Реферат по предмету "Психология"


Психология в структуре современных наук

Психологияв структуре современных наук
 

Содержание
 
1. Психологияв структуре современных наук
1.1 Представленияантичных и средневековых философов о душе и сознании
1.2 Методинтроспекции и проблема самонаблюдения
1.3 Бихевиоризмкак наука о поведении
1.4 Становлениеотечественной психологии
1.5 Взаимосвязьпсихологии и современных наук
1.6 Основныеотрасли психологии
Список использованныхисточников
 

1. Психология в структуресовременных наук
 
1.1 Представленияантичных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любаядругая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX –начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – упсихологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеетсяв виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом отфилософии, сближением с естественными науками и появлением собственныхэкспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истокипсихологии теряются в глубине веков.
В истории психологииможно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовалакак наука о душе, на втором – как наука о сознании, на третьем – как наука оповедении, а на четвертом – как наука о психике.
Особенностью психологиикак научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человексталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психическиеявления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, внароде глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции,отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти,поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этомчеловеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком,когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человекспит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны – непонятныеобразы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношениежизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира ипривело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей:осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь исмерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив,его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда жечеловек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другоеместо. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства,состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить ихпроисхождение и содержание в доступной для себя форме.
С тех пор прошло оченьмного времени, но и сейчас человек не может полностью объяснить многиепсихические явления. Например, до сих пор механизмы взаимодействия психики иорганизма являются нерешенной загадкой. Тем не менее, за время существованиячеловечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходилостановление психологии как самостоятельной науки, хотя первоначальнопсихологические знания аккумулировались на бытовом, или житейском, уровне.
Житейские психологическиесведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучныепсихологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человекав процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на егодействия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведенииокружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишенысистематичности, глубины, доказательности. Вполне вероятно, что стремлениечеловека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук –философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души.Поэтому не случайно, что один из центральных вопросов любого философскогонаправления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. Аименно – что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй,не менее значимый, вопрос философии – это вопрос о том, можно ли познатьокружающую нас реальность и самого человека.
В зависимости от того,как философы отвечали на эти основные вопросы, их всех можно отнести к определеннымфилософским школам и направлениям. Философы-идеалисты полагали, что идеальноепервично, а материя вторична. Сначала был дух, а потом материя.Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, аидеальное вторично. (Следует отметить, что такое деление философскихнаправлений характерно для нашего времени. Первоначально деления наматериалистическую и идеалистическую философию не было. Деление осуществлялосьна основе принадлежности к той или иной философской школе, которые по-разномуотвечали на основной вопрос философии. Например, пифагорейская школа, милетскаяшкола, философская школа стоиков и др.)
Само название изучаемойнами науки переводится как «наука о душе». Поэтому первые психологическиевоззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку зрения вбольшей степени отражает позиция философов-идеалистов. Например, вдревнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец IV тыс. до н.э.) делается попытка описать механизмы психического. Согласно этомупроизведению, устроителем всего существующего, вселенским архитектором являетсябог Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведаетон. Однако уже в те древние времена существовало представление о том, чтопсихические явления каким-то образом связаны с телом человека. В этом жедревнеегипетском произведении дается следующая трактовка значения органовчувств для человека: боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабыдавали они сообщение сердцу». Одновременно с этим сердцу отводилась рольпроводника сознания. Таким образом, наряду с идеалистическими воззрениями наприроду души человека существовали и другие – материалистические, которые удревнегреческих философов приобрели наиболее отчетливое выражение.
Изучение и объяснениедуши является первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос,что такое душа, оказалось не так-то просто. Представители идеалистическойфилософии рассматривают психику как нечто первичное, существующеесамостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельностипроявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальныевещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо какнекоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи».Подобные взгляды вполне объяснимы, поскольку идеализм зародился тогда, когдалюди, практически не имея никаких представлений о строении и функциях тела,думали, что психические явления представляют собой Деятельность особого,сверхъестественного существа – души и духа, который вселяется в человека вмомент рождения и покидает его в момент сна и смерти.
Первоначально душапредставлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разныхорганах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься каксвоеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность,связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Наэтой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждавшие,что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, априрода, материя – вторичными, производными от Духа, идей, сознания. Наиболееяркими представителями являются философы школы Пифагора с острова Самос.
Пифагорейская школа проповедовалаучение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядкенаказания. Эта школа была не просто религиозной, а представляла собойрелигиозно-мистический союз. Согласно воззрениям пифагорейцев, мироздание имеетне вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем– от движения небесных тел до грамматики – царит гармония, имеющая числовоевыражение. Душе тоже присуща гармония – гармония противоположностей тела.
Материалистическоепонимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точкизрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первыепредставители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе отсовременных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) вследза философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит оматериальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению,все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное идушевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общийритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организмеи есть душа – психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения извлаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Однако между состоянием«влажности» и «огненности» есть множество переходов. Например, о пьяномчеловеке Гераклит говорит, «что он не замечает, куда идет, ибо психея еговлажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.
С идеей огня как основойсуществующего мира мы встречаемся и в работах другого известногодревнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который разработалатомистическую модель мира. Согласно Демокриту, душа – это материальноевещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и оченьподвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и дажемеханическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникаютпотому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами,непосредственно «истекающими» от предметов. Из вышесказанного следует, чтоматериализм Демокрита носил наивный механистический характер.
С гораздо более сложнымипонятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение,которое в течение длительного времени оставалось главным руководством попсихологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем психологии.Он отрицал взгляд надушу как на вещество. В то же время он не считал возможнымрассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делалифилософы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, – это целесообразно работающаяорганическая система. Для определения природы души он использовал сложнуюфилософскую категорию – «энтелехия», «… душа, – писал он, – необходимо естьсущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью.Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такоготела». Познакомившись с изречением Аристотеля, невольно хочется спросить о том,какой смысл вложен в понятие «энтелехия». На что Аристотель дает следующийответ: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». Итак,душа есть сущность живого тела, так же как зрение – сущность глаза как органазрения. Следовательно, главная сущность души, по Аристотелю, – реализациябиологического существования организма.
Впоследствии понятие«душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических»и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души,вероятно, были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.)обсуждалась проблема души прежде всего как этическая. Утверждалось, что длядостижения блаженства необходимо совершенствование личности путем правильногоповедения. Позднее с этическими проблемами душевного развития мы встречаемся врелигиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Однако наиболее яркоэтические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. дон. э.) – Платоном (427- 347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд надушу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду стелом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное,вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и телонаходятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождениюдуша призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различнымижеланиями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярковыражен его идеализм. Из своего представления о душе Платон и Сократ делаютэтические выводы. Душа – самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должензаботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. При смертидуша расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни велчеловек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли,отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.
Этот мир действительносуществует. Это мир духовной человеческой культуры, зафиксированный в еематериальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах.Это мир абстрактных понятий, в которых отражены общие свойства и сущностивещей. И наконец, самое главное, это мир человеческих ценностей и идеалов, этомир человеческой морали. Таким образом, идеалистические воззрения Сократа иПлатона раскрыли другую сторону человеческой психики – морально-этическую.Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что идеалистические ученияСократа и Платона не менее важны для современной психологической науки, чемвзгляды материалистов. Особенно отчетливо это наблюдается в последниедесятилетия, когда духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждатьсяв психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровьеличности, рост личности и др. Вряд ли современная психология была бы тойнаукой, какая она есть сейчас, если бы не было идеалистических учений античныхфилософов о душе с их этическими следствиями.
Следующий крупный этапразвития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта(1569-1650). Латинский вариант его имени – Ренатус Картезиус. Декарт считаетсяродоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям,знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, нанепосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логическогорассуждения. Данная позиция известна в научном мире как «картезианскаяфилософия», или «картезианская интуиция».
Исходя из своей точкизрения, Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многиезаблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того,чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в томчисле и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицанииможно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остаетсянаше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известноевыражение, принадлежащее Декарту «Мыслю – значит, существую». Далее, отвечая навопрос «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, чтопроисходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». Вэтих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. –постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это егосознание.
Однако в своих трудахДекарт доказывал, что не только работа внутренних органов, но и поведениеорганизма – его взаимодействие с другими внешними телами – не нуждается в душе.По его мнению, взаимодействие организма с внешней средой осуществляетсяпосредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок».Внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри«нервных» трубок, нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаныотверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи»устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Такимобразом, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит внеего и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия врегуляции поведения. Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу итело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции –материя и дух.
В истории психологии этоучение получило название «дуализм» (от лат. dualis – «двойственный»), С точкизрения дуалистов, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существуеткак бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. На почведуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространениеидеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма,утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимодруг от друга, но совместно. Основными представителями этого направления впсихологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Вине и У.Джемс.
Примерно с этого временивозникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать,чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика былаприравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания.Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественныхпроцессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая еепроявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всехфилософов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь –это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдениии недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинногообъяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подходстал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

1.2 Метод интроспекциии проблема самонаблюдения
психологиябихевиоризм поведение античный
На протяжении длительноговремени метод интроспекции был не просто главным, а единственным методомпсихологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителямиинтроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнегонаблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться(репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознанияконкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.
Идеологом методаинтроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта онепосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует дваисточника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственногоума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и врезультате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности умалежит особое внутреннее чувство – рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение,которому ум подвергает свою деятельность».
В то же время поддеятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание,желание.
