Реферат по предмету "Психология"


Психология сознания и бессознательного

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сознание как предмет психологии
2. Определение сознания
3 Психология сознания и метод ее исследования
4 Бессознательное проявление в психике иповедении человека
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. Втечение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностейего познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия,а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психическиеявления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическимобъяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искрувеличественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль опервичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание каксамостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуютсознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, носамо из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории иповедении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единствомежду явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двухкардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражениемвнешнего мира.
В теисторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринималиськак неделимое целое, и не было опыта выделения составляющих его элементов и их обозначений,весь внутренний мир обозначался общим словом «душа».
По меренакопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельныхфеноменов произошло усложнение представлений о душе, утвердился термин«психика». В его понятие входят все феномены внутренней, духовной, душевнойжизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и самосознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольно возникающихобразах и элементах поведения человека; психические образы, потребности,мотивы, воля, эмоции и сама личность человека [12. с.13].
Размышляя опсихике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблемевзаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемысознания уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюциюи изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезнойинформации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают свыживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологическойкатастрофы.
Понятиесознания является одним из центральных в психологии, философии и во всехантропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и еговзаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большуюпестроту взглядов на ее личные аспекты. Это нашло свое отражение вмногочисленной психологической, психиатрической, кибернетической,физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.
Сквозь всюисторию развития психологической науки проходят исследования в области даннойпроблемы таких зарубежных психологов, как Р.Декарт, Б.Спиноза, И. Кант, Г.Т.Фехнер,В.Вундт, В.Джемс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубиннойпсихологии З. Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.К.Узнадзе имногими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.
Цель данной работы определяется как исследованиесознания и бессознательного человеческой психики, их формирование, проявление изначение.
Задачиисследования:
1.        Раскрытиевопроса становление сознания как предмет психологии;
2.        Разобратьопределение сознания с точки зрения различных ученых – психологов;
3.        Увидетьсущность психологии сознания и метод ее исследования;
4.        Рассмотретьбессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.
Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействиясознания и бессознания были использованы такие методы, как анализ отечественнойи зарубежной литературы.
Теоретическаязначимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы мыустанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая сознаниеи бессознательное. 
1 СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИПредставления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории,выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы,внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле ипокидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в частностиАристотель (384 – 322 гг. до н.э.), выдвигали идею о существовании души,находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, опирающиеся нанакапливаемый опыт в течение жизни.
Развитиепсихологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которыхпроисходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения«алфавита человеческих мыслей», у И.Кантапоявились«априорные категории разума», такие как время, пространство, причина,субстанция, выйти за рамки которых, по И. Канту, человеческий разум не всостоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме,подходя к проблеме о структуризации, категоризации реальности в сознательномотражении посредством знаков.
Эти положенияподытожил Л.С.Выготский на основе его теории культурно-историческогопроисхождения высших психических функций. Развитие психики человека, поВыготскому, обусловлено не законами биологической эволюции, а законамиисторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные врезультате преобразования внешних средств управления поведением (знаков) вовнутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системноестроение. Подсистемным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельныхфункций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени [15. с.362].
Смысловоестроение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которыхсовершается осмысление человеком мира. Появление системного и смысловогостроения сознания Выготский связывал с возникновением речи [15. с. 362].
Их развитие ифункционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимнойсвязи и взаимной обусловленности: “Изменение системы отношений функций друг кдругу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” [15. с.363].
Однако этиотношения между системным (“внешним”) строением сознания и смысловым(“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е.изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функцииобразования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психическихфункций (в данном случае — ее разрушению) [15. с. 363].
Знак (преждевсего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внутреннегочувственного отражения мира. Значение, по А.Н. Леонтьеву, — этообобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная формакристаллизации общественного опыта. Индивидуальное сознание по своей природеобщественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществезначения, причем усваивает не сразу в готовом виде.
