Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности следственных действий

--PAGE_BREAK--Выявление действительной природы того или иного события часто приводит к разоблачению виновного. Такое положение складывается в тех случаях, когда преступник находится в известных отношениях и связях с предметом преступного посягательства или местом происшествия (материально ответственное лицо и вверен­ные ему ценности, сторож и охраняемый объект, жители данного дома и территория домовладения, служащие и служебные помещения, потерпевший и его родственники).
В глазах окружающих названные лица в силу своего положения должны объяснить происшедшее, отвести от себя неизбежные подозрения. Это вынуждает преступников скрывать истинный характер совершенного преступления. Например, инсценируя кражу и разбойное нападение, должностные лица стремятся скрыть совершенные ими хищения; инсценируя изнасилование, ограбление и убийство на открытой местности, преступники пытаются скрыть убийства, совершенные в домашних условиях, и т. д.
Подобные инсценировки связаны с удалением следов маскируемого преступления, сокрытием фактического и устройством ложного места происшествия, демонстрацией ложных признаков и мнимых мотивов. Так, создавая картину ограбления, преступники удаляют ценности, выворачивают карманы убитого, инсценируя разбойное нападение, наносят себе повреждения. Критически оценивая обстановку происшествия, следователь должен подумать над тем, не скрывается ли за данными признаками какое-либо другое преступление.
Преступники нередко применяют инсценировку непреступного события для сокрытия совершенного преступления. Зная, что несомненные признаки совершенного преступления повлекут за собой расследование, преступники часто стремятся придать месту происшествия черты, указывающие на событие, не являющееся преступным. Например, для сокрытия убийства инсце­нируют самоубийство, несчастный случай, дорожное происшествие или ненасильственную смерть, для маскировки хищений прибегают к уничтожению части имущества огнем, водой либо инсценируют потери по естественным причинам.
Наряду с инсценированием общей картины происшествия преступники прибегают к фабрикации отдельных лжедоказательств. Цель фальсификации частных признаков — направить расследование по ложному пути. К ним относятся, например, специально оставленные следы ног, предметы, подброшенные на месте происшествия в качестве забытых или потерянных преступником.
Известны случаи, когда на месте кражи была брошена ранее найденная взломщиком справка на имя начальника, который не имел никакого отношения к преступлению; когда раненный во время нападения на сберкассу преступник специально оставил по пути к дому своего знакомого следы крови, сделал мазки на калитке, оставил несколько капель на снегу во дворе.
Своевременная проверка версии об инсценировке приводит к обнаружению фактов, которые в противном случае могли бы ускользнуть от внимания производящего осмотр и не получить должной оценки.
Указаниями на возможную инсценировку могут служить такие обстоятельства: демонстративный характер признаков события на месте происшествия; наличие на месте происшествия признаков различных преступлений; сокрытие отдельных признаков на месте происшествия; несоответствие признаков на месте механизму подлинного происшествия; противоречия в обстоятельствах  происшествия.
Часто признаком инсценировки является то, что место происшествия являет собой чересчур яркую картину того или иного события. Стараясь навязать следователю нужное объяснение, пре­ступник стремится обставить место происшествия с наибольшей убедительностью, имитировать самым наглядным образом признаки события, которое ему необходимо изобразить, и скрыть признаки совершенного преступления. Усердствуя в подделке, он нередко утрачивает чувство меры, «переигрывает». В результате при осмотре обнаруживаются неоправданные разрушения, нарочитый беспорядок, чрезмерно выраженный характер следов, в то время как в подлинной ситуации преступник остерегается оставлять лишние следы и не станет тратить времени и усилий на то, что непосредственно не требуется для достижения его цели.
Ложная демонстрация рассчитана на то, что кажущаяся ясность события заставит следователя отказаться от поиска следов маскируемого преступления.
В соответствии с целями различают следующие виды инсценировок:
1.Созданные с целью «правдоподобного» представления о мотивах преступной деятельности (мотивационные инсценировки);
2.Созданные с целью «правдоподобного» представления о способе преступной деятельности (операциональные инсценировки);
3.Созданные с целью формирования «правдоподобного» образа относительно субъекта преступной деятельности (ролевые инсценировки);
4.Созданные с целью формирования «правдоподобного» образа результата преступной деятельности (когнитивные инсценировки).
