Контрольнаяработа
По психологии
На тему «Психическоеразвитие в младенческом возрасте»
студентки 5 курса группы В
заочного отделения
Назаровой Ольги.
Содержание
1. Характеристикапериода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления
2. Рефлексыноворожденного
3. Общениеведущий вид деятельности малыша
4. Движениеи действия младенца
5. Развитиепознавательных процессов в младенческом возрасте
6. Предпосылкиразвития личности в младенческом возрасте. Кризис 1 года
Литература
1)Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления
Рождение является дляорганизма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительногосуществования в относительной постоянной среде (организм матери) он вдругпереходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количествомчасто сменяющихся раздражителей, тот мир, где ему предстоит из беспомощногосущества вырасти в разумную личность.
Жизнь ребенка в новыхусловиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определеннойготовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так,сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных системорганизма (дыхания, кровообращения).
Впервые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызываетзащитное отдергивание, мелькание перед лицом – зажмуривание век, а резкоеувеличение яркости света — сужение зрачка и т.д. эти реакций — защитныерефлексы. Они направлены на удаление от раздражителя или ограничение егодействия. Кроме защитных реакций, у новорожденных можно обнаружить реакции,направленные на контакт с раздражителем.
Новорожденностьявляется единственным периодом в жизни человека, когда ещеможнонаблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения,направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде,пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основупсихического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
В возрастной психологиидо настоящего времени не существует единой метрической характеристики периодановорожденности. При рассмотрении классификаций, содержащихся в психологии,антропологии, педиатрии, педагогических науках, можно обнаружить чрезвычайноширокие пределы периода новорожденности: от 10 дней (Международнаяклассификация) до двух месяцев. Кроме того, в целом ряде публикаций повозрастной психологии этот период жизни рассматривается не как самостоятельный,а как принадлежащий младенческому периоду. Поскольку к концу первого месяца восновном завершается переход к новым условиям жизни и создаются предпосылки дляиндивидуального развития, то период новорожденности можно определитьхронологическими рамками от 0 до 1 месяца.
Разноречивость в оценкепериода новорожденности отражает определенную объективную сложность пониманияначальной: лазы человеческой жизни, которая представляет собой переход отвнутриутробного способа существования к относительно самостоятельной жизни вновой, чрезвычайно разнообразной и сложной среде.
Рассмотрение периодановорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивиднойорганизации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходятразного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общимпоказателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5—6% отпервоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующеговосстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.
Слабость процессоввозбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразноепереходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времениребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток.У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы ихронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструюистощаемость нервных клеток.
В работе Л. И. Каплан быливыявлены индивидуальные особенности нейродинамических характеристик у детей 1первых месяцев жизни и стабильность этих особенностей на протяжении трехлетнихнаблюдений за одними и теми же детьми.
На уровне вторичных,интегральных индивидных свойств у новорожденных обнаруживаются функционированиеанализаторных систем и особенности сенсомоторной организации. С самого началапостнатальной жизни с любого анализатора в зависимости от характера стимуляцииможно получить разные па биологическому смыслу реакции (ориентировочные,сосательные, голосовые, общедвигательные, защитные и др.). Они различаются посиле, степени сложности и специализированное. Наряду с целым рядомфиксированных и локальных рефлекторных актов (кашель, чихание и др.) уноворожденного протекают сенсорные процессы с чрезвычайно широким диапазономРегуляторных эффектов. Эти процессы не только могут иметь Региональноезначение, но в зависимости от качества и силы Раздражителя носить общийхарактер реакции всего организма. Сенсорные процессы у ребенка связаны сосуществлением итеративных функций и дифференцированно отражают качественныехарактеристики раздражителей внешней и внутренней среды. «Все анализаторыноворожденного с первых дней жизни осуществляют первоначальный, элементарныйанализ воздействий среды по качеству, интенсивности раздражителей, ихсоотношению в пространстве и времени, хотя степень тонкости и динамичностиразличения их намного уступает не только взрослому человеку, но и детям болеестаршего возраста».
А. И. Бронштейн и Е. П.Петрова в ходе эксперимента наблюдали детей от нескольких часов до 8 днейжизни. Используя методику, где показателем различительной способности являлосьторможение сосательного рефлекса при ориентировке на новые стимулы, они выявилиналичие у испытуемых слуховой разностной чувствительности. Новорожденные нетолько реагировали на сильный звук, но и способны были различать звуки,отличающиеся между собой больше, чем на одну октаву (89%)| ровно на одну октаву(70%) и меньше, чем на одну октаву ,(40% детей). У новорожденных также имеетсяспособность к пространственному различению звуков от источников, расположенныхсправа или слева. А. В. Зонова, используя тот же методический прием, установилау детей наличие цветовой разностной чувствительности. Так, 37% детей от 15часов до 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцевчисло детей, различающих цвета, увеличилось до 50%. Основными цветами, которыеразличались испытуемыми, являлись красный и зеленый. В опытах Е. С. Кулаковскойбыло выявлено наличие вкусовой и обонятельной чувствительности у новорожденныхот одного с четвертью часа до трех суток жизни. У этих детей пороговые величиныуказанных видов чувствительности оказались в 10 раз меньше, чем у взрослых.Имеются также сведения о наличии и других видов ощущений. Так, тактильнаячувствительность новорожденного характеризуется неравномерностью. Наиболеечувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка. Температурнаячувствительность проявляется в том, что ребенок может отказаться от молока, котороехолоднее обычного на 1 °С.
