Реферат по предмету "Психология"


Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности

ПСИХОЛОГИЯЛИЧНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА,
ЕЕПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
План
Введение
Психологическиеособенности личности налогового преступника
Психологияличности добросовестного налогоплательщика
Заключение

Введение
Личность преступника — совокупность психологическихсвойств, характерных для лиц, совершающих преступления. Изучение личностиналогового преступника включает в себя исследование психологических механизмовпротивоправного поведения, мотивации преступления, роли и соотношенияиндивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формированииличности преступника и противоправного поведения, влияния на него устойчивых иситуативных психических состояний .
Брокгауз определяет личность как философскую,объединенную единством самосознания, совокупность наиболее устойчивыхвоспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных кизвестному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другимличностям (личность социальная) .
А.Р. Ратинов ведущую роль при изучении личностипреступника отводит дефектам правосознания, ценностно-нормативных ориентаций,специфической структуры мотивационных конструктов, а также конкретнымпсихологическим качествам (агрессивность, импульсивность, эмоциональнаявозбудимость, низкий уровень интеллектуального развития, личностнаяупрощенность). Он выделил ряд проблем, связанных с установлением содержанияпонятия «личность преступника»:
— «нелинейная многофакторная зависимостьпреступного поведения от большого числа взаимодействующих причин и условийобъективного и субъективного характера, в силу чего ни один из факторов неможет сам по себе быть определяющим;
— цельность и системность человеческой личности,исключающая возможность понимания ее как простого набора психических функций исвойств, что диктует необходимость относительно „глобального“исследования личности;
— пластичность психики и изменчивость личности подвлиянием совершенного преступления, процедуры судопроизводства, применениясанкций, в связи с чем свойства, выявляемые у осужденного, не обязательно емубыли присущи в момент совершения преступления;
— сознательные и несознательные маскировки изащитные механизмы, препятствующие проникновению исследователя в интимный мирличности преступника;
— невозможность использования в готовом виде большейчасти известных психологических методик без их переработки применительно кспецифическим задачам и условиям исследования личности преступника» .
Значительное внимание уделено понятию «личностьпреступника», раскрытию его содержания Б.Д. Лысковым и Т.Н. Курбатовой.Они проанализировали охарактеризовать основные подходы к личности преступника,имеющие место в юриспруденции, и пришли к заключению, что «это понятие»приложимо" лишь к осужденному за конкретные преступления" .
С категорией «личность» связано понятие«правосознание», под которым понимают совокупность правовых идей исоответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозьпризму социальных отношений и воплотившихся в нормах права, выступающихпрактической стороной правосознания, правовых теорий, правовых представленийобыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах .
Исследования многих ученых (Е.А. Лукашева, Д.А.Потопейко, С.С. Остроумов, Ю.А. Алешин, В.А. Щегориев, Г.К. Ефремова, А.Р.Ратинов, А.В. Ярмоленко, В.А. Чуфранов, В.Л. Васильев, М.И. Еникеев и многиедругие) показали, что деформации правосознания, служащие источникомотклоняющегося поведения, лежат не в когнитивно-познавательной сфере, а связаныс уровнем оценочных суждений личности о праве и ее индивидуальной практикой ихприменения.
Так, В.Л. Васильев выявил такие особенностиправосознания лиц, совершивших преступления:
— правосознание лиц, совершивших преступление, какправило, по ряду существенных аспектов не совпадает с существующим общественнымправосознанием, противоречит правовым нормам;
— преступник отрицает конкретную правовую норму илигруппу правовых норм, защищающих общественные отношения, на которые онпосягнул;
— в иных случаях преступник принимает как правильнуюи справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой былосужден, в ее «абстрактном понимании», но считает приговор слишкомсуровым, несправедливым .
Под психологией личности преступника мы понимаемсистему негативных психологических качеств индивида, которые обусловливаютсовершение им преступления определенного рода.
Поведение человека — сложное многофакторное явление.Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуреповедения личности. В процессе индивидуального развития поведенческие системытрансформируются в сложный комплекс индивидуальной поведенческой стратегии,образуют поведенческий тип личности .
Криминальное поведение отличается от социальногоположительного поведения как по содержанию направленности, так и попсихорегуляционным особенностям.
Как отметил М.И. Еникеев, для поведения большинствапреступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефектысаморегуляции. При низких регуляционных возможностях индивида асоциальные иантисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но самистановятся целеобразующими механизмами поведения .
При изучении личности преступника необходимоопределить осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональныекомпоненты поведения человека, определить факторы, предопределяющиенаправленность личности и ее эмоционально-волевые регуляционные особенности,выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности.
Поведение организуется определенными исходнымиценностными позициями личности: выбор целей и средств их достиженияопределяется самосознанием субъекта, избираемыми им способами поведения.
По мнению М.И. Еникеева, подлинные исходные мотивыповедения преступника могут трансформироваться, видоизменяться, маскироваться,оформляться в приемлемом для него виде .
Мотивация преступления формируется личностныминегативными качествами преступника — корыстью, мстительностью, ревностью,тщеславностью, системой ложных воззрений (неправильным пониманием понятиядолга, товарищества и т.п.).
Итак, не изолированные отдельные сознательныемотивы, а общая направленность и обобщенные способы поведения определяютповедение преступников.
