Отчет
Студентки IV курса, ПЗПП-72 группы,
Специальности педагог-психолог 050103
Психолого-педагогического факультета
Семипалатинского государственногопедагогического института
Лукьяновой Наталии Владимировны
После 2-х недель пребывания научебно-ознакомительной практике я познакомилась с работой среднейобщеобразовательной школы, узнала о правах и должностных обязанностях,этических принципах, задачах и функциях психолога в данном учреждении и вообщев образовательной сфере. Познакомилась с методиками и методами работы опытногопсихолога, получила много советов. Я максимально попыталась использовать всесвои знания на практике. В ходе прохождения психолого-педагогической социальнойпрактики была проделана работа:
1.) Организацияи проведение занятий ;
2.) Психологическаяконсультация;
3.) Проведениедиагностической работы с применением различных диагностических методик;
4.) Проведениекоррекционной работы;
5.) Организацияи проведение занятий с элементами тренинга;
6.) Публичноевыступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний;
7.) Анализдеятельности педагога;
8.) Воспитательнаяработа со старшеклассниками;
9.) Самоанализпроделанной работы;
10.) Предложенияпо совершенствованию программы практики.
11.) Ознакомлениес социальной средой образования. Наблюдение в ходе уроков и внеклассныхзанятиях взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель»,«родитель-ученик-учитель».
Содержание
1. Организацияи проведение занятий
1.1. Уроксамопознания «истоки уважения»
1.2. Внеклассноезанятие «уроки любви»
2. Проведениедиагностической работы с применением различных диагностических методик
2.1. Методика«неоконченные предложения»
2.2. Тестшкольной тревожности Филлипса
2.3. «Несуществующееживотное»
2.4. КРС(кинетический рисунок семьи)
3. Организацияи проведение занятий с элементами тренинга
4. Публичноевыступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний
5. Анализдеятельности педагога
6. Предложенияпо совершенствованию программы практики, методического руководства со стороныработников образовательного учреждения и преподавателей вузовских дисциплин
7. Работа,выполненная вне плана
7.1. Опрос«каковы причины конфликтов учеников и преподавателей»
7.2. Психологическаяконсультация
7.3. Участиев ток-шоу «скажи нет наркотикам!»
8. Самоанализпроделанной работы (по итогам прохождения психолого-педагогической социальнойпрактики)
Приложение
1. Организацияи проведение занятий
1.1 Урок самопознания
По плану рабочей программы необходимопровести одно зачетное занятие по психологии для отработки умений и навыковпреподавания. Я поводила урок самопознания в 8 «А классе». Тема урока «Истокиуважения». Цель: углубить и расширить представления учащихся об уважении кдругим через уважение к себе. Задачи: углубление знаний об истоках уважения ксебе и другим, развитие чувства собственного достоинства, умениясамореализовываться для достижения самоуважения. Ход урока я отобразила вприложении № 5.
1. Круградости.
Это вводная часть каждого урокасамопознания. Его мне продемонстрировала преподаватель самопознания МендыбаеваКадиша Каримовна. Трудностей с прохождением не возникло, т.к. ученики привыклик данному заданию, знают все слова наизусть.
2. Дальшепо плану чтения стихотворения Людмилы Шишкиной.
Это задание я должна была дать ученикам,но прочитала его сама т.к. во время чтения учителя ученики сидят очень тихо,слушают внимательно. Так и произошло. Затем мы начали обсуждение этогостихотворения. Учащимся оно очень понравилось, поэтому обсуждение было оченьбурным, эмоциональным. В ходе беседы я выявила, что уровень учащихся обуважении высок, также неплохи результаты аргументирование своих мыслей,правильно формулировки предложений.
3. Следующеезадание чтение.
Его я поручила старосте классаОрынкановой Айгерим. Она читала очень громко, с выражением. одноклассникивнимательно ее слушали. Последующее обсуждение рассказа было также оживленным.Дети были вдохновлены поступком героини.
Урок подходил к концу, я задаладомашнее задание, которое предложено в их рабочей тетради.
Во время планирования времени наурок, я оставила запасные пять минут, на случай если не буду справляться сорг.моментом. Но т.к. мне удалось очень быстро наладить дисциплину в классе, вконце урока у меня осталось дополнительное время. Я решила провести рефлексиюучащихся по пройденной теме. Я представила в виде горы:
/>
ИТП
4. Итог:
На проективной доске вывела цитатуурока: мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Блез Паскаль.
5. Прощание «от сердца к сердцу»
Я с учащимися встала в круг — обстановка кабинета самопознания позволяет это сделать – и, передовая мягкоесердце-игрушку начиная со слов «человека уважают за…», называли критерииуважения.
Таким образом урок прошел благополучно.Я добилась поставленных целей и задач. Провела все, что было запланировано дозвонка.