Процесс формирования модели инсценировки у преступника проходит ряд этапов:
1)                определение цели инсценировки;
2)                мысленное моделирование и планирование инсценировки;
3)                принятие решения по порядку проведения инсценировки;
4)                выбор и подготовка средств сокрытия, возможных вариантов аргументации своей непричастности к событию преступления;
5)                реализации инсценировки;
6)                оценка субъектом результатов инсценировки;
7)                выбор линии поведения субъекта после инсценировки.
Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в период совершившегося события находился в другом месте. Ложное алиби создается самим преступником, а также по договоренности с другими лицами, действующими в его интересах.
Возможны два варианте действий преступников для создания ложного алиби:
1)   сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством «размывания» границ его временных параметров (уничтожение следов, которые могут ориентировать относительно времени преступления и т.д.);
2)   изменения времени совершения преступления путем «смещения» его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период. В этом случае преступнику обычно приходится заранее обдумывать более сложные инсценировки (например, распространение слуха, что потерпевший в определенный период времени был жив, хотя фактически он был убит) или договариваться и инструктировать лжесвидетелей о своем ложном алиби.
Разоблачение инсценировок требует высокой профессиональной подготовленности работников органов правопорядка, проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассуждениях субъекта преступления. Безусловно, позитивно сказывается опыт деятельности в должности сотрудника правоохранительных органов.
Часто разоблачение инсценировок связано с анализом личности подозреваемого в преступлении — субъекта инсценировки. Исследования показывают, что ошибки и просчеты в инсценировочных действиях могут быть связаны с: недостаточностью знаний, в том числе специальных (юридических, медицинских и др.); недостаточностью умений и навыков; нехваткой времени для подготовки и исполнения инсценировки; ограниченностью в выборе технических средств; неподходящими условиями окружающей среды; с неадекватным эмоциональным состоянием преступника; недостаточной подготовленностью лжесвидетелей и другими факторами.
Учитывая возможность таких ошибок работникам органов правопорядка следует уделять при диагностике инсценировки больше внимания противоречиям в информации, представляемой инсценировщиком и реальной обстановкой, объективными закономерными проявлениями в поведении людей (например, небольшой синяк на лице и утверждения преступника о нахождении после удара без сознания в течение полутора часов).
Так, при ролевой инсценировке, связанной с переодеванием в форменную одежду милиции и «перевоплощением» в работника органов внутренних дел следует обращать внимание на соответствие одетой форменной одежды, официально установленной милицейской форме. Большое значение здесь приобретает диагностика полноты форменной одежды, правильного расположения знаков различий, погонов, петлиц, шевронов и т.п. Кроме того, диагностические возможности представляет анализ взаимодействия «оборотней». Вместо того, чтобы применять стандарты общения принятые в органах правопорядка (по специальному званию, имени и отчеству) псевдомилиционеры могут обращаться по кличкам, применять слова из уголовного жаргона, неправильно употреблять юридические термины, проявлять недостаточную культуру общения и т.д.
Разоблачение ложного алиби часто возможно при анализе результатов различных экспертиз (судебно-медицинской, криминалистической, в частности, трассологической и др.) а также данных допроса большого числа лиц, знавших предполагаемого преступника. Полезно проведение различных следственных действий (очных ставок, предъявления для опознавания и др.), позволяющих расширить круг объективной информации о событии преступления.

Заключение
Осмотр места происшествия — это вид сложной, комплексной деятельности, состоящий из действий следователя, сотрудников органа дознания, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.
Успех осмотра места происшествия в решающей степени зависит от мыслительной деятельности сотрудника, его интуиции, мысленного моделирования события. При этом нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих одной версии, нужно исследовать любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки, ибо версии и модели события могут быть ошибочными, возможна инсценировка события.
Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути.
Разоблачение инсценировок требует высокой профессиональной подготовленности работников органов правопорядка, проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассуждениях субъекта преступления. Безусловно, позитивно сказывается опыт деятельности в должности сотрудника правоохранительных органов.

Вопрос 3. Психологические характеристики допроса.
Допрос можно рассматривать с различных точек зрения, с процессуальной, криминалистической, судебной, психологической. Допрос считается самым психологизированным следственным действием. В нем, как ни в каком другом следственном действии, во-первых, следует учитывать различные психологические закономерности, индивидуальные особенности его участников, а, во-вторых, использовать именно психологические методы воздействия. Каковы же психологические характеристики допроса как следственного действия?
1.                Допрос — это беседа, формы которой строго регламентированы нормами уголовно-процессуального права.
