Реферат по предмету "Психология"


Психология индивидуальности Г. Олпорта

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет

Психология индивидуальности Гордона Олпорта
Курсовая работа
Студентки 2 курса
гуманитарного факультета
Сунцовой Елены Юрьевны
Научный руководитель –
Филиппова Ирина Алексеевна
Датасдачи курсовой работы: « __ » __________ 2007 г.
Датазащиты: «__» ___________ 2007 г.
Оценка:______________

Киров 2007

Содержание
Введение                                                                                                     3
1.Личность                                                                                                  6
2.Концепция чертличности                                                                      8
3.Проприум                                                                                               16
4.Намерения                                                                                              20
5.Функциональнаяавтономия                                                                  21
6.Развитие личности                                                                                 24
Заключение                                                                                               28
Библиография                                                                                           29
Приложения                                                                                               30
      Приложение 1.                                                                                    30
 

Введение
Три десятилетия назадлучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественногоподхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследитьбессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинамиГордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важностькачественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательноймотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мыслииногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными истаромодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых ивозмутительно радикальных идей.
Его систематическая позицияпредставляет дистилляцию и разработку идей, частично извлеченных из такихавторитетных источников, как гештальтпсихология, теория Вильяма Штерна, УильямаДжеймса и Уильяма Мак-Даугалла. От гештальттеории и от Штерна пришло недовериек привычным аналитическим методам естественных наук и глубокий интерес к уникальностииндивида, а также к конгруэнтности его поведения. Работы Джеймса нашлиотражение не только в блестящем писательском стиле Олпорта, гуманистическойориентации при рассмотрении человеческого поведения и интересу к «Я», но такжев определенных сомнениях относительно возможности на основе психологическихметодов адекватно представить и полностью понять загадку человеческогоповедения. С позицией Мак-Даугалла Олпорта сближает внимание к мотивационнымпеременным, признание важной роли генетических и конституциональных факторов и использованиепредставлений об «эго».
Как можно охарактеризоватьтеоретические убеждения Олпорта? Прежде всего, его труды являютнепрекращающуюся попытку воздать должное сложности и уникальности поведенияиндивида. Несмотря на ослепляющую сложность индивида, основные тенденции вчеловеческой природе проявляют базовую конгруэнтность или единство. Далее,сознательные детерминанты поведения имеют подавляющее значение – во всякомслучае, для здорового индивида. Признание конгруэнтности поведения и значимостисознательной мотивации естественно привели Олпорта к феномену, частообозначаемому терминами «Я» и «эго». Вниманию к факторам разума соответствуетубеждение Олпорта в том, что человек – в большей степени порождение настоящего,а не прошлого. Его понятие «функциональной автономии» представляет попыткуосвободить теоретика и исследователя от необходимости заниматься историейорганизма. В широком смысле его взгляд на человека подчеркивает позитивные,сознательные элементы мотивации, а поведение видится как внутреннесогласованное и детерминируемое факторами настоящего.
 По Олпорту, есть разрывмежду нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории,подобные психоанализу, могут быть высоко эффективны в репрезентации нарушенногоили патологического поведения, но оказываются мало полезными при рассмотрениинормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватныеконцептуализации младенчества или раннего детства, неадекватны какрепрезентации взрослого поведения.
Олпорт заявляет, что егоработа всегда ориентирована скорее на эмпирические проблемы, а не на достижениетеоретического или методологического единства. Он отстаивает правомерностьоткрытой теории личности, а не закрытой или закрытой частично. Олпорт считаетсебя плюралистом, работающим в русле системного эклектизма. «Плюралист впсихологии – это мыслитель, не исключающий ни одного атрибута человеческой природы,который кажется важным». Личность для него – это загадка, которую нужномаксимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатогостолетия; так что он поставил и другие проблемы: слухи, радио, предрассудки,психология религии, природа установок и др. Ко всем этим областям он применяетконцепты – эклектично и плюралистично, стремясь к тому, что может дать наиболееадекватное рассмотрение на современном уровне знаний. Таким образом, для негоне имеет большого значения вопросы формальной адекватности его теории.

