Реферат по предмету "Искусство"


Великий график Добужинский М.В.

1. Введение. Обзор литературы. Добужинский вступил в искусство в период величайших сдвигов в социальной жизни,науки, философии, культуре. Его творчество навсегда остается связанным с глубокимпереломом в сознании человека, совершившимся под влиянием этих перемен.Его искусству, всегда идущему от культуры, связанному с современностьюв большей степени, чем творчество других художников. Миру искусства свойственнычерты романтического сознания.

Поэтическое и одухотворенное, символико-синтетическоепо методу, оно проникнуто любовью к таинственному и фантастическому, к старине,средневековью.Как все романтики, Добужинский мечтает о преобразовании жизни искусством.Более, чем все художники его круга, он устремлен в будущее. Более, чем они, чутокк новым движениям в искусстве.

Тем не менее, в лучших своих работах он остаетсямастером рубежа веков, и основным импульсом его творчества является романтическоеощущение кризисности действительности 1 .Это самое романтическое ощущение кризисности действительности, так или иначеотмечаемое критиками, более всего проявляется, пожалуй, в жанре городского пейзажа,столь любимого Добужинским. Особое место в творчестве художника занимает

Санкт-Петербург именно этой теме будет посвящена эта работа .Вообще, говорить о городском пейзаже в творчестве Добужинского значит говоритьо его творчестве в целом. Ведь занимается ли он книжкой, или станковой графикой,живописью или театрально-декорационным искусством, тема Города с большой буквы красной нитью проходит через все его творчество. И этот факт, безусловно, не могбыть не отражен в критической литературе, посвященной художнику.

О Добужинском начинают писать уже в первые два десятилетия нашего века. Какправило, это статьи, так или иначе освещающие графику или сценографию художника реже посвященные какому-либо его произведению.Как и следовало предполагать, вышеупомянутая критическая литература в большинствесвоем, еще не претендует на какое-либо обобщение художественной деятельности Добужинского как исключение можно, пожалуй, упомянуть статью

Врангеля 2 , делающегопопытку объединить станковое искусство и книжную графику художника .По прошествии некоторого времени появляются более значительные труды, посвященныеДобужинскому, опубликованные уже после революции 1917-го года. Среди них не толькостатьи, но и отдельные книги отметим особо работу Э.Ф. Голлербаха Рисунки М. Добужинского ,С.К. Маковского Графика М.В. Добужинского , а также альбом автолитографий

Добужинского Петербург в 1921 году со вступительной статьей С.П. Яремича . Однако, по словамГ.И. Чугунова все вышеперечисленные труды Хоть и представляют собой интересныеисследования, без которых нельзя обойтись при изучении творчества художника, нозатрагивают лишь отдельные стороны его творческой деятельности и не претендуют наее обобщение 3 .С середины 1920-х годов литература о художнике ограничивается, по существу,рассказами лишь о рисунке

и графике, что впоследствии приведет к ошибочному представлениюо творчестве Добужинского, которого стали считать, главным образом, книжным графиком безусловно, книжная графика занимала далеко не последнее место в творчестве Добужинского,однако, следует отметить, что именно с середины 1920-х годов он не мог с прежнейинтенсивностью заниматься станковым искусством и книжной графикой и вынужден былстать, в основном, театральным художником 4 .

В 1960-х годах интерес к творчеству Добужинского вспыхивает с новой силой.В печати начинают появляться новые и новые статьи, посвященные книжной и станковойграфике художника, а также его театральным работам не последнюю роль в возобновленииинтереса к творчеству Добужинского сыграло открытие выставки, на которой были представленытеатральные, станковые и книжные работы художника .Важно и то, что именно в этот период времени появляются первые попытки датьбелее или

менее убедительные характеристики творчества Добужинского в этом отношениивесьма показательна статья В.Н. Петрова, рассматривающего деятельность художника1900-1910-х годов в общем контексте деятельности Мира искусства .После уже упоминавшейся выставки 1966 года, проходившей в залах Научно-исследовательскогомузея Академии художеств, в 1975 году открывается новая, более обширная выставкапроизведений Добужинского, на этот раз в Третьяковской галерее.Открытие выставки повлекло за собой очередную волну

