Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Внутренняя и внешняя политика Японии в послевоенные годы

ЯпонияКраткая историческая справка
Первое раннеклассовое государство на территории Японииобразовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. (с некоторымипромежутками) государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей– сегунов (император оставался религиозным главойгосударства).
Сначала XVII в., с установлением сегунатаТокугава, Япония оказалась закрытой для внешнегомира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г., когда Япония подписала с СШАдоговор, открыв для американских кораблей ряд портов. Аналогичные договоры былизаключены с некоторыми другими странами, в том числе с Россией (трактат оторговле, 1885г.).
По первому российско-японскому договору граница между двумястранами была проведена между островами Уруп иИтуруп. Сахалин остался в совместном владении (Россия получила его в полноевладение по договору с Японией через 20 лет, уступив взамен Японии всеКурильские острова).
Ликвидация режима сегуната ивосстановление власти императора после революции 1867 — 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь длякапиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь войн итерриториальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, послерусско-японской войны 1904 -1905гг. — Южный Сахалин. Японская интервенция нароссийский Дальний Восток 1918 — 1922гг. закончилась неудачей, но в 1931г.японские войска оккупировали Маньчжурию, в 1937г.начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпелапоражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который подоговоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США,Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж. Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии,потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетияназад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Японияполучила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, котораябыла эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа,демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Японияотказывалась от применения вооруженной силы как средства решения международныхспоров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономическогоразвития страны, выведшего ее в число ведущих государств мира, для формированиясвоеобразной системы социальной и политической стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война вКорее 1950 — 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формированиевнешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене.Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисскиммирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантиибезопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территорииЯпонии свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимномсотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматическипродлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программныйкурс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ееэкономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в ООН[1],участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередькамбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействиимиротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровойвойны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политикиЯпонии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой,налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомымстановится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущихразвитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений сазиатскими странами, особенно со странами АСЕАН[2],с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. Всистеме внешнеполитических приоритетов Японии видное место занимают отношения сКНР. В октябре 1992г. состоялся первый визит императора Японии в КНР.Япония в мировом хозяйстве
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущихэкономических держав, являясь второй по величине национальной экономическойсилой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировойчисленности, но создает оно около 16% ВМП[3],исчисленного по текущим валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способностииены. Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателюпроизводства на душу населения она превышает американский уровень. На Япониюприходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП[4],подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВПКитая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно вотдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировомхозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине текущегостолетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.Введение
Япония — государство в Восточной Азии, расположено на островахХоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленныхпримыкающих к ним мелких островах. Территория Японии составляет 372,2 тыс. км.Столица — Токио, другие крупные города с населением свыше 1 млн. человек — Иокогама, Осака, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Китакюсю.Административно-территориальное деление — 47 префектур.
Население Японии составляет 124,1 млн. человек (1992г.); 99,4%- японцы, остальное население — это корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и т.д. Официальныйязык — японский.
Основные религии — синтоизм и буддизм. Денежная единица — иена=100 сенам. Имеет дипломатические отношения  с Российской Федерацией (установлены с СССР20.01.1925г., прерваны 9.08.1945г., восстановлены 19.10.1956г.).
Национальный праздник — 23 декабря — День рождения императора.
Япония — конституционная монархия. Согласно действующей с1947г. конституции император является “символом государства и единства народа”,его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит сувереннаявласть.
Высший орган государственной власти и единственныйзаконодательный орган — парламент, состоящий из двух палат: палатыпредставителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срокполномочий депутатов палаты представителей — 4 года, палаты советников — 6 лет(с переизбранием половины состава каждые три года).
Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров воглаве с премьер-министром.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ Японии по состоянию на конец1998 финансового года достиг рекордной отметки — 437,5 трлн.иен (примерно 3,6 трлн. долларов).
