Реферат по предмету "Психология"


Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"

Психокоррекционнаяпрограмма «Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи»

Нелегко найти человека,который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость,восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам,зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным всебе. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловленовозрастными особенностями и имеет временный характер.
Страх — это эмоция,которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Одним из наиболеехарактерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно,прежде всего, проявляется на губах. Когда страх возрастает до агонии ужаса, мыполучаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совершеннобеспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрывается мертвеннойбледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и т.д.Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинаютконвульсивно двигаться.
Различные градациистраха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью,тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, чувствамипокорности и преданности.
В большинстве случаев страхвозникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и,смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п.до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, чтоможет причинить боль.
То, что называют«чувством самосохранения» лишь частично является врожденным, главнымже образом оно развивается в течение жизни на основании пережитой боли.
Детские страхи, если кним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезаютбесследно.
Детей с нарушение речи критичнык своему произношению, большинство из них имеют настойчивое стремление кисправлению речевого недостатка.Боязнь детей того, что над его речью будут смеяться, вызываету детей чувство страха, снижает познавательную деятельность, что в свою очередьведет к затруднению развития речи. Со стороны эмоционально- волевой сферы такженаблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость,обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.
Психолого — педагогическая коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплексмероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных вышепсихологических факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка,на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания .
Даннойпроблемой занимались многие ученые.Одну из первыхпопыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизироватьпоследний предпринял Эпикур. Подобно Эпикуру, Лукрецииполагает, что основным средством преодолениястрахов выступает мыслительная рассудочная деятельность.Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистическихпозиций Платон. Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б.Спинозы. Страх как духовное образование Кант определяет через ощущение,возбуждаемое душевным волнением. Проблема страха является одной изфундаментальных проблем отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, Рубинштейн С.Я., психологи – практики Макарова Е.Г., Чистякова М.
Цель: устранение неблагоприятноговоздействия и оказание помощи в преодолении страхов у детей старшегодошкольного возраста с нарушением речи, улучшение общего психического состоянияребенка, формирование у него интереса к речевому общению, повышение уверенностив себе.
Задачи:
Определить особенностиречевого и психического развития каждого ребенка группы на основе наблюдения идиагностического исследования.
Осуществление на основеданных обследования, психокоррекционного комплекса направленного на преодолениечувства страха, устранение недостатков речи.
Определитьэффективность проведенных игр, по преодолению страха и устранению недостатковречи с помощью наблюдения и диагностического исследования.
Методы. Словесный(беседа, разговор), наглядный (показ, демонстрация), практический (выполнениедетьми практических заданий), а также игровой метод. В дошкольном возрасте играстановится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок,как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игравызывает качественные изменения в психике ребенка и имеет огромное влияние наего речевое развитие.
Этапы
1 этап. Ориентировочный.Планирование работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детейданной группы, изучение литературы по данной проблеме.
2 этап. Диагностический.Подбор диагностических методик, изготовление демонстрационных пособий, дляпроведения исследования. Проведение исследования с детьми.
3 этап. Коррекционный. Проведениепсихокоррекционных занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Формы работы: групповаяформа организации в сочетании с индивидуальной.
Продолжительность у старшихдошкольников 25-30 минут.
Частота встреч 1-2 разав неделю.
Период работы перваяполовина учебного года (с сентября по январь).
Необходима помощьвоспитателей (для выявления индивидуальных особенностей поведения сосверстниками и в семье), психолога (для выявления особенностей и уровняпсихического развития), методиста (обеспечение материальной базы для проведениязанятий).
Количество детей вгруппе не более 6 человек.
Диагностика.
Методика выявлениястрахов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы,увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мираребёнка.
Детям можно предложитьнарисовать на темы: «В детском саду», «На улице, во дворе»,«Семья», «Кем я хочу стать».
Сначала детямпредложить нарисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса крисованию дома, за месяц до этого, детей попросить принести свои рисунки, чтобынекоторые из них показать в группе. На первых двух подготовительных занятияхпредложить детям темы выбрать самим. После подготовительных занятий можноприступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводить два раза в неделю,и затрагивают они одну или две темы. Обработка результатов. Анализ рисунков натему «В детском саду». Рисунки получаются самые разнообразные.Некоторые дети рисуют только столы и воспитателя; другие рисуют только своихдрузей, воспитателей, чем занимаются в группе; третьи же рисуют только себя вцентре внимания. Результаты заносятся в таблицу. В рисунках на тему «Вдетском саду» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигурысверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети систерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось малосверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Этотакже отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относитсяк рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка малосверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских,устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье. Анализ рисунков на тему «Семья».Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Результаты заносятсяв таблицу. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близостьрасположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя междуродителями — это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одномуиз них — это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец,цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраскатуловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола. Проводитсяиндивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества,нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей,наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты,глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка,воспитатель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопитьребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх,подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себеуменьшает остроту его восприятия. Исходя из исследования страхов, которымподвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты,боязни своей неправильной речи, того, что его не поймут, будут смеяться. Еслиребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицовысокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнееопасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни иблагополучию.
эмоциональный страх речевой общение
Перспективный планДата  Тема  Цель Сентябрь Проведение диагностических процедур. Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков, на основе полученного результата прогнозирование деятельности Сентябрь Занятие «Знакомство» Познакомиться с группой детей, знакомство детей с основными правилами, целями занятий по преодолению негативных эмоций. Сентябрь Занятие «Я дарю тебе радость» Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение. Сентябрь Игра «Слушаем сердце» Формировать бережное и доверительное отношение к партнеру Октябрь Игра Кораблик способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. Октябрь Занятие «Страх» Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и реагировать на имеющиеся страхи. Октябрь  Игра Ива на ветру. способствует доверию и снимает напряжение. Октябрь Занятие «Маленький храбрец» Повышение самооценки; снятие психомышечного напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона. Ноябрь Игра «Рвакля» помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Ноябрь Занятие " Пчелка в темноте" Коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты. Ноябрь Проведение игры Зоопарк Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение. Ноябрь Занятие «Как преодолеть гнев» Продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам саморегуляции. Декабрь Занятие " Знакомство с эмоцией грусти" Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции. Декабрь Игры «Медвежата» «Из семечка — в дерево» Упражнения направлены на мышечное расслабление. обучение выразительным движениям, релаксации. Декабрь Занятие " Сказочное путешествие" Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции; снятие психического напряжения. Декабрь Занятие «Мир эмоций» Закрепление знаний детей об эмоциях; умения определять эмоциональное состояние других людей; тренировка умения владеть своим эмоциональным состоянием. Январь Проведение диагностических процедур Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков, на основе полученного результата сделать вывод о результате деятельности по преодолению страха.

