Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности воспитания ребенка со зрительной недостаточностью

Введение
Человек с момента своего рождения попадает в определеннуюжизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная средавключает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическоеразвитие человека. От общеизвестной роли ближайшего социального окружения досоциокультурной или специфически социологической ниши — все имеетпринципиальное значение для психического развития индивида.
Что, на наш взгляд, следует включить в окружающие условия дляполноценного развития детей со зрительной патологией? Сегодня уже очевидно, чтодело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целойсистеме факторов.
На уровне дошкольного учреждения отработана и реализуетсякомплексная программа помощи ребенку с амблиопией и косоглазием. Понимаязначимость каждого из ее звеньев, остановимся на такой ключевой, с нашей точкизрения, проблеме, как совместная работа с семьей по воспитанию и развитию детейсо зрительной патологией.
В ряде исследований подчеркивается, что основным вопросом ввоспитании незрячего ребенка является отношение родителей к его дефекту. Поданным В. Карвялиса, многие (75,2%) родители серьезно озабочены нарушениемзрения у ребенка; 18,8%, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того,чтобы сохранить остаток зрения, а 6,2% — вовсе не обращают внимания нанедостатки зрения'.
В дальнейшем изложении будем опираться на данные наблюденийродителей и психологического обследования группы детей дошкольного возрастаспециализированного учреждения для детей с нарушением зрения Восточногоучебного округа г. Москвы.
Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка.Влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленнымиисследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью.Не случайно выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский обращает вниманиена то, что «слепота в разной социальной среде психологически неодинакова.Слепота для дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкойгерцогини, русского крестьянина и шведского пролетария — психологическисовершенно разные факты».
Развитие ребенка в первые годы жизни определяется количествоми качеством любви и тепла, которые он получает от родных. Родительскоеотношение (прежде всего — материнское) насыщает субъективный опыт ребенка,закрепляя одни переживания, ослабляя другие и образуя, таким образом,фундаментальный, базисный слой эмоциональной сферы. Обогащаясь и насыщаясь,эмоции ребенка начинают опосредовать его связи с окружающим миром, задаваяхарактер отношения к миру в целом.
Известный представитель гуманистической психологии А. Маслоуисследовал «самоактуализацию» как центральную проблему становления личности иопределил среди важнейших потребностей человека потребность в любви ипринадлежности, которая удовлетворяется посредством семьи в первую очередь3.
Педагогам и специалистам известна зависимость стиля жизничеловека от степени развития чувства общности в семье. У отверженных детей схолодными, отчужденными матерями чувство общности не развивается, так же как иу избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представленийо себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этойсистемы рождает препятствия для личностного роста, провоцирует развитиеневрозов.
Психолого-педагогические исследования дают основанияутверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностейличности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессевнутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими взрослыми,другими членами семьи.
К сожалению, современная семья в ситуации всеобщейнестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублениитрудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям.Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству,сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивостьпредставлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психическогоразвития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи иполноценное становление личности ребенка. Опыт показывает, что педагогические неудачиусиливают эмоциональную напряженность между супругами, отрицательно влияя наразвитие детей.
Внутрисемейные отношения выступают основным условием исредством семейного воспитания. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский подчеркивал,что семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутнопроникает в душу. В период нестабильности общества возникает психологическоенеблагополучие семьи, отягощенное социально-экономическими факторами. Онораспространяется на все сферы межличностных отношений, обостряя не только супружескиеи детско-родительские отношения, но и отношения между старшим и младшимпоколениями, братьями и сестрами.
Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительнойпатологией, требует особой заботы и внимания. Ведь кроме травмирующего влиянияна ребенка болезнь является психической травмой и для родителей. Наряду свышеизложенными проблемами эти семьи решают проблему поиска путей помощиребенку с нарушением зрения.
В ходе анкетирования и опроса родителей дошкольного образовательногоучреждения (опрошено 120 семей, 212 родителей яслей-сада) было установлено, чтоподавляющее большинство родителей остро нуждаются в помощи специалистов повопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения.
Только 58 человек из общего числа опрошенных постояннозанимаются с ребенком дома; 28 родителей занимаются с детьми от случая кслучаю; 178 человек отметили причину недостаточного внимания к детямотсутствием времени, объясняя это круглосуточным пребыванием детей в детскомдошкольном учреждении; 165 человек назвали главной задачей семьи и детскогосада подготовку к школе с точки зрения обучения детей чисто учебным навыкам:счет, письмо, беглое чтение; 21 человек добавил к проблеме школьной готовности— воспитание дисциплинированности, послушания, аккуратности. К сожалению, лишь26 человек вспомнили о восстановлении зрения, укреплении здоровья.
