Реферат по предмету "Психология"


Психосоциальная работа в специализированных учреждениях

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Оренбургскийгосударственный аграрный университет»
Юридическийфакультет
Кафедрасоциологии и социальной работы

Курсоваяработа
по дисциплинеСоциально-психологическая коррекция и консультирование
на тему: Психосоциальная работа в специализированныхучреждениях
Выполнила:
студентка 51 группы
юридического факультета
отделения социальной работы
Сидорова И. А.
Проверила:
преподаватель кафедры
Паина Л. И.
Оренбург 2010

Введение
Когда люди сталкиваются спроблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи не всостоянии помочь изменить ситуацию — возникает потребность в психосоциальнойработе.
Психосоциальная работа — направлениев социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектамтрудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальныхслужб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальнуюпомощь населению.
Потребность впсихосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, привозникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызванопричинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложнымсочетанием.
Источником внешнегосоциально-психологического неблагополучия могут выступать социальные,социально-экономические и медико-социальные причины, такие, как потеря работы,потеря близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства ипривычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из местлишения свободы и т.д., что вызывает необходимость изменения прежнихстереотипов поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективнофункционировать в новых условиях существования.[1]
Причины внутреннегопорядка, приводящие к социальной дезадаптации и социально-психологическомунеблагополучию, заключаются в деформации различных личностных структур какосознаваемого, гак и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровняпритязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственнойсферы, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки,психотравмы, комплексы).
Психосоциальная помощьтребуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место средикоторых выходят семейные, включая осложнения и трудности как вдетско-родительских, так и в супружеских отношениях. При этом можно выделитьнесколько направлений психосоциальной работы в оздоровлении семейных отношений.Всё вышеобозначенное говорит об актуальности данной проблемы.
Разработанностьданной темы достаточно обширна. В исследованиях Сафоновой Л. В., Беззубика К.В., Абрамовой Г.С. анализируются понятие психосоциальной работы, еероль и место в современном обществе. В книге Чернецкой А. А. рассматриваютсяосновные функции психосоциальной работы. Сфера применения психосоциальнойдеятельности раскрывается Новиковой и Хухреевым. Были затронуты вопросы,касающиеся специализированных учреждений, оказывающихся помощь категориям лиц,попавшим в трудную жизненную ситуацию. В этом значительную роль сыграли такиеавторы, как Пахальян В. Э. и многие другие.
Предметомкурсовой работы является психосоциальная помощь в специализированныхучреждениях.
Объектомявляется психосоциальная работа.
В связи с этим цель, нарассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может бытьсформулирована как определение и анализ основных методов психосоциальной работыв специализированных учреждениях.
Всоответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
1.Раскрыть место, роль психосоциальнойработы в системе социальной работы.
2. Описать содержание иметодику психосоциальной деятельности в системе социальной работы.
3. Охарактеризоватьспециализированные учреждения, осуществляющие психосоциальную помощь.
4. Ознакомиться соспециализированными учреждениями, оказывающими психосоциальную помощь, привестипримеры.
В идеале психосоциальнаяработа, направленная на психологическую поддержку населения в различныхзатруднительных случаях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональнуюнестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так какпсихосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем.

1. Содержаниепсихосоциальной работы
1.1 Место и рольпсихосоциальной работы в системе социальной работы
Введение в Россиисоциальной работы и подготовки специалистов по социальной работе кардинальноизменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человекаи общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин,педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этихдисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном иличностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразнымифакторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Потребность в специалистепо социальной работе и его помощи всегда возникает именно в таких кризисныхситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобратьсяв проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, которыйможет носить самый разнообразный характер, — безработица, болезни, адаптацияпосле пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты ит.д.
К таким проблемам,требующим специальной профессиональной помощи относятся, безусловно, ипсихологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела,сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызваноне только причинами внутреннего психологического характера, но и внешнимиобстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию.
Главная цель психосоциальнойработы – продуктивная социализация личности в изменившихся условиях.Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественноеили индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье, созданиеусловий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция,восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения,взаимодействия в процессе жизнедеятельности.[2]
Что касается определенияпсихосоциальной работы, можно отметить, что в широком смысле психосоциальнаяработа понимается как направление социальной работы, основная цель которой —оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействиялюдям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплексаусловий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условияхжизнедеятельности.
