Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
ПлашкоР.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализациясемейных отношений является одной из самых важ­нейших задач реабилитациинаркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи вреабилитационный процесс, в 2-3 раза по­вышает его эффективность (Meyenberg R.,1988).
Дляразработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимогоподростка, необходимо исследование содержания и соци­ально-психологическихмеханизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучениеспецифики структуры внутрисемейных и ро­дительско-детских отношений в их семьях(РДО).
Предполагается,что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в средеподростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы наотношение человека к наркотикам.
Длядостижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристикисфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системеотношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определеныследующие сферы:
1.Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2.Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим опреде­ленное поведение.
3.Сфера общения, социальных отношений.
4.Сфера психологической защиты, особенности отношения к травми­рующим событиям иситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5.Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному по­ведению иповедению других людей.
6.Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлени­ям окружающегомира.
Испытуемымивыступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подростковоговрача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальнаягруппа) и 14-16 летние учащиеся средней об­щеобразовательной школы N 40 г.Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек.Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22юношей и 26 девушек.
Использовалиськонстатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирическогометода использованы: для исследования личност­ных особенностей подростков всфере самосознания и са­моотношения блок методик разработанных А.С.Спиваковской — перспектив­ные рисунки «Я» и  «Каким я хочубыть» («Я — реальное», «Я — идеальное» и модифицированныеварианты методики Дембо-Рубинштейна).
Дляизучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методикиДембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мывыбрали, более общую шкалу — «плохой» — «хо­роший».
Дляисследования особенностей развития мотивационной сферы под­ростков мыиспользовали методики «Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми» и«Изучение мотивов поведения в ситуации выбора», разрабо­танные Ю.А.Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Длядиагностики коммуникативных навыков подростка с наркозави­симостью,определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовалиметод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и натренинговых занятиях у психотерапевта.
Длядиагностики личностных особенностей подростков в сфере соци­альных отношенийиспользовалась проективная психодиагностическая мето­дика Рене-Жиля.Посредством ее применения планировалось оценить соци­альную приспособленностьподростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, атакже их восприятие отношений в семье.
Дляисследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие си­туации подростков,как формы проявления их защитных механизмов, ис­пользовался вариант теста — ассоциацииизображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностейиспользовались результаты ин­терпретации проективных рисунков, в ходенаблюдения за общением нарко­зависимых подростков отмечались их эмоциональныереакции. В качестве дополнительного источника информации использовалисьанамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Длядиагностики развития морально-волевых качеств подростков ис­пользовались методынаблюдения и беседы, касающейся осознания под­ростком нравственных основ поведения.Таким образом, в результате срав­нительного исследования личностныхособенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделеныспецифические характеристики лично­стного развития наркозависимых подростков исоциально-психологические механизмы их формирования, содержание которыхпредставлено в выводах:
1.Основным механизмом развития личностных изменений у наркоза­висимых подростков- является социальное сравнение. Оно определяет фор­мирование негативногосамоотношения, преобладание эмоциональной на­правленности взаимодействия свзрослыми вследствие осознания соб­ственной неполноценности в ходе общения сосверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозусамооценке подростка.
2.Формирование самоотношения в структуре личности определяется со­циально-психологическиммеханизмом компенсации чувства неудовле­творенности собой, возникающего всоциальном взаимодействии. Он реа­лизуется путем активизации коммуникативныхотношений, что находит вы­ражение в связи между самооценкой подростка и егостремлением к ли­дерству в группе.
 3.Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка являетсяусиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующихвоздействий, а также в реализации эго­защитного типа реагирования вфрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структурнаркозависимых подростков, а также особен­ности мотивации их взаимодействия совзрослыми.
 Входе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений всемьях наркозависимых подростков изучалась структура пред­ставлений членовсемьи друг о друге и о семье в целом, для этого ис­пользовалась методиканаписания проективного сочинения «Я и моя семья», а также проективныйрисунок «Я и моя семья». При изучении вопросов, свя­занных сособенностями межличностной коммуникации в семье был исполь­зован метод беседыи взрослый вариант методики изучения способов реаги­рования на фрустрационныеситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовалимодифицированный вариант методи­ки Розенцвейга. Испытуемым предлагалосьвыполнить задания, отвечая сна­чала за себя, а затем попробовать«угадать» ответы своего супруга. Прове­денное исследование выявилоспецифику развития структуры и взаимоотно­шений в семьях наркозависимыхподростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1.Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференциро­ванностью и низкойструктурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению ссемьями здоровых детей.
2.Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие за­щитныхтенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсу­ждениесуществующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным ти­пом семейнойструктуры.
3.В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъ­ективномвосприятии семьи между детьми и родителями «тенденция идеа­лизации»или «тенденция отрицания». Это подтверждает вывод о сущест­вовании иусилении защитных механизмов в семьях наркозависимых под­ростков.
4.В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации.Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеоб­винительным реакциям иждут разрешения конфликтов от других людей. От­сутствие ответственности заразрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливаетдеструктивный тип развития семьи.
5.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко­зависимыхподростков по параметру «конструктивность – деструктивность отношений».Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко­зависимыхподростков по параметру «здоровый образ жизни», с чем связано снижениекритичности оценки наркомании, как явления.
Полученныев исследовании данные могут быть использованы для осуще­ствленияиндивидуального и дифференцированного подхода к наркозависи­мым подросткам врамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершен­нолетних и оказания импсихосоциальной и медикосоциальной помощи

Списоклитературы.
    1.Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: ПитерКом, 1999.
    2.Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактив­нымивеществами в подростковом возрасте. — СПб.: Алетейя, 2006.
    3.МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО — F99) / (КлассV МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
    4.Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам.Женева: ВОЗ. 1996.
    5.Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
    6.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.:Издательство«Питер»,2005.
7.Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention inand out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 ANDaspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli — 6 Aug.Abstr. — Lausanne. 1988. Р. 270.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Julius Caesar And Marcus Brutus Essay Research
Реферат Великий график Добужинский М.В.
Реферат Проект механического цеха
Реферат Пётр III
Реферат Leaps Of Faith Essay Research Paper Leaps
Реферат Професійна етика аудитора, його права і обов’язки
Реферат Внесок українських економістів у розвиток політичної економії
Реферат Flaws Of The Death Penalty Essay Research
Реферат Школа права Новой Англии
Реферат Підготовка населення по захисту від зброї масового ураження
Реферат Рациональное распределение ресурсов как один из важнейших аспектов системы финансового менеджмента (на примере кредитно-инвестиционного обеспечения коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов)
Реферат «Новые» религии
Реферат Основные алгоритмические конструкции и соответствующие им конструкции языка программирования QBasic
Реферат Выдающиеся открытия и изобретения ХХ века
Реферат Питательная ценность топинамбура