1.2Внеклассное занятие «уроки любви»
Данный урок выпал на т.к. праздникдень Св. Валентина, поэтому ученики были преисполнены чувством любви. Тема:уроки любви. Задачи: раскрыть смысл слов любовь, забота; научить детейвыражать свои чувства; укрепит умение работать в команде. Оборудование и ходмероприятии я отобразила в приложении № 6. Урок прошел без инцидентов, полностьюкак он был запланирован. После просмотра фильма многие дети, проявивсентиментальность, заплакали, но очень быстро успокоились. В конкурсахучаствовали охотно. Класс был поделен на 2 команды – мальчиков и девочек.Первое задание называлось «защемило сердце». Выбирается по 2 участника из каждойкоманды. Одному завязывают глаза, а второму на разные детали одежды прикрепляютприщепки. Задание: с завязанными глазами найти все прищепки на теле товарища. Вэтом соревновании победили мальчики. Второе задание называлось «Счастливоеличико». На доску прикрепить 2 больших сердца, а маленькими сердечками нужновыложить личико. Побеждает та команда, которая быстрее справится. В этот разпобедили девочки. Последнее задание «без слов». На карточке написаны поговорки,нужно было невербально объяснить смысл. Победила команда мальчишек. Обе командыбыли активны. Но по количеству выигранных сердец победила команда мальчиков.Всем участникам были вручены грамоты, а победителям вручен шуточный кубок ввиде сердечка. В конце урока ученики раздали свои «валентинки», поздравили другдруга. Домашнее задание – красиво признаться в любви родителям.
урок школа тренингметодика
2. Проведениедиагностической работы с применением различных диагностических методик
2.1 Методика «Неоконченные предложения»
Был получен запрос от классныхруководителей и родителей учащихся 4-х классов, т.к. ученикам предстоит ПГК вэтом году. Для диагностики учащихся мы использовали выбранную нами ранееметодику «неоконченные предложения» т.к. эта методика наиболее подходит дляуровня развития младших школьников. В результате опроса в целом дети спокойны иуверены в себе за исключением некоторых учеников. Ход опроса и результаты яотобразила в приложении № 1.
Я принимала участие только висследовании 4 «А» класса, т.к. 4 «Б» был изучен ранее, до того, как я прибыладля прохождения практики.
2.2 Тестшкольной тревожности Филлипса
Был получен запрос от классныхруководителей 9 классов проверить у учащихся уровень тревожности, т.к. в этомгоду им предстоит сдать ПГК. Для диагностики мы использовали выбранный намиопросник школьной тревожности Филлипса. Удалось провести данный опросодновременно, т.к. задание поручили классным руководителям.
С интерпретацией у меня возниклинебольшие трудности, т.к. я впервые столкнулась с данной методикой. Ход работы,последовательность мне объяснила М.Ж. Калиоллаева (школьный психолог).
Методику и полученные результат яотобразила в приложении № 2. Испытуемые проходили опрос после 6-го урока. Былиочень усталыми, неохотно отвечали на вопросы. Результаты опроса были разными поразным категориям, но в общем уровень тревожности не большой. Учащиеся ненуждаются в коррекции поведения. Они собранны и уравновешенны, т.к. чувствуютвысокий уровень подготовки.
2.3Проективная методика «Несуществующее животное»
Рисуночный тест я провела с ученицей3 «Б» класса Кехтер Люды. Данный класс является коррекционным. Также яприменила методику КРС (кинетический рисунок семьи). Ход исследования яотобразила в приложении № 8. Жалобы: девочка себя ведет очень агрессивно, неслушает преподавателя. В ходе исследования выяснилось, что данное поведениеобъясняется нехваткой общения, тревогой, желанием всеми командовать и любовьюсоздавать конфликтные ситуации. Затем провела беседу с мамой Кехтер А.В.(см. 8.2.).Рекомендации: уделять дочери больше внимания, играть вместе с ней, не идти наконфликты. Аккуратно выяснить причину тревоги и постараться успокоить своегоребенка.
2.4 Кинетическийрисунок семьи (КРС)
После того как был проведена методика«несуществующее животное» и выявлен недостаток общения и боязнь агрессии, япровела КРС, с целью выяснить отношения в семье. Ход работа я отобразила вприложении № 9. В результате стало ясно, что Кехтер Л. Считает непоколебимымавторитетом свою старшую сестру Кехтер Н. В свою очередь Найля также учится вГУ СОШ № 20 РО. Я подала запрос завучу второй смены Поповой Л.А. о поведении иуспевании Кехтер Н. Выяснилось: она очень агрессивна со сверстниками иучителями. Учится очень плохо: имеет только оценки «неудовлетворительно» и«удовлетворительно». Состоит на учете в детской комнате полиции. Отсюда ивытекает плохое поведение Люды.
3.Организация и проведение занятий с элементами тренингаНам была поставлена задача провести тренинг на уроках самопознания «Я в мире людей», который посвящался юбилею Сары Алпысовны Назарбаевой. Целью данного тренинга научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им, находить положительные стороны личности.
Учащиеся охотно приняли участие. Имбыло очень интересно, охотно рассказывали о своих близких людях. В тренинге,проведенным в 10 «А» классе, принял участие их классный руководитель КлараКадырована. Это очень раскрепостило учеников, они были очень растроганныпризнанием им в любви их педагога. Данным тренингом мы не только добились поставленнойцели, также нам удалось сблизить учителя и его класс.
А вот ученики 10 «Б» класса неохотноприняли участие в данном тренинге. Сначала объясняли это не умением рисовать,другие открыто насмехались над заданиями. Когда все-таки удалось уговорить нарисоватьрисунки, только четыре ученика согласились рассказать о своих близких,остальные не захотели даже показать. Позже выяснилось, что на уроке НВП вклассе произошел конфликт, причины которого мне не стали известны. Именно сэтим я связываю нежелание раскрыться.
