--PAGE_BREAK--Глава 1. Теоретические основы влияния психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста 1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогических исследованиях
В психолого-педагогической литературе различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Проблемой агрессии занимались такие ученые, как З.Фрейд,
К. Лоренц, Д. Лоллард, Э. Фромм, Р.С. Немов, Лютова Е.К, Заградова И. Р. Осинский А.К., Левитов Н.Д.
Первое (от лат. Agressio– нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намеренное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, независимости и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д. [21.C.234]
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они попадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к
1. врожденным побуждениям и задаткам;
2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. познавательным и эмоциональным процессам;
4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.[16.C.136]
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное.
Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:
1. количества накопленной агрессивной энергии;
2. наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).[16.C.236]
Эта теория, предложенная Д. Лоллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
· степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
· сила препятствия на пути достижения цели;
· количество последовательных фрустраций. [8.C.344]
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной, и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена и представлена М. Бандурой. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций-прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.[26.C.382]
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия агрессии:
ü Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
ü Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
ü Агрессия – реакция, в результате которой организм получает болевые стимулы.
ü Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. [10.C.24]
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [13.C.371]
По-мнению Лютовой Е.К., под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу. [11.C.55c]
“Психологический словарь” предлагает следующее определение: агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
Агрессивностью в той или иной степени обладают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, неспособными отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в том будет необходимость, встать за правое дело? Опасна чрезмерная неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.[4.C.75]
Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страданий жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах
Заградова И. Р., Осинский А.К., Левитов Н.Д.:
1. По направленности: агрессия — направленная вовне, аутоагрессия — направленная на себя.
2. По цели: интеллектуальная агрессия, враждебная агрессия.
3. По методу выражения: физическая агрессия, вербальная агрессия.
4. По степени выраженности: прямая агрессия, косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы: инициативная агрессия, оборонительная агрессия.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия(нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия– действия как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму, (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Склонность к раздражению– готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.[15.C.163]
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.[21.C.284]
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида– зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.[21.C.277]
Таким образом, мы рассмотрели проблему агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе. Агрессия — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по — мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения:теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Нами рассмотрена структура агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающиеся в различных источниках.
1.2. Общая характеристика детей подросткового возраста
Подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста – 12-15 лет), развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста – 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности). Ведущие закономерности связаны с индивидуальным формированием психики человека.[28.C.65]
Данный возраст характеризуется быстрым темпом физического и умственного развития, у подростков возникает много потребностей, которые не могут быть удовлетворены в связи с недостаточной социальной зрелостью. В подростковом возрасте большую роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Внешними условиями является необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы.[30.C.183]
Немаловажным является фактор биологического созревания. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность, а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости». В этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Следовательно, уже возникшие новообразования сами начинают выступать в качестве внутренних факторов развития. Через них преломляются испытываемые субъектом воздействия, интегрируются его сознанием и, таким образом, определяют и его внутреннюю позицию, и его поведение, и дальнейший ход формирования его личности.[22.C.238]
С этой точки зрения, никакая теория подросткового возраста не может быть построена на основе учета какого – либо одного фактора. Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.[9.C.185]
В подростковом возрасте происходит новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Возникает и развивается теоретическое мышление, опирающееся на научное понятие, функционально новое образование, осознанное и выражаемое в речи, служит источником для многих изменений в психике. Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир – что, может быть, самое главное для понимания изменений в личности подростка – приводит в возникновению рефлексии – умению направить мысль на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности. Это определяет формирование у него самосознания.[16.C.173]
Не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самопознания, этому способствуют и те новые обстоятельства, в которых живет подросток. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, друзей, общественное мнение которых определяется чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образы поведения, которые представлены в определенных требованиях, которые предъявляются к людям и самому себе.
