1. Психология какнаука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований
Психология — это областьнаучного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения,формирования и развития психических процессов, психических состояний ипсихических свойств человека, а также психику животных.
* Душа (все исследователидо начала XVIII века)
* Явления сознания(английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон СтюартМилль, А. Бэн, Герберт Спенсер)
* Непосредственный опытсубъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
* Интенциональные актысознания (функционализм — Франц Брентано)
* Происхождениепсихических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
* Поведение (бихевиоризм- Джон Уотсон)
* Бессознательное(психоанализ — Зигмунд Фрейд)
* Процессы переработкиинформации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
* Личный опыт человека(Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, РоллоМэй)
a) не экспериментальныепсихологические методы;
б) диагностическиеметоды;
в) экспериментальныеметоды;
г) формирующие методы.
2. История становлениясовременной психологии
До настоящего времени извсего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментовГиппократа.
Средневековые работы опсихологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, взаметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, былизаимствованы идеи Аристотеля.
Девятнадцатый век сталдля психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины,выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Однако главное имя вистории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. В1879 году открылпервую в мире психологическую лабораторию. Этот год считается годом рожденияпсихологии как науки.
Самое начало двадцатоговека отмечено бурным ростом нескольких направлений: психоанализ, бихевиоризм(следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всехявлений, кроме непосредственно наблюдаемых, человек рассматривался как «чёрныйящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы),гештальтпсихология.
3. Историяотечественной психологии
Развитие отечественнойпсихологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двухосновных направлений — философско-религиозного и естественнонаучного. Первоенаправление восходит к идеям выдающегося отечественного философа ВладимираСергеевича Соловьева (1853-1900). Представители этого направления считали, чтоосновным предметом психологии является душа, ее действие, а в качествеосновного метода выделяли интроспекцию.
Второе связано с идеямиобъективно-экспериментального исследования человеческой психики. Их идеи леглив основу рефлексологии — научного направления, основоположником которогоявляется Владимир Михайлович Бехтерев. В качестве предмета этого направлениястали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головногомозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали ихдействие.
Основателем отечественнойпсихологии ХХ века является Лев Семёнович Выгóтский (1896-1934). Онразработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психикачеловека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечествовыработало определенные средства, с помощью которых человек строит своиотношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощеныво всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия сразличными предметами, вплоть до высших образцов науки, произведений искусства.Поэтому высшие формы психики — опосредствованные формы.
4. Место психологии всистеме наук. Основные категории психологии
Существует много разныхклассификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточнуюпозицию между несколькими категориями. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники вдоказательстве и опровержении гипотез. С другой стороны, в трудахпредставителей гуманистической психологии практически нет места измерениям,расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарномузнанию.
Традиционно разделыпсихологии подразделяют на 2 большие группы:
Фундаментальные (общаяпсихология, клиническая психология, и т.д.)
Прикладные (юридическаяпсихология, детская психология, и т.д.)
5. Психика: сущность,содержание, структура
* Особая сторонажизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
* Способность активногоотражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятиеинформации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).
При переходе отбиологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1. Сенсорная. Отражениеотдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимыераздражители (раздражимость).
2. Перцептивная.Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом:ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование ина биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненноважных раздражителей (чувствительность).
3. Интеллектуальная.Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникаетотражение их функциональных отношений и связей.
6. Ощущение.Определение, виды, свойства
Ощущение — простейшийпсихический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельныхсвойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействиина органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних иливнешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологииощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологическихпроцессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды нарецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт кперцепции, или восприятию (распознаванию).
Выделяют ощущения:зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, пропри рецептивные,двигательные
7. Внимание.Определение, виды, свойства
Внимание — избирательнаянаправленность восприятия на тот или иной объект.
Поскольку под вниманиемпонимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хотьсколько-нибудь самостоятельного процесса.
* внешнее внимание(сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимоеусловие познания и преобразования внешнего мира;
* внутреннее внимание(интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека.Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
* моторное (двигательное)внимание;
Свойства внимания:концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение.
8. Память.Определение, виды, свойства. Способы запоминания материала
Память — одна изпсихических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять,накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранитьинформацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократноиспользовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Существуют различныетипологии памяти:
* по сенсорноймодальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая)память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
* по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
Свойства памяти:точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессоввоспроизведения, скорость процессов забывания.
9. Мышление.Определение, виды, формы, качество. Мыслительные операции
Мышление — процессмоделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловныхположений.