Психологическая характеристика личности преступникаприобретает практическую и научную значимость только при определеннойсистематизации черт, свойств и социальных связей личности преступника. Этим целямслужат типология личности преступника и классификация преступников.
Типология выявляет наиболее существенные,закономерно (объективно) присущие только данному типу личности признаки,свойства и связи, которые в своей совокупности отражают суть данного явления.Таким образом, типология представляет собой устойчивую и стабильную системухарактерных признаков личности преступника.
Классификация преступников преследует цельраспределения статистической совокупности лиц, совершивших преступления, наопределенные классы, разряды или категории. Причем в основании классификации взависимости от целей, стоящих перед ней, могут лежать любые теоретическиобоснованные критерии, связанные с причинами преступного поведения илиобъясняющие его, а не только закономерные или наиболее существенные, как втипологии. Классификация фактически способствует изучению не личности какопределенного рода целостности, а контингента лиц, совершающих преступления.При этом устанавливаются особенности статистической распространенности всоответствующих контингентах преступников тех или иных криминологическизначимых признаков. Однако криминологическая классификация не может бытьосуществлена в отрыве от общепсихологической классификации личности.
Одними из первых анализ личности преступника и ееклассификации провели Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри. Они выдвинули теорию«врожденного преступника» и предложили классификацию, котораявключала пять типов преступников: 1) прирожденных; 2) «преступниковвследствие безумия»; психопатов и иных страдающих психическими аномалиями;3) преступников из страсти; 4) случайных; 5) привычных .
В.М. Бехтерев классифицировал преступников на группыпо психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые иимпульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы,совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники снедостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм ит.д.) .
Первые значительные исследования в России,анализирующие типологию преступников, принадлежат С.В. Познышеву. Согласно егоконцепции все преступники (правонарушители) делятся на онтогенных и экзогенных,первые — это противники правопорядка, которым чужды нормы морали ичеловечности, вторые — это лица, совершающие преступления под воздействиемвнешнего влияния, недостаточно самостоятельные в выборе поступков,легкомысленные и слабохарактерные .
Среди классификаций, формировавшихся в тот период,следует назвать классификацию А.Ф. Лазурского, основные моменты которой положительновоспринимаются современными криминологами и психологами. Он, принимая вовнимание психическое содержание личности преступников, разделил их на четыреподтипа: 1) рассудочные; 2) слабовольные; 3) импульсивные; 4) эмоциональные .
Приведенная классификация была принята в основномсовременным исследователем личности преступника А.Ф. Зелинским, который еесущественно развил за счет акцентуации психологической стороны — психическогосодержания личности. Он выделил несколько подтипов и соответственно им уровнейпсихической активности преступников: а) рассудочный; б) слабовольный; в)импульсивный; г) эмоциональный; соответственно им — уровни: 1) расчетливыеэгоисты; 2) апатичные; 3) беспорядочные; 4) сосредоточенно жестокие .
М.И. Еникеев в типологии личностей преступниковразличает три градации:
— общий тип преступника;
— личность преступника определенной категории;
— личность преступника определенного вида .
Эти градации соотносятся между собой как общее,особенное и единичное.
Критерием типического в преступнике является степеньего общественной опасности — мера его асоциальной, антисоциальной деформации идефекты психической саморегуляции. По этому критерию можно выделить три типапреступников — антисоциальный (злостный), асоциальный (менее злостный) и типличности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции(случайный).
Наряду с мерой социальной опасности преступникаможно выделить характер этой опасности, определяемый объектом преступногопосягательства. В связи с этим можно установить три группы направленностипреступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильственную.
В основе криминально-психологической классификацииличности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения,мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мерадесоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:
— видом совершенного преступления — объектомпреступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий:совершением преступления впервые, «случайно», повторно,систематически или рецидивистом;
— формой вины, мотивом и целью преступления;
— способом совершения преступления как показателеминтенсивности антисоциальной направленности преступника;
— ситуацией и поводом совершения преступления;
— наличием отягчающих и смягчающих ответственностьобстоятельств;
— отношением преступника к совершенному деянию — поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной,уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействиеследствию, поведение во время отбывания наказания) .
Основа типологии преступников — степень ихдесоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.
По степени социальной дезадаптации различаются дватипа личности преступника.
1. Антисоциальный тип — лица, неоднократносовершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, — тип «злостного» преступника.
2. Асоциальный тип — лица, впервые совершившиепреступление на основе общей асоциальной направленности, несоциализированный,«менее злостный» тип преступника.
По психорегуляционному основанию можно выделить типличности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции:лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стеченияобстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведенияданной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психическойсаморегуляции. Этот тип преступников можно подразделить на четыреразновидности:
— лица, допускающие преступную халатность,бездействие;
— лица, совершающие преступления в результатечрезвычайной самонадеянности;
— лица, совершающие преступления в результатесильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
— лица, совершающие преступления в силу повышеннойситуативной дезадаптации.
По содержанию ценностно-ориентационнойнаправленности личности мы выделяем следующие группы преступников.
1. Преступники с антисоциальной корыстнойнаправленностью.