2.  Участники допроса находятся в заведомо неравном положении: стороны: допрашивающий и допрашиваемый обладают разными правами и обязанностями, отстаивают разные интересы (особенно это относится к недобросовестным свидетелям и потерпевшим, еще в большей степени к обвиняемым).
3. Получение показаний, полно и объективно освещающих интересующие следствие факты, нередко сопряжено с определенными трудностями. Это связано, с одной стороны, с влиянием объективных и субъективных факторов, которые в той или иной степени влияют на полноту и правильность воспроизведения показаний. С другой стороны, недобросовестный свидетель, потерпевший, а еще чаще подозреваемый и обвиняемый преднамеренно оказывают противодействие следователю, отказываясь от дачи показаний или давая заведомо ложные показания.
4. Во время допроса возникают ситуации, в которых необходимо применение следователем психологического воздействия. Это и приемы активизации памяти свидетелей и очевидцев, способы снятия эмоционального напряжения потерпевших, методы оказания воздействия на обвиняемых, подозреваемых с целью разоблачения ложных показаний. Для этого, в первую очередь, следователю следует установить психологический контакт. Поэтому от следователя требуются развитые коммуникативные умения и навыки. В арсенале средств воздействия следователя его властные предписания, воспитательные меры, процессуальные средства принуждения.
5. Во время допроса происходит взаимовлияние его участников, нередко возникают конфликтные ситуации, перерастающие в конфликт. Поэтому следователю необходимо владеть способами противодействия различного рода воздействиям со стороны не только допрашиваемых, но и заинтересованных лиц, а также приемами разрешения конфликтов.
6. При подготовке и производстве допроса необходимо учитывать, как индивидуальные особенности допрашиваемого (возраст, пол, социальное положение, процессуальное положение, уровень интеллектуального и общего развития и др.), так и его психическое состояние во время допроса (состояние здоровья, эмоциональное состояние, переживания, связанные с преступлением и др.).
Все перечисленные характеристики доказывают первостепенную важность именно психологических знаний следователя для успешного решения задач расследования преступлений.
Показания свидетелей и потерпевших формируются в процессе взаимодействия личности с различными объектами окружающей действительности, изменяясь под влиянием различных факторов и закономерностей. На показания же обвиняемого накладывает отпечаток деятельность по подготовке, совершению преступления и сокрытия следов.
Как же формируются показания? Для уяснения сути их формирования в судебной психологии принято деление процесса их формирования на стадии или этапы. Профессор Дулов А. В. различает 12 стадий, однако, более общепринятыми и обоснованными является деление на 4 этапа, имеющих более четкое разграничение:
1. Получение, накопление и первичная обработка информации.
2. Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение.
3. Воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.
4. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.
Первые два этапа формирования показаний относятся к допроцессуальным этапам. Имеется в виду, что на этих этапах лицо, ставшее очевидцем преступления, еще не находится в сфере действия уголовно-процессуального закона и эти этапы формирования показаний законодательно не регламентированы. Рассмотрим их более подробно.
1 этап: Получение, накопление и первичная обработка информации
Формирование свидетельских показаний начинается с ощущений и восприятий. Вспомним, что ощущение — это отражение в сознании отдельных свойств предмета при непосредственном действии раздражителя.
Ощущения зрительные, слуховые, вкусовые, мышечные и т. п. возникают лишь тогда, когда раздражитель достигает определенной силы. Следует помнить, что существует минимальная величина раздражителя, вызывающего новые ощущения и учитывать явления адаптации. Ощущения возникают не сразу. Существует определенный период между началом действия раздражителя и появлением ощущения, так называемый латентный период.
Способность к ощущениям у людей индивидуальна. Она может быть пониженной и повышенной, а также носить патологический характер. Величина порога ощущений зависит от привыкания к определенным условиям — адаптации, которая может иметь и положительное, и отрицательное значение для точности показаний. Так, привыкание к темноте повышает возможность различить слабоосвещенный предмет, а привыкание к душной атмосфере помещения может воспрепятствовать обнаружению запаха табака.
Восприимчивость к отдельным раздражителям у одних и тех же людей бывает переменной в зависимости от их физического и психического состояния, что необходимо учитывать при проверке показаний свидетеля, когда возникает сомнение в его способности видеть, слышать или иначе ощущать описываемое явление.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Знание закономерностей ощущений важно, поскольку показания могут основываться именно на них – отражении отдельных свойств предметов. При получении подобного рода информации не следует стремиться довести ее до целого образа предмета, поскольку он может оказать ошибочным и пустить следствие по ложному пути.