публикаций о творчествехудожника. Это, как и прежде, работы о книжной графике и сценографии однако, следуетобратить внимание на принципиально новые исследования о деятельности Мира искусства ,в которых Добужинскому отводится особая роль главным образом это касается его театрально-декорационногоискусства .Что же касается крупных публикаций последнего времени, то здесь хотелось быотметить, в первую очередь, труды А.П.Гусаровой под ее редакцией в 1982 году вышелальбом

М. Добужинский. Живопись. Графика. Театр , содержащий вдумчивый подробныйанализ творчества художника во всех сферах его деятельности, а также, снабженныйобширным иллюстрированным материалом , и Г.И. Чугунова, о работах которого следовалобы сказать особо.Дело в том, что на сегодняшний день Чугунов, по большому счету, единственныйотечественный исследователь, столь подробно осветивший творчество Добужинского.

Его перу принадлежат две монографии, являющиеся, по словам самого автора - первымпримером и опытом обобщения творческого наследия Добужинского периода его деятельностив России и Литве и которые должны способствовать созданию верного взгляда наего искусство 5 .Кроме вышеупомянутых монографий, Чугунов является автором целого ряда статей,посвященным отдельным проблемам в творчестве художника.Как бы то ни было, практически во всей критической литературе, посвященнойДобужинскому

авторы отмечают особую любовь его к городскому пейзажу, и, в первуюочередь, пейзажу Петербурга. Как наиболее удачный пример такого рода публикацийможно привести статью М.Г Некигодовой об особенностях художественного образа уМ.В. Добужинского , опубликованную в сборнике статей Русское искусство Нового времени .Любовь к Петербургу, которую

Добужинский пронес через всю свою жизнь и котораяотразилась во всех сферах его художественной деятельности, безусловно не могла бытьне замечена критиками. Не случайно они называют Добужинского прежде всего изобразителемгорода 6 . Города гримас и курьезов , гримас и улыбок 7 , превратившегосяв совершенно особый, ранее никем не виденный город Добужинского 8 , о котором,собственно, и пойдет речь в дальнейшей работе.Глава 1.Санкт-Петербургв станковой графике

М.В. Добужинского. Санкт-Петербург всегда привлекал внимание писателей, поэтов, художников. Привлекалсвоей таинственностью, романтической заколдованностью, ни с чем не схожей красотой.Вообще, Санкт-Петербург в искусстве изобразительном, поэтическом ли особая обширнаятема, требующая отдельного обстоятельного разговора.В настоящей же работе речь пойдет об образе Петербурга в творчестве одноголишь художника, но художника, посвятившего этой теме всю свою жизнь.

По словам Чугунова нет никого среди русских художников, в творческой судьбе которого этот городиграл бы такую огромную, во многом определяющую роль 9 . Сильные,зачастую противоречивые чувства к Петербургу владели художником с детства и до смерти.Как писал сам Добужинский В ранней юности, когда наступила моя первая идолгая разлука с Петербургом, у меня все время длилась томительная тоска по нем настоящая ностальгия, и я мечтал о жизни

в Петербурге, как о счастье, и если тудапопадал ненадолго это был настоящий праздник. Моя длительная тяга в обетованнуюземлю была совершенно романтическим чувством, и конечно, имела большое значениев моем духовном росте 10 .Чтобы понять всю принципиальную новизну, которой отличались городские пейзажиДобужинского, необходимо обратиться к истории городского пейзажа как такового, проследить,в общих чертах его эволюцию. В частности, этому вопросу уделяет внимание в своейкниге

Гусарова Этот жанр городского пейзажа прим. автора , возникший в русскомискусстве в конце 18-го начале 19-го веков, был почти забыт передвижниками, тяготевшимик деревенской теме. В их бытовых картинах городской пейзаж чаще всего не претендуетна самостоятельную значимость 11 . Этоявление абсолютно закономерно и оправдано ведь передвижников интересует, преждевсего, человек, причем, человек обделенный, обездоленный, жалкий. И, таким образом,городской пейзаж, действительно скорее служит

только фоном, на котором художникомпоказана безысходность народной доли 12 . Именнопоэтому мы видим в картинах передвижников бесчисленную унылую череду тюрем, приютов,ночлежек и кабаков.Однако, постепенно, со временем, жанр городского пейзажа претерпевает существенныеизменения, рождая новый образ города. Образ этот возникает в 1880-х годах в картинахВ.И. Сурикова Утро стрелецкой казни и Боярыня Морозова .

