СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.1. Общее понятие о личности
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности младшихшкольников
1.3. Школьный коллектив и его роль в формированииличности младшего школьника
1.4. Младший школьник – новая личность
ГЛАВА2.Исследование особенностей формирования личности у младших школьников
2.1. Проблема диагностикипараметров личности
2.2. Изучение личности в возрастномплане
2.3. Диагностика психического развития и отношенияребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
2.4. Методики исследования личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим младшийшкольник, то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до 10 лет напротяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, уребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт,что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новыйотпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Подвоздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка,его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности,намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам,нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека,который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е.учением, — влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, совзрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
Формируетсямировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений ипонятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятсяувлечения трудовые, художественные, спортивные.
Поэтому рассматриваемаятема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладываетотпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом тенепосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими еголюдьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членомкоторого он является.
Цель работы– изучитьособенности развития личности в младшем школьном возрасте.
Объектисследования – младшие школьники.
Предметисследования – личностные особенности младшихшкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие о личности;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенностимладших школьников;
3. Выявить роль школьного коллектива в формированииличности младшего школьника;
4. Изучить младшего школьника как новую личность;
5. Исследовать особенности формирования личности умладших школьников.
ГЛАВА1. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.1. Общее понятие о личности
Впсихологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всемиобщественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чащевсего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненноважных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего всодержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которыеопределяют значимые в отношении других людей поступки.
Такимобразом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивыхсоциально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются вобщественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеютсущественное значение для него самого и окружающих.[1]
Появляясьна свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношенийи процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — онстановится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь всистему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителясознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Личность являетсяпродуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенномуровне социального и психического развития человек становится личностью.[2]
Личность –это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах егодеятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход канализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот,личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личностьхарактеризует человека только с одной стороны:включенность его вобщественные отношения, его направленность, которая определяется ведущимимотивами деятельности, поведения.[3]Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В однихслучаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других –эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу вцелом.
Исходя из этого, можноговорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровеньположительного развития личности определяетсямерой ответственностичеловека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своейдеятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком иперешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощьючувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, снравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести,достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируетсяна нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное нааморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят обезответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм невсегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорито высокой степени ответственности человека перед другими людьми.
Субъективно личностьдля любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться бытьличностью – значит стремиться к социально значимой деятельности.
Личностьхарактеризуется такжеустойчивостью, т.е. постоянством моральнойосновы, ориентирующей поведение человека.
Итак, личностьможет быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой,неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личностичеловека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностныйсмысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением.[4]
1.2. Возрастные и индивидуальные />/>особенности младших школьников
Младший школьныйвозраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когдадети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни.Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестойминовал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше времяподавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.
Включение в учебнуюдеятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и вшколе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительноеотношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются болеестрогие требования. В школе главное лицо – это учитель. От него исходят всеосновные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения сродителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка — чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношенияс другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей,с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко проходят период адаптациик школьной жизни.
/>В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать,что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно,подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться ив процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь,цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которыесуществуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от другихи переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себясреди взрослых и сверстников.[5]
Основныеновообразования школьника:
1. личностнаярефлексия;
2. интеллектуальнаярефлексия.
Личностнаярефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 летпродолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них такжепоявляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Онаскладывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми изокружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей втом случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой илюбовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.
Рефлексияинтеллектуальная. Имеетсяв виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить иизвлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Детине только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Умственноеразвитие. 7 – 11 лет – третийпериод умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций.Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальныхобъектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чемуспособствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие детичасто ошибаются, прогнозируя результат.
Отношения совзрослыми. На поведение иразвитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный,демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя иуспешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения сосверстниками. Начиная сшестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причемпочти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются,чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны ксотрудничеству.
Игра.По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувствасотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, каксправедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство,подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: детивыдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особыеритуалы.
