Содержание Содержание 2 Введение 3 Предмет надзора 4 Полномочия прокурора 8 Протест и представление прокурора 13 Заключение 14 Литература 15 Введение На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол¬нительными органами субъектов Российской Федерации, органа¬ми местного самоуправления, органами
контроля, их должностны¬ми лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерче¬ских организаций, что особенно актуально в наше время. Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод человека Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная глава.
Четко определены предмет надзора, полномочия прокуроров в этой; жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политиче¬ских, социально-экономических прав и свобод граждан. Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина — задача огромной политической значи¬мости. Ее решение требует больших разноплановых усилий госу¬дарства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гра¬жданским обществом?
Безусловно, большую роль в этом деле при¬званы играть суды. Но з реальной действительности сложилось обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности, для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над чем потрудиться и исполнитель¬ной власти, и органам местного самоуправления, и контролирую¬щим органам, всем остальным звеньям государственного механиз¬ма и. конечно же, — органам прокуратуры.
Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведом¬ствами, представительными (законодательными) и исполнитель¬ными органами субъектов Российской Федерации, органами мест¬ного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле¬ния и руководителями коммерческих и некоммерческих органи¬заций. 2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые
осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешива¬ются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. 1. Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры — наглядное подтвержде¬ние существенного усиления в современных условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление
Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет харак¬теризовать его как акт, полностью соответствующий международ¬ным
стандартам, в том числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности
в государстве. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возмог лишь при наличии соответствующих оснований и только в условиях, предусмотренных законом. 2. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве со¬ставной части ее правовой системы. Различаются три группы прав и свобод человека и граждани¬на: личные права и свободы, политические права и свободы, соци¬ально-экономические права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоин¬ства личности,
неприкосновенность частной жизни, личную и се¬мейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тай¬ну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод исчерпывающий. В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без
оружия, проводить соб¬рания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий. В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби¬рать род деятельности и профессию; право на жилище; право част¬ной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита¬ния детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др. 3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина состав¬ляет предмет не только рассматриваемого в настоящей главе на¬правления прокурорского надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности выполняется прокуратурой в про¬цессе надзора
за исполнением законов органами, осуществляющи¬ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель¬ное следствие, органами надзора за исполнением законов админи¬страциями органов и учреждений, исполняющих наказание и при¬меняющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу — при реализации надзорных полномочий в ходе осу¬ществления функции уголовного преследования. В этой связи не¬обходимо иметь в виду, что в предмет надзора, определяемый
на¬стоящей статьей, входит соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не охватываются предметом дру¬гих отраслей и направлений прокурорского надзора. 4. Перечень органов и дополнительных лиц. надзор за соблю¬дением прав и свобод которых осуществляет прокуратура, охва¬тывает федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного
управления, органы контроля, их должностных лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия на них государственных структур
не являются препятствием для выполнения прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратур объектов органов управления и руководителей коммерческих
и некоммерческих организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзорные функции прокуратуры не ослабли, не исключены из сферы ее надзора низовые звенья — предприятия, общества, объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области конституционного права, все законодательные акты в конечном счете замыкаются на сфере прав и свобод человека.
Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека, таким образом, может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях их применения. 5. Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных государственных органов и должностных лиц действует в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина без каких-либо изъятий.
Прокуроры должны постоянно видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. В этих целях им, так же как и в иных случаях, целесообразно иметь достаточное представление о системе этих органов, их задачах и полномочиях. Характер действий прокуроров должен определяться исключительно их компетенцией и не распространяться пусть на близкую в известной мере пограничную, но тем не менее
не свойственную им область контрольной деятельности. Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей.
