--PAGE_BREAK--По мере становления личности, подросток перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект.
Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, жизнь или деятельность не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Психологами доказана зависимость развития психики от ведущей деятельности.
Ведущей деятельностью подростка является учебная. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, важнейшим из которых является практическая, трудовая деятельность. Многие психологи отмечают, что младшие подростки (13-14 лет) не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений, решающее влияние внешнего образца. Именно в это время происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки. Старшие подростки уже реально вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении.
В последнее время особую озабоченность теоретиков и практиков в области педагогики, психологии, социальной работы и других наук, а также общественности, вызывают негативные последствия перехода государства к рыночным отношениям, которые более других повлияли на данную категорию населения.
Во-первых, это особенности ценностно-мотивационных оснований деятельности школьников в подготовке к выбору профессии в современных условиях, основанных на прагматично-потребительском отношении.
Во-вторых, в последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-х, т.е. у 2/3 выпускников школы медиками отмечается наличие умеренной или значительной патологии, которая имеет тенденцию к усилению в более старших возрастных периодах [21].
В-третьих, в последние годы отмечается тенденция к усилению негативного воздействия асоциальных элементов макросреды и деформаций структуры и функций микросреды (семьи), что способствует увеличению случаев девиантного поведения у детей и молодежи. В мировой литературе и практике отмечается рост числа школьников « группы риска» (до 50% в зависимости от их классификации и диагностики), которые составляют подавляющее большинство (до 70% и выше) в отдельных школах. В ближайшее время прогнозируется рост не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.
Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться, но не эгоистически только для себя, а через социально — значимые дела.
Самореализацию можно назвать универсальной потребностью по отношению к ведущим потребностям самосознания в силу того, что самореализация может происходить через удовлетворение как всей совокупности потребностей, так и по отдельности или в сочетании друг с другом в зависимости от обстоятельств. Личностное и жизненное самоопределение осуществляется в едином контексте с самоопределением личности в труде и профессии.
По данным психологов, социологов, педагогов, установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Подросток выбирает профессиональный путь в то время, когда личность его еще формируется, и он недостаточно подготовлен для принятия такого ответственного решения. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовиться к профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока еще многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых государству, испытывают серьезные затруднения в начале трудовой деятельности.
Несмотря на то, что подросток еще не до конца осознает свою социальную значимость, свои возможности способности к профессиональной самореализации, общество его ставит перед фактом обязательного выбора профессии.
Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что с ним происходит, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности.
У психологов и педагогов есть основание утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой проявления всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Вместе с тем, учеными отмечается недостаточный уровень знаний педагогов и специалистов образовательных учреждений психологических особенностей и проблем современных старших школьников вообще и в отдельных группах, в частности. В свою очередь, это ограничивает возможности оказания старшеклассникам превентивной и оперативной помощи в решении их проблем, в том числе в осознанном выборе профессии, жизненных целей, а также в решении задачи сохранения человеческих ресурсов государства, общества [2,12,13, 20,21,31].
§1.2 Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Проблема профессионального самоопределения, то есть проблема выбора профессии, становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности всегда была актуальна для молодежи и всегда была предметом изучения философов, педагогов, психологов, социологов. Особенно остро эта проблема стоит сейчас в эпоху коренных социально-экономических перемен, произошедших в нашей стране за последние десятилетия. Причин тому немало, назовем те из них, которые затрагивают личностные, индивидуальные особенности современного профессионала:
во-первых, в обществе сложились новые экономические отношения: — появился класс собственников, предпринимателей, в связи с этим произошло резкое расслоение общества на имущих, богатых и малоимущих, бедных;
во-вторых, изменилась психология мышления людей, особенно у молодых, предпринимательская психология проникла во все сферы деятельности, изменился стиль деловых отношений;
в-третьих, в обществе растут потребности в полной информативности, то есть стоит вопрос о возможностях в доступе необходимой информации;
в-четвертых, в значительной степени выросли потребительские запросы у населения.