Эмоциональноеразвитие. С момента, когда ребенок пошел вшколу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта,который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающегомира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхипрошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природныеявления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьноговозраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики вжелудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в такихслучаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх переднеудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутымродителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчиваязаинтересованность родителей в посещении ребенком школы. [6]
Выделяя характерныеособенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что детиразные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковыхучеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнемподготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивымииндивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) бытьликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаютсяи познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие — слуховой,третьи — зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а удругих — абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче восприниматьматериал с помощью зрения, другим — на слух; одним требуется конкретноепредставление материала, а другим — схематическое и т.д. Пренебрежениеиндивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у нихразличного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.[7]
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребеноксохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослогоснизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность вповедении, у него появляется другая логика мышления./>[8]
Известный детский педиатр Бенджамин Спок пишет: «После 6 летребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого непоказывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере при другихлюдях. Ребенок холодно относится к другим людям, кроме тех, кого он считает«замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как собственность иликак «очаровательное дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства ихочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, онвсе чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым ондоверяет… То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципыдобра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Ноон сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как самзнает и хочет, чтобы его считали сознательным».
Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость,повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детейостается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резкопадает через 25—30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются вслучае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональнойнасыщенности уроков и мероприятий./>[9]
Младший школьный возраст является классическим временем оформленияморальных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенканесет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащихисполнению, идея «нормы», «долга» — все это типичные черты моральной психологииопределяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Ребеноктипически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душеразные правила и законы.
Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоениямногих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильнойорганизации воспитания способствует формированию у них положительных нравственныхкачеств.
1.3. Школьный коллектив и его роль в формированииличности младшего школьника
Решающее значение дляразвития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его вшкольный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается вдетском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характерутой деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру техотношений, которые составляют общественную жизнь коллектива, дошкольная группасущественно отличается от коллектива школьников.
Общая учебнаядеятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы,постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертойкоторых является учебная целеустремленность.
Сложная и многообразнаяжизнь школьного коллектива требует и сложной его организации. В отличие отколлективов детей дошкольного возраста, в коллективе школьников, помимо ихсовместной учебной работы, существуют и другие, гораздо более развитые, чем вдошкольном возрасте, виды коллективной деятельности, в которых каждый ребеноквыполняет свои особые обязанности. Таким образом, в школьном коллективесуществует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, иначеговоря, существует сложное объединение усилий отдельных детей.
В коллективе школьниковнет и не может быть, по выражению Макаренко, «равностояния», здесь складываетсяцелая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связис теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своимииндивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место.
Организуемая школойобщественная жизнь детей с необходимостью приводит к формированию средиучащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил,которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьномколлективе.
Итак, вступлениеребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования еголичности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возрастапостепенно формируется тот более высокий тип социальной направленностиличности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективнымиинтересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активностремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественнымиделами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективесверстников.
Конечно, вхождение вколлектив и формирование социальной направленности личности школьникапроисходит далеко не сразу. Это — длительный процесс, протекающий подруководством учителя, процесс, который можно проследить, наблюдая и анализируяповедение школьников разных классов.
Если в коллективепроводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативепомогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются нетолько своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинаетскладываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умениеправильно считаться с этим мнением коллектива.
Характер товарищескихвзаимоотношений также меняется на протяжении младшего школьного возраста. В Iклассе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища.Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешнихобстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте, живут на однойулице и т.п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместныхучебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчиваетсяигра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются наих основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими;возникают определенные требования к личным качествам товарища.
Оценка личных качествтоварища первоначально строится, исключительно, на основе оценки учителя,причем предметом оценки является прежде всего отношение ученика к своимшкольным обязанностям. Постепенно в основание оценки входит отношение товарища ктоварищу и, наконец, более многообразные моральные качества личности. В III-IVклассах часто завязывается уже подлинная дружба. Она строится на основе общихинтересов (интерес к отдельным отраслям знания, внешкольным занятиям, спорту),а также на почве общих переживаний и мыслей.
Новая направленность,возникающая у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, чтоони активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение иавторитет товарищей.
