Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание трудолюбия дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические и теоретическиеосновы трудовой деятельности как средства нравственного воспитания
1.1 Социально-педагогическиепредпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности нравственногоразвития в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация совместнойтрудовой деятельности воспитателя и детей
2.1 Условия организации труда
2.2 Совместная деятельностьвоспитателя и детей в зеленой зоне ДОУ
2.2.1 Совместная деятельность сдетьми младшего дошкольного возраста
2.2.2 Организация и методика проведениятрудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыисследования.Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностныхкачеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подходак дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания,педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его видыдеятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольноговоспитания, государственный стандарт — критерии оценки деятельности дошкольныхучреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепцииобращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшегостановления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность,творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия вконцепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание целидеятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое делодо конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватнаяоценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережноеотношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются вдошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт,В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.).Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием вучебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельнойтрудовой деятельности.
Значение труда какфактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественнойпедагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом напрактические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Немаловажное значениеимеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основныммотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желаниепомогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближениядетей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым иорганизация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик,С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнениюЕ.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец дляподражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Таким образом, ученыевнесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков икомпонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитаниятрудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточноразработана.
Трудолюбие дошкольниковорганично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельностивзрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктамтруда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей- ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей — коллективизм;умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности,настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие являетсякачеством, которое отражает развитие личности в целом.
Анализ опыта трудовоговоспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методыорганизации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развитияумственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всехдошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка науровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательнойдеятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизнидетей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности,ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления осущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущимнаправлением в образовательном процессе ДОУ.
Цель исследования: определить теоретико-педагогическиеосновы совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми как средства нравственноговоспитания в современных социально-экономических условиях.
Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольномучреждении.
Предмет исследования: педагогические основы трудовойдеятельности как средства нравственного воспитания у детей дошкольноговозраста.
Исходя из целиисследования, сформулированы следующие задачи:
·         Изучитьлитературу по теме исследования;
·         Рассмотретьсоциально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия удетей дошкольного возраста;
·         Раскрыть особенностинравственного развития в дошкольном возрасте;
·         Определитьусловия организации трудовой деятельности;
·         Проанализироватьсовместную деятельность воспитателя с детьми на примере зеленой зоны ДОУ.
Структура исследования: курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВАНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Социально-педагогическиепредпосылки необходимости воспитания трудолюбия  у детей дошкольного возраста
Программныезадачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить внесколько групп.
Перваягруппавключаетзадачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремленияоказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
При этому детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношениивзрослых к труду.
Вторуюгруппусоставляютзадачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшеесовершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, атакже овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
Третьягруппазадачнаправлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки ктрудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовностипринять участие в труде.
Четвертуюгруппусоставляютзадачи воспитания навыков организации своей и общей работы — умение готовитьзаранее все необходимое, убирать на место инструменты.
К пятойгруппеотносятзадачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда- умение работать согласованно.
Следуетиметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг отдруга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессеосуществляются одновременно.
Главнаязадача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения ктруду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этойдеятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастныхособенностей ребенка.
Формируяу детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для еедостижения, получать результат, соответствующий цели.
Цельперед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшегодошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этоговозраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь местои у детей 4-5 лет.
Стремлениеребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становленииего личности.
Цель,поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ееосуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следуетизбегать непосильной для них работы.
В трудемаленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти попути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать,необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надонаучить тому, что они еще не умеют делать.
Вформировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желаниятрудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовуюактивность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
Втрудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческаяактивность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимыхматериалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижениинамеченного результата.
Предварительноепланирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметьв виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарноепланирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работунаиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всегопредлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенкатому, чего он еще не умеет делать.
Длятого, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать емупример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своейдеятельности. Детям предлагают вопросы:  «Подумай, как ты будешь делать, с чеготы начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебепонадобится?».
Детейследует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процессдеятельности.
Определенноевоздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чистовымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говоритвоспитатель.
Способностьправильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениямидругих развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализарезультатов деятельности
Воспитывая у детейинтерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результатавысокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у нихнавыкам.
Формированиеу детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительноймере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильноевоспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели неинтересуются результатами их работы.
Труд посамообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс трудадиктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительноесистематическое участие детей в выполнении своихобязанностей, связанныхс удовлетворением личных потребностей.
Хозяйственно- бытовой труд создаетбольшие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительногоее планирования и т.д.
