Реферат по предмету "Социология"


Обоснование социальной работы с безнадзорными детьми из приюта

Содержание
Введение
1. Теоретическое обоснование социальной работы сбезнадзорными детьми из приюта
1.1 Исторический анализ проблемы
1.2 Задачи учреждений первичногозвена по реабилитации безнадзорных детей и подростков
1.3 Решение проблем безнадзорных детей в специализированныхучреждениях
2. Практическая часть социальной работы с безнадзорнымидетьми из приюта
2.1 Этапы работы
2.2 Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность работы. Распространение в детской среде саморазрушающегоповедения, усиление социальной отчужденности, изменения в содержании ценностныхориентаций несовершеннолетних стали следствием современного экономическогокризиса. Безнадзорность и беспризорность детей приобрели массовый характер.
По данным статистики, сейчас в России в каждом крупномгороде насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. Поразным источникам, общее число беспризорных детей в нашей стране, в одних случаях,составляет от двух до трех миллионов, в других — от полутора до двух миллионов.Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многимипричинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.
Детская безнадзорность и беспризорность порождают тенденции,опасные для подрастающего поколения и общества в целом: массовые нарушения правдетей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличениючисла преступлений, совершенных несовершеннолетними (за последние пять лет — в2,8 раза), рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности иродов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовноедеяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и др.
В настоящее время в работе по ресоциализациидезадаптированных детей и их адаптации в обществе имеются как очевидныедостоинства, так и недостатки. Во многих городах создана достаточноразветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений,работающих в направлении профилактики либо реабилитации детской и подростковойбеспризорности. Тем не менее, число беспризорников не снижается, а неизменно растет.Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы сбеспризорниками не обеспечивает устранения причин и факторов, способствующихуходу детей из дома.
По мнению Е.М. Данилина, М.В. Захарова, Н.А. Катаевой, М.Г. Рассоха,социальная дезадаптация — процесс обратимый. Исследователи отмечают, что однимиз основных направлений социальной работы с данной категорией детей являетсясовместное конструктивное взаимодействие педагога и ребенка. Однако проведениетакой работы осложняется тем, что большинство дезадаптированных детей не живутдома, не посещают школу и не имеют мотивации хоть как-то изменить свой образжизни.
Встает вопрос о поиске социального института, где мог бытьорганизован процесс добровольного и постепенного включения дезадаптированного ребенкав социально организованную среду. На наш взгляд, подобную роль могла бы взятьна себя сфера дополнительного образования детей: у нее прочный фундамент изамечательные традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания ивнеурочной работы с детьми. Варианты использования учреждения дополнительногообразования (УДО) как института социального воспитания ребенка освещены вработах Л.В. Байбородова, А.В. Волохова, Б.З. Вульфова, М.И. Рожкова, И.И. Фришман,Е.Е. Чепурных и т.д. В то же время аспекты использования социально-педагогическогопотенциала учреждения дополнительного образования и специфики взаимодействияпедагогов и детей в досуговой сфере при осуществлении процесса ресоциализациибезнадзорных и беспризорных детей фактически остаются не разработанными. Исключениесоставляют работы О.А. Селивановой, доказывающей возможность организации набазе подросткового клуба службы уличной социальной работы, осуществляющейдеятельность по реадаптации дезадаптированных детей.
Результаты проведенного опроса безнадзорных и беспризорныхнесовершеннолетних (193 человека) свидетельствуют, что УДО посещали или посещают- 10% детей (среди них в основном оказались дети, проживавшие в детских домахили социальных приютах, в которых проводились занятия по прикладному творчеству);имеют любимые виды досуга и хотели бы посещать УДО — 85%; ничем не хотели бызаниматься — 15%. По статистическим данным последних лет, дети, относящиеся ккатегории «группа риска», а тем более беспризорные и безнадзорные, неимеют возможности посещать УДО из-за отсутствия средств и информации о детскихцентрах, неготовности клубов к работе с данной категорией детей и т.д. Врезультате этого дезадаптированные дети оказываются оторванными не только отшколы, но и от сферы дополнительного образования, которая могла бы выполнятьресоциализирующие функции.
Все выше перечисленное позволяет говорить о существующих противоречиях:
между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциалаУДО и отсутствием разработанных научных основ организации их деятельности поресоциализации детей и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации;
между наличием в современной научной литературе достаточнополного описания психологических и личностных особенностей безнадзорных и беспризорныхдетей и весьма низким уровнем применения данных знаний при построении иописании моделей социально-педагогического взаимодействия с детьми данныхкатегорий;
между повсеместно принятыми принципами построения педагогическоговзаимодействия на гуманных началах (признание личности ребенка, его интересов ит.д.) и широко применяемыми на практике насильственными методами работы сдезадаптированными детьми (насильное помещение в изоляторы приютов, отсутствиеиндивидуальной работы по решению проблем ребенка и т.д.).
Отмеченные противоречия позволяют считать актуальным исследованиена тему «Социальная работа с безнадзорными детьми с приюта».
