Психологическая теория учебной деятельности
психология учебная деятельность культурный исторический
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процессприобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которогоформируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всюжизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любомвзаимодействии с миром что-то новое и совершенствуя способы удовлетворениясвоих потребностей. Иначе говоря, учение присутствует в любой деятельности ипредставляет собой процесс формирования ее субъекта. Этим учение отличается от изменений вчеловеческом организме, вызванных егофизиологическим созреванием, функциональнымсостоянием и т. д. Таким образом, учение *— понятие достаточно широкое, включающее в себя не толькоорганизованные его формы (школы,курсы, вузы), но и стихийные процессы приобретения человеком знаний и опыта вповседневной жизни.
С точки зрения деятельностного подхода психология рассматриваеторганизованные формы учения как учебную деятельность, имеющую своюспецифику, отличающую ее от других основных видов деятельности — труда иигры. Главная ее особенностьзаключается в том, что она составляет основу любой другой деятельности, так какона готовит к ней человека. Исследования психологов в этой области началисьсравнительно недавно (начиная примерно с50-х годов), и в психологической теории учебной деятельности далеко еще до ликвидации «белых пятен». Ноосновополагающие положения, утверждающие деятельностный подход к учению, в основном уже сформулированы, и онипозволяют достаточно однозначно подходить к решению конкретных прикладных вопросов теории обучения, в частности, самой психологии.
Каковыосновополагающие положения психологической теорииучебной деятельности и какое они имеют отношение к разработке методики преподавания психологии?
Прежде всего преподаватель психологии, работающий в любойее прикладной отрасли, должен знать основные положения теории учебнойдеятельности. Это необходимо для правильного построения методики преподавания, в которойучитываются закономерности усвоения знаний.
Учебная деятельность как научное понятие в психологии не имеетоднозначного определения. В трактовке «классической» советскойпсихологии и педагогики — это «ведущая деятельность в младшем школьномвозрасте», «особая форма социальной активности» [68].
В трактовке Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность — это один из видовдеятельности учащихся (школьников истудентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующийинтенсивному развитию мышления. Учебнуюдеятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий,которые происходят во время трудовых,игровых, спортивных и других занятий.Она, в отличие от этих процессов, обозначается общим термином «учение». Учебнаядеятельность является частью, специфическойразновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся,осуществляя ее, изменял самого себя.
Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Впроцессе ее решения, как и любой практической задачи, происходят определенныеизменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, однако врезультате меняется сам действующий субъект. Учебная задача может считатьсярешенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.
В процессе учебной деятельности учащиеся перенимают опытстаршего поколения. Знания о мире каждое новое поколение получает толькочерез непосредственный контакт с окружающей действительностью, но молодежь не самаоткрывает эти знания, а получает их от старшего поколения с помощью «вещей ичерез специальную организацию деятельности нового поколения с этими вещами».Вот эта специально организованная работа «с вещами» и есть учебная деятельностьпо овладению опытом создания этой вещи — продукта деятельности предыдущихпоколений, продукта человеческого опыта. Учебная деятельность учащихся воспроизводитработу тех, кто создал этот продукт, благодаря чему последний осваивается ими.А. Н. Леонтьев писал, что для овладения «продуктом человеческойдеятельности нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощенав данномпродукте»х. Эффект учебной деятельности — его непосредственный результат«деятельности учащихся, связывающей их с окружающим миром». Именно деятельностии именно самих учащихся, но организованной учителями и преподавателями, с которымиучащиеся сотрудничают в процессе ее осуществления.
Учебная деятельность имеет следующую общую структуру:потребность — задача — мотивы — действия — операции.
Потребность проявляется в учебной деятельности какстремлениеучащегося к усвоению теоретических знаний из той или иной предметнойобласти. Теоретические знания отражают законы и закономерности происхождения,становления и развития предметов определенной области. Их можно усвоитьтолько в процессе организованной учебно-теоретической деятельности, в то время какэмпирико-утилитарные знания, фиксирующие признаки предметов, приобретаются по ходу практической деятельности, т. е. вне специально организованногообучения.
Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебнаязадача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции.Мотивы учебной деятельности могут быть разные, но основным мотивом, специфическим для нее,является познавательный интерес.
Осуществление учебной деятельности представляет собой последовательновыполняемые учащимся учебные действия или операции по решению учебной задачи,движимые определенным мотивом. Цель этой деятельности — усвоение теоретического знания.
Итак, специфическое содержание учебной деятельности и есть решениеучебных задач. В чем суть учебной задачи? В какой конечный результат воплощается решение учебнойзадачи?
О необходимости строгого различения учебной задачи и различного вида практических задач,возникающих в течение жизни, не раз писалипсихологи. Если решение любой практической задачи приводит к изменениюотдельных единичных предметов и это являетсяцелью, то решение учебной задачи ставит целью не сами изменения впредмете, хотя и они могут происходить, а овладениеспособом действий по внесению этих изменений. Если техник из службы сервиса восстанавливает звук или регулируетцвет в домашнем телевизоре, то студент политехнического института, проделывая то же самое в учебной лаборатории, добиваетсяне только устранения этих неисправностей, но и овладевает способом их устранения. Он приобретает некую новую способность и тем самым изменяется сам как субъектучебной деятельности.
По всейвероятности, для студента недостаточно только один раз проделать эту работу,чтобы выступать в роли настройщика телеаппаратуры.Чтобы стать разносторонне способным специалистом своего дела, ему предстоит повторить подобные операции не раз. И вот специфика учебной задачи состоитименно в том, чтобы учащийся овладелне единичным, отдельным способом решениякакой-то одной типичной задачи, а научился общему принципиальномуподходу к решению всех задач данного класса,как бы они ни были разнообразны сами по себе. Таким образом, учащийся как субъект учебной деятельностидолжен освоить наиболее общий способрешения относительно широкого кругачастных практических задач. А преподаватель, поставивший учебную задачу перед учащимся, должен ввестиего в ситуацию, которая сориентируетна этот общий способ решения во всевозможныхчастных и конкретных условиях.