В узком же смыслепсихосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе,направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, напоиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностейв жизненной ситуации.[3]
В функциональныеобязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп иконсультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических,напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазонасоциально и личностно-приемлемых средств для самостоятельного решениявозникающих проблем и преодоления трудностей. Следовательно, объектпсихосоциальной работы — часть населения, которая в данный момент временинаходится в трудной жизненной ситуации.
В науке выделяюткритические и напряженные ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат ипотерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных конфликтов,техногенных и стихийных бедствий; потери работы и т. д.
К субъектампсихосоциальной работы относят относят людей с ограниченными возможностями,инвалидов, детей-сирот, социально- неблагополучных, входящих в «группу риска»,аддитивных, переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся в труднойжизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней. Психосоциальнаяпрактика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики,содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации. Находясь всостоянии острого кризиса, человек не может самостоятельно найти выход изтрудной ситуации, он ощущает безысходность и тупиковость жизненныхобстоятельств. Стрессовое состояние вносит когнитивный диссонанс в его ощущенияи вводит его в состояние интеллектуального ступора, что и становится причинойнеспособности самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами.Находясь в таком состоянии, человек нуждается в помощи специалиста.
К основным функциямпсихосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная,коррекционная, посредническая и терапевтическая.[4]
Вцелом, можно сказать, что психосоциальная помощь направлена на преодолениесоциальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений. Но,изучив место и роль психосоциальной работы в жизни общества, можно утверждать,что психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать безосознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью вситуации.

1.2 Содержаниеи методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Средиученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, поройальтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и нанеобходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающихпомощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалиисоциальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречаетсяклиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе. По долгу своейслужбы он обязан оказать человеку первичную психологическую помощь и сделатьэто профессионально, корректно и компетентно. Поэтому необходимостьрассмотрения содержания и методики психосоциальной деятельности в системесоциальной работы — актуальная проблема не только теории, но и практики.
Работа по оказаниюпсихосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной.Проблемы проявляются здесь социально или психологически. Клиент должен иметь иную,более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Специалист посоциальной работе и клиент приходят к согласию о начале совместного процессарешения проблемы. Воздействие более систематизировано и структурировано, чемобщественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается отмногократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения,которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальнаядеятельность также направлена на изменение личности, отношений и социальнойситуации.[5]
Основные методыпсихосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальнойработы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом:семьей, группой, коллективом.
Содержаниепсихологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой иэкзистенциальной поддержки (возвращение доверия к миру, установление открытых иискренних отношений) человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих входе их личностного или социального бытия. Психологическая помощь оказывается втом случае, когда человек не может справиться с трудностями, потерями,одиночеством, не может быть в ладу с самим собой, обрести внутреннюю гармонию.
Содержание деятельностисоставляют: объективация и рефлексия ситуации; структурирование совладающихпроцессов; создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов.[6]
Психологическая помощьограничивается рамками внемедицинской, психосоциальной терапии.
Целью и соответственнорезультатом психологической помощи личности в психосоциальной практикеявляются:
— эмоциональноереагирование (снятие стресса и напряжения, обретение когнитивного контроля ит.п.; выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы,разрешение конфликтов, преодоление кризисов, что возможно только в условияхгрупповой работы или психотерапии);
— осознание клиентомсобственной проблемы (эта цель может быть достигнута только в процессевторичной психологической помощи или психотерапии, реализуемойпсихологом-консультантом или психотерапевтом);
— осознание и обращениеклиента к собственным внутренним ресурсам личности;
— осознание и обращениеклиента к ресурсам социальной среды, принятие этой помощи;
— продуктивная адаптацияклиента в сообществе.[7]
Социальный работниквыступает в роли советчика, друга, компаньона. Специалист по социальной работевыступает в роли посредника с целью активизации поддерживающих систем,привлечения внимания формальных поддерживающих систем к проблемам клиента.
Качество межличностныхотношений клиента и консультанта — более важный фактор, чем то, какуюфилософию, метод или технику исповедует и использует помощник-консультант.Существует также взаимосвязь эффективности помощника и его эмпатии, уважения кклиенту и подлинности его поведения.