Восприятие — это отражение в сознании предмета или явления в целом, даже если отражается отдельные его свойства.
На процессы ощущения и восприятия оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся освещенность, удаление, быстротечность события, погодные условия. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности воспринимающего: индивидуальные особенности воспринимающего, состояние его органов восприятия в момент получения информации, физическое, физиологическое и эмоциональное состояния, преднамеренность восприятия.
Особенностью является апперцепция, т. е. зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Чем больше опыт, тем более полны и достоверны показания. В этом отношении наибольшую значимость приобретают восприятие событий и явлений профессионалами, обладающими профессиональными знаниями и большим практическим опытом. Так, по делам о дорожно-транспортных происшествиях показания водителей-профессионалов и инспекторов ГАИ о скорости и механизме пришествия наиболее объективны.
На процесс приема и переработки информации в значительной степени могут влиять эмоции и чувства, в некоторых случаях вносящие искажения в восприятие. Формирование показаний нередко происходит в критических ситуациях, вызывающих в человеке различные сильные эмоциональные реакции: стресс, фрустрацию, страх.
Стресс или напряженность возникает при опасности в условиях физической и нервной перегрузки, при необходимости принимать быстрые и важные для личности решения. Жертва преступления: изнасилования, избиения или же очевидец смерти лица при убийстве, даже дорожно-транспортном прошествии испытывает состояние напряженности. При этом все психические процессы могут быть заторможены: ухудшается работа слуха, зрения, движения заторможены, мышление замедленно.
Таким образом, процесс восприятия предметов, явлений, людей обуславливается не только наличными раздражениями периферических органов чувств, но и всем опытом воспринимающего.
Нарушение функций какого-либо из органов чувств влечет за собой искажение восприятия, могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы).
Процесс возникновения иллюзий имеет свои закономерности. Они проявляются:
1.  Вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых свойств различных анализаторов (сетчатка, рефлексы нервов).
2.  Вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение.
3.  Из-за ложного суждения о видимом: обман наступает при неправильном осмысливании зрительного образа.
К ошибкам, возможным на этой стадии формирования показаний помимо оптических, слуховых и других искажений, относятся также неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и дру­гих связях между предметами и явлениями.
Полнота и точность чувственной информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установок.
Весьма пагубно на точность восприятия действует испуг, особенно, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер.
Обычно люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Кроме того, острые переживания суживают сознание и снижают полноту и точность отражения. Общеизвестно влияние аффектов на возникновение ошибочных представлений потерпевшего.
Неправильное понимание может быть обусловлено и отноше­нием свидетеля к происходящему. Так, очевидец нередко воспринимает какой-либо жест или движение как действие, связанное с нападением или защитой, в зависимости от принадлежности свидетеля к одной из сторон. Иногда восприятие может быть искажено вследствие симпатии или предубеждения. Доказано также, что мысль, противная убеждениям свидетеля, усваивается труднее, чем соответствующая этим убеждениям.
Нередко ошибки возникают при восполнении пробелов в воспринятом материале из-за «подмены действительного обычным». Стремясь к образованию логически цельной карти­ны происшедшего, свидетель, если часть ее не была им воспринята, заполняет имеющиеся пробелы данными, почерпнутыми из своего опыта, и расценивает их как естественные, обязательные и для данного случая.
Ошибочная интерпретация обусловливается тем, что в процессе осознания воспринятого свидетель, располагая данными, которые допускают различные истолкования, останавливается на одном из возможных вариантов, дорисовывая недостающие детали в своем воображении и проникаясь уверенностью в том, что эти воображаемые детали также наблюдались.
В общем, нет ни одной психической закономерности, которая не оказывала бы какого-то влияния на материал будущих показаний, и наличие таких влияний должно выясняться и оцениваться следователем и судьей.
2 этап: «Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение»
Память определяется как запоминание, сохранение и воспроизведение индивидуального опыта. Поэтому большое значение имеют свойства памяти воспринимавшего, способности сохранять и воспроизводить воспринятое. Индивидуальность памяти личности проявляется двухсторонне, во-первых, в особенностях ее процесса, т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, во-вторых, — в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается.
В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания, длительности сохранения и готовности (быстроте) к воспроизведению, которые определяются условиями жизни, воспитанием и биологическими особенностями.
Накопленная информация запоминается в той связи, в какой она воспринималась. Эта связь представлений, имеющая значение для последующего воспроизведения, называется ассоциацией.
