Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Игровая эстетика постмодернизма в городской среде

Н. Барсукова, кандидат искусствоведения
Ещенедавно считалось, что постмодернизм не стал влиятельным или, во всяком случае,долговременным движением в архитектуре, однако «современная архитектура» — архитектурапозднего модернизма — устояла, продолжает развиваться и даже обогатилась новымивыразительными средствами и приемами. Некоторые теоретики архитектуры считают, чтопостмодернизм вошел в свою последнюю стадию развития, другие указывают насвоеобразную модификацию постмодернизма в виде деконструктивизма.
Появлениепостмодернизма в архитектуре связывают с острой идейно-художественной борьбойвокруг стилевой направленности архитектуры и искусства в конце 60-х — начале70-х годов XX века, отражавшей сложную и противоречивую ситуацию в общественномсознании в развитых капиталистических странах. Ее породили глубокий духовныйкризис, окончательная утрата иллюзий, которые поддерживались в предыдущеедесятилетие относительно быстрым экономическим ростом, вызванным развертываниемнаучно-технической революции.
Стремлениек более «гуманной» архитектуре стало развиваться как реакция на те аспектыжизни и архитектуры XX века, которые привели к дезориентации и отчуждению, недостаточномусознанию общности, разрушению ландшафтов, улиц и зданий, к одержимоститехническими «игрушками».
Постмодернизмзаявил и о проблеме экологизации и экономии, об эстетизме ландшафта вурбанизированной городской среде, породил стремление максимально освободитьландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей, и сохранитьестественность парковых ландшафтов и уголков «естественной природы» впроизводственной и общественной среде.
Надопризнать, что при всех просчетах и порой «изощренном злоупотребленииформотворчеством» постмодернизм дал очень многое современной художественнойпрактике. Он ввел в арсенал современной архитектуры и дизайна огромный пласткультурного наследия, накопленного цивилизацией, тем самым увеличив диапазонвозможностей и композиционных принципов. Фактически постмодернизм расшаталдогматические установки профессионального мышления архитекторов и дизайнеров истимулировал их творческие поиски. Именно в архитектуре и дизайне, в городскойсреде постмодернизм выражает себя наиболее ярко.
Особоеместо в эстетике постмодернизма занимает ирония, игра. Сама возможностьиронического в проектировании былаоткрыта постмодернизмом. Концепция игровойкультуры на сегодняшний день — одна из самых распространенныхкультурологических концепций. Значение игры в современном искусстве велико: онабыла любимой забавой XX века и стала почти универсальным свойством мышлениясовременного художника постмодернистского пространства. В постмодернистскойкритике стало хрестоматийным упоминание романа Г. Гессе «Игра в бисер», гдеописывается модель общества, увлеченного игрой, понятной лишь немногим.
Однакофеномен восприятия ироничной архитектуры или скульптуры постмодернизма прямопротивоположен литературному аналогу — пока произвольные искажения идут подзнаком юмора, никто не находит их трудными для восприятия, они понятныабсолютно всем. Юмористическое искусство всегда было полем свободы, где вседозволено, поскольку перед ним не выстраивался частокол предрассудков, окружавших«святое Искусство с большой буквы». В этом проявляется демократичность игровойэстетики постмодернизма. Ироническая игра с культурно-художественным наследием,часто под маской серьезнейшей, почти сакральной деятельности, многим на рубежетысячелетий пришлась по вкусу (вспомним, например, «Имя розы» У. Эко). Пестрый,иронично-гротескный мир постмодернистского культурного пространства неукладывается в традиционные нормы, в своей парадоксальности он превосходитнасущное бытие, создавая реальность иного, интеллектуализированного порядка.Важной особенностью этой реальности, на наш взгляд, становится у современногохудожника и дизайнера прием «интеллектуальной игры». При этом игра мысли, сочетаясьс установкой на иронию, обязательную для эстетики постмодернизма, непременнопорождает игру художественного языка, которую можно воспринимать совершенносерьезно, можно вообще не воспринимать и не принимать, а можно и самомуучаствовать в игре, вовлекаясь в лабиринт авторских загадок, двойных и тройныхсмыслов, системы кодов и знаков.
Одиниз ярких представителей постмодернизма — художник и дизайнер Хавьер Марискал, длятворчества которогохарактерен дерзкий юмор, даже выдвигал свои проекты под девизом«Форма следует за игрой». Во многих случаях так и происходит в эстетикепостмодернизма: игровая составляющая предмета определяет его функцию.