Среди серьезных проблем, которые беспокоят родителей вразвитии детей, были названы: обидчивость, драчливость, плаксивость,невнимательность, неуверенность. У одной группы родителей ярко выраженанедооценка сенсорной недостаточности, а у других — излишняя проблематизацияситуации, выражающаяся в гиперопеке и болезненном отношении к любымособенностям в развитии детей.
Данные первичного опроса свидетельствовали о необходимостиглубокой, целенаправленной работы с семьями воспитанников. Современная семьятребует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней.Такая задача под силу социальному педагогу-психологу. В рамках экспериментабыла введена должность социального педагога. Затем продумана и выстроенасистема взаимодействия с семьями воспитанников.

Основные направления в работе с семьей
семейный воспитание зрительный патология
1. Глубокая социальная диагностика с целью изученияособенностей внутрисемейного воспитания.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальныхпрограмм помощи собственному ребенку.
3. Просвещение родителей и других членов семьи с цельюрасширения представлений об особенностях развития детей со зрительнойпатологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними.
4. Разработка на дифференцированной основе системывзаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции детско-родительскихотношений (повышение сенситивности матери, коррекция эмоционального образаребенка, достижение безусловного приятия ребенка матерью, повышение роли отца вего воспитании).
В соответствии с основными направлениями деятельностиколлектива были разработаны анкеты и опросники, социальный педагог ипрактические психологи провели поэтапное обследование семей, в ходе которогополучили достаточно информативные данные. По итогам изучения и анализаполученного материала выделены несколько категорий семей: молодые, многодетные,полные, неполные, благополучные, неблагополучные (разные формы).
Каждая категория семей требует специализированной помощи всоответствии с их проблемами и запросами. Поэтому последующий анализ позволилсгруппировать родителей по проблемам.
Количественный и качественный анализ семей воспитанниковпозволил точней определять уровень и характер взаимоотношений с родителями.
Возрастной состав семей: из общего числа родителей возраст до25 лет— 12 человек; от 26 до 40 лет — 186 человек; свыше 40 лет — 23 человека.
Уровень образованности семей таков: высшее образование — 104;среднее специальное — 52; среднее образование — 44 человека; без образования —12 человек.
Социальное положение семей: служащие — 102; рабочие — 62;бизнес и торговля — 42 человека; безработные — 6 человек.
Число детей в семьях воспитанников: 57 семей имеютединственного ребенка; 59 — воспитывают двоих детей; 4 семьи имеют троих детей.
Из общего количества семей 21 семья сложилась в результатеповторного брака; 28 наших воспитанников растут без отца; 49 семей — в разводе.
Достаточно большое число родителей, не имея опыта воспитаниядетей, столкнулись с дополнительной проблемой — воспитание ребенка с сенсорнойнедостаточностью. Эта категория семей в первую очередь была охвачена вниманием,заботой и помощью профессионалов учреждения. Уровень образованности родителейтоже требовал специального анализа.
После обследования детей и родителей выяснилось, что в семьяхпедагогов часто наблюдается самый высокий уровень невротизации детей.Ориентированные в профессиональном отношении на сформированность определенныхзнаний, умений и навыков, педагоги-родители значительно завышают планку своихтребований к ребенку, стремятся развивать детей зачастую неадекватными для ихвозможностей способами, определяя их во всевозможные кружки и студии, но мало вниманияуделяя эмоциональному развитию детей. Такие дети, имея высокие показатели впознавательном развитии, отличаются целым набором проблем в эмоциональном иличностном плане. Тревожность, обидчивость, плаксивость, агрессивность,неуравновешенность, подозрительность, мстительность, неуверенность — вотнеполный перечень проблем, которые не позволяют детям полноценно развиваться. Вработе с такими семьями особое внимание уделялось расширению представлений обособенностях развития детей со зрительной патологией и повышению сенситивностиродителей.
Проблема современной педагогики — родители, представляющиесферу бизнеса. Задачи воспитания и обучения собственных детей они пытаютсяпереадресовать учреждению образования, сполна готовы оплатить набордополнительных услуг и преподавателей, а собственное участие, к сожалению,видят лишь в материальном обеспечении ребенка. Дети из таких семей отличаютсяпедагогической запущенностью, как правило, избалованы, безудержны, жестоки вотношении к сверстникам и взрослым.
