Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Департамент образования Владимирскойобласти
Муниципальное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Реферат
Путь Дмитрия Нехлюдова к христианскимидеалам (по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»)
Выполнила ученица 10-б класса
КоролёваДарья
Научныйруководитель
ЛукьяноваС.С.
Ковров
2010

План
Введение
1. Творчество Л. Н. Толстого после кризиса
2. Идейно-художественное своеобразие романа
3. Путь главного героя
4. Христианские идеалы в романе
Заключение
Список литературы

Введение
Литература второйполовины 19 века — это литература критического реализма. Среди несовершенногомира, с господствующей в нем несправедливостью, писатели ищут те вечные светлыеи справедливые начала, которые спасут человечество. Человеческая личность –главное звено в этой цепи, с формирования ее самосознания, по мнению многихмыслителей, начинается путь к гармоничному обществу. Я выбрала тему духовноговоскрешения потому, что считаю её актуальной по сей день, так как вопросыморали и нравственности волновали человека во все времена.
 Душевные переживанияглавного героя романа Дмитрия Нехлюдова, его поиски истины, познание самого себя,окружающих людей — вот, что стало объектом моего научного исследования.Проблемы, поднятые в романе, никого не оставят равнодушным. Душевный кризис ипоследовавшее за ним нравственное прозрение есть закономерное развитие личности.Проблему-вопрос «Быть или не быть» личностью? (даже не столько личностью,сколько человеком в высоком смысле этого слова) озвучивает Л.Н. Толстой в своёмромане «Воскресение».
 Проблема«воскрешения» души сочетается в романе с проблемой социальных отношений вдворянско-буржуазном обществе. Именно социальная окраска произведения придаётему глубину и масштаб. Огромный охват жизни, широта и многообразиехудожественного материала, его необыкновенная сложность совмещаются судивительной простотой плана, с цельностью и последовательностью сюжетногоразвития.
 Цель моейнаучной работы – осветить духовные приоритеты позднего Л. Н. Толстого в романе«Воскресение», раскрыв путь нравственного воскрешения его героя ДмитрияНехлюдова.
 В своейнаучной работе я бы хотела не только проследить путь главного героя кхристианским идеалам, но и выявить сами идеалы, к которым обращается писатель(раскрыть их), рассмотреть систему персонажей романа, их реалистичность,жизненность. А также проследить связь между проблемами морали и нравственностии проблемой социальных отношений. И главное — найти отражение послекризисного мировоззренияЛ. Н. Толстого в последнем большом романе писателя «Воскресение».

1. Творчество Л.Н.Толстого после кризиса
 Вовторой половине 1860-х – в 1870-х Лев Николаевич Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 онотправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгоднокупить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасепробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.
 Свои чувстваЛев Николаевич описалв незаконченной повести «Запискисумасшедшего», над которой работал в 1885–1886. Страх смерти,ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжениинескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и вдругих религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного иблизкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религиипредставились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещалимысли о самоубийстве.
 Кризис былпреодолен на рубеже 1870–1880-х.Л. Н. Толстойприходит к признанию неразумной, интуитивной народной религиозности, видя в нейединственный ответ на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себялюдям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян,интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он непринимал и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера,которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и болеепозднего времени, была, прежде всего, нравственным учением. Бог для Толстого –это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа.Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считализвращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принятьвнерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекалцерковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мыслиТолстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла,победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможнытолько благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. Опреодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в «Исповеди» (написана в 1879–1882,опубликована в 1884).
 Толстойпереосмыслил всю прожитую им жизнь. Он приходит к мысли, что только жизньпростого народа близка к нравственным истинам. В статье «Что такое искусство?»(1898) писатель отвергает все в мировой культуре, созданное людьми изгосподствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истиннаяфункция искусства – дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию вполной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность истрадания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним изорганизаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд,прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаряработе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом оннаписал в публицистическом произведении «Так что же нам, делать?», над которымработал в 1882–1886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность наземлю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестокимнаказаниям, не должно существовать. В 1908 узнал о казни через повешение вгороде Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков,и откликнулся на произошедшее статьей «Не могу молчать». Идеи позднего Толстогонапоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он былубежденным противником революции. И путь к человеческому счастью он видел,прежде всего, не в социальных и экономических переменах, а (как уже говорилосьвыше) в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренностьжеланий, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничениеили подавление полового влечения – таковы, согласно Толстому, должны бытьнравственные ориентиры.
 Позицияпозднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной игосударственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братскойлюбви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известностьне только в России, но и во всем мире.
 В творчествепозднего Толстого яркопроявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создалмногочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам исказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления одостойной и праведной жизни и об идеальном обществе. Извращенность,неправильность жизни людей, устройства общества – основная тема творчествапозднего Толстого.
 Толстойприходит ко все более непримиримой критике общественного устройства —бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православнойцеркви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованныхклассов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната»(1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы»(1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния инравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «ОтецСергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликованв 1912).
 Бурнойреакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому ибезотлагательному следованию христианским заповедям. В рамках новогомиропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал противхристианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, чтопривело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовалареакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официальноотлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
 Толстойработал над романом «Воскресение» с перерывами в течение почти десяти лет, с1889-го по декабрь 1899 года. В основу сюжета легло действительное событие:судебное дело, о котором он узнал от своего друга, юриста А. Ф. Кони. Последнийрассказал ему историю трагической судьбы финской девушки-сироты, взятой навоспитание богатой русской помещицей и совращенной одним из родственников этойдамы. Когда она забеременела, ей пришлось покинуть дом. Не будучи в состояниисама себя прокормить, она стала проституткой и украла у одного из своихклиентов крупную сумму денег. После ареста она предстала перед судом. Случилосьтак, что одним из присяжных был ее бывший соблазнитель. Увидев, что стало смиловидной девушкой, жизнь которой он загубил, он был охвачен такими сильнымиугрызениями совести, что решил во искупление своей вины жениться на ней —однако брак не состоялся, так как девушка умерла (от тифа) в тюрьме. В этом ключеи происходит первоначальная художественная обработка материала.
 Однако разработка темыприводит автора к таким выводам, к такому расширению и углублению сюжетногоконфликта, которые, очевидно, вначале и не предполагались: «коневскаяповесть» постепенно становится романом социально-обличительным.
2. Идейно-художественноесвоеобразие романа
 В основу композицииромана «Воскресение» положена антитеза: противопоставление простых людей ипредставителей правящих классов, как раз в духе позднего Толстого. Этопротивопоставление намечается в самом начале произведения с изображениянеравноправного положения молодого барина Дмитрия Нехлюдова и дворовой девушкиКатюши Масловой. Писатель намеренно акцентирует внимание на деталях дорогойодежды Нехлюдова, его беспечном образе жизни. Ключевой сценой в романе являетсясуд. Именно здесь герои встречаются вновь и отсюда начинается их путь кдуховному возрождению.
 Главная героиня романаКатюша Маслова- «дочь незамужней дворовой женщины,жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». ОбразКатюши Масловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русскойлитературе: у него нет предшественников. Маслова наделена глубоко личнымичертами, выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом ивыступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем не остановиться суважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие наее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьму, каторжный этап. Она хлопочет одругих несчастных, но не о себе. В образе главной героини виден излюбленныйтолстовский дуализм. С одной стороны, она не считает своё бывшее занятиеаморальным и, как пишет Толстой, считает его даже нужным обществу, с другойстороны, в глубине души она по- прежнему остаётся чистым, добрым, светлымчеловеком, что подчёркивает автор, описывая её во время суда: «в серомхалате, надетом на белую кофту и на белую юбку...», «повязана белойкосынкой» и усталое лицо отличалось «особенной белизной». «Онавошла в зал суда бодрым шагом, держалась прямо и смотрела прямо в глаза — все вней подчеркивало ее невиновность, нерастраченность сознания внутреннегодостоинства. Ее больно ранили всякие несправедливые слова, она, слыша их,вздрагивала, вопиющая неправда резала ей душу».
 Светлому образу КатюшиМасловой противопоставлены в романе такие отрицательные герои, как СимонКартинкин, Евфимия Бочкова, адвокат Фанарин, графиня Катерина Ивановна с мужеми прочие разнокалиберные чиновники (в том числе и судьи). Этих людей мы видимглазами Нехлюдова. Они, принадлежащие к высшему обществу, тем не менее,остаются на низшем уровне морально-нравственного развития. Лицемерие, фальшь,эгоизм, жажда наживы, бездуховность, преступность поведения по отношению кпростым людям – вот их отличительные черты.