Тематический план№ п\п Тема 1 Занятие «Знакомство» Игра «Слушаем сердце» 2 Занятие «Я дарю тебе радость» 3 Игра «Слушаем сердце» 4 Игра Кораблик 5 Занятие «Страх» 6 Игра Ива на ветру. 7 Занятие «Маленький храбрец» 8 Игра «Рвакля» 9 Занятие " Пчелка в темноте" 10 Проведение игры Зоопарк 11 Занятие «Как преодолеть гнев» 12 Занятие " Знакомство с эмоцией грусти" 13 Игры «Медвежата» «Из семечка — в дерево» 14 Занятие " Сказочное путешествие" 15 Занятие «Мир эмоций»
Предполагаемыерезультаты. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причиныих появления, чаще всего исчезают бесследно. Главные усилия должны бытьнаправлены на восстановление чувства безопасности детей их доверия кокружающему миру. После проведения занятий и игр, предусмотренных даннойпрограммой у детей повышается самооценка, уверенность в себе, доверие к миру,взрослым. Ребенок владеет умениями регуляции своего эмоционального состояния,адекватно реагирует на эмоциональные проявления других людей. Присистематической работе с учетом индивидуальных проявлений страхипреодолеваются, вырабатывается эмоциональная устойчивость у ребенка.

Литература
1. АркинЕ. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
2. ВайзманН. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
3. ВежновецИ. Программа «развитие эмоциональной сферы» \\ Школьный психолог.-2005.- №17.- С. 28-32.
4. ЛевисШ., Левис Ш. Ребёнок и стресс. СПб., 1996.
5. ЛаврентьеваТ.В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации кпрактической деятельности /под ред. Т.В.Лаврентьевой. М., Новая школа, 1996
6. НикифороваЛ. Вкус радости, звук страха. // Дошкольное воспитание. – 2004.- №5.- С.77-80.
7. МакароваЕ.Г. Преодолеть страх или искусство — терапия. М.: Школа-Пресс, 1996.
8. ОвчароваР.В. Практическая психология. М.: Т.Ц. Сфера, 1996.
9.  Рубинштейн С. Я. Методикиэкспериментальной патопсихологии. М., 1970.
10. СтепановаГ. Эмоциональное состояние ребенка – дошкольника и их педагогическое оценка вусловиях детского сада \\ Дошкольное воспитание. – 1998. — №5.-С.32-34.
11.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии. М., Академия, 2005
12. ЧернецкаяЛ.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов–на–Дону., Феникс,2005
13.  Чистякова М., Психогимнастика. Эмоции,страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989. -№ 4.-с.34-38.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.