Непоследовательность взрослых в требованиях и оценках раноприучает детей к всеобщей нестабильности, поэтому их главная задача приотсутствии представления о нормах и правилах — добиться удовлетворениясобственных потребностей любой ценой. В общении с этой категорией семей тоженеобходимы особые подходы, в основе которых лежит главное — донести до сознанияродителей их ответственность за судьбу ребенка и значимость для ребенка любви,тепла и понимания родителей. Очень часто родители из таких семей рассчитываютрешить проблемы ребенка путем дорогостоящей операции или приобретением«чудо-очков».
Дети из семей рабочих по результатам обследованияпродемонстрировали самый высокий уровень психоэмоционального благополучия, ародители — готовность к выполнению рекомендаций врача, тифлопедагогов,психологов. Оказалось, что в этой категории семей чаще, чем в любой другой,бабушки играют большую роль в воспитании детей, они проводят с внукамизначительную часть времени и соответственно являются хранителями интересов ребенка.Возможно, этим и объясняется высокий уровень психоэмоционального благополучиядетей.
Важной проблемой является отсутствие у родителей адекватногопредставления о серьезности сенсорной патологии и отсутствие знаний о способахкоррекционно-развивающей работы с родителями. Родители не озабочены проблемамисенсорной недостаточности и отклонениями развития детей, они просто любятребенка и стараются в меру сил и возможностей ему помочь. Это хорошо с однойстороны, а с другой — зачастую исключается возможность полноценноговосстановления, максимальной реализации творческого потенциала детей.
Значительное место в изучении семей воспитанников сыгралирисуночные тесты, которые использовали психологи. Рисунки детей и родителейочень наглядно демонстрировали особенности взаимоотношений в семье и помоглисоставить более точный психологический портрет семьи. В частности, эти тестыподтвердили предположения о наличии мнимого благополучия в 34 семьях. Приналичии внешних условий, определяющих благополучие в этих семьях, существуютсерьезные проблемы. Как правило, это нарушения взаимоотношений взрослых,которые ребенок «считывает» по неадекватным поступкам и поведению родителей.
Наличие постоянной эмоциональной нестабильности приводит кповышенной тревожности и неуверенности детей. Они никогда не знают, что можно,чего нельзя, за что похвалят, за что поругают. Работа с такими семьями требуетособого такта, высокого профессионализма, косвенных форм обсуждения проблемы. Основнаязадача — убедить родителей в искреннем отношении педагогов к успехам илинеудачам ребенка, заботе и желанию помочь ему.
Большая работа по изучению и анализу особенностей семейзавершилась разработкой форм взаимодействия с каждой категорией семей. Былиопределены темы консультаций, как индивидуальных, так и групповых, а также рольи место каждого специалиста в работе с семьей.
По истечении трех лет работы можно выделить наиболее удачныеформы работы с семьей. Хорошо зарекомендовали себя родительские клубы. Вотличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано посхеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципахдобровольности, демократичности, личной заинтересованности. В клубе людейобъединяют общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Наиболее важные задачи социального педагога состоят в том,чтобы своевременно пригласить специалиста, продумать организацию мероприятия,виды наглядности, решить вместе с педагогами, какой вид детской деятельностиможно показать как иллюстрацию проблемы (видео или непосредственно в группе),динамику развития детского коллектива или отдельного ребенка.
Семейные клубы — динамичные структуры, они то сливаются водин большой клуб, то дробятся на более мелкие части. Все зависит от тематикиочередной встречи и замысла устроителей. Все направлено на максимальнуюрезультативность встречи для всех участников. Часть клубной работы с семьейосуществляется с помощью местного кабельного телевидения. Это достаточноудобная форма, так как предполагает значительное расширение аудитории за счетвключения всех членов семьи, а также использования достаточно широкихвозможностей телевидения.
Вся система клубной работы в дошкольном учрежденииосуществляется по основным циклам:
• домашний психолог;
• формирование привычки к здоровому образу жизни;
• поверь в свое дитя;
• лечение с увлечением;
• игры для детей и взрослых.
