Коррекционно-развивающаяпрограмма
на тему:
«Психологическоеобеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников»
Обоснование
Раннийдетский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываютсянаиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этотпериод появляются такие ключевые качества, как познавательная активность,доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям,творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако этикачества и способности не возникают автоматически, как результат физиологическогосозревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых,определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многихпроблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательнаяактивность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или,напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать именно враннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьномвозрасте представляет существенные трудности и требует значительно большихзатрат, чем их предотвращение.
В настоящеевремя у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье.Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка,поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальноеобщение являются главными и необходимыми условиями нормального психическогоразвития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко невсе родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найтиадекватные пути педагогического воздействия на них. В большинстве семейсохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологическогосозревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинаетсяпосле трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическомздоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купаниеи т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив,переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать двухлетнегомалыша так же, как ребёнка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоватьсякомпьютером, сажают перед телевизором и пр.). В обоих случаях игнорируютсявозрастные особенности детей, что может привести к печальным последствиям. Опытконсультирования родителей в Центре «Сознание» показывает, что большинство изних не умеют или не считают нужным играть с детьми и организовывать совместнуюдеятельность. Нарастание проблем, связанных с психическим здоровьем и развитиемдетей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения и пр.),являются прямым следствием такого «неумения» родителей.
Дляполноценного развития и воспитания малышей необходимо учитывать и основныеособенности раннего детства. В чём они заключаются?
1. Дляраннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в какомдругом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длинытела, развития всех функций мозга. Быстрый темп развития ребёнка раннего возраста,в свою очередь, имеет ряд особенностей. прежде всего – скачкообразностьразвития. Для детей раннего возраста также характерна неустойчивость инезавершённость формирующихся умений и навыков. (Учитывая это,предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиямиокружающих ребёнка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)
В основуобучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитиетаких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать,сравнивать различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы вдальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.
2.Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь ивзаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психическогоразвития детей. Даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малышавлияет на его эмоциональнуюсферу.
3. Длякаждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочныхреакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует такназываемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены вполучении информации и переработке её в соответствии с возрастнымивозможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизньмалышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
4. Особоезначение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые припроведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребёнка,формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития.Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальныхсвязей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становленияличности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и наформирование познавательных способностей детей.
5.Вразвитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Онобеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состоянияздоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку и информацию, котораянеобходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное,ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.
Даннаяпрограмма предполагает развивающие занятия с детьми третьего года жизни. Ведьименно в 3 года начинают строиться, помимо уже существующих отношений «ребёнок– взрослый», отношения «ребёнок – сверстники». Также именно к этому возрастудля родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит,труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам и пр.).
Цельпрограммы:
· эмоционально-личностное ипознавательное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечитьуспешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
· педагогическоепросвещение родителей.
Задачи:
1. Укрепление физического ипсихического здоровья детей, через создание условий для эмоциональногоблагополучия и учёта индивидуальных возможностей детей раннего возраста.
2. Формирование у детейадекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
3. Развитие познавательнойсферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятыхспособов использования предметов окружающего мира.
4. Взаимодействие сродителями с целью развития у них психолого-педагогической компетентности поотношению к собственным детям.
Адресат: дети дошкольного возрастаи их родители.
Использованиеданной коррекционно-развивающей программы показано для нормально развивающихсядетей раннего возраста, а также имеющих какие-либо нарушения в развитии(речевые, эмоционально-личностные, задержку психического развития).
Содержаниепрограммы
Реализацияпрограммы предполагает определенную поэтапность.
Iэтап – диагностический.
На этом этапепроводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, целькоторой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможныхнарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальныхдиагностических приемов.
В работе наэтом этапе участвуют следующие специалисты:
1. Психолог,который определяет уровень познавательного развития, сформированность навыковобщения, предметной и игровой деятельности, выявляет факторы, влияющие на ходразвития ребенка (анамнез, особенности семейного воспитания и др.).
2. Логопед,который выявляет уровень речевого развития.
3. Невропатолог,педиатр, определяющие состояние физического и нервно-психического здоровьяребенка.
Учитываяразличный уровень развития детей, состояние здоровья, особенностей семейноговоспитания, по мере необходимости к работе на первом этапе подключаются другиеспециалисты: психиатр, психотерапевт.
В результатескладывается комплексная картина актуального развития ребенка. По даннымпервого этапа выстраивается дальнейшая работа.
IIэтап – коррекционно-развивающий.
Содержаниевторого этапа программы представлено тремя взаимосвязанными курсами.
Курс I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.
«Психологическоесопровождение естественного развития ребенка»
Цель:
1.Формирование у детей навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2.Когнитивное и сенсорное развитие детей раннего возраста.
3.Обеспечение перехода от функциональных действий ребенка к игровым.
