Реферат по предмету "Психология"


Психодинамические свойства индивида

Содержание
 
Введение
1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
1. 2 СВОЙСТВАТЕМПЕРАМЕНТА
2. СЕНСИТИВНОСТЬ
Библиографическийсписок
 

Введение
Психодинамический уровень индивида представляет собой устойчивоеединство его психодинамических свойств. Структуру психодинамических свойствиндивида составляют темперамент, сенситивность и общие способности. Следуетуказать, что темперамент является центральным образованием в структурепсиходинамических свойств индивида.
 

1. ТЕМПЕРАМЕНТ
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не толькоуровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способамивыражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения,наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различияоказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека.Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека.
Темперамент – это биологический полюс интеграции психологическихсвойств. Он интегрирован в структуру личности и, как говорил Б.Г. Ананьев,является ее природной основой. Об этом говорят факты влияния свойствтемперамента на формирование личности. Например, чувствительность к критическимжизненным событиям, само определение человеком события как критического связанос такими свойствами темперамента как тревожность, активность, эргичность. Сдругой стороны, и свойства личности оказывают влияние на темперамент. Например,темпераментные различия между людьми проявляются при активном отношениичеловека к ситуации. Особенно ярко различия в темпераментах проявляются вэкстремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, и требуется предельноенапряжение сил и быстрое изменение способов деятельности.
Темперамент, как центральное образование в структурепсиходинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторонупсихики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». Такимобразом, темперамент характеризует человека со стороны динамическихособенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма,интенсивности, – т. е. всего того, что составляет динамику психическихпроцессов и состояний. Следовательно, темперамент характеризует не уровеньдостижений человека (люди разного темперамента могут добиться одинаково высокихдостижений), а способ достижений. Именно эта характеристика темперамента теснымобразом связывает темперамент с задатками, поскольку обе они характеризуютдинамическую сторону психической деятельности. Темперамент–это неспецифическаяхарактеристика психической деятельности, поскольку он проявляет себя во всех еесферах: эмоциональной, познавательной, волевой.
1.1 ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
При характеристике нейродинамических свойств индивида ужеговорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однаконаряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менееизвестные, но весьма примечательные типологии.
Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманси иЕ. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, ониисследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить трибиполярные характеристики темперамента.
Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силуэмоциональных реакций человека.
Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).
Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно инемедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакцийбыстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакцияна раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливается и сохраняетсядлительное время. Можно провести параллель между первичной функций иэкстраверсией и вторичной функций и интроверсией.
В результате комбинирования этих трех характеристик темпераментаможно получить восемь различных типов темперамента (см. табл. 1).
Авторами двух других теорий темперамента являются известныеисследователи в области интеллекта Дж. Гилфорд и Л. Терстоун.
Дж. Гилфорд предложил 13-ти факторную теорию темперамента, которуюон разрабатывал в течение 20 лет. Он выделил следующие факторы:
Таблица 1 Типология темпераментов по Г. Хеймансу и Е. ВирсмеЭмоциональность Активность Первичная (П) или вторичная (В) функция Темперамент + - П нервный + - В сентиментальный + + П очень деятельный, + + В страстный - + П сангвиник - + В флегматик - - П аморфный, беспечный - - В апатичный
Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает,предприимчив и иногда импульсивен.
Доминантность. Индивид настойчив, ищет возможности стать лидером, не боитсясоциальных контактов, открыто выражает свои мысли.
Мужество. Преобладают типично мужские интересы (как профессиональные так иповседневные), умеет скрывать свои чувства, не поддается страху, не вызываетсимпатий у окружающих.
Уверенность в себе. Индивид полагается на себя, уравновешен вобщении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
Спокойствие (самообладание). Человек спокоен, бодр, умеет быстро сосредотачиватьсяна проблеме, не подвержен утомлению и раздражительности.
Общительность. Человек склонен к общению, не робок, не застенчив, не ищетуединения.
Рефлексивность. Человек задумчив, склонен к самоанализу, любознательности,анализу других людей.
Депрессия. Эмоциональная и физическая подавленность, тревога и страх,настроение изменчиво.
Эмоциональность. Легко возбудимые, устойчивые во времени, но весьмаповерхностные и инфантильные эмоции.
Сдержанность. Человек хорошо владеет собой, скорее серьезен, чембеззаботен, с развитым чувством ответственности.
Беспристрастность. Человек объективно и реалистично подходит кпроблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, не склонен кподозрительности, впечатлителен.
Доброжелательность. Человек приветлив и мягок в обращении, необнаруживает враждебности, не проявляет агрессии.
Терпимость. Человек не критикует других, доверчив, более обращен к другим, чемк себе.
