Реферат по предмету "Психология"


Психологическая характеристика педагогической деятельности

Курсовая работа
ТемаПсихологическая характеристика педагогической деятельности
 
Содержание
Введение
1. Сущность педагогической деятельности
2. Психофизиологические предпосылкидеятельности педагога
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Сущность и структурапедагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один изактуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализэтих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическомискусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство,как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.
Под понятием «педагог»нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, инаправленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной инепрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложнымвнутренним устройством, профессия включает множество разнородныхпредметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей онимогут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимыйучитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии»,возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора,и д.т.
Профессия педагога –специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек –человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов испособами самой педагогической деятельности.
Под “способамипедагогического воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессевсего исторического развития общества способы воспитания и развития личностиребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных,этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействияотносятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемогопредмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечногорезультата обучения – усвоения определенных знаний.
Особенность труда педагогасостоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, еговнутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении сдетьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд– это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческимопытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогическойдеятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью егоиндивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны исредства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментомвоздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства,воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результаттруда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета,средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительныепризнаки:
- По содержанию:профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательнуюдеятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения,методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многихсторон личности самого педагога;
- По форме:деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающаянепосредственное и опосредованное общение;
- По структуре:педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью,направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее научащихся.
Цель курсовой работы –дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этогонеобходимо решить следующие задачи:
— разобрать сущностьпедагогической деятельности;
— выявитьпсихофизиологические предпосылки деятельности педагога;
— психологическиохарактеризовать педагогическую деятельность.
/>/>/>/>/>1. Сущность педагогическойдеятельности
Как и любой виддеятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
1. Мотивация;
2. Педагогическиецели и задачи;
3. Предметпедагогической деятельности;
4. Педагогическиесредства и способы решения поставленных задач;
5. Продукт ирезультат педагогической деятельности. [1]
Каждый вид деятельности имеетсвой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
/>Предметомпедагогической деятельности является организация учебной деятельностиобучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурногоопыта как основы и условия развития.
Средствами педагогическойдеятельности являются:
- научные(теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которыхформируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
- «носители»знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении(на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, заосваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
- вспомогательныесредства — технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачисоциального опыта в педагогической деятельности являются:
- объяснение;
- показ(иллюстрация);
- совместнаяработа;
- непосредственнаяпрактика обучающегося (лабораторная, полевая);
- тренинги и др.
/>Продуктпедагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всейсовокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых,предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается наэкзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольныхдействий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основнойцели являются развитие обучающегося:
- его личностноесовершенствование;
- интеллектуальноесовершенствование;
- становление егокак личности, как субъекта учебной деятельности. [2]
/>/>В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группыпедагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные.
1. В целеполагающуюгруппу входят следующие функции:
- ориентационная;
- развивающая;
- мобилизующая(стимулирующая психическое развитие учащихся);
- информационная.
Эта группа функцийсоотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативнымиспособностями человека.
2. Ворганизационно-структурную группу входят следующие функции:
- конструктивная;
- организаторская;
- коммуникативная;
- гностическая.
/>Так,конструктивная функция обеспечивает:
- отбор иорганизацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоенаучащимися;
- проектированиедеятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
- проектирование собственнойбудущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессевзаимодействия с учащимися.
Организаторская функцияреализуется через организацию:
- информации впроцессе сообщения ее учащимся;
- различных видовдеятельности учащихся;
- собственнойдеятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия сучащимися.
/>Коммуникативнаяфункция предполагает:
- установлениеправильных взаимоотношений с учащимися;
- нормальные,деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
Гностическая(исследовательская) функция предусматривает изучение:
- содержания испособов воздействия на других людей;
- возрастных ииндивидуально-психологических особенностей других людей;
- особенностейпроцесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. [3]
Сфера профессиональноготруда преподавателя — это арена преодоления множества противоречий. Это противоречиямежду следующими факторами:
- динамикойпрофессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
- динамикойобразовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую ипоследовательную позицию;
- личностнойпотребностью учителя в творческой самореализации и возможностью еёудовлетворения;
- растущим объёмомактуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения ипередачи;
- потребностьюобщества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времениучителя;
- уменьшением ихчисленности и низким материальным уровнем учительских кадров;
- возрастаниемвеличины свободного времени у подавляющего большинствасоциально-профессиональных групп — и противоположной тенденцией сокращениябюджета времени у представителей педагогических профессий и др. [4]
/>Педагогическаядеятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческойдеятельности. Это, прежде всего:
- целенаправленность;
- мотивированность;
- предметность.
