Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности подростков девиантного поведения

--PAGE_BREAK--Теоретическая значимостьзаключается в обобщение теоретического материалапо проблеме девиантного поведения подростков.
Практическая значимость заключается в исследовании психологических особенностей подростков девиантного поведение и разработке содержания, методов коррекционной работы с подростками девиантного поведения в условиях школы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых содержит три параграфа, выводы, список используемой литературы, заключение, приложения.

--PAGE_BREAK--1.2. Типичные формы девиантного поведения подростков
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам–ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимают:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда. Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон. Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14–17 лет, половина – девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % – токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, наркоманом или токсикоманом. В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально–культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе. К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, побеги из дома, дромомания, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция. Реакция протеста (оппозиции) – одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу «двигательной бури». Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийств. Таким образом, подросток мстит обидчику. Как реакцию протеста можно рассматривать и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением. Подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – «назло всем стану панком», выбривают себе часть волос на голове и т.п.     продолжение
--PAGE_BREAK--Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому–либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является «отрицательный» герой (особенно лица с криминальным прошлым), когда со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать такого героя, но и «переплюнуть» его во всех отрицательных поступках. Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают,  то под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа. Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто–то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений. Но если «лидер» имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в «банду», тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких, же групп, в «борьбе» с которыми проходит вся их жизнь. Подростки могут проводить время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой, могут совершать и криминальные действия. Побеги из дома. В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег – это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег – это событие, изменяющее жизнь. Обычно первый побег бывает после какой–то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с достаточным материальным положением, сбежав из дома, свою новую жизнь расценивают как «свободу от семьи и школы».
Дромомания –это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями –обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях –шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой–либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания –это импульсивное влечение и обусловлено самим психическим заболеванием.

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения также подверглись резкому омоложению за последние десятилетия.

Суть аддиктивного (аддикция –пагубная склонность к чему–либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью подростка, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Алкоголь или наркотик выступает в роли эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно–следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Следующие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой–либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Подростки полагают, будто наркотики и алкоголь благотворно влияют на настроение, поднимают самооценку, отпускают тормоза, ослабляют беспокойство. Но факты говорят о том, что здесь срабатывает эффект внушения.

В подростковой среде широкую популярность получил «балдеж» от вдыхания паров лаков или растворителей. Однако «профессиональные токсикоманы» маляры и лакировщики не испытывают ничего подобного от этих запахов. На этом примере очень ярко виден эффект ожидания: если человек заранее уверен, что ему будет хорошо, ждет кайфа, то он в конце концов получает его. Рабочие кайфа не ждут и потому воспринимают свои ощущения как неприятные издержки производства.

Состояние, которое принято именовать кайфом, предполагает определенные переживания и поведение. Роль кайфующего –это роль с большими привилегиями (можно позволить себе лишнее) и с меньшими обязанностями (разрешено не делать необходимого).

При первом использовании алкоголя, наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, а затем и систематическом применении тех же веществ, глядя на более опытных потребителей дурмана, новичок учится положительно истолковывать объективные эффекты наркотизации.

Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения, как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него –те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных –«работоголизм», проблему детей алкоголиков, проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

С некоторыми отговорками к аддиктивным формам девиантного поведения можно отнести и проституцию. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова prostituere «выставлять публично». Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Уровень проституции резко вырос в постсоветский период. В нашем обществе проституция долгое время считалась «отсутствующей», и такое длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало нездоровый интерес не только взрослого населения, но и подростков, подогреваемый к тому же и средствами массовой информации. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы (наблюдается значительное омоложение). В числе проституток –учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Резкому омоложению подверглась и такая форма девиантного поведения как самоубийство. Суицид –намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10–12–летние дети. Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с употреблением алкоголя.

Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. У подростков суицид есть следствие социально–психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта.

Подросткам характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды.