Задолженность состоит из долговых обязательств как самогоцентрального правительства, так и местных органов власти. При этом более половиныдолга приходится на облигации государственного займа, которые в течениедесятилетий являются одним из основных инструментов покрытия бюджетногодефицита.
Рост задолженности стал результатом выпускаочередной серии обязательств с целью финансирования принятых в 1998 г. сразутрех масштабных программ стимулирования национальной экономики, которая вот уженесколько лет находится в самом тяжелом за все послевоенные годы кризисе. Понекоторым оценкам, общая сумма выпущенных для этого облигаций составила 34 трлн. иен (278 млрд. долларов).
Золотовалютные резервы страны на конец 1999 г.превышали 270 млрд. долларов. По этому показателю Япония уже более пяти летудерживает первое место на планете.
ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ. Первая политическая партия Японии —Айкоку кото (Обществопатриотов) — была создана в 1874 г. Сразу же после появления она представилаправительству декларацию, призывающую создать представительный законодательныйорган.
Первые в стране всеобщие выборы состоялись 16 летспустя, 1 июля 1890 г., а первая сессия парламента была созвана 29 ноября тогоже года. Японский парламент стал первым национальным законодательным органом вАзии.
В последующие десятилетия происходил рост влиянияполитических партий в государственных делах, однако всплеск милитаризма впериод, предшествующий второй мировой войне, привел к подрыву влияния партий ив конечном счете к их временному роспуску.
Послевоенная демократизация Японии привела квозникновению широкого спектра политических партий: нескольких буржуазных, средикоторых главными стали Либеральная и Демократическая, а также Социалистическаяи легализованная теперь Коммунистическая.
В 1955 г. путем слияния двух консервативных партийбыла создана Либерально-демократическая партия, которая до 1993 г. без перерываявлялась правящей партией.
К этому же времени упрочилось влияниеСоциалистической партии Японии (СПЯ). Образовалась так называемая «система 1955года», суть которой заключалась в противостоянии двух главных субъектов наполитической арене, то есть ЛДП и СПЯ. Последняя оставалась неизменно воппозиции, причем ее влияние постепенно сокращалось. Это было вызвано рядомфакторов: расколами в рядах СПЯ, вследствие которых были образованы Партиядемократического социализма (ПДС, 1960 г.) и Социал-демократический союз (СДС,1978 г.); постепенным восстановлением парламентской активности Коммунистическойпартии Японии (КПЯ); появлением Комэйто (Партиячистой политики, 1964 г.), созданной по инициативе буддийской организации Сока гаккай.
Вступление в последнее десятилетие XX в. Япониявстретила кризисом доверия к существующим политическим партиям, ростомабсентеизма. Недовольство избирателей адресовывалосьв первую очередь правящей партии, либерал-демократам.Стало очевидным, что долговременное, с 1955 г., единоличное правление ЛДПпривело к тесному сращиванию ее политиков с чиновничьими и деловыми кругами,создало тепличную атмосферу для распространения коррупции. Страну буквальношокировали разоблачения многочисленных фактов взяточничества, к которымоказывались причастными лидеры фракций, включая тех, кто в разное время побывална посту главы правительства. К тому же фракционность мешала омоложению партии.ЛДП утратила прежний динамизм, у нее отсутствовала решимость вступить на путьсобственного обновления, стать инициатором и активным проводником реформ,назревших по мере накопления внутренних социально-экономических проблем и всвязи с переменами международного характера.
Общественное недовольство распространялось также наоппозиционные партии, прежде всего из-за их неспособности обеспечитьсменяемость власти. Находившиеся в оппозиции СПЯ, ПДС, небольшой СДС, Комэйто и КПЯ вследствие больших идейно-политическихразногласий не смогли объединить усилия в противостоянии либерал-демократам.А каждая из них, включая наиболее влиятельную — Социалистическую, была слишкомслаба, чтобы претендовать на приход к власти в одиночку.
Тем временем в условиях окончания «холодной войны» всреде главных оппонентов — ЛДП и СПЯ, стоявших на разных полюсах прежнейконфронтации, начала остро ощущаться необходимость корректировки политическогокурса и методов их деятельности с учетом сдвига мировых и внутрияпонскихнастроений в сторону конструктивного сотрудничества. В ЛДП этому мешаликонсервативные привычки, особенно у политиков старшего поколения. А в СПЯначавшийся пересмотр взглядов по принципиальным проблемам, в частностикасающимся способов обеспечения безопасности Японии, сопровождался жесткимиспорами, шел трудно и медленно. Престиж обеих партий неуклонно падал.
В обстановке растущего недоверия к существующимпартиям в Японии возродился интерес к давней идее формирования двух крупныхпартий, при наличии которых могли бы возникнуть полноценная политическаяконкуренция и реальная возможность сменяемости партий у руля власти. Начавшисьс раскола ЛДП, «реорганизация политических сил» привела к отстранению этойпартии от власти, образованию новых партий и групп парламентариев, рождению восьмипартийной правящей коалиции. Именно тогда концепцияформирования двухпартийной системы и стала руководством к действию.Инициаторами создания второй крупной партии как конкурента ЛДП в борьбе завласть становятся бывшие либерал-демократы,организовавшие собственные партии. Перспектива войти в партию, способную статьправящей, оказалась привлекательной и для политиков так называемых партийсреднего пути — ПДС, СДС, Комэйто. Одновременновыявилось намерение тех и других отсечь левые силы от участия в планируемомобъединении. Развитию событий по такому сценарию способствовала «политическаяреформа» — принятие при первом коалиционном правлении группы законов,касающихся избирательной системы и финансирования деятельности партий. Этизаконы, по существу, поощряли, стимулировали укрупнение, слияние партий,оставляя силам, не участвующим в таком процессе, мало шансов на сохранение ихпарламентских позиций.
В 1993 г. пришел конец сохранявшейся в течение 38лет политической «системе 1955 года». Началась и продолжается до сих порнепрерывная перегруппировка политических сил. Летом 1993 г. сформировалось семипартийное коалиционное правительство во главе с лидеромЯпонской новой партии М. Хосокава, которого вочередном коалиционном правительстве сменил лидер Партии обновления Ц. Хата.Годом позже возникла новая, необычная правящая коалиция, в которой сталисотрудничать прежде непримиримые противники — СПЯ и ЛДП, а также небольшаяНовая партия Сакигакэ. Это правительство возглавилсоциалист Т. МураЯма.
В декабре 1994 г. из партий «среднего пути» ивыходцев из ЛДП родилась Партия новых рубежей (ПНР). Ее образование сталосерьезной заявкой на ускоренное продвижение к формированию двухпартийнойсистемы, притом в варианте, когда соперничать за власть смогут лишь малоразличающиеся между собой консерваторы и неоконсерваторы,поскольку руководящую роль в ПНР взяли на себя бывшие либерал-демократы.Естественно, что такой поворот не мог не обеспокоить прежде всего СПЯ. В случаедальнейшего упрочения влияния ПНР социалисты оттеснялись на задворкиполитической жизни. Вместе с тем настороженность в отношении перспективдвухпартийной системы испытывали несравненно более широкие круги японскойобщественности, видя в ней существенную угрозу партийному плюрализму какважному достижению демократии. На этой почве возникла еще одна концепцияполитической перестройки, предусматривающая создание «третьего полюса», «новойпартии», объединяющей широкий спектр политических и общественных теченийдемократической и либеральной ориентации. Попытка претворить эту концепцию вжизнь путем идеологической и организационной трансформации СПЯ в «либерально-социалистическуюпартию» успехом не увенчалась. Ее результатом стало лишь переименование вянваре 1996 г., СПЯ в Социал-демократическую партию (СДП). Несколько позже, всентябре 1996 г,. появилась Демократическая партия, в которую вошли каклиберальные политики из Новой партии Сакигакэ, так изначительная часть депутатов парламента, покинувших СДП.
Прошедшие в 1996 г. по новой избирательной системевыборы палаты представителей улучшили положение ЛДП в парламенте, ее лидерывновь возглавили кабинет министров. СДП потерпела сокрушительное поражение, авновь созданная Демократическая партия закрепилась по представленностив парламенте на третьем, после ЛДП и ПНР, месте. В дальнейшем выявиласьнежизненность ПНР как конгломерата парламентариев разной политическойориентации. Эта партия в декабре 1997 г. развалилась. Большая часть ееполитиков в конце концов влилась в 1998 г. в Демократическую партию, следствиемчего стало ее превращение в главную силу оппозиции, резкое усиление в ееруководстве позиций консерваторов, в свое время покинувших ЛДП. Еще одна частьдепутатов парламента развалившейся ПНР воссоздала в ноябре 1998 г. Комэйто. Наконец, правое крыло ПНР, парламентарии с неолиберальными взглядами, образовали Либеральную партию.
В конце 90-х гг. некоторое преимущество в парламентеостается за либерал-демократами. Но они, не сумеввосстановить желаемого большинства, вынуждены искать сотрудничества с другимипартиями. И поэтому учрежденное в 1998 г. единоличное правительство ЛДП было в1999 г. последовательно реорганизовано в правительство коалиционное, сначала всоюзе с Либеральной партией, а к осени того же года и с Комэйто.
Перестройка японских политических сил, в стороне откоторой остались только коммунисты, будет, вероятно, иметь дальнейшеепродолжение. До сих пор главными ее действующими лицами были депутатыпарламента. Быстротечное появление новых, роспуск старых партий, разъединения ислияния до сих пор проходили преимущественно в форме перетасовки парламентскихфракций, когда мнением рядовых членов партий мало интересовались, а поведениесамих парламентариев чаще всего определялось не их мировоззрением иполитическими убеждениями, а возможностями повысить шансы на участие вполитических играх. Не случайно одним из последствий произошедших перемен сталазначительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Этидве характерные черты нынешней политической перестройки не способствуютрассеиванию недоверия избирателей к партиям и являются причиной сохраняющегосяпассивного отношения многих японцев к парламентским выборам.
К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметнуюроль играют шесть крупных политических партий: Либерально-демократическаяпартия, Демократическая партия, Комэйто, Либеральнаяпартия, Коммунистическая партия Японии и Социал-демократическая партия.

Внешняя политика Японии
1. Некоторые исторические ретроспекции.

В течение длительного исторического периода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи [только] с этими странами. В XV-XVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейской цивилизацией. Однако в начале XVII в. сёгунат Токугава, превративший страну в единое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия в отношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны. Было запрещено христианство, полностью запрещены любые контакты и торговля с другими странами за исключением Голландии и Китая. Самоизоляция Японии продолжалась более 200 лет.
Около 150 лет тому назад самоизоляция Японии закончилась, и она вновь распахнула двери для других стран: Америки, России, Англии, Франции и других. В тот период колонизация Азии была в полном разгаре. Для того, чтобы избежать колонизации Японии, а затем разорвать неравноправные договоры, заключенные с другими странами в момент «открытия» страны, и стать в один ряд со странами Европы и Америки, правительство Мэйдзи провозгласило политику «богатая страна, сильная армия», которую затем неуклонно проводило. Необходимо было перенимать у Европы и Америки юридические и научные знания, технологии, быстрыми темпами развивать промышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство Мэйдзи в этом преуспело. После победы в войнах с Китаем и Россией в Японии подняли голову национализм и милитаризм. Япония сама вступила в империалистическое противоборство мировых держав, колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом пришла к участию во Второй мировой войне. В результате Япония оккупировала большие территории в Юго-Восточной Азии и принесла азиатским народам огромные страдания и человеческие жертвы.
 
Да и сама Япония потеряла три миллиона человек, а ее города Хиросима и Нагасаки единственными в мире были подвергнуты атомной бомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище. Проиграв войну, Япония впервые за 2000 лет своей истории подверглась оккупации Союзных держав. Для японского народа это явилось колоссальным потрясением.
Двусторонним отношениям Японии с Россией также был нанесен большой вред в ходе этих ста лет империалистического соперничества.
Испытав весь ужас поражения в войне, Япония приняла не имеющую в мире аналогов конституцию, которая запрещает войну как средство национальной политики. Японцы решили сохранить лишь [минимальные] средства самообороны, а в том, что касается обеспечения нашей безопасности, положиться на японо-американский договор безопасности. Мы решительно отвергли путь ремилитаризации и твердо стали на путь восстановления страны и развития ее экономики.

2. Послевоенное экономическое развитие.

 На момент окончания войны в 1945 году четверть национального богатства страны была уничтожена, производство упало до уровня 1935 года. Оккупационные силы, которые находились под американским командованием, наряду с демилитаризацией принудили Японию к проведению земельной реформы, роспуску финансово-промышленных олигархических групп «дзайбацу», либерализации рабочего движения и другим демократическим преобразованиям. Таким образом в японском обществе происходили реформы, основанные на принципах демократии «по-американски». Обязательное образование также было повышено с 6 до 9 лет. Все это затем оказало большое воздействие на ход развития страны. Это было своего рода революцией и послужило основой, на которой стал возможен быстрый рост японской экономики после войны.
Благодаря широкой помощи США, передаче ими Японии технологий, а также открытию для японцев их колоссального рынка, в 50-е и 60-е годы Япония смогла добиться ускоренных темпов роста экономики. Кроме того, обострение холодной войны сделало практически неизбежным возрождение Японии в качестве оплота свободной экономики. Вдобавок война в Корее породила колоссальный спрос на поставки для американских войск, и это также повлекло за собой быстрое расширение производства в Японии.
В 1960 году Япония поставила целью удвоение национального дохода, а успех Олимпийских игр в Токио в 1964 году вызвал в Японии настоящий экономический бум. В тот период Япония, получив кредит Мирового банка, начала строительство скоростной железной дороги «Синкансэн» и сети скоростных автодорог. С 1960 по 1970 год экономический рост в Японии составлял в среднем более 10 процентов в год.
Нефтяной кризис 1973 года тяжело отозвался в Японии. Из-за резкого скачка цен на нефть в 1974 году в японской экономике был впервые после войны зарегистрирован отрицательный рост — минус ноль целых две десятых процента. Однако, благодаря жесткой политике экономии энергии и революционным технологиям, а также всеобъемлющей реформе экономической структуры, японская экономика вышла из нефтяного кризиса, обладая еще более могучей конкурентоспособностью. Вот один пример: мировые рынки оказались завоеваны экономичными малолитражными автомобилями, которые стали фундаментом сегодняшней мощной автомобильной промышленности Японии. После первого нефтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3 целых и 7 десятых процента в год.
В 1985 году было принято известное соглашение в отеле «Плаза», с которого началось резкое повышение стоимости иены. Из-за этого резко выросли себестоимость внутреннего производства и, соответственно, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские компании ответили тем, что стали переносить свою производственную базу в страны Азии, направив туда крупномасштабные инвестиции. Сложилась ситуация, когда трудоемкие производства оказались выведены за рубежи Японии, а в ней самой остались главным образом высокотехнологичные производства. Таким образом получилось, что своими инвестициями и передачей технологии странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической оснащенности этих стран и в осуществление их быстрой индустриализации.
Вот каким путем Япония выросла в мировую экономическую державу. В 1950 году доля Японии в мировом ВНП не превышала одного процента, а на долю США приходилось 50 процентов. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43 процента мирового ВНП, причем Япония обеспечивает из них 17 процентов и США — 26 процентов. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долларов и уже более четырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан находятся финансовые средства на сумму около десяти триллионов долларов. Ежегодно Япония направляет на официальную правительственную помощь развитию других стран, ОПР, свыше одиннадцати миллиардов долларов и вот уже несколько лет является крупнейшим мировым донором в деле помощи другим странам, который вносит большой вклад в экономику развивающихся стран. Кроме того, Япония способствует и обеспечению стабильности всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и в Международный валютный фонд одни из самых крупных.

3. Необходимость для Японии играть политическую роль [в мире].

По мере приближения к концу 20 века мировой порядок претерпел кардинальные изменения. Закончилась холодная война и кануло в прошлое противостояние Востока и Запада. В условиях постепенного формирования нового мирового порядка окрепли голоса тех, кто требовал от Японии играть такую политическую роль, которая соответствовала бы ее экономической мощи. Этот вызов зазвучал особенно остро в ходе войны в Персидском заливе, случившейся сразу после окончания холодной войны.
Как я уже написал выше, в Японии принята мирная конституция, и, согласно ей, страна твердо придерживается трех безъядерных принципов, придает важное значение нераспространению ядерного оружия и в принципе не экспортирует вооружения и военные технологии. В ходе войны в Персидском заливе многонациональные силы пытались сдержать агрессию Ирака против Кувейта, и в тот момент от Японии потребовалось внести и свою лепту. После войны в условиях существования мирной конституции в Японии воцарились пацифистские воззрения, и направление сил самообороны за рубеж было табу. Не имея возможности внести свой вклад в форме направления в район боевых действий организованного людского контингента, Япония приняла решение сделать взнос в сумме тринадцати миллиардов долларов на покрытие расходов по сдерживанию агрессии и на оказание помощи странам, граничащим с районом боевых действий. Это была совсем не малая сумма. Получалось, что все население Японии, включая грудных младенцев, выделило более чем по сто долларов с человека. Однако на нее обрушились с критикой, назвав это «чековой дипломатией» и заявив, что Япония сидит сложа руки и откупается деньгами в то время, как молодые парни из других стран проливают кровь и пот в песках пустыни. Для японского народа это явилось настоящим шоком.
В связи с этим в парламенте началось серьезное обсуждение вопроса об участии сил самообороны Японии в деятельности ООН по поддержанию мира. В результате острых и напряженных дебатов был принят закон об участии в международной миротворческой деятельности. После этого Япония стала направлять контингенты своих Сил самообороны в состав миротворческих сил ООН в Камбодже, Мозамбике и на Голанских высотах, а также с гуманитарной и спасательной миссией в Заир и другие страны.
В период холодной войны Япония находилась между молотом и наковальней противостояния Востока и Запада, так что дипломатия ее бывала поневоле пассивной, [дипломатией по доверенности]. Когда же холодная война кончилась, в самой Японии поняли, что возможности для самостоятельной внешнеполитической деятельности расширились. В прошлом при решении глобальных проблем на первый план по своему значению всегда выходили военные вопросы. Теперь же многие проблемы, которые по своему характеру являются глобальными, необходимо решать не с помощью военной силы, а с помощью силы экономики, различных технологий, а для этого требуются разнообразные «ноу-хау», «софты» и тому подобное. В этой области Япония активно вносит свой вклад. Кроме того, чрезвычайно велика финансовая доля участия Японии во многих международных организациях, например, ее взнос в бюджет ООН составляет 15 процентов, а в 2000 году превысит 20. Япония хочет действовать в области укрепления мира и стабильности, развития и решения новых задач, обладая таким голосом в международных организациях, который соответствовал бы ее финансовому вкладу.

4. Система современной внешней политики Японии.

Во внешнеполитическом ведомстве Японии выделяют шесть особенностей современной международной ситуации. (Согласно «Голубой книги дипломатии Японии» за 1996 год.)
Во-первых, это глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества.
Складывающиеся под воздействием внешней торговли и инвестиций единые рынки, взрывоподобное развитие средств связи, информации, транспорта делают наш мир все более тесным. Наряду с этим в экономической, военной областях, в области обеспечения безопасности и многих других углубляются отношения между различными субъектами, которые в этих областях действуют. Например, резко увеличивается доля внешней торговли во всем объеме валового внутреннего продукта, ВВП, производимого в мире: в 1970 году она составляла около 18 процентов, в 1980 — 32 процента, в 1995 — около сорока.
Глобализация и взаимозависимость означают, что, с одной стороны, повышается уровень жизни людей, а, с другой стороны, возрастает конкуренция, не признающая национальных границ. Очень важно определить, каким образом обратить этот процесс на пользу и процветания человечества.
Япония умело использовала процесс глобализации. Как я уже написал выше, с 1985 года из-за роста иены Япония стала переводить свои производства в азиатские и другие страны. Таким образом, наряду с помощью в экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики. Одновременно в Японии отказываются от излишних административных норм и ограничений и проводят разнообразные реформы. Тем самым мы готовимся к выживанию в эпоху «великой конкуренции».
Второй особенностью является то, что, благодаря окончанию холодной войны и краху коммунизма как чуждой идеологии, принципы свободы, демократии, рыночной экономики нашли еще большее распространение среди людей и еще глубже проникли в их сознание. Для того, чтобы система рыночной экономики могла беспрепятственно функционировать, необходима прочная основа в виде системы, гарантирующей, помимо прочего, право частной собственности и свободные права [граждан]. Это — неотъемлемое условие для торжества свободы и демократии. В каждой стране процесс внедрения такой системы и ее закрепления идет по-своему. Однако в попытках внедрения и укрепления такой системы следует быть осторожным, чтобы неумелыми действиями не вызвать нежелательную реакцию.
Что касается Японии, то она будет оказывать еще большую помощь тем странам, которые заново переходят на путь демократии и рыночной экономики.
В качестве третьей особенности укажу на многослойный и многогранный характер структуры международной политики. Структура периода холодной войны была двухполюсной, где полюсами были США и СССР. Сегодня же мировая структура слишком сложна и многообразна, чтобы ее можно было оценить единой формулой многополюсного общества. Сегодня в международном сообществе одновременно действуют по крайней мере четыре категории структур различного уровня. Первая — это структуры глобального порядка: такие как ООН, Всемирная торговая организация или ВТО, «Большая восьмерка», ОЭСР. Вторая категория — это АТЭС, Региональный форум АСЕАН, Европейский союз, НАТО, ОБСЕ, Ассоциация свободной торговли Северной Америки или НАФТА и другие структуры регионального уровня. Третья — это структуры межрегионального сотрудничества типа Встреч Азии и Европы (ASEM) или Новой повестки дня для Атлантического океана. Наконец, четвертая категория структур — двустороннее сотрудничество, такое, как у Японии и США. Все эти структуры функционируют, наслаиваясь, переплетаясь и дополняя друг друга. В ходе этого ведущие державы, которые обладали мощью, превышавшей определенный уровень, постепенно договариваются между собой и вырабатывают систему, которая возьмет на себя ведущую роль в построении и поддержании [международного] порядка. С этой точки зрения представляются весьма важными подписание договора о сотрудничестве России и НАТО и вступление России в АТЭС. Не меньшее значение имеют и подтверждение Японией и США важности их двусторонней системы обеспечения безопасности, а также Красноярская договоренность Японии и России о приложении ими усилий к полной нормализации их двусторонних отношений.
Четвертая особенность — это тот факт, что качественно и количественно растет внимание к так называемым «проблемам глобального характера». Четкого определения этого термина не существует. Однако все эти глобальные проблемы объединяет одно качество: их воздействие сказывается повсеместно на планете либо на достаточно обширных территориях, и для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся: потепление земного климата и другие мировые экологические проблемы, СПИД и другие новые эпидемические заболевания,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.