Запоминается не все, так как ассоциативные связи образуются избирательно. Запоминается преимущественно то, что вызвало глубокие переживания (эмоциональный фактор) или имеет существенные словесные значения (словесно-логический фактор).
На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть преднамеренным (произвольным) и непроизвольным. Преднамеренное запоминание встречается в следственной и судебной практике, когда свидетель, понимая значение происходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти определенное событие. Показания таких свидетелей зачастую отличаются точностью и полнотой.
Но большей частью следователю приходится иметь дело со свидетелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроиз­вольное запоминание не обязательно должно быть не­полным и неточным. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских показаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятельности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.
При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. В этом случае при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно если воспринимавший знает, что ему предстоит давать показания и мысленно вспоминает или же делится своей информацией и переживаниями по поводу ее с окружающими.
При непроизвольном же запоминании закрепление впечатлений происходит само собой, без усилий со стороны воспринимающего. Допрашивать приходится чаще именно таких лиц, но практика показывает, что и такое запоминание обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Именно на непроизвольное запоминание большое влияние оказывают эмоции. Когда явление и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность воспринимавшего протекает более активно, заставляет постоянно возвращаться к пережитому. Однако, как отмечалось, слишком бурное переживание событий может оказывать отрицательное воздействие как на само восприятие, так и на сохранение его в памяти или же существенно искажает его.
На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства. Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает опасность смешения восприятий, подмены части информации, полученной из одного источника, све­дениями, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидете­лями, слухи, сообщения прессы и т.п.).
Забывание,- процесс, обратный запоминанию. Существует кривая, полученная в результате экспериментальных данных. Забывание информации, не основы, а деталей особенно интенсивно в течение первых двух часов. Спустя 9 часов сохраняется 40% информации, спустя 24 часа — 35%, через месяц — 30%.
В связи с этим понятны рекомендации о безотлагательном допросе очевидцев. Чем раньше лицо будет допрошено, тем с большей вероятностью от них будет получены полные и достоверные показания. Но из этого общего правила бывают исключения.
Иногда показания, данные непосредственно после события преступления, являются неполными, непоследовательными. Это объясняется явлением реминисценции. Сущность ее в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. Явление реминисценции имеют довольно большую распространенность у детей и у 40,5% взрослых. Поэтому рекомендуется проводить повторные допросы ввиду недостаточной полноты.
Явление реминисценции лишний раз подчеркивает, что воспринятая информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе и отборе материала, выявлении и обобщении главного, появлении новых элементов, привнесенных из прошлого опыта и утраты части признаков, что обусловлено интересом воспринимавшего к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом и направленностью внимания. Чем больше опыт, знания, шире интеллект воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.
Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет место, когда воспринимавший учитывает мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное.
Однако, несмотря на возможность определенного искажения или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных условиях обладает достаточной точностью и достоверностью, что и позволяет считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным делам.
Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала.
Думая о предстоящем допросе, свидетель мысленно возвраща­ется к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что факти­чески было связано между собой.
Такая работа мысли приводит свидетеля к построению суждений и умозаключений, которые сам он расценивает как информацию якобы воспринятую им непосредственно. На самом же деле она зачастую является производной.
3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.
Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.
Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы).
В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.
В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого.
Латентный слой воспоминаний — это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний.
Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов.
Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал.
Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами «по-видимому», «смутно припоминаю», «кажется», «ясно помню». Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки).
Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.).
Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти.
В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.).
Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде:
1.Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт.
2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа.
З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям.
Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии.
Очевидно, что в подобных состояниях усиливается возможность внушающего воздействия следователя и, несомненно, снижается результативность допроса. Поэтому допрашивающему важно следить за проявлением собственного поведения, эмоционального состояния и, когда эго нужно, стараться быть непроницаемым.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При допросе нельзя не учитывать внушающего воздействия на допрашиваемого общественных настроений, различных толкований, которые введутся вокруг расследуемого события, давления заинтересованных лиц, влияния газетных сообщений, если они тенденциозно освещают факты.
4 этап: Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.
Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации.
Однако выделение этого этапа в самостоятельный диктуется своеобразными психологическими закономерностями, понимание которых помогает избежать ошибок при приеме, переработке и закреплении информации.
Недопонимание и ошибочность понимания сказанного на допросе встречаются довольно часто. Допрашивающий неправильно понял свидетеля и записал в протокол искаженную мысль. Допрашиваемый неправильно понял допрашивающего и дал неверный ответ.