Город, старая Москва становится здесь ареной истории, воплощением поэтическойстихии народной души, воспринятой через фольклор, русский эпос. В.И. Суриков и А.М.Васнецов могут быть названы родоначальниками того направления в московской живописиконца 19-го начала 20-го веков, которое в исторических картинах или пейзажах старыхрусских городов воспевает красоту древнерусского зодчества, народных обычаев, костюмов,утверждая эстетическую ценность, духовную значимость, национальную

самобытностьдопетровского этапа развития России 13 . Следующая страница в истории городского пейзажа связана с принципиально новымизображением города художниками объединения Мир искусства . Особое место в творчествемирискуссников занимал Петербург, в первую очередь, как символ единения русскойи западноевропейской культуры возрождение же интереса к нему было равносильно отказу от славянофильских пеленок 14 .

Петербургмирискуссников возникает как антитеза сусально-пряничной Москве. Петербургскиеработы Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой линейно стилизованные, в отличиеот живописно-стихийных тинэрных работ москвичей, воссоздают стройный, строгий образгорода Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен 15 .Как известно, Добужинский сближается с Миром искусства в начале 20 века,т.е. именно в тот период, когда

идет подготовка к празднованию 200-летия Петербурга,и его новые друзья мирискуссники весьма активно готовятся вести кампанию по прославлениюи защите старого города.Сам Добужинский вспоминает о них все они были проникнуты грустно-ироническимиили просто умиленным чувством к прошлому, трудно сказать почему, может быть, у однихсемейное предание, культ предков , у других жилка коллекционера и просто интересисторика, может быть и взаимное, так сказать, заражение 16 .

Таким образом, современный город в пейзажах мирискуссников, имеет главнымобразом, ретроспективный характер. И это, пожалуй, один из самых важных аспектов,отличающий город мирискуссников от города Добужинского.Художника захватывает иной Петербург. С самого начала 1901 год меня интересовалабольше всего изнанка города вспоминал Добужинский особенно она меня поразилапосле двухлетнего отсутствия за границей

Мюнхен , и я рисовал Питер , его уголки ,а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Этим занималась Остроумова,отчасти Бенуа и Лансере, и за парадный Петербург я взялся лишь по настоянию друзейи заказчиков , тоже довольно рано, с 1903-1904 года 17 .Итак, художника интересует именно Питер с его таинственными уголками, дворами-колодцами,тихими закоулками,

а не парадный Петербург мирискуссников тем не менее, объективностиради, следует отметить, что Добужинским были исполнены несколько серий графическихработ, изображающих историко-архитектурные памятники Петербурга. Это открытки, заказанныехудожнику благотворительной общиной так называемой общиной св. Евгении , работыдля неосуществленного, к сожалению, издания Петербург 1905 и серии школьныхкартин Кнебеля .Вообще, продолжая разговор о

Мире искусства , следовало бы отметить ту особуюпозицию, которую занимал в объединении Добужинский.Когда он с помощью И. Грабаря сблизился с членами общества мироискуссниками,объединение уже пользовалось в русском обществе некоторой популярностью и основноеядро его было уже сформировано. Таким образом, в большинстве литературы, посвященной Миру искусства , Добужинского называют представителем, так называемого, младшегопоколения объединения.

Безусловно значение Мира искусства оказалось чрезвычайно важным в процессехудожественного формирования Добужинского, однако даже испытывая определенное влияниеобъединения, художник всегда оставался абсолютно самостоятельным 18 . Этахудожественная самостоятельность Добужинского как уже было отмечено впервые проявиласьименно в городских пейзажах, обозначивших принципиальное различие во взгляде нагород. А поскольку жанр городского пейзажа в последствии становится для

Добужинскогоопределяющим, уже упомянутую абсолютную самостоятельность в изображении городаможно назвать своеобразной визитной карточкой мастера, собственно, его творческимметодом.Городские пейзажи Добужинского с самого момента их появления не могли не привлечьк себе всеобщего внимания для всех стало ясно в русское искусство вошел художникс сильным и самобытным личностным началом 19 .В 1902 году Добужинский исполняет Обводной канал в

Санкт-Петербурге , в следующемгоду Двор , в 1904 году садик в Петербурге и Уголок Петербурга , а в1905-1906 годах появляются одни из лучших работ этого плана Старый домик , Садикв городе , Окно парикмахерской и Домик в Петербурге .Все они отличались новой Петербургской сюжетикой, остротой образности и резкойподчеркнутостью выражения идеи 20 .Одной же из наиболее важных черт образного наполнения городских пейзажей

Добужинскогобыла их несомненная современность в отличие от ретроспективности, к которой тяготелив изображении мирискуссники .Как писал А.В. Луначарский С Добужинским мы в центре современности, и онумеет с победоносной силой сделать очевидным и живым для нашего чувства то, чтотеоретически признано разумом 21 . Однако,отличительная особенность нового образа города, созданного Добужинским, безусловно,не только в его современности.