Цели, ход работы и фото-очеты яотобразила в приложении № 4.
4. Публичноевыступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний
Совместно с преподавателем биологииК.К. провели скрытый опрос в некоторых старших классах, с целью выявленияпричин конфликтов между преподавателями и учениками(см.8.1.). Так вотна вопрос «По каким причинам может возникнуть конфликт» лишь 25% учащихсяответили «Неуд поведение» или «не подготовка к д/з». А остальные 75% — нежелание выслушать, понять, раздражительность и не понимание со стороныпедагогов. Я увидела, что в данной школе этот вопрос стоит остро, что педагогамнеобходимо повышать психолого-педагогические знания и умения разрешения и недопущения конфликтов.
На основе полученных данныхподготовила публичное выступление в педагогическом коллективе с цельюпропаганды психолого-педагогических знаний.(см. приложение №7). Педагоги слушали внимательно, задавали вопросыпро институт, преподавательский состав. После данной беседы разместила вучительской данные об СГПИ: факультеты, способ обучение (очное/заочное),контактные данные.
5. Анализдеятельности педагога
На открытый урок русского языка меняпозвал преподаватель 3 «А» класса Валентина Викторовна Якушенко. Ход урокаотобразила в приложении № 3.
Кроме меня на уроке присутствовали:Л.А. Попова (завуч второй смены), Порецкая М.А. (преподаватель русского языка), Тауров Г.Т. (завуч первой смены).
На данном уроке ученики были разбитына 4 группы, что однозначно соответствовало поставленным задачам. Но такполучилось, что в одной группе оказались 3 лидера, а в другой — ни одного.Группа с большим количеством «ведущих» никак не могли договорится о том, ктобудет декламировать ответы. Постоянно возникал конфликт. А та группа в, которойнапротив оказались одни «ведомые», сидели слишком тихо, были не активны и кконцу урока потеряли интерес. Также, из замечаний, преподаватель не уложился впланируемое время на 4 минуты. Были явно видны взаимоотношения «ученик-ученик»т.к. ученики работали в группах, также отношения «учитель — ученик».
В целом урок был очень интересным,захватывающим. Был очень яркий стимульный материал, интересные задания разногоплана. По ходу урока закрепляли уже пройденные темы. Дети были оченьзаинтересованы, активны в течение всего урока. Все задачи были решены,преподаватель добился поставленной цели.
6. Предложенияпо совершенствованию программы практики, методического руководства со стороныработников образовательного учреждения и преподавателей вузовских дисциплин
Рассмотрим подробнеесодержание и форму организации краткосрочной психологической практики. Какправило, содержание этой практики включает в себя преимущественнопсиходиагностическую работу. Студенту дается определенный набор методик,который следует провести в конкретном классе. Иногда задание включает такжепроведение наблюдения и (или) углубленное индивидуальное психологическоеобследование ученика. Результаты своей работы студент оформляет в виде отчета,который включает фактические данные, их анализ и рекомендации. Отчетпроверяется преподавателем, после чего чаще всего передается школьномупсихологу. Организация работы студентов определяется содержанием и сжатымисроками проведения практики. В первый день проводится установочная конференция,на которой преподаватель излагает общие принципы организации работы напрактике, требования к студентам, сроки сдачи отчетных материалов и т.п. Послеэтого студенты сразу же отправляются в свои школы, где их встречает школьныйпсихолог, который конкретизирует объем работы группы и указывает классы, скоторыми студентам предстоит работать. Студенты выбирают себе классы и идутзнакомиться с классным руководителем и детьми. Совместно с класснымируководителями студенты анализируют расписание и определяют, на каких урокахдетей можно привлечь к психологической работе, на каких целесообразно провестинаблюдение.
Определившись с классами и временемработы, студенты составляют индивидуальный план работы на практике и впоследующие дни выполняют его. Все текущие вопросы помогают решить школьныйпсихолог и преподаватель. После окончания практики студенты сдают преподавателюотчетные материалы.
К сожалению, такая схема проведенияпрактики характеризуется рядом недостатков, например:
· В результатепрохождения таких практик студенты осваивают преимущественнопсиходиагностическую работу, а деятельность школьного психолога отнюдь несводится к ней.
· Студенты работаютна таких практиках только с одним классом, что не дает им возможности освоитьспецифику работы с детьми разных возрастов.
· Слишком малоразнообразие методик, осваиваемых студентами. Порой студент получает всего 2-3широко известные и простые в применении методики, проводит их в групповой формеза 1-2 часа и на этом его работа с детьми заканчивается. Все остальное времяпрактики такой студент занимается механической обработкой собранныхрезультатов.
· Иногда нарушаютсясвязи в цепочке “преподаватель — психолог — классный руководитель”, врезультате к студенту могут предъявляться различные и даже противоречивыетребования.
· В большинствешкол не выделяется специальное время для психологической работы, поэтомустуденты вынуждены самостоятельно ходить к учителям и просить у них уроки направах “бедных родственников”.
Кроме того, студенты приходят напрактики, очень слабо ориентируясь в том, чем вообще занимается школьныйпсихолог, каково его место в школе, профессиональные обязанности, направлениядеятельности и т.п. Почему-то учебная дисциплина “Организация психологическойслужбы в школе” читается на V курсе, после окончания всех практик.