Неправильное понимание допрашивающим допрашиваемого обуславливается несколькими причинами:
-допрашивающий просто чего-то не расслышал, а поспешность, не терпение и невнимательность помешали понять сказанное;
-   «опережающее внимание», т.е. выработанная спецификой работы ускоренная реакция в ходе допроса, умение понимать с полуслова. Уже восприняв минимальный объем информации, допрашивающий начинает обрабатывать вероятностную, будущую информацию, зачастую не уяснив подлинного смысла сказанного, что таит опасность искаженного восприятия слов и мыслей допрашиваемого;
-   предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то,
-   восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации;
-   неосведомленностью допрашивающего в специальных вопросах, подлежащих выяснению (технологии производства, бухгалтерском учете и т.д.), а также недопониманием в результате использования выражений, двусмысленно отражающих предмет, явления или его свойства, засоренностью речи спецтерминами или профессиональным жаргоном, в том числе воровским.
Обычно при протоколировании запись ведется по окончании устного допроса, или одновременно с допросом, или же по отдельным этапам допроса.
Первый метод хорош тем, что допрос идет непрерывно, допрашивающий не отвлекается от собеседования с допрашиваемым. Но он требует отличной памяти, большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные моменты следственного действия.
Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. Протокол при этом бывает лучше, но допрос хуже. Запись неблаготворно влияет на допрашиваемого, нарушает контакт его с допрашивающим.
Запись по стадиям, по отдельным этапам и эпизодам позволяет использовать достоинства первого и второго метода, избежать части свойственным им недостатков. Однако и этот метод далек от совершенства: в протоколе все-таки не вполне отражаются перипетии допроса, приемы, при помощи которых получены показания; ответы свидетеля излагаются в форме свободного рассказа, что искажает картину допроса.
Наиболее достоверным средством фиксации показаний являются звукозапись и особенно видеозапись. Они дают возможность полностью отразить все своеобразие содержания, характера, темпа, последовательности, интонации, подтекста состоявшегося разговора, а также методы, тон и особенности допроса.
Имея возможность не отвлекаться на фиксацию происходящего, допрашивающий сосредоточивается на содержании следственного действия, может целиком посвятить себя допросу как таковому, поскольку каждое сказанное слово будет зарегистрировано магнитофоном как запоминающим устройством. Магнитофонная лента служит не только средством контроля, но и источником дополнительной информации, позволяя черпать сведения, которые ранее показались составителю протокола несущественными.
На практике нередко то, что осталось без внимания на прежнем допросе, в последующем выдвигается на первый план, и в свете новых данных приобретает особую важность.
Использование средств звуко- и видеозаписи сведет к минимуму опасность искажения свидетельской информации в стадии ее переработки и процессуального запечатления.

Вопрос 4. Психологические основы обыска
Эффективность таких важных следственных действий  как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следственных действий, проведем анализ психологических состояний их участников, ознакомимся с приемами повышения эффективности обыска, опознания и следственного эксперимента.
В психологическом аспекте обыск является сложным и очень специфическим следственным действием. Обыск носит по отношению к обыскиваемому принудительный характер. В этом плане сущность обыска заключается в принудительном обследовании (на основе предусмотренных законом условий и при наличии достаточных оснований) помещений, участков местности, граждан.
Для обыска характерна противоположность целей следователя и других участников обыска, с одной стороны, и обыскиваемого с другой. Если следователь и работники органа дознания стремятся обнаружить орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, то обыскиваемый, как правило, не заинтересован в этом. Обыск для подозреваемого (обвиняемого), членов семьи означает вторжение посторонних людей в их квартиру, ознакомление с материальными, личными, интимными сторонами их жизни.
Обыск может у некоторых ассоциироваться с виновностью обыскиваемого, членов его семьи, отсюда и крайне негативное отношение к ним. Все эти факторы обусловливают наличие при обыске конфликтной ситуации. Она является второй особенностью данного следственного действия.
Третьей особенностью обыска является его ярко выраженный поисковый характер. Следователю, работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы, ценности, как правило, спрятанные обвиняемым.
При проведении обыска следователь располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Таким образом, обыск — своеобразная задача с несколькими неизвестными, решать ее приходится, как правило, располагая скудными исходными данными. Поэтому этот вид процессуальной деятельности следователя имеет проблемный характер. Проблемность — четвертая психологическая особенность обыска.В тех случаях, когда следователь перед началом обыска не имеет даже приблизительных сведений о местонахождении разыскиваемых орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, наибольшую сложность представляет определение возможных мест укрытия искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, (как и других следственных, процессуальных действий) мыслительная, познавательная сторона деятельности следователя всегда является доминирующей по отношению ко всем другим. Например, при производстве обыска следователь, как правило, не может ставить перед собой невыполнимую задачу с одинаковой тщательностью смотреть каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади.