Петербург, изображаемый художником, воплощает в себенекую общую идею города. В этом Добужинский близок литературным символистам серебряноговека вспомним Петербург в творчестве Блока, Брюсова, Белого .Вообще, исследователями не раз отмечалась связь творчества Добужинского слитературным символизмом в особенности с поэзией А. Блока . Тому примером следующаяцитата Произведения

Добужинского с изображением ночной улицы кажутся непосредственновзятыми из поэзии Блока. Мотив ночного Петербурга, неоднократно повторяющийся ухудожника в этом случае, по существу, является вариацией блоковского образа. Егоотличает предельная немногословность сюжета, в котором присутствует обязательныйкусок улицы со стеной дома, срезанной так, что не видно неба, с фонарем, какой-либовывеской и одиноко неясно-различимой фигурой, словно случайно попавшей в поле зренияхудожника.

При такой отстраненности каждая деталь изображения получает повышеннуюсмысловую нагрузку, способствуя экспрессивности образа в целом 22 .Склонность Добужинского к символизму появилась еще в мюнхенские годы и оказалосьне проходящим, близким его дарованию увлечением. Возможно, именно поэтому широкораспространившийся в русской литературе 20-го века символизм был так активно имвоспринят.Как и символистам, Добужинскому свойственно романтическое в своей основе стремлениек

постижению в интуитивно-лирическом переживании таинственной души мира, скрытойза его обыденной и, зачастую, пошлой оболочкой эти слова тем более справедливы,что, по словам самого художника, Петербург его до крайности угнетал иногда же,когда пошлость, казалось, как бы выползала из всех щелей, он его ненавидел и дажепереставал замечать его красоту 23 .Близка художнику и свойственная символизму поэтика намеков, аналогий, гротеска,контрастных сопоставлений,

разрушающих логику образов например, как лейтмотив черезвсе творчество Добужинского проходит изображение огромных домов, словно сжимающих,теснящих маленькие деревянные домики символ прежней жизни .Так же, как символисты, Добужинский заботится о повышении эмоциональной выразительностиязыка искусства, так же, как и они, стремится к музыкальному воздействию образа символисты считали музыку самым совершенным символом, поскольку она умеет внушитьсущность, не называя ее .

Добужинский постоянно ощущал присутствие тайны в мире и жизни и поэтому, чувствовал склонность к мистике 24 .Он выискивает гримасы и курьезы на улицах города, в природе, музеях. Егозаписные книжки, альбомы, полки полны зарисовок с натуры причудливой формы труб,фонарей, деревьев и пней, похожих очертаниями на какие-то странные существа. Собираетон и забавные тексты реклам, вывесок.Своеобразие мотивов, языка и мироощущения приводит к рождению

образа городаДобужинского . Это живой организм, в котором воедино слиты история и современность,быт и миф, умирающее и зарождающееся, высокое и пошлое, быт и фантастика проза ипоэзия словом, все те парадоксы, без которых немыслимо творчество Добужинского.Таким образом, город превращен художником в емкий символ, выражающий сложнуюжизнь человеческого духа, окрашенный мироощущением времени и вместе с тем несущийв себе вечные черты 25 .Однако, художник не сразу приходит к такому пониманию и изображению города в данном

случае имеется в виду именно Петербург . Вспомним ту серию открыток спетербургскими пейзажами, которую Добужинский выполнил для общины св. Евгении Фонтанка,Александрийский театр, Чернышев мост, Банковский мост Эти добросовестно выполненныехудожником пейзажи парадного Петербурга, в сущности, мало чем отличаются от работБенуа или

Остроумовой-Лебедевой. Отличие, пожалуй, лишь в тонкой, едва ощутимойиронии, рожденной отношением художника к такого рода слишком красивым пейзажам что в последствии станет одной из наиболее характерных черт всего творчества Добужинского .Первой работой, открывающей путь принципиально новому Петербургу, собственно, Петербургу Добужинского , можно считать Обводный канал в Санкт-Петербурге , написаннуюв 1902 году.