1.3. Специфические причины девиантного поведения подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально–психологических и психолого–педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинэйджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12–ти годам, но современные источники –к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 –11 до 14 –15 лет.

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.  

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная перестройка.  Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способности к счету и чтению, если их вовремя не с корригировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. Не случайно С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью, а также с расторможенностью влечений –жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я–концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно–личностного общения и учебно–профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников.

Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, самоутверждение подростков может иметь и социально–полярные основания от подвига до правонарушения.

Выделяется ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение, «поиск пределов допустимого» оказывает негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса –кризиса идентичности.

А.Е. Личко, А.В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, фан–клубом, карнавально–демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально–отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально–положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально–отрицательных черт и действий.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья–ребенок», «школа–ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Девиантная реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего–либо, что значимо для подростка.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70–80–е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально–психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может опровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно–психическими расстройствами.

Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Личко А.Е., Мудрик А.В. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. Например, при гипертимной акцентуации характера –наиболее распространенной среди подростков –выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой–либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений.

Отклоняющееся поведение индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.
Выводы по первой главе
    продолжение
--PAGE_BREAK--В подростковом возрасте все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст занимает в формировании личности человека особое место. В этот период происходят глубокая перестройка и мощный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуальных сил, закладываются основы мировоззрения, начинают формироваться идеалы и убеждения. Девиантные поступки по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Также возможно появление отклонений в поведении, связанное с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. При проявлении девиантного поведения у подростка желательно обратиться к помощи психолога, который способен вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации. Глава 2. Практическое исследование
2.1. Методы и методики исследования


Цельюкурсового исследования является выявление психологических особенностей подростков девиантного поведения и разработка  возможных форм коррекционной работы

Объектом исследования– девиантные формы поведения подростков.

Предметом исследования– психологические особенности подростков девиантного поведения.

Гипотезой исследованияявляется предположение о том, что подростки девиантного поведения характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера, неадекватностью самооценки и высоким уровнем агрессии.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1.                 Рассмотреть личностные особенности подростков девиантного поведения.

2.                 Изучить особенности межличностных отношений подростков.

3.                 Определить причины девиантного поведения подростков.

4.                 Рассмотреть  типичные формы девиантного поведения подростков.

5.                 Провести практическое исследование.

6.                 Представить содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения.

Методика 1.Самооценка психических состояний (по Айзенку)



Цель:  определение самооценки психических состояний.

Ход выполнения.

Испытуемому предлагается описание различных психических состояний. Если ему это состояние часто присуще, ставится – 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится – 1 балл, если совсем не подходит –0 баллов (см. приложение № 3).

Обработка результатов.



Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

1. 1...10 вопрос  – тревожность;

2. 11...20 вопрос  – фрустрация;

3. 21...29 вопрос –агрессивность;

4. 31...40 вопрос – ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

1. Тревожность: 0...7 –не тревожны.

8...14 баллов –тревожность средняя, допустимого уровня.

15...20 баллов –очень тревожные.

2. Фрустрация: 0...7баллов –не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8… 14 баллов –средний уровень, фрустрация имеет место;

16...20 баллов –у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

3.Агрессивность: 0...7баллов –вы спокойны, выдержаны;

8...14 баллов –средний уровень агрессивности;

15...20 баллов –вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

4. Ригидность: 0...7 баллов –ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов –средний уровень;

15...20 баллов –сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходят­ся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье [18].

Методика 2.Акцентуации характера


Цель:определяются акцентуации характерачеловека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека.

Ход выполнения.

В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г –гипертимный, Ц –циклоидный, Л –лабильный, А –астеноневротический, С –сенситивный, П –психастенический, Ш –  шизоидный, Э –эпилептоидный, И –истероидный, Н –неустойчивый, К –конформный (см. приложение № 4).

Оценка и интерпретация баллов

За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК –три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.

Методика 3. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)


Цель:в ходе выполнения данной методики оценивается  степень развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность –это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.