Розыску укрытого должен предшествовать выбор подходящего момента, обыска, способа обеспечения его производства, наиболее вероятных мест укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещений, территории, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в разработке и выдвижении поисковых версий.
Деятельность следователя при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями. При этом нужно учитывать ряд обстоятельств.
Преступники обычно предвидят возможность обыска и поэтому стремятся как можно надежнее спрятать орудие преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Следовательно, укрытие является результатом продуманной целенаправленной деятельности.
Для того, чтобы максимально затруднить розыск, преступники зачастую не используют места, предметы, предназначенные в обиходе для обычного хранения вещей, денег, ценностей, например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п., а избирают в качестве тайников, хранилищ места, предметы совсем иного назначения.
В целях надежного укрытия преступники нередко прибегают к изготовлению специальных тайников.
Преступники порой видоизменяют внешний вид указанных предметов, например перекрашивая их. (Преступник изготовил из похищенного на прииске промышленного золота крючки, покрасил их масляной краской и укрепил в коридоре в качестве крючков для одежды.)
Избирая способ укрытия, преступник в некоторых случаях стремится психологически затруднить поиск. Он может спрятать ценности в игрушки ребенка, рассчитывая на любовь ищущего к детям, среди хлама, тряпья, мусора, нечистот в расчете на его брезгливость и т.д.
Решая вопрос о возможных местах способах укрытия, следователь также должен учитывать и совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов. 
Выбор преступником мест и способов укрытия не является полностью свободным, детериминирован рядом условий, в том числе и обстановкой его жилища, иных мест, где он может спрятать орудия преступления, ценности. Так, наличие  приусадебного участка, дачи позволяет преступнику сделать тайник в земле, в деревьях; их отсутствие лишает его такой возможности.
Места и способы укрытия, а следовательно, и направление поиска во многом обусловлены физическими, химическими и иными свойствами предметов, которые прячутся. Например, крупные размеры предметов, добытых преступным путем, не позволяют спрятать их среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, драгоценных камней дают возможность хранить их в земле, воде, среди продуктов питания и т.д.
Субъективные факторы укрытия определяются  личностными данными преступника. Так, выбор места и способа укрытия во многом зависит от пола и возраста преступника, Специфические интересы, знания, умения, технические навыки мужчин зачастую обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах теле­визоров, магнитофонов и других электробытовых приборов. Женщи­ны чаще устраивают тайники среди обычных бытовых предметов продуктов питания, консервированных фруктах, овощах. При этом ими могут применяться весьма хитроумные способы укрытия (например, драгоценности — во вскрытой и вновь искусно запако­ванной пачке стирального порошка, золотые изделия — в банке топленого масла, денежные купюры — под подкладкой одежды и т.п.).
При решении задачи о наиболее вероятных местах и способах укрытия следует учитывать и возраст обыскиваемых. От него в значительной степени зависят опыт, интересы, склонности, сте­реотипы поведения, эмоциональные особенности. В свою очередь, качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Эти закономерности наиболее ярко прослеживаются при проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых.
Как показали проведенные исследования, во многих случаях несовершеннолетние бывают небрежны оставляют оружия преступления, ценности, добытые преступным путем, легкодоступных, местах на виду, среди своих личных вещей. Вероятно, это обусловлено малым жизненным опытом подростков, такими их психологическими личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность и пр. Данную тенденцию не следует смешивать с так называемым феноменом привыкания к опасности. Он возникает в тех случаях, когда предметы преступного назначения или же добытые в результате правонарушения находятся у обвиняемого более или менее длительное время. Вначале преступник стремится надежно спрятать их, оборудует специальные тайники, заботится о маскирующих признаках. Однако по истечении определенного времени, особенно при необходимости периодически использовать укрытое, для проверки его неприкосновенности, преступник постепенно перестает укрывать, прятать, утрачивает осторожность. В таких случаях оружие, орудия преступления, цен­ности остаются вне тайников, на виду. Названная психологическая особенность может проявляться не только у подростков, но и у взрослых.