Описанные условия сильно ограничиваютполе деятельности проводящего практику преподавателя и в значительной степенинавязывают не самые эффективные для студентов формы организации работы. Однако,по моему убеждению, и в существующих условиях эффективность таких практик можетбыть существенно повышена. Рассмотрим, что конкретно для этого можно сделать.
Прежде всего, началу собственнопрактической работы студентов в школе несомненно должно предшествовать хотя быодно проводимое психологом теоретическое занятие, посвященное ознакомлению сорганизацией психологической службы в конкретной школе, целями, задачами,направлениями и основным содержанием ее работы. Мне представляетсяцелесообразным проводить такое занятие, опираясь на план работы школьной психологическойслужбы и демонстрируя по ходу беседы конкретные методики, графики результатов,другой наглядный материал. Помимо решения собственно учебных задач, такаябеседа дает студентам понять, что результаты их работы действительно нужнышколе и не будут выброшены непосредственно после постановки зачета. Этопобуждает относиться к работе более ответственно.
После этого следует ознакомлениестудентов с планом их работы, который впоследствии вывешивается в кабинете навидном месте. В нем обозначены все виды работы, отчетные материалы по каждомуиз них (со сроками сдачи), требования к индивидуальному графику работы.
План может включать в себя целый ряднаправлений деятельности:
· групповаяпсиходиагностическая работа
· индивидуальнаяпсиходиагностическая работа
· психологическоенаблюдение
· проведениеэлементов социально-психологического тренинга
· различныеварианты индивидуальных заданий
Основным направлением работыстудентов остается групповая психодиагностика. Но по мере возможности следуетстремиться к тому, чтобы разнообразить ее, давать студентам не только самыеизвестные методики, но и новые перспективные разработки. Если методика требуетне очень сложной, но длительной обработки, то по мере возможности следуетпривлекать к этой работе не студентов, а самих учеников. Студентам же полезнопровести не только смысловой, но и математический анализ полученныхрезультатов. Все будущие психологи изучают основы математической статистики,однако для большинства из них эти знания так и остаются малосвязанными с профессиональнойдеятельностью. Школьная практика могла бы дать хорошую возможность исправитьэтот недочет. Однако до широкого внедрения требований математического анализарезультатов практики еще далеко, что связано, по моему мнению, прежде всего снедостаточным уровнем математической подготовки большинства самих школьныхпсихологов.
Кроме того, врамках школьной психологической практики имеется возможность дать студентамзадания, связанные с проведением элементов социально-психологического тренинга.Умение проводить такие тренинги очень важно для практического психолога, однаков ВУЗе студенты приобретают опыт преимущественно не проведения таких занятий, алишь участия в них. Только в последнем семестре V курса читается дисциплина“Активные методы социально-психологического обучения”, на которой студентыосваивают и пробуют провести тренинговую программу для детей и подростков.Однако в качестве тренинговой группы на этих занятиях выступают не школьники, асокурсники, специфика работы с которыми сильно отличается от специфики работысо школьниками. А читается этот курс после окончания всех практик, поэтомустуденты лишены возможности перенести полученные навыки на школьников.
В результатескладывается парадоксальная ситуация: на практики студенты приходят, не имеянеобходимой для проведения тренингов учебно-методической подготовки, а получивтакую подготовку, уже не имеют возможность реализовать ее на практике. Конечно,оптимальным способом решения этой проблемы была бы коррекция учебных плановтаким образом, чтобы изучение методических основ тренинговой работыпредшествовало хотя бы одной из школьных психологических практик. Всуществующих же условиях в рамках практик удается успешно организовать толькопроведение студентами небольших фрагментов тренинговой работы по четкомупредварительному плану, нюансы воплощения которого должны быть предварительнообсуждены с психологом. Кроме того, желательно проведение наблюдениянепосредственно в ходе тренинга. Такие занятия полезны как для студентов, так идля школьников, но возьмет ли на себя психолог сложную и неоплачиваемую работупо их организации, вопрос спорный.
Сложностиорганизационного плана в ходе практик связаны еще и с тем, что вся работадолжна быть распределена и выполнена в течение одной недели, что не всегдавозможно. Видимо, краткосрочные школьные практики в организационном плане былобы удобнее проводить не в течение одной недели подряд, а, например, 3 недели по2 дня (разных) в каждую. Общее количество часов при этом не изменится, аэффективность практики может возрасти.
Что касаетсяпсихологической части работы студентов на методической и стажерской практиках,то ее эффективность, к сожалению, оказывается ниже, чем на краткосрочныхпсихологических практиках. Основная причина этого в том, что базовые школы длятаких практик почему-то выбираются исключительно с ориентацией на преподаваемыйпредмет, без учета наличия и эффективности работы психологической службы. Врезультате студенты получают задания по психологии, но часто оказываются вситуации, когда качественно выполнить их на базе предложенной школы попростуневозможно. Например, мне достоверно известен случай, когда практикантам вшколе так и не выделили время для выполнения психологических заданий, врезультате они для получения зачетов были вынуждены заполнять друг другутестовые бланки вместо учеников. Это абсолютно бесполезно, да и попростуунизительно для студентов. Кроме того, вполне возможно, что “полученные” такимпутем данные преподаватель использует в собственной методической работе. Думаю,достоверность результатов такой работы в комментариях не нуждается.