Такимобразом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные наформирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные наформирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи,направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачивоспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формированияположительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. Все задачиосуществляются взаимосвязано. Главная задача трудового воспитания дошкольников- формирование правильного отношения к труду. Мотивы,  обуславливающие трудовуюактивность детей, имеют важное значение.
1.2 Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальнымповедением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственнойсферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознаниесвоих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первуюочередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом наформирование доброжелательного отношения к людям.
Альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания ипринятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением кдругому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в различных ситуацияхмежличностного взаимодействия. Такое отношение предполагает эмпатию:переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональноезаражение, через принятие чужих переживаний. Суть отношения к другому сводится,прежде всего к эмоциональной отзывчивости, и именно чувства являются первичнымипо отношению к пониманию и действию. Основой нравственного отношения к другомуявляется способность увидеть и услышать именно другого человека, а не толькосебя в нем.
Мощнымфактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевыедействия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть егоположение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссозданиядействия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительногосодержания, они учатся разделять переживания других.
Симпатияи сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, преждевсего, по отношению к тем, к тому симпатизирует и сочувствует. Взрослыйорганизует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накоплениепервоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо».Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками [18].
Механизмомусвоения нравственных норм выступает идентификация — как в форме сочувствия,так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. Р.С. Буре своихисследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственно-трудовомразвитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляцииявляются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образсебя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действиясоотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном» [6, с. 116-117].В.С.Мухина указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся черезигру одним из источников формирования морали самого ребенка»[22, с. 228].
В.С.Мухинаподчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталонуопосредованно притязанием на признание с стороны других людей. Таким образом,уже в дошкольном детстве мир социальных отношений «требует от ребенканравственного развития, которое определяется следующими образующими: знаниемнорм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам ивнутренней позицией самого ребенка» [22, с. 230]. В.С.Мухина указывает на то,что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним изисточников формирования морали самого ребенка» [22, с. 228].
Динамика и содержание представлений о нравственных качествахв дошкольном возрасте [18]:
·         3-4 года.Складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такоеплохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основепримеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представленияо доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
·         4-5 лет.Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости наоснове анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
·         5-6 лет.Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости,скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретныхпримерах.
·         6-7 лет.Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности,справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальнымкачествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываютсяпервые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественногосмысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но ичувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольниковпоказали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает еевыполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная нормусправедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тембольшинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
2.1 Условияорганизации труда
Планомерноеи последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществлениезадач трудового воспитания возможно при условии систематического включенияребенка в трудовую деятельность.
Взависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формамдеятельности.
Для тогочтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранеенамечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитыватьочередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудитьсявозникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
Планомерноеи последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществлениезадач трудового воспитания возможно при условии систематического включенияребенка в трудовую деятельность.
Взависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формамдеятельности.
Длятого, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможностизаранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения,учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимостьпотрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен кработе.
Трудовыепоручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей.Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста,когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Поручениямногообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения(индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные,эпизодические, длительные).
Порученияособенно важны в период от 3 до 5 лет.
Учитываянекоторые особенности поручений их можно сгруппировать:
·         1 группа— поручения, связанные с выполнениемодного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны,эпизодичны, вызваны временной необходимостью.
·         2 группа — поручения, которые содержат несколькоспособов действия, несколько трудовых операций. Сюда можно отнести порученияследующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.
·         3 группа — поручения, связанные срезультатами, которых дети достигают не сразу:   посеять, посадить, принести издома открытку, расческу и т.д.
Такимобразом, при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельностьвозможно планомерное и последовательное формирование необходимых трудовыхнавыков, осуществление задач трудового воспитания. Формы трудовой деятельностизависят от возраста детей. Наиболее простой формой организации трудовойдеятельности детей являются трудовые поручения, которые делятся на несколькогрупп.
2.2 Совместнаядеятельность воспитателя и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместнаяорганизационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детскогосада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могутпринимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участиякак взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками такойдеятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах исобытиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своегопрактического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работыпо его благоустройству, заполнение объектами природы производятся однимивзрослыми без участия детей. Тем не менее, старшие дошкольники могут статьучастниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится вдетском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что внем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет,зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много памп, почемупоставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практическини во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсесобытий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего садавзрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительнымиучастниками серьезного мероприятия.
В совместнойдеятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателяк объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе,переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своимповедением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношенияк ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается наглазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников можетосуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и научастке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголкаприроды.
2.2.1Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольномвозрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чемисполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия сприродой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговорвзрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что икак надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений,воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну,посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.)Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет,все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения,как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ведь имнужна вода — они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель даеткаждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам,приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь ирасти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместнойдеятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают егодействия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой иставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится орастениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей какдидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой,естественно в процессе совместной практической деятельности.