Город в этой работе лишен какой-либо парадности. Это Петербург тихой,обыденной жизни, Петербург мелкого чиновничества. Теплый колорит, мягкие формы снежныхсугробов на набережной создают ощущение тишины и спокойствия.Начиная именно с этого времени и особенно с конца 1903 года Петербург становитьсяглавным источником вдохновения

Добужинского, оставаясь таковым до конца дней художника.Искусство Добужинского чутко реагировало на все перемены, происходящие с городом,ведь Петербург являлся не только центром научной мысли, общественных и художественныхидей. Именно в Петербурге капитализм, интенсивно развивающийся в те годы, наиболеесильно отразился на всех сторонах жизни, обнажив и классовые противоречия. Эти противоречияк началу 20-века успели проявиться

и в облике города. Он быстро рос, возникновениеновых промышленных предприятий потребовало новой рабочей силы резко увеличилосьстроительство жилых зданий. Старые деревянные дома сносились и на их месте воздвигалисьдоходные дома с узкими окнами и тесными дворами. Петербург приобретал новую граньсвоего образа, который первым увидел и отразил Добужинский.Как уже говорилось, поймать образ нового Петербурга художнику удалось несразу. Он пробовал выразить свое ощущение города в изображении обычных

петербургскихвидов, которым старался придать характер мрачной настороженности и тревоги, но потерпелпоражение спокойная и ясная классическая архитектура не работала на образ, возникалдиссонанс, разрушалась цельность. Эта черта заметна в акварели Банковский мост 1902 и еще более ясно в листе Петербургский пейзаж 1902 .Стремясь к своей цели, Добужинский исполнил в 1902 году несколько рисунков,объектами которых были заводы с трубами, заборы, булыжные мостовые, но они оказывалисьбезликими, ибо

не несли в себе понятие Петербург что было для художника чрезвычайноважным .Лишь постепенно художник нашел необходимую натуру для создания образа новогогорода. Среди бесчисленных его черт он выбрал наиболее характерные, определяющие.Огромные унылые брандмауэры, дворы, заваленные дворами, бесконечные деревянные заборы,глухие стены со свежими неровными вертикальными полосами и вентиляционными решетками,зачастую похожими на тюремные.

Таким образом, рядовые, казалось бы, никем ранее не замеченные черты городаприобретают в творчестве Добужинского характер символичности, создавая образ совершеннонового Петербурга.Как писал сам художник Я не только пассивно воспринимал все новые впечатленияПетербурга, у меня рождалось неудержимое желание выразить то, что меня волновало.Волновало и то, что этот мир, каким я его увидел, кажется, никем еще не был замечен,и, как художник,

я точно первый открываю его с его томительной и горькой поэзией 26 .Отголоски этой томительной и горькой поэзии как путь к образу нового Петербургавпервые звучат в пастелях Город и Двор обе 1903 года , еще близких по характеру Обводному каналу 1902 .Ритм цветовых отношений Двора , динамика вертикалей повторяющиеся контурыстен, движение и тяжесть падающего снега создают ощущение мягкой, но громаднойдавящей силы.

В работах следующего года Вырубленный сад и Уголок Петербурга появляется ощущение жесткой и черствой силы строгого делового ума, чуждого духовнойжизни.Отвергая уродливые черты нового города, художник, близкий явлениям современности,объединяет себя с ними. По мнению Чугунова - это можно назвать гофманианской поэтизациейгорода 27 .Одна из основных особенностей городских пейзажей Добужинского их пустынность,безлюдность.

В какой-то мере эта черта была характерна и для остальных мирискуссников Бенуа, Остроумову-Лебедеву также интересовал сам город отвлеченная красота егопарков, дворцов, площадей, где человек выглядел бы лишним, ненужным. Однако лишьу Добужинского эта безлюдность возведена в ранг художественного приема, резко усиливающегоноту одиночества и безысходности 28 .Как нельзя лучше пишет об этом

Неклюдова Петербург Добужинского это странныйгород, словно поглотивший все свое население и обезлюдевший, принявший на себя чувстваи переживания своих жертв, наделивших его особым психологизмом. В этом отношенииобраз Петербурга Добужинского является известным продолжением уже сложившейся романтическойтрадиции, начало которой было положено еще Пушкиным, подхвачено Гоголем, а затемтрансформировано Достоевским. У Добужинского этот образ получил новую модификацию.