1. Личность
В своей первой книге«Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал иклассифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, чтоадекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек– это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще,насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальшев своем заявлении о том, что «личность – это нечто, и она что-то делает.Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпортутверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивиду. Однако остаетсявопрос: какова природа этого нечто? Олпорт ответил на этот вопрос, предложив врезультате многократных корректировок точное определение личности: «Личность –это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивида, которыеопределяют характерное для него поведение и мышление». Что означает все это?Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человекапостоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность – нестатичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура,которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на«психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описанииличности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела».Использование термина «определяет» является логическим следствиемпсихофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражениязаключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», припоявлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которыхпроявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определенииОлпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальностилюбого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих другна друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются всевиды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя темили иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.
Приводя это концептуальноеопределение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент частоиспользовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можнолегко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызываетассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствиис которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что укого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что еголичностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом,характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта,характер – это личность в оценке, а личность – это характер вне оценки.Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную областьвнутри личности.
Темперамент, напротив,является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физическойконституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие«темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектовэмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоциональноговозбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивностьэмоций). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности,темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта,образно говоря, «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Такимобразом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясносформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакогоотношения.

2. Концепция черт личности
Не существует двух совсемодинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и нетак, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты»,которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, чтопредставляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.
Олпорт определял черту как«нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функциональноэквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (взначительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения».Проще говоря, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом вшироком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будетсклонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях – сидяв классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьямипокупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорееразговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпортаутверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени ив разнообразных ситуациях.
Черты – это психологическиеособенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множествоэквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, чторазнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как имножество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметьодинаковое функциональное значение.
Согласно Олпорту, чертыличности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; ониявляются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов намногочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянствоповедению. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые,типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самоевремя черты личности могут быть и определяющими в поведении человека. Например,доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человекнаходится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом илиблизким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однакочерта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживаетдесятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызоветскорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности.Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются всоциальных ситуациях, и добавляет: «Любая теория, рассматривающая личность какнечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна». Точно так же вода можетиметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вродеснега, града, слякоти – ее физическая форма определяется температуройокружающей среды.
Следует, однако,подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожиданиивнешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации,способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженнойпредрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником,когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когдаоказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным«респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот,ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, тесамые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющиефункционально взаимосвязаны.
«Черты» черт
Можно сказать, что всистеме Олпорта сами черты личности характеризуются «чертами», илиопределяющими характеристиками.
1.   Черта личности – это не только номинальноеобозначение. Черты личности – невымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существованиялюбого человека. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления кдействию». Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личныехарактеристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишьтеоретическим измышлением.
2.   Черта личности является более обобщенным качеством,чем привычка. Черты личностиобусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, ипоэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их вдействие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими.Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, таккак в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с течением времениребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду иприбирать свою комнату. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформироватьтакую черту, как опрятность.