Умение слушать являетсяролевой особенностью социальных работников, фактором успешного терапевтическоговмешательства. Клиенты могут выражать различные эмоциональные проявления,отрицать наличие конфликта и проблемы, блокировать процесс взаимодействия.
Социальное регулированиеиндивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могутвоздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственноепонимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана синдивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действиеосуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенноедействие окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подходаследует сформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслитьпо отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.[8]
Беседа с клиентомнаиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие.Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимообладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведениячеловека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективностиработы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение затем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективныечувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытыепослания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
Каждая беседа обычнофиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследованиефинансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д.Беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец.Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться насодержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные иливидеозаписи.[9]
Таким образом, можносказать, что основным положением при описании содержания и методикипсихосоциальной деятельности, является утверждение о том, что специалист долженвести работу как непосредственно с клиентом и его внутренним миром, так и с егородственниками, в заботе и помощи которых он очень нуждается.
В плане действий стоитизменение отношения клиента к психосоциальной помощи, к социальным службамразных типов. Следовательно, необходимо рассмотреть сферу примененияпсихосоциальной работы.
1.3 Сфераприменения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный»,с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны,указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так ипсихологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10]
В практической работеграницы между психотерапией и психосоциальной работой часто являютсяподвижными. Той профессиональной группой, которая находится на водоразделемежду психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники всистеме социальной защиты, криминального исправления, школьного образования ибольшей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности оничасто применяют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере приэтом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы ихработу стали называть психосоциальной. Сравнить различные рабочие формыпсихотерапии и психосоциологии можно на примере их различных целей и уровняпритязаний, когда речь идет об изменении ситуации клиента.
Здесь можно выделить тринаправления психосоциальной работы:
а) социальная служба;
б) психосоциальнаяработа:
— общественнонаправленное воздействие;
— индивидуальнонаправленное воздействие.
в) лечение (воздействие):
— психосоциальноевоздействие;
— психотерапия.
Примером социальнойслужбы является посредничество различного вида:
— выплаты социальныхпособий;
— предоставлениеинформации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
— помощь в списаниидолгов;
— как добиться льгот вочереди на детский сад или на место в больнице.[11]
Содержание контактовконцентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личностьнуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагиваетсянезначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникаюткакие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинствомклиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальнойзащиты.
Психосоциальная работаимеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительнойдеятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, системасоциальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи,психиатрия. психосоциальная работа осуществляется и в такой специфическойсфере, как производство.
Психосоциальная работавключает в себя две различные формы:
1) общественнонаправленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как онаиначе именуется, заключается в просветительской деятельности или передачезнаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсыв школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта — группа для родителейв детском здравоохранении;
2) другая формапсихосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е.речь идет об индивидуально направленном воздействии. [12]
Личность клиентазатрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседыявляются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработкупограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся вкризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются вособой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Непроисходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либосущественных изменений личности, даже если эффект и мог бы статьтерапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимаянеспециалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида,можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы. Работа поизучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность такжепреимущественно относятся ко второму уровню.[13]
Работа по оказаниюпсихосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной.Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметьиную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальныйработник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решенияпроблемы.
Воздействие болеесистематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа.По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов.Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществленияизменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменениеличности, отношений и/или социальной ситуации.
Психотерапия определяетсякак «воздействие, основанное на психологической теории и методах изаключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицуили группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений иснятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими». Впсихотерапии используется ряд методов: гипноз, поведенческая терапия,психодинамическая терапия, образная терапия, манипуляционный (трансактный)анализ.
В отличие отпсихосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.
К сожалению, психотерапияв течение длительного времени считалась более «высокой», чем психосоциальноевоздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедшихдополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, гдепреимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другойдеятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обенаправлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенциивоздействующего лица.
Многие ученые ипрактические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействиекак равноценные формы работы.
Психосоциальноевоздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическаяситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание.Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены наразличные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленнойспецифическими проблемами целевых групп.[14]
В заключении можносказать, что работа психолога при взаимодействии с кризисным клиентом(личностью или группой), должна опираться на следующие базовые принципы:личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный смысл, они являютсяследствиями причин не только личной истории клиента, но и интерперсональных итрансперсональных уровней, причем причина и следствие образуют некоторуюцелостность – целостность психической реальности; человеческая психика имеетуникальные возможности к самоисцелению, развитию, совершенствованию,приобретению целостности и гармоничности и выходу из кризисных состояний;человек может самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания,самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право своейжизни другому человеку: психотерапевту, психологу, священнику – человеку,являющемуся носителем интегративных функций общества; человеческая психикаимеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребностьв трансцендировании, в духовных измерениях существования; личность уникальнаямозаика дуальностей, а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до техпор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личностьпредставляет собой систему напряжений между «Я» и «не Я»; необходимо осознаниеклиентом ответственности за целостность своей личности и приобретениеинтегративных навыков, что может свидетельствовать о его переходе на новый этап– этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью длясебя и окружающих не только пережить кризисную ситуацию, но и использоватькризисный опыт для самореализации; кризис является единственным условием длямощной и быстрой трансформации – возрождения личности.

2. Организационныеподходы к психолого-социальной работе в специализированных учреждениях
2.1 Характеристикаспециализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь
Система социальнойработы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных,открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует,обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурнойи т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделейсоциальной работы. Институты социальной работы включают в себя основныесоциальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущаядеятельность.
В сложной, иерархизированнойсистеме целеполагания социальной работы принято выделять различные системныеуровни:
1. Национальный уровеньсоставляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют исоздают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональноммасштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен всовременной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования,молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровнегосударства.
2. Региональный уровеньопределяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими,демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровнявыражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровеньотражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целейи задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношенияуправления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблемопеки и попечительства).
4. Локальный уровень,связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурногосвоеобразия.
5. Региональный,муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуетсябольшей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.[15]
В настоящее время вРоссийской Федерации создано много специализированных учреждений, оказывающихпсихолого-социальную помощь. Рассмотрим основные психосоциальные услуги: психопрофилактикаи психогигиена; психодиагнортика и обследование личности клиента;психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная); семейноепсихологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологическоеконсультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологическийконсилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение встационарных учреждениях здравоохранения в целях оказанияморально-психологической поддержки; психосоциальное консультирование; социально-психологическийпатронаж; социально-психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекцияотношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитиенавыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентацияна основе тестирования; организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическоепросвещение; ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными ипсихотерапевтическими методами.[16]
Деятельность различныхспециализированных центров в основном направлена на оказание социально-психологическойпомощи всем тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кто испытываетбезысходность, подавленность, бессмысленность жизни, кто страдает от агрессии идепрессии, страхов, тревог бессонницы и раздражительности, одиночества инепонимания близких и просто тем, кому нужна психологическая помощь иконсультация психолога. Под эти характеристики попадает различные категориинаселения, независимо от пола, возраста. Рассмотрим работу специализированных учрежденийна примере Республики Башкортостан.
2.2Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примереучреждений Республики Башкортостан
психотерапевтическийсоциализация специализированный учреждение
В Республике Башкортостанза последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частьювсей социальной политики.
Первым шагом на путисоздания республиканской системы оказания социально-психологической помощиявилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учрежденийсоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи, которые началиработать как городские. В настоящее время одно из этих учреждений –медико-педагогический центр «Подросток» имеет статус городского, второй жецентр в 1995 году получил статус республиканского.
Сегодня в штатеРеспубликанского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи63 сотрудника, работает 5 отделов.
Основными направлениями деятельностиЦентра являются: индивидуальное и групповое консультирование детей, подростков,молодежи и их родителей по психологическим проблемам; работа по оказаниюкомплексной социально-психологической помощи семье, детям, молодежи; повышениеэффективности работы по профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде;формирование условий для повышения социальной активности молодых людей; оказаниепсихолого-педагогической помощи в работе с детьми-инвалидами и их семьями; организацияи проведение спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий;проведение обучающих семинаров; профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защита их прав и законных интересов; методическая помощьпедагогам, психологам, социальным работникам.[17]
Деятельность учрежденийсоциального обслуживания молодежи курирует отдел социальной работы снесовершеннолетними и молодежью Государственного комитета РеспубликиБашкортостан по молодежной политике.