Проблема исследования заключается в поиске новых подходов корганизации социально-педагогической ресоциализации безнадзорных и беспризорныхдетей в условиях учреждения дополнительного образования и выявленииособенностей взаимодействия педагога с дезадаптированными детьми в условияхприюта.
Объект исследования — процесс ресоциализации беспризорных ибезнадзорных детей.
Предмет исследования — содержание, средства и условия работыучреждения дополнительного образования по ресоциализации беспризорных и безнадзорныхдетей.
Цель — рассмотреть социальную работу с безнадзорными детьмис приюта.
В соответствии с целью, предметом исследования были поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть социальную работу с безнадзорными детьми.
2. Построить модель социально-педагогического взаимодействиясоциального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми.
3. Сформулировать рекомендации для социальных педагогов,позволяющие повысить эффективность работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
Методологическими основаниями работы являются:
труды теоретиков общей и социальной педагогики В.П. БорисенковаВ.Г. Бочаровой, О.В. Гукаленко, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней,И.С. Кона, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова и других, доказывающихвзаимообусловленность влияния личностно-средовых факторов и формированиячеловека;
базовые положения концепции построения взаимоотношений сдетьми на гуманных началах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской и др.;
научные работы по методологии культурно-досуговой деятельностиобразовательных учреждений Д.М. Генкина, Г.Е. Зборовского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.Красильникова, З.А. Петрова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина и др.;
исследования вопросов активизации самой личности каксубъекта воспитания, способов включения каждого индивида, детских коллективов вактивную социально-значимую деятельность, нашедшие отражение в работах А.О. Зосимовского,Ю.К. Васильева, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Сокольникова, М.Г. Тайчинова (аспектыактивной социально-значимой деятельности); Л.А. Каракуловой, А. Маслоу, З.И. Равкина(формирование социально значимых мотивов); Г.М. Пикаловой (развернутые взаимоотношенияподростков и взрослых); Н.П. Аникеевой, И.Я. Ивановой, Т.Н. Козинцевой, Р.Р. Лебединского(активная жизненная позиция человека); Г.Р. Винниковой, Н.Д. Хмель, Ю. В Шарова(формирование разносторонних интересов в процессе деятельности учащихся);
теоретические и практические аспекты изучения возможностеймикросоциума как средства профилактики правонарушений, рассмотренные в работахС.А. Беличевой, Е.М. Данилина, А.С. Макаренко, М.В. Захарова, Н.А. Катаева, М.Г.Рассоха.
1. Теоретическое обоснование социальной работы сбезнадзорными детьми из приюта1.1 Исторический анализ проблемы
Проблема устройства детей-сирот и подкидышей началапривлекать внимание общественности во II веке до н.э. Одним из первых, кто еюзаинтересовался и пытался решать на государственном уровне, был римскийзаконовед, советник императора Сектимия Севера Юлий Павел.
Собственно забота о детях началась в годы правления римскогоимператора Диоклетиана (284-305гг.). До этого дети находились в полной властиотца, который мог признать или не признать ребенка, в последнем случае могубить или продать в рабство. Диоклетиан приказал воспитывать непризнанных детейв храмах. Вероятно, в будущем они становились жрецами храмов, где их воспитывали[54].
Первым, кто организовал заботу о детях с нелегкой судьбой,был епископ малоазийского города Кесария — Василий Кесарийский. Это относится,примерно, к середине IV века. По его инициативе стали открыватьсявоспитательные дома для брошенных малюток — брефотрофии. Дети получалиэлементарное начальное образование и обучались ремеслам. Потом им подыскивалиработу [4, с54].
В VII столетии в Милане епископом Датеусом был организованвоспитательный дом для брошенных детей. Непосредственным поводом для этогопослужили многочисленные случаи детоубийства матерями незаконнорожденных детей,имевшие место на протяжении всей средневековой эпохи как в Италии, так и вомногих других европейских странах. В последующие столетия идея детскихвоспитательных домов нашла широкую поддержку во многих городах Южной иЦентральной Европы. В начале XIV века в Европе их было открыто около тридцати.
Прообразом современных реабилитационных центров былозаведение для заброшенных, но не преступных детей во Флоренции. Его основатель Ф.Франси был первым, кто озаботился профилактикой правонарушенийнесовершеннолетних. Таким образом, можно считать, что реабилитация девиантныхдетей и профилактика делинквентности берет свое начало с середины XVII века. Следуетотметить, что Ф. Франси настаивал на разных подходах к воспитанию детей-сирот идетей, имеющих склонность к преступной деятельности.
В Англии устройство беспризорных и перевоспитание преступныхдетей было сосредоточено в руках частных благотворительных обществ и местногосамоуправления. Учреждения для таких детей назывались «школами». Несмотряна то, что их организовывали благотворительные общества, они позаконодательному акту 1854 года получали государственные субсидии и подлежалиправительственному контролю. Эти учреждения подразделялись на две группы: школы,"принимавшие детей по приговору суда, то есть детей-правонарушителей — «школы-рефматории»,и школы, куда направлялись безнадзорные дети — «индустриальные школы».Первые от вторых отличались более строгим военизированным режимом. Срокпребывания в них определялся судом. Многие выпускники школ-рефматорий связывалисвою жизнь с военной судьбой.