3.   Черта личности является движущим или, по крайнеймере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов,способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, вкотором данные черты личности наиболее полно проявятся. Например, студенткаколледжа, в значительной мере обладающая такой чертой, как «общительность», несидит просто так в ожидании вечеринок, чтобы пообщаться. Она их активновыискивает и таким образом выражает свою общительность. Итак, черты личности«выстраивают» действие индивида.
4.   Существование черт личности можно установитьэмпирически. Несмотря на то, чточерты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможностьподтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредствомнаблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени,изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистическихметодов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и теже или сходные стимулы.
5.   Черта личности лишь относительно независима отостальных черт. Перефразируя известноевыражение, можно сказать: «Ни одна черта не является островом». Не существуетрезкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляетсобой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимыхдруг от друга.
6.   Черта личности не является синонимом моральной илисоциальной оценки. Несмотря на тотфакт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаютсяконвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинныеособенности индивидуума. В идеальном варианте исследователь должен сначалаобнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскатьнейтральные, а не оценочные слова для их обозначения.
7.   Черту можно рассматривать либо в контексте личности,у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
8.   То, что поступки или даже привычки не согласуются счертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Не у каждого человека черты имеют одинаковуюстепень интегрированности. Черта, являющаяся главной у одного, может бытьвторостепенной, либо вовсе отсутствовать у другого. Один и тот же индивидуумможет обладать противоречивыми чертами. Существуют случаи, когда общественныеусловия гораздо в большей мере, чем личностные черты, являются первостепенными«движителями» к определенному поведению.
Общие черты в сравнениис индивидуальными
В своих ранних работахОлпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными.Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными) включают всебя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределахданной культуры. Мы можем, например, сказать, что некоторые люди болеенастойчивы и упорны, чем другие, или что одни люди вежливее других. Логикарассуждений о существовании общих черт такова: члены определенной культурыиспытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому уних развиваются по определению сравнимые модели адаптации. В качестве примераможно привести умение пользоваться языком, политические и/или социальныеустановки, ценностные ориентации, тревогу и конформизм. Большинство людей внашей культуре сравнимы друг с другом по этим общим параметрам.
Согласно Олпорту, врезультате подобного сравнения индивидов по степени выраженности какой-либообщей черты получается кривая нормального распределения. То есть когдапоказатели выраженности черт личности изображаются графически, мы получаемколоколообразную кривую, в центре которой располагается количество испытуемыхсо средними, типичными показателями, а по краям – уменьшающееся количествоиспытуемых, показатели которых ближе к крайне выраженным. На рисунке (см. приложении1) показано распределение показателей выраженности такой общей черты личности,как «доминантность-подчиненность». Таким образом, измеряемость общих чертпозволяет персонологу сравнивать одного человека с другим по значимымпсихологическим параметрам (как это делается и по общим физическим характеристикамтипа роста и веса).
Считая подобную процедурусравнения обоснованной и полезной, Олпорт полагал также, что черты личностиникогда не выражаются совершенно одинаково у любых двух людей.
Индивидуальные черты (называемые также морфологическими)обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений сдругими людьми. Это те «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют,направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения». Этакатегория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека,наиболее точно отражает его личностную структуру. Следовательно, согласноОлпорту, личность адекватно можно описать лишь путем измерения ееиндивидуальных черт, с использованием таких источников информации, какклиническое описание данного случая, дневник, письма и другие подобные личныедокументы. Олпорт полагал, что единственный путь к пониманию уникальности – этофокусирование внимания на индивидуальных чертах.
Типы индивидуальныхдиспозиций
В последние годы своейкарьеры Олпорт пришел к осознанию того, что использование термина «черталичности» для описания как общих, так и индивидуальных характеристик, вызываетзатруднения. Поэтому он пересмотрел свою терминологию и назвал индивидуальныечерты индивидуальными диспозициями. Общие же черты изменили название, ставпросто чертами личности. Теперь в определение индивидуальной диспозициивключена фраза «присущая индивиду», но в остальном определение осталось такимже, как и более раннее определение черты.
Олпорт был глубоко увлеченизучением индивидуальных диспозиций. Со временем для него стало очевидным, чтоне все индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все ониявляются доминирующими. Поэтому Олпорт предложил выделять три типа диспозиций:кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолькопронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Этав высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой, если,конечно, это не такая черта, как скрытность – обладатель ее может статьотшельником, и тогда никто уже не узнает его склонностей. Олпорт утверждал, чтоочень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркиехарактеристики человека, получившие название центральные диспозиции –это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозициилучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах(например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральныедиспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которыемогут легко обнаруживать окружающие.
«Сколько центральныхдиспозиций может быть у среднего человека?» Для выяснения этого вопроса Олпортобратился к своим студентам с просьбой «поразмыслить о каком-либо представителетого же пола, кого вы хорошо знаете» или «описать ее или его, перечисляя теслова, фразы или предложения, которые лучше и вернее всего, как вам кажется,отражают существенные характеристики этой личности». 90% студентов перечислилиот трех до десяти существенных характеристик, среднее количество составило 7,2.Таким образом, Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций, спомощью которых может быть описан индивид, удивительно мало: возможно, впределах от пяти до десяти. С точки зрения самого человека, количествоцентральных диспозиций и в самом деле невелико.
Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивыеи, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичнымидиспозициями. В эту рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде,особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека.Рассмотрим, к примеру, человека, который никогда не ведет себя послушно ипокорно, кроме тех ситуаций, когда офицер полиции делает ему отметку опревышении скорости. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека,чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