Эта группа преступников посягает на основноедостояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой икачеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы:
— корыстно-хозяйственная подгруппа преступников(фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и др.);
— корыстно-служебная подгруппа преступников (хищенияпутем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогания взяток);
— воры — лица с корыстными посягательствами,связанными с тайным похищением имущества (кражи);
— мошенники (подделка документов, обманноевымогательство и т.п.).
2. Преступники с антисоциальнойкорыстно-насильственной направленностью — лица с корыстными посягательствами,соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи,разбойные нападения).
3. Преступники с антигуманной, агрессивнойнаправленностью — лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровьюи личному достоинству других людей.
Следует различать личностьпреступника-индивидуалиста и личность преступника — члена преступной группы. Впоследнем случае существенным криминально значимым признаком преступникаявляются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.
Если мы задумаемся, почему большинство людей несовершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений ихудерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественногоосуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могутнейтрализовать криминогенные убеждения и привычки.
С.М. Иншаков все криминогенные качества человекаразделяет на четыре группы:
1) криминогенные качества, нейтрализующиесдерживающее воздействие совести;
2) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающеевоздействие уголовного наказания;
3) криминогенные качества, нейтрализующиесдерживающее воздействие общественного осуждения;
4) отсутствие умений, необходимых для реализациисдерживающего влияния трех указанных факторов.
Среди убеждений, относящихся к первой группекриминогенных качеств, он выделяет:
— убеждения, обусловливающие отсутствиесовестливости (например, уверенность, что «мне можно то, чего нельзядругим»);
— убеждения, являющиеся основой механизмапсихологической защиты (например, убеждение, что все люди допускаютнесправедливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип: «я не хужедругих»);
— убеждения, обусловливающие правовой нигилизм .
На наш взгляд, данные убеждения наиболее точноотражают психологию личности налогового преступника.
В.Д. Ларичев и А.П. Бембетов выделяют элементыпсихологической структуры личности, взаимосвязанные в четыре основныеподструктуры личности, необходимые и достаточные для включения в них всехвозможных черт личности, известных в настоящее время в психологии.
Первая подструктура — это в основномсоциально-обусловленные свойства личности: ее мировоззрение, взгляды,убеждения, желания, интересы, склонности, идеалы, направленность.
Вторая подструктура — это жизненный ипрофессиональный опыт, состоящий из знаний, навыков, умений и привычек. Каждыйэлемент только в том случае можно считать свойством личности, когда он ужедостаточно прочно сформирован и проявляется в деятельности и поведении.
Третья подструктура — это индивидуальные особенностиотдельных психических процессов и состояний или форм отражения объективногомира: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение,представление, воля, эмоции и чувства.
Четвертая подструктура — биологически обусловленныесвойства личности: темперамент, биологические потребности, задатки, возрастныеи половые свойства личности, ее органические изменения .
В.В. Романов в ходе исследования психологическихособенностей лиц, совершивших преступления, обращает внимание на такое качестволичности, как социальная адаптивность, которое влияет на поведение человека всамых различных, в том числе и в криминальных, ситуациях. Данное комплексноеличностное образование влияет на отношения субъекта с окружающей его социальнойсредой, определяет в целом его жизненную стратегию, тактику повседневногоповедения, взаимоотношений с окружающими его людьми, способы разрешения имразличных конфликтов с помощью правовых либо неправовых (криминальных) средств.
Лиц, совершающих преступления, В.В. Романов условноразделяет на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный исоциально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантовличности .
Социально-адаптивный тип личности преступника.Данный тип отличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевойустойчивости, сопротивляемостью (толерантностью) к стрессу, к длительновоздействующим психофизическим перегрузкам, стеническим типом реагирования всложных, критических ситуациях, развитыми адаптивными свойствами нервнойсистемы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливатьсяхорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот илииной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью,прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий нетолько на время совершения преступления, но и в последующем в ситуацияхактивного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лицанередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере),хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие .
В мотивационной структуре личности данногокриминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностныеориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы,общепринятые правила поведения, преступать недозволенное.
Социально-дезадаптивный тип личности преступника.Лица, которых можно отнести к данному типу, отличаются прежде всего своейнизкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью кстрессу, невротической симптоматикой, психическими аномалиями, психотическимирасстройствами, психопатическими особенностями личности.
Интересы, ценностные ориентации, мировоззренческаяоснова таких лиц характеризуются своей бездуховностью, примитивным складом,отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно прогнозировать свои поступки,поведение во имя достижения более значимых целей по сравнению с удовлетворениемкаких-то сиюминутных потребностей.
Среди преступников, по их регуляционным особенностям,можно выделить лиц, совершающих:
1) преступления целевые;
2) преступления-самоцели;
3) преступления — средства для достижения другихцелей.
К первой группе преступлений относятся преступники,имеющие целью реализацию определенных личностных интересов (материальнаявыгода, карьеризм, месть, удовлетворение потребностей).
Преступления второй разновидности отличаются тем,что сам процесс их совершения доставляет удовлетворение преступнику(халатность, преступное бездействие).
Третья группа преступлений совершается не радиэгоистических устремлений, а благодаря неправильно понятым интересам общества.