На основесвоих исследований Л.С. Выготский выделил три основные ступени развития обобщений,системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенокпроходит через стадию синкретов -непосредственно-чувственных, не зависимых отреальных отношений обобщений. Затем обобщения ребенка приобретают характеркомплексов — наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретныхпредметов. Высшие проявления комплексного мышления — псевдо-понятия, уже оченьтрудно отличить от понятий — наиболее развитых форм обобщения, построенных наоснове логических связей между абстрактным содержанием других обобщений.Осознанность для Л.С.Выготского — возможность выражения одних значений черездругие на основе системности организации значений.
А.Н.Леонтьев,продолжая линию Л.С.Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезесознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по Леонтьеву, лежитиндивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью,связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностнымисмыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь смотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значениеот значения для субъекта.
Зазначениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия.
Язык в такойтрактовке – идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык каксистема значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта за счетустойчивости содержания значений. На более ранних стадиях развития психикиотражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикойраздражители лишены предметных (объектных) качеств, «объектрепрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом». Появлениепредметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объекткак обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, поЛеонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличногобиологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит отмотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишьструктуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Нов то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающуюинформацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.
Значениямогут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальныхсимволов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов,созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприятия формируются такиесистемы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминируетпроцесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморегуляции — установки, можно также рассматривать как системы значений.
Всемиисследователями до начала XVIII века предметом психологии признавалась душа. Душусчитали причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевныедвижения». Наиболее интересной работой этого направления является трактатР. Декарта (1596 – 1650)«Страсти души». Благодаря Р. Декарту, ведином потоке переживаний была открыта новая психическая сущность – сознаниечеловека. Декарт, как бы «изобрел его». Это было начало достоверного знания одушевной жизни человека. Это были знания о проявлениях, которые могли статьсодержанием сознания человека.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, которые человекфактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою«внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства,воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такогопонимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души,явления сознания это не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этомсмысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются фактывнешнего опыта, изучаемые прочими науками. «Сознание есть восприятие того, чтопроисходит у человека в его собственном уме», — писал Локк, отделяяего от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну изфункций психического. Сознательная психика человека стала противопоставлятьсябессознательной психике животных.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная формапсихологии — английская эмпирическая ассоциативная психология, которая всередине XIX века достигает особого расцвета. К этому времени относятся работыДж. Ст. Милля, А. Бена, Г. Спенсера.
Дж. Ст. Милль рассматривал сознание сквозь призму ассоционистскойсхемы, но указывал на его зависимость в конкретном психологическомфункционировании от логики. Он считал, что существуют законы ума, которыеотличаются от законов материи, но схожи с ними в отношении однообразия,повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явлениямогут быть открыты с помощью опытных методов — наблюдения и эксперимента. Такимобразом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимоизучать саму по себе. Основным методом для изучения считал интроспекцию.
А.Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания надвигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отборадвигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у А. Бэна общимобъяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватныхответов осуществляется с помощью механизма «конструктивнойассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используетсявероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и темсамым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействиеорганизма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствоватьсвои данные у субъективной психологии, орудие которой — «заглядывающеевнутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остаетсяинтроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты,гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многомопределило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова,Э. Торндайка, В. Джемса.
И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического ифизиологического «по способу происхождения», то есть по механизмусовершения. Главным Сеченов считал понимание психического акта как процесса,движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметомпсихологического исследования как такового должен стать процесс,развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективнойсистеме отношений, процесс поведения.
Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследованийИ. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли внаучении и заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, афактами поведения. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следуетрассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных,или безусловных рефлексов. Вместе с сотрудниками он предложили теорию наученияпосредством проб и ошибок. Далее стало очевидно, что в промежутке междудействием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активнаяпереработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых неудается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы.
Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляютсяглубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинныепобуждения и должны быть предметом психологической науки. З.Фрейд создал методпсихоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждениячеловека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализсвободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведениячеловека — в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования,развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям. [11. c. 7].2 ОПРЕДЕЛЕНИЕСОЗНАНИЯ
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей,связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дниявляется предметом психологического исследования.
