Реферат по предмету "Психология"


Психологические аспекты потребления и сбережения

Содержание
Введение
1. Сбережения и долг
2. Владение и собственность
3. Взаимосвязь экономики и психологиив исследованиях сберегательного поведения Катоны
4. Три вида сбережений имоделирование сберегательного поведения с использованием психологическихпеременных
5. Индекс потребительских настроений
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Казалось бы, экономисты ипсихологи не должны иметь больших разногласий по поводу основных предпосылок,лежащих в основе экономических моделей, поскольку при формулировке своихгипотез экономисты часто ссылаются на существующие и проверенные опытомпсихологические закономерности. Так, склонность человека увеличивать своёпотребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход, быланазвана Кейнсом основным психологическим законом, «в существованиикоторого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений,исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детальногоизучения прошлого опыта».
К ссылкам напсихологические факторы, экономисты прибегают и тогда, когда требуетсяобъяснить отклонение экономического поведения от того, которое предсказываетсяв экономических моделях. В этом случае психологические переменные оказываютсяответственны за иррациональную составляющую поведения индивида в экономическойсфере. И, наконец, в неоклассической парадигме экономическая наука в идеаледолжна быть полностью очищена от психологизма любого толка. С точки зрениянеоклассиков, понимание того, почему люди ведут себя так или иначе, должно бытьполучено путем анализа наблюдаемого поведения экономических агентов, а не ихмотиваций.
Изменение экономическихпредпосылок в соответствии с представлениями о закономерностях, выявленных впсихологической науке, с точки зрения психологов, могло бы значительно улучшитьобъяснительную и предсказательную силу экономических моделей.
Цель данной работы –выявит психологические аспекты потребления и сбережения.

1. Сбережения и долг
Исследованияотносительного распределения дохода потребителей — важная область экономическойпсихологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения какмеханизм распределения своего дохода в течение жизни (Modigliani, 1970).Уорнерид (Warneryd, 1989) указывает, что все экономические теории, кроме чистомонетаристских, приписывают определенную роль психологическим переменам. Этиподходы подчеркивают влияние личностных черт, таких, как бережливость,самоконтроль, или считают психологические механизмы идиосинкретичными и темсамым редуцируют их до уровня ошибок, наряду с теми многочисленными источникамиошибок, какие лежат в основе нормального распределения. Такой подход разработандля предсказания макроэкономических процессов, и он может быть неудачныминструментом для политики или предсказаний тенденций потребительского поведения(Lea, Тагру, Webley, 1987). В большинстве исследований применяются методыинтервью или опросники для сбора детальной информации о ведении хозяйства,индивидуального дохода и трат, а также для получения профиля социальных ипсихологических характеристик. Затем ищутся корреляции между финансовыми,социальными и психологическими переменными, как предикторами сберегающегоповедения (Lindqvist, 1981; Lunt, Livingstone, 1992). Особенного успеха вобласти предсказаний не получилось, хотя Лунт и Ливингстоун обнаружили кластерпеременных, отличающих бережливых от небережливых. Из совокупности этихпредикторов был получен социально-психологический профиль бережливого человека,который, в отличие от небережливого, склонен принимать личную ответственность,использовать социальную поддержку (обсуждать с друзьями и родственникамиденежные вопросы), а также использовать фиксированный, а не гибкий стильуправления финансами. Хотя эти результаты наводят на размышление, эти ранниеисследования должны быть расширены более надежным и обширным обзором болеедетальной и качественной проработкой аспектов управления финансами.