Дж. Локк заявлял, чторефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственнойдуши, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, онизаняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развитьсяи у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и ненаправит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данногоположения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики.Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессампервого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессамвторого уровня – наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образоввосприятия.
Другим не менее важнымвыводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознанияоткрываются только самому субъекту, ученый может проводить психологическиеисследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции неприходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долгоупражняться.
По сути, Дж. Локк, находясьна материалистических позициях, придерживается двух принципов английскогоматериализма XVI-XVII вв., который возник и развивался под влиянием достиженийв механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый изпровозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принципсенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания. Второй –это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познанияпсихических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложитьвсе сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этимиэлементами.
Данная точка зренияполучила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторуюограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьмапрогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние наразвитие психологической науки.
Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение –ассоциативное направление. Истоком этого учения являлся все тот жесенсуалистический материализм. Только если Дж. Локк больше внимания уделялпервому принципу, то представители ассоциативного направления строили своиумозаключения на основе второго принципа. Возникновение и становлениеассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма и Д. Гартли. Английскийврач Д. Гартли (1705-1757), противопоставляя себя материалистам, тем не менеезаложил основы материалистической по своему духу ассоциативной теории. Причинупсихических явлений он видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. Поего мнению, нервная система – это система, подчиненная физическим законам.Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд,ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинныйряд охватывает поведение всего организма – и восприятие вибраций во внешнейсреде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц.Разработанное им учение о вибрациях получило свое дальнейшее развитие в работахД. Юма и послужило основой развития ассоциативной психологии.
Давид Юм (1711-1776) вкачестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией онпонимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешниемеханические связи. По его мнению, все сложные образования сознания, включаясознание своего «я», а также объекты внешнего мира являются лишь «пучкамипредставлений», объединенных между собой внешними связями – ассоциациями.Следует отметить, что Юм скептически относился к рефлексии Локка. В своей книге«Исследование о человеческом познании» он пишет, что когда мы вглядываемся всебя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о другихпонятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем.Единственное, что мы замечаем, это комплексы перцепций, сменяющих друг друга.Поэтому единственным способом, с помощью которого можно получить информацию опсихическом, является опыт. Причем под опытом он понимал впечатления (ощущения,эмоции и т. д.) и «идеи» – копии впечатлений. Таким образом, труды Юма вопределенной степени предопределили возникновение экспериментальных методовпсихологии.
Следует отметить, что ксередине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. Иименно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широкоиспользоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным.Более того, проводились грандиозные эксперименты по проверке методаинтроспекции. Этому способствовало убеждение в том, что интроспекция как методпсихологии имеет целый ряд преимуществ. Считалось, что в сознаниинепосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений.Поэтому если вы хотите узнать, почему подняли руку, то причину этого надоискать в своем сознании. Кроме этого считалось, что интроспекция, в отличие отнаших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучениивнешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.
Однако со временемширокое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии,а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологиипсихическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознаниезамыкалось в самом себе, а следовательно, наблюдался отрыв психического отобъективного бытия и самого субъекта. Более того, поскольку утверждалось, чтопсихолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изученияпсихологические знания не находили своего практического применения. Поэтому на практикеинтерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались толькопрофессиональные психологи.
Вместе с тем следуетотметить, что период господства интроспективной психологии не прошел бесследнодля развития психологической науки в целом. В это время возник ряд теорий,оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли.Среди них:
– теория элементовсознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер;
– психология актовсознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;
– теория потока сознания,созданная У. Джемсом;
– теория феноменальныхполей;
– описательная психологияВ. Дильтея.
Общим для всех этихтеорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующегос окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяетсядействительное человеческое существо.
Нельзя также не отметитьроль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальныхметодов психологического исследования. Именно в рамках интроспективнойпсихологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальнаяпсихологическая лаборатория. Кроме того, интроспективная психологияпредопределила появление других перспективных направлений в развитиипсихологии. Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическимизадачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшегоразработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело ктому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии,представители которого объявили и новый предмет психологической науки – имстала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извненаблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направлениеполучило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour – «поведение») и явилосьтретьим этапом в развитии представлений о предмете психологии. Но прежде чемприступить к рассмотрению психологии как науки о поведении, вернемся кинтроспекции и отметим различия в отношении к ней с позиции психологии сознанияи современной психологии. В первую очередь необходимо определиться виспользуемых терминах.
Интроспекция в буквальномсмысле означает «самонаблюдение». В современной психологии существует методиспользования данных самонаблюдения. Между этими понятиями есть ряд различий.Во-первых, по тому, что и как наблюдается, и, во-вторых, по тому, какполученные данные используются в научных целях. Позиция представителейинтроспективной психологии заключается в том, что наблюдение направлено надеятельность своего ума и рефлексия является единственным способом получениянаучных знаний. Данный подход обусловлен своеобразной точкой зренияинтроспекционистов на сознание. Они считали, что сознание имеет двойственнуюприроду и может быть направлено как на внешние объекты, так и на процессысамого сознания.