Наглядно-действенное(Форма мышления, манипулирующая предметной сферой)
Конкретно-предметное(Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта)
Абстрактно-логическое(Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе)
Операции мышления
* Анализ — разделениепредмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
* Синтез — объединениеразделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства иразличия.
* Классификация — группировка предметов по признакам.
* Обобщение — объединениепредметов по общим существенным признакам.
* Конкретизация — выделение частного из общего.
* Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления сигнорированием других.
10. Воображение.Определение, виды, свойства
Воображение — способностьсознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играетключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование,творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия.
Функции воображения
* представлениедействительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими,решая задачи;
* регулированиеэмоциональных состояний;
* произвольная регуляцияпознавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,внимания, памяти, речи, эмоций;
* формированиевнутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируяобразами;
* планирование ипрограммирование деятельности, составление программ, оценка их правильности,процесса реализации.
11. Речь. Определение,виды, свойства, функции
Речь — историческисложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемыхна основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны,формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а сдругой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Выделяют следующиеосновные функции:
* средство существования,передачи и усвоения общественно-исторического опыта
* средство общения(коммуникации)
* орудие интеллектуальнойдеятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Свойства речи:
1. Содержательность;
2. Понятность;
3. Выразительность;
4. Действенность;
12. Воля. Определение,волевые качества. Развитие воли
Воля — свойство человека,заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой ипоступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на путидостижения сознательно поставленной цели.
На личностном уровне — базовые волевые качества:
* Сила воли;
* Энергичность;
* Настойчивость;
* Выдержка.
Качества, которыеразвиваются несколько позже — вторичные, характерологические:
* Решительность;
* Смелость;
* Самообладание;
* Уверенность в себе.
Качества, связанные сморально-ценностными ориентациями:
* Ответственность;
* Дисциплинированность;
* Обязательность;
* Принципиальность.
Развитие воли происходитв нескольких направлениях
* Преобразованиенепроизвольных психических процессов в произвольные.
* Обретение человекомконтроля над своим поведением.
* Выработка волевыхкачеств личности.
* Человек сознательноставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленныецели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточнодлительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков копределенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.
13. Психическиесостояния и образования
Психические состояния взависимости от целей их изучения различают по критериям: а) преобладания впсихических состояниях вызывающего их психического процесса: б) видадеятельности, в котором проявляются психические состояния; в) влиянияпсихических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могутвходить в каждую из этих групп.
По преобладаниюпсихических процессов психические состояния делятся на гностические,эмоциональные и волевые.
Психические образования –это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человекомжизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особоесочетание знаний, навыков и умений.
14. Эмоции и чувства.Определение, виды
Эмоция — эмоциональныйпроцесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношениек существующим или возможным ситуациям.
Чувство — эмоциональныйпроцесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальнымили абстрактным объектам.
15. Человек, индивид,субъект, личность, индивидуальность. Определение понятий и их характеристика
Человек — отличаетсязначительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление ииспользование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактномумышлению.
Индивид — особь, отдельносуществующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельновзятый человек как представитель человеческого рода;
Субъект — активноесамосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнемумиру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивидакак субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смыслеслова) или
2) устойчивую системусоциально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иногообщества или общности.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида отдругого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.
16. Психологическаясущность, признаки и структура личности
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивидакак субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смыслеслова) или
2) устойчивую системусоциально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иногообщества или общности.
Наиболее общей структуройличности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырехгрупп, образующих 4 основные стороны личности:
* Социально обусловленныеособенности (направленность — желания, стремления, идеалы, мировоззрение,моральные качества).
* Личный опыт (объем икачество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
* Индивидуальныеособенности различных психических процессов (внимание, память).
* Биологическиобусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
Признаки личности:
1. Человека можно считатьличностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле,а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-тодругого.
2. Способность ксознательному руководству собственным поведением.
17 Направленностьличности. Характеристика основных элементов направленности
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, кчему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чегоготов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человекаи как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы,желания склонности и т. д.).
Качества направленности:
* Уровень направленности- это общественная значимость направленности человека.
* Широта направленностихарактеризует круг интересов личности.
* Интенсивностьнаправленности связана с её эмоциональной окраской.
* Устойчивостьнаправленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений втечение жизни.
* Действенностьнаправленности личности определяет активность реализации целей направленности вдеятельности.
18. Темперамент. Определение,виды
Темперамент — устойчивоеобъединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, ане содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основуразвития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — типвысшей нервной деятельности человека.
Флегматик Неспешен,невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявлениеэмоций и чувств.
Холерик Быстрый,страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимсянастроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый.