В образовательной практике школ и вузов наибольший опыт наработан на постановке и решенииматематических задач. Поэтому можно напримере из области математики проиллюстрировать отличие частной задачи с конкретным решением от учебнойзадачи с общим способом решения. Например, решение одной-двух типичных задач темы «Логарифмы» с получением правильных ответов является решением не однойучебной задачи, а целой серии разнообразныхпо сложности и простоте, оригинальностии типичности, распространенности и редкости задач данного класса (темы, раздела учебного курса),приводящие к овладению способом нахождениялогарифма любого числового, алгебраическогоили иного выражения. А овладение этим общим способом действия означает, что субъект учебной деятельности —учащийся — изменился как личность, так как стал способен выполнять это неизвестное ему ранеедействие логарифмирования и тем самымприобрел новую способность.
На этом математическом примере достаточно наглядно представлено отличиеучебной задачи от любой другой, в том числе и частной математической, но удачнорешить одну-две из них еще не означает, что человек стал способен решать любуюзадачу этого класса или действовать уверенно в данной области деятельности.
Между тем этот пример может создать впечатление, будто в других учебныхпредметах, особенно гуманитарных, к каким относится и психология, трудно илиневозможно применить термин «учебная задача». Таково обычное представление многихгуманитариев. Тем не менее и в гуманитарных предметах иногдапрактикуется решение задач (психологических в том числе), но невсегда они могут трактоваться как учебные, поскольку чаще всего имеютэпизодический, конкретный, единичный характер и служат в качестве частной иллюстрации к какому-то общему теоретическому положению. Для тогочтобы их можно было подвести подпонятие «учебные задачи», они в своейсовокупности должны составлять определенную систему, в которой ихрешение должно привести в конечном счете к изменению самого учащегося — сформировать у него соответствующиеспособности. При изучении студентами психологии преподаватель может, например, составить и предложить им для решения серию задач на самые различные человеческиедействия, поступки, поведение и каждую из них сопроводить одним-единственнымвопросом: «Является ли это деятельностью?» Результатом должно стать усвоение понятия «деятельность».
Мы убеждены, что нельзя рассчитывать на подлинное усвоение научнойдисциплины, на действительное овладение наукой, пока весь процесс обучения непревратится в систему решения учебных задач. Иначе говоря, учебная деятельность должна состоять не из эпизодического, а из систематическогорешения учебных задач по применению изучаемой теории к реальной действительности, если мы понимаем под учебнойдеятельностью активную деятельность самого учащегося, а не передачу ему готовых знаний преподавателем или получение ихиз книги.
Сам процесс решения учащимся задач — это и есть учебные действия, в состав которых входят следующиеэлементы: а) постановка учебной задачипреподавателем перед учащимся или самимучащимся перед собой; б) принятие задачи учащимся к решению; в)преобразование учащимся учебной задачи с целью обнаружения в ней некоторого общего отношения изучаемого предмета (узнавание общего в данной конкретнойзадаче); г) моделирование выделенногоотношения (в математике это может бытьсоставление, например, уравнения, а в психологии — составление схемы логики рассуждения с точки зрениядеятельностного подхода и т. д.); д) преобразование модели этого отношениядля изучения его свойств в «чистом виде» (например, пере-, нос логической схемы рассуждения на анализконкретной деятельности по изучениюв курсе психологии проблемы творческого мышления); е) построение системычастных задач по данной проблеме, решаемыхобщим способом (такие задачи может составлятькак преподаватель и предложить их учащимся, так и сам учащийся, взяв их из жизни); ж) контроль завыполнением предыдущего действия, чтобы правильно перейти к последующему действию; и, наконец, з) оценка (самооценка)успешности выполнения всех действий как результата усвоения общего способарешения учебной задачи (в психологии таким результатом может быть уверенное овладение способом рассуждения при решении творческих задач).
Последовательное выполнение всех означенных элементовкаждого учебного действия и составляет в целом учебную деятельность студента.
Таковы в кратком изложении основные положения теории учебнойдеятельности, разрабатываемой в отечественной психологии на базекультурно-исторической теории (Л.С. Выготский), принципа единства психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), в контекстепсихологической теории деятельности(А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формированияумственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Экспериментальные и теоретические исследования проводились в школах Д.Б.Элькониным, В. В. Давыдовым, А.В.Запорожцем, И.И. Ильясовым, А.И. Подольским, В.Я. Ляудис, а также сотрудникамиП.Я. Гальперина, их многочисленнымипоследователями. Однако общие положения этой теории учения могут бытьприменимы в известной мере не только кшкольному обучению, но и к другим звеньям системы образования, что ужене раз подтверждалось на опыте обучения взрослых(студентов, слушателей курсов повышения квалификации, военнослужащих и т. д.)1.
Самопонятие «учебная деятельность» появилось сравнительно недавно, немногим более20 лет назад, в связи с разработкой критериевкачественной характеристики знаний школьников (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т. д.)и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной деятельности, включающей в себя не толькознания, умения и навыки, стоящие за ними приемы, действия и операции учеников сучебным материалом, но и принятие ученикомучебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки и т. д. Умениеучиться — это умение самостоятельновыполнять учебную деятельность, что невозможно без сознательного принятия и творческого выполнения учебнойзадачи с обязательной рефлексией —самоанализом и самооценкой степениуспешности собственных действий. Научиться учиться — значит овладеть умением выполнять учебнуюдеятельность, что является для любогоучащегося, в том числе для студентов, важнейшей задачей.