Позиция современнойпсихологии на использование данных самонаблюдения заключается в том, чтосамонаблюдение рассматривается как «моноспекция», как метод постижения фактовсознания, а факты сознания, в свою очередь, выступают в качестве «сырогоматериала», для дальнейшего понимания психических явлений. Термин «моноспекция»говорит о том, что сознание – это единый процесс. Однако интроспекция каксамонаблюдение за своим внутренним состоянием существует, но при этом онанеотделима от «экстраспекции» – наблюдения за внешними объектами и поведениемлюдей. Таким образом, самонаблюдение является одним из методов современнойпсихологической науки, который позволяет получить сведения, являющиесяоснованием для последующего психологического анализа.
1.3 Бихевиоризм какнаука о поведении
Основоположникбихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живогосущества, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место впроведении исследований данного направления ставится решение практическихзадач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь заодно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним изсамых влиятельных направлений психологической науки.
Появление ираспространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введенысовершенно новые факты – факты поведения, которыё отличаются от фактов сознанияв интроспективной психологии.
В психологии под поведениемпонимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этомотношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних,субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризмеи факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу ихвыявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие – путемсамонаблюдения.
Справедливости ради надоотметить то, что помимо практической направленности, обусловленной бурнымэкономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другиепричины, первой из которых можно назвать здравый смысл. Уотсон считал, чтоважнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведениеэтого человека. И он был прав, потому что в конечном счете наши переживания,особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическаяиндивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках иповедении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он,доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимостьизучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнеепроявление – поведение.
Вторая причина кроется втом, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучнойдисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологиюобъективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитиюэксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах,что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности вразвитии психологической науки.
Как вы уже поняли,основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения иполном отрицании существования сознания и необходимости его изучения. Уотсонписал: «Бихевиорист ни в чем не находит доказательства существования потокасознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным тольконаличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона,поведение – это система реакций. Реакция – это еще одно новое понятие, котороебыло введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Уотсонстремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучнойпозиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсонаповедение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия начеловека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла быпричина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула«S–R» (стимул–реакция). Для бихевиористов соотношение S–R стало единицейповедения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологиисводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследованиепроцессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образованиесложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористывыдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу)предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакцииопределить или описать вызвавший ее стимул.
Решение поставленныхзадач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом иэкспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попыталсяописать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции.К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можнонаблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка,плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.
Следует отметить, чтоесли с описанием врожденных реакций у Уотсона серьезных затруднений не было,поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то сописанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстоялихуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либоиз уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М.Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных,или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работамироссийских ученных, Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качествеестественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новыереакции приобретаются путем обусловливания.
Для того чтобы понятьмеханизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и наего лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери передребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Почему?Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание – этобезусловный стимул, а улыбка на лице ребенка – это безусловная врожденнаяреакция. Но перед каждым подобным контактом появлялось лицо матери, котороеявлялось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенноговремени безусловного и нейтрального стимулов привело к тому, что со временемвоздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенокзаулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случаелица матери.
В этом примере мысталкиваемся с простой безусловной реакцией ребенка. А как же образуетсясложная реакция? Путем образования комплекса безусловных реакций – отвечает наэтот вопрос Уотсон. Например, один безусловный стимул вызывает определеннуюбезусловную реакцию, другой – вторую безусловную реакцию, и еще один – третьюбезусловную реакцию. И когда все три безусловных стимула будут заменены на одинусловный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызвансложный комплекс реакций.
Таким образом, всечеловеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, иликомплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключенияУотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнеевоздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную)реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первыйвзгляд. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены сэтой точки зрения. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде вцирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобнуюреакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может бытьотнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций насвет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель –слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет ктому, что медведь будет кататься на велосипеде.
Не менее значимым для бихевиористовбыло проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказатьправоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известныэксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Он пыталсявыяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха. Например, Уотсоннаблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом. Мышь невызвала реакции страха, а по отношению к кролику у ребенка проявлялосьлюбопытство, он стремился с ним играть, брать на руки. В конце концов былоустановлено, что если очень близко от ребенка ударить молотком по железномубрусу, то он резко всхлипывает, а затем разражается криком. Итак, установлено,что резкий удар молотком вызывает у ребенка реакцию страха. Затем экспериментпродолжается. Теперь экспериментатор ударяет по железному брусу в тот момент,когда ребенок берет кролика на руки. Через некоторое время ребенок приходит всостояние беспокойства лишь при появлении кролика. По мнению Уотсона, появиласьусловная реакция страха. В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечитьребенка от этого страха. Он сажает за стол голодного ребенка, который уже оченьбоится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, емупоказывают кролика, но только издалека, через открытую дверь из другой комнаты,– ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика, также во времяеды, немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях.