Многиепреподаватели и школьные психологи выходят из описанного положения, предлагаястудентам ксерокопии методик. Однако распечатанный список вопросов, которыеследует зачитать испытуемым — это далеко не весь психологический тест. Какминимум, следует иметь еще подробное описание теста, процедуру обработки иинтерпретации результатов, нормативные показатели. О том, что для большинстватестов желательно еще раздать каждому испытуемому стандартные бланки фиксациирезультатов, на практике ввиду отсутствия таких бланков обычно и не упоминают.
В связи сописанными обстоятельствами актуально издание новых методических пособий,ориентированных целенаправленно на школьную психологическую практику и отвечающихсовременным запросам. Кроме того, следует финансировать ответственным запроведение практик кафедрам или базовым школам работу по печати необходимыхрасходных материалов.
Даже еслистуденты качественно освоят на школьных практиках все описанные вышенаправления работы, еще не будут полностью готовы к выполнению профессиональныхобязанностей школьного психолога. Например, они все равно практически неполучат навыки консультационной и психокоррекционной работы. Развить такиенавыки в рамках школьной практики вообще затруднительно, для этого необходимапрактика в специализированных психологических центрах. Но такая практика сейчасне проводится, и это в большей степени экономическая, чем учебная проблема.Однако есть и некоторые исключения: например, профессор А.И.Захаров приглашаетстудентов, изучающих у него психотерапию, на практические занятия в свойУчебно-консультативный центр. Но один за семестр выезд на такую практику носитскорее ознакомительный, чем учебный характер, да и совершается он исключительнопо инициативе данного преподавателя.
В целом следует отметить, чтоэффективность школьных психологических практик может быть существенно повышена.Но основной ключ к этому находится в руках не преподавателя СГПИ (он все равнов школе гость), а в руках школьного психолога, непосредственно координирующегоработу студентов и оказывающего им методическую и профессиональную поддержку.Психолог должен быть профессионалом, искренне заинтересованным в том, чтобынаучить тонкостям своей работы студентов, а не только использовать их какдополнительную рабочую силу. Конечно, кто-то готов заниматься этим бескорыстно.Но таких энтузиастов своего дела единицы, на всех студентов их не хватит. Болеетого, в современных условиях психологи-профессионалы высокого уровня вообщередко задерживаются в школе. Впрочем, эта уже не психологическая, асоциально-экономическая проблема, выходящая за рамки нашего обсуждения.
7. Работа,выполненная вне индивидуального плана
7.1 Опрос «каковы причины конфликтов учеников и преподавателей»
По просьбе преподавателя самопознанияМендыбаевой Кадиши Каримовны в 8 «А», 9 «Б» и в 11 «Б» классах проведен опрос«Каковы причины конфликтов между учителями и учениками». Лист опросапредоставить не могу, т.к. он был в единственном экземпляре. Кадиша Каримовнасдала его в образовательный отдел сразу после проведенной методики, у меня небыло возможности снять копию.
В ходе данного опроса выяснилось, чтолишь 25% учащихся считают что конфликты возникают из-за неуд. поведения илинеготовности к д/з, а остальные 75% учащихся видят причины конфликтов впреподавателях – их раздражительность, нежелание слушать и понимать ученика. Всвою очередь свою вербальную агрессию объясняют защитой.
По итогам этой работы я подготовилапубличное выступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний (см.приложение № 7).
7.2 Психологическая консультация
По просьбе завуча второй сменыПоповой Людмилы Анатольевны с педагогически запущенной ученицей Кехтер Л., котораяучится в 3 «Б» классе, и ее мамой. Жалобы мамы и педагогов: девочка себя ведеточень агрессивно, не слушает преподавателя. Мною была проведена методика«несуществующее животное», в ходе которой выяснилось, что данное поведениеобъясняется нехваткой общения, тревогой, желанием всеми командовать и любовьюсоздавать конфликтные ситуации. Рекомендации родителям: уделять дочери большевнимания, играть вместе с ней, не идти на конфликты. Аккуратно выяснить причинутревоги и постараться успокоить своего ребенка.
7.3 Участие вток-шоу «скажи нет наркотикам!»
Принять участие в данном мероприятиипопросила журналистка Рублева. Т.Н.
Тема: Подросток, скажи нет наркотикам
Задачи: разъяснить вред наркотиков смедицинской и психологической точки зрения; показать, что жизнь подростка небезразлична обществу.
Целевая аудитория: 9,10,11 классы.
Присутствующие гости:Психолог-практикант Лукьянова Н.В., майор милиции Рудецкая Р.В., журналистРублева Т.Н., Медсестра Джаналинова М.Д., директор школы Рахимова Р.Б.
Подросткам был продемонстрированролик о вреде наркотиков, где показывались последние минуты жизни наркомана,горечь и печаль родителей. Затем задавались подросткам вопросы по теме. Каждомуиз классов дали задание нарисовать плакат о вреде наркотиков. Такжеприсутствующим гостям нужно было рассказать о той работе, которая делается дляподростков, чтобы уберечь их от наркозависимомти.
8. Самоанализпроделанной работы.(по итогам прохождения психолого-педагогической социальнойпрактики)
В ходе прохожденияпсихолого-педагогической социальной практики добилась всех поставленных целей:проводились мероприятия по изучению отдельных учащихся, коллективов; укрепилаполученные ранее знания по психологическим и педагогическим дисциплинам;получила умения и навыки планировать работу школьного психолога, адекватно подбиратьпсиходиагностический инструментарий, строить программы коррекционной иразвивающей работы.