/>Специфическойхарактеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяютпять уровней продуктивности педагогической деятельности:
 I уровень — (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, чтознает сам; непродуктивный.
II уровень — (низкий)адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;малопродуктивный.
III уровень — (средний)локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям,умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулироватьпедагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбиратьсистему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательнуюдеятельность; среднепродуктивный.
IV уровень — (высокий)системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формированияискомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом;продуктивный.
V уровень — (высший)системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеетстратегиями превращения своего предмета в средство формирования личностиучащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии;высокопродуктивный./> [5]2. Психофизиологические предпосылкидеятельности педагога
/>/>/>/>Рассмотрение психофизиологическогокомпонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкиваетсяс двумя трудностями. Первая состоит в том, как отмечал В.Д. Небылицын что, «строитьсколько-нибудь детализированные, гипотезы относительно связи между свойстваминервной системы и способностями или даже их элементами, видимо, ещепреждевременно; для этого нужно знать больше и о свойствах нервной системы, и осамих способностях». [6]
Вторая трудность состоитв том, что в то же время невозможно не замечать эмпирически выявляемойзависимости между определенными психофизиологическими показателями индивида иповедением, характером его деятельности. Вероятно, преодоление этих затрудненийсостоит в установлении самой общей связи между некоторым комплекснымпсихофизиологическим показателем типа высшей нервной деятельности человека инаиболее вероятным его проявлением в поведении, деятельности. При этомфункционально-поведенческая проблема, как она может быть названа, переводится вплан оперативной надежности. Это предполагает, «устойчивое сохранениеоптимальных рабочих параметров» и в течение определенных временных периодов, ив усложняющейся и изменяющейся обстановке. Очевидно, что педагогическаядеятельность характеризуется именно этим показателем. [7]
Ответ на вопрос, какиепсихофизиологические показатели могут влиять на характер субъектнойдеятельности педагога, может быть дан на основе характеристик основных свойствтемперамента в трактовке школы B.C. Мерлина. В качестве таких свойств, какизвестно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношениереактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность,эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Такими показателямимогут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический илисинтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющиекогнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента какпроявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы —слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивание процессоввозбуждения и торможения. При этом свойства высшей нервной деятельности влияютпрежде всего на стиль деятельности, в частности на индивидуальный стильпедагога. Все последующие влияния опосредствованы. [8]
Правомерностьустановления таких функционально-поведенческих связей подтверждаетсявысказываниями К. Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсиимыслительного типа в частности, и субъектных особенностей учителя, педагога.«Конечно, — пишет К. Юнг, — иррациональные интровертированные типы, как учителяне являются совершенными людьми. Им не хватает разума и этики разума...», идалее продолжает: «Лично, как учитель, он имеет мало влияния, так как емунеизвестен строй ума его учеников. Учение в своем основании даже не интересуетего, если только оно случайно не является для него теоретической проблемой. Онплохой учитель, так как во время учения он обдумывает предмет учения, а недовольствуется изложением его». [9]
Из сказанного следует,что, хотя психофизиологический компонент недостаточно исследован и определен,он должен быть зафиксирован как реально существующий и в перспективе интересныйдля дальнейшего изучения. На основании этого можно полагать, что эффективностьдеятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочихравных положительных влияниях обеспечивают:
- оптимальный (повозрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим вструктуру функциям — мнемической, логической, сенсорно-перцептивной иатенционной;
- синтетический,целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателемдифференциации;
- гибкость иконвергентность мышления;
- активность,высокий темп реакции, лабильность, амбивертность;
- эмоциональнаяустойчивость, высокий уровень саморегуляции.
