Содержание
1 Правовая ипсихологическая оценка высказываний
2 Психотерапевтическая форма компенсации моральноговреда
Библиографический список
моральныйущерб компенсация
1. Правовая и психологическаяоценка высказываний
Несмотря на то, что в российскомправе уже более десяти лет действует институт компенсации морального вреда, досих пор судебная практика и юридическая доктрина не выработали приемлемыхкритериев его оценки, то есть степени причиненных нравственных и физическихстраданий потерпевшему (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).Особые трудности вызывает задача определения силы нравственных страданий принанесении человеку морального вреда путем умаления его чести и достоинствавысказываниями, не имеющими характер оскорбления, понимаемого в смысле статьи130 Уголовного кодекса Российской Федерации. В указанной статье подоскорблением следует иметь в виду «унижение чести и достоинства другого лица,выраженное в неприличной форме». Под неприличной формой высказывания понимаетсяупотребление арго и выражений, близких к нему.
Как отмечается в комментарии кстатье 130 УК РФ, данном Г.М. Миньковским, «неприличная форма предполагаетиспользование нецензурных выражений, вульгарных эпитетов, непристойных жестов»и т.п. В то же время, как разъясняет Г.М. Миньковский, «указание на неприличнуюформу оскорбления как один из обязательных элементов состава означает, чтоуничижительная оценка личности и поведения (безотносительно к ее обоснованностиили необоснованности), высказанная в форме, не противоречащей явно правиламповедения в обществе и приличиям, не может быть квалифицирована какоскорбление. Имеются в виду, например, утверждения в адрес какого-либочеловека, что он скупец, трус, подхалим и т.п. В этих случаях обиженный можетприбегнуть к иску о защите чести и достоинства».
Способов унизить человека, неприбегая к неприличной форме высказывания, довольно много. Вместе с тем надоразличать действия, унижающие достоинство человека, по их последствиям, то естьпо силе причиняемого морального вреда, чтобы не перегружать судебные заседанияанализом малозначительных юридических фактов, и более адекватно определятьразмер и форму компенсации нравственных и физических страданий.
Как же определить, насколько сильновыводит из душевного равновесия конкретное высказывание конкретного человека.Задача это довольно непростая и, к сожалению, малоисследованная. Можно указатьтолько две серьезные работы, в которых делается попытка ее разрешения. Эторабота Т. Ван Дейка «Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевыхактов» и коллективная монография «Понятие чести и достоинства, оскорбления иненормативности в текстах права и средств массовой информации».
В работе Т. Ван Дейка показывается,что сила воздействия высказывания на эмоциональную сферу человека зависит отряда факторов, в частности, от паралингвистических компонентов речи, таких, какее темп, ударение, интонация, высота тона и т.д., а также жестов, мимики,движения тела как сопутствующих речевому высказыванию. Важными факторами, по Т.Ван Дейку, являются также наблюдение – восприятие коммуникативной ситуации(присутствие и свойства находящихся в поле зрения объектов, людей и т.д.),хранящиеся в памяти знания-мнения о говорящем и его свойствах, знания-мненияотносительно характера происходящего взаимодействия и о структурепредшествующих коммуникативных ситуаций, знания общего характера, прежде всегоконвенциональные, о правилах, главным образом, прагматических, и знания,имеющие общий характер знаний о мире, или фреймы.
В указанной работе представляетсяважным положение о концептуальных фреймах. Их роль в общении, заключается втом, что они определенным образом организуют наше поведение и позволяютправильно интерпретировать поведение других людей, то есть конвенциональныефреймы имеют относительно постоянный смысл для субъектов общения, независимо отконтекста. Другими словами, есть какая-то смысловая константа, котораяприсутствует в словесной форме высказывания, и слово независимо от контекстаимеет самостоятельное значение и довольно однозначно интерпретируетсячеловеком. Таким образом, прежде чем рассматривать высказывание в рамкахконтекста, должен быть анализ содержания конкретных словесных форм с точкизрения наличия в них концептуальных фреймов.