3.Проприум – развитие себя.
Ни один персонолог, и вособенности Олпорт, не считает, что личность – это лишь набор не связанных другс другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру иинтеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Разумнопоэтому предположить, что существует некий принцип, организующий установки,оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, длярешения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструктытакого уровня обобщенности, как Я или стиль жизни. Но все эти термины содержатслишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантическихнеясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум.
По мнению Олпорта, проприумпредставляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающеесясвойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важноеи центральное». Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». Вобщем, это все то, что ми называем «собой».
Олпорт полагал, чтопроприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувствавнутреннего единства. Он рассматривал проприум в значении постоянства человекаотносительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время онне считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутриличности». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некаяорганизующая и объединяющая сила, назначение которой – формированиеуникальности человеческой жизни.
Олпорт  выделил семьразличных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости.
Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприума,– это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинаютсознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок,внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесное Я.В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал,что телесное Я остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания.Однако большинство взрослых не сознают телесного «себя» до тех пор, пока непоявится боль или приступ болезни (например, мы обычно не ощущаем своегомизинца, пока не прищемим его дверью).
Ощущениесамотождественности. Второй аспектразвертывания проприума – самотождественность – наиболее очевиден тогда, когдапосредством языка ребенок осознает себя в качестве определенного и постоянноважного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства цельностии непрерывности «себя» становится с течением времени собственное имя ребенка.Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем жечеловеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешниммиром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливаютчувство тождества. Но ощущение самотождественности не возникает одномоментно.Например, двухлетний ребенок может не сознавать того, что это ему холодно, чтоименно он устал или что в туалет нужно ему.
Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявлятьсяследующая форма проприума – самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение – эточувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-тосамостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполненияребенком каких-то заданий. Часто родители считают это негативизмом, посколькуребенок противится почти всем предложениям взрослых, воспринимая их какпосягательство на свою цельность и самостоятельность. Олпорт же утверждал, что,если родители сводят на нет стремление ребенка самостоятельно обращаться сокружающими предметами, тогда чувство самоуважения может быть вытесненоощущениями стыда и раздражения.
Позже, в возрастечетырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, чтовыражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребеноквыигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становитсяважным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.
Расширение себя. Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприумчеловека развивается посредством расширения границ «себя». По Олпорту, детиприобретают этот опыт по мере того, как они начинают сознавать, что импринадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенныезначительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этогопериода дети научаются постигать значение «моего». Вместе с этим наблюдаютсяпроявления ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «кукольныйдомик мой собственный». Моя мама, моя сестра, мой дом, моя собака рассматриваютсякак составные части «меня», и их необходимо не потерять и охранять, особенно отпосягательств другого ребенка.
Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где-то ввозрасте пяти-шести лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего отнего ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят еговидеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «яхороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитогосознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Какговорил Олпорт: «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, какимхочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии»
Рациональное управлениесобой. Между шестью и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способеннаходить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться стребованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, иребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет себенастолько, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, чтоего семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприумаотражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
Личное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема дляподростка – выбор карьеры или других жизненных целей. Подросток знает, чтобудущее нужно планировать, и в этом смысле он приобретает ощущение себя,которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка перед собойперспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач,ощущение того, что жизнь имеет смысл – в этом суть личного стремления. Однако вюности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому чторазвертывается новый этап поиска самотождественности, новое самосознание.