Сангвиник Живой, горячий,подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакциейна все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся сосвоими неудачами и неприятностями
Меланхолик Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он острореагирует на внешние факторы.
19. Характер.Определение, особенности формирования
Характер — структурастойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенностиотношений и поведения личности.
Формирование характерапроисходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Этосемья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, какгруппа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает этагруппа, у человека развивается соответствующие черты характера.
20. Способности какиндивидуально-типологические свойства личности
Способности — этоиндивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешногоосуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся кимеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте,глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности иявляются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность ихприобретения.
21. Сознание каквысшая ступень развития психики
Сознание человека впсихологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая формапсихического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной моделиокружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание впсихологии — это целостная форма доступного в данный момент времени содержанияпсихики.
К неотъемлемым признакамсознания относятся: речь, представление, мышление и способность создаватьобобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Состоит из сознательногои бессознательного.
22. Самосознание:понятие, сущность, структура
Самосознание — сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; этоосознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важныхпотребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий
Самосознание,представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностьюмногочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этихобразов в единое целостное образование — представление, а затем и понятиесвоего собственного «Я». В результате этого процесса формируетсяобобщенный «образ Я».
Компоненты самосознания
* сознание своейтождественности;
* сознание своегособственного «Я» как активного, деятельного начала;
* осознание своихпсихических свойств и качеств;
* определенная системасоциально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаныдруг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
23. Бессознательное:понятие, сущность
Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится дляиндивида объектом осознания.
Несколько основныхклассов проявлений бессознательного:
1. Неосознаваемые мотивы,истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости илипротиворечия с другими мотивами
2. Поведенческиеавтоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которыхизлишне в силу их отработанности
3. Подпороговоевосприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
4. Надсознательныепроцессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
24. Общение как основамежличностных отношений
Поскольку общение — этовзаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопониманиеими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет местоопределенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими вобщении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказываетсятаким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, долженрассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамикеее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы:общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей междусобой).
25. Общение как обменинформацией
Сам процесс коммуникациипонимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельностилюди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями,чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрениятеории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информацияпередаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация нетолько передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
26. Общение каквзаимодействие
Анализ общения каквзаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трехсторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только какприем анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую»коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое»восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-томере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», товычленение «отдельного», взаимодействия практически невозможно.
Главное содержаниеобщения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используемтермины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался»,«Он подстроился под меня» и т.д.
27. Общение каквосприятие людьми друг друга
Как уже было установлено,в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участникамиэтого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному:или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или какне только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, каквоспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия однимчеловеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условноможет быть назван перцептивной стороной общения.
28 Содержание,структура и особенности психологии группы
Более изучена всоциальной психологии малая группа. Она представляет собой небольшоеобъединение людей (от 2-3х до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом инаходящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Наиболее распространенноев социальной психологии получило деление малых групп на первичные и вторичные;формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.
Первичные группы – этообъединения людей, в которых существуют непосредственные контакты между людьми(семья, группа друзей и т.д.). Вторичные группы – группы, где для общенияиспользуются различные “посредники” (средства связи и т.п.).
В формальной группе четкозадаются статусы и роли, система лидерства и подчинения (рабочая бригада,воинское подразделение и др.).
Неформальные группыскладываются стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.Неформальная группа может образовываться внутри формальной (например, ввоинском подразделении может быть свой неформальный лидер, своя структурамежличностных отношений, не заданная социальным статусом или ролью участников).Вместе с тем возможен вариант, когда внутри неформальной группы определяютсяформальные отношения.
29. Коллектив: понятиеи признаки
Коллектив — группа,совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии,объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В болеешироком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Социально-психологическиепризнаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этихцелей; организационная структура; морально-психологический климат. Отсутствиеили неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллективастановится проблематичным или невозможным.
30. Характеристикаосновных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения,традиции, настроения)
31.Социально-психологический климат коллектива
Когда ведут речь осоциально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
* совокупностьсоциально-психологических характеристик группы;
* преобладающий иустойчивый психологический настрой коллектива;
* характервзаимоотношений в коллективе;
* интегральнаяхарактеристика состояния коллектива.
Существуют признаки, покоторым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
* уровень текучестикадров;
* производительностьтруда;
* качество продукции;
* количество прогулов иопозданий;
* количество претензий,жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
* выполнение работы всрок или с опозданием;
* аккуратность илинебрежность в обращении с оборудованием;
* частота перерывов вработе.