Развитие самосознания и его важнейшей стороны -самооценки -это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность.[22.C.237]
Часто самооценка у подростка оказывается противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности. Причину этих состояний подросток сам не понимает, они находят свое выражение в его обидчивости, «ранимости», грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую – то иную, значительную, самостоятельную. Подросток обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно. Невозможность практически изменить свой образ жизни порождает мечты, которые являются типичным спутником в данном возрасте и представляют собой способ реализации тех тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни. Это один из способов «самовыражения» детей подросткового возраста, способ наиболее благополучный. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, действительной жизни, уводящей их от благополучного течения и нарушающей ход нормального развития. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.[16.C.185]
Переходный период протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие – либо устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы, в отличие от эпизодических, характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. В переходном возрасте формируются особые личностные новообразования – самоотношение и самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта они характеризуются осознанием себя и конкретизуются в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение формируется в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью решить проблему своего будущего.[30.C.187]
«Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как высшую психологическую систему» (Л.С.Выготский) – ее структуру, возрастные и индивидуальные особенности. Регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Поэтому в структуру системных новообразований, характеризующих личность (например, в структуру нравственных чувств, убеждений, мировоззрения), входят не только интеллектуальные, но и аффективные компоненты; они – то и придают этим новообразованиям побудительную силу.
Дружба в подростковом возрасте, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает комфортность во взаимоотношениях.[18.C.87]
Таким образом, мы изучили особенности подростков и пришли к выводу, что подростковый возраст – это период, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. В этот период развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой ребенок начинает свою самостоятельную жизнь.
1.3. Общая характеристика воспитанников современного детского дома
Наиболее простое распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей-сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Следует добавить, что, по мнению некоторых авторов, у этих детей не удовлетворены и другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. И именно это тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности. [5.C.256]
В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении идентичности. Отмечается неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я-концепции», которая сводится у детей, воспитывающихся без семьи, к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.[19.C.149]
Исследователи Г. Аммон, В. С. Ротенберг и С.М. Бондаренко делают вывод о том, что, обзорно говоря, бессмысленно бороться с драками, заменяя их вышиванием, что место агрессивной реакции не может быть занято просто ее отсутствием, а надо находить путь перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Здесь еще можно добавить, что у детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников.[20.C.92]
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.[28.C.152]
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству образовательного учреждения в некоторой оппозиции.
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение агрессивного поведения подростков на две группы:
Ø Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
Ø Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.
Отечественный психолог Л.М. Семенюк [25.C.78] выделяет четыре группы агрессивных подростков:
Ø Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Ø Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Ø Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Ø Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.[2.C.376]
Таким образом, мы дали общую характеристику воспитанников современного детского дома. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Пришли к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
1.4. Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Начиная с 30-х годов XXстолетия наблюдается интенсивное развитие более или менее систематических попыток разработать технику игровой терапии. Литература по этому вопросу начала в дальнейшем расти настолько быстро, что в библиографическом журнале «PsychologicalAbstracts» начиная с 1948 г. была введена специальная рубрика. Работы в этой области оттеснили на второй план исследования, посвященные изучению игры как таковой. К настоящему времени существует ряд отличающихся друг от друга направлений в разработке терапии посредством игры.[31.C.342]
В. Акслайн (V. Axline, 1947) различает в технике игровой терапии две большие группы: а) направленную технику, в которой терапевт берет на себя интерпретацию и корригирующие функции; б) ненаправленную технику, в которой ребенку предоставляется полная свобода в игре.[12.C.159]
Направленная игровая терапия выросла из попыток приложить психоаналитическую технику к детям. Анна Фрейд была одной из первых, разработавших технику игровой терапии как частичную замену вербальных методов психоаналитической техники.
На несколько иных принципах построена так называемая ненаправленная техника игровой терапии. В ее основе, как пишет В. Акслайн, лежит мысль о том, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения и предоставляет ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы.