Функционированиеанализаторов у новорожденного обеспечивает различение не только простыхстимулов разной модальности, но и комплексных раздражителей разной степениструктурированности, что можно рассматривать в качестве переходной формы отсенсорики к перцепции. Дети в первые 10 дней жизни, по данным Р. Фанц,предпочитают структурные, комплексные объекты простым, трехмерные —плоскостным, движущиеся — неподвижным, асимметричные, неправильной формы— семитричным.Однако ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия уноворожденных. В исследовании Л. А. Венгера было показано, что при изменениипространственной ориентировки предмета, например конуса, ребенок рассматриваетего как новый предмет. Наряду с этим к моменту рождения в основном оказываютсясформированными отдельные механизмы.
Эти механизмы генетическизаданы и составляют специализированные блоки, которые затем включаются в общуюсистему перцептивной деятельности в качестве ее базовых элементов. К нимотносятся механизмы слежения, локализация объекта в пространстве, механизмысличения объектов и сохранения следов их воздействия. Впервые дни жизнидействие всех этих механизмов крайне несовершенно. В дальнейшем на протяжениивсей жизни, в учебной, профессиональной и коммуникативной деятельностипроисходит усиление и совершенствование механизмов сенсорного и перцептивногоотражения, развитие и становление которых осуществляется при непосредственномвзаимодействии человека с объектами окружающего мира.
О ведущей роли корыголовного мозга в сенсорных процессах и в процессах жизнедеятельности в раннийпериод онтогенеза свидетельствуют факты значительной пластичности имногообразия рефлекторных реакций с анализаторных систем. Исследованияноворожденных выявили сложную, динамическую структуру их ориентировочнойдеятельности. Они показали, что имеет место не беспорядочная, хаотическаяреактивность организма с момента рождения, а определенная, отличающаясясвоеобразием нервно-психическая организация деятельности на основе сенсорнойстимуляции. Угасание ориентировочного рефлекса является одним из убедительныхдоказательств того, что анализаторная функция мозга новорожденныхосуществляется корой больших полушарий. У животных, не имеющих коры, не угасаетвследствие отсутствия тормозных процессов. Своеобразная динамикаориентировочного рефлекса во взаимодействии с сосательным рефлексом уноворожденного указывает на развитие процесса внутреннего торможения, имеющегокорковое происхождение. Однако ориентировочный рефлекс новорожденногопроявляется слабо и носит своеобразный характер. С.Д. Мелешко определил его какрефлекс «схватывания новизны», в условиях которого появляются установочныедвижения при торможении всех других реакций организма. Адаптационные сдвигипроисходят и в моторике новорожденного. С момента рождения моторика имеетсложную организацию. Наряду со специализированными простыми и сложнымигенетически фиксированными актами в виде позностатических локомоторныхрефлексов у новорожденного проявляются гиперкинетика конечностей, отсутствующаяу детенышей животных. У человека гиперкинетика имеет положительное значение какдля формирования сложных форм моторики. В литературе отмечается их значение дляорганов кровообращения, дыхания, теплообразования, для активации биохимическихпроцессов в мышечной ткани. По наблюдениям А. М. Фонарева, огромную роль вдальнейшем развитии движений имеют различные условные рефлексы, а также внешнехаотичные недетерминированные реакции новорожденного. «Из массынеорганизованных движений, на основе вероятностного принципа постепенновыделяются те движения, которые статистически наиболее часто повторяются игруппируются вокруг рецепторной зоны пищевого или ладонного рефлекса»
Кризис рождения вноситв жизнь ребенка резкую полярность: прошлого и настоящего, радости и страданий,света и темноты. Все описания отражают острые, насильственные, извне вовнутрьнаправленные катастрофические изменения. Вместе с тем внутриутробный ребенок неявляется пассивным.
Еще Гиппократ в работе«О сверхоплодотворении» указывал, что «ребенок стараетсяродиться». Рождение — активный процесс и с точки зрения биологии, посколькугормоны, запускающие схватки, вырабатываются в теле ребенка, и с психологическойточки зрения, поскольку внутриутробный младенец к моменту рождения обладаетбольшим опытом «приучения» к будущим схваткам.
Изменение характера«событийности » задано разницей в скорости роста тела ребенка иплодных оболочек. Тело растет, а пространство сжимается. Он «приучается»группироваться, сгибать позвоночник, ограничивать свои движения, посколькучрезмерная атака на границу становится фактом сознания его матери, от которойон получает обратную связь. В начале структурирования поведения эмбрионапроисходят внутри программы его собственного физического роста, «Я»Ребенка — еще не «Другой», но пока лишь границы тела.«Другой» появляется в акте, в котором соединяется движение ребенка ичувства или иной ответ матери. Активность рождения концентрирует в себе весьопыт усилий, которые были санкционированы позитивно в период внутриутробногоразвития.
Французскийврач-гуманист Фредерик Лебойе задался вопросом, имеет ли новорожденныйпереживания. «Страдают ли новорожденные?» — спрашивает он, помещаянаблюдателя «снаружи», со стороны «нашего мира».Современное технологизированное сознание, лежащее в основе акушерской инеонатологической практики, отказывает новорожденному в способностикоммуницировать свой опыт. Другому. Какими средствами понимания должен обладатьэтот Другой, чтобы" прочитать" послание новорожденного? Об этом«языке» пишет Ф.Лебойе.
Рождающийся человекрезко закрывает глаза (он умеет открывать их с шести месяцев внутриутробнойжизни — 44), обожженные ярким светом, он оглушается громкими командами акушеркии звоном инструментов, он не слышит привычных голосов матери и отца, его кожа,знакомая с прикосновениями амниотической жидкости и плодных оболочек, встречаетгрубые ткани, его легкие обожжены воздухом. «Первый крик» — это крик«Нет!» — пишет Лебойе в книге «Рождение без насилия». — Этопотрясение человека, которого убивают, насилуют. Это страстный, пылкий отказ оттого, что на самом деле называют жизнью". Поза эмбриона с согнутымиплечами, опущенной головой, подтянутыми коленями семантизируется как унижение иизбегание в момент, когда акушер, держащий ребенка за ногу вниз головой, и силатяготения требуют, чтобы ребенок развернулся.