Старейшее воспитательно-исправительное заведение Англии — школаРедхилл, широко практиковало передачу детей на воспитание в семьи. В английскомобществе семейное устройство безнадзорных детей считалось наиболее успешным. Многиепочтенные семьи стремились взять к себе на воспитание сироту. Редхиллнаходилась в местности с очень живописным природным ландшафтом, ее педагогисчитали, что красивые пейзажи уже сами по себе благотворно влияют на развитиеличности детей, поэтому всячески поощряли занятия детей рисованием,стихосложением и т.д.
Борьба с детской безнадзорностью в Англии конца XIX — началаXX веков неотделима от имени крупнейшего и известнейшего филантропа страны — врачаТомаса Бернардо, «отца ничьих детей». В 1867 году он основал своегорода воспитательно-образовательный комплекс-колонию Степней-Хаус. Колониявключала в себя школу начальную и среднюю, мастерские, самодеятельный театр, дваоркестра, кружки, пожарную команду и больницу. В последствии была открытаколония для девочек — Ильфорд. Колонии работали по семейному принципу — группыформировались из детей разных возрастов, часто из родственников, каждая группажила в отдельном коттедже, девочкам разрешалось иметь домашних животных. Режиму девочек был более мягким, у мальчиков – военизированным. Бернардоорганизовывал различные типы учреждений для безнадзорных детей — приют дляподкинутых младенцев «Крепость малюток». Грудных детей тамподлечивали, подкармливали и подбирали им приемные семьи. Широкоераспространение получили, так называемые, «Корабли-приюты» длядетей-правонарушителей. Такие заведения предназначались для нравственногоспасения мальчиков. Одновременно решались две задачи — предупреждениеправонарушений и подготовка прекрасно обученных кадров для морского флота. Будущееэтих мальчиков надежно обеспечивалось.
Деление на различные типы учреждений актуально в решениипроблемы безнадзорности и в наши дни. Необходимо отметить, что в заведенияхБернардо практиковался личностно-деятельностный, гуманистическо-прагматическийподход, которые позднее нашли применение не только в Англии, но и во Франции,Германии, Швейцарии.
Законом от 27 июня 1904 года во Франции устанавливается обязательноеобщественное призрение безнадзорных детей, временное или постоянное. Детираспределялись по нескольким категориям — «подкидыши», «подвергающиесяжестокому обращению со стороны родителей», «нравственно заброшенные».Соответственная помощь им оказывалась в каждом конкретном случае. Чаще всегодети изымались из неблагополучных семей и направлялись на воспитание втщательно выбранный приют или еще более тщательно выбранную семью. Впервыенерадивых родителей начали призывать к ответственности: родители, жестокообращавшиеся со своими детьми, наказывались штрафом.
В Швейцарии на систему воспитания детей, оставшихся безпопечения родителей оказали большое влияние труды Генриха Песталоцци, которыйоткрыл в 1744 году приют для безнадзорных детей. Приют содержался на деньги,зарабатываемые самими детьми. Воспитанники работали в поле, на ткацких ипрядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму, счету,занимался их воспитанием, а ремесленники учили детей ткать и прясть. Песталоцциделал попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Детский трудрассматривался как средство для развития физических сил, умственных инравственных способностей детей. Песталоцци первым сформировал задачи «общественногопризрения»: «Собственно я хотел доказать своим опытом, чтопреимущества, которые имеет домашнее воспитание, должны быть повтореныобщественным, что последнее имеет для человечества цену только повторениемпервого». По убеждению Песталоцци, общественное воспитание будет успешнымтолько в том случае, если организация жизни детей будет максимально приближенак семейной. Он отмечал, что естественное и гармоничное развитие личностиребенка должно быть неразрывно связано с воспитательным воздействием семьи. Педагогическиеустремления Песталоцци актуальны и в настоящее время. Несмотря на то, что черезшесть лет приют был закрыт, его опыт стал основополагающим для организацииучреждений для безнадзорных детей в последующие годы, когда их направляли вземледельческие колонии. Максимальное количество воспитанников в них было 40человек. Там, где воспитание было смешанным, воспитателями всегда были супруги.В колониях (приютах) группы детей формировались по 10-12 человек. Детейподбирали по сходству характеров и наклонностей. Группа жила в отдельном домике,занимался с ними воспитатель — специалист по сельскому хозяйству. Дети ивзрослые не только жили, но и работали вместе. Вместе с тем, в Швейцарии строгоспрашивалось с нерадивых родителей. Родители, пренебрегающие своимиобязанностями по отношению к детям, наказывались тюремным заключением от пятидо восьми лет или штрафу до тысяч франков.