Основные формы работыотдела в этом направлении: разработка нормативно-правовой базы деятельностиучреждений, занимающихся оказанием социально-психологической помощи семье,детям, молодежи; формирование единой республиканской системы специализированныхслужб для молодежи; координация деятельности Республиканского центрасоциально-психологической помощи семье, детям, молодежи и его филиалов,региональных центров социально-психологической реабилитации участниковлокальных вооруженных конфликтов и боевых действий; обучение, повышениеквалификации и переподготовка руководителей и специалистов социальных служб длямолодежи; обобщение, распространение и внедрение инновационных методик ипередовых форм работы.
Оказаниесоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи является важнымкомпонентом реализации государственной молодежной политики в республике.Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждаетсяв социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в условияхновой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки,профориентационные рекомендации психологов.
Городской центрпсихолого-медико-социального сопровождения «Индиго». управления по деламмолодежи администрации г. Уфы ведет работу по таким направлениям, как оказаниекомплексной социально-психологической и реабилитационной помощинесовершеннолетним и молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежнойсреде, формирование условий для повышения социальной активности молодых людей.
Кроме этого, следуетотметить центр психологической помощи «Доверие» комитета по делам молодежиадминистрации г. Салавата, Баймакский региональный центрсоциально-психологической помощи семье, детям, молодежи. В основе работы этихучреждений лежит четко сформулированная концепция развития, направления работывыбраны с учетом социальной потребности. Специалисты регулярно проводят анализсоциальных проблем подростков и молодежи региона, вся работа специалистов имеетсерьезное научно-методическое обоснование.
В 2003 году Министерствомобразования Российской Федерации по итогам конкурса среди учрежденийсоциального обслуживания молодежи Центру психологической помощи «Доверие» г.Салавата присвоен статус экспериментального центра по социальной работе. Центрумедико-психолого-социального сопровождения «Индиго» г. Уфы присвоен статусрегионального экспериментального центра по социальной работе.
Исходя из задачи созданияцелостной системы социальной поддержки молодежи, в 1996 создан региональныйцентр социально-психологической помощи детям, семье, молодежи для районовБашкирского Зауралья.
В 2003 году в РеспубликеБашкортостан действовало 33 службы и центра социально-психологической помощисемье, детям, молодежи, 8 отделов социально-психологической помощи приподростковых клубах, молодежных центрах, дворцах молодежи. За 2003 год в данныеучреждения обратилось более 10 тысяч человек.
В 2003 годупрослеживалась положительная тенденция увеличения количества служб «телефондоверия», действующих на базе учреждений молодежной политики. Всегоорганизована работа 21 службы «Телефон доверия». О востребованности такой формыпсихологической помощи говорит факт, что по сравнению с предыдущим годомколичество обращений в данные службы возросло больше, чем на четверть. За 2003год к специалистам служб «телефон доверия» было 16517 обращений.[18]
Работа «телефоновдоверия» является одной из наиболее эффективных форм профилактики суицидов вподростково-молодежной среде.
Проблемы, которыенаиболее часто являются причинами обращения в службы социально-психологическойпомощи можно разбить на несколько групп: подготовка дошкольников к школе,успеваемость и поведение в школе, конфликты в семье между супругами, родителямии детьми, проблемы реабилитации участников локальных войн и боевых действий.
Большое внимание впоследние годы уделяется работе с молодыми семьями. Практика показала, что дляуспешного, комплексного решения проблем обратившихся в службы необходимовведение в штаты служб социально-психологической помощи ставок следующихспециалистов: социальных педагогов, юристов, врачей-психотерапевтов,сексопатологов, неонатологов, психиатров, наркологов, гинекологов.
Позитивной тенденциейявляется широкое привлечение психологов служб социально-психологической помощидля сопровождения работы летних профильных лагерей. Центроммедико-психолого-социального сопровождения «Индиго» г. Уфы обобщен опыт работыв данном направлении за несколько лет и при поддержке Госкоммолодежи РБ издансборник методических рекомендаций по вопросам организации данной работы.

Заключение
Введение в Россиисоциальной работы и подготовки специалистов по социальной работе кардинальноизменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человекаи общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин,педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этихдисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном иличностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразнымифакторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Психосоциальнаяпомощь направлена на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровлениемежличностных отношений. Но, изучив место и роль психосоциальной работы в жизниобщества, можно утверждать, что психосоциальная практика не может сегодняэффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методикиповседневной работы с личностью в ситуации.