Однако довольно скорообнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S–R» для объяснения поведениялюдей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схемусущественную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или«промежуточные переменные» – V, в результате схема приобрела вид: «S-V-R». Под«промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которыеопосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели»,«намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотяпромежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания,выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно поособенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнемуигнорировалось.
Другим значимым шагом вразвитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которыеполучили название инструментальных, или оперантных. Явление инструментального,или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либодействие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е.поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то оченьскоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительногостимула.
Согласно теориибихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливанияявляются универсальным механизмом научения, общим и для животного и длячеловека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, нетребующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишьподкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакциинезависимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делаливыводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить»любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко«детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлогоопыта.
Как мы видим, и в данномслучае игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существованиевнутреннего психического мира человека, что само по себе, с нашей точки зрения,лишено здравого смысла. С течением времени это стало понятно и представителямбихевиористского направления, и с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, вАмерике, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания – высшей формыпсихического отражения объективной действительности.
Тем не менее заслугибихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес впсихологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по путиестественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанныйна регистрации и анализе внешних наблюдений,
фактов, процессов,благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальныеприемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена областьпсихологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев иживотных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинутыотдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образованиянавыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовалоизучению психических явлений с естественнонаучных позиций.
1.4 Становлениеотечественной психологии
Возникновение и развитиепсихологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии.Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки,мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но неможем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, посколькупсихологические школы России давно снискали заслуженную славу во всем мире.
Особое место в развитиипсихологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работахпо риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущенийи идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена вего теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем.По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессыи умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственныхспособностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считаетдействия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. былизаложены материалистические основы отечественной психологии.
Становление отечественнойпсихологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистовXVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского ипсихологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева,необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речидля всего психического развития человека.
У нас в стране психологиякак самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ееразвитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о«деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следуетотметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половинеXIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения напсихические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работаИ. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вкладв развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервнойдеятельности. Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи трудысоздали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов с раннеймолодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшимрусским психологом того времени. Сеченов-психолог не только выдвинулпсихологическую концепцию, в которой определил предмет научного познанияпсихологии – психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становлениев России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение егонаучной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследованияВ. М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Труды Павлова имелиогромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытиюмеханизма образования условного рефлекса были сформированы многиепсихологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.
Позднее, на рубеже веков,экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф.Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.
А. Ф. Лазурский многозанимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Крометого, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложеннымим методом естественного эксперимента.
Начав разговор обэксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге – одного из основателейэкспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занималсяизучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесскомуниверситете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.
Одновременно сэкспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются идругие научные психологические направления, в том числе общая психология,зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активноиспользоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым.Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкуюизвестность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.
Особенно заметную роль вистории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, которыйбыл основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института.Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научнымиисследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателямотечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л.Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжилиисследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитоепоколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я.Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятсяк периоду 30- 60-х годов XX в.
В этот период возниклонесколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известнаяпсихологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли навооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многихпсихологических явлений.
Другое научноенаправление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-историческойтеории развития психики человека. К этому направлению в основном относилисьученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей ипедагогической психологии.
Третью школу создал С. Л.Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедрепсихологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейнупринадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментальногопсихологического труда «Основы общей психологии».
В это же время жили итрудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А.Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Тепловзаложил научные основы изучения темперамента и психологии творческойдеятельности.
В более поздние годысформировались основные современные психологические школы. Это школыЛенинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета иМосковского государственного университета. Создание первой школы связано сименем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучениячеловека и определил с этих позиций основные направления развития психологии,но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известныхученых.
Аналогичнуюорганизаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н.Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугойЛеонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти,сознания, личности и развития психики.
А. В. Запорожец совместнос Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научныхинтересов Запорожца – организатора и многолетнего руководителя Институтадошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР – входили вопросывозрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебникапо детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастногоразвития.
Значителен вклад вразвитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теориипланомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
Благодаря исследованиямА. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в областинейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложилинаучно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результатыего исследований до сих пор широко применяются в диагностических итерапевтических целях в медицинской практике.
Мировую известностьполучили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудникамисоздал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятиечеловеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.
Не менее известныепсихологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования идела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитиесовременной психологической науки.
Завершая данный раздел,необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления.Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззренияпоявились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развитияпсихологической науки в ней параллельно развивались идеалистические иматериалистические направления. Учения, основанные на материалистическихвзглядах, прежде всего способствовали развитию естественнонаучного пониманияприроды психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В своюочередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения,привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому всовременной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности,идеалы, нравственность.
Отечественная психологияизначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкоераспространение экспериментальные методы.
1.5 Взаимосвязьпсихологии и современных наук
Мы начали знакомство спсихологией, рассмотрев общие проблемы изучения человека, на основе чего былсделан вывод о том, что человек в качестве предмета исследования можетрассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, каксоциальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторими обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека какприродного и социального феномена привело к возникновению значительногоколичества наук, изучающих человека.
