитие психики у животных проходит ряд этапов:
Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.
На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.
Различия психики человека и животных следующие:
— животные не могут анализировать( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);
— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);
— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;
— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);
— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).
Итак, давайте зафиксируем вышесказанное в виде таблицы:
Психика человека Психика животных · способность к анализу · не способны анализировать · речь и речевое общение · отсутствие речи (звуки, сигналы) · способность планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуации. · Отсутствие планирования · Передача опыта · Не передают опыт · сознание · отсутствие сознаниея · слова со значениями · нет слов продолжение
--PAGE_BREAK--