Это город одного человека, индивидуума, ему противопоставленного, вынужденногонаблюдать из окна, из-за угла дома, затаившись, заглядывать в окна и во дворы. Человека,который лишь ночью, украдкой скользит по его закоулкам, точно спасаясь от преследования,гонимый тревожной тоскою Это город интимный, скрытый от постороннего, чужого, любопытного взгляда,как и духовный мир воспринимающего его субъекта город, ставший свидетелем душевнойсмуты человека, его поверенным, и,

одновременно, врагом, подобием живого существа,на которого человек переносит свои собственные переживания, и в то же время, наделенногов его восприятии враждебной, чуть ли не демонической силой 29 .Все сказанное выше, безусловно, верно, однако отметим, что не всегда городскиепейзажи Добужинского остаются пустынными и безлюдными. Постепенно ситуация меняется.И связано это было, главным образом, с внешними, социальными аспектами жизни.

В 1904 году война с Японией обострила классовые противоречия. Участились революционныевыступления. И в творчестве Добужинского этого периода мы можем ясно увидеть реакциюего на происходящее.Именно с этого времени художник стал часто вводить в пейзаж человеческие фигуры.Но человек здесь не воспринимается как личность, он всегда занимает подчиненноепо отношению к пейзажу

положение, но, в то же время, резко усиливает его социальнуюсущность 30 . Как пример можно привестиакварель Добужинского Садик у стены 1904 . Грязная, с отвалившейся штукатуркойгромадная глухая стена, около нее чахлый, редкий садик, где скучно и уныло играетхудосочный ребенок. Социальная острота этой работы очевидна 31 .В дальнейших работах художника, посвященных изображению

Питера , намечаются,главным образом, две тенденции. В некоторых пейзажах таких, например, как Старыйдомик , Домик в Петербурге , относящихся к 1905 году Добужинский продолжал противопоставлятьстарый Петербург новому Он грустит о старом Петербурге и одновременно таковауж особенность его таланта иронизирует над своей грустью 32 .В других же, более глубоких произведениях отразился сам дух петербургскойжизни

того времени. Среди работ этого плана Кукла , 1905, Набережная в Петербурге ,1908 особо значительна акварель Окно парикмахерской 1906 . Задавленностью, ежечасным,ежеминутным ожиданием несчастья веет от нее. Призрачное освещение усиливает этовпечатление унылый фонарь с похожими на усы лучами света и зловеще изгибающейсятенью напоминает огромную черную кошку, присевшую у края тротуара и озирающую улицу какой-

то прохожий спешит прошмыгнуть по улице, подобно герою Записок из подполья его фигура кажется такой бесконечно одинокой и сиротливой, затерянной в странно-враждебноммире, где мертвые вещи словно вышли из-под контроля своего творца-человека и началивести свою собственную жизнь 33 .Таким образом эта маленькая акварель делает удивительно близкими и интуитивнопонятными внутренние импульсы жизни того времени. Такого ощущения не дадут ни документы,ни исторические труды

это в возможностях лишь искусства. Так, от спокойной констатациипетербургских видов Добужинский пришел квыражению трагизма в образе города и это принципиально важно ведь города, подобноготому, что изображает Добужинский, русское искусство еще не знало.Как уже упоминалось, этот образ города вызван к жизни потребностью Добужинскогопередать сущность современности. В одной из записных книжек художника появляетсязаметка

Думаю о современности Хочется какого-то синтеза, и он есть где-то близкопод рукою. И кажется, что надо зарисовать, закрепить момент. Кое-что я заметил голые петербургские стены, вывески все это должно исчезнуть, и все это будет милокак эпоха 34 . Таким образом, художник здесьразмышляет, прежде всего о передаче стиля эпохи , но на материале не прошлого,как это было свойственно художникам Мира искусства , а современности.