Исследованиязадолженности — относительно недавняя и недостаточно развитая область (Lea etal., 1993), которая, однако, приобрела популярность в результате роста личныхдолгов в Англии в 80-е годы (Curwen, 1990; Hartrop et al., 1987:Leigh-Pemberton, 1989; Parker, 1988). Эти работы отражают введение гибких формоплаты, что шли рука об руку с развитием гибкой накопительной экономики(Наrvey, 1989). Галбрейт (Galbraith, J.К., 1970) предположила, что сходнымобразом массовая продажа в кредит развивалась, чтобы обеспечить экономикупоточной продукции в предвоенные годы. Лишь недавно появились систематическиеподходы социальной психологии к проблеме долга (Bertoud & Kempson, 1990,1992; Ford, 1988, Lehnert, 1977; Livingstone & Lunt, 1992; Sullivan и др.,1989). Ли и др. (1993) полагают, что в этих работах предложен анализ кризисазадолженности, или неправильного использования кредита. В работе делаетсяпопытка подвести итоги первой стадии социально-психологического исследованиядолга. Ли с соавт. Полагают, что следует развести понятие кредита(произвольного или управляемого долга) и неуправляемого долга, который неявляется обязательным, кризисным долгом. Исследователям предстоит работа надвыяснением различных источников и причин долга (Livingstone & Lunt, 1992),чтобы отделить факт существования нищеты от факта изменения психологическихпредставлений о нормах экономической жизни (Lea et al., 1993). Изменения форм иметодов получения кредита, а также социального отношения к кредитампредполагает, что определение долга будет нуждаться в постоянной ревизии ипереработке. Многообразие потребления показывает, что прямое использованиеэкономических критериев едва ли адекватно для определения уровня благосостоянияи требуется более подробное исследование практических обстоятельств долга.
Ливингстоун и Лунт в 1993провели исследования, показавшие, что традиционное разделение на сбережения идолги неадекватно в современных условиях. Было обнаружено много комбинаций различныхвидов сбережений и долгов. Стратегии потребления людей составляют некоторыйконтинуум: от тех, кто не имеет ни долгов, ни сбережений — до тех, кто имеетразличные формы того и другого. По-видимому, тенденция к многообразию формкредита и долга будет сохраняться и в будущем. Потребителю будет предлагатьсявсе возрастающее многообразие схем сбережений и кредитов на различные сроки ина разных условиях [4, С.8-12].
 
2. Владение и собственность
Проблема владениявызывает заметный интерес в психологической литературе. Многие авторы пыталисьпонять, как личная и социальная идентичности связаны с объектами владения.Камптнер (Kamptner, 1989, 1981) обсуждает значение некоторых категорийвладения, используя интервью с людьми разного возраста. Основываясь на работеЧикзентмихали и Рохберг-Хальтона (Csikszentmihalyi & Rochberg-Halton,1981), автор разрабатывает типологию символических функций объектов.Символические функции рассматриваются с точки зрения поддержания личнойидентичности: они включают персональную историю, идеальный образ себя, значимыхдругих, самовыражение. Имеются также предметы владения, символизирующиетрансцендентные аспекты идентичности. Помимо этих символических функций, вещивлияют на на настроение, доставляют удовольствие, безопасность. Они оцениваютсясогласно их внутренним качествам, таким как полезность, незаменимость, частьколлекции, ручная работа. Отдельная вещь может нести множество функций, например,плюшевый медведь может напоминать о детстве, времени безопасности и невинностиили о бабушке, которая подарила его. Он может быть единственным предметом,который всегда находился здесь, а тем самым обозначать самоидентичность.Значение других вещей более явно, например, фотографии кодируют воспоминания иобозначают личную историю.
Однако в общем вещиоткрыты для различных значений. Чикзентмихали и Рохберг-Хальтон рассматриваютсимволические значения вещей как баланс между двумя динамическими силами: дифференциации(выделение владельца из социального контекста, подчеркивание егоиндивидуальности) и схожести (вещь символически выражает интеграцию своеговладельца с социальным контекстом). Различные культуры по-разномууравновешивают эти силы, например, в западной культуре доминируетиндивидуализирующая сила. Авторы обнаружили, что мужчины и молодежь тяготеют кдифференциации и ориентации на действие. Женщины и старшие люди — ксозерцательности и ориентации на других. Сходные данные были получены и в другихработах (Dittmar, 1989; Kamptner, 1989).
