КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психологиягрупп и межгрупповых отношений
Тема:ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ВНУШЕНИЯ
Внушение – воздействиеодного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое. Подачаинформации при внушении воспринимается без критической оценки и оказываетвлияние на течение нервно – психических процессов. Путём внушения могутвызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевыепобуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции безактивного участия, без логической переработки воспринимаемого. Внушениеявляется компонентом обычного человеческого общения, но может выступать какспециально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическоевосприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Социально –психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов усматривает в связи соследующими его особенностями. [6]
Во-первых, содержаниевнушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оноопределяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищаетисточник суггестивной (внушаемой) информации.
Во-вторых, процессвнушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роликоторых выступают социальные общности и составляющие их личности.
В-третьих, ход и исходпроцесса внушения зависит от того, кто оказывет внушающее воздействие, а такжеот тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.
В настоящее времявнушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе сдругими способами общения внушение выполняет важные социально – психологическиефункции:
- содействуетформированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходныхвзглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения
- направляет и регулируетактивность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
Склонность человекаподдаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективнойготовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовностьизменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одномулишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группылиц. При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации.Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатомсобственной инициативы и самостоятельного выбора. К числу свойств личности,благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе,низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость,стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабостьлогического мышления, медленный темп психической деятельности.
Свойстваличности, влияющие на внушаемость и невнушаемость
Трудновнушаемый
Легковнушаемый Тип нервной системы Сильный Слабый темп психической деятельности Быстрый Медленный Интроверт Экстраверт ереключаемость и устойчивость внимания Высокая Низкая Скептический Доверчивый Нетревожный Тревожный Упрямый Податливый Ригидный Флексибильный (гибкий) Необязательный Исполнительный уровень стремления к самовыражению Высокий Низкий Для познавательной деятельности характерно творческое мышление репродуктивное мышление
Выделяютследующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальнойвнушаемости:
- психофизиологическоесостояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональноевозбуждение, стресс и т. д.);
- низкий уровеньосведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности;
- дефицитвремени для принятия решения
В процентномотношении все люди делятся по степени подверженности внушению. По даннымХилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% — слабо выраженнаягипнабельность, 30% — гипнабельность средней степени и 30% лиц с высокойгипнабельностью. Число женщин – гипнотиков всегда превышает величину у мужчин исо ставляет 66,6% любой аудитории. [5]
Внушение различают последующим видам:
Прямое внушение:
- Императивноекодирование, которое является стрессовым видом воздействия на человека и носитавторитарный, директивный характер (команды и приказы — резкие, короткие фразы,обычно несколько раз повторяемые).
- Суггестивныенаставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Делаютсяспокойным тоном в виде мягких убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько разповторяемых.
Интересно внушение, когда оно проводится с людьми,находящимися в гипнотическом состоянии. Этот феномен находит своё выражение вразличных актах, которые выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфическиевнушения гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реализуетсяиспытуемыми в постгипнотическом периоде автоматически, помимо их воли.
Гипнотическое внушение автоматически приобретает статусубеждённости. Вводимая информация принимается за действительность, сливается сконцепцией гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.
Внушение в гипнозе представляет собой гуманное средствовоздействия на психику не только больных, но и здоровых. Гипнотические методывнушения успешно исполняются во многих прикладных направлениях. Например, вспортивной психогигиене гипнотическое внушение вводятся с целью регуляциипсихических состояний и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании ссамовнушением является эффективным средством ликвидации и профилактикинеблагоприятных предстартовых состояний, восстановления работоспособности спомощью внушённого сна – отдыха [3].
Внушение представляет собой один из важных методовпсихотерапии. Сюда относится и та беседа, которую ведёт врач любойспециальности со своими больными, ставя своей целью рассеять излишние опасенияза своё здоровьё, страх, например, перед предстоящей операцией.