Главным вего пейзажах 1905-1914 годов становится ощущение враждебности действительности сее механичностью, расчетом, стандартом всему индивидуально-неповторимому, одухотворенному,человечному тоска о гибели природы и искусства под натиском механичности.И все это касается, прежде всего, не видимых, внешних черт жизни, а самогоее духа.Даже пейзажи, не связанные с темой нового города и изображающие Петербургдворцов и парков, насквозь проникнуты ощущениями того времени.

Например, в работе1905 года Зимний дворец и Александровская колонна каменная непоколебимость композиции, железный ритм строгих и четких линий рождает ассоциативную связь с напряженнойжизнью Петербурга того времени, полной острой борьбы и жестокости 35 . Во всехработах того времени заметна общая черта их содержание выражается, в первую очередь,через умело найденную натуру. Рисунок, цвет, композиция лишь выявляют и подчеркиваютто характерное, что заключала

в себе натура. Например, первый вариант акварели Царское село. Ворота Камероновой галереи передает впечатление парадности основнаязадача работы , но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красокв стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничнойвеселости. Окончательный вариант лишен многоцветности, что помогло еще больше подчеркнутьпарадность натуры.Подобное место натуры в общем ряду средств выражения было обычным

для творчестваДобужинского тех лет. В этом сказалось его обучение в школе Холлоши, который училне отходить от натуры и только с ее помощью решать те или иные задачи.Возвратившись из Мюнхена в Петербург, Добужинский совершенно оставил живопись.Художественные средства графики стали для него главными, что было свойственно творчествубольшинства мироискуссников. Основной техникой Добужинскому служила акварель, режепастель.

С 1906 года Добужинский начинает интенсивно работать гуашью, испытываяпотребность в более живописной технике. Для него становится обычным сочетание различныхтехник в одной работе акварель и карандаш акварель, гуашь, тушь и т.д.Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставатьсяцвет. Его возможности художник использовал лишь отчасти. Он строил цветом композицию,но не определял с его помощью форму.

Он мог организовать цветовую гармонию на изобразительнойплоскости, но не мог еще и помышлять о живописной пространственности. Вариации реальногопространства продолжали оставаться единственным принципом восприятия мира, живописноепонимание пространства находились от него еще далеко. Основой его искусства былрисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Зачастую это был раскрашенныйрисунок. Напротив, композиция становилась все более активной, всегда крепко

построенной,ненавязчивой и разнообразной. Композиции решаются то противопоставлением вертикальныхлиний горизонтальным членением Старый домик , 1905 , то однообразием горизонтальновытянутых форм Обводный канал в Санкт-Петербурге , 1902 , то приемом кулис, тонкомежду собой увязанных Вечер , 1903, Исаакиевский собор , 1905 . И в каждом случаестрогая построенность придает композиции незаметность и всегда действенность.Таким образом, определяющим во всех работах

Добужинского было графическое начало.И хотя, впоследствии, он будет не раз возвращаться к живописи, пользуясь ею длярешения различных художественных задач, графичность остается навсегда близкой еготаланту. Заключение. Как уже было сказано, Добужинский обращался к теме Санкт-Петербурга на протяжениивсей творческой жизни. Но, уже начиная с 1907 года станковая графика в его искусствеотходит на второй план, уступая место

театру. Таким образом, рождение и эволюцияобраза нового Петербурга именно в станковой графике приходятся на первую половину1900-х годов если быть точнее, это период с 1902 до 1907 года , время социальныхсдвигов и потрясений.Русско-японская война, городские волнения, революция 1905 года все этоменяло облик города и, так или иначе, нашло отражение в творчестве Добужинского.Более того, катаклизмы этого времени стали предвестником

будущих событий революции1917 года, с которой закончился Петербург. Сам художник писал в своих воспоминаниях До самой войны 1914 года, еще не до революции, дожили разные петербургские типы,знакомые мне еще с детства Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты,и я постарался посильно

запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик.Это был эпилог всей его жизни он превращался в другой город Ленинград, уже ссовершенно другими людьми и совсем иной жизнью . Петербург Добужинского - явление в искусстве уникальное, как, впрочем, исам город, вдохновлявший художника всю жизнь.Так или иначе, о действии Петербурга на Добужинского пишут практически всекритики, однако

заметим, что обширных литературных трудов, коих, безусловно, заслуживаетэта тема все же, не так много, как хотелось бы.Впрочем, этот факт дает повод думать о дальнейших исследованиях в этой области.Список использованнойлитературы 1. Александр Бенуа размышляет Под. изд-я, вст. ст. и ком. И.С. Зильберштейн и А.Н. Савинов. М Советскийхудожник , 1968.2. Гоголицын Ю.