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В этовремя происходит зарождение нового подхода в психологии. С. Л. Рубинштейнсвязывал это с марксизмом. На передний план выступила реактология со своимпренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом наизучение подсознания и бессознательного. Изучение сознания ограничилось такиминейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и егоонтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев,А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, и др.) переориентировались на проблематикупсихологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в еедостаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодарятрудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознаниякак высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи сколлективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен вработах С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Сущность сознанияпринято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению,орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, кпознанию на этой основе законов природы и общества. Как отметил А. В.Петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смыслестановится реальным сознанием». Отвлеченное речевое мышление во многих работахрассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываютсямногие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологииобщее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разныхавторов.
Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготскогона сознание. Он пишет о том, что сознание — это рефлексия субъектомдействительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, чтопередается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в нихотклик». «Сознание есть как бы контакт с самим собой». Сознаниеесть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание можетсуществовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося егореальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой,сознание порождается обществом. Поэтому сознание не постулат и не условиепсихологии, а ее проблема — предмет конкретно-научного психологического исследования.Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являютсясловесные значения, система, работающая как единое целое. Эта работающаясистема есть состояние бодрствования человека, или, другими словами,специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание.
По Б. Г. Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффектадействия. Первоначальные факты сознания — это восприятие и переживание ребенкомрезультатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться нетолько эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальноеразвитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментовдействия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояниебодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемогос одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражениеобъективной действительности есть регулирование практической деятельностичеловека в окружающем его мире».
В современной западной философии и психологииотсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природыявляется весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическуюконструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие –свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспектчеловеческой активности, для которой активность мозга и тела естьдополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильныинтроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, чтоглавный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данностьсубъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеконе всегда проводится различие между понятиями психики и сознания.
Начиная с Р.Декарта, сознаниеупотреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждениивопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает кактождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов ипереживаний.
Наряду с длительным господством этой трактовки,начиная с Г.Ф. Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения,согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психическихпроцессов. Необходимым условием сознания является активное селективноевнимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего(память) и внешнего мира (образы восприятия).
«Сознание, — писал В. Вундт, — заключается в том, что мывообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознаниепсихологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннеесвечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как,например, при глубоком обмороке. Поэтому оно может иметь только чистоформальные свойства; их и выражают так называемые психологические законысознания: единства, непрерывности, [11. с. 39.].
По мнению В. Джемса, сознание есть «хозяин психическихфункций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознаниеможет быть условием психологии, но не ее предметом. Хотя его существованиепредставляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно неподдается определению и выводимо только из самого себя. Сознаниебескачественно, потому что оно само есть качество — качество психическихявлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности)субъекту. Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть. Общаячерта всех выше приведенных взглядов — это акцент на психологическойбескачественности сознания.
Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе. Главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологическая бескачественность сознания; только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с знанием: сознание — это «со-знание», продукт общения сознаний [4. с. 35.].
3 ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ И МЕТОДЕЁ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологиясознания — наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними изаконах, которым они подчиняются. Из структуры сознания должны быть выводимыважнейшие функции и свойства. Каково же содержание сознания? Оно оченьразнообразно. Центральная область сознания, которая ясная и отчетливая – «фокуссознания»; а за ее пределами находится другая область, с неясным и неотчетливымсодержанием – «периферия сознания». Содержания этих областей находятся внепрерывном движении.
Немецкийпсихолог В.Келер, описывал свое содержание сознания, куда входили образынепосредственного окружающего мира, образы – воспоминания, ощущения своей силыи благополучия и острое отрицательное эмоциональное переживание.