Наблюдения показывают,что различия между новорожденными обнаруживаются на стадии этого первого выбора- одни разворачиваются, распрямляются, выгибаются, приобретая новый опыт иодновременно средства действия в новом мире, другие возвращаются в привычнуюэмбриональную позу, и всю последующую жизнь возвращение в положение«символического узника материнского лона» будет преимущественным инаиболее вероятным способом реагирования.
Исход «кризисановорожденности» зависит, таким образом, не только от программыматеринского ухода, но и от того, что приобрел ребенок в процессе рождения и вовремя внутриутробной жизни. Технологизированная система родовспоможенияпредъявляют к новорожденному равно высокий уровень требований, она рассчитанана отбор «победителей» (сразу вспоминается Спарта с технологией отборамладенцев, отсюда близко до концепций полноценности, активно разрабатываемыхучеными. Третьего рейха.
Комплекс оживления
Эмоционально-двигательнаяреакция младенца на появление взрослого. Комплекс оживления выражается впервоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками иножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребенка имеют верхняя частьлица и интонация голоса взрослого. Комплекс оживления возникает в конце первого— начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого изокружающей обстановки. Благодаря комплексу оживления устанавливается прочнаясвязь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении.Отсутствие комплекса оживления в младенчестве является диагностическимпризнаком задержки психического развития у ребенка.
/>Комплекс оживления — понятие, введенное в 20–х гг.Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенцапервых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивыеигрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании имположительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительноесосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательноеоживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общениямладенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуациимладенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формированиекомплекса оживления происходит, начиная с третьей недели жизни: сначалапоявляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или призвуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трехили четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в болеесложные формы поведения.
Комплекс оживления какреакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельствомокончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, чтопервые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием,покраснением, нескоординированными движениями.
Наблюдения замладенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течениедесяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцатичасов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологическинапоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались какспонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца впервую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответна высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себечеловеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качествеактиваторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числевид человеческого лица.
Ориентировочныедействия (от франц. orientation — установка, ориентация) — совокупностьдействий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ееобследование и планирование пов Комплекс оживления как реакция на появлениевзрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периодановорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявленияэмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением,нескоординированными движениями.
Наблюдения замладенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течениедесяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцатичасов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологическинапоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались какспонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца впервую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответна высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себечеловеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качествеактиваторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числевид человеческого лица.
Ориентировочныедействия (от франц. orientation — установка, ориентация) — совокупностьдействий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ееобследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (отлат. sensus — чувство + лат. motor — приводящий в движение + фр. manipuler —манипулировать) — проявление двигательной активности, охватывающее все формыактивного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные сэтими перемещениями переживания.
На втором и третьеммесяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешниераздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать видчеловеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается налице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебираетножками, появляются голосовые реакции.
Эта реакция получила название «комплексоживления».
Некоторые психологидетства считают именно это новообразование основным показателем завершенияпериода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризисановорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическаяжизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитиесредств его общения со взрослыми» .
Ребенок не простоулыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликаетсяэмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно впоявлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживленияявляется выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым —первой его социальной потребности едения.
Сенсомоторно-манипулятивныедействия (от лат. sensus — чувство + лат. motor — приводящий в движение + фр.manipuler — манипулировать) — проявление двигательной активности, охватывающеевсе формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве исвязанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьеммесяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешниераздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческоголица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека,наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками,появляются голосовые реакции.
Эта реакция получиланазвание «комплекс оживления».
Некоторые психологидетства считают именно это новообразование основным показателем завершенияпериода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризисановорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическаяжизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитиесредств его общения со взрослыми».
Ребенок не простоулыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликаетсяэмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлениикомплекса оживления. По мнению М.И. Лисиной, комплекс оживления являетсявыражением появившейся потребности ребенка в общении с взрослым — первой егосоциальной потребности.2) Рефлексы новорожденного
Не смотря на кажущуюсябеспомощность новорожденный малыш обладает целым арсеналом врожденных умений –рефлексов помогающих ему выжить и приспособиться к так резко поменявшимсяусловиям.
www.mamochka.kz/_media/ee8ebcf3136115f8dbce5b3d0cbd902a.jpgНекоторые
из этих рефлексов останутся с ним на всю жизнь, (роговичный — проявляющийся прилегком касании роговицы глаза, глотательный и многие другие) некоторые пробудутлишь 2 –3 месяца, но, не смотря на такой короткий срок своей «жизни» этирефлексы являются очень важными для крохи. По наличию рефлекса, степени еговыраженности можно судить о развитии крохи, выяснить нет ли у него отклонений.Давайте же рассмотрим некоторые из них.
Сосательный рефлекспроявляется у ребенка в ответ на любое значимое раздражение ротовой полости — будь то помещение в нее соска груди матери, соски-пустышки, медицинскогошпателя и т.п. Малыш тут же приступает к ритмичным сосательным движениям. Этотважнейший рефлекс присутствует уже у новорожденного (для недоношенных детей онявляется критерием зрелости) и сохраняется обычно весь первый год жизни.
Хоботковый рефлекс — выпячивание губ малыша в виде своеобразного „хоботка“ в ответ набыстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловленавтоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка — одного из важнейших»сосательных" мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется втечение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.