Основополагающим вопросом при изучении личностипреступника является нахождение психологических различий между личностьюправонарушителя (преступника) и законопослушного человека. Сравнительноепсихологическое и социологическое исследование личности преступников изаконопослушных граждан позволило сделать ряд важных выводов об особенностяхличности преступника. Преступник — это личность со значительно более высоким уровнемтревожности и как следствие — неуверенности в себе, импульсивности иагрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социальнополезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица вмежличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Дляпреступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности и,наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп .
Практическое и научное значение изучения психологииличности преступника заключается в следующем:
— во-первых, такое понимание личности преступниканацеливает практических работников (и ученых), изучающих причины преступности,на выявление определенной группы личностных качеств;
— во-вторых, анализ указанной группы личностныхкачеств (личности преступника) позволяет объяснить истоки преступногоповедения;
— в-третьих, изучив качества личности, обусловившиепреступление, можно по количеству и качеству этих отрицательных качеств отнестипреступника к определенному типу (случайному или злостному), а соответственно ипрогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и сучетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;
— в-четвертых, знание отрицательных качеств, обусловившихпреступление, позволяет организовать процесс исправления преступника всоответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение обусловно-досрочном освобождении;
— в-пятых, вскрыть отрицательные качества человека,которые обусловили совершение им преступления, можно, взяв их за отправнуюточку, углубить анализ истоков преступного поведения — выявить причиныобразования негативных свойств личности и условий их устойчивости.
Психологические особенности личности налоговогопреступника
Под психологическими особенностями личностипреступников вообще и налоговых преступников в частности понимаетсяотносительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющихтипичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, система представленийчеловека о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия.Полученные за последние годы результаты эмпирического изучения личностиналогового преступника в сравнении с законопослушными гражданами убедительносвидетельствует о наличии некоторых отличительных особенностей, в том числепсихологических, у первых. Законопослушные граждане намного превосходят лиц,совершивших налоговые преступления, по социально-позитивному отношению ко всембазовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни. Такимобразом, личность налогового преступника отличается от личностизаконопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативнойсистемы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имееткриминогенное значение и специфично именно для преступников. Эта специфика ихнравственно-психологического облика является одним из факторов совершения имипреступлений, что, однако, отнюдь не является психологизацией причинпреступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием техсоциальных отношений, в которые был включен индивид, т.е. имеют все-такисоциальное происхождение.
При этом очевидно, что личность налоговогопреступника существенным образом отличается от личности других преступников. Вбольшинстве своем это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеютблестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами ивысоким уровнем работоспособности), высокоорганизованные,высокоинтеллектуальные, имеющие высшее образование (часто не одно) и ученыестепени и звания. В возрастном отношении это также люди с устоявшейся психикойи мировоззрением. Также значительная часть налоговых преступников — люди свысоким материальным достатком .
Иными словами, можно смело утверждать, что изучениеличности налогового преступника лежит скорее в области социальной и юридическойпсихологии, нежели в рамках обычных общих подходов к личности преступника.
Для того чтобы постараться изучить личностьналогового преступника, прежде всего следует обратить внимание на мотив,который обычно присущ коррупционерам.
Мотив — это внутреннее побуждение к поведению, то,ради чего это поведение осуществляется. В мотиве заключается субъективный смыслповедения. Можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека, иличность человека такова, каков ее мотив.
Мотив — явление психологическое, но он можетформироваться только при условии вступления человека в разнообразные отношенияс окружающими, включенности личности в общественные связи. Сами мотивы не могутбыть преступными.
Преступным способно быть только поведение, а онозависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственнойнаправленности личности, ее солидарности с существующими правовыми нормами.
Изучение мотивов преступного поведения всегда должноосуществляться в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегдадолжно вытекать из понимания самой личности, ее сущности. Только подобныйподход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен данному налоговомупреступнику. Было бы ошибочно думать, что налоговые преступники совершаютпреступления исключительно из корыстных побуждений. Достаточно большоеколичество среди них занимают люди, совершающие подобные действия из престижныхмотивов, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, аглавное — должностное положение. Этим лицам необходимо постоянно завоевыватьавторитет среди окружающих, и т.п. Корысть, понимаемая в смысле личногообогащения, если она здесь есть, выступает в качестве лишь дополнительного мотива.
Кроме того, следует обратить внимание на такназываемые псевдосоциальные мотивы, в основе которых лежит предпочтение норм,интересов и ценностей отдельных социальных групп, противоречащих охраняемымзаконом нормам, интересам и ценностям общества в целом. К типичным мотивамтакого рода относятся в том числе ведомственно-корпоративные. Например,довольно часто налоговые преступники утверждают, что совершают преступныедействия для решения практических вопросов, которые без нарушения предписанийнорм закона разрешить невозможно. При этом в каждом конкретном случае виновныйзнает, что конфликт его интересов и общества имеется и своими поступками оннарушает уголовно-правовые запреты, поэтому мотив в этом случае надо искать втом, в чем именно заключен для преступника смысл противоправных действий, чтопсихологически он выигрывает, совершая их. Именно поэтому мотивом является неложно понятый интерес группы, общества, а определенная польза для себя. Другимисловами, преступник не ошибается в правовой и нравственной оценке указанныхвыше интересов, однако у него есть потребность утверждения, улучшения своегосоциального статуса, подтверждения своего социального бытия, наконец, страхбыть низвергнутым или уничтоженным сложившейся в обществе системой. Последнее обстоятельствоможет в какой-то степени объяснить, почему определенная часть государственныхслужащих, подпадая под влияние окружающих их сослуживцев, постепенновтягивается в орбиту преступных взаимоотношений, хотя по своим личностнымхарактеристикам эти лица изначально не собирались становиться преступниками.