В.Джемс выделилдва вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые, т.е. те образы, накоторых останавливаются наши мысли и мы размышляем; и быстро проходящие, т.е.те мысли, которые сменяют друг друга. В.Джемс сравнивал весь процесс с полетом птицы,у которой периоды спокойного парения сочетаются с взмахами крыльев. Также онвыдвинул идею «потока сознания», как непрерывно меняющегося процесса, описавего свойства: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту жереку”. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы.Состояния сознания сменяются в нем одно другим. В границах личного сознания егосостояния изменчивы (состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект иобъект, тождественны объекты, а не ощущения). Всякое личное сознаниепредставляет непрерывную последовательность ощущений. Одни объекты оновоспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процессвнимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более,есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями,привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом. Онсчитал, что сознание неделимо на элементы, и что каждая часть потока мысли вкачестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты,сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, иприсваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функциюприспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций(рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает изних значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида.Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личностикак «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».
В. Вундт — немецкийпсихолог, физиолог и философ, основал в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе пониманияпсихологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредствомтщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить„простейшие элементы“ сознания. Это объективные элементы (пришедшиеизвне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления, которыеимеют свойства: качество, интенсивность; субъективные (связанные сиспытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции, у которых он выделил3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение;напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят сложные чувства. Чувстваобеспечивают связь между элементами, синтез элементов сознания: перцепция — этопроцесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания (ассоциации, посходству, по контрасту, по временной и пространственной смежности причинно-следственные…)и апперцепция (связана с областью ясного видения) — сосредоточениесознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает вобласть ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка — актапперцепции (буквы — в слова, слова — во фразы и т.д., т.е. объединение мелкихединиц сознания в крупные). Также В.Вундт установил основные законы душевнойжизни:
А. Законпсихических отношений: все элементы сознания связаны.
Б. Законконтраста – воспринимаются более отчетливо.
В. Законтворческого синтеза – сложное несводимо к простым.
Г. Законразнородности цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.
В качествеметодологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология В.Вундтаполучила название „физиологической“. Но исследование высших психическиепроцессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов(анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражениев его 10–томном труде „Психология народов“.
Сознание, поего мнению – это то, что доступно интроспекции, оно существует только всамонаблюдении. Основной метод – интроспекция, эксперимент – вспомогательный.Он проводил опыт с метрономом, где описывал свойства сознания (впечатлений),после чего выделил 3 основных его свойства:
1.ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура.Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов,связанных между собой. Это может быть непроизвольно или управляемо вниманием.За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.
2.неоднородность – две области: область смутного сознания и ясного сознания иточка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это областьнаиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.
3. имеетобъем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное времявоспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разномугруппируют впечатления – выделение области поля внимания.
Другой американскийученый Э.Титченер, ученик В.Вундта, попытался объединить теорию В.Вундта и В.Джемса.Душа — совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всейжизни. Сознание — совокупность психических процессов, происходящих в душе вданный момент времени. Сознание — поперечное сечение души. Есть уровень ясногосознания и уровень смутного сознания. Ясность, сенсорная интенсивность –степень внимания, высота волны.
Обратимся кструктуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З.Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание,и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы болееприемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще необязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной являетсядавняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания длябытия, развивавшаяся Л. С. Выготским. Можно предположить, что это единоесознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит вэти слои?
А. Н.Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, где чувственныеобразы придают осознаваемым переживаниям качество живого, реального,существующего вне нас мира, образы сохраняют свою изначальную предметнуюотнесенность, значение и смысл. Глубокая природа психических чувственных образовсостоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности,практически связывающей субъекта с внешним предметным миром [4. с. 196.].
Н. А.Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Такимобразом, при добавлении этого компонента получается двухслойная структурасознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действияи чувственная ткань образа. На бытийном слое сознания решаются очень сложныезадачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализациянужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписыватьсяв образ мира. Рефлекторный слой образует значение– содержание общественного сознания,усваиваемое человеком – это могут быть операционные значения, предметные,вербальные значения, житейские и научные значения-понятия, и смысл –субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. На рефлективном слоепроисходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний созначением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом. Непониманиесвязано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений изначения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания. Биодинамическаяткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формамрегистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступнысамонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основекосвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчетыо самонаблюдении [14. с .131].