/>1.4. Младший школьник– новая личность
«Даже однояйцевыеблизнецы, – отмечают Н.П. Дубинин и Ю.Н. Шевченко, – имеющие тождественныйгенотип, в случае, если они развиваются в разных социальных условиях, присохранении поразительного физического сходства могут формироваться в различныедуховные личности». Способности и качества личности складываются и развиваютсяв процессе ее онтогенеза при решающей роли сотрудничества ребенка со взрослым,при определяющей роли системы воспитания и образования.[10]
В школе ребенок впервыевстречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется.Дети младшего школьного возраста уже готовы к выполнению этих требований. Какуже говорилось, поступая в школу, они стремятся занять новую социальнуюпозицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступаетносителем общественных требований. Он же и главный ценитель их поведения, иборазвитие моральных качеств учащихся идет через учение как ведущую деятельностьна данном возрастном этапе.
Характерные особенности личности младшего школьника.
Доверчивость, исполнительность. Какправило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, невступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Онине претендуют на самостоятельность и независимость.
Повышенная восприимчивость выражаетсяв том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое,ему хочется научиться писать, читать, считать.
Повышенная реактивность проявляетсяна уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей,стремлении отвечать самому.
Направленность на внешний мир выражаетсяв интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что ихзаинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствиемрассказывают об увиденном ранее.
Подражательность заключаетсяв том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнеекопирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время можетпривести к поверхностному его восприятию.
Направленность личности младшего школьника выражается в егопотребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей,которые были характерны для дошкольника:
• потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;
• потребность в движениях;
• потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:
• точно выполнять требования учителя;
• овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
• получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;
• быть лучшим учеником;
• выполнять общественную роль.
Каждый ребенок оценивает себя по-своему, исходя из этого можновыделить как минимум три группы детей по степени сформированности у нихпредставления о себе.
Первая группа. Представления о себеотносительно адекватны и устойчивы. Дети умеют анализировать свои поступки,вычленять их мотив, думают о себе. Они больше ориентируются на знание о себе,чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа. Представления о себенеадекватны и неустойчивы. Дети не умеют выделять у себя существенные качества,анализировать свои поступки, хотя оценивают себя, не опираясь на мнение других.Число осознаваемых ими собственных качеств невелико. Эти дети требуют особогоруководства по формированию навыков самоконтроля.
Третьягруппа. Представления о себе неустойчивы,содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. Недостаточноезнание самих себя приводит этих детей к неумению ориентироваться в практическойдеятельности на свои объективные возможности и силы.
У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная,высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженнаясамооценка проявляется крайне редко.
Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на всестороны жизни ребенка.
Личность ученикаформируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личностизависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностямусвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого,ответственного или безответственного члена общества.
ГЛАВА2. Исследование особенностей формирования личности у младших школьников
2.1. Проблема диагностикипараметров личности
Развитие человека ииспользование им своих способностей зависит от особенностей его мотивационнойсферы, уровня эмоциональной регуляции, характера межличностных отношений, в которые включен человек, и сформировавшегосяу него представления о самом себе — его самосознания. В представлениях индивидао себе особенно ярко проявляетсявзаимное влияние способностей и его личностных качеств. Психологическая диагностика и обеспечениеоптимальных условий для развития индивида,определение наиболее эффективных путей успешного функционирования личности невозможны без знания структуры личности изакономерностей ее становления.Поэтому психологическая диагностика личностных параметров представляетважную составную часть общей психодиагностики.
Подавляющеебольшинство психодиагностических методов, применяемых на практике,используют по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. В различных ситуациях,предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты:ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт «внимательный —невнимательный», «аккуратный — небрежный»,ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт «общительный — замкнутый»,«отзывчивый — черствый» и т.п.
Чтобыполучить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широкомклассе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты.
Понятие «личность»определяют по-разному Олпорт (1949), например, приводит 50 различных определений личности. Под термином«личность» чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждогоотдельного человека и определяется какприродными данными, так и социальными условиями жизни и развития. Об это говорилось в главе 1.