Роль материальныхпредметов как части воображаемого мира была показана в этнографической работеКофи (Caughey J.L., 1984). Воображаемые функции вещей развиваются какпродолжение действия с ними. Торкл (Turkle, 1984) исследовал отношения с такимиобъектами, как компьютер. Автор полагает, что они могут влиять символическивследствие связи с культурными мифами, в которых вещь выступает носителемтревог, эмоций, раздумий людей.
Принтайс (Prentice, D.А.,1987) ввел различение между инструментальными и символическими функциямиобладания вещью. Инструментальные позволяют людям управлять средой всоответствии с их нуждами. В исследовании Фарби (Furby, 1978) представленаразработка этого вопроса. Ее анализ показывает, что эти понятия не всегда легкоразвести. Случается, что казалось бы инструментальный объект, например, ваза,порой имеет символическую функцию. Указанные работы сфокусированы на отношениик вещам индивидуума. Лунт и Ливингстоун (1992) полагают, что этот подход можетбыть расширен рассмотрением вещей как части семейных отношений. Проводяинтервью с членами семей, они обнаружили, что вещи часто выступают маркерамисемейных отношений, используются для обозначения обязанностей и ролевыхидентичностей, как поощрение и наказание, выступают как предмет спора исредство управления.
В последнее времянаблюдается смещение исследовательского интереса с функции вещей какобозначения статуса на то, какие возможности предоставляют вещи длясамовыражения и личностного развития. Толчок к этому был дан стремительнымиизменениями домашней среды в последнее время (Forty, 1986; Madigan and Munro,1990; МакДауэл, 1983), что, вероятно, сохранится и в будущем. Этообстоятельство вызывает дискуссию о технологическом детерминизме. Встаютвопросы: не угрожает ли стремительное изменение условий жизни личностнойидентичности, что будет, когда разнообразие товаров окажется единственной общейчертой потребления? Классические марксистские понятия здесь явно не работают.Большинство теоретиков полагают, что вещи перестанут играть роль маркеровсоциального статуса [4, С.12-16].
 
3. Взаимосвязьэкономики и психологии в исследованиях сберегательного поведения Катоны
сберегательныйповедение потребительский настроение
В начале 1940-х годов Дж.Катона в сотрудничестве с командой экономистов и социологов в Мичиганскомуниверситете (США) начал использовать психологические теории и методы приизучении экономических проблем. Дж. Катона, в отличие от Г. Тарда, не ставилсвоей целью заменить экономическую теорию экономической психологией, веря вовзаимодополняемость обеих наук. Он полагал, что экономика без психологии небудет успешной в объяснении важных экономических явлений, в то время какпсихология без экономики лишена шансов на объяснение некоторых из наиболееобщих, широко распространенных видов человеческого поведения.
Дж. Катона полагал, чтосвязь между психологией людей и экономикой появляется благодаря тому, что вэкономике, особенно современной, воздействия «объективных» экономическихусловий на поведение людей неизбежно опосредуются их субъективными воззрениямина экономику. Никто не может предугадать направление экономических процессов — ожидает нас подъём или депрессия? В то же время люди вынуждены постояннопринимать конкретные решения по поводу своего потребления и своих сбережений.На что они ориентируются? Дж. Катона исходил из того, что в условияхнеопределённости экономические ожидания и общественное мнение значимо влияют наэкономику в целом. Так, психологические факторы могут повернуть течениебизнес-цикла, если большая группа людей одновременно изменит свое поведение,решив потратить или, наоборот, сберечь средства, тем самым, влияя намакроэкономические процессы, например, на динамику инвестиций [1, С.36].
Следуя традициипсихологических исследований, Дж. Катона твёрдо опирался на эмпирическиеданные. На основе опросов потребителей Дж. Катона показал, что реакцияпокупателей на экономические стимулы может быть объяснена и предсказана наоснове психологических измерений в комбинации с макроэкономическимистатистическими данными. Он предложил модель сберегательного поведения,достаточно простую по своим предпосылкам, которая затем легла в основувлиятельной теории и привлекла значительное количество последователей. Впроектах эмпирического исследования психологических аспектов сберегательногоповедения Катона исходил из того, что сбережения зависят не только отвозможности отложить часть дохода на будущее, измеряемой экономическимипеременными, но и от желания это сделать.