В психологии сознанияметод интроспекции, что в переводе с латинского означает «гляжу, всматриваюсьвнутрь», был признан главным, и единственным методом психологии. Благодаряэтому методу расширялись знания о структуре сознания, где выделялись центр ипериферия; формировалось представление о том, что содержанием сознания являютсяобъекты, отличающиеся от сознания. Сознания разных людей сравнивались в товремя с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может перейтиэту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния моего сознаниятак, как я их переживаю.
Идейным отцом методаинтроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 – 1704). Он считал,что есть два источника наших знаний: первый – это объекты внешнего мира, накоторые направляются наши внешние чувства и в результате мы получаемвпечатления о внешних вещах. Второй – деятельность собственного ума — мышление,сомнение, вера, рассуждения, познание, желания, который познается с помощьювнутреннего чувства – рефлексии. Он отмечает, что рефлексия — особоенаправление внимания на деятельность собственной души и зрелость субъекта.
У Дж. Локка содержится дваважных утверждения, что существует возможность раздвоений психики. Душевнаядеятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня –восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня – наблюдение, или«созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний. И второе утверждение содержит всебе то, что деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже уребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации.Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно [9. с.38].
Эти утверждения былиприняты психологией сознания и также были сделаны следующие научно-практическиевыводы: чтобы узнать, что происходит в содержании сознания другого человека — психологможет проводить психологические исследования только над самим собой, поставивсебя в те же условия и пронаблюдать себя. Второй вывод заключался в том, что интроспекцияне происходит сама собой и требует особой деятельности, в которой требуетсядолгая тренировка.
Психологи того времениотмечали важные дополнительные преимущества метода интроспекции. Во-первых,считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связьпсихических явлений. Второе достоинство: интроспекция поставляетпсихологические факты, так сказать, в чистом виде, без искажений.
В психологии конца ХIХ в.начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции.Научные журналы того времени были наполнены статьями с интроспективнымиотчетами; в них психологи и с большими подробностями описывали свои ощущения,состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенныхраздражителей, при постановке тех или иных задач. Это не были описания фактовсознания в естественных жизненных обстоятельствах, что само по себе могло быпредставить интерес. Это были лабораторные опыты, которые проводились «в строгоконтролируемых условиях», чтобы получить совпадение результатов у разныхиспытуемых. Испытуемым предъявлялись отдельные зрительные или слуховыераздражители, изображения предметов, слова, фразы; они должны были восприниматьих, сравнивать между собой, сообщать об ассоциациях, которые у них возникали.
Э. Титченерввелеще два дополнительных требования, в которых интроспекция направлялась бы навыделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств;а также в этом методе испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов,описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которыевызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемыйне мог сказать: «Мне было предъявлено большое, красное яблоко». А должен былсообщить примерно следующее: «Сначала я получил ощущение красного, и онозатмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременнос которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусовогоощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правойруке...»[9. c.40.]. Т.е. от испытуемого же требовался изощренный анализ «внутреннего опыта»,аналитическая установка, избегание «ошибки стимула».
В этих исследованиях мывидим проблемы и трудности, а также бессмысленность такой «экспериментальнойпсихологии». Накапливались противоречия в результатах, которые не совпадали уразличных авторов и даже иногда у одного и того же автора при работе с разнымииспытуемыми. Это и подталкивало к краху основ психологии – элементов сознания.Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли бытьразложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы. Систематическоеприменение интроспекции находило нечувственные, безобразные, элементы сознания.Среди них, например, «чистые» движения мысли, без которых, как оказалось,невозможно достоверно описать процесс мышления.