Очевидно, что отдельные поступки, а тем болееповедение человека в целом направляются не одним каким-то, а рядом мотивов,находящихся друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них можновыделить основные, ведущие, которые и стимулируют поведение, придают емусубъективный, личностный смысл. Вместе с тем изучение налоговых преступленийубеждает в том, что одновременно и параллельно могут действовать два и большеведущих мотива. Они взаимно дополняют и усиливают друг друга, придаваяповедению целенаправленный, устойчивый характер, значительно повышая егообщественную опасность. В этом, помимо прочего, можно видеть причинудлительного совершения коррупционерами преступлений.
Конечно, в те или иные периоды жизни один из ведущихмотивов как бы приобретает главенствующую роль, затем мотивы могут идти вместе,меняться местами и т.д. Совокупность мотивов и лежащих в их основе потребностейсоздает мотивационную сферу личности.
В преступном поведении можно встретить расхождениемежду провозглашенными намерениями и реальными мотивами. Если они не совпадают,то не только по причине того, что преступник желает обмануть окружающих,включая представителей правоохранительных органов. Скорее, дело в неосознаваемостизначительного числа мотивов преступлений, которые из-за этого не совпадают свысказанными намерениями. То, что на первый взгляд представляется налоговымпреступникам в качестве ведущего мотива, в действительности может оказатьсяодним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующегозначения. Поэтому перед сотрудниками правоохранительных органов (впрочем, как идля многих исследователей, занимающихся рассматриваемой проблемой) стоит задачакропотливого поиска подлинных мотивов преступлений. При этом следует отчетливопонимать, что мотив и мотивировка — далеко не одно и то же. Между тем именномотивировка, данная следствием или судом или самим преступником, юристами,научными и практическими работниками, воспринимается именно как мотив. Нередкомотивировки, данные обвиняемым, кладутся в основу определения мотивов,формулируемых затем следствием и судом в их процессуальных актах.
Таким образом, мотивировка — рациональное объяснениепричин действия посредством указания на социально приемлемые для данногопреступника и его окружения обстоятельства, побудившие к выбору данногодействия. Мотивировка выступает как одна из форм осознания мотивов; с еепомощью налоговый преступник иногда оправдывает свое поведение или маскируетего с целью психологической защиты, внутреннего оправдания нарушенияустановленных правовых предписаний. При этом, понимая, что он нарушает закон,налоговый преступник оправдывает свои действия тем, что печется, например, облаге руководимого им предприятия. Впрочем, не следует упускать из виду и теслучаи, когда посредством мотивировки пытаются скрыть подлинные мотивы.
Ценности окружающего мира усваиваются, накапливаютсячеловеком с самых ранних этапов его развития и могут мотивировать егоповедение, они могут выступать в качестве побудительных сил человеческойактивности. При этом ценности человека в различные периоды времени могутсущественным образом видоизменяться. Наиболее стабильные ценности могут и неохватываться сознанием и на этом уровне мотивировать поведение, совокупностьмотивов шире ценностно-нормативной системы личности. Поэтому объектоминдивидуального предупредительного воздействия на личность налоговогопреступника должна быть вся мотивационная сфера, а не только какие-либоценности. В то же время именно ценности личности в силу рационального характерамногих из них в наибольшей степени могут поддаваться изменению и перестройке, вчем видится одна из основ успеха профилактики преступных проявлений наличностном уровне.
Между тем правоохранительные органы далеко не всегдамогут правильно определить мотивы преступного поведения налоговых преступников.Причин подобного положения дел несколько. Во-первых, определяя мотив,правоохранительные органы исходят из перечня, который имеется в некоторыхстатьях уголовного закона, за пределы которого, даже если это диктуетсяобстоятельствами дела и личностью виновного, как правило, не выходят. В ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ мотив вовсе не указан. Обычно указываютсяквалифицирующие наиболее опасные виды налоговых преступлений, и не более того.Во-вторых, правоохранительные органы при определении мотивов руководствуютсядавно устоявшимися, устарелыми представлениями, не соответствующими современнымдостижениям психологии о субъективных источниках человеческой активности.В-третьих, многие работники следствия и суда примитивно считают, что корыстныепреступления совершаются из корыстных побуждений, а насильственные — изнасильственных.
Таким образом, выявление и изучение мотивовпреступного поведения важны не только для расследования налоговых преступлений,предупредительной работы с налоговыми преступниками, правильной квалификациипреступлений, но и для решения более общих задач профилактики преступности.Имеется в виду типология личности преступника в зависимости от мотивовпреступного поведения. Созданные на этой основе, они будут весьма ценны именнов профилактических целях, поскольку нельзя успешно предупреждать преступления,если не знать мотивы, по которым они совершаются .
Большую роль психология личности играет впредупреждении преступлений, благодаря исследованию механизмов формированияличности и тех факторов, которые на него оказывают влияние. При совершенномпреступлении в процессе его расследования характеристики личности необходимыдля установления подозреваемого лица и формирования тактики сотрудничества сним. Так, например, следы преступления превращаются во фрагменты портреталичности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу, а еголичностные особенности становятся необходимыми для построения тактики допроса,направленной на получение правдивых показаний.
Оценка личности необходима для применения мерыпресечения, осуществления справедливого наказания с учетом особенностей даннойличности, для конструктивного соотношения карательных и реабилитационных мер,осуществления продуктивного подхода к процессу реабилитации такой личности. Приосвобождении от уголовной ответственности или досрочном освобождении законоперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. Вэто понятие прежде всего включаются его жизненная позиция, направленностьличности, устойчивые личностные черты, которые способствуют или препятствуютсовершению рецидива.
Личность человека, преступившего закон, можетхарактеризоваться по-разному, в зависимости от того, какие психологическиеструктуры сыграли в преступном проявлении большую роль.
На предварительном следствии практически не ставитсязадача изучения преступной личности, поскольку изучение личности обвиняемогоподчинено решению вопросов расследования конкретного преступления, когдаустанавливается личность обвиняемого, избираются меры пресечения, формируетсятактика проведения следственных действий и оказания воспитательноговоздействия, избрания меры наказания, определения причин преступления и внесенияпредложений по их предупреждению.
При изучении преступной личности всегда ставилисьвопросы, почему человек совершает преступление, несмотря на тяжестьустановленного наказания, почему совершает корыстные (налоговые) преступления,не имея порой материальной нужды. По-разному у личностей происходит принятиепреступного умысла, разный смысл имеет совершенное деяние, как действие, так ибездействие.
Преступление, рассматриваемое как вид деятельности,будет иметь ту же структуру, что и любая деятельность, в которую входятпотребность, цели, мотив, действия и операции. Преступное деяние будетпобуждаться потребностью, направляться на мотив и окрашиваться им в личностныйсмысл. Преступлений без мотива не бывает, бывают трудности в установлениимотива, т.к. он может быть скрытым не только для окружающих, но и для субъектапреступления, поскольку не всегда осознается.
Психология личности добросовестногоналогоплательщика
Психологическое познание столь же древне, как самчеловек. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения ипоискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работатьс подчиненными, налогоплательщики — как психологически«противостоять» трудностям, возникающим в процессе их экономическойдеятельности (конфликтам, в нашем случае — налоговым проверкам, проверкаморганов внутренних дел, возбуждению уголовного дела и т.д.).
Представляется, что отличие преступного поведения отправомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальныхустановок, т.е. в содержательной стороне сознания. Именно в координатахценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействиинадо искать непосредственные причины преступного поведения.
Изначально все налогоплательщики имеют равные праваи обязанности, однако одни совершают налоговые преступления и правонарушения, адругие нет. Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какуюимеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс еепотребностей, интересов, мотивов действия.
Исследуя механизм законопослушного поведения какантипода преступного, А.Р. Ратинов установил, что в нем отсутствует какая-либосамостоятельная фаза психической деятельности, а факторы, его детерминирующие,соотносятся как внутренний и внешний социальный контроль .
Переходя к изучению личности добросовестногоналогоплательщика, первое, с чем мы сталкиваемся, — это необходимостьразъяснения понятия «налогоплательщик».
Плательщиками налогов в России являются юридическиеи физические лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплатеналогов.
Налогоплательщиками являются физические лица(граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства), как имеющие, таки не имеющие постоянное место жительства в России .
Налогоплательщики подлежат обязательной постановкена учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размереуплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органамнеобходимые для исчисления и уплаты налогов документы .
Под добросовестным налогоплательщиком понимаетсялицо, у которого осознанно добровольно произошло изъятие части его имущества,предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Иными словами, этоналогоплательщик, надлежащим образом исполнивший налоговые обязанности.
В качестве недобросовестных налогоплательщиковКонституционный Суд РФ рассматривает лиц, которые, по существу, уклонились отисполнения обязанности по уплате налога. Конституционный Суд РФ в Определенииот 25 июля 2001 г. N 138-О рекомендует налоговым органам для установлениянедобросовестности налогоплательщиков осуществлять необходимую проверку ипредъявить в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов вбюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доходгосударства всего полученного по таким сделкам. Тем самым Конституционный Судопределил так называемую презумпцию добросовестности налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплатеналога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банкпоручения по уплате соответствующего налога при наличии достаточного денежногоостатка на счете налогоплательщика.
Эта статья защищает добросовестногоналогоплательщика от возможного повторного взыскания налогов при непоступленииплатежей в бюджет по вине банка, в то же время являясь правовой базой дляуклонения от уплаты налогов для недобросовестных налогоплательщиков.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 октября1998 г. N 24-П указал, что в рамках конституционного обязательства по уплатеналогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатитьзаконно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежейв бюджет. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплатеналогов должна считаться исполненной в момент, когда изъятие части егоимущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактическипроизошло. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика непоступивших в бюджет налогов может нарушить конституционные гарантии правасобственности. В настоящее время государство стимулирует добросовестныхналогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц (вручаются призы,свидетельства, благодарности и ценные подарки от налоговых органов, префектур ит.д.), также по всей стране создаются «Общества защиты добросовестныхналогоплательщиков».