Однако нередко несовершеннолетние правонарушители устраивают более или менее сложные тайники, тщательно продумывают способы укрытия. При этом они используют информацию, полученную детективной литературе, приключенческих фильмах, а также опыт взрослых преступников. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность мышления. Обычно несовершеннолетние не решаются держать дома орудия преступления, Предметы и ценности, добытые преступным путем, предпочитают прятать их на «ничейной территории», на пустырях, в подвалах и т.д. При отсутствии надлежащего контроля похищенное имущество, различные технические средства для совершения преступления подростки могут хранить непосредственно в жилом помещении. При проведении обыска нужно учитывать также образование, культурный уровень, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого.
Представляется, что выбор способа и места укрытия обуславливается и совокупностью познавательных качеств обвиняемого — его кругозора, способностей, воображения.
Нужно, однако иметь ввиду, что нет правил без исключений. Практика знает немало случаев, когда обвиняемые — малообразованные, весьма недалекие люди применяли чрезвычайно оригинальные способы укрытия орудий преступления, предметов, ценностей, добытых преступным путем. Очевидно, это объясняется тем, что выбор места и способов укрытия не всегда требует высокого уровня умственного развития.
Накопленные криминалистические и судебно-психологические наблюдения показывают, что на выбор места и способов укрытия  значительное влияние могут оказывать профессиональные навыки и умения обыскиваемого. Профессия определяет многие стороны лич­ности, в том числе и ее, интересы, направленность, взгляды, нания, опыт, память, воображение, наблюдательность. Но влияние профессии не ограничивается только этим; она формирует специфические навыки, приемы, умения. Кроме того, профессия, как вид постоянной трудовой деятельности человека, не оканчивается формированием у лица необходимых психофизиологических качеств, но продолжает свое действий материальной сфере, не­редко обусловливает наличие у него тех или иных орудий, инструментов. Поэтому знание способа совершения преступления, обнаружение при обыске соответствующих применению этого способа орудий и инструментов явится важным доказательством по делу. Наконец, профессия может определять и физические возможности человека, например его силу, ловкость, а также имеет отношение к выбору места и способа укрытия.
Однако установить зависимость межу профессией, профессиональными навыками и способами укрытия не всегда возможно. В самом деле, как зависит выбор места и способа укрытия от профессиональных навыков математика, химика, педагога? Кроме того, для некоторых профессий характерны одинаковые или сходные производственные приемы, навыки. И, наконец, анализ следственной практики знает немало убедительных примеров, когда преступники избирают места и способы укрытия вне зависимости от профессии, профессиональных навыков.
При выдвижении поисковых версии следователя должны интересовать и многие другие особенности личности обвиняемого, поскольку они могут детерминировать выбор мест и способов укрытия. Так, любительские занятия у влечения) нередко определяют искомые зависимости: занимающийся фотографией запечатывает денежные купюры в пачки с фотобумагой, имеющий собственную автомашину оборудует тайники в камерах, канистрах для горючего и т.д.
В психологическом аспекте следует решать и вопрос о при­сутствии или отсутствии обвиняемого при проведении обыска в его квартире. Закон, как известно, предусматривает проведение обыска в присутствии лица, у которого он должен проводится, либо совершеннолетних членов его семьи. Обыск, проводимый в отсутствие обвиняемого, позволяет при последующих допросах, использовать незнание им результатов обыска. Обыск, осущест­вляемый в присутствии обвиняемого, дает возможность использо­вать наблюдение за его поведением для повышения эффективности этого следственного действия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Турбо Си
Реферат Oresteia Agamemnon FateS Agent Essay Research Paper
Реферат Я - талант
Реферат Attention Deficit Disorders Essay Research Paper Attention
Реферат Стиль и дизайн (english)
Реферат Характеристика основных отраслей правовой статистики. Ее значение в практической работе правоохранительных органов
Реферат Сочинение-отзыв о повести Бориса Васильева А зори здесь тихие...
Реферат Реализация сети фреймов и решения различных вариантов задачи с помощью различных механизмов вывода в экспертных системах
Реферат Bridges Essay Research Paper Bridges are crossed
Реферат Бизнес-план Планирование финансово-экономической деятельности предприятия XXXXXX по производству новой продукции
Реферат © Резніченко О. М. Позааудиторна виховна робота у вищих технічних закладах у другій половині ХХ ст
Реферат 2. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них
Реферат О ходе и результатах реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства
Реферат Социально-культурная обусловленность знания и анализ дискурса в межкультурной коммуникации
Реферат Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра