СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Роль и функции руководителя
1.1 Основные требования к качествамруководителя
1.2 Эффективный руководитель
Глава 2. Характеристики и личныекачества руководителя
2.1 Виды качеств руководителя
2.2 Развитие руководителя через своихподчиненных
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сформировать корпусуправленцев, которые бы отвечали всем современным требованиям психологии ипедагогики является очень сложной проблемой. И этому будет способствовать самажизнь, практика рыночной экономики предпринимательства, «помещая тех, ктонаходится у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, вситуацию естественно протекающего социального отбора»[1].Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленныхна достижение значимых целей организации. Управление является древнейшейобластью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живути трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям людимогли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
В системе управленческихзнаний прочно утвердилось поведенческое направление, основанное на привлечениидостижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубленияпонимания реальной сути управления в организациях и в более крупных социальныхсистемах.
Благодаря Анри Файолюуправление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связивозникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления». Впсихологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор».Человеческий фактор – это все, что зависит от человека, его возможностей,желаний, способностей. Важность человеческого фактора определяется тем, чтовозрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различнымиобъектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования кинтеллектуальным функциям человека и другим психологическим процессам, начинаяот восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производствеувеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров,увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери впроизводительности труда.
Переход отадминистративно-командной системы к рыночной потребовал от большинства бывших«аппаратчиков» уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичнымменеджерам, поэтому необходимо сформировать активную среду социального отбораруководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успехаименно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям. В последнее времяв практике кадрового отбора используются интеллектуальные тесты дляпсихологической оценки личности (интеллектуальные тесты Кеттела, Айзенка). Методологиявыбора профессий для человека и профессионала для организации имеет многообщего. Для каждой специальности существует перечень наиболее важныхпрофессиональных качеств, без обладания которыми не будет профессионала.
Начальник – это самый этосамый известный род занятий. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель,руководитель подразделения, командир – вот далеко не полный перечень его имен.
Данный реферат отвечаетна некоторые вопросы. Прежде всего: «Чем отличаются руководители от остальныхлюдей?» «Какими качествами должен обладать человек, чтобы статьруководителем?».
Эта тема актуальнапотому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного вниманияпсихологическим аспектам своей деятельности. Несмотря на то, что они достаточнодолго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которымих деятельность неэффективна, а причина этому – недостаточные знания в областипсихологии управления персоналом.
В процессе формированияконцепции работы использовались труды Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., БороздинаГ.В., Воробьева О.В., Вудкок М., Фрэнсис Д., Дегтярева И.А., Зимней И.А. идругих авторов, изучавших данную тематику.
Глава 1. РОЛЬ И ФУНКЦИИРУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Основные требования ккачествам руководителя
Руководитель – это непрофессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека вданном конкретном коллективе.
Для успешного управлениятрудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств,которые подразделяются на деловые, политические и моральные.
Деловые качествахарактеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической иэкономической подготовки и знаний в области государственного законодательства,педагогики, организаторских способностей.
Политические качествапроявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихсяк управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическомвоспитании трудящихся.
Моральные качествахарактеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности,порядочности. В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии,новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменениемвнешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращениерынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных исырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).
Все это требует новых,адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия ипредъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя. Требованияк должности могут совпадать с личностными установками и способностями человека,и тогда эта деятельность для него и для руководимых им людей. Но если онстремится к лидированию, а должность не соответствует его притязаниям, – этопроявляется в неудовлетворенности человека своей работой и вызываетэмоциональную напряженность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если же он занимаетдолжность руководителя, но по своим социально-психологическим показателям(свойствам характера и способностям) не соответствует этой роли, то этопроблема не только его личных амбиций, но и работоспособности всегоруководимого им коллектива.
Так административнаядеятельность опирается на универсальный набор личностных свойств, которыеобеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собойлюдей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения,осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам.При этом часть специальностей отходит на второй план и начинает игратьвторостепенную роль.
1.2 Эффективныйруководитель
Все мы работаем, и нам небезразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто оруководителе вообще, а именно об эффективном руководителе.
Любая организация,предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная.Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношенийлюдей: формальных и неформальных.
Отношения первого типа –должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические,эмоциональные.
Руководство – этофеномен, имеющий место в системе формальных отношений. Руководитель назначаетсяизвне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия,имеет право на применение санкций (как производственных, так и негативных).Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций. Социальное влияниев группе реализуется по официальным каналам, присущ момент известнойсубординации отношений. Руководство является средством координации, организацииотношений членов коллектива.
Отношения второго типа –неформальные (психологические, эмоциональные). Во главе этих отношений вколлективе выдвигается лидер, как бы «один из нас». И не случайно, чтолидерство способно переходить в руководство, руководитель становится лидером.Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем очень много.
Выбор критериев,позволяющих оценить деятельность «эффективного руководителя», не прост. В самомобщем виде все возможные критерии эффективности подразделяются на два класса:психологические и непсихологические.
/>
Руководитель считаетсяэффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели поперечисленным психологическим и непсихологическим критериям групповойэффективности.
Применительно к личностируководителя можно воспользоваться классификацией, предложенной американскимпсихологом М. Шоу (1971). Следуя логике его рассуждений, личность руководителяможно «разложить» на три класса составляющих:
1. Биографическиехарактеристики.
2. Способности.
3. Черты личности[2].
Л. Якокка писал: «Есличеловек в возрасте 65 лет все еще может трудиться и хорошо справляется сосвоими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставкуменеджер долго работал в фирме и все о ней знает. За много лет он немалопостиг… Если человек физически здоров и горит желанием делать свое дело, почемубы не использовать его опыт и знания?»[3]. Но история развитияпредпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленныхгигантов современности нередко стояли очень молодые люди – А. Морите, А.Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.
Другая характеристикаличности руководителя – пол. Не вызывает удивления послужной списокженщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т. д.
Тем не менее, традиционноисследования в области психологии управления ориентированы намужчину-руководителя, т. к. во все времена (кроме далекого матриархата) мужчиныявно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и вбизнесе. Однозначной оценки на данную проблему в психологии менеджмента нет.
Пока что трудно сказать,кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.
В отличие от возраста ипола социально-экономический статус и образование для занятия руководящейдеятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровеньиграет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л.Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многиеруководители имеют дипломы по двум специальностям (инженерные, экономические исоциальные науки), подчеркивается знание иностранного языка.
К объективным факторамэффективного руководства относится статус в обществе. Исследования однозначноподтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социальногопроисхождения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер: «Лучший способ стать президентомкомпании – родиться в семье, которая владеет компанией»[4].История знает немало и обратных примеров. Так что путь «наверх» в руководственикому не заказан.
Способности делятся наобщие – интеллект и специфические (знания, умения и т. п.). Интеллект отлатинского intellectus – понимание, в широком смысле – совокупность всехпознавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.
Схематически возможнаяцепочка связи «интеллект руководителя – эффективность руководства», включаяпромежуточные переменные, отображена на нижеприведенной схеме. Вот один изреальных вариантов интерпретации содержания этого рисунка: недостаточнаямотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных(группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своимследствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность егодеятельности.
/>
По терминологииизвестного психолога Б.М. Теплова, существует не менее нужный руководителюпрактический интеллект. Сегодня эти мысли чрезвычайно актуальны. Они помогаютлучше уяснить, почему выдающиеся по показателям академической успеваемостивыпускники вузов зачастую далеки от успехов в менеджерской карьере. Все делозаключается в том, что в функциях менеджера работа приближена к практической, ав учебной деятельности студента – преимущественно теоретического направления.Отсюда и разница в требованиях, предъявляемых разным составляющим интеллекта:уму практическому и уму теоретическому.
Для руководителя простонеобходимы специфические способности личности, которые важны для успешноговыполнения управленческой деятельности, это специальные умения, знания,компетентность, информированность.
Выяснению влиянияопределенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточномногочисленные исследования. Р. М. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 такихработ, пытаясь установить наличие и «характер зависимости между отдельнымичертами и успехом руководителя»[5].
К их числу относятся:доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность,стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость,ответственность, надежность в выполнении задания,независимость, общительность.
руководитель психологический личностный качество
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1 Виды качествруководителя
По результатамуправленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному изследующих пяти уровней:
• репродуктивный – умееттребовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы ираспоряжения;
• адаптивный – умеетприспособить свои требования к особенностям подчиненных;
• локально-моделирующий –владеет стратегиями формирования у подчиненных системы знаний, умений,отношений по отдельным задачам и выдвигаемым требованиям;
• системно-моделирующий –владеет стратегиями побуждения подчиненных к самообразованию, самоорганизации,творческой самореализации, самоконтролю, то есть владеет научно обоснованнойсистемой воздействия на подчиненных, которое обеспечивает достижение имистабильных результатов в труде в прогнозируемых условиях и ситуациях;
• инновационно-творческий– мастерски владеет искусством руководства, для оптимального задействованиятворческого потенциала субъектов труда активно реализует авторские модели,алгоритмы и технологии, обеспечивая в нестандартных ситуациях реализациюадекватных управленческих мер.
Практика доказывает, чтов управленческой деятельности руководители способны проявлять не только исполнительностьили неисполнительность, способность или неспособность руководить, но иразличного уровня творчество. В зависимости от того, на какой результаториентируется руководитель, его творчество может проявляться как продуктивное(ориентация на самореализацию свою и подчиненных в процессе деятельности),малопродуктивное (ориентация на формальную сторону управления и использованиеинициативы подчиненных) и непродуктивное (ориентация на саморекламу исобственную карьеру).
В рамках предложенноймодели управленческая деятельность руководителя состоит в реализации иманалитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных, коммуникативных иоценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие наподчиненных и коллективы для гарантированного выполнения стоящих задач.
Выступая как педагог,руководитель должен иметь соответствующие личностные качества, такие какцелеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.Необходимо ему иметь такое качество ума, как остроумие, обладать ораторскимиспособностями, артистической натурой. Особенно важно для руководителя какпедагога иметь готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состоянияподчиненных, сопереживанию и потребность к социальному воздействию. Большоезначение придается «педагогическому такту», в проявлении которого выражаетсяобщая культура руководителя и высокий профессионализм его деятельности.
К важным профессиональнымкачествам можно отнести такие, как профессиональная эрудиция, педагогическоемышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость,предвидение.
К личностным свойствамруководителя как педагога и психолога следует отнести такие, как: вежливость,вдумчивость, взыскательность, воспитанность, справедливость, самокритичность,скромность, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность,логичность, гуманность, дисциплинированность и т. Д.
Этот общий переченьсвойств составляет психологический портрет идеального руководителя. Стержнемего, его сердцевиной являются собственно личностные качества – направленность,уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
2.2 Развитие руководителячерез своих подчиненных
Совместная деятельностьлюдей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельностилюдей возникают отношения взаимной ответственности осознается значимостьиндивидуальности.
В индивидуальностикаждого человека заложен основной потенциал саморазвития деятельности,отношений, а значит, и самого человека. Поэтому природа сделала, чтобы людибыли разными. В различии людей – источник саморазвития людей, общества.
Изучать человека – значитизучать его свойства: направленность, способности, характер и темперамент, атакже условия и факторы, определяющие их особенности. Все эти свойствапроявляются только в деятельности. Их познание возможно через изучениепсихологической структуры деятельности: мотивов, целей, способов и результатовдействий при решении конкретных задач в определенных условиях.
Руководитель, работая вколлективе, должен изучать каждого человека. Большое значение играетнаправленность личности. Она есть совокупность устойчивых мотивов и целей,которые ориентируют деятельность человека и являются относительно независимымиот той или иной ситуации. Центральной проблемой направленности личности являетсяпроблема мотива.
По мере роста социальныхконтактов у человека появляется новое качество – желание, стремление бытьпризнанным другими, утверждать себя среди людей. Чем выше уровень социальногопризнания, тем выше уровень социальной защищенности, социально-психологическогокомфорта, социальной свободы и возможности реализовать свой творческийпотенциал.
В совместной деятельностичеловек через познание других людей познает самого себя, т. е. через отношениек нему других людей, анализ результатов собственной деятельности и деятельностиокружающих, сравнение своих оценок с оценками других людей. В итоге происходит«второе рождение личности», формирование самосознания, главными функциямикоторого являются: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.
По объекту мотивыразличаются: мотивы «на себя», мотивы «на дело» и мотивы «на других людей». Поотношению к цели мотивы бывают: «мотивы достижения цели», «мотивы избеганиянеудач».
Таким образом, приизучении подчиненных, познании самого себя руководителю важно определитьуровень сформированности и содержание мотивационно-ценностных ориентаций,поскольку именно это во многом предопределяет поступки, социальную позицию,ценность человека.
Изучение руководителемтипичных ситуационных мотивов («Почему ты поступил так в этой ситуации?») вразных ситуациях – ключ к определению мотивационно-ценностных ориентаций,мотивов личностного смысла. На формирование мотивов личностного смысла, ихиерархию существенное влияние оказывают: частота их актуализации, подкреплениеактуализации положительной эмоцией, прежде всего связанной с достижениемрезультата деятельности.