Словесное воздействие при правильном его использовании может превратитьсяв сильнейшее лечебное средство, а при неосторожном, непродуманном употреблении– принести больному существенный вред. Например, атрогенное заболевание –разные замечания врача о тяжести болезненного состояния приводят квозникновению самостоятельного заболевания, проявляющегося в повышенноймнительности и страхах больного [5].
Косвенное внушение:
- Cкрытая, замаскированная информация,воспринимаемая неосознанностью, непроизвольностью и незаметностно для человека.
Особенности прямого внушения:
- Для воздействияна лиц со слабым интеллектом наибольшего эффекта достигает прямое внушение всочетании с усиленными отрицательными эмоциями (криком, жестикуляцией). Причем«ключевые» слова внушающий должен произносить четко, резко,напряженно, эмоционально насыщенно и обязательно повелительным тоном.
- Для заведомовнушаемых лиц, а также лиц с развитым интеллектом возможно использоватьположительные эмоции. В случае, когда объект воздействия подавлен или слишкомнеуверен в себе, должное прямое внушение выполняют эмоциональным повелительнымтоном с привлечением мимики и жестов, с использованием неоднократно повторяемыхрезкие, громких, коротких, как бы вколачиваемых фраз.
- Если объектвоздействия излишне возбужден и значительно обеспокоен, то внушают успокаивающимтоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих длинныхфраз.
- Одним издополнительных методов прямого внушения является специальная«неопределенность» построения фраз. Фразы строятся так, чтобычеловеку казалось, что его мысли произносятся в слух…
- Любое общениестроится на ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно использовать внаправлении мыслей человека в нужное русло, в программировании определенногоповедения окружающих [3].
Информационное внушение — тесно связанно с манипулятивнымпринципом авторитета, этот тип внушения опирается на средства массовойинформации (газеты, журналы, телевидение и т.п.) влияет на внутренний мирличности. Этот метод позволяет почти полностью исключить критику подаваемойинформации. Внешне все выглядит как обычный разговор: информация как быпомогает объекту вспомнить витавшую в его голове идею и подводит кнеобходимости совершить внушаемое действие. Превосходным каналом передачинужного внушения служат тщательно отобранные слухи. Здесь работает тот факт,что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, чтонавязываются впрямую (эффект подавления настороженности).
Аффектационное внушение. Когда человек находится в состоянииаффекта под воздействием чрезвычайных ситуаций (страх перед угрозой опасности,трудность выбора в сложной ситуации, сильное физическое утомление, отсутствиеопыта поведения в сложной и незнакомой обстановке), у него естественным путемвозникает повышенная внушаемость.
Люди в состоянии эмоционального потрясения интуитивно ищут всобеседнике «сопереживателя». У такого человека снижаютсясознательные волевые процессы, повышается степень внушаемости, его поведениестановится подражательным. Внушение в разговоре с взволнованным человеком, выглядиткак попытка успокоить его, что автоматически завоевывает внимание и доверие, азатем после небольшой паузы дается повелительный или «товарищеский»совет, косвенно связанный с состоянием человека. Этот «совет» вданном случае имеет наибольшую силу, т. к. под влиянием аффекта бдительностьобъекта усыплена.
Известно, чтовремена перемен — войны, стихийные бедствия, революции — являются дляманипуляторов человеческим сознанием чрезвычайно благодатными. Когдаразрушаются привычные стереотипы поведения, исчезают традиционные системыподдержки (семья, идеология, религия, социальные гарантии и т. д.), человекнамного легче поддается внушению и превращается в жертву.
Именно втакие периоды увеличивается число обращений в различные секты, потому что сектачасто лучше внушает ощущение квазисемьи, поддержки, позволяющей человекупочувствовать, что в своих бедах он не одинок. Вот чем объясняется небывалыйуспех сектантов, как хлынувших в Россию из-за рубежа, так и возникших нароссийской почве, — от церкви Муна и сайентологов до Виссариона и Грабового.Секты внушают своим адептам, что они не должны обращаться за медицинскойпомощью, не должны отдавать детей в школы, обязаны передавать всю своюсобственность в пользование руководителя секты и т. д.[7]
Комплиментарное внушение. Этот вид внушения тесно связан сманипуляциями при помощи похвал и лести. Большинство людей под влияниемкомплиментов теряют способность критически относится к человеку напористо ихрасхваливающего…
На языке спецслужб такая техника обработки человеканазывается «бомбардировкой любовью». Чрезмерные восхваления усыпляетбдительность (критическую оценку), и позволяет косвенно внушить заранеезапланированные поступки.