Своеобразным доказательствомприоритета словесных констант в восприятии ситуации является эффект отпредставления японского театра «Но». В театре «Но» актеры выступают в масках,которые не меняются на протяжении спектакля, но несмотря на это впечатления от действийи реплик актеров создают эффект изменения мимики героев, хотя маска неподвижна.Зрители «как бы видят», что герой «хмурится», «впадает в задумчивость». Рольженщин в этом театре исполняют мужчины. При этом они не надевают масок ивыступают в обычном мужском костюме, но тем не менее зрители воспринимаютактеров как соответствующих женских персонажей. Существенные контекстныеэлементы (мимика, одежда, пол актера) в данном случае дают неверную подсказку,но зритель ориентируется на речевое высказывание, подкрепленное незначительнымдействием, что является настолько значимым, что даже создает иллюзию восприятиямасок как естественной мимики, в мужчине-актере видятся женские образы и т.д.
Однако в театре «Но» интерпретациисодержания помогают присутствующие в речи паралингвистические компоненты:интонации, смысловые ударения и др. Далее рассмотрим варианты, гдепаралингвистические составляющие вступают как бы в конкуренцию с содержаниемсловесных форм сообщения.
В качестве экспериментальногодоказательства значения словесных форм высказывания в рамках общего контекстасообщения рассмотрим две ситуации: 1 ситуация – контекст сообщения резконегативный по отношению к личности, но словесная форма изящная и деликатная.Само высказывание при этом содержит элементы травестии. Согласноэнциклопедическому словарю, травестия – это изображение низких предметоввысоким стилем. В рассматриваемом случае это делается с целью унизить человека.2 ситуация – контекст сообщения положительный по отношению к личности, ккоторой оно обращено, но словесная форма выбрана грубая, с элементами бурлеска.
Иллюстрацией первой ситуации можетбыть, например, высказывание типа: «Тоже мне принцесса нашлась» или «Ты,красотка, иди отсюда». Приведем также аналогичный пример из «Елецкой газеты». Встатье «Мост в прошлое» автор называет преподавателя Елецкого университета«супер-краеведом», а другого доцента «его превосходительством», при этом тон исодержание статьи резко негативны по отношению к исследованиям данныхперсоналий. Некоторые «оскорбления» такого рода воспринимаются как комплименти, конечно, причиняют меньше нравственных страданий (ведь назвали принцессой,красоткой, супер-краеведом и т.п., то есть использовали социально престижныеформы названий, чем если бы были выбраны неприятные словесные формы. По моемумнению, заявление иска о компенсации морального вреда в такого рода ситуацияхбудет в большинстве случаев неуместно, так как нравственные страдания здесьминимальны или совсем отсутствуют, так как иногда в значительной мере компенсируютсяформой словесного выражения.
Ситуации второго рода частовозникают в жизни. Школьница написала в газету с большим уважением о ветеранах,которым нужно внимание, и назвала стариками участников военных действий вАфганистане, в то время как многим их них нет еще сорока лет. Однако мужчине врасцвете лет не всегда приятно, когда его считают малодееспособным. Неприятныеощущения вызывает у молодящейся женщины дружеское обращение к ней: «Мой старыйтоварищ» или «Привет, старуха!» Пожилые женщины предпочитают, чтобы их называлибабушками, пожилыми дамами, чем, например, старухами.
Таким образом, общий фонвысказывания часто не смягчает впечатление от неудачной словесной формы и,напротив, человек испытывает меньше страданий, если даже при умышленно нанесеннойобиде выбрана социально приемлемая словесная форма./>
2Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
Впсихотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большойарсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы.Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии.
Вданной части работы делается попытка выделения некоторых психотерапевтическихформул, заложенных в христианской религии и помогающих облегчить или совсемснять физические и нравственные страдания.
Сутьпервого положения такого рода заключается в рекомендации прощать обиды. «Однослово ПРОСТИ с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует». Прощение –важное средство снижения нравственных и физических страданий, так как обиды игнев – это источники стрессорных реакций, способных истощать организм ипостоянно воссоздающих плохое настроение, что мешает в решении других жизненныхпроблем, просто не дает нормально воспринимать мир и радоваться жизни.