Ход выполнения.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по–разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.

Оценка результатов и выводы об уровне развития



Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:


1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока­зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего определенного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек[23].

Так же для диагностики социального развития подростка можно использовать следующие методики: исследование тревожности (опросник Спилбергера); социометрическая методика; опросник Шмишека и т.д.
2.2.       
Интерпретация полученных исследований

Мы провели исследования с помощью методик –самооценка психических состояний (по Айзенку), акцентуации характера, агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Исследования проводились на базе гимназии Ю.А. Гарнаева г. Балашова. В нем приняли участие дети 9 класса в возрасте от 14 до 15 лет.

Испытуемый №1. Д. М.

Возраст: 14 лет

Пол: женский

Класс: 9 «А»

Общее положение в семье: семья состоит из 4 человек. Д.М. является вторым ребенком в семье. Проявила себя как воспитанная, ответственная, уравновешенная, активная девочка. Трудностей в обучение как таковых не имеет. Проявляет большой интерес к обучению и занятию спортом.

Выводы по проведенному исследованию

1.                 Самооценка психических состояний (по Айзенку)


-                   Тревожность: 0...7 –не тревожна;

-                   Фрустрация:0...7 баллов –не имеет высокой самооценки, устойчива к неудачам, не боится трудностей;

-                   Агрессивность: 8...14 баллов –средний уровень агрессивности;

-                   Ригидность:0...7 баллов –ригидности нет, легкая переключаемость.


2.                 Акцентуации характера


-                   Гипертимный тип: 9 – 18 баллов.  

-                   Циклоидный тип: 1 – 8 баллов.

-                   Лабильный тип: 11 – 20 баллов.

-                   Астеноневротический тип: 7 –13баллов.

-                   Сенситивный тип:10 – 19баллов.

-                   Психастенический тип: 1 – 8баллов.

-                   Шизоидный тип: 1 – 7 баллов.

-                   Эпилептоидный тип:11 – 20 баллов.

-                   Истероидный тип:1 – 10 баллов.

-                   Неустойчивый тип: 1 – 5 баллов.

-                   Конформный тип: 1 – 7баллов.

3.                 Агрессивность (Модификация теста. Розенцвейга)

Неагрессивные реакции.

Общая характеристика:неадекватная самооценка, устойчива к неудачам, не боится трудностей, не тревожна, легкая переключаемость. Наиболее выражен эпилептоидный, лабильный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергична, активна, преобладают агрессивные реакции.

Испытуемый №2. К. С.

Возраст: 14 лет

Пол: мужской

Класс: 9 «А»

Общее положение в семье: семья состоит из 3 человек.К. С. является первым ребенком. Проявил себя как воспитанный, открытый, общительный, активный мальчик. Имеет незначительные трудности в обучение.

Выводы по проведенным исследованиям

1.                  Самооценка психических состояний (по Айзенку)

-                   Тревожность: 0...7 –не тревожен;

-                   Фрустрация:0...7 баллов –не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей;

-                   Агрессивность: 8...14 баллов –средний уровень агрессивности;

-                   Ригидность:8...14 баллов –средний уровень.

2.                 Акцентуации характера


-                   Гипертимный тип: 19 – 26 баллов.  

-                   Циклоидный тип: 9 – 18 баллов.

-                   Лабильный тип: 11 – 20 баллов.

-                   Астеноневротический тип: 1 –6баллов.

-                   Сенситивный тип:10 – 19баллов.

-                   Психастенический тип: 1 – 8баллов.

-                   Шизоидный тип: 8 – 15 баллов.

-                   Эпилептоидный тип:21 – 32 баллов.

-                   Истероидный тип:1 – 10 баллов.

-                   Неустойчивый тип: 1 – 5 баллов.

-                   Конформный тип: 8 – 10баллов.

3.                 Агрессивность (Модификация теста. Розенцвейга)

Неагрессивные реакции.