Мы в данном параграфе говорим именно одобросовестном налогоплательщике — физическом лице, который соблюдает налоговоезаконодательство. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер итемперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные иинтеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного(подсознательного) и многое другое — вот далеко не полный переченьхарактеристик, которые необходимо учитывать при анализе психологии личностидобросовестного налогоплательщика.
Как мы уже отмечали, психические процессы, свойства,состояния и образования у каждого человека выступают и проявляются в единстве,причем основой их единства является деятельность человека. В единствепсихологических процессов, свойств, состояний и образований, их содержательнойнаполненности выражается личность человека как устойчивая совокупность черт икачеств, характерных для конкретного человека, имеющего конкретную историюразвития и занимающего конкретное место в системе общественных отношений идеятельности.
К психическим процессам относят познавательныепроцессы — ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память,мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир иориентируется в обстановке. Нормальное функционирование познавательныхпроцессов представляет собой важную предпосылку эффективности его учебной итрудовой деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку, однако ониразличаются своими качественными характеристиками.
Нам представляется целесообразным выделениеПрограммы изучения психологии личности налогоплательщика, которая можетрассматриваться в широком плане как раскрытие сущности изучаемогопсихологического явления, разработка системы его показателей (внешнихпроявлений), критериев оценки уровня развития и последовательности изучения. Вузком плане программа включает систему показателей психологии личности.Представленная Программа может использоваться и потенциальным работодателем приприеме на работу сотрудников.
Эффективность изучения личности налогоплательщика,ее индивидуально-психологических особенностей определяется четкостью методологическихпозиций, знанием теоретических основ, умелым использованием методовпсихологической науки.
В качестве такой программы может быть использованаследующая:
— жизненный опыт человека;
— направленность личности;
— характер;
— темперамент;
— способности;
— чувства и воля;
— познавательные процессы;
— качества личности.
Г.Г. Шиханцев отмечает, что проводимыми в последнеевремя в судебной и криминальной психологии исследованиями определен объемизучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем илисхема изучения личности может относиться к любому объекту психологическогоисследования. На наш взгляд, приведенная им схема изучения психологическойхарактеристики личности может относиться и к личности как налоговогопреступника, так и добросовестного налогоплательщика .
Он обращает внимание на тот факт, что составлениехарактеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствуетвыявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливатьсоциально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемоелицо — обвиняемый) .
Анонсируемый Г.Г. Шиханцевым объем изучения личностивыглядит следующим образом.
1. Социально-демографические данные: время и месторождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы,должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи,жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи.
2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо — обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказанияназначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей — есть лиобщий или специальный рецидив.
3. Медицинские данные: состояние физического ипсихического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в томчисле родителей).
4. Внешние (физические) данные: лицо (краткийсловесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий,средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой,худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный — неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры(производит приятное впечатление — неприятное впечатление); одежда (опрятен — неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук,других частях тела, содержание рисунков).
5. Жизненный путь: родители (время и место рождения,национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия,их увлечения и т.д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья исестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детскийсад, отношения со сверстниками и т.д.); школа (специализация школы, любимыепредметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель,нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус средисверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) поделам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи,полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии(характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег,удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь(рождение детей, с кем живет в настоящее время).
6. Образ жизни: семья (отношения между супругами,отношение к детям, к родителям и т.д.); профессия и специальность (мотивывыбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение поработе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или частоменяет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведетпраздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен — пассивен и т.д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение,театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободноевремя в семье и т.д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу,автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработкии т.д.).
7. Поведение: нравственно-правовое поведение(соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость вспорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т.д.); поведение встрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведениенарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации(раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность,самообвинение и т.д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив,агрессивен, драчлив, теряет контроль и т.д.); волевое поведение (решительность,инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т.д.).
8. Направленность личности: доминирующие потребности(физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях,статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностныеориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей иличленов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые вобществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности(деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления,убеждения, идеалы, жизненные принципы и т.д.); интересы (хобби и увлечения,широта, узость интересов, степень их устойчивости).
9. Способности: интеллектуальные (общие) способности(уровень образования, эрудиция, качество ума — способность к анализу, синтезу,гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти — точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения — склонность кфантазированию, реалистичность, бедность воображения и т.д.); специальныеспособности (организаторские, музыкальные, артистические, технические,коммуникативные — способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т.д.).
10. Темперамент: общительность (общительный,необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствиесклонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая,помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность(сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию«застойных» эмоциональных состояний, склонность к аффективнымвзрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение — оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т.д., способность контролировать,сдерживать проявление эмоций и т.д.).
11. Характер: отношение к людям (уважение,доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия),жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость,внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность,миролюбивость и т.д.); отношение к себе (самооценка — считает себя лучшедругих, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний),самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.);отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив,безответственен, разболтан и т.д.); отношение к вещам (бережливость,расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство,аккуратность.