Психологическиепеременные до работ Дж. Катоны считались не измеряемыми. Дж. Катона полагал,что если у исследователей появляется возможность измерять и предсказыватьизменения психологических переменных, то они  перестанут быть факторамибеспорядка в экономических моделях. Для этого в современной экономике, по егомнению, как раз произошли благоприятные изменения. Во-первых, возросла рольожиданий — промежуточного звена между экономическим стимулом и потребительскимповедением. Теперь они меняются единообразно под воздействием средств массовойинформации, а не взаимно компенсируются, как полагал Кейнс в 1930-е годы,поэтому пренебрегать ими стало невозможно. Во-вторых, массовое производство иновые схемы реализации предметов длительного пользования лишили дилемму«потребить или сберечь» её альтернативного характера. Теперь выбор стал намногобогаче и гибче: в современном мире существует огромное количество финансовыхинструментов как для хранения сбережений, так и для покупок в кредит. Поэтомутрадиционная для экономической теории модель, когда сбережения увеличиваются вблагоприятные времена и сокращаются во время спада, перестала в полной мереотвечать действительности. Так, чаще покупая в кредит во время экономическихподъёмов и реже во время спада, домохозяйства в процессе развитияпотребительского кредита усложнили своё финансовое и потребительское поведение,которое стало чаще отклоняться от традиционной экономической модели [2, С.59].
 
4. Три вида сбереженийи моделирование сберегательного поведения с использованием психологическихпеременных
Эмпирическаянаправленность проявилась в разработанном Дж. Катоной понятии сбережений.Катона обратил внимание на то, что в отличие от экономистов, люди по-другомупонимают и подсчитывают сбережения, а также иначе принимают сберегательныерешения. Так, например, выплаты по потребительским кредитам и долгам, которыевходят в состав сбережений в экономических моделях скорее рассматриваютсяреспондентами как потребление. И что особенно важно, такие выплаты не являютсярезультатом решений текущего периода, а скорее рутинной практикой, по поводукоторой решение было принято раньше и изменению в зависимости от динамикитекущего дохода не подлежит. При покупках в кредит домохозяйства, по существу,делают выбор между решениями купить или не покупать, а экономист обращаетвнимание на формальную сторону и считает это решением о заимствовании денег вдолг. Оплата страховки большинством людей рассматривается как частьпотребительских расходов, как плата за услугу по защите от неприятностей, илишь немногие, подобно экономистам, видят в ней форму сбережений. Даже выплатыпо ипотеке часто ассоциируются с арендной платой за жильё, хотя в данном случаеочевиден прирост активов в материальной форме. Тем не менее, такие выплатымысленно ставятся в один ряд с арендной платой, а не со сбережениями. Наконец,благодаря развитию множества доступных для населения видов потребительскогокредита, в современной экономике потребительские и сберегательные действияпотеряли былую альтернативность. В условиях растущего многообразия схем мобилизациифинансовых ресурсов домохозяйств, стало возможным одновременное увеличениепотребления и накопления.
Исходя из этихэмпирических наблюдений, Дж. Катоной был сделан вывод о том, что сбережения,которые для экономистов выглядят как сумма денег, не потраченная напотребление, на самом деле не однородны. Они состоят из трёх различных видовсбережений:
контрактные сбережения(contractual savings)
дискреционные сбережения (discretionary savings)
остаточные сбережения(residual savings).
Контрактными сбереженияминазываются сбережения, которые индивид или домохозяйства вынуждены делать всоответствии с ранее заключённым соглашением, причём решение о таком соглашениилюди могут принимать как самостоятельно, так и по принуждению, например, состороны государства. Если было принято решение о покупке в кредит, тонезависимо от последующих обстоятельств и состояния семейного бюджета,домохозяйство вынуждено делать соответствующие выплаты для его погашения.Покупка полиса страхования жизни или пенсионного страхования означаетзаключение контракта о регулярных сбережениях на длительные сроки.
Дискреционные сбереженияв отличие от контрактных не являются «вынужденными», решение о нихпринимается добровольно и сознательно в рамках текущего периода. Это понятиеохватывает те виды сбережений, которые считаются сбережениями самими людьми:вклады в банки, финансовые компании, акции, облигации, то есть в любыеликвидные активы, в том числе в недвижимость. Причём, в этом случае сбереженияне просто являются остатком от текущего дохода, не потраченным на потребление,а целенаправленным воздержанием от текущего потребления. Следовательно, ипонимание ликвидности также может не вполне совпасть с принятым в экономическойтеории. Если сбережения делаются сознательно, с определённой целью, то ихиспользование на другие цели мысленно исключается, люди часто предпочитаюттакие формы, которые удерживают их от возможности легко потратить эти средствана другие цели [3, С.102].
Не всё, что помещено набанковский счёт, люди считают сбережениями. Часто это лишь временное пристанищедля остаточных сбережений, то есть денег, которые остались не истраченными врамках текущего периода, пока ещё не принято решение, что с ними делать. Однаконе следует считать эти сбережения признаком избыточности дохода, часто такиесбережения являются следствием строгого контроля над расходами.
Смысл выделения трехвидов сбережений заключался в том, чтобы найти причины отклонений реальногосберегательного поведения от прогнозируемого в экономических моделях.Классификация строилась на предположении о том, что контрактные и остаточныесбережения не столь эластичны по доходу, как это предписывается экономическойтеорией. Домохозяйство ограничено в своих действиях заключёнными ранееконтрактами, поэтому колебания дохода в меньшей степени оказывают влияние на ихдинамику. Остаточные же сбережения в большей мере, чем дискреционные иконтрактные, подвержены воздействию динамики оптимизма/пессимизма относительноличных финансов или экономики в целом: в плохие времена остаточные сбережения увеличиваются, в хорошие – сокращаются, что прямо противоположно экономическимпредпосылкам относительно динамики совокупных сбережений населения в фазахэкономического цикла.
Дискреционные сбережениятакже устойчиво отклоняются от прогнозов экономических моделей перманентногодохода и жизненного цикла из-за влияния ожиданий на поведение домохозяйства.Так, предсказания экономических моделей о влиянии увеличения дохода на сбереженияоправдываются только тогда, когда увеличение дохода рассматриваетсядомохозяйством как временное, и только в этом случае оно с большей вероятностьюнаращивает свои сбережения. Однако если увеличение дохода сопровождаетсяожиданиями его дальнейшего роста, то более вероятным становится увеличениепотребления и сокращение сбережений. То же самое оказывается верным и дляобратной ситуации: если снижение дохода рассматривается как временное,потребление действительно выравнивается за счёт уменьшения сбережений, вплотьдо расходования их части, однако если ухудшение сопровождается ожиданиямидальнейшего падения дохода, то тогда, скорее всего, начинает сокращатьсяпотребление. Таким образом, были сделаны предположения о влиянии ожиданий наотклонение реального сберегательного поведения от ориентации домохозяйств навыравнивание потребления в том виде, в каком оно моделируется экономистами.
Отклонения в динамикесбережений от предсказаний экономических моделей были заметны в периоды спада в1970-е годы в США, когда на фоне снижения доходов произошел заметный рост нормысбережений населения, противоречивший как теории, так и опыту Великойдепрессии. С психологической точки зрения, по мнению Дж. Катоны, это быловполне оправданно, поскольку депрессия может способствовать росту сбережений«на черный день», во всяком случае у тех групп населения, чьи доходыснижаются незначительно.
Роль ожиданий былапродемонстрирована также при сравнении сберегательного поведения различныхгрупп населения, получающих приблизительно одинаковый доход. Так, сравнивпредпринимателей и наёмных работников с одинаковыми доходами, Катона обнаружил,что норма сбережений у предпринимателей выше, поскольку они заинтересованы втом, чтобы иметь доступ к финансовым ресурсам и осуществлять финансированиепредприятия по мере возможностей за счёт собственных средств или недорогихкредитных ресурсов.