В результате факторизации перечисленных факторов были выделенычетыре суперфактора: «вспыльчивость-сдержанность», «реализм», «эмоциональность»и «социальная адаптируемость». Эти факторы независимы друг от друга, однако,исследователям не удалось разработать диагностические тесты, с помощью которыхможно было бы установить данные факторы при обследовании человека.
Л. Терстоун, применив факторную процедуру к известным 13 факторамДж. Гилфорда выделил семь факторов второго порядка. Эта процедура, известнаякак «Шкала темпераментов Л. Терстоуна» нашла свое применение в психодиагностикеи выглядит следующим образом:
Активные. Такие индивиды быстро работают, они нетерпеливы, постояннонаходятся в действии, склонны к поспешности.
Энергичные. Это физически бодрые люди, любят работу, требующую мускульныхусилий.
Импульсивные. Быстро принимают решения, легко переходят от одной задачи кдругой, беззаботны и легкомысленны.
Доминантные. Склонны руководить другими, брать на себя ответственность,охотно выступают публично, организуют общественные мероприятия.
Стабильные. Для них характерны невозмутимость, ровное расположение духа, легкососредотачиваются даже в неблагоприятных условиях, легко прерывают начатое делоили продолжают его, если требует ситуация.
Социабельные. Общительные, легко заводят знакомства, покладисты,доброжелательны, склонны к сотрудничеству.
Рефлексивные. Склонны к размышлениям, предпочитают теоретическуюдеятельность, спокойные, охотно работают в уединении, любят деятельностьтребующую точность, нежели скорость.
По мнению авторов факторных теорий, знать темперамент человека –значит определить значение каждого из известных факторов, входящих в структурутемперамента. Существенным недостатком этих концепций является то, что принеизменном исходном материале, количество и качество выделяемых факторовизменяется. Это приводит к тому, что структуры темперамента принципиальноотличаются друг от друга, что ставит под сомнение вопрос о выделении вназванных факторных структурах действительно устойчивых свойств, малоизменяющихся под влиянием внешней среды. Таким образом, важнейшей проблемойизучения темперамента становится выделение в его структуре относительноустойчивых свойств, мало изменяющихся под влиянием средовых воздействий.
Исследование типов темпераментов получило широкое распространениев отечественной психофизиологии. Ранее уже говорилось о типологиитемпераментов, основанной на типологии типов высшей нервной деятельности И.П.Павлова. Эта традиция получила свое развитие в работах А.Г.Иванова-Смоленского, Н.И. Красногорского, Б.М Теплова, В.Д. Небылицина идругих. По мере накопления фактов исследователи придают все меньшее значениемагическому числу «четыре». Подчеркивается значение отдельных основных свойствнервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на заднийплан. Тем не менее, несмотря на то, что разные авторы использовали разныекритерии деления типов темперамента, в их типологиях, как правило, сохраняласьего четырехчленная структура.
Эти типологии объединяет то, что разным типам темпераментаприписываются разные способности к образованию условных реакций. Посколькуобразование условных связей составляет определенную форму обучения, можносказать, что скорость обучения является важнейшим и характерным признаком тогоили иного типа темперамента.
Характеристика темперамента, как природной основы личности, былабы неполной без описания его основных свойств.
1.2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
темперамент психодинамика сенситивный
В настоящее время к основным свойствам темперамента принятоотносить следующие:
Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденциичеловека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды.Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивногосозерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий ипостоянного подъема.
Моторный или двигательный компонент. Тесно связан спредыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным иречедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя вдвижениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи,силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чащевсего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.
Эмоциональность – следующее основное свойство темперамента, представляетсобой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующийособенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов,чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяютвпечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткостьк эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакциитам, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере связанас чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних людей «всю кожу с сердца сдирает», а другие – «толстокожие» очень слабо реагируют наокружающее.
Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становитсяпобудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумыванияи сознательного решения выполнить их.
Под эмоциональной лабильностью обычно понимают скорость, с которойпрекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одногопереживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильночеловек загорается и с какой быстротой он угасает.
Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию,которые связывают с силой – слабостью нервных процессов.
Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида вответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем вышереактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражителисогласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующемуросту
интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов неподчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может бытьзначительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимостьиндивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностьюиндивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженнойактивностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидамсвойственна высокая активность.
Завершая характеристику темперамента, повторим, что его свойствапредставляют собой наиболее постоянные и неизменные характеристики индивида.

2. СЕНСИТИВНОСТЬ
Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человекахарактеризует общий «способ чувствительности». Это означает, что Сенситивностьявляется общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем,экспериментальное исследование чувствительности позволяет сделать вывод оботносительной независимости абсолютной чувствительности зрительного, слуховогои тактильного анализаторов. Именно поэтому индивидуальные различия междуанализаторами у человека носят выраженный характер. Сами же эти различияобусловлены врожденными или наследственными особенностями морфологическойорганизации человека. Экспериментально установлены связи между телосложением исенситивностью. Можно полагать, что общая конституция выступает в качествеобщего фактора, который объединяет все природные свойства в единое целое.
В завершении анализа индивидных свойств человека следуетподчеркнуть, что существуют разветвленные достоверные связи между разнымиуровнями первичных и вторичных свойств индивида. Установлены связи междутелесной конституцией и сенситивностью, между неиродинамическими и такимипсиходинамическими свойствами как темперамент и общие способности.Экспериментальное изучение этих связей выявило значение общей конституции вкачестве генерального фактора, обусловливающего развитие человека на уровнеиндивида.
Также установлено, что связи между выделенными уровнями индивидныхсвойств – конституциональными, неиродинамическими и психодинамическими –неравноценны. Показано, что нейродинамические свойства индивида (нейродинамическаяконституция) содержит в себе больше прогностической информации опсиходинамических свойствах, чем телосложение. Все это свидетельствует о том,структура индивидных свойств представляет собой развитую, иерархическиорганизованную, устойчивую систему.

Библиографический список
 
1. Ананьев Б.Г. Человеккак предмет познания. ЛГУ, 2008.
2. Ананьев Б.Г. Опроблемах современного человекознания М., 2009.
3. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
4. Ковалев А.Г. Психологияличности. М., 2009.
5. Лазурский А.Ф. Очеркнауки о характерах. М., 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Логарифмическая шкала времени
Реферат Преступления в сфере банкротства
Реферат Применение условно-досрочного освобождения
Реферат Право и неправо соотношение понятий
Реферат Александр афанасьев синтаксис любви (типология личности и прогноз парных отношений) Оглавление
Реферат Эффективность применения игровых приемов в психологической коррекции внимания детей с фонетико-ф
Реферат Права наследования Реорганизация юридического лица
Реферат Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и
Реферат Предварительная проверка и расследование
Реферат Анализ ликвидности бухгалтерского баланса 3
Реферат Правовой статус работодателя понятия, содержание, виды
Реферат Процессуальные сроки судебные издержки
Реферат Правосубъектность физических лиц
Реферат Правосуддя україни
Реферат Процессуальные средства защиты против иска