 Толстой замечательноохарактеризовал образ их мыслей и чувств, свойственный им эгоизмисключительности. В романе эта тема развивается на широком фоне и ворганической связи с изображением тягостных условий жизни народа. Так граф ИванМихайлович Чарский убеждён в том, что «как птице свойственно питаться червяками,быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питатьсядорогими кушаньями, приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самуюпокойную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях, и чтопоэтому это всё должно быть для него готово». Никакими личными достоинствамиграф Иван Михайлович не обладал, но это, однако, не помешало ему заниматьвысокие должности, достичь поста министра. Его главные качества заключались вумении понимать смысл разных бумаг и законов, самому без орфографических ошибоксочинять циркуляры, быть важным и в то же время «обходительным», проявлять,когда нужно неприступность, становиться, когда это выгодно, подобострастным иподлым.
 Будучи совершеннобезразличен к людям, к интересам общества, граф Иван Михайлович не можетдопустить и мысли о том, что люди, общество могут быть безразличными поотношению к нему. Он убеждён в том, что и после отставки от службы «долженкаждый год получать большое количество казённых денег и новые украшения длясвоего праздного наряда».
 Что же касается судей,то одним из способов сатирического обличения вершителей судеб является показ ихдуховного ничтожества. Описывая суд над Катюшей Масловой, Толстой приподнимаетзавесу над частной жизнью ревнителей справедливости и морали, открывает ихвнутренний мир. И это сразу обнажает контраст между казённой патетикой,официальной торжественностью реальной мерзостью судей.
 Усердно демонстрируясвою приверженность благородным принципам права и нравственности, служителиФемиды полностью поглощены своими мелочными интересами. Осуждая падение нравов,они часто являются носителями аморальности. «Председатель был высокий, полныйчеловек с большими седеющими бакенбардами. Он был женат, но вёл оченьраспущенную жизнь, так же, как и его жена».
 Судей не трогаютразвертывающиеся перед ними драматические картины жизни, они безразличны кстраданиям людей; их мало занимают и постоянно провозглашаемые ими идеисправедливости. «Доброго» члена суда постоянно преследует мысль о собственныхнедомоганиях; судьба «отверженных» людей, всё, что происходит в суде, для негоне имеет никакого существенного значения. «Сердитый» член суда обеспокоенвыступлениями в печати и т.д.
 Для идейно-творческойконцепции романа в целом существенное значение имеет развенчание мнимогогуманизма «хозяев». Контраст между лицемерным милосердием и реальнойжестокостью выразительно раскрывается в обрисовке вице-губернатораМасленникова. До встречи с вице- губернатором Нехлюдов наблюдал сцены тюремнойжизни. Хорошо знаком с ними и сам Масленников, но это не мешает ему уверятьНехлюдова в том, что заключенные вследствие великодушия властей вполнеблагоденствуют. Жена Масленникова – Анна Игнатьевна – с ещё большим энтузиазмомоценивает деятельность своего мужа, его отношение к нарушителям порядка. «Всеэти несчастные – его дети. Он иначе не смотрит на них» — говорит она. ДобротаМасленникова – это, конечно, миф. Но уже не просто мифом, а сознательнымобманом являются уверения Масленникова относительно положения заключенных. Затосовершенно реальными оказываются его слова насчёт твёрдости власти. И если до ипосле встречи с Масленниковым Нехлюдов легко убеждается в призрачности первой«заповеди», исповедуемой вице-губернатором, то с последовательным осуществлениемвторой он сталкивается на каждом шагу.
 Мнимое милосердиевыразительно развенчивается и в сцене проповеди Кизеветера, сцене, котораясодержит в себе коллективный портрет великосветских «гуманистов». «Гуманизм»здесь предстает как мода, как развлечение людей, которым нечем себя занять. «Взале с дорогим убранством сидели дамы в шелку, бархате, кружевах, с накладнымиволосами и перетянутыми и накладными талиями. Между дамами сидели мужчины –военные и статские и человек пять простолюдинов: двое дворников, лавочник,лакей и кучер». Лицемерно-показному общению с младшими братьями соответствуетфальшивая умилительность, господствующая в салоне графини Чарской. Патетическиеслова профессиональной проповедника о страданиях Христа, о спасении душ, о любвик ближнему, добродетелях производят глубокое впечатление на тех, кто не хочетзамечать реальных людских страданий. «В комнате слышались рыдания».