Эти показатели выступаютв качестве задатков, предпосылок, но они являются самостоятельным компонентомструктуры субъекта и более того, могут быть объектом диагностирования дляопределения профпригодности человека. [10]
педагогическая мотивацияпсихофизиологический
3. Психологическая характеристикапедагогической деятельности
В изучении психологии педагогическойдеятельности можно выделить ряд проблем отображенных в приложении А. Средиважнейших из них можно выделить следующие:
1. Проблематворческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогическихстереотипов;
2. Проблемапрофессионализма педагога;
3. Проблемапсихологической подготовки педагога;
4. Проблемаподготовки педагогов к системам развивающего обучения;
5. Проблемаповышения квалификации педагогов и др. [11]
Практико-профессиональнаяпарадигма психологической подготовки педагога базируется на представлении опринципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональнойсоциализации педагогов. Практическая часть подготовки должна быть крайнесущественно увеличена в объеме (скорее всего, в разы). Важнейшей ее цельюявляется, чтобы все получаемые теоретические знания педагогического,психологического и предметно-методического характера в ходе практической частипрофессиональной подготовки педагога были бы переведены (трансформированы) науровень соответствующих
профессиональных умений.Практико-профессиональная парадигма подготовки педагога базируется, кроме того,на представлении о кардинальном увеличении объема педагогической,психологической и методической подготовки будущего педагога.
То есть ровно тойсоставляющей, которая образует специфику профессиональной подготовки именно впедагогическом вузе. Оба этих положения имеют равную силу и работают только вовзаимосвязи. Переход к данной парадигме на практике требует существенныхорганизационно-административных изменений.
Формирование личностныхпрофессиональных качеств составляющая, без реализации которой теряетсяспецифика подготовки педагога. Эти личностные типообразующие особенностиучитываются в той или иной мере всеми исследователями, и именно они выступают«остовом», основанием, на котором будут формироваться профессиональныекачества. Кроме того, личностные характеристики определяет направленностьсоздания профессионально развивающего пространства и индивидуальную траекториюличностного роста. Естественно, что личностные особенности самого будущегопедагога, выступающие как инструмент влияния на учащихся и взаимодействия сними, должны быть разносторонне изучены студентами. Обучение должно обеспечитьпредвидение студентом будущий процесс профессионализации и предупредитьвозможные отклонения и деформации.
Содержаниепрофессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфическихтребований, заставляющих его культивировать определенные личностные качествакак профессионально значимые, необходимые и обязательные. Процесс обратим: всвою очередь, качества, реализуясь в деятельности педагога и обеспечивая ееуспешность, приобретают новый личностный смысл — они необходимы для исполненияфункций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их. [12]
В процессе вузовскогообучения должна быть обеспечена первичная профессиональная социализацияпедагога — приобретение профессионального социального опыта в процессепрофессионального обучения, профессиональной подготовки. Вторичнаяпрофессиональная социализация — это приобретение профессионального социальногоопыта уже собственно в процессе профессиональной деятельности. Первичнаяпрофессиональная социализация может осуществляться не только за счет передачиопределенных профессиональных знаний (эти знания тоже есть социальный опыт,только добытый ранее кем-то другим), а за счет научения и собственного опыта,наблюдения опыта других. Большинство исследователей процессаличностно-профессионального развития сходится в том, что первые этапыпрофессиогенеза играют в дальнейшем становлении специалиста решающую роль.Неверно выбранная профессия или неудачная адаптация в профессиональномсообществе деформируют впоследствии развитие личности. К сожалению, всовременных вузах при подготовке специалистов данный аспект совершенно неучитывается.
Вторичная социализацияпроисходит в профессиональной деятельности. Но и здесь профессиональный ростсвязываются с психологическим сопровождением профессиональной деятельности.Первичная психологическая социализация создает установки и готовность кличностному профессиональному росту через психологическое образование.Содержательная и организационная готовность психологов не соответствуетзапросам, связанным с удовлетворением этой потребности. Здесь не сложиласьсистема психологического сопровождения. И учителя, аудитория весьма отзывчиваяна различные психологические семинары, тренинги, получает далеко неполнуюпомощь.