Врелигиозных источниках содержатся не просто абстрактные формулы, о том, чтонужно делать в случае причинения, например, обиды, но и в доходчивой формеобъясняется почему это надо делать, то есть задается уверенность нарациональном уровне, что человек поступает правильно. Получая нравственнуюподдержку, человек становится личностно более сильным, и ему легче преодолетьстрадания. Так, необходимость прощать обидчиков обосновывается следующимобразом (мы здесь приведем несколько формул): а) «Подвергаясь различным обидамот людей, мы будем радоваться не просто, не бессмысленно, но на том основании,что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях,прощая ближнему»;
б)«… вспомни перед Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь его, и через этосознание смирись, и прими несправедливое поношение как уже должное»;
в)«Если потерпишь оскорбление, радуйся, ибо, если это несправедливо, то великатебе награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания» (Св. НилСинайский).
Показывается,что прощение приносит пользу, благо тому, кто прощает. Это усиливаетпсихотерапевтическое воздействие положений христианского учения.
Следующейступенью в использовании формулы прощения для человека, уже ставшего моральноболее сильным, является положение не просто о прощении обиды, которое делаетчеловека эмоционально нейтральным по отношению к своему обидчику, а оформировании к обидчику добрых чувств. В психотерапевтическом смысле этоозначает, что даже воспоминание об обидах и обидчике будет носить характерположительных эмоций, то есть не вызовет былых страданий: обидчик будетассоциироваться с хорошим, положительным. Религиозные формулы выглядят в этомслучае так: а) «Вопрос: Как отзываться об оскорбляющих и укоряющих? Ответ: Мыдолжны говорить о них хорошее и хвалить их» конечно, речь идет о похвале кврагам – величайший выкуп наших грехов»; г) «Когда другой худо за хорошие дела;б) «… надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя»; в) «Любовьговорит о тебе, то мсти ему одобрением и похвалами»; д) «… ничем, кроме словаили дела доброго со стороны того, на кого раздраженный гневается»; е) «Любящийврага своего угашает силу огненную»; ж) «Люби врага своего… спасешь и его исвою душу»; з) «Любящий врага своего есть чудотворец»; и) «Любящий врага своегоукрощает волны морские и претворят бурю в тишину».
Наиболееемко схема перемены отношения к обидчику в лучшую сторону выражена у СвятогоФеофана Затворника: «В душе искренне примирились с ним и желаете мира вобращении… Ищите случая сделать добро, без ведома его. Узнав о нем послесвершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце ипроходите, не затрагивая его, и только молясь о нем». Здесь через заботу овиновном показан путь уменьшения собственных страданий. А суть заботы – вперевоспитании обидчика, в формировании в нем доброго, за что его можнополюбить. При этом не нужно ждать благодарностей от того, кому сделали добро,учит Святой Феофан Затворник. Это указание в психотерапевтическом смыслепомогает не переживать из-за возможных дополнительных негативных переживаний,связанных с общением с причинителем вреда, благо, которое получает потерпевший,более значимо: он, получает признание от Бога. В Нагорной проповеди об этомсказано так: «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы».
Следующимправилом психотерапевтического толка, которое можно вывести из смыслахристианского учения, можно считать следующее: Надо формировать у себяличностные качества, помогающие переносить различные тяготы. К этим качествамотносятся: терпение, необидчивость, равнодушное отношение к бедам, к деньгам,которые часто бывают причиной страданий. Можно привести следующие иллюстрации:а) «Надо охотно переносить скорби» (Преподобный Макарий Великий); б) «Неисправимостии немощи их терпеливо сносить»; в) «Нет ничего сильнее кротости: как водаугашает камень, так и слово кроткое утишает душу, горящую гневом паче пещиогненной»; г) «Не нужно печалиться о потере денег»; д) «Если ты на когообиделся, то знай, что ты горд, любишь себя, кайся в этом и укоряй себя».
Варсенале психотерапевтических средств христианской религии есть и интересныепсихотерапевтические техники. Так, для формирования у себя указанных личностныхкачеств, Святой Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые», посколькуГосподь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность нашей жизни».
Нужноотметить, что положения христианского учения не такие догматичные, как принятосчитать. Они отражают сложность изменяющейся человеческой жизни, человеческихотношений. Так, говоря о необходимости кроткого поведения, в то же времяотмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если кто гневаетсясправедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», –говорит Блаж. Феофилакт Бом.
