Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура производства, быта, физическая, духовная культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Культура производства,быта, физическая, духовная культуры
Выполнил студент 33 группы
Устименко Виктор
Киев 2009
Культурапроизводства
Культурапроизводства — наиболее важный элемент в материальной культуре, посколькуименно она определяет качество жизни, в котором развивается та или инаялокальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы нирассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следуетпризнать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благявляется основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другиепредметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда,обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессечеловеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положилиначало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) истали основным условием его дальнейшего развития.
Ранний периодсуществования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные ссамой главной задачей общества того времени — задачей выживания. По орудиямтруда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общемразвитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми онвладел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовойдеятельностью, — утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Всеэто также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенныхзнаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователисчитают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямуюсвязаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означалпрактическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных,рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственнойцели — добыче средств существования. Можно сказать, что производственнаядеятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, онапослужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развилаих и утвердила в мире человека деятельного (homo agens).
Уже на самыхранних этапах материального производства сложились и утвердились три главныхего составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническоеоснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда ирезультат труда.
Степеньразвития техники и всех ее элементов в конкретном обществе демонстрируетуровень накопленных им знаний о мире, связанных с обеспечением жизненногопространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностямисамих потребностей. Каждое орудие труда — не только опредмеченное знание(воплощенное в вещи знание о мире), но и необходимое условие деятельностилюдей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, ктоего применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологийподнимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создаетдвойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудиетруда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека.
Однаковзаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудиетруда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяетсферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в ролиманипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет насебя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей,поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полнойотдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствуетотдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данныепритупляет, “отменяет” как ненужные. Вместе с разделением труда человекстановится “частичным” человеком, его универсальные возможности не находятприменения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либосвоих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружитьсебя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человекпонадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейереотупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможностидумать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено доавтоматизма. Эти “требования” техники к человеку положили начало процессуотчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоятьчеловеку как некая внешняя сила.
Созданиеавтоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало к жизнимножество новых проблем. В центре них — проблема утраты человеком своейиндивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана стем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностноеначало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактныйуровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаченабор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокоеразвитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между техническойоснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет.Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культурыи наоборот. Узкая специализация враждебна универсальности и цельности человека,и культура общества, базирующегося на высокоразвитом производстве, высокихтехнологиях, заставляет индивида “расплачиваться” за этот прогресс. Занятые втаком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу,которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способыразрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества исобственно производства становится в полной мере культурой лишь при условиикомпенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производстваразрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всемисторонами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.
Культурапроизводства начинается с взаимных отношений человека и техники (техническиеотношения), заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но, помимоназванного, между человеком и техникой складывается еще одно противоречие:технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. Поэтомуразвитие культуры технических отношений требует гуманизации и гуманитаризациитехники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физическиеи психические особенности самого человека. Разработкой и проектированием орудийтруда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностямчеловека, занимается эргономика[1].
Процесс труда— центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапысоздания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовойдеятельности — от умений, навыков, мастерства исполнителей до управленческихпроблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р.Кови считает, что эффективность любой деятельности (он называет ее навыком,который вырабатывается человеком в процессе деятельности) находится напересечении знания, умения и желания (см. схему 4).
/>
Можносказать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же всеназванные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития исовершенства (например: знания выше умений; есть знания и умения, нет желания;есть желание и знания, но нет умений, и так далее), невозможно говорить и окультуре производства в целом.
Если в сферетехники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса трудаболее существенными являются отношения между техникой и техникой(технологические отношения) и между человеком и человеком (производственныеотношения). Высокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практическихи теоретических, и более высокий уровень подготовки специалистов. А так кактакие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, иэкологические, и нравственные отношения, существующие в обществе, то иподготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие уних не только производственных навыков, но и личностных качеств, связанных сответственностью, умением видеть, формулировать и решать задачи различнойстепени трудности, обладать творческим потенциалом.
Системапроизводства и все отношения, которые в ней складываются, противоречивы.Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаютсяв обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, нолюди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и окультуре производства. Другой пример: работники обладают необходимым уровнемразвития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говоритьо культуре производства. Культура производства в полном смысле этого словавозможна лишь при гармонизации взаимодействия человека и техники.Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровняпрофессиональной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма являетсяусловием дальнейшего совершенствования техники.
Посколькучасть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место вней уделяется управленческой культуре. В древних цивилизациях управлениепроизводством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению какформе отношений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежедневно иежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания.Современное высокоразвитое производство не может использовать прямоепринуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, ипрофессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины,ответственности, энергии и инициативы работника. С усложнением труда становитсявсе меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: “лошадьможно привести на водопой, но пить ее силком не заставишь”. Поэтомууправленческая деятельность заключается в упорядочении различных сложных связейв обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все большезаменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана сэкономической, политической и правовой культурой, с другой, включает в себяпроизводственную этику, мораль, нравственность, знание этикета, умениерасставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы (в идеале)учесть их индивидуальные особенности и производственные потребности. Иначепроцесс труда неизбежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, очем мы говорили выше, каждый раз приводит нас к особому уровню культурычеловека, который называют профессиональной культурой.
Профессиональнаякультура представляет собой сложное системное единство, в котором соединеныпрактические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимойв данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямоили косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральныенормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культуранаходится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки,поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессепроизводства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культурапроизводства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающихнужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны,функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическимвидом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание,демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства илипредприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорятиспользованные материалы: все это — показатели культуры данного производства.Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшегооборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочейсилы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичностьпроизводства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являютсяпоказателями культуры предприятия [302]. Выпускаемая продукция может влиять навесь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи,созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта. Культура быта
Культура быта— это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременноотношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которойпроявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.