Содержание и структурапсихологического образования педагога — проблемное психологическое поле вдеятельности педагога, которое характеризуется противоречиями между:
- необходимостьюучитывать психологические особенности (возрастные, личностные) и отсутствиемзнаний об этих особенностях;
- необходимостьюучитывать психологические особенности (возрастные, личностные) и отсутствиемумений их учитывать;
- необходимостьюадаптации способов изложения учебного материала к учащимся, имеющим различныйуровень способностей, сенсорной организации, видов мышления и т. п., иотсутствием способностей эту адаптацию осуществлять;
- профессиональнымии личностными установками учителя на доминирование и личностными установкамиучащихся на уважение и сотрудничество;
- готовностьюосуществлять монолог и транслирование знаний и неготовностью к диалогу (невладение технологией диалогового обучения);
- необходимостьювидеть психологическую проблему ученика, свою, коллектива и отсутствием знанийдля ее осознания и формулирования. [13]
Оценка качествапсихологической подготовки должна приобрести принципиально новую направленностьи фиксировать, в какой мере выпускник владеет когнитивной, операциональной иличностной компетенциями, а не только знаниями, как это имеет место в настоящеевремя.
При создании новогостандарта психологической подготовки бакалавра по направлению «педагогика»,работу над которым начали вузы, можно обеспечить условия для принципиальногопрорыва в качестве подготовки учителя, для которого психологическое знаниестанет основой его профессионализма. [14]
/>/>/>/>/>/>Заключение
В заключении можносделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себяответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечаяза самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом,Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогическогодолга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следуетобъективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильныестороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции,самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактическиеспособности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, какумение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть однаиз предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этогокачества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокогоуровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых, будущий педагогдолжен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления,памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения ипедагогического общения в частности. Педагог — это образец, которомусознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делаетучитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента— будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного ипрофессионального тренинга.
В-третьих, обязательнойпредпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знаниеи понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом ипринят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, моделиповедения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов изакономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагогявляется организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в тоже время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическоеобщение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента — будущего педагогаразвивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобыуметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активныеформы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность егоучастников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не толькоглубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематическийпрофессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональныекачества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедямиего психолого-педагогической деятельности:
— уважай в ученикеЧеловека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности —относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
— постоянно ищивозможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто неучится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
— передавай ученикузнания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать вразличных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты сутьконкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность,только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это егопрофессиональная характеристика.
/>/>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1.    Воспитание 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. 2.    Деятельность динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. 3.    Обучаемость способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. 4.    Педагогика отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развития личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. 5.    Педагогическая деятельность особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. 6.    Педагогическая психология наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. 7.    Педагогическая система множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. 8.    Педагогические способности совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. 9.    Педагогический процесс направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. 10.    Педагогическое общение специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. 11.    Учитель- фасилитатор учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).
/>/>/>/>/>/>Списокиспользованных источников
Выготский, Л.С. Педагогическаяпсихология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Норма, 2009. – 671 с. – ISBN5-980-74686-8
Давыдов, В.В. Психологическая теорияучебной деятельности и методов начального обучения, основанных насодержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. – Томск, 2008. – 420 с. – ISBN5-6071-6344-6
Загвязинский, В.И. Методология иметоды психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. – М.: Академия, 2008. – 208 с. – ISBN 5-97-379414-4
Зимняя, И.А. Педагогическаяпсихология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2009. – 228 с. – ISBN5-16-697034-3
Немов, Р.С. Психология образования[Текст] / Р.С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004. – 196 с. – ISBN 5-06-960389-7
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Прогресс, 2007. – 380 с. – ISBN 5-01-687043-5
Петрушин, В.И. Психологическиеаспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушин.– М., 2007. – 160 с. – ISBN 5-901030-46-10
Скок, Г.Б. Как проанализироватьсобственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. – М.: Прогресс,2007. – 315 с. – ISBN 5-01-870634-3
Словарь-справочник по возрастной ипедагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Искусство,2007. – 580 с. – ISBN 5-210-46803-4
Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] /Э. Стоунс. – М.: РИОР, 2008. – 217 с. – ISBN 5-0963-4374-5
Талызина, Н.Ф. Педагогическаяпсихология [Текст] Н.Ф. Талызина. – М.: Инфра-М, 2007. – 288 с. – ISBN 5-16-861074-4
Фридман, Л.М. Педагогический опытглазами психолога [Текст] / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2008. – ISBN5-09-174067-4
Хрестоматия по курсу педагогическойпсихологии [Текст]. – Вологда, 2009. – 740 с. – ISBN 5-967-10460-7
Якунин, В.А. Педагогическаяпсихология [Текст] / В.А. Якунин. – СПб.: Образование, 2008. – 639 с. – ISBN5-233-61045-6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.