Вданной статье ограничимся примерами из области декоративной скульптуры, котораяв эстетике постмодернизма, потеснив монументальную, стала оживлять городскуюсреду почти повсеместно. Сама по себе «доступность», отсутствие дистанции междуарт-объектом и зрителем (пешеходом, туристом) приглашает к контакту, вовлекаетв игровое пространство, делает прогулку или знакомство с городом увлекательнымприключением.
Этовызвано и другими причинами — у современного человека возникла потребность нетолько познать мир, но и утвердить в нем себя всеми своими чувствами, проявитьвсе свои творческие силы и насладиться их свободной игрой. Современнаягородская среда в урбанизированном мире стала в последнее время трактоватьсякак системный объект, где теперь есть место и для отдыха. Типичнопостмодернистское размывание границ между культурными формами проявилось издесь.
Рассмотримнесколько примеров формирования игрового пространства в европейских городах.
Стокгольм:в центре города в реке «плавает» великан, из воды выглядывают его лицо и рука.Указательным пальцем он показывает куда-то в небо. А на одной из улочекстаринного Стокгольма рядом с подъездом одного из домов стоит скульптурачеловека, приподнимающего очки и вглядывающегося вдаль. Это невольно заставляетпрохожих вовлекаться в игру — пытаться понять, на что показывает великан, кудасмотрит близорукий прохожий, т. е. стремиться «прочесть» ту идею, которойнаделил скульптуру ее автор. Во время остановки пешеходы сбиваются с деловогоритма, что способствует их кратковременному отдыху. Постмодернистскиеархитектура, скульптура и дизайн благодаря своей установке на гуманизацию средыобитания смогли смягчить конфликт между техникой и гуманитарной культурой вконце XX — начале XXI века. Гуманизированная городская среда стала включатьтакие арт-объекты, которые могут снять напряжение, психологически расслабить, вызватьулыбку.
Берлин:фонтаны открытой формы (открыты для вхождения в эту художественную форму извне)со скульптурными фигурами, напоминающими людей, присевших отдохнуть (нафотографии рядом действительно расположились две женщины). Взгляд вырывает«картинку» — и в первый момент не понимаешь, где реальный человек, а гдескульптура; такие визуальные иллюзии вызывают улыбку. Игра заключается и вкопировании поведения «персонажей», в проигрывании заданных ролей и ситуаций.
Амстердам:огромные шахматные фигуры, стоящие так, что мимо них не пройдешь, — прямо напешеходном туристическом маршруте. И действительно, вокруг собираются люди, чтобыпонаблюдать за игрой. Созерцание вечной мудрой игры создает момент передышки.Зальцбург: нескладный долговязый велосипедист отдыхает под деревом, вытянувуставшие ноги. Подобная декоративная игровая скульптура устанавливается, какправило, без постаментов, прямо на тротуарах или площадках, в соразмерномчеловеку масштабе.
То,что многие формы в эстетике постмодернизма становятся все привлекательнее, связанои с особенной чуткостью к окружающей среде — начался поиск арт-объектов, совместимыхс окружающим пространством. С осознанием огромной экологической ролиозелененных пространств для отдыха это проявилось в интеграции садов и парков сгородскими структурами. Многие игровые городские объекты также связаны спроникновением ландшафтного дизайна в среду обитания человека. Это, преждевсего, рекреационная среда — выставочные, спортивные комплексы, аквапарки, зеленыеостровки для отдыха горожан и многое другое.
Так,например, по цветочной клумбе в Амстердаме «бегают» экзотические бронзовыевараны в натуральную величину, эти пришельцы с далеких южных островов прекрасносебя «ощущают» в городской среде.
Фонтаны-зонтикина набережной Сены возле Лувра, в самом центре Парижа, выполняют задачусоздания игровой пляжной среды, приглашая раздеться до пляжного костюма. Изамысел их автора становится реальностью — парижане в купальниках загорают вшезлонгах, наслаждаются летним солнцем и курортной атмосферой, находясь дома.Возле парижской мэрии — песочная площадка для пляжного детского футбола (зимой- каток).
ВНюрнберге возле дома-музея Альбрехта Дюрера в память о художнике установленогромный заяц. Игровой момент здесь заключается в некоторой деформированностифигуры зайца, который напоминает скорее огромного монстра из Зазеркалья. Тем неменее у посвященных зрителей заяц вызывает отчетливые ассоциации с одной изизвестнейших работ художника («Заяц», 1502, бумага, акварель, гуашь), ставшейзнаковой для профессионалов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.