В психологии, вместоторжества науки, имеющей такой уникальный метод, назрела ситуация кризиса. Выдвигаемыев защиту метода интроспекции аргументы, не были строго проверены. Это былиутверждения, которые казались верными лишь на первый взгляд. Использование иобсуждение метода интроспекции на практике обнаружило ряд недостатков, которые поставилипод сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии – тот предмет, скоторым метод интроспекции был неразрывно связан.
Во втором десятилетии 20века, т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, вней произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, аповедение человека и животных. Дж. Уотсон, родоначальник нового направленияписал: «… психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения,интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с егоструктурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с егопроцессами, вниманием, восприятием, воображением – все это только фразы, неподдающиеся определению»[9.c.44].
В настоящеевремя метод интроспекции как субъективный отчет испытуемых используется вместес экспериментальным методом для сбора первичных данных и проверки гипотез. Этометод получения данных, а не их интерпретации. В субъективном отчете нет цели,техники, продуктом является выборочный отчет по интересам испытуемого или экспериментатора.Факты субъективного отчета рассматриваются как материал для дальнейшегоанализа. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальныйметодический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Испытуемыйв данном случае – наивный наблюдатель, от которого требуется отчет в обычныхтерминах повседневной жизни. Экспериментатор-психолог для того и существует,чтобы придумать экспериментальный прием, который заставит таинственный процессраскрыться и обнажить свои механизмы.
К концу первой четверти 20-го века психологиясознания почти перестала существовать. Для этого было три причины:
1) ограничение таким узким кругом явлений, каксодержание и состояние сознания;
2) идея разложения психики на простейшие элементыбыла ложной;
3) ограниченность посвоим возможностям был метод, который психология сознания считала единственновозможным, — метод интроспекции [9. с. 35].

4 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПСИХИКЕ ИПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
 
Психика человека это не только сознание, но ибессознательное. Сознание и бессознательное работают в режиме гармоническогоединства: в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянныхсигналов, они используются для осознанного управления поведением; выборстратегии поведения. Наряду с сознательными формами отражения и деятельностидля человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом»сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» частовстречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось». Повседневныйопыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестнооткуда и как они возникают. Психическая деятельность может находиться в фокусесознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное илипредсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания(подсознательное). Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, вреакциях на неосознанные раздражители и в автоматизированных движениях. Неосознанноевыступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие,представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние илисновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениямотносят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным«озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаимгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям,непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
С физиологической точки зрения бессознательныепроцессы выполняют охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянногонапряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум несбы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролироватькаждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы нирезультативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы егожизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Проблема бессознательного нашла отражение вучении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии вдуше скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсемничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Р.Декарта,который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что запредметами сознания протекают не только физиологические, но и психическиепроцессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины,которые их определяют.
В истории философской и психологической мысливпервые лишь Г.Ф. Лейбницуудалось вполне отчетливо сформулироватьконцепцию бессознательного, как низшей формы духовной деятельности, лежащую за порогомосознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темныхперцепций (восприятий). Бессознательными бывают врожденные, приобретенные ивытесненные из сознания идеи.
И.Кант связывал понятие бессознательного счувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятиячувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.
В противоположность принципам рационализмапредставители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинногоисточника, прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр,например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая егокак волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание.В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что верав человеческом разуме играет второстепенную роль и, в конечном счете, бытьможет исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности,осуществляемой бессознательно.
В XIX веке, такие психологи, как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундти др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Динамическуюхарактеристику бессознательного вводит И.Ф.Гербарт (1824 г.) Согласно ему,несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабыепсихические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.
В.Вундт считал, что восприятие и сознаниебазируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связьзаконов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждалсуществование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы».
Существенным толчком в исследованиибессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французскихпсихиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применятьгипнотические методы воздействия на сферу сознательного.
И.М.Сеченовпрямо выступил противконцепций, отожествлявших психическое и сознательное.
И.П.Павлов связывал явление бессознательного сисследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
В советской психологии проблема бессознательногоразрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе (1886 – 1950) в Грузии,приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки.Как определял Д.Н.Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенностьсубъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении;обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующейдеятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека[11.с.27.].