Существенную роль в этом плане могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Закон не случайно указывает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина граница, отделяющая правовые ситуации
от оперативно-хозяйственной деятельности, далеко не всегда бывает очевидной. Поэтому здесь особенно важна точность правового анализа имеющихся в распоряжении прокурора фактических данных. Прокурор имеет дело с той сферой деятельности, которой свойственна законодательная урегулированность. Оперативно-хозяйственная деятельность, как известно, таким признаком не обладает. В тех же случаях, когда для решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной
деятельности, имеет смысл прибегнуть к помощи соответствующих специалистов. Полномочия прокурора 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор: - рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сооб¬щения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; - разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; - принимает меры по предупреждению и пресечению наруше¬ний прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответ¬ственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного
ущерба; - использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоя¬щего Федерального закона. 2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, проку¬рор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследо¬ванию в соответствии с законом. 3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гра¬жданина имеет характер административного
правонарушения, про¬курор возбуждает производство об административном правонару¬шении или незамедлительно передает сообщение о правонаруше¬нии и материалы проверки в органы или должностному лицу, ко¬торые полномочны рассматривать дела об административных пра¬вонарушениях. 4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде
или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значитель¬ного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. 1. Содержание полномочий прокурора при осуществлении над¬зора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина во многом идентично полномочиям прокурора по надзору за исполне¬нием законов (см. комментарий
к ст. 22 Закона). Вместе с этим они имеют определенные отличия. Специфическим для данного направления прокурорского над¬зора является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. Заявления и жалобы служат той отправной точкой, которой определяется необходимость прокурорского вмешательства. Заявителями высту¬пают в основной своей массе лица, права и свободы которых нару¬шены, хотя заявления
и жалобы могут поступать и от других ка¬тегорий граждан, а также государственных органов, различных ор¬ганизаций. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод позволяет прокурору уяснить суть поступившего к нему обраще¬ния, сформировать мнение о характере реагирования на него. В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения данных либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку.
Указанные сообщения выступают поводом для проведения проверок. Помимо поводов должны быть также основания для их проведения. Проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей к прокурору информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства: имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина; в чем выразилось конкретное
нарушение прав и свобод, какие правовые нормы при этом были нарушены, каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека; какие обстоятельства способствовали нарушению. Характерным для данной сферы надзора является полномочие прокурора, выражающееся в разъяснении пострадавшим рядка защиты их прав и свобод. Потребность в этом возникает в основном тогда, когда требуется, во-первых, личное обращение пострадавшего
за защитой своих прав в компетентный орган и во-вторых, когда иные варианты восстановления нарушенных могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу. Прежде всего прокурору надлежит указать кон¬кретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган. Конституцией Российской Федерации уста¬новлен всеобщий порядок судебной защиты прав и свобод (ст.
46). Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты на¬рушенных прав, о чем также сообщается пострадавшему. Кроме того прокурор может разъяснить содержание закона, в соответст¬вии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нару¬шенного права. Прокурор не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению. По смыслу закона круг лиц, которым прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается
только пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и сво¬бод Жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные до¬кументы от имени пострадавшего прокурором не составляются. Выполнение такого рода работы в его обязанности не входит. Закон обязывает прокурора не только рассматривать и про¬водить проверку жалобы, заявления и иных сообщений о наруше¬нии прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреж¬дению и пресечению, привлечению
к ответственности лиц, нару¬шивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Соответст¬вующие меры принимаются как по результатам рассмотрения кон¬кретных сообщений, так и по материалам обобщения надзорной практики. В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно опасные — преступ¬ные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. Исполнение данного требования приобрело высокую актуальность в условиях, когда нарушения
прав личности получили распространенность. Опасность нарушений прав и сво¬бод человека и гражданина не всегда получает принципиальную оценку со стороны правоохранительных органов. Уголовный закон пока еще явно в недостаточной степени используется в целях борьбы с грубейшими посягательствами на права и свободы граждан. Рассматривая конкретные материалы, прокурорам следует обращать особое внимание на выявление признаков преступлений в действиях должностных лиц органов исполнительной власти, ме¬стного
самоуправления, руководителей коммерческих и некоммер¬ческих организаций и предприятий, нарушивших права и свободы человека и гражданина. Особенно тщательно в этом плане должны анализироваться данные о нарушениях имущественных, жилищ¬ных, трудовых, экологических прав граждан. При установлении ос¬нований для возбуждения уголовного дела оно должно немедленно возбуждаться. Возбудив уголовное дело, прокурор должен принять реаль¬ные меры к тому, чтобы лица, его совершившие,
были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В этой связи целесообразно, чтобы на момент принятия решения о возбу¬ждении уголовного дела прокурор располагал достаточной для реа¬лизации уголовного преследования информацией об обстоятельст¬вах конкретных нарушений прав и свобод человека и гражданина, лицах, допустивших данные нарушения. Сказанное не означает, что он должен обеспечить сбор всех данных, характеризующих состав преступления.