Таким образом, можно утверждать, что одна из отличительных особенностей современного российского общества — эта необходимость перестраивания деятельности во всех областях и сферах общественной жизни, так как имеющиеся нормы в социальной, профессиональной практике приходят в противоречие с новыми условиями и требованиями в жизнедеятельности. Сегодня необходима разработка активной социальной политики, создание социальных институтов, которые должны оказать помощь молодежи в их профессиональном становлении, профессиональном самоопределении, должны подготовить молодежь к работе и жизни в новых условиях и развить, наряду со специальными профессиональными знаниями и условиями, основные социально-профессиональные качества: осознание ценности труда, трудовая мотивация, готовность к труду, инициативное поведение на рынке труда, планирование, реализация профессионального и далее жизненного самоопределения, личностный рост каждого человека.
Самоопределение личности в профессиональной деятельности процесс сложный противоречивый и длительный. Он изучался многими зарубежными и отечественными исследователями и создано немало теоретических и экспериментальных исследований, накоплен огромный практический опыт в оказании психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению.
Внимание ученых в области психолого-педагогических наук, профориентации и социальной работы сосредоточено на поиске и разработке новых видов и форм действенной помощи учащимся старших классов, особенно имеющим проблемы в обучении, социализации, отягощающие процессы профессионального и жизненного самоопределения [5,14,21,23,24,].
Вместе с тем существует разные направления в толковании процессов профессионального и жизненного самоопределения.
Первая психологическая теория профессионального выбора была разработана в 1909 г.Ф. Парсонсом. Среди характеристик профессионального выбора он выделяет прежде всего осознанность (сознательность) и рациональность, которую понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.
Профессиональное самоопределение в связи с особенностями выбора профессии в его возрастной динамике рассматривают Ш. Бюлер (1935), С. Шпранглер (1959), Д; Сьюнер (1957) и др. Выбор профессии Д. Сьюнер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения — это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я — концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.
В нашей стране теоретическую основу концепции профессионального самоопределения личности составили исследования личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др. Важный вклад в теорию профессионального самоопределения и развития личности внесли А.А. Бодалев, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.
Е.А. Климов так определяет понятие профессионального самоопределения: «Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [14,15].
Содержание деятельности — это прежде всего образы желаемого будущего, результаты (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности себя, своих личных качеств и своего мнения в системе деловых межличностных отношений.
В целом по итогам развития ребенка в школе, результатом педагогического руководства, его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним планов).
Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию, а не «меня заставили». Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового. Кроме того, особо выделяется «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой стороны — как неконкретные поиски смысла своего существования.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностной системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработка профессиональных, жизненных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала.
Самоопределение — это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор по отношению к чему? По отношению к себе. Познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил — новая достойная гуманизма задача образования — обучения и воспитания.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
С одной стороны, по уровню и характеру психического развития подростничества — это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Несмотря на то, что подросток еще не включается в активную производственную деятельность, он реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.
Нетрудно увидеть, что процесс самоопределения подростка (в самом широком его понимании — как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения) выступает как одна из ведущих возрастных задач отрочества и определяется той ситуацией множественных выборов в которой оказывается подросток.
С.Н. Чистякова в своих исследованиях говорит о том, что важнейшим компонентом самоопределения является способность к самопознанию — интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности [31].
Естественно, что самоопределение личности не самоцель. Оно только тогда результативно, когда рассматривается в едином контексте с ее социализацией. И только в этом контексте оно приобретает свою осмысленность и ценность. Самоопределение — не застывшая категория, это перманентный процесс переосмысления человеком мира и собственной жизни.
Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление (Н.С. Пряжников), которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс) (см. В. Франкл, 1990, с.58-59).
В общем виде различные подходы к понятию «личностное самоопределение» можно объединить в две группы: социологические и психологические.
Социологические подходы рассматривают самоопределение как результат вхождения в различные социальные структуры. Представителей психологического подхода больше интересуют психологические механизмы, которые обеспечивают это вхождение. В дальнейшем мы будем опираться на определение, данное Л.И. Божович, которая понимает самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего [4].