 Важнейшая особенностьсатирического обличения господ – показ их отрешённости от истинно человеческихкачеств, отрешённости, которая возникает как результат защиты социальныхпривилегий. Черты эти, свойственные охранителям разных рангов, особеннорельефно выступают при изображении высших царских чиновников. На основедлительных наблюдений Нехлюдов приходит к выводу: «Все эти люди, очевидно, былинеуязвимы, непромокаемы для самого простого чувства сострадания только потому,что они служили… И действительно, люди эти страшны. Страшнее разбойников.Разбойник всё-таки может пожалеть – эти же не могут пожалеть: они застрахованыот жалости».
 Так же Толстой выделяетпрослойку людей совершенно иного склада – революционеры. С большой внутреннейтеплотой написаны в романе их портреты – Марьи Павловны, Щетининой, Симонсона,Набатова, Крыльцова. Каждое из этих лиц обладает своим особенным характером, укаждого из них — свой путь в жизни. Но через это особенное просвечивают течерты, которые были очень близки и дороги самому Толстому, — собственноемнение, сила преодоления обстоятельств, господствующих взглядов, способностьотказаться от эгоистического отношения к жизни, самоотверженность. Толстойвосхищается и Марьей Павловной, которая родилась в богатой генеральской семье, но,рано почувствовав «отвращение к господской жизни», ушедшей работницей нафабрику и позднее приобщившейся к революционной деятельности, и Набатова –человека, вышедшего из народа, бодрого и оптимистичного, просветительскаядеятельность которого привела в тюрьму, и Крыльцова, который в тюрьместолкнувшись с вопиющей несправедливостью и диким произволом, становитсяреволюционером. Но при этом он не обобщает всех революционеров как благородныхи добрых людей. Толстой утверждает, что в любом обществе есть как злодеи, так иблагодетели. Для этого Толстой рисует отрицательные фигуры Веры Богодуховской,Новодворова, Маркела Кондратьева. И если в образе Богодуховской подчёркнутыпозёрство, показной пафос, пустая крикливость, то в характере Новодворовапоследовательно раскрываются те честолюбивые стремления, которые свойственны,по мнению писателя, и некоторой части людей, вошедших в революционное движение.
3. Путь главного героя
 Путь главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Дмитрия Нехлюдова к морально-этическим идеалам начинается с ранней юности. Еще будучи студентом и читая Спенсера, он мечтает достичь совершенства собственного и всего мира. В этот период жизни Толстой описывает его чистым, непорочным юношей, достойным уважения человеком. Именно в такого Нехлюдова влюбилась Катюша. Чувство любви к Катюше, вспыхнувшее в нём тогда, отличается чистотой и поэтичностью; оно окрыляет его. Рассказ о поэтичном чувстве Нехлюдова нужен Толстому не только для изображения последующего падения героя, но и для характеристики человеческих качеств, которые присущи Нехлюдову
Позднее он пошёл служить в армию, где встретил людей с совершенно противоположными своим взглядами на жизнь. Сохраняя свою индивидуальность, он отчаянно сопротивлялся губительному влиянию среды, в которую попал. Однако после нескольких лет службы в армии он превращается в совершенно другого человека: развратного, порочного, не имеющего представления о границах дозволенного, жестокого, эгоистичного. Толстой в нравственном падении Нехлюдова обвиняет общество, в котором жил главный герой.
Во время второго приезда Нехлюдова в деревню открываются новые его свойства. В течение нескольких лет духовный облик героя резко изменился. «Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое дело, — теперь он был развращённый, утончённый эгоист, любящий только своё наслаждение» Развращённым эгоистом Нехлюдова сделала обычная для его среды школа жизни, которую он успел за это время «окончить». Совершив дурной поступок с Катюшей, Дмитрий Нехлюдов осознаёт всю низость содеянного. Но задумывается он об этом ненадолго и со спокойной душой уезжает в армию.