На основе календарного планашкольного психолога прошла следующие этапы психолого-педагогической социальнойпрактики:
1. Организацияи проведение научно-исследовательской работы;
2. Проведениеконсультирования по актуальным темам;
3. Осуществлениепсихологического просвещения;
4. Проведениекоррекционной работы;
5. Проведениедиагностической работы с применением различных диагностических методик.
К концу прохождения практики получилаот психолога школы Калиоллаевой М.Ж., директора школы Рахимовой Р.Б. ипреподавателя самопознания Мендыбаевой К.К. очень лестные отзывы о проделанноймной работе. Получила положительную характеристику. Ученики отнеслись ко мне суважением, что указывает на педагогическое мастерство.
Список использованной литературы
1. Бесова М.А. Вшколе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10лет. Популярное пособиедля родителей и педагогов. — Ярославль: «Академияразвития», — 1997, — 240с.
2. 2.Венгер А.Л.,Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. — М.: «Владос — пресс», 2003.- 160с
3. Гамезо М.В.,Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебноепособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.:Педагогическое общество России, 2004. -512 с.
4. Котова Е. Опрофилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- 5 .- с.34.
5. Овчарова Р.В.Практическая психология в школе. М.,- 1999.
6. Полянцева О.И.Психология для средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону.: Феникс, 2005.- 415с.
7. Психокоррекционнаяи развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов пед. заведений/Подредакцией И.В.Дубровиной. — М.: «Академия», 1999. — 160с.
8. Романова Е.С.,Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт,1998.- 94с.
9. Фалькович Т.А,Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века.
Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.: ВАКО, 2004.-С.167-170.
10. Флэйк — ХобсонК., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.:АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
11. Хрестоматия подетской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практическойпсихологии, 1996.- 264с.
Приложение
ИНТЕРПРЕТАЦИЯТЕСТА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
(модификация Филимоновой О.Г.)№ Качества Детали рисунка Проявления в поведении 1.
Самоотношение
Самооценка Хвост, направленный вверх Уверенность, положительное отношение к своим поступкам и решениям Хвост, направленный вверх, пушистый, разветвленный, большой Самодовольство, некритичность, самолюбование Хвост, направленный вниз недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние Хвост, направленный вниз, пушистый, разветвленный, большой Самообвинения, ригидность аффекта Хвост, повернутый в право Отношение к своим действиям Хвост, повернутый влево Отношение к своим мыслям, решениям Уши Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя Положение рисунка на листе: выше средней линии Самооценка завышенная, недовольство положением в социуме, тенденция к самоутверждению Положение рисунка на листе: ниже средней линии неуверенность в себе, недоверии к окружающим, осторожности в общении, трудностях в самораскрытии 2. Тенденция к деятельности, активность Голова, повернутая вправо все, что задумывается или планируется, осуществляется, человек реализует свои планы; Наличие энергетических деталей: дополнительные ноги, крылья В зависимости от символики детали направленность на различные виды деятельности, любознательность, увлеченность, уверенность в себе 3. Тенденция к рефлексии Голова, повернутая влево Реализуются не все замыслы, проявляется нерешительность, боязнь перед активным действием 4. Самоконтроль Конечности хорошо соединены с туловищем, места соединений основательно прорисованы Самоконтроль хороший, человек умеет сдерживать свои реакции, хорошо развиты волевые процессы, чувствует себя хозяином своей судьбы Конечности слабо прикрепляются к туловищу Слабый самоконтроль, зависимость от обстоятельств, ситуативность Поверхностно-звуковые названия животного без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые») Легкомыслие 5. Инфантилизм, эгоцентризм Уподобление животного человеку Инфантилизм, эмоциональная незрелость Голова, направленная на рисующего Инфантилизм, нежелание брать на себя ответственность, неумение принять чужую точку зрения повторяющиеся элементы в названии животного («Трутру») Примитивизм в развитии 6. Шизоидность Непомерно длинное название животного Склонность к фантазированию Вмонтирование в тело животного механических частей, изображение роботов Аутичность, проблемы в общении, уход от действительности 7.