Прежде всего необходимоостановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Почему «преждевсего»? Потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамкахфилософии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой,отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психологиясохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы,которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К нимотносятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни,мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Кроме того, в самойпсихологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. Пристолкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться кфилософии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагаютпредставители смежной науки – философии. К числу традиционных междисциплинарныхпроблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемысущности и происхождения человеческого сознания, природы высших формчеловеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество,методологические проблемы психологии.
Долгое время существовалопринципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию.Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т.е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялсяпоиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. Врезультате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли.Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии,мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологииобоих направлений. Так, материалистическая философия являлась базовой дляразработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Сдругой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такиесложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность.Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философиинаиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальнуюприроду.
Необходимо такжеподчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместномучастии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемыэпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира. Благодаряисследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного имМеждународного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много новогоо природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме того, существуютпсихологические теории, которые носят характер психолого-философских. К нимследует отнести теоретические работы современных последователей 3. Фрейда –неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Э. Фромма часто используютсясовременными зарубежными социологами и философами.
Следует отметить, чтотакое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическаянаука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческиетеории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Так,в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых,как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны преждевсего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того илииного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологическойнауки. Например, доминирование в отечественной психологии материализмапредопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов,повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решитьпроблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с темнедостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности.Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России вконце XX в.
Таким образом,современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве,взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знанийэтих наук на теоретико-методологическом уровне.
Другой наукой, котораянаходит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем,связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдаетсявзаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования.Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности ичеловеческих отношений. В то же время психология широко использует в своихэкспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которыеявляются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первуюочередь опрос и анкетирование.
Кроме того наблюдаетсявзаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук.Например, разработанная преимущественно социологами концепция социальногонаучения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другойстороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находятширокое применение в социологии.
Есть также немалопроблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К такимпроблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология,психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемысоциализации и социальных установок, их формирования и преобразования.
Рассмотрим решение однойиз наиболее значимых для психологии и социологии проблем – социализации.Следует сразу отметить, что решение этой проблемы стало возможно толькоблагодаря совместным разработкам психологов и социологов. Так, в социологиипроблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а впсихологии – в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Необходимозаметить, что адаптация человека является центральной проблемой для многихнаук, поскольку данная проблема весьма многогранна. В свою очередь, социальнаяадаптация является одной из граней адаптации человека. При этом в социальнойадаптации выделяют два аспекта: социализацию личности и ее активность.
Социализация личности –это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, врезультате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизнипсихологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаряречи он, в свою очередь, получает возможность общаться с себе подобными, т. е.взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация – это познаниеиндивидом созданной людьми цивилизации, приобретение опыта социальной жизни,превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность.Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культурычеловеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальныхролей, видов деятельности, форм общения.
Социализация – этомногогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживаютмеханизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивидприобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. Вкачестве основных источников социализации человека выступают общественныеобъединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио,телевидение.
Механизмы социализациичеловека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения даннойтеории поведение человека формируется в процессе его взаимодействия, общения исовместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях,наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения ивоспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицаетисключительную значимость для формирования поведения человека биологическихфакторов, особенностей организма и его функционального состояния. Данная теорияподчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов,например семьи, школьного окружения. Из данного утверждения следует второеосновное положение теории социального научения: поведение человека формируетсяпод воздействием факторов социальной среды.
Таким образом, научныеразработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов,поскольку именно в психологии рассматривается взаимодействие человека исоциальной среды. В свою очередь, для психологии представляют самостоятельныйинтерес самые различные аспекты социализации. Например, весьма важен такойаспект социализации, как идентификация. Что понимается под этим термином?
В процессе своегофизического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм иформ поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, взначительной степени отличную от поведения его ближайшего социальногоокружения. Поэтому основным примером для формирования поведения ребенкаявляются его родители, друзья, знакомые. В процессе усвоения общественных нормчеловек начинает идентифицировать себя, т. е. соотносить с представителямиопределенной социальной или возрастной группы, а также с людьми определенногопола. В результате он приобретает навыки соответствующего ролевого поведения,характерного для общества, в котором он живет.
Не менее важны дляпсихологии такие проблемы социализации, как социальная фацилитация(положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельностьдругих), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же времявсе эти проблемы, разрабатываемые психологической наукой, используются висследованиях социологов. Таким образом, социология и психология находятся втесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровнеиспользования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняютисследования друг друга в изучении социальных проявлений человека ичеловеческого общества.
Другой общественнойнаукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взглядэти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей неможет не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике,нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоитнесколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогикаизначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология ипедагогика организационно оформились как самостоятельные науки и существуютраздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопониманиямежду психологами и педагогами.