Любому руководителю предприятия необходимо знать,что индивидуально-психологические особенности личности (человека) проявляются вее характере, темпераменте, способностях, ее направленности. Различныединамические проблемные моменты в деятельности и самоуправлении, связанные стемпераментом, решаются личностью в целом. Динамика психической деятельностизависит не только от темперамента, но и от уровня здоровья и бодрствования, отвозраста и эмоционального состояния, от ценностных ориентаций, устремлений идругих жизненных отношений человека.
Личность человека формируется в процессевзаимодействия с окружающей действительностью, в которой самым важным факторомявляются для человека другие люди. Кроме внешнего фактора в формированииличности есть и внутренний. К внутреннему фактору имеют отношение ееиндивидные, т.е. анатомо-физиологические, а также индивидуально-личностныеособенности. К первым имеют отношение разнообразные задатки в виде свойствнервной системы, например скорость, энергичность реагирования на воздействия, атакже особенности строения тела, органов чувств и т.д. Ко вторым будутотноситься собственная активность человека и его внутренний мир, включая образсебя (самость), его потребности и эмоциональные отношения, его знания, ценностии опыт, посредством которых будут не только отбираться, но и преломлятьсявнешние воздействия.
Личность добросовестного налогоплательщикахарактеризуют:
— позитивное отношением к человеческой личности, ееважнейшим благам;
— высокое чувство ответственности и долга;
— трепетное отношение к своим гражданским правам (втом числе правам налогоплательщика);
— ответственное и бережное отношение к требованиям иобязанностям (соблюдение налогового законодательства);
— ориентация на приоритет не только собственныхпотребностей, а также потребностей общества, интересов страны.
На наш взгляд, раскрытие психологической структурыличности добросовестного налогоплательщика имеет важное теоретическое ипрактическое значение. Оно нацеливает на исследование закономерностей, факторови условий формирования и развития личности налогоплательщика с высоким уровнеминдивидуального, группового и общественного правового сознания, правовойсоциализации и характеризуется способностью к высокой гражданской саморегуляциисвоего поведения — оно становится правоприменительным.
Правоприменительное поведение добросовестногоналогоплательщика требует развитого правосознания, правового воспитания.
М.И. Еникеев отмечает, что для того, чтобы человеквел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемыесоциальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения .
Правовые представления, оценки и установки образуютправосознание личности. Правосознание человека определяется его общейценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальныхценностей, охраняемых правом.
Индивидуальное правосознание проявляется в мотивахправозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании — солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимостисоблюдения правовых норм или в правовом негативизме — в отрицании правовыхценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительноеповедение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющиминтересом личности .

Заключение
Выводы:
1. Как ранее отмечалось, правоисполнительноеповедение добросовестного налогоплательщика можно подразделить на три уровня:
— объективно правоисполнительное поведение(потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественнымитребованиями);
— конформно-исполнительное поведение (цели исредства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силувнутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности);
— вынужденное законопослушное поведение(потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественнымитребованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиямзакона).
2. Объективно-правоисполнительное поведениеформируется в результате правовой социализации личности. Правовая социализацияличности — это включение в ценностно-нормативную систему личности техценностей, которые охраняются правом, это овладение личностью правомернымиспособами поведения.
3. Высшим уровнем правовой социализации являетсяповедение личности на основе правосолидарных установок — (привычноеправопослушное поведение как устойчивая особенность личности).
При этом нормы права соблюдаются не из страханаказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельнойнравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.
4. Правосознание личности в правовом обществе взначительной мере обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности,правовым статусом личности, уровнем правореализации в данном обществе .
Привлечение налогоплательщика к налоговойответственности затрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей,организаций. Оно касается таких важных институтов, как право заниматьсяпредпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлеченияналогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутацииналогоплательщика.
Мы считаем, что основная проблема добросовестногоналогоплательщика — это «страх» перед неизвестными последствиями,скорее всего неблагоприятными, налогового контроля со стороны налоговых органови органов внутренних дел. Этот страх, как нам представляется, чаще всего вызваннеуверенностью в грамотном ведении бухгалтерского учета, незнанием илинеинформированностью в изменениях налогового законодательства и налоговой политикистраны; проблемами в коллективе (неблагоприятная психологическая обстановка вколлективе; нерациональное распределение функциональных обязанностей и т.д.),паникой, нестандартным поведением, вызванным личностными психологическимиособенностями.

Литература
1.  Психология:Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
2.  Психология:Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
3.  РатиновА.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы спреступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 102 — 103.
4.  ЛысковБ.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. С. 23 — 38.
5.  ЧефрановВ.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения(философско-методологический очерк). К., 1976. С. 13.
6.  ВасильевВ.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1991. С. 20.
7.  ЕникеевМ.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2006. С. 56.
8.  БехтеревЮ.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928. С. 27.
9.  ПознышевС.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925. С. 32 — 45.
10.  ЛазурскийА.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. С. 36 — 49.
11.  ИншаковС.М. Криминология: Учебное пособие. М., 2006. С. 47.
12.  ЛаричевВ.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001. С. 40 — 43.
13.  РомановВ.В. Юридическая психология. М., 2002. С. 279.
14.  Криминология:Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.С. 80 — 81.
15.  РатиновА.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью.М., 1978. Вып. 29. С. 102 — 103.
16.  ШиханцевГ.Г. Юридическая психология. СПб., 2002. С. 26 — 45.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.