М. Поэзия в графике Петербургские пейзажи М.В.Добужинского. Ленинградская панорама, 1983, 9.3. Гусарова А.П. Мстислав Добужинский Живопись. Графика. Театр Альбом М. Изобразительное искусство, 1982.4. Голлербах Э.Ф. РисункиМ. Добужинского. М Пг 1923.5. Графика М.В. Добужинского. Петрополис 1924.6. Добужинский

М.В. Воспоминания М. Наука, 1987.7. Неклюдова М. Об особенностях художественного образа у М.В.Добужинского. Русское искусство нового времени Исследования и материалы Сб.ст М, 1993.8. Нечаев В.С. ИллюстраторыДостоевского. В сб Творчество Ф.М. Достоевского. М изд-во АН СССР. 1959.9. Петров В.Н. Мирискусства -

История русского искусства. т.10, кн. 1. М Наука 1968.10. ЧугуновГ.И. М.В. Добужинский М. ХудожникРСФСР, 1984.11. ЧугуновГ.И. М.В. Добужинский. 1875-1975. Л. Художник РСФСР, 1988.12. ЯремичС.П. Вступительная статья к альбому автолитографийМ. Добужинского Петербург в 1921 году . Пг Комитет популяризации худ-х изд-й,

1923. 1 А.Л. Гусарова. Мстислав Добужинский.Живопись, графика, театр М. Изобразительное искусство, 1982 с.47 2 Н.Н. Врангель М. Добужинский, журнал Аполлон 2, 1911 год 3 Г.И. Чугунов. Добужинский Л. Художник РСФСР, 1984 с 7. 4 Г.И. Чугунов. ух.соч - с 7 5 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 8 6 А.П. Гусарова. ух.соч с 16 7

А.П. Гусарова. ух.соч с 21 8 А.П. Гусарова. ух.соч с 21 9 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 3 10 цит. по Г.И. Чугунов. ух.соч с 12 11 А.П. Гусарова. ух.соч -с 12 А.П. Гусарова. ух.соч -с 32 13 А.П. Гусарова. ух.соч -с 32 14 А.П. Гусарова. ух.соч -с 34 15 цит. по Г.И. Чугунов. ух.соч с 28 16 цит. по Г.И. Чугунов. ух.соч с 17 17 цит. по

Г.И. Чугунов. ух.соч с 17 18 цит. по Г.И. Чугунов. ух.соч с 17 19 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 20 А.П. Гусарова. ух.соч -с 21 цит. по Г.И. Чугунов. ух.соч с 9 22 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 32 23 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 32 24 А.П. Гусарова. ух.соч -с 40 25 А.П. Гусарова. ух.соч -с 28 26 М.В. Добужинский. Воспоминания 27

Г.И. Чугунов. ух.соч -с 13 28 А.П. Гусарова. ух.соч -с 35 29 Неклюдова. Об особенностяххудожественного образа у М.В. Добужинского. 30 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 31 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 35 32 Г.И. Чугунов. ух.соч -с 35 33 М. Неклюдова. ух.соч -с 222 34 А.П. Гусарова. ух.соч -с 15 35

Г.И. Чугунов. ух.соч -с 36



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Power Shifts Of Macbeth Essay Research Paper
Реферат Анархизм в России
Реферат Актуальность диссертационного исследования
Реферат Лексикографическое описание данных социологического опроса
Реферат Cамостоятельная работа. 10 класс. «Механические свойства твердых тел»
Реферат Состояние и проблемы повышения эффективности работы транспортного хозяйства предприятия производящего
Реферат Обучение просмотровому чтению английских текстов учеников 7 класса средней школы
Реферат Учёт арендованных и сданных в аренду основных средств
Реферат Экономико-географическая характеристика Мурманской области как субъекта СЗФО
Реферат Поняття та структура світового ринку
Реферат Сравнительный анализ философских концепций С.Радхакришнана и С. Дасгупты
Реферат Биллинговые системы в решении актуальных потребностей операторов
Реферат Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ)
Реферат Формирование системы знаний о животных у детей старшей группы
Реферат І в післявоєнний період Виконала: Пірог Катерина 11-б клас середня школа №264 міста Києва Київ. 2000 р. План реферат