Воспитательно-исправительные учреждения длянесовершеннолетних в Германии были трех видов: государственные, общественные ичастные [4, с. 191]. Определялось это тем, в чьем ведении находилось учреждениеи чью собственность представляло принадлежащее ему имущество. Наиболееизвестными исправительными учреждениями для малолетних преступников были «Суровыйдом» (само название говорит о строгости режима), Хагенау, «Святой Иозефна горе», Золинген. Говоря об этих учреждениях для безнадзорных детей,необходимо отметить «Институт для нравственно заброшенных детей Ам-Урбан»под руководством пастора Луи Пляса.1.2 Задачи учреждений первичного звена пореабилитации безнадзорных детей и подростков
Экономический кризис в России вызвал появление большогоколичества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся всоциальной реабилитации. Поведение многих родителей в настоящее время приводит кполному отказу их от родительских обязанностей воспитания, содержания иобучения собственных детей. Это, как правило, заканчивается тем, что дети неполучают должной медицинской помощи, голодают, бродяжничают, не посещают школу,пополняют ряды социальных сирот, а соответственно, ряды воспитанниковспециализированных учреждений для несовершеннолетних.
Опыт работы открытого в 1995 г. в Смоленске социальногоприюта для детей и подростков показал, что одной из основных задач егоколлектива является постоянное оказание медицинской, психологической,педагогической и правовой помощи безнадзорным и бесприютным детям, обеспечениеих социальной поддержкой и содействие дальнейшему жизнеустройству.
Роль медицинской реабилитации, как показывают нашимноголетние наблюдения, велика и связано это с тем, что отклонения в состояниисоматического, физического, психического, репродуктивного здоровья отмечаютсяпрактически у всех воспитанников приюта. Подобная характеристика состоянияздоровья является следствием социальной запущенности детей на момент ихопределения в учреждение, а в дальнейшем определяется наличием имеющихсяхронических заболеваний, что затрудняет у них выбор профессии.
Ежегодно через приют проходит около 200 детей. В структурезаболеваний на момент поступления регистрируются: патология центральной нервнойсистемы (62% — 71%); патология сердечно-сосудистой системы (81%-95%); заболеванияопорно-двигательного аппарата (30%-50%); аллергические болезни (21%-42%). Крометого, до 50% детей страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 40% детейинфицированы МБТ. У 70% детей на момент поступления имеется кариозное поражениезубов. Реже встречаются заболевания эндокринной системы (13%-17%); болезнилор-органов (12%). Нарушения зрения отмечены у каждого девятого ребенка; заболеваниямочевыделительной системы — у каждого восьмого, анемии — у 20% поступившихдетей.
Широко распространены среди воспитанников приюта социальныеболезни: — Так ЗППП встречается при поступлении у 10% детей; педикулез — в 50%;чесотка — у каждого четвертого.
Ежегодно в приют обращаются беременные девушки, как правило,в возрасте 15-16 лет, которые хотят избавиться от нежелательной беременности. Следуетотметить, что в анамнезе ранние (до 10 лет) половые контакты насчитываются у67% воспитанников, причем среди них встречаются дети, больные хроническималкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Практически все подростки являютсякурильщиками. Медицинские документы на этих детей, (амбулаторная карта — ф.112,индивидуальная карта ребенка — ф.26) содержат весьма скудные сведения осостоянии их здоровья, а иногда (10%) документация полностью отсутствует. Всевышесказанное свидетельствует о недостаточной работе служб и ведомств, решающихпроблемы социально неблагополучных семей. Это медицинские и силовые структуры,народное образование и учреждения опеки и попечительства, физической культуры испорта, средства массовой информации и др.
Родители детей из социально неблагополучных семей неиспользуют возможность скорректировать у них имеющиеся нарушения в состоянииздоровья при рождении, обусловленные патологией беременности и родов, невыполняют профилактические и реабилитационные мероприятия. Нередко родителивообще отказываются от педиатрического наблюдения. Дети, как правило, непосещают детские дошкольные учреждения и школы, и таким образом, полностьюлишены медицинской и педагогической помощи. Подобное положение дел,способствует тому, что у каждого ребенка к 4-5 годам формируется рядхронических заболеваний, а у 6% при поступлении в приют оформляется инвалидность.Положение детей в этих семьях усугубляется тем, что они не получаютэлементарного внимания, санитарно — гигиенических навыков, культуры поведения ирастут в неблагоприятной для развития социально-психологической обстановке. Приобретаязнакомство с вредными привычками и ранними, беспорядочными половыми связями,дети подвергаются в семьях насилию и формируют криминогенную группу населения. Каждыйвторой подросток имел уже отношения с милицией и органами правопорядка.
Нормативно-правовой основой организации специализированныхучреждений на сегодняшний день в России являются следующие законодательныедокументы: Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказМинистерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФот 21.08.02г. № 273/171. В них утверждены рекомендации по взаимодействиюорганов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросамвыявления семей, находящихся в социально опасном положении. Кроме того, рядомпостановлений, регламентируется деятельность учреждений для несовершеннолетних.
Внедрение постановляющих документов на местах позволяеторганизовать взаимодействие различных служб и ведомств, при работе с социально-проблемнымидетьми и подростками и их семьями. Это касается и совершенствованиямедицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническом звене детей иподростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня особую значимость приобретает медико-социальныйпатронаж, выполняемый различными специалистами. Одним из главных партнеровучасткового врача-педиатра должны стать в этой работе социальный работник,социальный педагог, медицинский психолог, детский гинеколог, юрист.