С позиций нашего исследования важно было уточнить, кто же такие старшеклассники, каковы особенности их профессионального самоопределения?
Для обоснования феномена «старшеклассник» мы опирались на общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблем сущности и природы человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Э. Берне, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); социально-психологических аспектов развития личности, проявления ее в различных видах деятельности (A. A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A. B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); развития и становления молодого человека на этапе выбора профессии (И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, и др.), в том числе «группы риска» (Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, З.Н. Малькова, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Р.В. Овчарова, П.А. Шилова, Т.И. Шульга и др.), и др.
В целом все авторы, независимо от различных методологических подходов, отмечают общее для рассматриваемой категории школьников: неразвитая способность соотносить свое настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями и возможностями, а также несформированность у них адекватного образа «Я», неготовность к профессиональному самоопределению.
В юношеском возрасте очень важную роль играет выбор будущей профессии. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее, делает это будущее определенным, тогда как отсутствие выбора — неопределенным. И наконец, существенным является то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность — средство, позволяющее развить свои способности, реализовать себя, принести пользу людям и позволяющее удовлетворить иные потребности.
продолжение
--PAGE_BREAK--Известно, что протяженность временной перспективы существенным образом характеризует особенности личностного развития. Так у подростков с отклоняющимся поведением и у деликвентных подростков временная перспектива короче, чем у нормально развивающихся подростков. В случае наличия жизненного плана, представляющего собой последовательный ряд целей, важно, имеется ли у человека представление о том, как он будет достигать эти цели, т.е. представление о средствах необходимых для достижения целей. Таким образом, важной характеристикой временного будущего является его организованность.
Аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности нашли отражения в работах таких педагогов, психологов как:
К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышева, Н.Э. Касаткина, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, БД. Симоненко, Н.Н. Чистякова и другие. В своих исследованиях они обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.
Теоретико-методологическая база исследований опиралась на положения и принципы отечественной психологии: системный и личностно-деятельный подходы, принципы детерминизма и развития, положения о личности как активном субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.).
Частной методологией стали концепции профессионального становления личности(Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, AM. Отоляренко).
Исследование базировалось также на научных трудах по теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, B. C. Мухина, Д.И. Фельдштейн); по проблеме профессионального и личностного самоопределения (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Пряжникова, Н.В. Самоукина, С.Н. Чистякова).
Влияние социальной среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского.
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действия которого связаны с выявлением значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением социального опыта. При этом полагаем, что формирование жизненного и профессионального самоопределения, должно осуществляться целенаправленно в индивидуальной и совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, педагогов, психологов и детей на основе субъект-субъективных отношений с учетом возможности их самореализации [10,12,22,26,27].
Существенный недостаток научного поиска в решении данной проблемы заключается в ориентации не на человека, а на профессиональную среду, или другими словами — приспособление человека к профессиональной среде, что порождает такие перекосы, как увлечение обобщенной моделью профориентации и подгонка ее к различным типам индивидуальных особенностей личности; недооценка комплексного подхода к формированию профессионального самоопределения; не учитывается долговременный характер процесса его развития, а так же преемственность содержания форм и методов на различных этапах становления личности, а в связи с этим декларируется подход к личности как к субъекту профессионального развития.
К сожалению, на практике профориентационная работа с учащимися в школе носит эпизодический характер, и заключается в проведении различных развлекательных мероприятий, классных часов, встреч с интересными людьми, участии в конкурсах по профессиям и т.д. Школьным психологам, по данным опросов, достаточно трудно осуществлять профориентационную работу в полном объеме в связи с большой загруженностью учащихся и отсутствием интереса к данному виду работы со стороны школьной администрации.