В основе наших подходов лежат ключевые положенияпсихологов-гуманистов о компенсаторных возможностях человека, о тех шансах,которые необходимо использовать. До сознания родителей доводится основнойвектор развития ребенка в условиях болезни: дефект — чувство малоценности —компенсация (создание «обходных» путей развития). Важно знать, как ребенок самостоятельнопытается искать обходные пути и какова роль близкого взрослого в преодолениипсихологических преград. Родители постепенно начинают понимать меру своейответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий и примерыравнодушного отношения родителей к судьбе собственного ребенка. Успехи окрыляюти вселяют уверенность, неудачи огорчают, но это всегда лучше, чем равнодушие.
Специалисты-дефектологи и психологи терпеливо раскрываютособенности возрастного и личностного' развития детей со зрительной патологией,влияние I дефекта на общее психофизическоеразвитие, способы борьбы с болезнью. Работа клубов значительно повысилакомпетентность родителей, вызвала интерес к проблемам коррекционно-развивающегообучения, вселила уверенность в свои силы, значительно повлияла на сплоченностьколлектива детей и родителей. Атмосфера в дошкольном учреждении стала болеедомашней, отношения искренними и доброжелательными.
Большим подспорьем в работе клубов является библиотекаспециальной литературы по проблемам воспитания и развития детей с сенсорнойнедостаточностью. Педагоги и специалисты сделали из нее настоящую передвижку,сами следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, аннотациейновинок.
Целый раздел клубной работы посвящен проблеме формированияпривычки к здоровому образу жизни. Здесь не только консультирование по вопросамлечения и коррекции зрения, но и обсуждение проблем укрепления здоровья вцелом. Инструктору по физической культуре удалось сделать очень популярнойдосуговую деятельность детей и родителей — спортивно-оздоровительную. Сталитрадиционными отборочные соревнования в разных видах спорта, участие вмуниципальных и окружных спортивных праздниках. Чувство локтя, азарт,соперничество, радость победы, горечь поражения, пережитые совместно с детьми,вызывают у родителей обостренное чувство общности, теплые чувства к ребенку,желание помочь, поддержать, защитить.
Постоянное наблюдение врача-офтальмолога и его рекомендациипо организации занятий спортом позволяют грамотно осуществлять подборспортивных игр и упражнений, дозировать нагрузку, вводить и сниматьограничения. При таких условиях совместные с родителями занятия спортомпозволяют в значительной степени укрепить здоровье, а также сформировать важныеличностные качества у детей: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение,целеустремленность, командный дух.
Понимая степень занятости родителей, используем такиенетрадиционные формы общения с семьей, как «родительская почта», «телефондоверия». Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткойзаписки высказать замечания, предложения, пожелания коллективу, поделитьсярадостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту.Телефон доверия помогает родителям, осторожным и недоверчивым, анонимно выяснитькакие-либо значимые для них проблемы, записаться на прием к специалистам,предупредить педагогов о каких-то необычных проявлениях детей.
С нашей точки зрения, эти скромные на первый взгляд формыдают хорошие результаты в становлении доверительных отношений с определеннойкатегорией семей. Получая анонимную почту и звонки от родителей, руководительучреждения и весь коллектив могут узнать независимое мнение родителей о своейдеятельности, отдельных недочетах (как известно, родители не всегда готовы негативнуюинформацию высказывать лично педагогу по целому ряду причин).
Но когда родители видят, что на их сигнал отреагировали спониманием и благодарностью, исчезает холодок недоверия, возникает уважительноеотношение к коллективу.
Очень интересной, с нашей точки зрения, формой взаимодействияс семьей стала игротека, а точнее, библиотека игр. Все началось с того, что вовсех возрастных группах провели конкурс коррекционно-развивающих игр ивыяснили, что в учреждении собран уникальный игровой материал, которыйцелесообразно использовать более результативно. Возникла идея созданиябиблиотеки игр, которой смогут пользоваться дети и родители. Провели строгийотбор и параллельно регистрацию игр. Выработали общие требования к игре, средикоторых выделим следующие:
• игровое поле и все составляющие игры должны отвечать всемтифлоло-гическим требованиям (цвет, размер, контур);
• в игре должна присутствовать внешняя привлекательность;
• она должна быть умной, доброй и увлекательной посодержанию;
• обязательно должна включать в себя коррекционный иразвивающий эффект;
• состав участников игры должен быть не менее двух человек.Игротеку расположили в бывшем методическом кабинете. Игры распределили повозрастам и игровым задачам, сделали картотеку, разработали правила пользованияигротекой. Во время первого визита взрослого с ребенком посетители заполняютспециально разработанную карту интересов. Социальный педагог получает, такимобразом, дополнительную информацию о семье и о ребенке. Это позволяет емуподобрать игры, наиболее адекватные потребностям ребенка. Объясняются правилаигры, делается отметка в формуляре.