 
5. Индекспотребительских настроений
Для повышения престижа(влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчивоассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологическихфакторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематична, в томчисле и в экономической теории: то, что может быть верным на микроуровне, необязательно оказывается справедливым при макрообобщениях. А посколькупсихология изначально была ориентирована на исследования индивидуальногоповедения, применимость экономико-психологических моделей на макроуровне былаособенно сомнительна.  Однако  исследования Дж. Катоны не ограничилисьпроблемами микропорядка, найдя себе применение при решении макроэкономическихпроблем в области формирования финансовых ожиданий, сбережений,налогообложения, безработицы и инфляции.
Примером успешноработающей экономико-психологической модели макроуровня является индекспотребительских настроений (Index of Consumer Sentiment, ICS), который былразработан в 1950-е годы группой исследователей Мичиганского Университета подруководством Дж. Катоны. Он до сих пор с минимальными изменениями  рассчитываетсяво многих странах (в Европе его называют индексом потребительских ожиданий).Первоначально он измерялся три раза в год, а, начиная с 1960 года, опросы сталипроводиться ежеквартально. С 1955 года результаты замеров регулярно публикуютсянаряду с основными макроэкономическими статистическими показателями.
Индекс рассчитывается наоснове пяти вопросов, задаваемых регулярно в репрезентативных опросахобщественного мнения.
Два вопроса относятся ксфере личных финансов:
 Как изменилосьматериальное положение Вашей семьи за последний год?
-стало лучше
-стало хуже
— осталось прежним
 Какие измененияматериального положения Вашей семьи ожидаются через год?
— станет лучше
— станет хуже
— останется прежним
Следующие  три вопросакасаются оценок экономической ситуации в целом:
 Как вы считаете, какиевремена ожидают экономику через 12 месяцев?
— хорошие
— плохие
— не хорошие, но и неплохие
 Как вы считаете, какиевремена ожидают экономику через 5 лет?
— хорошие
— плохие
— не хорошие, но и неплохие
 Как вы считаете, сейчасхорошее или плохое время для того, что бы делать крупные покупки?
— хорошее
— плохое
— не хорошее, но и неплохое
Шкала ответов можетсостоять из трёх или пяти пунктов, но обязательно должна быть возможность впоследующем сгруппировать ответы в три группы:
стало лучше, станетлучше, будут хорошие;
не изменилось, неизменится, будут такими же;
стало хуже, станет хуже,будут плохими.
Сначала строятся частныеиндексы: по каждому вопросу из доли положительных ответов (1) вычитается доляотрицательных (3) и к этой разнице прибавляется 100 (для того, чтобы индекс непринимал отрицательных значений). А затем совокупный индекс рассчитывается каксреднее арифметическое из частных индексов. Таким образом, он может приниматьзначения от 0 до 200. Нулевое значение возможно в том случае, если всереспонденты дают только негативные оценки,  100 – наблюдается равновесие междуположительными и отрицательными оценками, 200 – присутствует всеобщий оптимизм.Добавим, что на основе тех же пяти вопросов можно получить частные индексы:индекс текущего состояния экономики (1+5) и индекс экономических ожиданий(2+3+4).
Рассчитанный такимобразом индекс является макроэкономическим индикатором, который на протяжениимногих лет демонстрировал хорошие предсказательные способности на краткосрочнуюперспективу. Его наибольшая ценность заключена не столько в расчетах того,какой процент людей настроен пессимистично или оптимистично, сколько ввыявлении тенденций роста или падения оптимизма. Поэтому особенно важной становитсястабильная периодичность его замеров. Включения данного индекса в качествепредсказателя общего уровня сбережений в макроэкономических эконометрическихисследованиях часто приводило к значимым результатам. Кроме нормы сбережений сшестимесячным лагом он предсказывает изменения в процентной ставке, стрёхмесячным – в индексе потребительских цен, с девятимесячным – в уровнебезработицы (Curtin,  1992, данные по США). Заметим, что эти результаты былиполучены на основе эмпирических сравнений, и некоторые из них с трудомподдаются теоретическому обоснованию [5, С.98].
