Реферат по предмету "Психология"


Психологическая наука в постсоветском Казахстане

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Университет им.Е.А.Букетова
Реферат
«Психологическаянаука в постсоветском Казахстане»
Выполнила: ст-ка гр. ЗПС-43 (6 лет)
Заикина Е.М.
Проверил: ______________________
_______________________________
Караганды- 2009

Состояние психологическойнауки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительногоподъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными,совершенствуется её понятийный аппарат и методы исследования.
В настоящее время в нашейреспублике резко возросли интерес и потребность людей в интенсивной разработкеразличных актуальных проблем психологии. Повысился уровень научныхисследований, расширена пропаганда психологических знаний, проведен ряднаучно-теоретических конференций (1990,1994,1996,1998.), изданы монографии,выпущены учебники и учебные пособия, типовые программы, методическиеразработки, библиографические указатели, терминологические словари. Несколькооживилась деятельность психологов, входящих в Алматинскую областную ассоциацию«Национальное образование и воспитание», и работа вновь учреждённого Центраэтнопсихологии и этнопедагогики при КазГУ им. Аль-Фараби.
Конечно, общая картина довольноотрадна. Но если посмотреть глубже, то всё обстоит здесь не столь благополучно.
К сожалению, статуспсихологии в нашей республике неоправданно принижен. Многие вопросы, имеющиесамое прямое отношение к психологии, решаются без её участия. Так, очень слабоиспользуются психологические данные в различных отраслях экономики,образования, здравоохранения, культуры, госаппарата, в правоохранительныхорганах, в армии и т.д. Почти не используются возможности психологической наукидля профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, суицида, проституции идругих негативных антиобщественных явлений, не проводится психологическаяэкспертиза и при анализе несчастных случаев, аварий, производственных травм,расследовании правонарушений и преступлений.
В сфередуховно-нравственной жизни полиэтнического общества не созданы условия дляовладения основами психологических знаний и умений как важного элементаобщечеловеческой культуры полноценно развитой личности, ориентированной на еёсамовоспитание и самоусовершенствование. Психологическая подготовка студентовсредних и высших учебных заведений оказалась в значительной мере оторванной отрешения реальных учебно-воспитательных задач и запросов демократическогогосударства. Качество подготовки и численность специалистов-психологов неудовлетворяют нашу общественную потребность. Так, ежегодный приём студентов поспециальности «психология» в 10 университетах не превышает ста человек. Еслииметь в виду, что количество только общеобразовательных средних школ вреспублике более 9 тысяч, то эта цифра – капля в море.
Одной из причинперечисленных недостатков является крайне неудовлетворительное состояние разработкикак фундаментальных, так и прикладных психологических проблем и острая нехваткаквалифицированных психологов. В данный момент их у нас насчитывается не более200 человек, из них более 30 кандидатов и 5 докторов наук.
Обновлениедемократического общества, его суверенизация и гуманизация, становлениеправового государства, реформа образования, развитие общественно-политическойактивности людей с учётом полиэтнического и многоконфессионального составанаселения страны требуют преодолеть застой и отставание психологической науки,покончить с недооценкой психологических знаний и отсутствием психологическойкультуры во всех звеньях организации и управления экономической, социальной,политической и духовно-нравственной жизни казахстанского общества.
Одной из задачсовременной психологической науки Казахстана в перспективе является разработкатеоретико-методологических основ этой отрасли знаний с учётомэтнопсихологических, демографических, экологических особенностей этого большогорегиона, так как перенесение методики психологического исследования Запада,основанных на иной методологии, может привести к нежелательным результатам.Приоритетными направлениями в области психологии, на наш взгляд, должнывыступать изучение путей формирования и развития этнической личности,установление закономерности психического развития с момента её рождения доглубокой старости, воспитания её высокой духовно-нравственной сферы, механизмовстановления чувств казахстанского патриотизма.
Также необходимобезотлагательно развернуть исследования психологических аспектов радикальнойэкономической реформы, механизмов формирования психологических новообразованийличности в условиях перехода к рыночным отношениям, коммерческой торговле ибизнесу. В этой связи нужно разработать психологически обоснованные методыподготовки бизнесменов-профессионалов, предпринимателей; принципы перспективныхобучающих систем и тренировочных заданий, рекомендации по эффективномувосстановлению работоспособности человека, провести анализ психологических барьеров,тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, а такжеотдельных негативных последствий такого внедрения.
МногонациональныйКазахстан должен стать крупным центром этнопсихологических исследований.Правда, в этом плане делаются определённые работы. Так, в КазГУ им. Аль-Фарабив прошлом году учреждён республиканский Центр по этнопсихологии иэтнопедагогике, а буквально на днях создана кафедра этнической и педагогическойпсихологии при факультете философии и политологии Казгосуниверситета.
Сегодня особуюактуальность приобретает поиск эффективных путей выхода из экологическогокризиса. Здесь на первый план могут выдвигаться проблемы изучения мотивацииэкологического поведения, раскрытие причин проступков лиц, за нанесение ущербаокружающей среде, изучение психологических последствий экологического кризиса врайоне Аральского моря, Семипалатинского ядерного полигона (нарушениепсихологического здоровья, феномена суицида и др.).
В целях охраны здоровьянаселения в отдельных университетах и медицинских вузах следовало бы открытьгруппы или отделения готовящих медицинских психологов, расширить участиепсихологов также в работе лечебных учреждений, приступить к разработкенациональной программы психологических исследований здоровья.
Первоочередные задачи вотраслях судебной, юридической и пенитенциарной (исправительной) психологий –разработка психологически обоснованных методов правового воспитания и правовойпропаганды, изыскание психологических источников правонарушений, деформации в общественноми индивидуальном сознании, принятие соответствующих рекомендаций попредупреждению преступлений, отбывания наказаний.