Многочисленные и всегдаразные проявления личности обусловлены ее структурой. Эта структура являетсячрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений.
2.2. Изучение личности в возрастномплане
Изучение личности ввозрастном плане определяется входящими внее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности егоповедения. Так, успехи ребенка вшколе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь,влияет на последующее выполнение имдеятельности, реализацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле представление о себе есть разновидностьиндивидуально осуществляющегося предсказания, которое прямо влияет назону ближайшего развития ребенка.
Получитьпредставление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьногопсихолога. Потребность визучении личностных особенностей и личностного развития в возрастном плане с каждым годом возрастает. Почти все типысуществующих тестов, разработанных для взрослых, имеют свои аналоги для детейразных возрастных групп и активно используются.Тесты интеллекта, умственныхспособностей, комплексные батареи способностей и личностные — это те тесты, которыми обычно пользуются консультанты повопросам образования и школьные психологи.
Наоснове факторных исследований Р. Кеттелла и его коллег создан ряд личностных опросников, из которых наиболее известен16-факторный личностный опросник (16 PF).Варианты этого опросника были разработаны для школьниковот 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старшихклассов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальнойшколы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость,скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость иподозрительность.
Вличностной области, пожалуй, самым сильным стимулом разработки специфического тестирования, наиболее адекватного дляприменения в народном образовании, сталиметодики, обозначаемые как «социальное научение», «терапия поведения», «модификация поведения».
Можноиспользовать тесты исследований воспитания характера. Эти тесты сначала разрабатывались как исследовательская методика,но затем были приспособлены и для практическойпсиходиагностики. В методиках этого типа используютсязнакомые детям обычные ситуации повседневной жизни школьников. Тесты могут проводиться в виде регулярно задаваемыхконтрольных работ, как часть домашнегозадания ученикам, в ходе занятий физкультурой или в групповых играх. Тесты предназначаются для измерения таких поведенческиххарактеристик, как честность,самообладание и альтруизм. Большинство тестов CFI, обладают хорошей различительной способностью, широкимдиапазоном индивидуальных различий в показателях.
Стольже активно, как личностные опросники, в образовании используются и проективныеметодики, например экспрессивная методика. Широкая и расплывчатая категорияпроективных методик включает в себя довольно много форм относительно свободного самовыражения. Считается, что благодаряполученной возможности выразить себяребенок не только обнаруживает свои учебные, поведенческие или эмоциональные затруднения, но также и освобождается отних. В этих случаях чаще всего применяются рисование итеатральное представление при помощи игрушек.
2.3. Диагностика психического развития и отношенияребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Кактолько ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется —появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности —учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимаетмаленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошоон приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новыезнания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми?Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная ссередины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общихшкольных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того,проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные дляформирования адаптивного поведения в школе.
Наиболееинформативный результат дает анализ соотношения самооценки иценностных ориентации первоклассника.[11]
Материал:карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек снапечатанными на них ценностными характеристиками:
умный сильный здоровый
сильный веселый хорошоучится
аккуратный здоровый веселый
хорошоучится умный аккуратный
красивый аккуратный сильный
здоровый хорошо учится красивый
веселый красивый умный
Порядокпроведения. Положите перед ребенком карточку с изображениемфигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три оченьпохожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот —здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этихмальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенказафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качествапод оценкой «2 балла». Бланк ответов:
2
1
2
1
ц.о.
со.