Семья может пользоваться игрой определенное время (от неделидо двух). После этого она возвращается в обмен на новую. В игротеку социальныйпедагог приглашает в первую очередь родителей и проблемных детей. С этойкатегорией ведется целенаправленная систематическая работа. Остальные детипосещают игротеку по желанию.
Опыт пользования игротекой позволяет не только решатьпроблемы коррек-ционно-развивающего обучения, но и приобретать навыки общения внестандартной для ребенка ситуации, освоить правила поведения в библиотеке. Всеигры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей кобщению с ребенком. Постепенно традиция вечерних домашних игр стала крепнуть, ив нашей игротеке появились игры, придуманные родителями и старшими детьми. Насприятно удивили грамотный подбор игровых задач и дидактического материала.Таким образом, игротека стала еще одним способом в коррекциидет-ско-родительских отношений.
Одна из предложенных форм работы привлекла большое количествобабушек. Это популярный кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, атакже теснота и излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизниребенка возможность заниматься рукоделием. В помещении, где проводится кружок,дети могут найти все необходимое для художественного творчества: от бумаги икартона до самых необычных бросовых материалов. У руководителя кружка всегдаесть в запасе увлекательный проект, который не только доставит удовольствие отрезультатов его воплощения, но и решит серьезные познавательные и коррекционныезадачи, поможет малышу сформировать важнейшие навы-1 ки и умения. Очень скорожизнь предъявит выпускникам специализированных дошкольных учреждений требованиядействовать в определенном темпе, самостоятельно принимать решения, выполнятьработу качественно и в срок.
Поэтому так важно для ребенка с сенсорной недостаточностью впериод школьного детства заниматься художественно-ручным трудом. А терпение и золотыеруки бабушек здесь просто незаменимое подспорье. На выставках детскогохудожественного творчества легко проследить динамику развития руки и глазадетей.
Для нас, однако, крайне важна еще одна динамика — эторазвитие детско-родительских отношений. Ничто так не окрыляет родителей, какпревращение плаксивой неумелочки в радостного творца. Даже самые отчужденныемамы, присутствуя на аукционе детских работ, начинают проявлять интерес кработе кружка и по возможности приобщаться к детскому творчеству.
Наряду с перечисленными формами взаимодействия с семьей вучреждении существуют давно полюбившиеся, традиционные, но не ставшие от этогоменее результативными формы работы с семьей: совместный с детьми театр,организация общих праздников, конкурсов, походов, экскурсий, индивидуальные игрупповые консультации, дни открытых дверей, вечера встреч с выпускникамидетского сада.
О встрече с бывшими выпускниками следует сказать особо, таккак эта форма работы очень важна не столько для родителей и детей (для них этов большей степени приятные эмоциональные переживания), сколько для коллектива.Дело в том, что с помощью специально разработанных анкет получаем важнуюинформацию о том, что помогало или мешало ребенку приспособиться к условиямшколы, что поняли родители теперь о значимости своевременной помощи детям всемье, что могут пожелать будущим ученикам и их родителям те, кто уже пережил вусловиях школы первые радости и первые поражения. Живое общение детей иродителей на таких встречах — эта самая лучшая оценка работы коллектива,выявление нерешенных проблем, совместные поиски оптимальных вариантов помощидетям и, конечно же, чувство заслуженной радости и гордости за высокиерезультаты своего нелегкого труда.
Коллектив единомышленников хорошо осознал один давно известныйвсем знатокам души принцип, сформулированный А. Адлером: «Любую повадкучеловека можно проследить до ее истоков в детстве». В детстве формируются изакладываются манеры поведения человека в будущем, несущие на себе печатьокружения.

Библиографический список
 
1. Адлер А. Практика итеория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 2010
2. Выготский Л. С. Проблемыдефектологии. М.: Просвещение, 2009
3. Бэндлер Р., Гриндер X, Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж, 2009.128 с.
4. Гафурова 3. Ф., ШариповА,Р., Гареев Е. М. Психологические особенности пациентов с миопией // Актуальныевопросы офтальмологии. Ч. 1. М., 2009. С. 52-54.
5. ДашевскийА. И. Близорукость.Л.: Медгиз, 2008. 148 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.