Встреча с Катюшей в суде стала роковой для Нехлюдова. Внезапно в нём просыпается совесть, он пережил что-то вроде нравственного возрождения. «Он вдруг почувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но и всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни, и та страшная завеса, которая каким-то чудом всё это время, все эти 12 лет скрывала от него и это его преступление и всю его последующую жизнь, уже колебалась, и он урывками уже заглядывал за неё» С этой минуты начинаются скитания Нехлюдова. Человек, прозревший и увидевший жизнь такой, какова она есть, уже не может, по мнению Толстого, оставаться на месте, не может быть спокойным. Душевный кризис, нравственное прозрение Нехлюдова не только дали ему возможность увидеть окружающее зло, но и вызвали настоящую потребность ещё глубже видеть всё до последней черты.
Новое восприятие главным героем своего «я», своего прошлого непроизвольно распространяется и на отношения его с другими людьми его круга. Нехлюдов остро ощутил привычное, ранее не бросавшееся в глаза лицемерие в семье Корчагиных, фальшивость его отношений с Мисси Корчагиной, которая считалась его невестой, отвращение к любовной связи с женой уездного предводителя дворянства. «Стыдно и гадко, гадко и стыдно», — повторял он себе не об одних отношениях к Мисси, но обо всём.
 После суда у Нехлюдовавозникает горячее желание избавиться ото лжи и низости, которые вошли в егожизнь. Но в то же время его одолевают сомнения в возможности осуществлении этихего желаний. «Ведь уже пробовал совершенствоваться и быть лучше, и ничего невышло, — говорил в душе его голос искусителя, — так что же пробовать ещё раз?Не ты один, а все такие – такова жизнь», говорил этот голос» СтремлениеНехлюдова жить по-иному выражается, прежде всего, в желании искупить свою винуперед Катюшей Масловой. Предложение Катюше выйти за него замуж продиктовано нестолько чувством любви, сколько сознанием своего долга перед ней.
 Развитие ДмитрияНехлюдова отмечено всё большим отходом его от взглядов своей среды, форм еёжизни. Пробуждение чувства справедливости позволяет Нехлюдову видеть то, чтораньше совершенно не занимало его; с другой стороны, обнаженная правда жизниусиливает его несогласие и с существующими «мнениями» и с самим устройством общества.
 Сложную внутреннююборьбу Нехлюдов переживает тогда, когда он решает передать землю крестьянам.Значительный сдвиг в мироощущении главного героя происходит как раз после егопоездки в деревню, когда он, наблюдавший ранее бедствия заключённых в тюрьме,видит безысходное положение крестьян. Нехлюдов приходит к выводу, что жизньимущих классов, так же, как и его собственная, не только несправедлива, но ипреступна.
 Из деревни Нехлюдовнаправляется в Петербург. Потрясённый виденным в деревне, герой критическивоспринимает блеск и величие сановного Петербурга. То, в чём Дмитрий Нехлюдовпрежде находил прелесть и очарование, предстаёт перед ним лживым иотвратительным. Гранью, отделяющей Нехлюдова от этой среды, являетсянеравнодушное отношение к простым людям, их бедам и горестям.
 Во время своей поездки вСибирь за партией арестантов Нехлюдов видит страшные картины подавления народа,произвола и бесчеловечности начальников от самого низшего до самого высшегоранга. Близкое знакомство с жертвами социального порядка укрепляет Нехлюдова вего отрицательной оценке основ уклада жизни. Но, поняв её жестокуюнесправедливость, герой не знает реальных средств устранения её коренныхпороков.
 Возможность эту Нехлюдовпытается найти в Евангелии. К христианским идеалам приходит Дмитрий Нехлюдов вконце романа. Толстой оставляет своего героя на пороге его новой жизни,накануне осуществления им своего нового пути.
4. Христианские идеалыв романе
 Христианские ценностиТолстой ставит наравне с морально-этическими. Он не делает между ними различия.Однако и морально-этические, и христианские ценности светского общества он непризнаёт, считая их ложными.
 В романе «Воскресение»на первый план выступает тема раскаявшегося грешника.Искупление греха автор видел в моральномсамосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничегообщего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православнаяцерковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек ненуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, адолжен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственногообновления и свершения добрых дел. Раскаяние в грехе Толстой считает первымшагом на пути к исправлению. Душевное покаяние он считает более важным, нежелизаключение виновного в тюрьму.