Истероидные тенденции, демонстра
тивность Глаза, прорисовка ресниц Демонстративность, стремление хорошо выглядеть и одеваться Перья Тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности; Завитушки, кудри, бантики, цветки манерность Варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием в названии животного («Реболетиус», «Воплиолярис») демонстративность (разума, эрудиции) 8. Общительность Открытый рот с прорисовкой губ Вербальная активность, иногда неконтролируемая «Открытое» положение фигуры, свободная поза Направленность на взаимодействие с окружающими «Доброжелательное» животное Открытость, доброжелательное отношение к окружающим 9. Агрессия Рот с зубами Вербальная агрессия, в основном защитная: огрызается, грубит в ответ на осуждение. Щетина, иглы, ногти Защитная агрессия Угрожающая поза, воинственное настроение Агрессивность Рога, когти, саблевидные детали, клыки Агрессия, направленная на окружающих 10. Страх, тревожность Глаза, изображение радужной оболочки глаз Внутренние страхи, тревожность Рот приоткрытый, заштрихованный, без прорисовки губ опасения, недоверие рот округлой формы Неуверенность затемнение контурной линии Неуверенность, подавленность, опасение и подозрительность 11. Защита Фигура животного, «защищающаяся», «угрожаемая» Состояние беспокойства, неуверенность, ожидание угрозы и неприятностей, оборонительная позиция Фигура округлой формы, круг, особенно ничем не заполненный Тенденция к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх против людей, реально имеющих возможность наложить ограничение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; Направленность защитных приспособлений вниз Защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета, боязнь осуждений. Боковые элементы защиты, а так же на самом корпусе животного готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях: направление направо – защита своих действий, налево – своих мнений, оценок, решений. 12. Половая идентификация Грива, шерсть, подобие прически чувственность, принятие гетеросексуальной ориентации для девушек; Соски, вымя, наличие половых признаков Заинтересованность сексуальными проблемами, вплоть до фиксации Наличие хобота, большого носа, выростов на теле фаллической формы Повышенный интерес к сексуальным проблемам, принятие мужской роли для юношей 13. Поведение в ситуации принятия решений Опорная часть фигуры основательная, прорисованная, придает фигуре устойчивость Рационализм в принятии решений, стремление к простраиванию поведения, продумыванию последствий. Опорная часть фигуры плохо прорисованная, неустойчивая поверхностность суждений, выводов, легкомыслие, импульсивность 14. Гибкость – ригидность повторяемость формы любых элементов в одной части Конформность суждений и установок в принятии решений, консерватизм; Разнообразие в изображении деталей, выполняющих одну и ту же функцию Своеобразие установок и суждений, гибкость поведения, самостоятельность, творческое начало 15. Рационализм Явная демонстрация функциональности изображаемых частей Расчетливость, практичность Большой размер головы ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих. рациональное соединение смысловых частей в названии («Летающий заяц») Определенная направленность 16. Творческие способности Наличие крыльев Стремление преодолеть рутину, вырваться в будущем вперед, занять положение в социуме Общий замысел: наличие необычных деталей и сочетаний, необычное название Творческие способности, креативность Животное, существующее в природе Низкий уровень творческих способностей Использование символики Развитие символического мышления, умение абстрагировать Юмористическое название животного («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес») Способности воспринимать юмор и осмысливать действительность с юмором и иронией Крылья в сочетании с оригинальными деталями Творческие способности Разнообразие деталей, их большое количество Творческая активность
Тестшкольной тревожности Филлипса
Цель: Изучение уровня и характератревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьноговозраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которыемогут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. Накаждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будетпредложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете вшколе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных,хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечайте на вопрос, ДА, если Высогласны с ним, или НЕТ, если не согласны».
Обработка и интерпретациярезультатов:
При обработке результатов выделяютвопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-йвопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросусоответствует "-", то есть ответ «нет». Ответы, несовпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработкеподсчитывается:
1. Общее число несовпадений повсему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожностиребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокойтревожности.
2. Число совпадений по каждому из8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожностиопределяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннееэмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех илииных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
№ вопросов Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 S = 22 Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 S = 11 Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 S = 13 Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 S = 6 Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 S = 6 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 S = 5 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14,18, 23, 28 S = 5 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 S = 8
Ключ к вопросам
"+" — Да
"-" — Нет
1 — 19 — 37 — 55 -
2 — 20 + 38 + 56 -
3 — 21 — 39 + 57 -
4 — 22 + 40 — 58 -
5 — 23 — 41 +
6 — 24 + 42 -
7 — 25 + 43 +
8 — 26 — 44 +
9 — 27 — 45 -
10 — 28 — 46 -
11 + 29 — 47 -
12 — 30 + 48 -
13 — 31 — 49 -
14 — 32 — 50 -
15 — 33 — 51 -
16 — 34 — 52 -
17 — 35 + 53 -
18 — 36 + 54 -
Результаты
1) Число несовпадений знаков("+" — Да, "-" — Нет) по каждому фактору (- абсолютноечисло несовпадений в процентах: 50%; > 75%).
Для каждого респондента
2) Представление этих данных в видеиндивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждомуизмерению для всего класса: — абсолютное значение — 50%; > 75%
4) Представление этих данных в видедиаграммы.
5) Количество учащихся, имеющихнесовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительныхрезультатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждомучащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждогосиндрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе —общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами еговключения в жизнь школы.
2. Переживания социальногостресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваютсяего социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности вдостижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющийребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата ит. д.
4. Страх самовыражения —негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостьюсамораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверкизнаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки(особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиямокружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов,поступков, и мыслей тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожиданиенегативных оценок.
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации,снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера,повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожныйфактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях сучителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми вшколе, снижающий успешность обучения ребенка.
Тест школьной тревожности Филлипса
Бланк ответов
Инструкция: Вам предложен опросник, которыйсостоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Дайте ответ накаждый из 58 вопросов. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нетверных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго незадумывайтесь. Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, еслине согласны. Клеточку в таблице, соответствующую вашему ответу, нужнозаштриховать либо отметить каким-нибудь знаком.