С возрастом детейменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, нодеятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступаютв паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Яделаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о нашихпитомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детейинтенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы.Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, авоспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах можетбыть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности посозданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — какпомощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами,а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас неполучается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения исамостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.
2.2.2 Организацияи методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольноговозраста
Методика проведениядежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем:
1. Осмотр обитателейуголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающихкомпонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).
2. Практическоевыполнение всех операций по созданию нужных условий (например, просеиваниепеска, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление кормаи его раскладывание в чистые кормушки и пр.).
3. Заключительноекратковременное наблюдение за животными — их поведением во вновь созданныхблагоприятных условиях внешней среды.
Предварительный осмотраквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — очень важный момент методики.Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всемуживому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуютпитомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данныймомент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимовыполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическуюсущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как длявзрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязиживого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условиясейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». Напервом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надоделать этот осмотр. Например: «Сначала давайте посмотрим на нашу канарейку- не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходныедни. Все может случиться — фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и впомещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица заболеет простудойили воспалением легких, может умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейкахорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке — все в порядке.Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке — что надо сменить, что вымыть,чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ейхорошо».
Воспитатель осматриваетклетку и поясняет: «Песок на дне весь в мусоре — просеем его, чтобы былочисто. Вода в поилке грязная и ее мало — нальем свежей. Зерна в кормушке совсемне осталось — насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не елавитаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинаетвыполнять трудовые операции.
Второй момент методикитрадиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий жизниживотных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическуюцелесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живомусуществу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, ихисполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик дляприготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькомуребенку было удобно и нетяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшиебезопасные ножи и т.д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно,не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли илилистья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, асами операции имеют подчиненное значение. «Дети, теперь мы достанем изклетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это — осторожно, спокойно имедленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резкихдвижений… Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеиватьпесок: соберем его совком в кучу, рядом поставим сито, переложим совком в неговсю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весьмусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон вклетку». И т.д.
Третий момент методики(заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий.Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедаюткорм и т.д. — всем обитателям стало лучше от того, что потрудились дежурные.Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя идетей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важностиреальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание сноваучаствовать в этой деятельности.
Организация дежурства вуголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей своспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантомявляется дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летниедошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живымиобъектами природы, приобрести начальные практические навыки.
Процесс организациидежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделитьна три периода: начальный — осенние месяцы, средний — растягивается примерно начетыре месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периодыпо-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными,происходит интенсификация самостоятельности ребят.
Начальный период — детивпервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу.В совместной деятельности приоритет у воспитателя — он полностью включен втрудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. Наэтом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс — приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.
Следующий этап — этокогда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делатьсамостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показоми одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому истепень включенности воспитателя в их практические действия различна: с однимиприходится все снова делать вместе, а другим — лишь подсказывать и немногопомогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями исходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование подумывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всехдостижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения,поддержка тех, у кого еще не все получается.
На последнем этапе, когдадети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместнойдеятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко,осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать ипомочь практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детейза правильность выполнения грядовых операций, хорошее их качество (например,делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность, уверенность иинициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, вкоторых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. Вконце дежурства напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведениемживотных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано,воспитатель подводит итог: «Как замечательно у нас все получилось! Выпочти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у васвсе получилось. Молодцы!» Дежурство детей — даже при высоком уровне ихсамостоятельности — остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает задежурными, подсказывает и при необходимости приходит на помощь — это и есть егоучастие в этой деятельности.
В число обязательныхопераций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса(или семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая тройкадежурных один раз в три дня делает такой посев — зеленую подкормку для птиц идругих обитателей живого уголка, комнаты природы. Получается непрерывноепроращивание зелени в холодное время года, дети приобретают уверенные навыкивыращивания растений из семян.
Таким же образом (потакой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельностидетей и взрослых во всех других «экологических пространствах». Приналичии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуетсяколлективный труд — после того, как дети обретут первые умения и навыки и будутхорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случаевзрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместнуюдеятельность — «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитательраспределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, чтонадо делать, потом уже приступать к уборке, а сам помогает им. Коллективныйтруд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым вобеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, еслипочему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.
Аналогичным образоморганизуется совместная деятельность по выращиванию растений на участкедошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматриваютзеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затемполивают, делают прополку.
Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным,экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояниярастений и животных от условий, в которых они находятся, если у детейукрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, заботавзрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержаниенеобходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненномпространстве, является главным методом нравственного воспитания — методом,которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первыхпрактических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические ипсихологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют отом, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детейдошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определеннойпоследовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основныезакономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомство дошкольников струдом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, вкоторых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышаетсянравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желаниепринять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся квыполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования, проведенныепо трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода кболее высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание удошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности внезависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когдаребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьманесложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложныхобязанностей, которые возложит на него школа.
Анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме формирования личностидошкольника в трудовой деятельности, позволил установить, что данная проблемаявляется актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшеготеоретического осмысления.
Перспективнымнаправлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут статьследующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкойорганизации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп,формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другиеее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросуформирования личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.        Белобрыкина О.А.Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. — Новосибирск: ГЦРО, 2000.
2.        Бернс Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
3.        Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
4.        Божович Л.И. Кразвитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастнойи педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1978. — № 4. — С. 168–179.
5.        Буре Р.С., ЗагикЛ. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста  в труде.- 3-е изд., испр.,доп.- М., 1983.
6.        Буре Р.С.Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовоевоспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
7.        Волоков В.С.,Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центрВладом, 2003. — 256 с.
8.        Возрастная ипедагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. -288с
9.        Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
10.     Гарбузов В. И.Нервные дети: Советы врача. — Л.: Медицина, 1990. -176с.
11.     Година Г.Н.Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств устарших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
12.     Детскаяпсихология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского,  Е. А. Панько – Мн.:Университетское, 1988. — 399с.
13.     Иващенко Ф.И. Психология трудовоговоспитания. — Минск, 1988.
14.     Изард К. Эмоциичеловека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительнаястатья А.Е.Ольшанниковой. — М.: Изд-во МГУ, 1980.
15.     Коломинский Я.Л.,Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск,’Унiверсiтэцкае’, 1997.
16.     Костина Л.М.Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.
17.     Котова Е.В. Вмире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА,2007. – 80 с.
18.     Куцакова Л.В.Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагоговдошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
19.     Лебеденко Е. Н.Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическоеруководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 64с.
20.     Лисина М.И.,Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинца,1983.
21.     Минаева В. М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практическихработников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48с.
22.     Мухина В.С.Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера – М.:Просвещение, 1985.
23.     Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
24.     Нифонтова О.В.Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возрастак позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — Курск. 1999. — 16с.
25.     Нравственное итрудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26.     Пазухина И. А…Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мирадошкольников 4 — 6 лет: Пособие практических работников детских садов. – СПб.:Детство — Пресс, 2004. — 272с.
27.     Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие дляпсихологов, педагогов и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 160с.26.
28.     Папир О. О.Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре:Автореф. канд. дис. — М., 1993.
29.     Педагогическаяпсихология / Под ред.Клюевой Н.В. — М., 2003.
30.     Практическаяпсихология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологическихнаук, профессора С.В. Кондратьевой. — Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне»,1997. -212с.
31.     Практическиезанятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1972.
32.     Психолог вдетском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическойдеятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. — 144с.
33.     Репина Т.А.Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.:Педагогика, 1988.
34.     Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. — М.,1970.
35.     Сергеева, Д.В.Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В.Сергеева. М.: Просвещение, 1987. — 96с.
36.     Скрипкина Т.П.,Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разныхтипов. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
37.     Смирнова Е.О.,Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы,коррекция. — М.: Владос, 2003. -160с.
38.     Степанова Г.Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детскогосада. // Дошкольное воспитание. — 1999. — №10. — С. 29-33.
39.     Субботина Л.Ю.Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с.
40.     Толмачева, В.В.Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личностистарших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование впериод детства: традиции, реальность, инновации: международнаянаучно-практическая конференция. – Шадринск, 2007.
41.     Толмачева, В.В.Формирование социально-экологической направленности личности как актуальнаяпроблема современного дошкольного образования / В.В. Толмачева // Дошкольноеобразование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийскойнаучно-практической конференции. – Ишим, 2007.
42.     Точин, А.Е.Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. – Минск: Нар. аствета, 1982. –96 с. – (Родителям о детях).
43.     Труд и наблюденияв природе.- М.,1987.
44.     Тулегенова А.Г.Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детейстаршего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук.М., 1978. — 24с.
45.     Урунтаева Г.А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4—е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
46.     Ушинский, К.Д.Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 1985.
47.     Фопель К. Какнаучить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическоепособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. –160 с.
48.     Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21.
49.     Черепанова, И.Б.Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. – М.: Педагогика, 1990, — 174,[1] с.– (Педагогика – родителям).
50.     Эриксон Э.Детство и общество. Обнинск, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.