В комплексеиндивидуально-психологических свойств личности важное место занимаютспособности. Социальное признание и успех приходит к человеку тогда, когда онсумел реализовать себя в той общественно значимой деятельности, к которой онболее предрасположен.
Способности – этоиндивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность ковладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью.
Руководитель должен знатьи изучать способности подчиненного, так как они обнаруживаются в деятельности.Их основными показателями являются: быстрота, прочность и легкость освоениядеятельности при прочих равных условиях.
При осуществлениируководства подчиненными необходимо развивать у них профессиональную мотивацию(ценностные ориентации); при организации деятельности создать условия дляпроявления у персонала творчества, инициативы; развивать интересы, стремлениеподчиненных повышать свою вооруженность способами деятельности в различныхсферах; совершенствовать систему стимулирования честного, качественного труда;формировать у персонала психологическую структуру профессиональнойдеятельности.
Каждый руководительявляется по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей.Исходным материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы.«Никто не ожидает обнаружить у менеджеров навыки профессиональныхпреподавателей, но зато они обладают одним уникальным преимуществом в обучении:все, что происходит на работе, реально. Подлинное развитие должно находитьотражение в росте каждодневной производительности. И старший по должности изприсутствующих может внести очень важный вклад в это»[6].
Руководитель долженсоздать благоприятную среду для личного роста, уметь оценить индивидуальныепотребности, уметь консультировать и извлекать уроки из опыта работы.
Правильная обстановкасоздается частично поведением самого руководителя. Работники внимательнонаблюдают за ним и пытаются определить, что именно он поощряет и ценит, а чтонаоборот отвергает и за что наказывает. У руководителей есть свое мнение побольшинству вопросов деловой жизни, и подчиненные тщательно учитывают ихвзгляды.
Хорошие менеджеры глубоковоздействуют на высвобождение и направление человеческой энергии. В ихобязанности входит также уяснение возможностей каждого отдельного работника ипоиск подходящих средств для их раскрытия.
Для этого руководительдолжен учитывать темперамент человека, т. к. «он является малоизменяемой впроцессе жизни характеристикой нервной системы, соотношение процессоввозбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойстванервной системы – силу, уравновешенность, подвижность»[7].
Для того чтобы познатьиндивидуальные особенности человека, важно правильно изучать все егопсихологические характеристики.
Изучение должноосновываться на определенной программе. Программа изучения индивидуальныхособенностей сотрудника – это обоснованное предположение о том, какиеличностные особенности подчиненного больше всего интересуют руководителя и всвязи с чем, а также по каким признакам и как их можно достоверно определить.
Психологическиоправданная программа изучения личностных особенностей заключается впоследовательном обосновании ее основных элементов:
1. Уяснение проблемы,выбор объекта, предмета изучения.
2. Определение цели изадачи изучения.
3. Системный илисистемно-функциональный анализ предмета изучения.
4. Построение методикиизучения индивидуальных способностей.
5. Выдвижение и проверкагипотез.
В каждой конкретнойметодике используются определенные методы.
Психодиагностика дляуправленческого руководителя в его практической деятельности имеет очень важноезначение.
Достигнутый уровеньразличия человека воплощается в характере, который формируется и проявляется впроцессе деятельности. Руководитель должен изучить характер каждогоподчиненного – это значит, что он изучает типичные способы поведения человека вразных ситуациях. Дать характеристику – значит проанализировать способы егоповедения в четырех основных сферах отношений:
• по отношению человека ксобытиям можно выделить черты характера: оптимист (пессимист), убежденный(сомневающийся), принципиальный, гуманист;
• по отношению к другимлюдям: общительный (замкнутый), правдивый (лживый), тактичный (грубый);
• по отношению кдеятельности: ответственный (недобросовестный), бережливый, аккуратный;
• по отношению к себе:скромный, самокритичный и т. д.
Зная черты характерасотрудника, руководитель может прогнозировать его поведение в различныхситуациях.
Необходимо отметить, чтоотчужденность между руководителем и подчиненными порождает служебнуюпассивность.
На деформацию линииморально ответственного, нравственно устойчивого поведения сотрудников впроцессе служебной деятельности влияет ряд негативных факторов внутреннего ивнешнего порядка, которые и должны быть под контролем руководителя.
В настоящее время всложных общественно-политических, экономических и социальных условиях особоезначение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящихкадров.
Большое значение имеютхарактеристики личности руководителя, психологическая структура мотивации.