Поисковый рефлексКуссмауля — еще один оральный рефлекс, свойственныйноворожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угларта малыша, последний начинает активно «искать» материнскую грудь:при этом нижняя губа опускается, «тянется» в сторону раздражителя,туда же отклоняется и язык малыша. Важный момент: при проверке этого рефлексане стоит прикасаться к губам ребенка (получите хоботковый рефлекс). И еще:раздражение области угла рта действительно должно быть легчайшим — если малышощутит хотя дискомфорт, то вместо демонстрации поискового рефлекса, он отвернетголову в противоположную сторону и немедленно выскажет свое неудовольствиеВашими манипуляциями в частности и Вашим присутствием в мире вообще. РефлексКуссмауля обычно сохраняется в первые 3-5 месяцев жизни, но иногда может«работать» и дольше.
Ладонно-ротовой рефлексБабкина. Суть его заключается в следующем: умеренноенадавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызываетоткрывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению кпроверяющему. Автоматизм Бабкина — один из древнейших механизмов выживания,свойственных новорожденному человеку: в таком раннем возрасте руки малышаснабжены лишь одной из бесчисленного множества возможных функцией — помогатьвсему организму искать пропитание. Обычно этот рефлекс хорошо выражен до двухмесячноговозраста, затем он начинает относительно быстро угасать. Ослабление илиасимметрия этого рефлекса у новорожденных, равно как и сохранение его у детейстарше 2-3 месяцев жизни.
Защитный рефлексноворожденного. Попробуйте выложить ребенка на живот — ион тут же «автоматически» повернет голову в сторону. Биологическийсмысл этого рефлекса понятен и без долгих объяснений — он позволяет малышудышать даже в таком неудобном положении, как позиция «ничком».Рефлекс обычно присутствует уже в первые часы жизни.
Рефлекс ползания Бауэра — еще один спинальный автоматизм, присутствующий у ребенка с первых суток жизни.Будучи выложенным на живот и почувствовав приставленные к его подошвам ладонивзрослого, малыш постарается оттолкнуться от них, как от опоры. И продвинетсявперед. Некоторые новорожденные стремятся осуществить ползательные движения ибез опоры — это так называемое спонтанное рефлекторное ползание. В норме, какрефлекс Бауэра, так и спонтанное ползание могут существовать до 4 месяцевжизни, после чего угасают. Именно поэтому даже маленьких детей нельзяоставлять на пеленальном столике без присмотра. Ребенок просто может «уползти»с него. О последствиях такой «самостоятельности», я думаю говорить не надо.
Рефлексы опоры иавтоматической ходьбы. Если придать телу новорожденноговертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальнойтвердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет «стоять» (споддержкой, разумеется — неспособность стоять самостоятельно, сохраняется у детейвплоть до возраста 8-12 месяцев). Если же «стоящего» таким образомноворожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыштут же начинает «переступать» ножками — это и есть автоматическаяходьба. При ее осуществлении многие дети перекрещивают ножки на уровне нижнихтретей голеней — пугаться этого не следует: несколько повышенный тонусприводящих мышц бедра в первые 1,5 месяца жизни вполне физиологичен.
Хватательный рефлекс ирефлекс Робинсона. Хорошее развитие этого рефлекса уприматов позволяет детенышам крепко держаться за материнскую шерсть в то время,когда самка передвигается. Унаследовав от своих эволюционных предшественниковэти автоматизмы, новорожденный человек бессознательно сжимает пальцы рук, еслив таковые что-либо вкладывается. Иногда такой захват бывает настолько крепким,что малыша, ухватившегося за предложенные пальцы взрослого, вполне можноподнять в воздух. Хватательный рефлекс считается физиологичными вплоть до 4месячного возраста — дальше он исчезает, а на смену ему приходит произвольное,вполне сознательное захватывание предметов руками.
Рефлекс Галантавыражается в изгибании спинки новорожденного в ответ на тактильное раздражениеего кожи в так называемой паравертебральной области — т.е. отступив на 1-1,5 см от длинной оси позвоночника. Малыш при этом выгибает спину, образуя дугу, открытую в сторонураздражителя. Этот рефлекс обычно сохраняется до 3-4 месяцев жизни.
Рефлекса Переза. Проверкаэтого рефлекса довольно таки не приятна для ребенка. Проверяя этот рефлекс,врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистымиотростками позвоночника малыша. Обычно в ответ на такое раздражение ребенокразгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и… плачет. Учитываярезко отрицательную эмоциональную реакцию малыша, проверку этого, к сожалению,довольно информативного для оценки нервной системы ребенка рефлекса, врачобычно осуществляет в последнюю очередь.
Рефлекс Мороможет быть вызван у малыша первых месяцев жизни разными способами: хлопкомладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременнона расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивнымразгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловищаза выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы:сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки,затем — как бы охватывает себя руками.
Симметричный шейныйтонический рефлекс заключается в сгибании ручек иразгибании ножек малыша при пассивном сгибании его головки (мягком приведенииподбородка к груди). Рефлекс же, название которого отличается отвышеупомянутого всего лишь на одну-единственную букву (асимметричный шейныйтонический) проверяется и выглядит совершенно иначе: если повернуть головкулежащего на спине малыша в сторону (так, что бы подбородок ребенка оказался науровне плеча), то маленький человек разогнет ручку и ножку, к которым обращеноего лицо, и согнет противоположные руку и ногу.