На протяженииистории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического,социального, художественного уровня развития общества. Например, в условияхнатурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, искотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи,рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда(праздничная) служили не одному поколению” [129, с. 14]. Все вещи,изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарномприменении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение имиропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.
Когда вещиначали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали болееискусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальноенеравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлениивещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образжизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладываетотпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Этиособенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но иодежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурныхнорм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравнитеосновные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, каксоотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель иодежда людей каждого периода.
Возникновениеиндустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколькосгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожиеформы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду.Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к болеечастой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля врешении вещественной среды.
Культура бытапредполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”)и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеровпосвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметногохаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное ворганизации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым,организация целостной жизненной среды.
Вряд ли можно сказать, что количествоили меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, ноо том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. Потому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь ксотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива.Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, чтотеатр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важновсе: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнемуинтерьеру.
Другойстороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где людипозволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очеркибурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либокультуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показатьнегативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную,сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра”великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людейсвязывает с символической картиной конца света, полагая, что его главнымсимптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однакоотношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещивоспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время былораспространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всехчеловеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. Насамом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они тогозаслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, илиделающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.Физическаякультура
Физическаякультура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направленана поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способностьвладеть своим телом.
Очевидно, чтофизическую культуру не стоит связывать только с успехами в том или ином видеспорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляетфизическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либоодним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне.Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональнымзаболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, ачеловек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же,отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, нонасыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличиефизической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (повозможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянносохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстроменяющиеся условия жизни и труда.
В 60-е годыпрошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственногои физического труда. Очень часто это понималось по аналогии с известнымистроками В. В. Маяковского (1893-1930):

Сидят папаши.
Каждый хитр.
Землюпопашет,
Попишетстихи.
(Поэма“Хорошо!”, гл. 19)
Многие незамечали скрытой иронии в этих стихах, поэтому в обыденном сознании иукрепилось такое примитивное представление. Настоящее единство умственного ифизического труда возможно лишь тогда, когда физическое здоровье, выносливость,умение владеть собой позволяют сохранить высокую работоспособность в умственнойдеятельности независимо от внешних факторов, а умственная деятельностьопределяет эффективность физического труда.
Физическоездоровье не всегда выступает показателем физической и общей культуры. Мируизвестны люди, не только не обладавшие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшиеинвалидами, которые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной икультурной деятельности. Например, президент США Франклин Делано Рузвельт былприкован к инвалидному креслу, но тем не менее он мог руководить страной даже всамые трудные для всего мира годы — во время второй мировой войны. Глухонемой,парализованный с детства англичанин Стивен Хокинг — один из выдающихсяфизиков-теоретиков нашего века. Только умение концентрировать возможностисвоего организма, полное владение им позволили этим людям действовать, а это исоставляет сущность физической культуры. Среди таких людей не только те, ктопотерял одно какое-либо чувство — слух или зрение, но и слепоглухонемая ОльгаСкороходова, ставшая кандидатом наук, поэтом, автором книг. В. Титов,написавший повесть “Всем смертям назло”, молодой шахтер, чтобы избежать авариии спасти жизни своих товарищей, руками замкнул электрический провод поднапряжением 6000 вольт. Он перенес множество сложнейших операций, потерял руки,хождение для него было затруднительным. Чтобы не стать никому обузой, он,никогда до этого не занимавшийся литературным трудом, превозмог все и писал,держа карандаш в зубах. Н. Хилл говорит: “Бетховен был глухим, Мильтон былслепым, но их имена умрут вместе со Вселенной, потому что они умели не толькомечтать, но и преобразовывать, организовывать свои мечты” [307, с. 30].
Такого родапримеры можно множить, и каждый раз мы будем видеть, как организует культурафизические возможности человека. Но нам одновременно будет ясно, что каждоетакое преодоление — торжество не только тела, но и духа, ибо только человексуществует в единстве материального и духовного, он — носитель культуры какцелого.Духовнаякультура
Духовнаякультура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можнообнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончаягениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели,идеи, знания. Другими словами, духовная культура, входя в системную целостностькультуры вообще, сама представляет собой особый мир и особую систему. Духовнаякультура — это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличиедуховной культуры — специфика человеческого образа жизни. Она проявляется нетолько в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, врелигиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах,которые запечатлели этот мир во всем его богатстве:
Поэзия везде.Вокруг, во всей природе,
Ее дыханиепойми и улови
В житейскихмелочах, как в таинстве любви,
В мерцаньефонаря, как в солнечном восходе.
Пускай твоядуша хранит на все ответ.
Пусть отразитвесь мир природы бесконечной...
[47, т. 1, с.443]
Наиболеезначимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная,художественная культура, наука и религия.

Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обвалка и жиловка левого тазобедренного отруба говяжей полутуши
Реферат Dare Essay Essay Research Paper What DARE
Реферат Новейшая сдвиговая тектоника осадочных бассейнов: тектонофизический и флюидодинамический аспекты (в связи с нефтегазоносностью)
Реферат Автоматизация бизнес-процессов что первично: организация бизнеса или it-система
Реферат Мировые центры трудовой миграции и особенности их формирования
Реферат Как гены человека наносят на карту
Реферат Социальная экология - наука о глобальных проблемах современности
Реферат Стационарные одномерные движения одной частицы 2
Реферат Cloning Is Morally Wrong Essay Research Paper
Реферат MarijuanaPros And Cons Essay Research Paper Mainstream
Реферат Учет в Кредитной Организации Обязательных Резервов депонируемых Банком России
Реферат Истоки российской государственности
Реферат Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе
Реферат Борьба дома Тайра за власть в Х-ХII веках
Реферат Cовершенствование организации производства молока на КПУП ГМЗ 3