Образно-эмоциональное внушение. Объекту внушения предлагается напрячьсвое воображение и представить во всех деталях все прелести объекта внушения(почувствовать, услушать, увидеть) Главное в таком внушении — не вызвать нималейшей настороженности объекта воздействия.
Данная методика внушения раскрывает себя в эриксонианскомгипнозе и нейролингвистическом программировании.
Если внимание приковано к какому-нибудь одному представлению,то ничто не проникает в сознание извне, кроме того, что ассоциировано с этимпредставлением.
Данное внушение может вызывать особые состояния сознания илиопределенные изменения в организме объекта. Так как эффективное внушениедействует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, весьмаперспективны. Психика в подобном случае становится податливой ко всякимизменениям и к восприятию любой информации.
Внушение с отрицанием. Термин «внушение сотрицанием» подразумевает подачу информации с использованием частицы«не». Данный вид внушения используется также и в техникахнейролингвистического программирования. Мозг человека устроен таким образом,что наши психические автоматизмы частицу «не» как бы отбрасывают.Прием внушения с использованием этой частицы основан на том, что человеку длятого, чтобы представить, что не надо делать, вначале надо представить себеситуацию, что он это делает.
Отрицания с частицей «не» существуют в речи, но ихнет в подсознании. Не редко при помощи частицы «не» люди сами создаютсебе препятствия в достижении чего либо.
Внушение вызовом «полярной реакции». Данное внушение производится призывомили предложением к гипотетическому доведению нежелательной возможной ситуациидо логического предела или вообще до абсурда…
Иносказательное внушение. Внушениями без введения в трансявляются также непрямые директивы в виде образных примеров. Данный методвоздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысльпри этом излагается иносказательно — в виде афоризма, аналогии, шутки,анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая изпрофессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения — того,что принято называть метафорами.
Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в егоподсознание мыслью.
Такое внушение легко обходят критику разума. Сложные метафоры- это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействияна человека часто называют «входом в мозг не через парадную дверь, а сзаднего крыльца».
Главная цель использования метафор — не просто пробуждатьэмоции, а переводить их в побуждения. Для проведения какой либо идеи заранееподготовьте соответствующую типовой ситуации метафору, анекдот, притчу, байку,историю с «параллельным действием». К достоинствам метафор можноотнести то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь этоотвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны.
Внушение каксредство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человекаесть определённый механизм, предоставляющий ему возможность восприниматьвнушающие влияния и отражать их.
К сожалению,наука в настоящее время не в состоянии исчерпывающе раскрыть все «секреты»психики. Не решена полностью и проблема физиологии внушения. Однако отдельныетеории дают ответ о природе механизма внушения. Это физиологическая теориявнушения И. П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, атакже на теории установки Д. Н. Узнадзе.
Согласноучению И. П. Павлова, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условныйрефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённогопункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения, ощущенияили следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое посредствомвнутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее преобладающее,незаконное и неодолимое значение».
Эффектвнушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головногомозга.
Так как этосильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры,содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованноефизиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознаниесужается и сосредотачивается на чём-то одном.
В этих условиях оноперестаёт должным образом контролировать действия человека и его психическоесостояние. Поступки и внутреннее состояние не находятся под контролем сознания.Однако это не означает полного отрыва неосознаваемого от сознательного впроцессе внушающего воздействия и реализации внушённых установок.
Установка – механизм,регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринятопутём внушения. Путём вербального воздействия мы создаём у человека установкуна осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки вобычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самойустановки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотическоговнушения или психологического расслабления, при общей заторможенности клетокголовного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Нопоследующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта)будет зависеть соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, иреальной ситуации.