Кроме вышеизложенных первыхсеми аспектов проприума, Олпорт предложил еще один – познание себя. Онутверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По егомнению, познание себя представляет собой субъективную сторону Я, котораясознает объективное Я. На заключительной стадии своего развития проприумсоотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
4.Намерения.
Более важен, чем поискипрошлого или истории организма, простой вопрос о том, что индивид намереваетсяили стремится сделать в будущем. Надежды, желания, амбиции, притязания, планычеловека – все это представлено под общим названием «интенций»,«намерений», и в этом проявляется одно из наиболее характерныхразличий между Олпортом и большинством современных теоретиков личности. Одно извызывающих споры утверждений этой теории заключается в том, что то, что индивидстарается сделать (при этом считается, что человек может об этом рассказать) –наиболее важный ключ к пониманию того, как человек ведет себя в настоящем. В товремя как другие теоретики обращаются к прошлому, как к тому ключу, которыйпозволит разгадать тайну поведения в настоящем, Олпорт обращается к тому, чточеловек намерен делать в будущем. В этом плане очевидно сильное сходство спозициями Альфреда Адлера и Карла Юнга, хотя нет оснований полагать прямоевлияние со стороны последних.
5.Функциональная автономия.
Подходя к сложным ипротиворечивым проблемам человеческой мотивации, Олпорт определяет то, чтосчитает требованиями для адекватной теории. Во-первых, такая теория должнапризнавать одновременность мотивов человека. То, что побуждает нас думать илидействовать, побуждает нас сейчас. Во-вторых, это должна быть плюралистическаятеория, допускающая, что есть мотивы многих типов. В-третьих, она наделяетдинамической силой когнитивные процессы – планирование и намерения. Наконец,теория должна принимать во внимание конкретную уникальность мотивов индивида.
Такая теория, полагаетОлпорт, стоит за понятием функциональной автономии. Это – наиболее известное ипротиворечивое из понятий, предложенных Олпортом. Во многих отношениях оно –центральное для системы, поскольку ряд отличительных черт его теорииестественно связаны с ним. Формулировка выглядит следующим образом:
«Принцип функциональнойавтономии рассматривает зрелые мотивы как разнообразные самоподдерживающиеодновременно существующие системы, вырастающие из предшествующих систем, нофункционально от них независимые».
Концепция функциональнойавтономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлымимотивами. Прошлое есть прошлое – ничто с ним не связывает. Иными словами,причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят оттого, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту,личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а нефункциональные. Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал несогласиепсихоаналитиков и бихевиористов, уделяющих особое внимание периоду раннегодетства и процессу обусловливания, как решающим факторам в функционированиизрелой личности.
Два вида функциональнойавтономии
Олпорт различал два уровняили типа функциональной автономии. Первый, устойчивая функциональная автономия,связан с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологическиемеханизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм вфункционирующем состоянии. Явная склонность людей к удовлетворению своихпотребностей известным и привычным образом (например, есть и ложиться спатькаждый день в одно и то же время) представляет пример этого типа функциональнойавтономии.
В противоположностьповторяющимся действиям, характеризующим устойчивую автономию, собственнаяфункциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, егоценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, котораяобеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутреннимобразом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянномвознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий.
Собственная функциональнаяавтономия является, таким образом, шагом вперед по сравнению с простым «поддержаниемсуществования человека». Она представляет собой стремление к целям и ценностям,восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности засвою жизнь.
Концепция функциональнойавтономии была объектом серьезных нападок и возражений. Она весьма обеспокоилапсихоаналитиков и бихевиористов, а представители других теоретическихнаправлений интересовались, насколько адекватно данная концепция трактуетестественно вытекающие из нее вопросы. Например, как эволюционирует собственнаяавтономия? И как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и всеже сохраняется как наличный мотив? А как развивается мотив? Олпорт ответил наэти вопросы, отметив, что феномен функциональной автономии не может быть понятдо тех пор, пока не будет пролит свет на участвующие в нем нейрофизиологическиепроцессы. Тем не менее, он предположил, что процессы собственной автономииподчиняются трем психологическим принципам.
1.   Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономиявозможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышаетнеобходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления. Вкачестве примера можно привести пенсионера, направляющего свою энергию на новыеинтересы и виды деятельности.
2.   Принцип преодоления и компетентности. Согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присущамотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так жекак и осуществление поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любоеповедение, ведущее к повышению уровня компетентности индивидуума, включается вконтур его собственной мотивации.
3.   Принцип построения проприативной системы. Этот принцип указывает на то, что все собственныемотивы уходят своими корнями в структуру Я индивида (проприум). В результатечеловек организует свою жизнь вокруг проприума («своего») во имя усиления«себя», отвергая все остальные. Построение проприативной системы являетсяобъединяющей тенденцией внутри личности, и эта идея раскрывает взгляд Олпортана личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения истановления.
 