Наибольший интерес представляют проявления именнонеосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные итеоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важноефункциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнеевыполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практическивсе сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, нонечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она,будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает привзаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ееудовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового,деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных иволевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя исвойственна, однако не отражает его сущности [11.с.28.].
Установка возникает при «встрече» двух факторов –потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленностьпроявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведениенаталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинаетфункционировать специфический для сознания человека механизм объективизации,благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относитьсяк миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкийспектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для ихэкспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которогоприменяются при анализе развития:
1) психики в фило — и онтогенезе;
2) процессы познавательных отношений;
3) личности и межличностных отношений.
Д.Н.Узнадзе считает ненужным понятиебессознательного, т.к. внутренняя структура и сущность его остается нераскрытойи толкуется по аналогии с сознательными процессами.
Психофизиологические аспекты бессознательногошироко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотическихсостояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаютсявозможности применения кибернетических представлений и методов моделированиябессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм иструктуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось. Как же зарождаетсябессознательное?
Бессознательное возникает в детстве человека.Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные деталиничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были длянего важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемыесознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире такжегосподствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное изсознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокругкоторого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такогоположения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должноразбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятиемэтой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Тольковытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрениясознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий иудержать психику в равновесии.
Следует упомянуть известный психологический механизм,делающий возможным распределение психологического материала между сознательными бессознательным. Например, при противопоставлении любви и ненависти, когдаоба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти вбессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении наважнейшие процессы душевной жизни.
Бессознание, как психическое явление – этоспецифическое отражение действительности, выражение потребностей организма ипереживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору,творчеству, угадыванию.
Бессознательное имеет структуру, элементыкоторого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурныекомпоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеконе все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условныхрефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до корыголовного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательныеощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать толькоосознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состояниимгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусесвоего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностьюотключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечаятретьего.
Деятельность человека в обычных условиях являетсяосознанной. Вместе с тем, отдельные элементы деятельности осуществляютсябессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясьутром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человекаформируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременнои присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любоеавтоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизацияразнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психическихпроцессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, вряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательнойдеятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание,осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять подконтроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
Человеческая деятельность сознательна в отношениитех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении какцель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознаниявыделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях людидаже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажнуюроль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие вглубинах неосознанной психики.
Исследователи в области бессознательного концентрировались вокругцентральной фигуры – З. Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всегонастаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места ироли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевныхзаболеваний.Отказавшисьот физиологических объяснений, З.Фрейд представил бессознательное в видемогущественной силы, противоположной деятельности сознания. Ученик Фрейдашвейцарский психиатр К. Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятиеколлективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лицопределенной группы, народа, всего человечества. Бессознательные влечения, по З.Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техникипсихоанализа. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большаячасть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. Вней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаныразумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха,чтобы проявить себя. Фрейд и его сторонники одними из первых попыталисьподобрать ключ к тайникам сознания и открыли за ним мир «вытесненных»или просто «забытых» им и поэтому уже бессознательных психическихпереживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через нихи всю символическую активность сознания.
З. Фрейд разработал эмпирический методпсихоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изученииподсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются всимволах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках ит. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.
З. Фрейд создал свою структуру психики. В основеданной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичностии управляющей роли бессознательного. Он считал, что именно от «Оно» берет своеначало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципунаслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя егомысли и чувства, а через них и действия.
З. Фрейд особо обратил свое внимание насексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение вжизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробныйанализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развитиясексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальностьпроходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды онаимеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создаетразного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу,являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себятолько в области патологических (сновидения, случайные оговорки, описки ипрочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Междусознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт.Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум«плетется на поводу» у влечений и страстей.
Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область бессознательных душевных процессов, тогда как все остальные концепции идентифицируют психику и сознание. В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо, прежде всего, осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики.