32. Педагогика.Предмет, категории педагогики. Методы педагогического исследования
Педагогика — наука овоспитании, обучении и образовании человека.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личностив условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Основными категориями П.являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Подформированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание вшироком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуумапод воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смыслеслова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.
Традиционно-педагогическиеметоды
Психолого-педагогическийэксперимент
Социологические методыисследования
Тестирование проективныеметоды
Математические методыпедагогических исследований
психологияпедагогика
33. Историястановления педагогики
Как раздел философии, онаберет свои истоки со времен Платона, Аристотеля и Демокрита. Именно ответ навопрос о сущности нашей души разделил античную философию на два течения — материалистическое и идеалистическое.
Первый в историиевропейской цивилизации труд в области педагогики принадлежал Марку ФабиюКвинтилиану (42-118 гг. н.э.). Чаще всего выделяют пять наиболее значимыхнаправлений (школ) современной психологии.
Психология сознания.У.Джемс об учителе
Джемс утверждал, чтопсихология представляет собой такую научную дисциплину, которая должнаосновательно и документально изучать все возможные состояния психики, ихпроисхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приноситьпользу образованию, медицине и любой другой человеческой деятельности, котораянуждается в контроле разума.
Бихевиоризм — предметомизучения психологии бихевиористы считали поведение. Отрицая сознание сводилипсихику к различным формам поведения, которое понималось как совокупностьреакций организма на стимулы внешней среды.
Когнитивная психология иобучение.
Предметом когнитивнойпсихологии являются познавательные процессы, когнитивные процессы действуют неслучайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часточеловеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человекпредставляется как информационный процессор, который поглощает информацию извнешнего мира.
Психоанализ. А.Адлер ивоспитание личности.
Это направление связано сименем Зигмунда Фрейда, создателя метода лечения неврозов и теории, объясняющейроль бессознательного в жизни человека и развитии общества.
Гуманистическоенаправление психологии. А. Маслоу о современном понимании образования.
Она предлагает свой взглядна человеческое существо как на свободное и полностью индивидуальное, спотенциалом для роста и самоактуализации.
34. Общие принципыобучения и их реализация в учебном процессе
Принципы обучения этоисходные положения, определяющие деятельность педагога и характерпознавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенныезакономерности обучения. Содержание учебного материала и методы его изучениядолжны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходногоположения, определяющего связь обучения с наукой. Знания в опыте человечестванаходятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке.Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Учебный процесс теряетсмысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекаетпринцип доступности учебного материала. Чувственные образы, представления детейоб окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Этасторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности. Знаниядолжны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательнаяактивность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимостьпринципа сознательности и активности учения детей. Индивидуальный подходповышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельностиучителей.
35. Формы организацииучебной деятельности
В структуре процессаобучения можно выделить:
1. формы, направленныепреимущественно на теоретическую подготовку учащихся;
2. формы, направленныепреимущественно на практическую подготовку учащихся;
Основная цельтеоретического обучения — вооружение учащихся системой знаний, практического — формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это вдостаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесновзаимосвязаны между собой.
К формам организациитеоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии,самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практическогообучения — практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик,деловая игра.
36. Методы обучения
Методы обучения – этосовокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся иучителя в процессе обучения.
В современном пониманииобучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия междуучителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям,навыкам, умениям и ценностям. Формы взаимодействия учителей и учащихся:
1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.
37. Воспитание какцеленаправленный процесс формирования личности. Виды воспитательного процесса
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию вобщественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативнымимоделями.
Выделяются следующие видывоспитания человека:
* По содержаниювоспитания:
o умственное
o трудовое
o физическое
o и т. д.
* По институциональномупризнаку:
o семейное
o религиозное
* По доминирующимпринципам и стилю отношений:
o авторитарное
o свободное
o демократическое
38. Методы и приёмывоспитания
По результатам методывоздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающиенравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия,идеи.
2. Влияния, создающиепривычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее времянаиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитанияна основе направленности />- интегративной характеристики,включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороныметодов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группыметодов воспитания:
1. Методы формированиясознания личности.
2. Методы организациидеятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулированияповедения и деятельности.
39. Семья каксоциокультурная среда воспитания и развития личности
Воспитательные функциисемьи:
1. Влияние семьи наребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оноослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
2. В семье формируются текачества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляетсоциализацию личности, является концентрированным выражением её усилий пофизическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят членыобщества: какая семья – такое и общество.
4. Семья обеспечиваетпреемственность традиций.
5. Важнейшей социальнойфункцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина,законопослушного члена общества.
6. Существенное влияниеоказывает семья на выбор профессии.