Далееможно выделить такую психотерапевтическую установку, которая призываетотноситься к переживаемому несчастью не как к самому важному событию в жизни.Иначе это порождает уныние: в сознании фиксируется генеральная установка,вызванная страхом, обидой, сложными аффективными переживаниями, котораяокрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные тона. Событияоцениваются с точки зрения негативного факта, породившего болезненнуюустановку. Христианское учение в этом случае рекомендует не поддаваться унынию,которое понимает как «чрезмерную скорбь об утратах и неудачах житейских, скорбьдо отчаяния», советует переключаться на более важное. Метод переключения – одиниз психотерапевтических приемов с успехом используемый в христианстве, так каквековая традиция веры в высшую справедливость помогает ему быть болеедейственным.
Однойиз сильных формул христианского учения, помогающих человеку выйти из кризиса,преодолеть последствия причиненной моральной травмы, является положение,согласно которому надо относиться к несчастью как к благу: а) «Участь всех,хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибосоделываем спасение наше»; б) «Бывают случаи в жизни, когда злословие иненависть со стороны врагов Христовых является лучшей похвалой для рабовБожиих»; в) «Неприятности должно понимать как драгоценное врачевство противтщеславия и высокомудрия». Прием изменения знака отношения к происходящему напротивоположный позволяет сменить эмоциональный фон с отрицательного наположительный и тем самым найти в себе силы преодолеть страдание и жить дальше,не мучаясь, так как негативное событие перестает быть источником отрицательныхэмоций.
Довольнораспространенным приемом психотерапевтического плана в христианстве являетсяприем уменьшения собственного страдания путем сопоставления его со страданиямидругих. Он психологически разрешает ситуацию, когда человек оказывается вменьшинстве, и представители этого меньшинства в чем-то ущербнее, чембольшинство. Человек ощущает себя не таким как все и это его угнетает.Христианское утешение здесь в том, что показывается: в меньшинстве бытьпочетно, так как среди его членов – достойные представители: а) «В болезнинужно находить утешение в чтении Священного писания и Житий Святых»;
б)«Когда тебя обидят, вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смертизамучили, и вися на кресте Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, чтоделают».
Всегдалегче переносить страдания корпоративно с теми, кто может понять твоистрадания, так как сам испытал подобное. Еще большее облегчение приносит тообстоятельство, что это – уважаемые представители рода человеческого.
Болееобщей по отношению к другим психотерапевтическим установкам является та,которая в принципе при возможных и имеющихся у человека проблемах направляетего к христианскому учению в поисках утешения. Система христианских положенийздесь выступает иной, альтернативной точкой зрения по отношению к той, котораявызвала нравственные страдания. Морально-нравственные страдания порождаютсяиз-за несоответствия человека принятым общественным стандартам. Христианскоеутешение выступает своеобразным замещением, дающим другую систему норм иоценок.
Так,если общество осуждает незаконнорожденного за факт юридического способа егопроисхождения, то он находит поддержку в религии, где его принимают и считаютдостойным человеком: «Происхождение от законных или незаконных родителей вЦеркви православной не имеет никакого значения, так как каждая личностьоценивается здесь исключительно по ее нравственному достоинству».
В рамкаххристианского учения мы находим не только меры, способствующие преодолениюнегативных последствий, но и превентивные меры, позволяющие избежатьнеблагоприятных воздействий вообще или снизить силу их влияния: «Благоразумиетребует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить и не причинит ли нам идругим вреда то, что мы хотим сказать».
Такимобразом, на примере положений христианской религии нами было показано, чтопсихотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вредаявляется в некоторых случаях более естественной и эффективной.
Библиографическийсписок
1. Дейк Т.А. Ван. Контекст ипознание. Фреймы знаний и понимание речевых актов (Язык. Познание.Коммуникация). М.: Прогресс, 2009.
2. Майерс Д. Социальная психология.СПб.: Питер, 2008
3. Минделл А. Лидер как мастерединоборства /Введение в психологию демократии/ Часть 1. М., 2008.
4. Патохарактерологический диагностическийопросник /ПДО //Детский психолог. 2009.
5. Петрухин И.Л. Личные тайны /Человеки власть/. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 2008.
6. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2010.
7. Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М.: Гардарика, 2009.
8. Сахнова Т.В. Основысудебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М.: Юристъ, 2010.
Размещено на www.