В таком случае проверка прокурора представляла бы суррогат следствия, что в последующем оказало бы несомнен¬но, отрицательное воздействие на результаты подлинного, осуще¬ствленного на законной процессуальной основе расследования. Речь в данном случае идет о том, чтобы прокурорские материалы соз¬дали необходимые предпосылки для обеспечения оптимальной на¬правленности хода расследования преступления. Прокурору сле¬дует установить действенный надзор за законностью процессуаль¬ных решений следователя
по делу с тем, чтобы исключить воз¬можность его незаконного или необоснованного прекращения. Су¬щественное значение для реализации функции уголовного пресле¬дования, вынесения обоснованного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотрении дела судом. 3. Реагирование прокурора на нарушение прав и свобод чело¬века и гражданина, имеющее характер административного право¬нарушения в части возбуждения производства об административном правонарушении, основывается на
тех же правилах, что изложены в ст. 22, п. 2, и ст. 25. п. 2 (см. комментарий к названным статьям Закона). Кроме возбуждения производства об административном пра¬вонарушении, прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделен правом передачи сообщения о правонарушении, материалов проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать
дела об административных правонарушениях. Решение о том. возбудить производство об административном правонарушении или передать материалы полномочным органам принимается исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального уст ранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В последнем случае принимаются во внимание также соображения о возможности оперативного рассмотрения сообщений и материалов органами, которым принадлежит право принятия
решений по делам об административных правонарушениях. Сообщения и материалы проверок передаются прокурорам незамедлительно: сообщения — в день поступления, материалы проверок — сразу же после их завершения. 4. В предоставленном прокурору праве активно использовать для защиты прав и свобод лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, обращения в суд наиболее наглядно проявля¬ется правозащитная роль прокуратуры.
Ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд. либо обладают особым ха¬рактером нарушения, вследствие чего приобретают особое обще¬ственное значение, либо связаны с защитой так называемого без¬гласного интереса (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды и другие), либо с защитой неперсонифицированного интереса (значи¬тельное число граждан — вкладчики, беженцы и др.). Иски предъявляются в интересах пострадавших в суд или арбитражный суд.
Прокурор поддерживает заявленный иск в суде. При предъявлении исков принимаются также меры по обеспече¬нию возмещения причиненного правонарушениями вреда. Протест и представление прокурора Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, на¬рушающий права человека и гражданина, в орган или должност¬ному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод че¬ловека
и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в по¬рядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. Настоящая статья по своему содержанию повторяет основные положения ст. 23 и 24 Закона. Изложенные в комментарии к ука¬занным статьям рекомендации могут найти применение в
практи¬ке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина практически в полном объеме (см. комментарий к ст. 23 и 24). Заключение Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выкристаллизовалась сравнительно недавно. И многое на этом на¬правлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем ос¬мыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием само¬го предмета надзора. Но сегодня хотелось бы подчеркнуть один принципиально важный вопрос: нельзя
противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества — с другой. Все это неразрывно свя¬зано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защи¬щаем общественные и государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невоз¬можно обеспечить права и свободы граждан. Такова диалектика жизни в демократическом обществе.
Литература 1. Конституция РФ 1993 г. 2. Федеральный закон О прокуратуре РФ" (с изменениями и дополнениями) 3. Комментарий к Закону О прокуратуре РФ" 4. Басков В.И. “Прокурорский надзор”. Учебник для вузов М.: Издательство БЕК, 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Бюджетный процесс и бюджетный календарь |
Реферат | Инновационная политика предприятия |
Реферат | Селекция Работа советских селекционеров в годы ВОВ |
Реферат | Бухгалтерский учёт расчетов по налогам и сборам |
Реферат | Бухгалтерский учет векселей в коммерческом банке |
Реферат | Кипренский О.А. |
Реферат | Бухгалтерский учёт основных средств |
Реферат | А. И. Паничева к ю. н., доцент кафедры уголовного процесса РФ мгюа, адвокат мап |
Реферат | Бухучет в банке |
Реферат | Бухучет на Украине |
Реферат | Закон Ленца |
Реферат | Валюта |
Реферат | Бухучёт2 |
Реферат | Исследование личностных особенностей учащихся медицинского училища |
Реферат | Шпаргалка по Delphi 7.0. |