В начале XX в.существовала и развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании –педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи,медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные центры, где готовилипедологов, научные лаборатории, в которых специалистами различных направленийразрабатывались проблемы детства. Достижения отечественных ученых в областипедологии не уступали зарубежным. В рамках данной науки широко использовалисьпсихологические методы изучения личностных особенностей и воспитательноговоздействия на детей. Однако эту науку постигла та же судьба, что генетику икибернетику. Педологические исследования были прекращены, а научные иисследовательские учреждения – закрыты. Идеологический разгром науки былзавершен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системеНаркомпроса» от 1936 г.
Сегодня очень трудно датьоднозначный ответ на вопрос о причинах, вызвавших разгром весьма перспективнойнауки. Вероятно, можно выделить три основные причины. Во-первых, идея педологиизаключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительнойстепени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогическийпроцесс должен строиться дифференцированно, с учетом индивидуальныхособенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитиюличности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее яркопредставлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, чтоуже от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетическиобусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждениев определенной степени противоречило господствующей идеологии того времени,утверждавшей, что советский человек живет в обществе равных возможностей, т. е.каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точкузрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет». Поэтому вполневероятно, что различие во взглядах педологии и государственных структур наспособности человека явилось одной из причин разгрома этого научногонаправления.
С другой стороны, во всемпроисшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии.Повальное увлечение тестами, широкое распространение тестового материалапривело к тому, что методы психодиагностики стали использоваться людьминедостаточно компетентными, что способствовало извращению сути не толькопедологии, но и в первую очередь психологии.
В-третьих, мы вправепредположить, что развитие педологии встретило сильное противодействие состороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологического направления нерассматривался как центральная фигура процесса обучения, а был лишь одним изего участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления нерассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, абыла лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвоения знаний. Вполне вероятно,что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостоялиразвитию педологии. К сожалению, определенный разрыв между психологией и педагогикойнаблюдается и до настоящего времени, несмотря на то, что с каждым годомпсихология все больше проникает в учебный процесс.
Таким образом, исходя извышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана собщественными науками. Это утверждение справедливо и для истории. Есть примерыглубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Однимиз таких примеров является теория культурно-исторического развития высшихпсихических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. В ней авторпоказал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередьязык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, которыйзначительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитиелюдей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой иповедением.
Другим, не менееизвестным примером взаимосвязи истории и психологии является использование впсихологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что дляпонимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить егофило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Длятого чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека,необходимо проследить их развитие у детей. Следовательно, главной и наиболееценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, являетсямысль о том, что современный человек с его психологическими качествами иличностными свойствами есть продукт истории развития человечества.
Таким образом,познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук,можно сделать вывод о том, что психология – это общественная наука. Сделавтакой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологииявляется то, что она связана не только с общественными науками, но и стехническими и биологическими.
Связь психологии итехнических наук обусловлена тем, что человек является непосредственнымучастником всех технологических и производственных процессов. Практическиневозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человекбыл и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайнопсихологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую частьтехнического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкойсоциотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы«человек–машина». Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники,которые учитывают психические и физиологические возможности человека, впротивном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силусвоих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироватьсячеловеком.
Не менее тесно связанапсихология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этиминауками обусловлена двойственной природой человека как социального иодновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и преждевсего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтомузнания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того,чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известныфакты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данногоявления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на егофизиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенностимогут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот,хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состояниибольного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современноймедицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия,использующие «лечебные свойства» слова.
Таким образом,современная психология тесно связана с различными областями науки и практики.Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек,есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годомприобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурноеразвитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научнойдеятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.
 
1.6 Основные отраслипсихологии
Современная психология –это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологиипредставляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направлениянаучных психологических исследований. Причем из-за бурного развитияпсихологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.
Возникновение отраслейпсихологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферынаучной и практической деятельности, во-вторых, появлением новыхпсихологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других преждевсего тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научноенаправление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить нафундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные (их ещеназывают базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение дляпонимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведениялюдей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальныезнания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей.Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет всеотрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтомуфундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».
Прикладными называютсяотрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинствеслучаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи врамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научныеоткрытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, чтоопределяет необходимость использования вновь полученного знания во всехотраслях и направлениях.
Следует такжеподчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии неявляются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отраслипсихологии используются знания или методология других ее отраслей. Например,космическая психология – отрасль психологической науки, занимающаяся проблемамипсихологического обеспечения деятельности человека в космосе, – включает в себяинженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др.Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут бытьусловно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей)и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладнойотрасли). Например, медицинская психология включает в себя общую медицинскуюпсихологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену ипсихопрофилактику, психокоррекцию и др. Аналогично в инженерной психологииможно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент идр.
Рассмотрим более подробнонекоторые отрасли психологической науки.