Какую роль играетпсихология в системе различных звеньев образования не требует особыхдоказательств. Вся система учебно-воспитательной работы, образования немыслимабез психологического обеспечения.
Современный этап развитияпсихологической науки в Казахстане характеризуется актуализацией практическойпсихологии как одного из наиболее важного научно-практического направления. Этомуспособствует возрастающая потребность различных структур общества и отдельныхграждан в практической помощи психологов, психотерапевтов, в получениипсихологических консультаций и поддержки, в повышении психологическойкомпетентности и информированности в области психологических знаний, асоответственно, и формирования психологической культуры.
Социально-психологическоенапряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, впереходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искатьразличные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. Сизменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной испособной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количестваобщедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей«психологизацией» средств массовой информации, психология становитсяактуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердейуверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской наукиособо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных наоказание практической психологической помощи.
С начала новоготысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдинойи др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практическойпсихологии в отечественной науке. И разработка научно-практической иметодической базы консультационных психологических служб становится одним изактуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем,практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна«не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтическиетехнологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи», нопроводить разносторонние научные исследования в данной области для формированиянаучной теоретико-методологической базы у нас в республике.
До недавнего времениособое внимание уделялось развитию практической психологии в школьнойпсихологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, такихкак центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне областивнимания теоретических и практических исследований остаются проблемыпсихологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а также вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощьинвалидам и т.п.
Появление на всёмпостсоветском пространстве сети Кризисных центров, служб «Телефонадоверия», созданных и развивающихся при поддержке различных международныхфондов, частично компенсировало отсутствие психологических услуг для финансовои социально незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии врамках работы психологических служб Кризисных центров, по нашему мнению, шлоспонтанно, интуитивно. И эффективность психологической помощи зависела нестолько от использования психологами результатов современных научныхисследований в области практической психологии, а, сколько от личности самогопсихолога, его отношения к современным достижениям психологии, уровня егопрофессиональной и личностной готовности к оказанию помощи.
Вместе с тем, следуетотметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисныхцентров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематикекризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностяхвзаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности инеэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практикепсихологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назреланеобходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи,определения теоретических основ и уточнения технологической базыконсультационной психологической службы.
Широкое внедрениепсихологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которыетрадиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди нихприоритетными в консультационной службе психологической помощи остаютсяпсихологическое консультирование и психотерапия.
Советский периодхарактеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие видыпсихотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следуетподчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической наукихарактеризуется созданием и формированием своей психологической,психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования вобласти внемедицинской психотерапевтической практики.
В связи с тем, что всоветской психологической школе существовали жесткие запреты на развитиереальной практики психологического консультирования и психотерапии, передотечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит рядпроблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести:«соотношение отечественного и мирового наследия» в областипсихологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог вситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одногоподхода или «задействовать целый комплекс подходов и средств в силукомплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента»,каков реальный «психологический портрет» клиента психологическихслужб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного иособого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации имногие другие.
Из выше обозначенныхпроблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований вобласти психологического консультирования и психотерапии: обобщение опытаиспользования западных технологий в практике психологической помощи населению,анализ отечественных разработок как теоретической базы психологическогоконсультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологийпрактической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основнымнаправлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиентапсихологической службы как «субъекта специфического воздействия»,выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентовза помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмовфункционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическуюработу.
Литература
психологическийнаука казахстан
1. Сатыбалдина Н.К.Тенденции современной психологической науки //Вестник КазНУ. Серия психологии исоциологии. — Алматы. ©1(6). 2000. С.33-39.
2. Донцов А.И.,Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как областьпрофессиональной деятельности //Введение в практическую социальную психологию.- М.: Смысл, 1999. С.7-21.
3. Теоретические иприкладные проблемы практической психологии //Под ред. С.М.Джакупова. Алматы,2001. 180с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.