№
вопроса Вопрос Ответ Да Нет 1 Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2 Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3 Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4 Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок? 5 Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или оскорблял тебя? 6 Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился с объяснением нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7 Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8 Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9 Дрожат ли у тебя колени, когда вызывают отвечать? 10 Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11 Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12 Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13 Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14 Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15 Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16 Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17 Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18 Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19 Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20 Похож ли ты на своих одноклассников? 21 Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22 Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь? 23 Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24 Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25 Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26 Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27 Боишься ли ты временами вступать в спор? 28 Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29 Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30 Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31 Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32 Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33 Похоже ли на то, что большинство учеников не обращают на тебя внимание? 34 Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35 Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36 Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37 Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38 Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39 Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40 Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься над тем, что думают о тебе в это время другие? 41 Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42 Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43 Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44 Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45 Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46 Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47 Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48 Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49 Работая над трудным заданием, думаешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50 Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51 Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52 Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53 Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54 Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? 55 Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56 Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57 Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58 Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? /> /> /> /> /> />
Диаграммарезультатов теста школьной тревожности Филлипса
/>
Содержательная характеристика каждогосиндрома (фактора):
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояниеребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка,на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – сосверстниками).
Фрустрация потребности в достиженииуспеха –неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать своипотребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональныепереживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлениясебя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживаниетревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствоватьожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своихрезультатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим,ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающиеприспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающиевероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный факторсреды.
Проблемы и страхи в отношениях сучителями —общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающийуспешность обучения ребенка.
Тренинг «Я в мире людей»
Цель: научить ценить и уважать не толькосебя, но и окружающих людей, доверять им, находить положительные стороныличности.
Ход работы:
1.) Образовать круг радости.
Собрать участников тренинга в единыйкруг, и вместе повторять:
Я такой, какой Я есть,
Я рад, что я здесь!
Я могу быть маленьким, Я могу бытьбольшим!
Я могу быть толстым, могу быть худым.
Я такой, какой я есть!!!
2.) Упражнение «Значимые люди».
Попросить подростков нарисовать трехсамых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем онипостоянно общаются, но непременно те, кто значит для них больше, чем всеостальные, тот, кто для них дороже всех. Психолог также делает рисунок.
После того как, как рисунки сделаны,попросить детей по очереди показать рисунки и рассказать при этом обизображенных людях:
— кто они;
— чем значимы, чем дороги;
— что бы они хотели сказать этимлюдям.
3.) «От сердца к сердцу»
Повторно образовать круг сподростками, и передавая сердце, говорить приятны слова. Начинать со слов:
«Я хочу, чтобы в мире людей…»
Кинетический рисунок семьи Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)
Тест «Кинетический рисуноксемьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейнойситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогуу ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое местосреди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунокявляется творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи,но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но такженаправлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своемурешает проблему актуальных семейных отношений. Тест КРС состоит из 2 частей:рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенкудается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй своюсемью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следуетотвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, какхочешь».
Во время рисования следует записыватьвсе спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а такжефиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, сребенком проводится беседа по следующей схеме:
1) кто нарисован на рисунке, чтоделает каждый член семьи,
2) где работают или учатся членысемьи;
3) как в семье распределяютсядомашние обязанности,
4) каковы взаимоотношения ребенка состальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРСучитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальнымиособенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектоврисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевываниеотдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являютсяизображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, ихвзаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основноевнимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи(сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействиечленов семьи на рисунке);
2) анализ особенностей рисункаотдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схемател отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательностьрисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Рассмотрим на примерах каждый аспектсхемы интерпретации.
Ребенок не всегда рисует всех членовсемьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так,например, важным показателем психологической близости является расстояние междуотдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разныеобъекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно частоможно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или околотелевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, какбы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычносвидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общаядеятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать оналичии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые детиизображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа.Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувственеполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди,а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченностьребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как быоткладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают стольсильной эмоциональной значимостью.
Считается, что ребенок наиболеедетализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимогочлена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисуетэтого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначноокрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, скоторым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можнонаблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
Анализ процесса рисования даетбогатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стилеего работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше,отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно.Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколькопридумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленныеотговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствоватьо неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со сторонывзрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинаютс изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся.Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну изфигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоциональнонеоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также можетсквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологуне следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана системаколичественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.
Таблица симтомокомплексыКинетического рисунка семьи Симптомокомплекс Симптом Балл 1. Благоприятная семейная ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе
9. Подчеркивание отдельных деталей
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,1 2. Тревожность
1. Штриховка
2. Линия основания — пол
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимание к деталям
7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей
10. Другие возможные признаки
0, 1, 2, 3
0,1
0,1
0,1
0,1; 2
0,1
0,1
0,1
0,1
3. Конфликтность
в семье
1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Несоответствие вербального описания и рисунка
8. Преобладание вещей
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
10. Член семьи, стоящий за спиной
11. Другие возможные признаки
0,2
0,1; 2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
4. Чувство
неполноценности в семейной ситуации
1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
5. Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
7. Отсутствие автора
8. Автор стоит спиной
9. Другие возможные признаки
0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
5. Враждебность
в семейной
ситуации
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
2. Агрессивная позиция фигуры
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Пальцы длинные, подчеркнутые
8. Другие возможные признаки
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
Бланк регистрации результатов оценкиКРС
Фамилия, имя ребенка_________________________________________
Дата рождения ________________ Датаэксперимента _______________
Сумма балловпо симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация Тревожность Конфликтность в семье Чувство неполноценности в семейной ситуации Враждебность в семейной ситуации
Анализ результатов:
_____________________________________________________________