Основная задача детской поликлиники по реабилитации детей иподростков из социально неблагополучных условий:
выявление семей, где родители или законные представителинесовершеннолетних не исполняют своих обязанностей, отрицательно влияют на ихповедение либо жестоко обращаются с ними, и последующее взаимодействие сответственными структурами;
выявление детей и подростков, имеющих факторыиндивидуального и семейного медико-социального риска, нуждающихся вмедико-психолого-социальной помощи и правовой защите.
Помимо этого, в связи с обслуживанием населения, вмедицинских учреждениях согласно имеющимся страховым полисам ОМС, закреплятьопределенные учреждения и специалистов для медицинского обслуживания детей изгосударственных коллективов — обеспечивать госпитализацию каждого ребенка,находящегося в социально опасном положении, на период первичного обследованияили по необходимости при нахождении в приюте.
В последние годы зафиксирован значительный рост детскойбезнадзорности: численность детей, лишенных родительского попечения и контролясо стороны родителей достигает 1,5 миллиона, их количество ежегодноувеличивается на 100-110 тысяч человек '. Это дети с разрушенной системойсоциальных связей, с широким спектром личностных деформаций, искаженнымиличностными установками и интересами. Вырастая, они не умеют трудиться, создатьсемью и, таким образом, порождают иждивенчество, неустроенность, безнадзорностьсобственных детей.
Такое положение дел вызывает значительный интерес к проблемесо стороны государства: ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка,реализуется федеральная целевая программа «Дети России», принятыфедеральные законы о защите прав и интересов детей, оставшихся без попеченияродителей. В науке и практике идет активный поиск новых форм и методов работы,направленный на успешную реабилитацию, социализацию и адаптацию безнадзорныхдетей.
В современной ситуации, как никогда, востребована новаяпедагогическая концепция работы с безнадзорными детьми, содействующая развитиюсоциальной компетенции ребенка, его социализации и самоопределения в обществе.
Одним из звеньев системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних являются специализированные учреждения длядетей, нуждающихся в социальной реабилитации. Создающиеся повсеместно, онинуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях реабилитациибезнадзорных детей.
Проблему актуализирует наличие противоречий между:
потребностью ребенка расти и развиваться в собственнойродительской семье и отсутствием механизма влияния на семью, не желающуюсоздавать для этого условия;
необходимостью формирования развивающей реабилитационнойсреды и отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированныхпутей реализации этого.1.3 Решение проблем безнадзорных детей вспециализированных учреждениях
В последнее десятилетие в России обострилась проблемадетской безнадзорности. Появилось большое число детей, которые находятся встатусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, носвязь их с семьёй носит деструктивный характер, иногда полностью разрушена. Родителинередко не только не выполняют по отношению к ним свои функции, но дажестановятся виновниками деформации социального и индивидуального развития своегоребенка.
Реально действующая модель социально-педагогическойкоррекции и реабилитации таких детей является не всегда эффективной. Отсутствиедолжного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка,жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному инравственному развитию.
На сегодняшний день мы можем констатировать фактсоциально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Детиоказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, пропитого илипроданного их родителями.
Наиболее характерными причинами, усугубляющими проблемубезнадзорности в настоящее время являются:
социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц сотклоняющимся поведением, алкоголиков, наркоманов, нездоровые отношения в семье);
малодоходность большого числа семей;
слабые возможности реализации социальных программ,нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям и т.д.;
безработица, обуславливающая отсутствие средств для оплатыжилья;
психолого-педагогическая неграмотность родителей и пр.
Важнейший фактор беспризорности — рост числа семей беженцеви вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. Умногих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинноне известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других «горячихточках», сколько детей убежали из шахтерских поселков и «голодныхдеревень» или из сиротских, исправительных и других учреждений.
Социально-экономическими причинами детской беспризорностиявляются факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие бытлюдей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивныемиграционные процессы в связи с военными конфликтами или природнымикатаклизмами.
Социально-психологические причины безнадзорности различны. Чащевсего детская безнадзорность обусловлена кризисом семьи, увеличением разводов,потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубымобращением с детьми, физическими наказаниями, а иногда сексуальными домогательствамисо стороны взрослых.
Психологические причины безнадзорности связывают сувеличением числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, чертыасоциального поведения. Иногда их соотносят с генетическим предрасположением. Средиподрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.
Сегодня в стране построено более тысячи специализированныхучреждений, которые можно условно разделить на три типа.
Первый — это собственно социальный приют, предназначенный нестолько для безнадзорных детей (то есть имеющих определенное место жительства исемью), сколько для беспризорников, которые не помнят или не хотят вспоминать,где жили до того, как оказались на улице. В таком приюте ребенок находится дотех пор, пока не установят его личность, не проведут с ним работу по первичнойреабилитации и не передадут на руки органам опеки и попечительства с тем, чтобыте определились с его жизнеустройством.
Основной задачей приюта является оказание экстреннойсоциальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами иучреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными идругими организациями.