Общая характеристика:средний уровень агрессивности, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером. Наиболее выражен эпилептоидный, гипертимный тип. Имеет аффективно–взрывной характер. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем – либо. Имеет агрессивные реакции.

Испытуемый №3. Л. М.

Возраст: 14 лет

Пол: женский

Класс: 9 «А»

Общее положение в семье: Семья состоит из 4 человек. Л. М. является первым ребенком. Проявила себя как воспитанная, ответственная, уравновешенная, застенчивая девочка. Трудностей в обучение как таковых не имеет. Имеет большой интерес к обучению.

Выводы по проведенным исследованиям

1.                 Самооценка психических состояний (по Айзенку)


-                   Тревожность: 0...7 –не тревожна;

-                   Фрустрация:0...7 баллов –не имеет высокой самооценки, устойчива к неудачам, не боится трудностей;

-                   Агрессивность: 0...7баллов –спокойна, выдержана;

-                   Ригидность:0...7 баллов –ригидности нет, легкая переключаемость.


2.                 Акцентуации характера


-                   Гипертимный тип: 1 – 8 баллов.  

-                   Циклоидный тип: 9 – 18 баллов.

-                   Лабильный тип: 11 – 20 баллов.

-                   Астеноневротический тип: 7 –13баллов.

-                   Сенситивный тип:1 – 9баллов.

-                   Психастенический тип: 1 – 8баллов.

-                   Шизоидный тип: 1 – 7 баллов.

-                   Эпилептоидный тип:11 – 20 баллов.

-                   Истероидный тип:1 – 10 баллов.

-                   Неустойчивый тип: 1 – 5 баллов.

-                   Конформный тип: 1 – 3баллов.

3.                 Агрессивность (Модификация теста. Розенцвейга)

Неагрессивные реакции.

Общая характеристика: имеет заниженную самооценку, не устойчива к неудачам, тревожна, спокойна, выдержана, легкая переключаемость. Наиболее выражен эпилептоидный, лабильный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость –типичные черты.Имеет агрессивные реакции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Испытуемый №4. П. А.

Возраст: 14 лет

Пол: мужской

Класс: 9 «А»

Общее положение в семье: Семья состоит из 4 человек. П. А.является вторым ребенком. Проявил себя как воспитанный, ответственный, уравновешенный, активный мальчик. Имеет незначительные трудности в обучении. Занимается спортом.

Выводы по проведенным исследованиям

1.                 Самооценка психических состояний (по Айзенку)


-                   Тревожность: 0...7 –не тревожен;

-                   Фрустрация:8… 14 баллов –средний уровень, фрустрация имеет место;

-                   Агрессивность: 8...14 баллов –средний уровень агрессивности;

-                   Ригидность:8...14 баллов –средний уровень.


2.                 Акцентуации характера

-                  Гипертимный тип: 9 – 18 баллов.  

-                  Циклоидный тип: 9 – 18 баллов.

-                  Лабильный тип: 11 – 20 баллов.

-                  Астеноневротический тип: 1 –6баллов.

-                  Сенситивный тип:10 – 19баллов.

-                  Психастенический тип: 9 – 16баллов.

-                  Шизоидный тип: 1 – 7 баллов.

-                  Эпилептоидный тип:11 – 20 баллов.

-                  Истероидный тип:23 – 33 баллов.

-                  Неустойчивый тип: 6 – 12 баллов.

-                  Конформный тип: 1 – 7баллов.

3.                 Агрессивность (Модификация теста. Розенцвейга)

Агрессивные реакции.

Общая характеристика:средний уровень агрессивности, фрустрация имеет место, средний уровень ригидности. Наиболее выражен лабильный, истероидный тип. Склонен впадать в злобно–агрессивное со­стояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно–взрывной характер. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам». Имеет агрессивные реакции.

Испытуемый №5. Х. Д.