Аккуратный (-ая) XX X X XX 4(2) 2
Веселый (-ая) XX X XXX 2(2) 3
Здоровый (-ая) X X X X XX 3 1
Красивый (-ая) XX X XXX 2(3) 3
Сильный (-ая) XX X XX X 2(1) 2
Умный (-ая) XX X XXX 4(1)
Хорошо учится XX X X XX 4(3) 4
Спроситеу ребенка: «Которым (которой) из оставшихся мальчиков (девочек) ты больше хотелбы (хотела бы) быть?» Ответ заносится в графу «1 балл» бланка ответов.Оставшаяся характеристика оценивается в ноль баллов. После этого скажитеребенку: «А теперь представь, что один из этих мальчиков (девочек)действительно ты. Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» — 2балла. «Кто из оставшихся похож на тебя больше?» — 1 балл. Занесите ответы вправую часть бланка ответов. Описанная процедура повторяется со всеми семьюкарточками. Затем подсчитывается количество баллов для каждой характеристики вправой и левой частях бланка ответов. Результаты записываются в графы«ценностные ориентации» (левая часть) и «самооценка» (правая часть). В случае,если количество баллов для нескольких характеристик совпадает, проводитсядополнительное сравнение их между собой (результаты в скобках).
Пример.Характеристики «аккуратный», «умный», «хорошо учится» получили по 4 балла. Приих дополнительном сравнении первое место получил «умный» (в скобках — 1), потом«аккуратный» (в скобках — 2) и «хорошо учится» (в скобках — 3). Дальше из графы«ценностные ориентации» выбираются три характеристики: две с наибольшимколичеством баллов, одна — с наименьшим, которые затем используются приизмерении самооценки. На следующем этапе ребенок сравнивает себя со всемилюдьми по выбранным выше ценностным ориентациям. Для тренировки проводитсяоценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Кроме того, ребенкапросят указать, как, по его мнению, оценит его по данному качеству учительница.Вы не должны удивляться, что в этом случае оценки могут не совпадать. Ребенкупредъявляется рисунок лесенки из 10 ступенек с надписью над верхней ступенькой— «высокий», под нижней — «низкий» (рис. 1):
/>
Рис.1. Лесенка.
«Представьсебе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса: на нижнейступеньке стоят самые низкие дети, на верхней — самые высокие, остальные — насредних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит.Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту. Атеперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница. Поставькружок на этой ступеньке». Сравнение по остальным качествам проводится «совсеми людьми на свете». Исследование заканчивается после рассмотрения всехлесенок. При анализе полученных результатов учитывают.
1.Дифференцированность системы ценностей. У детей с трудностями адаптациибаллы, полученные в результате тестирования, близки друг другу, детям трудновыделить наиболее и наименее ценные качества. Если у «благополучных» детейразница между ценностями может достигать шести баллов, то у «неблагополучных» —всего двух.
2.Соответствие самооценки ценностным ориентациям. При неблагополучнойадаптации достаточно типична ситуация, когда при исследовании самооценки спомощью карточек более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям(несовпадение баллов в левой и правой частях протокола для отдельныххарактеристик). Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациямиможет рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективноощущаемого ребенком.
3.Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Признакомнарушения адаптации может служить предположение или уверенность ребенка в фактенедооценки его личности учителем. Если по всем трем показателям выявляютсянегативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общегонегативного психического состояния достаточно высока. Найти выход изсоздавшейся ситуации, поговорив с ребенком, с учителями, школьным психологом,доверившись собственной интуиции и совету специалиста, — ваша задача.
Однимиз понятий, наиболее тесно связанных с обучаемостью школьников, являетсяпонятие «познавательного стиля». Наиболее часто встречается познавательныйстиль, связанный с разрешением противоречий между скоростью и точностьюпринятия решения. Импульсивным детям свойственно быстрое принятие решения безего достаточного обоснования, необдуманный выбор гипотез. Для рефлексивныххарактерно тщательное обдумывание своих ответов, многократная проверка гипотез,принятие осторожных, точных решений. Установлено, что импульсивные дети делаютбольше ошибок при письме и чтении, меньше способны к концентрации внимания.Рефлексивные дети точнее воспринимают информацию (цифровой, знаковый, буквенныйматериал, форму и размер геометрических тел), успешнее справляются с тестами наконцентрацию, переключение внимания и на понимание сложных смысловых связеймежду словами. С возрастом и под влиянием обучения импульсивность можетснижаться. Помогают преодолеть ее последствия тщательная проверка результатов,проговаривание вслух, тщательная подготовка к работе. Помните, чтоимпульсивность сама по себе не является ни положительной, ни отрицательной, априобретает ценность в связи с условиями конкретного вида деятельности.Определить вид познавательного стиля ребенка может тест.