Второй тип подобного учреждения — это так называемыйсоциально-реабилитационный центр, в основном ориентированный на работу сбезнадзорным ребенком. Здесь работают с теми детьми, которые еще живут в семье,(или же появляются там время от времени), но имеют те или иные проблемы,которые самостоятельно разрешить не могут. Им необходима помощь психолога,социолога, педагога, а иногда и вмешательство соответствующих органов (еслижизнь и здоровье ребенка в семье находится под реальной постоянной угрозой).
Основными задачами центра являются профилактикабезнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитациянесовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенкаотводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью специалистыцентра работают по трем основным направлениям: возвращение подростка в роднуюсемью, поиск для него попечительской семьи, создание атмосферы в самомучреждении.
Наилучшим вариантом работы специалистов центра являетсявозвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь, когда в семье созданприемлемый психологический климат и когда родителями осознано пониманиеценности ребенка.
Организация профилактической и коррекционной работы центра ссемьей базируется на основных принципах. Принцип своевременностипредусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, что помогаетизбежать крайней меры — лишения родительских прав. Принцип гуманизмапредполагает активный поиск мер, направленных на эффективное содействие семье вее оздоровлении. Принцип индивидуального подхода — учет характеристик семьи ввыборе средств профилактической и коррекционной работы. Принцип стимулированиясемьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутреннихресурсов для изменения образа жизни.
После возвращения детей из центра в семью с учетомрезультатов консилиума определяется один из видов социального патронажа: экстренный(2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1 раз в месяц),контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).
Перспективной формой семейного воспитания детей, лишенных родительскогопопечения становится семейно-воспитательная группа. Она представляет собойспецифическую форму социального обслуживания детей, оказавшихся в труднойжизненной ситуации. Специфика состоит в том, что функции социальной службывыполняет реальная семья, в которую переводят воспитанника центра.
Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя изличности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий,способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс,выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связейс семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационныйцентр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейнойдезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимоиспользовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальнымусловиям жизни.
И, наконец, третий — центр помощи семье и детям, где восновном содержаться дети, родителей которых собираются решить родительскихправ. Процесс этот бывает достаточно долгим, ребенка же необходимо забрать изопасного места, в которое превратился его собственный дом, причем, как можноскорее. По стране их еще очень не много — не более 50. Так что основная работапроводиться в социальных приютах и в социально-реабилитациоонных центрах.
Основными задачами центра являются временное содержаниенесовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в ихдальнейшем устройстве. Центр, так же как и приют, осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования,здравоохранения, внутренних дел.
2. Практическая часть социальной работы сбезнадзорными детьми из приюта2.1 Этапы работы
Вводный этап (от трех дней до трех месяцев).
Цель — частичное включение ребенка в социальноорганизованную среду. К особенностям безнадзорных и беспризорных детей,осложняющим эффективное взаимодействие на этом этапе, можно отнести: трудностиустановления контактов со взрослыми и сверстниками; отчуждённость и агрессивностьпо отношению к взрослым; негативное отношение к педагогу и полное недоверие кнему.
Основным субъектом деятельности является сам ребенок,взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться.Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства,который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чемпедагогу. Основные противоречия между педагогом и ребенком, возникающие напервом этапе, преодолеваются с помощью просьб со стороны педагога. Предъявлениек ребенку жестких требований на данном этапе недопустимо.
В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенкуполное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь.В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива,одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесныхметодов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что дляпосещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагогможет узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения).На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, какдобровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность егопредлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта спедагогами.
2. Начальный этап (от месяца до года).
Цель — адаптация ребенка к условиям социально организованнойсреды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности. Кособенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этомэтапе, относятся: настороженность к педагогу со стороны детей, отсутствие опытаполноценного, положительного общения со взрослыми, низкий уровень социальногоинтеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимостьсоответствовать им. Взаимодействие на данном этапе должно носить поддерживающийхарактер, так как ребенок вновь, возможно, за много лет, оказался включенным ворганизованную социальную среду, что требует от него самоорганизации исамодисциплины.
Субъектом деятельности на начальном этапе в большинствеситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новыеформы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не напрямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стильпедагогического руководства мы можем назвать либерально-демократическим: упедагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, нопотребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смыслпедагогического взаимодействия на данном этапе — в переориентировании вниманияребенка на позитивное в себе и окружающем мире.
В работе педагога на втором этапе из числа словесных методовнаиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы — предоставитьбеспризорнику важную для него информацию, расширить его представления осоциуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальноеконсультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон.Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга,направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю;навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия,направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры,направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействииактивным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразноиспользование информационных буклетов («Права и обязанности подростка»,«Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющихпедагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызватьинтерес и вопросы ребенка.
На эффективность и успешное завершение начального этапауказывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахожденияв нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности вдостижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога.
3. Основной этап (от недели до полугода). Цель — развитиесоциальной активности ребенка, формирование мотивации изменить образ своейжизни.
Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этомэтапе, — страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениямив его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации безподдержки взрослых. Данная ситуация осложняется неуверенностью ребенка в себе,отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны, несформированностьюволевой сферы, отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь,несформированностью жизненных планов. Взаимодействие педагога и ребенка натретьем этапе должно носить открытый характер.
Субъектами взаимодействия являются как педагог, так иребенок. Педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу,стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, ноосуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливаетсам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назватьдемократическим: признается право за каждой стороной быть субъектом своейсобственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ отдеятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощьюанализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимоучитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних — непопулярностьи социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытатьсявключить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятсяновые друзья, увлечения, ценности.
Содержание деятельности на данном этапе будет включать всебя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучениеспособности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитиерефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальноеконсультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты (формированиепросоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.
О переходе ребенка на следующий этап указывают такиепоказатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности,эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлениюутраченных социальных контактов, утрата зависимости от «уличной» группыи установление новых (просоциальных) контактов.
4. Заключительный этап (от двух недель до месяца).
Цель — восстановление социальных контактов ребенка.
Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует началочетвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлении деятельности по ресоциализациидезадаптированного ребенка — его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок,имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Нестоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержкуи по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будетвозникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случаеребенку необходима поддержка со стороны педагога. Ребенок должен осознавать, чтотолько жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрениепедагога, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений сучреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидиваактивным субъектом взаимодействия выступает педагог. Он направляет ребенка,открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данноеположение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуацияхотсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Дляосуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы сребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы.Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включенияребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.
На наш взгляд, наиболее эффективно процесс взаимодействияпедагога с дезадаптированными детьми осуществляется на базе модифицированного
С целью проверки эффективности разработанной технологии былапроведена опытно-экспериментальная работа. На базе клуба (с 2001 по 2006 год) намибыло исследовано 123 безнадзорных и беспризорных ребенка, из которых 47 девочек(37,5%) и 76 мальчиков (62,5% от общей выборки). Возраст детей от 13 до 18 лет.В контрольную группу (62 человека) вошли дети и подростки, процесссоциально-педагогического взаимодействия с социальным педагогом которыхосуществлялся традиционным образом. В экспериментальную группу (61 человек) вошлидети и подростки, процесс социально-педагогического взаимодействия с педагогомкоторых осуществлялся специально организованным образом (через клуб открытогодоступа).
Для определения социально-психологических изменений,произошедших в личности дезадаптированного ребенка вследствие специально организованноговзаимодействия с педагогом, мы выявляли характеристики процесса взаимодействиякаждой группы на начальном и итоговом этапах работы социального педагога (экспертнаяоценка), а также сравнивали характеристики, измеряемые самоактуализационнымтестом. Оценка эффективности процесса социально-педагогического взаимодействиясоциального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками проходила спривлечением экспертов — сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних исоциальных педагогов клуба (всего 5 человек) по комплексу критериев, включавшемув себя:
1) глубину процесса взаимодействия (описывает характеристикиобсуждаемых ребенком тем);
2) разнообразие тематик, затрагиваемых в ходе общения ивзаимодействия (описывает широту области, используемых в общении тем);
3) практический эффект от общения ребенка с социальным педагогом;
4) степень личностной значимости проблем, обсуждаемых в ходевзаимодействия с педагогом;
5) активность процесса взаимодействия (отражает степеньинтенсивности взаимодействия социального педагога и несовершеннолетнего);
6) просоциальную направленность процесса взаимодействия;
7) мотивированность на процесс общения и взаимодействия спедагогом;
8) проявление стремления к осуществлению совместнойдеятельности с педагогом;
9) включенность в деятельность социальных институтов. Оцениватьвыраженность каждого критерия предлагалось в интервале от 1 до 5 баллов.
Сравнение изменений социально-педагогического взаимодействияосуществлялось при помощи подсчета t-критерия Стьюдента.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы междухарактеристиками процесса взаимодействия для контрольной и экспериментальнойгрупп не было статистически значимых различий, td = 0,93 ≤ tst (0,95). Наитоговом этапе исследования между характеристиками процесса взаимодействия дляконтрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимыеразличия, td = 3,9 ≥ tst (0,999), что свидетельствует о том, что процессвзаимодействия, выстроенный специально организованным образом, оказываетвлияние на эффективность работы социального педагога с беспризорными ибезнадзорными подростками.
Кроме того, сравнивались показатели шкал «Самоактуализационноготеста» (САТ) контрольной и экспериментальной групп на начальном и итоговомэтапах работы. В рамках самоактуализационного теста рассматривались базовые (поддержкаи компетентность во времени) и дополнительные шкалы (№ 3 — сенситивность ксебе, № 4 — спонтанность, № 5 — самоуважения, № 6 — самопринятия, № 9 — принятия агрессии, №1 0 — контактности, № 11 — познавательных потребностей). Наначальном этапе исследования между результатами измерений для контрольной (процессвзаимодействия организован традиционным образом) и экспериментальной групп (процессвзаимодействия организован специальным образом) не было статистически значимыхразличий. На итоговом этапе между результатами самоактуализационного теста дляконтрольной и экспериментальной групп присутствуют статистически значимыеразличия. Благодаря специально организованному процессу взаимодействияпроизошли существенные новообразования в личности беспризорных и безнадзорныхподростков.