Мы так подробно остановились на фрейдистских толкованиях игры потому, что эти толкования являются наиболее распространенными в зарубежной психологии.[19.C.126]
Игра, с точки зрения Ж. Пиаже, принадлежит к миру аутистических грез, миру неудовлетворяемых в реальном мире желаний, миру неисчерпаемых возможностей. Этот мир наиболее важен, он есть настоящая реальность для ребенка; во всяком случае, этот мир для ребенка не менее реален, чем другой — мир принуждения, мир постоянных свойств предметов, мир причинности — мир взрослых. Рассматривая развитие представлений о реальности, Пиаже указывает, что до двух-трех лет «реальное — это просто то, что желательно». На второй стадии отмечается появление двух разнородных действительностей, одинаково реальных: мир игры и мир наблюдения. «Следует, таким образом, признать, — резюмируетПиаже свою мысль, — за детской игрой значение автономной реальности, понимая под этим, что настоящая реальность, которой она противопоставлена, гораздо менее настоящая для ребенка, чем для нас».[31.C129]
Психологические игры и упражнения являются естественной формой взаимодействия между детьми, именно в играх личность ребенка развивается свободно, стремительно и гармонично.
В наше время мало кто из педагогов, психологов не понимает значения игры. Использование игры в коррекционных и терапевтических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в двадцатые годы нашего века в работах зарубежных авторов [6, С.29]
В последнее время можно наблюдать значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране. Проблемой игры как деятельности занимались такие исследователи, как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
На первых этапах работы с агрессивными детьми и подростками рекомендуют подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев, а также использовать психологические игры и упражнения с целью снижения уровня агрессии.Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь детям разрешить данный конфликт на месте.
Смирнова Т.П. в своих работах, посвященных проблеме агрессивного поведения детей и подростков, выделяет следующие направления работы:
1. Игры и упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
2. Психологические упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыки саморегуляции);
3. Игры и упражнения, направленные на обучения ребенка конструктивным поведенческим реакциям;
4. Игры и упражнения, направленные на развитие позитивной самооценки.[27.C.29]
Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Таким образом,игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Психологи отмечают, что психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. Игра направлена на развитие умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Цели и задачи игры работы с агрессивными детьми – это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать деструктивные элементы в поведении.
продолжение
--PAGE_BREAK--Вывод к главе 1
Изучив и сделав анализ литературы по проблеме влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, мы пришли к следующим выводам.
Агрессия — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по — мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения:теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках.
В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников. Мы пришли к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь детям разрешить данный конфликт на месте.
Мы изучили особенности подростков и пришли к выводу, что подростковый возраст – это период, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. В этот период развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой ребенок начинает свою самостоятельную жизнь.
Подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток начинает по – новому оценивать свои отношения с семьей, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и, в первую очередь, это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.
Дружба в подростковом возрасте, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает комфортность во взаимоотношениях.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Психологи отмечают, что психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. Игра направлена на развитие умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Цели и задачи работы с агрессивными детьми – это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать деструктивные элементы в поведении.
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений
2.1. Определение уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста (констатирующий этап эксперимента)
Целью эмпирического исследования было обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Исследование проводилось с детьми подросткового возраста на базе детского дома №5 Кировского административного округа, ул. Фугинфирова, 11а.
К работе были привлечены подростки из семьи №6 «Кадетская» в количестве 16-ти человек (см. Приложение № 1). Эти подростки составили экспериментальную группу.
Наше эмпирическое исследование проходило в форме психолого-педагогического эксперимента и включало три этапа:
Констатирующий- с целью выявления уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Сроки — с 8.12.06г по 15.12.06г.
Формирующий- с целью подбора апробации психологических игр и упражнений для снижения уровней агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Сроки проведения – с 15.12.06г. по 9.03.07г.
Контрольный- с целью выявления эффективности подобранных психологических игр и упражнений для снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Сроки проведения- с 9.03.07г. по 16.0307г.