Выборпарной фигуры (диагностика импульсивности,рефлексивности)
Материал:12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур,отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка — найтифигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выборафигуры и количество ошибочных ответов.
Инструкция«Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста,на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху (внизу), и покажиее мне. Давай сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка накартинках для примеров.) Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такиепростые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху(внизу), и покажи мне ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет,это не совсем похожая картинка, есть более похожая».
Обработкарезультатов. Для подсчета результатов следует воспользоватьсятаблицей «правильных ответов»:
Номер задания
Правильный ответ
Номер задания
Правильный ответ
1
2
3
4
5
6
1
2
3
3
5
4
7
8
9
10
11
12
5
1
4
4
2
1
Ребенок,отвечавший дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством ошибок,считается рефлексивным, ребенок с более коротким временем ответа и большимколичеством ошибок — импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые — аккуратныедети (точные) и медленные — неточные.
Нормативы:
Возраст
Тип
Время ответа
Количество ошибок
1—2-е классы
Рефлексивный
Импульсивный
Точный
Медленный-неточный
≥21
≤10
> 21
≥24
≥ 7
3-й класс
Рефлексивный
Импульсивный
Точный
Медленный-неточный
≥ 30
≤ 9
> 30
≥ 11
≥ 5
Сначалом школьного обучения у ребенка появляется возможность получать знания изразных областей, с которыми он раньше не сталкивался, заниматься новыми, необычнымиделами. За счет этого расширяется его кругозор и появляются симпатии к тем илииным сферам деятельности. У кого-то уже в этом возрасте может резко проявитьсятяга к одной сфере деятельности, с кем-то произойдет позже. Начав в этомвозрасте наблюдение за ребенком по предлагаемой анкете, можно продолжать егозатем в течение всего обучения в школе.
2.4. Методики исследования личности
В личности как сложном психическом конструкте тесно переплетаютсямножество биологических и социальных факторов. Изменение даже одного из этихфакторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами ина личности в целом. Это является одной из причин многообразия подходов кизучению личности. Все эти подходы имеют одинаковое право на существование, но применениеих зависит от того, какой именно концепции личности придерживаетсяисследователь.
Характерологические особенности личности, определенныетипологические особенности темперамента, характера, мотивации и другихпсихических образований — диагностика этих показателей необходима при изученииличности. На основании этого можно создавать программу комплексного познанияличности с применением индивидуально определенного набора методик.
Возвращаясь к понятию личности и учитывая его сложность, следуетотметить, что нет какого-либо метода, методики полного исследования личности. Спомощью экспериментального исследования можно получить лишь частичнуюхарактеристику личности (определенные личностные проявления в конкретнойситуации).
В настоящее время известно множествоэкспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных наисследование личности. Число применяемых в диагностике личностных опросников ипроективных методов достигает нескольких сотен. При разработке личностныхопросников различия в подходах проявляются в формулировке, отборе и группировкевопросов.
Методика«Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука[12]
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как длявзрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем.Обследуемому предлагается нарисоватьдом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
Р.Бернс при использовании теста ДДЧ проситизобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие междудомом, деревом и человекомпредставляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможнозаметить то, что действительно происходит внашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека.Если первым нарисовано дерево, значитосновное для человека жизненная энергия.Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этимипонятиями. Интерпретация признаков в тесте «Дом-Дерево-Человек» приведена вПриложении 2.
Тест«Несуществующее животное»[13]
Методисследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используетсяисследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения,рисунка). По И.М. Сеченову всякоепредставление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этимпредставлением, заканчивается движением(буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Еслиреальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируетсяопределенное напряжение энергии,необходимой для осуществления ответного движения(на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжениев группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалосьбы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощьюрук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеетнаправление в пространстве: удаление,приближение, наклон, выпрямление, подъем,падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляетсобой модель пространства и, кроме состояниямышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим,прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью илиидеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлымпериодом и бездеятельностью (отсутствиеми его осуществлением). Правая сторона,пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Праваясторона (соответствующая доминантнойправой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимообщих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала тестаиспользуются теоретические нормыоперирования с символами и символическими геометрическимиэлементами и фигурами.