Итак, раскрывая местоустановки в поведенческом акте, характеризуя установку как внутреннююнеосозноваемую форму психической активности, мы тем самым описываем модельмеханизма внушения.
В. М. Бехтерев указал навнушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнкунепосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё хорошее. Впрактике учебно-воспитательной работы большую роль, по мнению В. М. Бехтерева,играет авторитет педагога, его личный пример и соблюдение меры внушающеговоздействия.
В. М. Бехтеревподчёркивал, что внушение необходимо применять во всех тех случаях, когдадурные привычки или другие ненормальные проявления укоренились в личностиученика. Внушение – это приём, который исправляет иногда даже очень тяжёлые изапущенные воспитателем случаи [2].
В психологии групп исоциальной психологии нет однозначного ответа на этот вопрос, что собойпредставляет групповое внушение. Для одних авторов внушение является одним извидов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отличия внушения отзаражения:
1) при заражении осуществляется сопереживаниебольшой массой людей общего психического состояния, внушение же не предлагаеттакого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесьне подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс внушения имеетодностороннюю направленность —это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активноевоздействие одного человека на группу;
2) внушение, как правило, носитвербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия,используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.). С другой стороны,внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенноепсихическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. При внушениидостигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовомвыводе. Поэтомувнушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Именно поэтому приизучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, вкаких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается, Так,если говорить не о медицинской практике, а о случаях социальной суггестии, тодоказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаютсявнушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются людиутомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Носамое главное заключается в том, что при внушении действуют специфическиесоциально-психологические факторы. Так, например, в многочисленныхэкспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективностивнушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный факторвоздействия — доверие к источнику информации.Этот «эффект доверия» проявляется как по отношению к личностисуггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личностьпредставляет. Авторитет суггестора и в том, и в другом случаях выполняетфункцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатораотсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения [1].
В теоретическом планефеномен внушения изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции.Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуретакого познания значительную роль играет предшествующая восприятию заданная(или сложившаяся) социальная установка, которую можно рассматривать в данномконтексте как своего рода фактор внушения.
В прикладном планеисследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда иреклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистскоговоздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется ввиду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, асредства, разрабатываемые здесь, —это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствияопределенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как методсвоеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методамманипулятивного воздействия.
Особенно очевиднымявляется применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особаяконцепция «имиджа», который выступает как звено в механизмесуггестии. Имидж — этоспецифический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурсвосприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта.Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем иреальным объектом существует так называемый разрыв в достоверности, посколькуимидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения.Имидж строится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рекламы в томи состоит, чтобы обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа.
Практика создания имиджаиспользуется не только в рекламе, но и в политике, например в периодизбирательных кампаний. В массовом поведении стихийных групп имидж выдвинутыхтолпой лидеров также приобретает большое значение как фактор психологическоговоздействия, осуществляющего путем внушения регуляцию поведения массы людей[1].
Таким образом, внушениепредставляет собой словесное воздействие на волю, сознание человека с цельюубедить его в чем-либо или вызвать какое-либо чувство, на поступки человека,его настроение, на психику человека для изменения его отношения к чему-либо,преодоления вредных привычек, коррекции поведения и т.п.
Список литературы
1. Андреева Г.М.Социальная психология. — />/>М.: Междунар.о-во им. Л.С.Выготского, 2003
2. Бехтерев В.М.Внушение и его роль в общественной жизни. -/>/>М/^ Директ-Медиа, 2008
3. Кондрашов В.В.Внушение и гипноз. — Ростов нД.: Феникс, 2008
4. Липецкий М.Л.Внушение и мы. — М.: Знание, 1983
5. Мышляев С. Ю.Гипноз. Руководство для врачей. Нижний Новгород НГМА 1999
6. Теоретические иприкладные исследования психологического воздействия. / Под ред. В. Н.Куликова. — Иваново, 1982.
7. Тхостов А.Криминальное внушение // Наука и жизнь. — 2006. — № 6