Целью констатирующего этапа было выявления уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
На данном констатирующем этапе исследования нами решены следующие задачи:
1.Подбор диагностических методик для выявления уровней агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
2.Изучения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
Нами были использованы следующие методики: наблюдение, методика «Агрессивность» (Модификация теста Розенцвейга), проективная методика «Кактус» (автор М.Панфилова).
Наблюдение
Цель: определение уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Организация и проведения исследования.
Наблюдение проводилось в естественных условиях в течение трех дней и носило невключенный характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности подростков. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы. Для определения уровней агрессивного поведения нами на основе критериев, предложенных Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., были разработаны критерии и показатели, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели агрессивного поведения подростков
Критерии
Показатели
1. Вербальное выражение агрессии
1. Враждебные выкрики, угрозы, ругань; проявление вербальной грубости при сильнейшем возбуждении
2. Злобно шутит, зло сплетничает
3. Чрезмерная ворчливость; стремление унизить, оскорбить
2. Использование физической силы
1. Ломает окружающие предметы, разбивает, потрошит
2. Использует физическую силу против сверстников (драчливость)
3. Стремление дразнить животных, жестокость в обращении с ними
3. Отношение к окружающим сверстникам и другим лицам
1. Отношение к действиям других людей с осуждением, оскорблением и угрозами
2. Стремление делать все, наоборот, в ответ на обычные распоряжения; негативизм, строптивость
3. Стремление к общению с младшими и физически более слабыми; стремление быть первым, подчинять себе других
4. Эмоциональные проявления
1. Подавленность
2. Раздражительность
3. Отсутствие сочувствия к окружающим
8 -12 – высокий уровень агрессивного поведения (ВУ)
4-7 – средний уровень агрессивного поведения (СУ)
3- 0 – низкий уровень агрессивного поведения (НУ)
Анализ полученных результатов: проведя наблюдение за детьми подросткового возраста, мы проанализировали полученные результаты, определили уровни агрессивного поведения. Наблюдение показало, что в группе преобладает высокий уровень агрессивного поведения, результаты исследования были занесены в протокол, где отражались индивидуальные показатели уровня агрессивного поведения (см. Приложения №2).
Мы установили следующие уровни агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
ВУ – качественный показатель — подростки проявляют чрезмерную ворчливость; стремление унизить; враждебные выкрики, угрозы, ругань; проявление вербальной грубости при сильнейшем возбуждении, используют физическую силу против сверстников (драчливость).
Количественный показатель- 8-12 балов;
СУ — Качественный показатель – подростки проявляют чрезмерную ворчливость, стремление делать все наоборот, подавленность, проявленье вербальной и физической агрессии.
Количественный показатель-4-7 балов;
НУ — Качественный показатель – не проявляют физической, вербальной агрессии.
Количественный показатель-0-3 балов;
Результаты представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни агрессивного поведения подростков по данным наблюдения (констатирующий эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
3
19%
Средний
7
44%
Низкий
6
37%
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 3 человека – 19%
СУ - 7 человека- 44%
НУ - 6 человек – 37%
Методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга.
Цель: выявление агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в естественных условиях в течение 2 дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе исследования данные заносились в протоколы.(Приложение №3)
Анализ полученных результатов
При анализе данных использовались два вида реакций: агрессивные реакции, неагрессивные реакции, которые оценивались в баллах:
ВУ – 13-24 баллов;
СУ – 9-13 баллов;
НУ – 0-9 баллов.
Проведя методику, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у подростков экспериментальной группы. Методика показала, что в группах преобладает высокий уровень агрессивности. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни агрессивного поведения подростков
(констатирующий эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
9
56%
Средний
4
25%
Низкий
3
19%
В процентном соотношении в группе уровни распределились следующим образом:
ВУ – 9 человек – 56 %;
СУ – 4 человека – 25;
НУ – 3 человека – 19%.
Проективная методика «Кактус» ( автор М. Панфилова).
Цель: определение наличия направленности агрессии и ее интенсивности.
Организация и проведение исследования
Нами были использованы экспериментальные материалы: на каждого подростка лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаге нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь».Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Анализ полученных результатов
При обработке результатов учитываются характеристики всех графических методик: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.)
В процентном соотношении:
ВУ – 14 человек -87%
НУ- 2 человека– 13%
По результатам данной методики была выявлена также направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 9 человек (47%); агрессия на себя- 2 человека( 13%); агрессия на сверстников -9 человек( 47%);
Таким образом, использовав диагностические методики и наблюдение за подростками в повседневной жизни и на тематических занятиях, мы установили уровни агрессивного поведения у подростков экспериментальной группы. Данные занесены в протокол (см. Приложение №4). По данным диагностических методик, подростки имеют высокий уровень агрессивного поведения. Агрессивное поведение направленно в основном на руководящего взрослого и на сверстников. Результаты занесены в таблицу 4.
Таблица 4
Уровни агрессивного поведения подростков
(констатирующий эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
10
62%
Средний
3
19%
Низкий
3
19%
В процентном соотношении, в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 10 человек-62% ;
СУ - 3 человека-19% ;
НУ - 3 человека-19% ;
Данные представлены в рисунке 1.
Показатель агрессивного поведения подростков.
(констатирующий этап)
Рис.1
Все вышесказанное позволяет нам определиться в дальнейшем ходе исследования.
2.2. Снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента).
Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: работа по снижению уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если:
-психологические игры и упражнения будут проводиться поэтапно;
1 этап. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;
2 этап. Развитие способности осознавать и принимать собственные чувства;
3 этап. Обучение подростков навыкам саморегуляции;
4 этап. Формирование позитивных навыков общения и конструктивных элементов поведения;
5 этап. Формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки;
— психологические игры и упражнения будут подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста;
-в процессе работы будет учитываться эмоциональное состояние подростков.
Подобранные нами для формирующего этапа исследования психологические игры и упражнения направлены на снижение уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Работа строилась поэтапно. Каждый этап содержал блок игр и упражнений. На каждом этапе мы ставили определенные задачи.
Для снижения агрессивного поведения нами было подобраны 19 психологических игр и упражнений, предложенных Т.Е.Смирновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной (см. Приложение №6).
Первый этап
Цель: обучение подростков приемлемым способам выражения гнева.
«Рецепт», «Пластическое выражение гнева», «Галерея негативных портретов», «Письма гнева», «Рисование собственного гнева».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Проведение психологических игр и упражнений на данном этапе вызвали у нас трудности, т.к. данные игры и упражнения стимулируют чрезмерное проявление агрессии. Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия. В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения на саморегуляцию.
Второй этап
Цель: развитие способности осознавать и принимать собственные чувства.
«Осознание гнева (твой гнев — на вкус, на слух, на ощупь, на вкус), «Корабль среди скал», «Сдвинь камень», «Танцы-противоположности».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Все подростки с удовольствием играли в эти игры. Больше всего понравилась игра «Осознание гнева», в частности, положительные эмоции, хорошее настроение в ней. Подростки описывали свое понимание чувства гнева, злости, обиды, подозрительности. Подростки учились осознавать и принимать собственные чувства.
Третий этап
Цель: обучение подростков навыкам саморегуляции.
«Морская звезда», «Символическое изображение эмоции».
Анализ проведенных игр и упражнений:
В процессе проведения данных игр и упражнений в группе царила атмосфера спокойствия, доброжелательности. Подростки испытывали удовольствие от прослушиваемой музыки (инструментальной). Символическое выражение эмоций вызвало положительные переживания, смех, улыбки, попытки помощи в демонстрации чувств. После психологических игр и упражнений подростки стали более общительны, легко вступали в контакт.
Четвертый этап
Цель: формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения.
«Сарафанное радио», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Реконструкция позитивного образа», «Работа с картинками».
Анализ проведенных игр и упражнений:
В процессе проведения данных игр и упражнений подростки проявили позитивные эмоции и чувства. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» вызвало смех, данное упражнение стимулирует двигательную активность, в ходе выполнения подростки проявляли осторожность, аккуратность, извинялись с случаях нарушений правил. В ходе выполнения игр отсутствовала вербальная агрессия.
Пятый этап
Цель: формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки
«Голова-мяч», «Я радостный, когда…», «Копилка хороших поступков», «Мне в тебе нравится…», «Хвасталки».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Проведенные игры стимулировали формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки у подростков. Данные игры вызвали положительные эмоции (радость, смех, улыбки), но в то же время наблюдалось чувство стеснения. Очень понравилось упражнение «Мне в тебе нравится…», направленное на выражение комплиментов друг другу. Упражнение «Хвасталки», вызвало затруднения, причиной которого было стеснение.
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами было проведено 19 игр и упражнений психологического характера, направленных поэтапно на снижение агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома (с учетом вышенназваной замены).
Проведенные мероприятия на снижение агрессивного поведения у подростков позволили перейти к следующему этапу нашего исследования – контрольному и установить эффективность игр.
2.3. Определение уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста (контрольный этап эксперимента)
На контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента перед нами стояла цель: определить эффективность проведенного формирующего эксперимента, направленного на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
Используемые нами методы исследования остались прежними, что, на наш взгляд, дает возможность наиболее объективно оценить полученные результаты. Экспериментальная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, (состав групп был прежним, количество детей – 16 человек).
В ходе контрольного этапа эмпирического исследования проблемы снижения агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, посредством психологических игр и упражнений нами использовались методы: наблюдение, «Агрессия» (Модификация теста Розенцвейга), проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова).
Качественные и количественные показатели уровней агрессивности остались прежними. Полученные данные позволили определить уровни агрессивного поведения подростков.
Наблюдение
Цель: определение уровней агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Наблюдение проводилось в естественных условиях в течение 3 дней и носило невключенный характер. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы.
Анализ полученных результатов
Результаты исследования были занесены в протокол, где отражались индивидуальные показатели уровня агрессивности у детей подросткового возраста.
Данные представлены в протоколе исследования (см. приложение № 7) .
Таблица 5
Уровни агрессивного поведения подростков по данным наблюдения (контрольный эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
2
13%
Средний
9
56%
Низкий
5
31%
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ – 2 человека- 13%
СУ - 9 человек- 56%
НУ - 5 человек- 31%
Методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга.
Цель: выявление агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в естественных условиях в течение двух дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе исследования результаты занесены в протокол (см. Приложение №8).
Анализ полученных результатов
При анализе данных использовались два вида реакций: агрессивные реакции и неагрессивные.
Полученные данные оценивались в баллах:
ВУ – выше 13 баллов;
СУ – 9-13 баллов;
НУ – ниже 9 баллов.
Проведя методику, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у подростков экспериментальной группы. Методика показала, что в группах преобладает средний уровень. Результаты занесены в таблицу 6.
Таблица 6
Уровни агрессивного поведения подростков
(контрольный эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
8
50%
Средний
6
37%
Низкий
2
13%
В процентном соотношении в группе уровни распределились следующим образом:
ВУ –8 человек- 50%
СУ – 6 человека-37%
НУ – 2 человека-13%
Методика «Кактус»(автор М. Панфилова).
Цель: определение наличия направленности агрессии и ее интенсивности.
Организация и проведение исследования
Нами были использованы экспериментальные материалы: на каждого подростка лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаге нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Анализ полученных результатов
При обработке результатов учитываются характеристики всех графических методик: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.) (см Приложение №9).
В процентном соотношении:
ВУ-12 человек 75%
НУ-4 человека 25%
По результатам данной методики была выявлена также направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 6 человек (38%); агрессия на себя- 2 человека (13%); агрессия на сверстников -4 человек (25%);
Таким образом, использовав диагностические методики и наблюдение за подростками в повседневной жизни и на тематических занятиях, мы установили уровни агрессивного поведения подростков экспериментальной группы. По данным диагностических методик, подростки имеют высокий уровень агрессивного поведения (см Приложение №10).