Такое положение профориентационной работы в образовательных учреждениях связано еще с тем, что недостаточно полно раскрыт механизм психолого-педагогического сопровождения в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального самоопределения детей. Педагогические коллективы образовательных учреждений зачастую имеют невысокий уровень психолого-педагогической подготовленности своих кадров, необходимый для такой работы. Отсюда вытекает противоречие между необходимостью организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью психолого-педагогических условий для его реализации.
Поэтому ответственность за данное направление психологической работы с детьми в основном возлагают на специалистов межшкольных учебных комбинатов и службу профориентации при центрах занятости населения.
Концепция профессиональной ориентации требует сформировать у каждого школьника осознанный мотив выбора профессии в соответствии с потребностями в кадрах конкретного региона, города или района. Причем кадровые потребности, как правило, ни на текущий момент, ни на перспективу не планируются. Естественно при таком подходе интересы, потребности, склонности личности не выступают в качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала.
Сложившаяся ситуация обострила противоречия между слабовыраженными профессиональными планами молодежи и экономической дестабилизацией производства; между потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием комплексной подготовки их в системе высших учебных заведений, что является одной из существенных причин, задерживающих развитие службы профориентации; между школой и семьей, учебными заведениями, ответственными за подготовку школьников к труду и выбору профессии; между запросом практики и обеспеченности ее современными, научно — методическими основами.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Таким образом, система сопровождения профессионального самоопределения должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников представляет собой сложную многоуровневую систему. Эта работа в идеале должна проводиться в тесном взаимодействии общественности с семьей. Рассмотрим основные составляющие этой системы.
Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.
Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их — сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион.
Неправильное информирование влечет за собой моральные потери. Если подросток получает ложную, несоответствующую его возможностям ориентацию, но выберет в соответствии с этим профессию, он никогда не будет делать свое дело так, как оно того требует.
Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.
Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.
Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды профконсультаций:
справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, возможности обучения, систему получения профессии, перспективы карьерного роста и т.д.;
диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию профессионального выбора;
медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.
Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора — выявление пригодности человека к конкретному виду деятельности.
Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения во многих школах и учреждениях допрофессиональной подготовки являются специальные интегративные курсы: «Человек-труд-профессия», «Профессиональные пробы» — для учащихся 8-9классов и профессиональная карьера»-для учащихся 10-11 классов и т.д. Эти курсы способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда: развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.
Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально — важных качеств личности.
Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессиография — одна из важных отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий и специальностей, основных требований, которые она предъявляет к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а так же факторы, обуславливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью.
Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя. Личность учителя-это совокупность таких качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, компетентность в работе, любовь и уважение к детям.
А.С. Макаренко писал по этому поводу: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени» (Макаренко А.С. Педагогическая поэма // соч. — М. — с.189).
Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает кружковая работа, где создаются условия для творческого развития специальных способностей учащихся.
Руководство школы должно постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации школьников, изучать научную и методическую литературу, учитывать данные в них рекомендации в своей работе, в частности при планировании соответствующих разделов общешкольного плана.
К задачам классного руководителя относится, прежде всего глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом могут ему помочь беседы с учителями-предметниками, родителями, психологом, анкетирование и систематически проводимое наблюдение с заполнением карточки-характеристики школьника.
В функции классных руководителей так же входит обеспечение посещения всеми учащимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и службой профориентации при межшкольном учебном комбинате.
Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый учащийся научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и ее результатов. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога — участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики, определение социальных установок и помощь в их формировании; участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии», в проведении профориентационных мероприятий; привлечение к профориентационной работе специалистов профориентационных служб. [6,7,13,24.30,31].
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и послешкольных жизненных планов.
В постановлении Правительства РФ о концепции и модернизации российского образования на период до 2010 г., среди приоритетов образования политики, наряду с введением единого государственного экзамена, стандартов образования и др., подчеркнуто, что одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки — профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь идет об отработке гибкой системы профилей, их кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, усилении роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения, профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку [18,31].
Профилизация обучения в старших классов соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, которые уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности и обучения. Профильное обучение направленно на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией. Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.
продолжение
--PAGE_BREAK--