В норме мышечный тонусу малыша, лежащего на спине, существенно отличается от тонуса, наблюдающегося вположении на животе. Причиной этого является еще один надсегментарныйпозотонический автоматизм — лабиринтный тонический рефлекс. Именно он«заставляет» максимально «работать» мускулы-сгибатели,когда малыш лежит на животе и «тренирует» мышцы-разгибатели, когда иххозяин лежит на спине. И оба шейных рефлекса, и лабиринтный рефлекс имеются удетей уже в периоде новорожденности, а угасают обычно к началу третьего месяцажизни. Впрочем, у детей, родившихся недоношенными, эти рефлексы могутсохраняться и несколько дольше. Однако во втором полугодии жизни данныеавтоматизмы непременно должны редуцироваться — иначе у малыша будет иметь местозадержка развития моторных навыков.
По мере того, какрефлексы, контролируемые продолговатым мозгом, угасают, у малыша начинаютпроявляться мезенцефальные автоматизмы — так называемые цепные симметричныерефлексы. Главный эффект этих безусловно-рефлекторных актов, контролируемыхуже не продолговатым, а средним мозгом — выпрямление туловища при измененияхположения головы в пространстве и адекватная установка рук, ног, таза.
Шейная выпрямляющаяреакция представляет собой последующий поворот туловища всторону, куда прежде повернулась голова малыша. Функционирование этогоавтоматизма помогает ребенку научиться двигательному умению, столь радующемуродителей — повороту со спины на бок. В возрасте 6-8 месяцев на смену этомупростому автоматизму приходит другой — выпрямляющий рефлекс туловища.После поворота головы в сторону, малыш, следуя командам своего среднего мозга,поворачивает в ту же сторону плечевой пояс, туловище, а затем и таз. Такаяротация тела вокруг продольной оси является абсолютным условием для овладенияповоротами со спины на живот и с живота на спину, навыками самостоятельногоусаживания, вставания и т.д. С каждым прожитым месяцем выпрямляющие реакциималыша усложняются, видоизменяясь в сложные произвольные двигательные акты.
К мезэнцефальнымнадсегментарным автоматизмам относятся: защитная реакция рук и рефлексЛандау. Первая проявляется в различных движениях ручек (вытягивании вперед,разведении и т.д.) в ответ на изменение положения тела ребенка в пространстве.Второй легко проверить, придав ребенку «положение пловца» — поднимитемалыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову,а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки.
3.Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целикомзависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослыйудовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметнооживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодарявзрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов,видеть их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослогоисходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
Младенец очень рановводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляетсянаправленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участниковкоммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого ивнутренне на него рассчитано. Исследование поведения детей с первых недельжизни показало, что в первое время после рождения потребность в общении сокружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама посебе, а под воздействием определенных условий. Таких условий два.
Первое условие –объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаряпостоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда онне в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности.Подобная заинтересованность ребенка во взрослом вовсе не является потребностьюв общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научаетсяиспользовать взрослый для устранения дискомфорта и получения того, что емунеобходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфныхдвижений, захватывающих все его тело. Младенец в этот период не адресует своисигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.
Второе условие –поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появленияребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение.Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, покоторому можно судить, что ребенок включился в общение.
Потребность вэмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развитияребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослыйстарается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывнотребовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы наминуту оставят одного.
При правильных методахвоспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное дляначала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек,перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бывводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, нагляднодемонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственнопомогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Совместная деятельностьвзрослого и ребенка состоит как в том, что взрослый руководит действиямимладенца, так и в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнитькакое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.
Общение со взрослымииграет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания.Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимымусловием общественного существования человека.
Такое значение общениядля человека обусловлено тем, что специфические для него виды психической ипрактической деятельности не фиксированы наследственно, они формируются послерождения, под влиянием воспитания и обучения. Именно с помощью взрослых,развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. На ранних этапах, преждевсего, он овладевает разнообразными практическими действиями (например, брать иудерживать в руках игрушку, пить из чашки, есть ложкой, строить из кубиков и т.п.), которые ведут к получению определенного практического результата. Поэтомупринято считать, что основной, исходной формой общения как вобщественно-историческом, так и в индивидуальном развитии человека являетсяматериальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместнойпрактической деятельностью.
Данные психологическихисследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходитподлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественномизменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественномизменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно подобщением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласованиядействий двух или более индивидов1.
На протяжении первыхлет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка сокружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворениемжизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное насогласование действий для достижения практически важного результата, а затемпоявляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения практическихзадач. «Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетнымносителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от негооценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопониманияи сопереживания, научиться действовать как он»2.
Линия развития общениявзрослого с ребенком осуществляется в направлении от более простой формы кболее сложной.
Как говорилось выше,потребность в общении со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней вситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей(в тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мереудовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая местопотребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. Вместес формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущейдеятельности — общение со взрослым, которое вначале имеет непосредственно-эмоциональныйхарактер.
Систематическое общениесо взрослым, его словесно-эмоциональное воздействие обогащают детей первогополугодия жизни и значительно благоприятствуют их начальному познавательномуразвитию, которое осуществляется в ранний период жизни начувственно-ориентировочной основе. Наукой подтверждено, что влияние воздействийоказывается гораздо большим в том случае, если они начаты в наиболее ранниесроки (до 2,5 мес). Можно предполагать, что эмоциональные реакции ребенка(крик, речевые и мимические реакции, улыбка) очень рано начинают играть рольсредства (инструмента) общения. Уже на втором месяце обращение взрослого, егоулыбка и слова вызывают положительные ответные реакции — ребенок замирает исосредоточивает взгляд на лице взрослого. Спустя какое-то время он улыбается,вскоре появляется двигательное оживление и гуление, а затем и характернаяреакция, включающая все эти компоненты, так называемый комплекс оживления.
Осуществляянепосредственно-эмоциональное общение, взрослый способствует развитиюориентировочной активности детей. И это не случайно, потому что взрослыйстановится первым объектом, который воспринимает ребенок. Он же организуетпервоначальное ознакомление ребенка с окружающим миром. Благодаря взрослому«комплекс оживления» быстро приобретает характер активной деятельности ребенка,направленной на привлечение внимания взрослого, поддержание и углублениеобщения с ним. Вместе с тем, как указывают психологи, у ребенка в отношении квзрослому очень рано можно наблюдать реакции, которые являются как быпрообразом более сложных социальных отношений. Так, например, отмечается, чтовнимание и интерес к большому человеку — первый сигнал того, что на взрослогонаправлена специальная активность малыша. Если к тому же его отношение кстаршему эмоционально окрашено, налицо другой важный компонент эмоциональнойактивности. Активность младенца обнаруживается и в том, что он начинаетпроявлять инициативу, как бы налаживать контакты, «стремясь» показать взросломувесь несложный «репертуар» своих умений. Наконец, важной составляющей являетсяреакция ребенка на отношение к нему взрослого. Младенец чувствителен кнастроению взрослого, к прикосновению его рук, эмоциональным проявлениям.Любовь и внимание к ребенку воплощаются в действенном отношении к немувзрослого. Поэтому эмоциональное состояние взрослого тонко улавливаетсямалышом, оно передается ребенку, эмоционально его заражает. Отношениевзрослого, обнаруживающееся в уходе за ребенком, в занятиях с ним, вповседневном общении, детерминирует эмоции ребенка, т. е. является причиной иего первых радостей, и огорчений. Во втором полугодии деятельность общениясущественно обогащается, меняется. Если до 6 мес, как уже отмечалось, междувзрослым и ребенком возникает эмоциональное общение, в основе которого лежитпотребность в ласке, внимании, то после 6 мес. этого становится недостаточно.Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами,двигательными навыками и некоторыми речевыми реакциями, его бодрствованиеследует организовать с учетом выполнения посильных игр-упражнений, в выполнениикоторых взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активногопартнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить.Между ребенком и взрослым уже после 6 мес. должно установиться, как говорятпсихологи, «деловое общение».
Такое общениеусложняется на протяжении первого и второго года, постепенно приобретая ярковыраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контактвзрослого с ребенком начинает сменяться общением по поводу тех или иныхпредметов, окружающих малыша. Общение принимает форму совместной деятельности,в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающейдействительностью, в частности со способами действий с предметами.
4.Движениеи действия младенца
На протяжении первогогода жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением впространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держатьголовку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, приниматьвертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам,схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами)ими – размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т. д. Все эти движения идействия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладениюсвойственными человеку формами поведения. Наряду с такими прогрессивнымидвижениями и действиями при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могутскладываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только неспособствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосаниепальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачиваниена четвереньках. Разница между прогрессивными и тупиковыми движениями состоит втом, что первые способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению спредметами и их свойствами, а вторые отгораживают ребенка от внешнего мира.Так, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальныхреакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чету неприслушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Прогрессивные видыдвижений и действий успешно формируются только при постоянном внимании кребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большоезначение для психического развития. Вместе с тем они служат показателями тогоуровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладениеактивным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватаниемпредметов и манипулированием ими.
Ползание – первый видсамостоятельного перемещения ребенка. Как показывают наблюдения, у большинствадетей оно возникает к концу первого – началу второго полугодия жизни, когдадети пытаются достать привлекательную игрушку. Ребенок тянется к игрушке тоодной, то другой рукой и, пытаясь ее захватить, немного продвигается вперед.Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются, превращаются в способпередвижения. Первоначально возникающее низкое ползание на животе постепенносменяется высоким ползанием на четвереньках.
Овладениюсамостоятельной ходьбой – собственно человеческим способом передвижения –предшествует сравнительно длительный период времени, в течение которого ребенокучится подниматься на ножки, стоять, держась за какую – либо опору,переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. Поскольку ребенок ужевладеет ползанием, он не нуждается в ходьбе, чтобы перемещаться с места наместо. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимыхподготовительных движений решающую роль играет взрослый.
Ребенок, который началходить, не сразу перестает ползать. Есть период, когда ползать ему легче, и,чтобы приблизиться к отдаленному предмету, он опускается на четвереньки иползет. Но поддерживаемый взрослыми новый вид передвижения скоро окончательно торжествует.Это происходит, как правило, уже за порогом младенчества.
Хватание. Развитиехватания начинается на третьем – четвертом месяце жизни. Ребенок, лежа вкроватке или манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукойдругую, захватывает и перебирает пальчиками попавший в руку угол пеленки.Кажется, что ребенок ощупывает то, на что натыкается его рука. (Но эти движениятолько внешне похожи на ощупывание. Подлинное ощупывание, т. е. Выяснениесвойств предмета путем осязания, как показывают исследования, становитсявозможным к концу дошкольного возраста).
Если взрослыйвкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскореребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некотороговремени он часто промахивается, а если и достает игрушку, то лишь задевает ее,а захватить не может. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычносвободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к шестимесяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но это не значит, что ребенокполностью овладел хватанием. Оно еще очень несовершенно. Рука, протягиваемая кпредмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, по дуге, частоотклоняясь в сторону от нужного направления. Все предметы ребенок пытаетсяхватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.
Во втором полугодиипервого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: во –первых, уточняется движение руки к предмету и, во – вторых, развиваетсяпротивопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит кудерживанию предмета пальцами. Последовательное приближение руки к предметускладывается примерно к восьми месяцам, но прямым, без отклонений, оностановится только к концу года. Схватывание и удерживание предмета пальцамиформируется на седьмом – восьмом месяце жизни и продолжает совершенствоватьсядо конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того,какой предмет берет ребенок: мяч берет растопыренными пальцами, шнурок –кончиками большого, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубикапальцы располагаются по его граням.
Манипулирование. Кактолько ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинаетманипулировать им. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмети, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед нимнаходятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить исхватить другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета надругой. Держа предмет в руке, ребенок подносить его к глазам, смотрит на него,тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляцийявляется то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Но вскоре манипуляции спредметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание,сжимание предмета) вызывают тот или иной результат – перемещение игрушки впространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновойкуколки. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить.
Лоран (3 месяца и 29дней) схватил нож для разрезания бумаги. Мгновение смотрел, затем началраскачивать, держа в левой руке. В ходе этих движений предмет случайно коснулсяпрутьев колыбели. Лоран стал энергично махать рукой, ожидая воспроизведениязвука.
Лоран (4 месяца и 3дня) размахивает ножом и при этом смотрит на предмет.
В 4 месяца и 6 днейдвижения преднамеренные. Лоран проводит ножом по прутьям колыбели. (Изнаблюдений Ж. Пиаже).
К концу первого –началу второго полугодия в манипуляциях ребенка проявляется устойчиваянаправленность на результат, на те изменения, которые возникают при действияхребенка с предметом.
Мила (6 месяцев и 14дней), лежа на животике, держа в руке кольцо и глядя на него, многократносгибала и разгибала руку в кисти. Отодвинула от себя кисть так, чтобы удобнеебыло смотреть на кольцо, которым продолжала двигать.
Юра (6 месяцев и 26дней), получив в обе руки по одинаковой с виду металлической погремушке, изкоторых одна бренчала, помахал сначала обеими погремушками, а затем продолжалразмахивать только той, которая бренчала. Как только погремушку заменилидругой, он перестал играть ею. (Из наблюдений Р.Я. Лехтман – Абрамович).
Дальнейшее развитиеманипулирования состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, аодновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия –постукивание одной погремушкой о другую. Направленность на результат при этомстановится особенно явной: малыш упорно старается приблизить один предмет кдругому, положить, поставить или нанизать один на другой, всунуть или вложитьодин в другой. Таким образом, результатом, к которому ведет действие, теперьстановится попадание предмета в определенное место или приведение двухпредметов в определенное взаимное положение. Добившись однажды подобногорезультата, ребенок, повторяя действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого годажизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность.По внешнему виду действия в основном остаются такими же, как и раньше. Этоукладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т. п., только выполняютсяони более точно. Если раньше ребенок производил действие одним (как правило,показанным ету взрослым) способом и на данных ему для этого предметах, тотеперь он пытается повторить знакомое действие на всех возможных предметах,иногда видоизменяя само действие в зависимости от особенностей этих предметов.
В этот же периодразвития дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результатысвоих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.
Кирилка (9 месяцев и 22дня – 10 месяцев) ухватил конец бельевой веревки. Случайно сильно дернув конец,он обратил внимание, как подскочило белье на веревке, натянутой под потолком.Смотрит на прыгающее белье, пока оно не перестало колыхаться.
Играет концом веревки.Снова случайно дернул. Все белье заколыхалось. И тут – то он начал непрерывно ссилой дергать веревку, наслаждаясь результатом.
Кирюша (10 месяцев) иАндрюша (11 месяцев) пускают в тазу с водой игрушечных рыбок. От воды на стенупадает яркий блик. Как только дети сунули ручки в воду, блик разбился надесятки солнечных зайчиков. Малыши вдруг увидели на стене и потолке прыгающиесветовые пятна. Они недоуменно смотрят на движущиеся световые пятна, пока те неостанавливаются. Дети возвращаются к игре, суют ручки в воду, и опять ихвнимание привлекает движение на стене и потолке. Они снова смотрят надвижущиеся пятнышки. Как и в первый раз, пятнышки перестают двигаться, и ребятатеряют к ним интерес.
Когда малыши в третийраз вернулись к игре и дотронулись до поверхности воды ручками, то они сноваобратили внимание на начавших скакать солнечных зайчиков. На этот раз обаначали приводить в движение воду и, подняв голову к потолку, радостно наблюдалипрыжки солнечных зайчиков. (Из дневника В. С. Мухиной).
Итак, развитиеманипулирования состоит в переходе от направленности на предмет кнаправленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемыхрезультатов. Вначале это перемещение или изменение, вызывающее проявлениескрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем приданиеопределенного взаимного положения двум предметам, наконец, получение знакомыхизменений на новых предметах или получение изменений, не прямо, а косвенносвязанных с действием.
5.Развитиепознавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристикаразвития ребенка от одного года до трех лет. Особое значениераннего детства для психического и поведенческого развития детей.Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достиженияданного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотическойфункцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достиженияв развитии ребенка раннего возраста.
Развитие речиу детейраннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов вразвитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года дотрех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксическойструктуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Началопроявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованныхвзрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.
Появление предметной иигровой деятельности. Начальный этап развития предметнойдеятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода.Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельностьдетей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности какпредпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной,конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметныхигр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствованиепредметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских,конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным исюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей.Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторскойдеятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.
Восприятие, память имышление ребенка раннего возраста. Возникновениепредвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативнойпамяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Началопроцесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ееболее глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки(инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве:формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальныйэтап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннегодетства.
Прямохождениеобеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный притокнеобходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяетребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и черезучителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, вособенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они,вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического иповеденческого развития маленького растущего человека.
Настойчивость, скоторой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах иПрямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. Вфизиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторнымдвижениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступнямполусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходук вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и большевокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, дляориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческойработы.
Одним из первыхмладенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизитьих ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования иисследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребеноксхватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает напути своего естественного следования. Затем движения руки становятся болеецеленаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета,находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его,манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие ипривлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощиповторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобывоспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследитьтраекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышатьхарактерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать,что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат.Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений,и все это относится к первому полугодию жизни.
На втором полугодиидети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и темсамым оказываются практически подготовленными к началу научения путемподражания (викарное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз играюториентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручныхдвижений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными иточными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах,которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение идвижения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающейдействительности.
К концу младенческоговозраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направлениявнимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворенияактуальных' потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест,адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой ипантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что егоинтересует, рассчитывая на помощь взрослого.
новорожденныймладенец рефлекс общение
6.Предпосылкиразвития личности в младенческом возрасте
В ходе психическогоразвития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий иформирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения.Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения вобществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека какчлена общества и определяют его поступки.
Взрослый человекруководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдаетсебе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступитьименно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собойопределенную систему, зависящую от того, что для него более и что менеезначимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения вфинансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готовпоступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя онустал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Ребенку предстоитовладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и своицели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в системупо степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретатьопределенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мирапроисходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложитьв ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.
Малыш не только учитсяжить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательныевоздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, какпринимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранеепотребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния,требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются длянего противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес кпредметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушкиприобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от неготребуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал правасверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребенка сложатсяпсихологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения,подчинять одни из них другим, более значимым.
Особенности поведения.Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, чтоон действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств ижеланий. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственноокружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит отвнешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так желегко и отвлечь. Если, например, рeбенок заплакал от огорчения, то его нетрудноутешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудьзанять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивыхпредставлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные спредметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данныймомент.
Установление связичувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка болеецеленаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу дляразвития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения действий, направленныхна словесно обозначенные цели.
Поскольку поведениедетей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеетразвитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей,поступать в соответствии с требованиями взрослых.
Уже в младенчестве удетей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу,воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы.Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, есливзрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общаетсяс другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается всочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделитьсясладостями, игрушками.
Ребенок легкозаражается чувствами других людей. Так, в группе, когда один- два ребенканачинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяетсяна всех малышей.
Внешний образ. В раннемвозрасте ребенок открывает себя как отдельную от всех других персону. Он начинаетпроизвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения идействия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственныевзрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительнопластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мирсквозь свои ноги, согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и'произведенную им перевернутость мира. Ребенок пристально наблюдает всестатические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства,которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себевнутреннему, ребенок изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью;наблюдает за тем, “как шалят” и как действуют его ручки и ножки; он рассматриваетсебя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримаски идвижения.
Лицо. В раннем возрастелицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметноменяет свои пропорции — круглая форма лица начинает постепенно переходить вовальную, что связано с изменениями лицевого черепа, с преобразованиямичелюстей, когда появляются два ряда мелких зубиков, которыми ребенок судовольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высоталица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается от 39 до 81 мм.
По мере развитияребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и болееопределенной. В раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики.Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может ужедостаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых.Умилительными физиономиями и сопряженными с ними позами ребенок достаточноуспешно пользуется при взаимодействии со взрослыми. Просящие взгляды и лукавыеполуулыбки, заглядывание снизу-вверх в глаза из-под склоненной головки и другиедействующие на взрослых мины говорят о том, что ребенок раннего возрастаначинает рефлексировать на свои мимические и пантомимические возможности идостаточно успешно пользоваться этим в лучшие моменты общения. В то же времяподавляющее число мимических выражений ускользает от внимания, неконтролируется ребенком и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми.
Кризис 1 года.
Кризис 1 года – это своеобразныйпереход малыша от младенчества к раннему детству. В это время ребенок уженачинает ходить и говорить свои первые слова. Кризис 1 года обусловлен восновном тем, что родители не понимают жестов и мимики малыша и не дают ему то,что он просит. Особое значение в это время приобретает слово «нельзя». Ребеноки раньше слышал это слово, однако сейчас, когда он уже сам может передвигатьсяпо квартире, это слово становится особенно неприятным его слуху.
Кризис 1 года связан спервыми проявлениями самостоятельности ребенка. Он хочет исследовать всепространство вокруг, потрогать все, до чего только сможет дотянуться. Нежеланиеродителей помочь ребенку и дать ему то, что он хочет в этот период можетвызвать значительные аффектные реакции – ребенок будет кричать, истерить, битьногами по полу. Такое поведение может быть связано также со своеобразным стилемповедения родителем и воспитания. Например, малышу может резко не понравитьсято, что сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при папе, но нельзя при бабушке.Избавиться от подобных острых реакций ребенка на запреты поможет толькотерпение, выдержка и правильное поведение родителей. Не нужно потакать всемкапризам малыша, просто старайтесь мягко и ненавязчиво объяснять ребенку, чтоможно, а что нет.
Эмпирическое содержаниекризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньшевсех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не былподчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки,начинает ходить. Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, новсе, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения впространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержанииданного кризиса.
Вместе с этимрасширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляетсяпервое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию,часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это времязакладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы,стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования,лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речьформируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активнойречью. По форме она является общением. По содержанию — эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конецавтономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Характер указательныхдействий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где былоединство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание — предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основноготипа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.
Литература
1) Немов Р.С. Психология. М.,ВЛАДОС, кн.1,2003.
2) Смирнова Е.О. Детскаяпсихология. М., ВЛАДОС, 2006.
3) ВалитоваИ.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.
4)ВаллонА. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
5) ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995;