Результаты занесены в таблицу 7.
Таблица 7
Уровни агрессивного поведения подростков
(контрольный эксперимент)
Уровни
Количество детей
Процентный показатель
Высокий
9
56%
Средний
3
19%
Низкий
4
25%
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 9 человек- 56%
СУ - 3 человека- 19%
НУ- 4 человека -25%.
Мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в снижении агрессивного поведения: стало меньше количество детей с высоким уровнем — 9 человек (56% при 62% на констатирующем этапе), увеличилось количество детей с низким уровнем агрессивного поведение -4 человека (25% вместо 19% на констатирующем ).
Данные представлены в рисунке 2
Рис. 2
Показатель агрессивного поведения подростков
(контрольный этап)
У детей экспериментальной группы снизилась агрессия по направлениям: агрессия на руководящего взрослого составила 38% (при 47% на констатирующем этапе); агрессия на сверстников — 25% (при 47% на констатирующем этапе).
Проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично — работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (Рис.№3).
Рис.№3
Констатирующий этап Контрольный этап
Выводы к главе 2
Эмпирическое исследование по изучению агрессивного поведения подростков проводилось на базе Детского дома № 5 КАО г. Омска, в семье №.6 Количество испытуемых - 16 человек.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования нами использовались наблюдение, методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга, проективная методика «Кактус» (автор М.Панфилова).
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали о высоком уровне агрессивного поведения в экспериментальной группе.
На этапе формирующего эксперимента мы работали прежде всего над снижением агрессивного поведения, используя для этого психологические игры и упражнения.
Проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения подростков могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения, и доказала оправданность использования определенной последовательности этапов в игровой деятельности.
В ходе контрольного эксперимента мы изучали уровень агрессивного поведения подростков после проведенного формирующего этапа исследования. На данном этапе исследования у детей экспериментальной группы произошли изменения в уровне развития агрессивного поведения – снизилось количество подростков с высоким уровнем, увеличилось количество детей со средним и низким уровнем агрессивного поведения.
Следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично — работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Заключение
Целью нашего исследования было обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы.
Агрессия — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по — мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения:теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников. Пришли к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
Для эмпирического исследования мы поставили следующие задачи: 1.эмпирическим путем выявить уровни агрессивности у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
2.подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
3.эмпирическим путем проанализировать эффективность проделанной работы.
Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали, что подростки экспериментальной группы имели высокий уровень агрессивности. Все вышесказанное позволило нам определить дальнейший ход исследования, подобрать и апробировать психологические игры и упражнения на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
На этапе формирующего эксперимента подобранные нами игры и упражнения были направлены на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Каждый этап содержал блок игр и упражнений. На каждом этапе мы ставили определенные задачи.
После проведенного исследования мы установили изменения, происшедшие с детьми подросткового возраста. Результаты контрольного эксперимента распределились следующим образом:
— по данным наблюдения, в экспериментальной группе после проведенной работы преобладает средний уровень агрессивного поведения подростков (9 человек – 56 %);
— по данным модифицированного теста Розенцвейга, у детей преобладает высокий уровень агрессивности (8 человек – 50%).
- по данным проективной методики «Кактус» (автор М. Панфилова), у подростков преобладает высокий уровень агрессии (12 человек-75%). Направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 6 человек (38%),
агрессия на себя- 2 человека (13%), агрессия на сверстников -4 человека (25%).
Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, произошли незначительные изменения: снизилось количество детей с высоким уровнем агрессивного поведения, увеличилось количество детей со средним и низким уровнем агрессивного поведения.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, и доказала оправданность определенной последовательности этапов использования психологических игр и упражнений для снижения агрессивного поведения.
Следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично — работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
продолжение
--PAGE_BREAK--