Возраст: 14 лет

Пол: женский

Класс: 9 «А»

Общее положение в семье: Семья состоит из 4 человек. Х. Д. является вторым ребенком. Проявил себя как воспитанный, ответственный, уравновешенный, активный мальчик. Имеет незначительные трудности в обучение. Занимается спортом.

Выводы по проведенным исследованиям

1.                 Самооценка психических состояний (по Айзенку)


-                   Тревожность: 8...14 баллов –тревожность средняя, допустимого уровня;

-                   Фрустрация:8… 14 баллов –средний уровень, фрустрация имеет место;

-                   Агрессивность: 8...14 баллов –средний уровень агрессивности;

-                   Ригидность:8...14 баллов –средний уровень.


2.                 Акцентуации характера


-                   Гипертимный тип: 19 – 26 баллов.  

-                   Циклоидный тип: 1 – 8 баллов.

-                   Лабильный тип: 11 – 20 баллов.

-                   Астеноневротический тип: 11 –20баллов.

-                   Сенситивный тип:10 – 19баллов.

-                   Психастенический тип: 1 – 8баллов.

-                   Шизоидный тип: 8 – 15 баллов.

-                   Эпилептоидный тип:11 – 20 баллов.

-                   Истероидный тип:1 – 10 баллов.

-                   Неустойчивый тип: 6 – 12 баллов.

-                   Конформный тип: 1 – 7баллов.

3.                 Агрессивность (Модификация теста. Розенцвейга)

Неагрессивные реакции.

Общая характеристика:тревожность средняя, допустимого уровня, средний уровень –фрустрация имеет место, средний уровень агрессивности. Наиболее выражен гипертимный, эпилептоидный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергична, активна. Проявляет стремление быть лидером. Общительна и не­устойчива по интересам, недостаточно разборчива в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Не склонна к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Имеет агрессивные реакции.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что подростки девиантного поведения характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера, неадекватностью самооценки и высоким уровнем агрессии нашла свое подтверждение.
2.3. Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Схема 1. Взаимодействие специалистов, занимающихся социальной коррекцией агрессивного поведения подростков.



Таким образом, взаимодействие всех специалистов школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективного проведения коррекционной работы можно организовать работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.

Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением обычно определяют следующие факторы:

-                    установка подростка и семьи на помощь специалиста;

-                    учет характерологических особенностей подростка;

-                    возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;

-                    взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).

-                    реализация индивидуального подхода.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Основное содержание социальной коррекции в средней школе можно сформулировать следующим образом:

Таблица 1. Основное содержание социальной коррекции в средней школе.

Таким образом, содержание социально–коррекционной работы с девиантными подростками реализуется в основном следующими специалистами:

-                    классным руководителем;

-                    социальным работником;

-                    социальным педагогом;

-                    психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

-                    диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

-                    проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

-                    содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого–педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

-                    реализация разрабатываемых программ на уровне школы;

-                    информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области психолого–педагогической работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.

Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.

Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:

-                    профилактическую индивидуальную беседу;

-                    интервью;

-                    психологическое консультирование;

-                    индивидуальную психотерапию;

-                    групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми является метод психологического консультирования.

Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.

Таблица 2. Особенности психологического консультирования агрессивных подростков в школе.



Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тайна одного названия
Реферат Impaled Nazarene
Реферат Управление организация учета и контроль наличных денежных средств и их эквивалентов
Реферат Вдосконалення контрольно-оцінної діяльності в початковій школі
Реферат Sarah Canary Essay Research Paper Lilian Heker
Реферат Закаливание, его виды и значения
Реферат Сказка о медведихе
Реферат Оптимизация налоговой системы как института социального управления
Реферат Воспитание трудолюбия дошкольников
Реферат Инфраструктура. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 2
Реферат Роль услуг консалтинговых организаций в развитии инфраструктуры предприятий малого и среднего бизнеса
Реферат Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Компенсационные механизмы и возможности среды в этих условиях
Реферат Интеллигенция в России
Реферат Evereve
Реферат Семенов Ю.С.