 Вхристианской идеологии за покаянием следует искупление греха. Так же и в романеТолстого главный герой старается искупить свой грех перед Катюшей, всяческизаботясь о ней, хлопоча об исправленииприговора….
 «Просите, ивам воздастся» — сказано в Священном Писании. Идея всепрощения, присутствующаяв романе, видна в поступках Катюши Масловой, которая, несмотря на причинённоеей страдание, простила своего обидчика. Белая косынка, белая кофта, отличавшеесябелизной лицо – при помощи мастерски созданного портрета Толстой возводит своюгероиню, если не в разряд святых, то хотя бы в разряд ангелов, и именно к нему,к этому ангелу во плоти, обращается Нехлюдов, искренне раскаявшись, у неепросит прощения и спасения души.
 Что жекасается церковных обрядов, Толстой осуждает саму форму их проведения, считаяих не только ложными, но даже греховными. «…Иисус, имя которого со свистомтакое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словамивосхваляя его, запретил именно всё то, что делалось здесь; запретил не толькотакое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхование священников-учителей...». «Кощунством и насмешкой» над Христом называет Толстой и самиобряды и людей, которые их проводят. Священники же не только не догадываются обэтом, а наоборот делают своё дело со спокойной совестью.
 Так жеТолстой осуждал само существование судов и тюрем. «Не суди, да не судим,будешь» — сказано в Евангелии. «…Главное же, запретил [Иисус] не только судитьлюдей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалосьздесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришёл выпуститьпленных на свободу». «Заблуждение о том, что люди могут наказывать других», помысли Толстого, есть следствие того, «что людоедство начинается не в тайге, а вминистерствах». Толстой считал тюрьмы результатом и местом «культивированияпорока», местом, в котором люди не только забывали все принципы общественной ихристианской морали, но «усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том,что всякое поругание, насилие над человеческой личностью, всякое унижение еёпозволено, когда оно выгодно». Толстой словами своего героя («Люди должны впоте лица хлеб есть, а он их запер; как свиней, кормит без работы, чтоб ониозверели») резко критикует праздность жизни заключённых, приводящую их кморальному разложению и тем самым проводит параллель со светским обществом,ведущим праздную жизнь, а значит не менее, но даже более преступным (так какони сами такой образ жизни выбрали), нежели заключённые.

Заключение
 «Воскресение» являетсяпоследним романом в творчестве Л. Н. Толстого. В нём отражены послекризисныевзгляды Толстого на общество и общественный уклад жизни. Правдивая картинажизни России конца 19 века, данная глазами Толстого, проблемы, поставленные впроизведении, ценности, пропагандируемые Толстым, делают это произведениевечным.
 Духовные приоритетыпозднего Толстого, к которым он обращается в конце своей жизни, отличаются отидеологии официальной церкви, но при этом, как считал сам писатель, наиболееприближены к христианскому учению. Толстой открывает их читателю через своегоглавного героя Дмитрия Нехлюдова, который в конце романа приходит к этимценностям.
 Ложную, по мнениюТолстого, официальную идеологию церкви автор открывает через образы чиновникови прочих отрицательных героев романа.
 Толстой не ставит чёткойграни между проблемами морали и нравственности и проблемой социальныхотношений. По его мысли, одно вытекает из другого. При этом Толстой подводит ктому, что обе проблемы являются следствием той самой ложной церковной идеологии,против которой он выступает.
 В условиях обострившейсяна рубеже веков социальной обстановки в России идеи романа Толстого«Воскресение» были прогрессивными, писатель уловил дух времени, накалобщественной борьбы.
 Итак, поиск опоры в этомполном нестабильности и несправедливостей мире приводит писателя к вечнымчеловеческим ценностям – Христианским идеалам, переосмысленным Толстым всоответствии с его философскими взглядами.

Список литературы
1. Л. Н. Толстой«Воскресение». Издательство «Художественная литература» М. 1964
2. М. Б. Храпченко «ЛевТолстой как художник». Издательство «Советский писатель» М. 1963
3. Ю. В. Лебедев«Русская литература 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1998
4. Я. С. Билинкис«История русской литературы 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1991
5. «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников».Издательство «Художественная литература» М. 1955.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.