Таким образом, психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.
В последнеевремя разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленныхпереживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизациивнутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определеннуютехнику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о егоразуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится вподсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, чточеловек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошегосамочувствия [14. c. 139].
Возвращаясь к теории З. Фрейда, в дополненииследует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения –особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такиеявления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений),вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеина другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратнаятой реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).
Концепция данного автора оказала огромное,решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы,проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа включает в свое основное содержаниеодну главу. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучениясознания и бессознательного. В ходе их исследования отдельно рассматриваютсяосновные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания.
В первом разделе первой главы освещаются разныевзгляды на предмет психологии и становления сознания как предмет психологии. Вовтором разделе проводится анализ определения понятий сознания, в частностидается определение и характеристика сознания и бессознания, производитсяэкскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемыхпонятий. В третьем разделе рассматривается собственно психология сознания, структура,составляющие элементы и виды сознания как высшей ступени развития психики и методее исследованиями. В четвертом разделе рассматривается бессознательное и показанасвязь сознания и бессознательного проявления в психике и поведении человека.
Содержание первой главы может быть использованопедагогами, руководителями и всеми желающими для подготовки к уроку, лекции,семинару, докладу.
В завершении данной работы, кратко излагаю основныевыводы:
1) Сущность сознания, как высшей формы развитияпсихики, психического отражения принято видеть в способности человека кабстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого являетсявозникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законовприроды и общества.
2) Необходимо учитывать значительное, часторешающее влияние бессознания на принятие решения, при совершении определенныхдействий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.
Образующие эту работу разделы, хотя и освещаютразные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу иориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознаниякак целостной системы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну изпопыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания ибессознательного.
 

ЛИТЕРАТУРА
 
1.   БанщиковВ.М. Проблемы сознания. Материалы симпозиума. — М., 1966.
2.   БассинФ.Б. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развитияпсихологических заболеваний, Философские науки, №3, 2006.
3.   ЗинченкоВ.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии, №2, 2006.
4.   ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2005. – 356 с.
5.   МихайловФ.Т. «Сознание и самосознание», Философские науки, №6, 2006.
6.   НемовР.С. «Психология», книга 1. — М., 2005.
7.   ПетренкоВ.Ф. «Психосематика сознания». — М., 2006.
8.    Петровский А.В. Введениев психологию.- М.: Издательский центр «Академия»,1995.
9.    Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336с.
10. ФрейдЗ. Психология бессознательного. — М., Наука, 1994
11.  Первушина О.Н. Общаяпсихология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центрпсихологии НГУ, 1996. – 43с.
12.  Реан А.А., БордовскаяН.В., Розум С.И. Психология и педагогика — СПб.: Питер, 2000. – 432с.: ил. –(Серия «Учебник нового века».)
13.  Фрейд З. Введение впсихоанализ. Лекции 1-15. М., Наука, 1991. – 406с.
14.  Столяренко Л.Д. Основыпсихологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –448с. (Серия «Высшее образование».)
15.  Выготский Л.С. Раннеедетство// Собрание сочинений.Т.4 – М.: Педагогика 1984. – 340с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие алгоритмической культуры школьников методами дистанционных технологий
Реферат Выбор материалов для женских зимних пальто из шерстяных тканей
Реферат Європейської інтеграції україни н А К А З
Реферат Великая Отечественная Война Советского народа (1941-1945 гг.)
Реферат Виды, системы и формы оплаты труда в бюджетных учреждениях
Реферат Государственный экзамен по экономики
Реферат Боевая организация партии социалистов-революционеров
Реферат Великий князь Владимир Мономах
Реферат Эволюция понимания феномена политики
Реферат Великая Победа советского народа над фашистской Германией
Реферат Палеобиология и эволюционная теория. Время и изменения
Реферат Недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации
Реферат Брест-Литовское соглашение 1918 г.
Реферат Буржуазный прогресс в Европе в Новое время
Реферат Брестский мир