Много попыток былосделано для того, чтобы понять, от чего зависит сам индекс. В Нидерландах ВанВелдховен и Кедер обнаружили высокую корреляцию данного индекса сэкономическими новостями в газетах, особенно это касалось негативных известий.Росту оптимизма способствовали положительные новости или отсутствие каких-либоновостей.
/>
Рисунок 1 — Динамикаиндекса потребительских настроений в России в 1993-2000 гг.
В России индекспотребительских настроений рассчитывается ВЦИОМом с 1993 года. В 1993 годузамеры делались ежемесячно. В 1994-1995 часть вопросов не задавалась из-запроблем с финансированием. С мая 1996 года измерение индекса было возобновленона регулярной основе. Что касается результатов, то до июля 1997 года индексколебался около отметки 66, затем произошёл его рост до 73 (в среднем с июля1997 по июль 1998), затем последовал обвал в сентябре-ноябре 1998 и вновьмедленный рост. В мае 2000 г. его значение достигло максимальной величины засемилетний период, вплотную приблизившись к отметке 90 (рис. 1).
Если рассмотреть данныйиндекс по отдельным составляющим, то с мая 1996 г. до августа 1998 г.наблюдалось сближение динамики индекса текущего состояния с индексомэкономических ожиданий. В 1996 году оценки текущего состояния были достаточнонизки (50-55 пунктов), при относительно высоких ожиданиях: (75-79 пунктов). Затем совокупный ИПН стал расти, но индекс экономических ожиданий росзначительно медленнее, чем индекс текущего состояния, и к середине 1998 г.разрыв составлял уже менее 10 пунктов (ИТС=64, ИЭО=73). Картина измениласьпосле августовского кризиса: ИТС резко ушёл вниз, достигнув отметки 25 в ноябре1998 г., ИЭО пострадал в гораздо меньшей степени: минимальное значение – 57 вноябре 1998 г. Возобновившийся рост был более равномерен: разрыв междупоказателями за полтора года сокращался намного более медленными темпами: вмарте 2000 ИТС=70, ИЭО=93.

Заключение
Исследованияотносительного распределения дохода потребителей — важная область экономическойпсихологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения какмеханизм распределения своего дохода в течение жизни.
Уорнерид указывает, чтовсе экономические теории, кроме чисто монетаристских, приписывают определеннуюроль психологическим переменам.
Исследованиязадолженности — относительно недавняя и недостаточно развитая область, которая,однако, приобрела популярность в результате роста личных долгов в Англии в 80-егоды Ливингстоун и Лунт в 1993 провели исследования, показавшие, чтотрадиционное разделение на сбережения и долги неадекватно в современныхусловиях. Было обнаружено много комбинаций различных видов сбережений и долгов.
Проблема владениявызывает заметный интерес в психологической литературе.
Дж. Катона полагал, чтосвязь между психологией людей и экономикой появляется благодаря тому, что вэкономике, особенно современной, воздействия «объективных» экономическихусловий на поведение людей неизбежно опосредуются их субъективными воззрениямина экономику. Эмпирическая направленность проявилась в разработанном Дж.Катоной понятии сбережений. Катона обратил внимание на то, что в отличие отэкономистов, люди по-другому понимают и подсчитывают сбережения, а также иначепринимают сберегательные решения

Список использованной литературы
1.  Андреева И.В. Экономическаяпсихология. СПб., 2000.
2.  Дейнека О.С. Экономическаяпсихология: Учеб. пособие. СПб.: СПбУ, 2000.
3.  Китов А.И. Экономическая психология.М.: Экономика, 2001.
4.  Лунт П. Психологические подходы кпотреблению: вчера, сегодня, завтра // Иностранная психология, 2000, №9. С.8-16
5.  Машков В.Н. Психология экономики.СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.