6.Развитие личности
До сих пор мы рассматривалиличность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующиеповедение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, какпредставлен индивид на различных стадиях развития. Как уже ясно из нашегообсуждения функциональной автономии, эта теория предполагает важные различиямежду детством и взрослостью.
Ребенок
Начнем с индивида в моментрождения. Олпорт полагает новорожденного почти целиком продуктомнаследственности, примитивных влечений и рефлексов. У него еще не появились теотличительные признаки, которые появятся позже в результате взаимодействия сосредой. Что существенно, с точки зрения Олпорта новорожденный личностью необладает. От рождения ребенок наделен определенными конституциональнымисвойствами и свойствами темперамента, но осуществление заключенных в нихвозможностей возможно лишь по мере роста и созревания. Кроме того, он способенреагировать посредством очень специфических рефлексов, таких, как сосание иглотание, на весьма ограниченные виды стимуляции. Наконец, он проявляет общиенедифференцированные реакции, в которые вовлекается большая часть мышечногоаппарата.
Как со всем этим ребенокактивируется или мотивируется? Олпорт допускает, что первоначально существуетобщий поток активности – он и есть изначальный источник мотивированногоповедения. В этот момент развития ребенок по преимуществу – продуктсегментальных напряжений и переживаний боли и удовольствия. Так, мотивированныйпотребностью минимизировать боль, сделать максимальным удовольствие, чтодетерминировано в основном редукцией висцерального, частного напряжения,продолжает развиваться ребенок.
Уже на первом году жизни,говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия вдвигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться ивливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже. Олпортделает заключение, что по крайней мере со второй половины первого года жизниребенок начинает проявлять отличительные свойства, которые, по-видимому,репрезентируют непреходящие атрибуты личности. Однако он отмечает, что«первый год жизни наименее важен для личности – при условии, что невозникает серьезного вреда для здоровья»
Трансформация ребенка
Процесс развития идет поразличным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящихмежду детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы.Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание,научение, функциональную автономию, протяженность Я. Он даже признает объяснительнуюроль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимаютцентрального места в том, что он называет нормальной личностью.
Итак, мы имеем: организм,который при рождении биологичен, трансформируется в индивида, с растущим эго,расширяющейся структурой черт, в котором прорастают будущие цели и притязания.Важнейшей для этой трансформации является, разумеется, функциональнаяавтономия. Этот принцип проясняет, что то, что изначально лишь обслуживалобиологические цели, становится самостоятельным мотивом, направляющим поведениесо всей силой изначального влечения. Во многом в связи с этой прерывностьюмежду ранним и поздним мотивационными структурами индивида мы имеем, всущности, две теории личности.
Взрослый
Итак, в зрелом индивиде мывидим личность, чьи детерминанты поведения – система организованных иконгруэнтных черт. Эти черты многообразными способами возникли из разобщенноймотивации новорожденного. Точный путь развития этих тенденций не составляетособенного интереса, поскольку они, исходя из принципа функциональнойавтономии, более не извлекают мотивационной энергии из примитивных источников,какими бы они ни были. Как это обозначает Олпорт, «то, что управляетповедением, управляет сейчас», и нам нет нужды знать историю влечения, чтобыпонимать его действие. В существенной степени функционирование этих чертосознанно и рационально. Нормальные индивиды, как правило, знают, что ониделают и почему. Это поведение соответствует конгруэнтному паттерну, и всердцевине этого паттерна – функции, которые Олпорт назвал проприативными.Полное понимание взрослого невозможно без видения картины его целей ипритязаний. Наиболее важные мотивы – не отголоски прошлого, но, скорее, взглядв будущее. В большинстве случаев мы знаем о человеке больше, если знаем егосознательные планы, чем если знаем его вытесненные воспоминания.
Олпорт признает, чтонарисованная нами только что картина есть нечто идеализированное. Не всевзрослые достигают полной зрелости. Они – выросшие индивиды, чья мотивация всееще пахнет детской комнатой. Не все взрослые управляют своим поведением наоснове ясных, разумных принципов. Тем не менее то, насколько они избегаютбессознательной мотивации и то, насколько их черты независимы от детскихоригиналов, репрезентирует степень их здоровья и зрелости. Лишь в случаяхсерьезных нарушений мы видим взрослого, не знающего, что он делает, чьеповедение теснее связано с тем, что происходило в детстве, чем с тем, чтопроисходит здесь и сейчас или произойдет в будущем.
В отличие от большинстватеоретиков личности, чье внимание в основном сосредоточено на негативнойстороне регуляции, Олпорт много обсуждает то, что является более чем просто«адекватной» или «нормальной» регуляцией (1961, гл. 12).Зрелая личность должна прежде всего обладать самопротяженностью. Это означает,что жизнь не должна быть привязана к непосредственным потребностям иобязанностям. Человек должен быть способен участвовать в широком кругеразнообразных деятельностей и радоваться им. Удовлетворения и фрустрации должныбыть разнообразными и многообразными, а не ограниченными в числе истереотипными. Важная часть этой самопротяженности – проекция в будущее: планы,надежды. Чтобы стать зрелым, индивид должен тепло относиться к другим как винтимных, так и неинтимных контактах и обладать фундаментальной эмоциональнойбезопасностью и самоприятием. Он должен реалистически относиться как к себе(самообъективация), так и к внешней реальности. Два основных компонентасамообъективации – юмор и инсайт. Ясно, что под инсайтом мы имеем в видуспособность индивида понимать себя, хотя и не вполне понятно, как выработатьадекватный стандарт для оценки представлений индивида. Чувство юморапредполагает не только способность находить радостное и смешное в обычнойситуации, но также способность к положительному отношению к себе и установлениюположительных отношений с любимыми, одновременно видя связанные с этимнеконгруэнтности и элементы абсурда. Наконец, зрелость предполагает, что уиндивида есть единая жизненная философия. Хотя индивиды должны быть способныбыть объективными и с юмором относиться к повседневным жизненным событиям, заэтим должна стоять полная серьезность в придании смысла всему, что имиделается. Религия представляет один из важнейших источников единой философии,хотя и отнюдь не единственный