Использование специально созданной технологиисоциально-педагогического взаимодействия социального педагога с подросткамипозволило достичь следующих результатов. Подростки начали осваивать умение планироватьне только свое ближайшее будущее, но и отдаленные перспективы, причем учитываяреалии жизни, переживая настоящий момент своей жизни как актуальный, а не какфатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни.Они начали учиться выстраивать свое поведение независимо от мнения асоциальнойгруппы в соответствии с собственными целями жизни, убеждениями, установками ипринципами, что однако не означало выраженной враждебности к окружающим иконфронтации с групповыми просоциальными нормами.
Нами были рассмотрены и социально-педагогические показателиуспешности взаимодействия в условиях клуба открытого доступа. За время опытно-экспериментальнойработы (2001-2006 г) социальными педагогами проведена работа с 246 детьмиданных категорий, что отражено в бланках индивидуального наблюдения за дезадаптированныминесовершеннолетними, находящимися в картотеке клуба. В настоящее время втечение месяца в 18 клуб приходят от 3 до 5 новичков и практически 90% из нихначинают постоянно его посещать. За данный период педагогам клуба удалосьвернуть в семью 25 детей, в детский дом — 27 детей; оформить в приют 28 детей,направить на лечение в больницу 17 детей, направить в социальную гостиницу 9детей; трудоустроить 13 детей; помочь с оформлением документов (паспорт,прописка и др.) 14 детям; отправить в армию 2 юношей. Нами учитывались толькоутвердившиеся на практике, стабильные результаты работы.2.2 Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми
1. Взаимодействие педагога с дезадаптированными детьми иподростками можно рассматривать как систему взаимообусловленных индивидуальныхдействий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведениекаждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией наповедение остальных.
2. Взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорнымии беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающейпризнание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, сего проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любымповедением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.
3. Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетомосновных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.
4. Осуществление ресоциализации дезадаптированных детейнаиболее эффективно на базе модифицированного УДО — клуба открытого доступа (илинизкопорогового клуба), в рамках которого создается комфортная социально-психологическаяатмосфера для ребенка, благодаря чему становится возможным частичноевосстановление его контакта с социумом.
Сделанное предположение о возможности осуществленияресоциализирующей деятельности в ходе социально-педагогического взаимодействия социальногопедагога с безнадзорными и беспризорными детьми в условиях модифицированногоУДО подтвердилось в ходе опытно-экспериментальной работы. Одним из возможныхнаправлений дальнейших исследований может стать изучение спецификисоциально-педагогической деятельности по предотвращению рецидивов асоциальногоповедения (безнадзорности и беспризорности) несовершеннолетних.
Заключение
Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей вусловиях социального приюта будет успешной, если:
средством реабилитации выступает построенный методоммоделирования социально-педагогический реабилитационный процесс, базирующийсяна гуманистическом, личностно-ориентированном подходах, в рамках которогоосуществляется сопровождение в социально-педагогическом, медико-психологическомаспектах;
созданы содержательные, технологические и кадровые условиядля социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей;
организовано целенаправленное взаимодействие специалистов,воспитанников и их родителей; применены традиционные и инновационные методики итехнологии социально-педагогической реабилитационной деятельности; обеспеченаподготовка педагогов к освоению социально-педагогической деятельности пореабилитации безнадзорных детей;
подготовка специалистов к социально-педагогическойреабилитационной деятельности обеспечивается заданной моделью, учитывающейнеобходимые требования к личности специалистов как субъекта даннойдеятельности, знания личностных, социальных, психологических и физиологическихособенностей воспитанников. Теоретико-методологический анализ проблемыисследования.
В работе рассматривается исторический зарубежный иотечественный опыт реабилитации безнадзорных детей. Дается характеристикаосновных понятий социально-педагогической реабилитационной деятельности вработе с безнадзорными детьми в условиях муниципальных специализированныхучреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Проводитсятеоретико-методологический анализ состояния складывающейся системысоциально-педагогической реабилитации безнадзорных детей в условияхспециализированных учреждений.
Список использованной литературы
 
1. Вопросы организации государственной социальной поддержкиразличным типам семей с детьми: Результаты исследовательского проекта. — М: Просвещение,2003 — 544с.
2. Измайлова Н.Н. Состояние здоровья и организациямедико-социальной помощи детям, находящимся в социальных приютах длянесовершеннолетних: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Казань, 2003 — 19с.
3. Программы медико-социальной реабилитациинесовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г.М. Иващенко.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 96с.
4. Колкутин В.В., Леонтьев Д.В., Гудова Е.В. Социальноеправо. М., 2008;
5. Шамшурин В.И., Танковский В.Э. Социально-правовыевзаимоотношения. М., 2004;
6. Попов В.Л., Попова Н.П. Социальноеправо. СПб., 2005;
7. Социальнациальная реабилитация // Автор: Бастрыгин СергейМихайлович Человек и труд" № 4 за 2003 г.
8. Шевченко Ю.Л. Социальное право М.:,2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :