ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
ПлашкоР.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализациясемейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитациинаркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи вреабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R.,1988).
Дляразработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимогоподростка, необходимо исследование содержания и социально-психологическихмеханизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучениеспецифики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях(РДО).
Предполагается,что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в средеподростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы наотношение человека к наркотикам.
Длядостижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристикисфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системеотношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определеныследующие сферы:
1.Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2.Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3.Сфера общения, социальных отношений.
4.Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям иситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5.Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению иповедению других людей.
6.Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающегомира.
Испытуемымивыступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подростковоговрача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальнаягруппа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г.Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек.Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22юношей и 26 девушек.
Использовалиськонстатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирическогометода использованы: для исследования личностных особенностей подростков всфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С.Спиваковской — перспективные рисунки «Я» и «Каким я хочубыть» («Я — реальное», «Я — идеальное» и модифицированныеварианты методики Дембо-Рубинштейна).
Дляизучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методикиДембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мывыбрали, более общую шкалу — «плохой» — «хороший».
Дляисследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мыиспользовали методики «Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми» и«Изучение мотивов поведения в ситуации выбора», разработанные Ю.А.Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Длядиагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью,определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовалиметод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и натренинговых занятиях у психотерапевта.
Длядиагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношенийиспользовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля.Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленностьподростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, атакже их восприятие отношений в семье.
Дляисследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков,как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста — ассоциацииизображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностейиспользовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходенаблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональныереакции. В качестве дополнительного источника информации использовалисьанамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Длядиагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методынаблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ поведения.Таким образом, в результате сравнительного исследования личностныхособенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделеныспецифические характеристики личностного развития наркозависимых подростков исоциально-психологические механизмы их формирования, содержание которыхпредставлено в выводах:
1.Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков- является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативногосамоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия свзрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения сосверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозусамооценке подростка.
2.Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическиммеханизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего всоциальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативныхотношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и егостремлением к лидерству в группе.
3.Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка являетсяусиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующихвоздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования вфрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структурнаркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия совзрослыми.
Входе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений всемьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членовсемьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методиканаписания проективного сочинения «Я и моя семья», а также проективныйрисунок «Я и моя семья». При изучении вопросов, связанных сособенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседыи взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационныеситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовалимодифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым предлагалосьвыполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать«угадать» ответы своего супруга. Проведенное исследование выявилоспецифику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимыхподростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1.Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкойструктурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению ссемьями здоровых детей.
2.Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитныхтенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждениесуществующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейнойструктуры.
3.В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективномвосприятии семьи между детьми и родителями «тенденция идеализации»или «тенденция отрицания». Это подтверждает вывод о существовании иусилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4.В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации.Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям иждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности заразрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливаетдеструктивный тип развития семьи.
5.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимыхподростков по параметру «конструктивность – деструктивность отношений».Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимыхподростков по параметру «здоровый образ жизни», с чем связано снижениекритичности оценки наркомании, как явления.
Полученныев исследовании данные могут быть использованы для осуществленияиндивидуального и дифференцированного подхода к наркозависимым подросткам врамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершеннолетних и оказания импсихосоциальной и медикосоциальной помощи
Списоклитературы.
1.Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: ПитерКом, 1999.
2.Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивнымивеществами в подростковом возрасте. — СПб.: Алетейя, 2006.
3.МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО — F99) / (КлассV МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
4.Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам.Женева: ВОЗ. 1996.
5.Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
6.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.:Издательство«Питер»,2005.
7.Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention inand out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 ANDaspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli — 6 Aug.Abstr. — Lausanne. 1988. Р. 270.