Главнаяцель психосоциальной работы – продуктивная социализация личности в изменившихсяусловиях. Среди ученых,и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точкизрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимостьразграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощьчеловеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалиисоциальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречаетсяклиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе. По долгу своейслужбы он обязан оказать человеку первичную психологическую помощь и сделатьэто профессионально, корректно и компетентно. Поэтому необходимостьрассмотрения содержания и методики психосоциальной деятельности в системесоциальной работы — актуальная проблема не только теории, но и практики.
Деятельность различныхспециализированных центров в основном направлена на оказаниесоциально-психологической помощи всем тем, кто попал в трудную жизненнуюситуацию, кто испытывает безысходность, подавленность, бессмысленность жизни,кто страдает от агрессии и депрессии, страхов, тревог бессонницы ираздражительности, одиночества и непонимания близких и просто тем, кому нужнапсихологическая помощь и консультация психолога. Под эти характеристикипопадает различные категории населения, независимо от пола, возраста.
По моему мнению, оказаниесоциально-психологической помощи детям, семье, молодежи является одним из самыхважных компонентов реализации социальной политики государства. Молодежь, являясьнаименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальнойподдержке. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики,требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендациипсихологов. Следовательно, необходимо расширять количество специализированныхучреждений в нашей стране.
Практика показала, чтодля успешного, комплексного решения проблем обратившихся в службы необходимовведение в штаты служб социально-психологической помощи ставок следующихспециалистов: социальных педагогов, юристов, врачей-психотерапевтов,сексопатологов, неонатологов, психиатров, наркологов, гинекологов.

Список использованныхисточников
1. Ардашкин И.Б.Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы — Томск: ТПУ, 2004. –156 с.
2. Абрамова Г.С.Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 2007. — 420с.
3. Беззубик К. В. Содержаниеи методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: Изд-во:«Инфра-М», 2009. — 168 с.
4. Белинская А. Б.Проблемы подготовки специалистов по психосоциальной работе. // Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010. №1. — 43 с.
5. Войтенко А. И.,Комарова Е. И. Менеджмент социальной работы.– М.: Изд-во: «Владос», 2001. — 288с.
6. Гулина М. А.Психология социальной работы. – С-П.: 2002. — 352 с.
7. Ермолаева, Е.Г. Квопросу о психологической природе индивидуальных ценностей // Фундаментальные иприкладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам5-й Международной научно-практической конференции. — Тамбов: Изд-во ПершинаР.В., 2007. – 234 с.
8. Журавлева А. Л.Социальная психология: учебник для высших учебных заведений — М.: изд. «ПЕРСЭ», 2002. — 351 с.
9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М.: Изд-во:«Владос», 2000. – 240 с.
10. Зинченко В. П.,Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь – Изд-во: «Прайм-Еврознак,2005. – С. 345.
11. Клецина И. С.Практикум по социальной психологии. Режим доступа: biblioteki.net.
12. Кулебякин Е. В.Психология социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневосточногоуниверситета, 2004. 87 с.
13. Козлов В.В.Работа с кризисной личностью— М.: Изд-во: «Институт Психотерапии», 2003. —302с.
14. Мельникова Н.А.Социальная психология. Конспект лекций. Режим доступа: biblioteki.net.
15. Новикова Е.В.,Хухрев И.А. Психосоциальная помощь населению — Новосибирск: изд-во: «Наука»,2004. — 220 с.
16. Сафонова Л. В.Содержание и методика психосоциальной работы – М.: Издательство «Академия»,2006.- 224 с.
17. Фирсов М.В.,Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальнойпрактики — М.: Изд-во: «Академия», 2002. — 192 с.
18. Чернецкая А.А.Технология социальной работы — Ростов-на-Дону: Изд-во: Феникс, 2006. – 400 с.
19. Пахальян В.Э.Оказание психосоциальной помощи // Вопросы психологии,2008. № 4. с. 12-13.
20. Курс лекций«Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы». Режимдоступа: www.5ka.su/ref/psychology/0_object3331.html.
21. «Социально-психологическая помощь семье, детям,молодёжи». Режимдоступа:http://www.molodostrb.ru/sotsialno_psixologicheskaja_pomosch_semje_detjam_molodezhi/.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.