Общая психология –отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологическиезнания и решающая задачи по исследованию индивида – конкретного представителявида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальныеисследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретическиепринципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.Основными понятиями общей психологии являются психические процессы(познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент,характер, способности, направленность) и психические состояния.
Разделение понятий общейпсихологии на группы условно. Понятие «психический процесс» подчеркиваетпроцессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическоесостояние» характеризует статический момент, относительное постоянствопсихического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивостьисследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
Возникновение общейпсихологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической наукисвязано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологическиезнания и предложил методологию исследования психических явлений.
На базе основных понятийобщей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение,является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающаяпсихологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психологияисследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности иобщественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающиеоптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологииявляются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построенииучебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношенийвнутри учебного коллектива. Как самостоятельная отрасль психологической наукипедагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что былообусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогическойпсихологии в значительной мере определялась господствующими в психологииконцепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогическойпсихологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялосьбихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироватьсяна жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественнойпедагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностьюиндивидуального психического развития человека является усвоение имобщественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной идуховной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредствомактивной деятельности человека, а средства и способы этой деятельностиактуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическуюпсихологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологиюобучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний истарший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологиювысшей школы.
Очень близка кпедагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастнаяпсихология, изучающая закономерности этапов психического развития иформирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическаяпсихология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отраслипсихологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастнаяпсихология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализаонтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастнойпсихологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелоговозраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамикупсихических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальноеразвитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономическихусловий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значениедифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные итипологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастнойпсихологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.
Дифференциальнаяпсихология – отрасль психологической науки, изучающая различия как междуиндивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологиюэксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке даннойотрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов дляизучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин«дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основнымиметодами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это былииндивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.
Поскольку ипедагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием«группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающаязакономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом ихвключения в группы, а также психологические характеристики самих групп.Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамкахфилософии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельныесоциально-психологические концепции, такие как «психология народов» (М.Лацарус, X. Штейнгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон),теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).
Началом самостоятельногосуществования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременнопоявились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социологаЭ. Росса. В названиях этих работ содержался социальная психология». Современнаясоциальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующиеосновные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесьисследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностныхотношений); психологические характеристики социальных групп, как больших(классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность,лидерство и т. д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальнойустановки, социализации и др.).
В свою очередь, ссоциальной психологией тесно связаны политическая психология и психологияискусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не толькоиндивидуального, но и социального плана. Политическая психология – это отрасльпсихологии, изучающая психологические компоненты политической жизни идеятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровнеполитического сознания наций, классов, социальных групп, правительств,индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.
Психология искусства –отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состоянияличности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественныхценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельнойличности и общества в целом.
Рассмотренные прикладныеотрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием,воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества. Крометого, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач.Одна из таких отраслей – медицинская психология, изучающая психологические аспектыгигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов,связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иныхболезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтомусреди важнейших проблем медицинской психологии – взаимодействие психических исоматических процессов, закономерности формирования у больного представления освоем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного,использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтическихцелях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.
Структура медицинскойпсихологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболееобщими являются: клиническая психология, включающая патопсихологию,нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология;психопрофилактика и психогигена; психокоррекция.
Не менее значимой длярешения практических задач экономического развития общества и техническогопрогресса является инженерная психология – отрасль психологии, исследующаяпроцессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженернаяпсихология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-техническойреволюции, преобразовавшей психологическую структуру производственныхпроцессов. Ускорение технического развития, наблюдаемого во второй половине XIXи первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психическихвозможностей человека в производственном процессе и определения средств испособов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемымиинженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления,распределение функций между человеком и автоматическими устройствами;исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействиямежду ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельностиоператоров; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество инадежность деятельности операторов: исследование процессов приема человекоминформации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения ипринятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека винтересах решения задач профессионального психологического отбора ипрофессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.
В заключение следуетотметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслейпсихологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менееинтересные для научных исследований и не менее значимые для практическойдеятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология,юридическая психология, авиационная и космическая психология, военнаяпсихология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однаковсе эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями,но и элементами единой комплексной науки – психологии – и используют единыеподходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобыполучить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимопрежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

Список использованныхисточников
1. Ярошевский М. Г. Психология в XXстолетии: Теоретические проблемы развития психологической науки / Ярошевский М.Г. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.
2. Петровский А. В. История советскойпсихологии: Формирование основ психологической науки / Петровский А. В. – М.:Просвещение, 1967.
3. Реан А. А. Социальнаяпедагогическая психология / Реан А. А., Коломинский Я. Л. – СПб.: Питер, 1999.
4. Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т.1. – М.: Мысль, 1975.
5. Лурия А. Р. Эволюционное введениев психологию / Лурия А. Р. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
6. Маклаков А.Г. Общая психология:учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.