Посвоему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных.Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может бытьпредставлен в описательных формах. Посоставу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требуетобъединения с другими методами в качествебатарейного инструмента исследования.Тест приведен в Приложении 3.
Естественно,что приведенные приемы исследования личности недостаточны для полной еехарактеристики, но они могут раскрыть некоторые личностные особенности ребенка.В связи с разнообразием подходов к исследованию личности, на сегодняшний деньне существует сколько-нибудь четкой и общепринятой классификации личностныхопросников. Основные проблемы использования личностных опросников связаны свозможностью фальсификации ответов (ответы субъектов могут быть не искренними всилу стремления к «социальной желательности»), а также со снижениемдостоверности полученных данных в силу влияния двух основных групп факторов:
— Факторов имеющих установочную природу (установки могутзначительно искажать ответы испытуемых» в силу различных обстоятельств, поэтомув настоящее время минимизации влияния установок на ответы посвященымногочисленные исследования).
— Фактора различий в понимании вопросов обследуемыми.(Интеллектуальная оценка вопросов субъектами существенно влияет надостоверность ответов. Неясность, трудность вопросов приводят к изменчивостиответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежностиметодики).
Анализируяпроблемы, возникающие в связи с разработкой и применением личностныхопросников, необходимо подчеркнуть, что для измерения той или иной переменнойформулируется вопрос или утверждение, ответ на который будет индикатором ееналичия (отсутствия). Однако необходимо помнить, что ответ на вопрос обусловлендействием значительного числа факторов (отношение к обследованию, условияобследования, пол экспериментатора, жизненный опыт и т. п.). Соответственно,связь измеряемой личностной переменной с ответом будет выражатьсястатистически, а не детерминистически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребеноквходит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается,переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственнымростом самого ребенка» — А.С. Макаренко
Детимладшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются вопыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений,стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенканаправлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическуюоценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества вдругом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе.Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередковидят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения ипоступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшегошкольного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним изрешающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетическоговосприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формированиеотношений к миру, осуществление становления личности.
Они по-разному (быстроили медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, стоучитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной имыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти,воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру,по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, помотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениями неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у нихразличное положение в коллективе сверстников.
Это естественно: укаждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый изних представляет собой индивидуальность – неповторимую личность.
Благоприятносказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов,это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел,стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.
Одни из важнейшихусловий успешного формирования ценных качеств личности ребенка – хорошийпсихологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенкаиграет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личностиребенка – его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. –можно подобрать к нему индивидуальный подход.
Младший школьныйвозраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточнолегки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. Оних он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залогплодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Странадетства. Сборник. М.: Знание, 1990. – 288 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
3. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Б81 Основыпсихологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. —168 с.
4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.:Просвещение, 1973. – 288 с.
5. Детская психология. Методическиеуказания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центрпсихологии НГУ, 1995.
6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. Метод. Пособие.М.: Высш. шк., 1991. – 96 с.
7. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучшихтестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)
8. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования,1998.
9. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.:Педагогика, 1983. – 192 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.СПб.: Питер, 2007. – 583с.
11. Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своемребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
12. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г.Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
13. Мухина В.С.Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд.,стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом«БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
15. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Подред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.
16. Психология. Республиканские межведомственные научныесборники. Выпуск 4. Психология общения. Мн.: Народная асвета, 1984. – 112 с.
17. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред.И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
18. С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И.Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с.
19. Сборник психологических тестов. Часть 3.Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005.– 120с.
20. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.:Просвещение, 1991. – 207 с.
21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр«Академия», 1998. – 288 с.
22. Чеховских М.И. Психология.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психологияразвития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. — 349 с.