Профессионализмруководителя напрямую связан с его компетентностью. Как показывает практика,даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом безумения реализовывать их в процессе рационально организованного труда самогоруководителя и возглавляемого им коллектива. Но не стоит забывать, чтополученные в вузе знания имеют тенденцию устаревать. Узкая специализациязачастую оказывается тормозящим началом в управленческой деятельности, темболее, что узкие специальные знания и опыт без соответствующей системыподдержания (повышения квалификации) достаточно быстро обесцениваются. Согласноклассической точки зрения, руководителю для успешного исполнения управленческойфункции достаточно обладать в смежных областях базовой подготовкой, которую ондолжен получить в процессе повышения квалификации в соответствующих учебныхзаведениях или в процессе самоподготовки. Личностные качества, кругозор, атакже уровень образования руководителя подвержены изменениям параллельноизменениям уровня развития общества и должны соответствовать требованиямвремени.
Руководитель с гибкиммышлением всегда шагает в ногу со временем, ищет новые, более совершенныеметоды руководства. Его подход к решению поставленных перед коллективом задач,независимо от стиля поведения, положительно влияет на деятельностьподразделения.
Идеальной формойруководства является сбалансированное сочетание заслуженного авторитета, опытаи властных полномочий. Руководитель органа или подразделения внутренних делобязан при любых обстоятельствах умело использовать властные полномочия,контролировать свое поведение, владеть своим настроением и чувствами, бытьпримером для подчиненных.
«Особое значение дляначальника имеет способность сдерживать себя от приступов гнева. При сильномвозбуждении любой человек может наделать много ошибок. Некоторые руководителиоправдывают себя, ссылаясь на свойство характера, вспыльчивость. Несдержанность– просто плохая привычка, с которой можно и нужно бороться. Необходимо тольконе позволять себе распускаться, нужно постоянно сдерживаться, мобилизуя на этовсю свою силу воли».
Руководителю требуетсяисключительная моральная и физическая выдержка, а дисциплинированность, какчерта характера, становится особенно необходимой.
Отношения между людьмиделятся на позитивные и негативные. Позитивные отношения (интерес или любовь кработе) активизируют психические и физические силы человека, повышают трудовуюактивность; негативные (нелюбовь к профессии, обязанностям) наоборот – тормозятспособности личности и ведут к резкому снижению интенсивности деятельности.Одним из видов отношений являются отношения подчиненных и руководителя. Людисознают или чувствуют, что от отношения начальника зависит их социально-психологическийстатус в коллективе, личный авторитет, служебное продвижение, получениеспециального звания и т. д. Поэтому они вольно или невольно озабочены тем,чтобы расположить к себе начальника: одни – подхалимством, другие – путемдобросовестного труда, честным отношением к делу. Одна из основных задач дляруководителя состоит в регулировании взаимоотношений между людьми в процессесовместной деятельности. Вместе с тем следует, прежде всего, оценитьсобственное отношение к подчиненным, к обязанностям, к себе, и в случаенеобходимости корректировать их.
В отношениях сподчиненными следует быть объективным, справедливым, предъявлять ко всемодинаковую требовательность, оценивая каждого из них, прежде всего, поотношению к делу, по результатам работы. Ни при каких обстоятельствах нельзясоздавать вокруг себя группу «любимчиков».
Это всегдавосстанавливает против него всех других членов коллектива и отрицательносказывается на его авторитете. Свои отношения с подчиненными руководительобязан строить на основе товарищества, доброжелательности и справедливости,видеть в каждом подчиненном человека, считаться с материальными и духовнымипотребностями подчиненных, в противном случае у подчиненных может возникнутьчувство неудовлетворенности, мешающее им работать, повышать свое мастерство. Поэтомуважнейшей задачей каждого руководителя является выработка у себя и своихподчиненных профессионального иммунитета против заражающих негативныхморально-психологических влияний, которым они подвергнуты по роду своей деятельности.Радикальным средством выработки такого иммунитета является постоянноесовершенствование специальной подготовки. Углубленные познания в областифилософии, социологии, психологии, педагогики помогут сохранить и упрочитьинтеллектуальные и моральные качества, необходимые руководителю.
Каждый руководительдолжен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит, работать вколлективе как преподаватель, создавать положительную среду для учебы, помогатьдругим в развитии их карьеры.