Заключение.
В отличие от многихтеоретиков, Олпорт не оставил школы последователей, хотя его влияние можнообнаружить в работах бывших учеников. Побольшей части его теория развивалась им самим, и длилось это почти полстолетия,начиная с его интереса к единице, адекватной для описания личности. Это привелок концепции черт, и в последующей работе в области трансформации развивающихсямотивов. Интерес эта теория представила для психоаналитиков. Выделение Олпортомактивных проприативных функций (эго-функций) и понятие функциональной автономиивысоко конгруэнтно недавним разработкам в психоаналитической эгопсихологии.Таким образом, несмотря на то, что он был одним из наиболее непримиримыхкритиков ортодоксального психоанализа, Олпорт в конце концов оказался одним изнаиболее модных теоретиков личности среди психоаналитиков. Другое новое в позиции Олпорта – его подчеркиваниеважности сознательных детерминант поведения и, соответственно, его защитапрямых методов исследования человеческой мотивации. Более соответствуетсовременным тенденциям психологии горячий призыв Олпорта изучать индивидуальныеслучаи.
Олпорт – один из немногихпсихологов, перебросивших мостик между академической психологией с еетрадициями с одной стороны и бурно развивающейся областью клиническойпсихологии и психологии личности – с другой. Во многих отношениях эта теорияисключительно уязвима для критики. Олпортобычно был более озабочен тем, как живо и эффектно представить свою точкузрения, чем тем, как защититься от критики. Формальная неадекватность теориипривела ко многим негативным толкованиям.
Быть может, самаяпримечательная черта теоретических работ Олпорта – то, что, несмотря на свойплюрализм и эклектизм, они породили чувство новизны и обрели широкое влияние.
Библиография
 
1.Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ.         высш.учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.
2. ОлпортГ. Становление личности. Избранные труды. – М.: Смысл, 2002
3. ПервинЛ., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. –         М.: АспектПресс. 2000
4. ХоллК., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП. 1997.
5. ХьелЛ., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-М. 1997.

Приложение 1
/>
Распределениезначений показателя доминантность – подчиненность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ринок сутність, умови формування та закони розвитку.
Реферат Вопросы территории в международном праве
Реферат К Ионну Кубикуларию, Преподобный Максим Исповедник
Реферат Влияние демографического потенциала на экономический рост в России
Реферат Расчёт выброса загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлоагрегатах котельной
Реферат Проект електроремонтної дільниці ремонтної майстерні з розробленням технології відновлення ротора
Реферат Договор купли-продажи предприятия
Реферат Alfred Hitchcock 50 Years Of Movie Magic
Реферат Brucespringsteen
Реферат Анализ регионального рынка овощной продукции
Реферат І. у сфері освітньої діяльності
Реферат Бронирование услуг в туристской деятельности
Реферат Характеристика внешних накопителей
Реферат Communism In Animal Farm Essay Research Paper
Реферат Информационные технологии в антикризисном управлении 2