Следует систематическианализировать свое поведение, методы и стиль работы, объективно оценивать своинедостатки и стараться от них избавиться. Руководитель должен помнить, что онни при каких обстоятельствах, даже самых трудных, не имеет права теряться ипрекращать борьбу за выполнение поставленных перед коллективом задач.Безвыходных положений нет. При любой ситуации есть выход, но надо только егонайти.
Эффективность управленияв значительной степени зависит от своевременного и обоснованного принятиярешений и их последовательно выполнения. Управление – непрерывный процесс,состоящий из ряда отдельных постоянно повторяющихся циклов, каждый из которыхвключает в себя операции, именуемые стадиями управленческого цикла.
Ряд исследователейсчитает, что «процесс управления состоит из семи элементарных циклов: сбор ианализ информации, определение цели, постановка задачи, принятие решения,исполнение, контроль, корректировка».
Людей, которые рождаютсялидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно. Мудрыйруководитель понимает, что главное, чем он располагает, – это его подчиненные.Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добиваетсячего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задачруководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера,настроениях…
— Все больше и большелюдей начинают понимать, что отношения между людьми (в частности междуруководителем и подчиненным) являются не частью управленческой деятельности, аэто, собственно, и есть управление как таковое, так как ни одно предприятие неможет «работать» без человека.
— Управление – это несовокупность видов деятельности, один из которых отношения между людьми.Управление и есть умение общаться с людьми.
— Не следует приходить квыводу, что руководитель стал непревзойденным: работа над собой должна быть неэпизодической, а постоянной. И только это принесет успех.
— Огромное (ничем незаменимое) значение имеет личность руководителя, его черты, качества. А ониподчас тоже нуждаются в корректировке, совершенствовании.
— В работе руководителянет мелочей, об этом следует помнить постоянно тем, кто уже стал руководителемили готовит себя к этой работе.
Таким образом, именноперед управленцами всех уровней в настоящее время стоит задача – сделать всевозможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя вводоворот неудач. И эта задача ложится на того, кто берет на себяответственность за руководство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная экономика –прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – преждевсего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналомзанимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именноповседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижениеглавных целей предприятия.
Руководитель осуществляетважнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя –решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование иразвитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой ипередачей информации.
В странах с развитойрыночной экономикой изучение дисциплины «Психология управления” давно уже сталоне только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, нои неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.
Необходимость специальнойподготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современныйруководитель может всесторонне проявить себя в работе, лишь активновзаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Дляэффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций,знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы,связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени.Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организациейзадачи, эффективное управление в принципе невозможно.
В настоящее время многиеруководители отечественных организаций различных форм собственностинедооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современномуменеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления иповышения производительности труда. На данный момент многих предприятияхруководители сводят воздействие работников лишь к двум методам:административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
Сегодня можно утверждать,что недооценка руководством, как на макро-, так и на микроуровне эффективныхсовременных методов управления производительным трудом становиться один изглавных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Список используемойлитературы
1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н.Социология и психология управления. – Ростов-н/Д., Феникс, 2001.
2. Бороздина Г.В. Психология деловогообщения. – М.: Инфра-М., 2001.
3. Воробьев О.В. Подготовка ипринятие управленческих решений в ОВД. – М., 2002.
4. Вудкок М., Фрэнсис Д.Раскрепощенный менеджер. – М.: Изд-во «Дело», 1991.
5. Грейсон Дж. младший, О’Делл К.Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. – М.: Экономика,1991.
6. Дегтярев И.А. О культуре и стилеработы начальствующего состава ОВД. – М., 2003.
7. Зигерт В., Ланг Л. Руководительбез конфликтов. – М.: Изд-во «Экономика», 1990.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология.– Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.
9. Карнеги Д. Как завоевать друзей иоказывать влияние на людей. – Челябинск, 1990.
10. Китов А.И. Психология управления.– М., 1979.
11. Кричевский Р.Л. Если вы –руководитель. – М.: Изд-во «Дело», 1993.
12. Лавриненко В.Н. Психология иэтика делового общения. – М.: Изд-во «Юнити», 2000.
13. Ладанов И.Д. Практическийменеджмент. – М.: Эскон, 1995.
14. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. –Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1997.
15. Психологические проблемыпрофессиональной деятельности. – М.: Наука, 1991.
16. Психология и педагогика / Подред. К.А. Абульхановой и др. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
17. Розанова В.А. Психологияуправления. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000.
18. Скотт Д.Г. Конфликты и пути ихпреодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991.
19. Шекшня С.В. Управление персоналомсовременной организации. – М.: Бизнес-школа, «Интел-Синтез», 1997.