Задачи:
– обучатьумению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, ктоговорит;
– развиватьи гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей совзрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;
– формироватьнавыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление иразвитие экспрессивной речи;
– знакомитьдетей с окружающим миром, учить устанавливать причинно-следственные связи ипереходить от действия к деятельности;
– развиватьвсе виды восприятия, формировать умение выделять предметы из общего фона,исследовать их, выделять отдельные свойства и качества, на основании которыхпроизводить классификацию и сериацию, формировать представления о постоянствеобъектов, сенсорные эталоны;
– обучатьчерез подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимсяотражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальныхдействий;
– организовыватьсовместную игровую деятельность детей.
Для решениядиагностических задач использовались методики из диагностических комплексов Стребелевой Е.А.,Смирновой Е.О.
В ходереализации программы психологического сопровождения детей были использованыразвивающие, дидактические, сюжетные, подвижные, театрализованные игры,элементы арттерапии, Психогимнастика, релаксационные упражнения.
Большоезначение в структуре программы предается работе с родителями.
Цель:развитие родительской компетентности в воспитании и общении с детьми.
Основныеформы работы:
1) совместноепроведение занятий с детьми и родителями;
2)консультации родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностейдетей;
3) домашниезадания для родителей;
4)родительские собрания по темам: «Особенности физического, психического,речевого развития детей от2 до 3 лет», «Особенности общения детей раннеговозраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии»,«Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочьребенку пережить его», «Скоро в детский сад».
Курс II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.
«Волшебныепальчики»
Цель:
1. Развитиемелкой моторики через пальчиковую гимнастику и игры.
2. Формированиепродуктивных видов деятельности.
Задачи:
– развиватьсенсомоторную координацию, навыки «пинцетного захвата» с помощью большого иуказательного пальцев, навыки манипулирования мелкими предметами с помощьюпальцев, точные движения кисти;
– учитьиспользовать различные материалы: соленое тесто, глину, пластилин и т.п.;
– учитьотрывать кусочки пластилина, прижимать, размазывать их пальцами по ограниченнойповерхности, втыкать в пластилин различный бросовый материал, раскатыватьколбаски, палочки, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу,раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, сплющивать его, делатьпальцами углубление в его середине, соединять две вылепленные формы в одинпредмет;
– приучатьдетей к аккуратному обращению с материалами.
«Малыши имузыка»
Цель:
1. Воспитаниеинтереса к музыке.
2. Воспитаниежелания слушать музыку, подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.
Задачи:
– развиватьинтерес к прослушиванию небольших музыкальных произведений;
– развиватьпевческие умения – умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы илизвукоподражания;
– работатьнад ритмичностью движений под музыку, обучая детей движениям в соответствии сярко выраженным характером музыки, начинать движение с началом музыки и завершатьего с ее окончанием;
– учитьдетей танцевальным движениям, развивать умение передавать по показу педагогаигровые действия по кругу, выполнять движения по тексту песен.
Курс III. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ.
«Сказка длямаленького язычка»
Цель:
1. Развитиеартикуляционных навыков.
2. Обогащениеактивного и пассивного словаря.
3.Стимулирование и закрепление возникновения и использования собственной речиребенка.
Задачи:
– развиватьартикуляционную моторику;
– воспитыватьзвуковую культуру речи: говорить внятно, не торопясь, достаточно громко;
– учитьиспользовать существительные, обозначающие названия предметов одежды, посуды,игрушек, растений, домашних животных и т.п., глаголы, обозначающие некоторыедействия, а к концу 3-го года прилагательных и наречий.
– развиватьумение отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас и виденном ранее,высказываться об игрушке, изображенной на картинке, о прочитанной потешке,стишке, сказке (3 года).
В структуревсей программы выделяется
Курс IV. МЕДИЦИНСКИЙ,выполняющий «поддерживающую» функцию.
Цель:укрепление здоровья детей.
Задачи:
– своевременновыявлять имеющиеся у детей соматические и неврологические заболевания;
– назначатьи проводить необходимое лечение и контролировать процесс выздоровления;
– проводитьмероприятия по общему оздоровлению и укреплению организма детей.
Реализацияданных задач осуществляется медицинской службой в режиме индивидуальныхконсультаций родителей и детей невропатологом и педиатром, проведения групповыхпрофилактических бесед с родителями, наблюдения за детьми в процессекоррекционно-развивающей работы.
Длительностьпрограммы
Комплекснаякоррекционно-развивающая программа для детей от 2 до 3 лет, имеющих особенностив развитии рассчитана на семь месяцев работы в режиме 2 раза в неделю по 2часа. Всего запланировано 54 встречи и 3 встречи для вводной и итоговойдиагностики. Во время данных встреч запланировано структурно организованныхзанятий:
– познавательных– 54 – 2 раза в неделю по 15 минут;
Условияпроведения
Занятия проводятсяв достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровымпокрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами дляпособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующимивозрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными,спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами.
Работа сребенком раннего возраста осуществляется в игровой форме, игровое пространствоорганизуется с использованием всех модальностей (моторной, тактильной,зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой).
Обязательноприсутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в ролипомощников, но и в роли активных участников происходящего.
В процессезанятия дети должны соблюдать правило: «Пользуйся всеми свободами, но не мешайдругим».
В ходе работыдолжен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны,необходим учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, сдругой – учет особенностей группы в целом.
Педагог(совместно с родителями) должен создавать атмосферу доброжелательности,доверия, сотрудничества.
В зависимостиот уровня развития детей, их динамики в группе, психологических состояний,поступления новых детей в группу возможно варьирование методов, приемов иструктуры занятий и самой программы.
Занятияспециалистов с детьми раннего возраста строятся на единых принципах.
1.Онтогенетический принцип: при проведении занятий учитывается уровеньдвигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развитияребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новыхвидов деятельности.
2.Комплексный подход к проблемам ребенка: совместная разработка коррекционногомаршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, атакже активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционныхмероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.
3.Принцип взаимодействия и координации между специалистами:
– спомощью ведения документации на каждого ребенка – индивидуальной карты;
– черезпсихолого-медико-педагогические консилиумы;
– впроцессе проведения совместных занятий специалистами.
4.Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка: все занятия проводятся вприсутствии родителей и при активном их участии, что обусловлено особенностямидетей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей всовместную деятельность «специалист – ребенок – родитель». Присутствие назанятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает еготревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия дляпроведения занятий, В ходе коррекционно-развивающих занятий обращается вниманиеродителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителейс возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильнымиспособами взаимодействия с ребенком.
5.Деятельностный подход: формирование психических функций в процессе деятельностидетей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
6.Систематичность заданий и используемых на занятиях игр: определенный порядок вподаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определеннойпоследовательности.
7.Вариативность заданий: при формировании у ребенка одних и тех же понятийиспользуются различные игры и задания.
8.Принцип постепенного усложнения заданий:
а)поступенчатое усложнение заданий, например: 1-я ступень – сортировка предметовпо какому-либо признаку, 2-я ступень – выбор предметов по данному признаку, ориентируясьна эталон или слово, 3-я ступень – использование знания этого признака визобразительной и другой продуктивной деятельности;
б)постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия илипрактической деятельности материала;
в) постепенноеувеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объемавнимания, поля зрения и т.д.
9.Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами илипринцип единого тематического планирования занятий: занятия разныхспециалистов объединены одной темой. Такой подход в планировании и организацииработы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи,обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закреплениеполученных знаний.
Например,тема «Овощи – фрукты»:
– логопедформирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка поданной теме;
– психологформирует взаимодействие «мама – ребенок» или «ребенок – ребенок» сиспользованием игр «Огород», «Угостим зайку», и т.п.;
– педагогразвивает у ребенка навык соотнесения предмета и изображения, обобщения,активизирует сенсорный опыт в процессе продуктивной деятельности;
– музыкальныйруководитель подбирает хороводы, песенки, игры по данной тематике.
Структуразанятий
Понедельник
ВРЕМЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ 10.00–10.10
Приход детей и родителей.
Приветствие в кругу и 1–2 песенки, сопровождающиеся различными движениями и звукоподражаниями
.
При входе в группу ребенок с помощью взрослого звонит в большой колокольчик.
Может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. 10.10–10.20 Физическая и двигательная активность. Физические упражнения по развитию основных видов движений и подвижные игры. 10.20–10.35–10.50 Занятие 1. Познавательное развитие (по подгруппам). Групповые и подгрупповые игры. 10.50–11.05 Творчество организованное или свободное. Зоны творчества – изо, работа с бумагой и т.п. 11.05–11.15 Коллективные игры в кругу, свободная игровая деятельность. Игры с мячом, кеглями и т.п. Зоны: игровая, двигательная. 11.15–11.30 Музыкальный блок (игры, разучивание песенок вместе с родителями, театрализации). Пение, слушание, танцевальные движения, музыкальные игры. 11.30–11.40 Уборка игрушек – соблюдение определенного порядка в зонах, мытье рук. 11.40–11.55 Трапеза – совместное чаепитие, приучение к навыкам самообслуживания. 11.55–12.00 Прощальный круг. Ритуал окончания занятия 12.00 Уход детей.
Четверг
ВРЕМЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ 10.00–10.10
Приход детей и родителей.
Приветствие в кругу и 1–2 песенки, сопровождающиеся различными движениями и звукоподражаниями
При входе в группу ребенок с помощью взрослого звонит в большой колокольчик.
Может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. 10.10–10.30 Свободная игровая деятельность в различных зонах. Индивидуальная работа. Консультации по ходу работы и задания на дом. Зоны: игровая, двигательная, сенсорная, мышление. 10.30–10.45–11.00 Занятие 1. Речевое развитие (по подгруппам). Занятие логопеда по подгруппам или в группе. 11.00–11.15–11.30 Творчество организованное или свободное по подгруппам. Зоны творчества – лепка (использование различных материалов: соленого теста, глины, пластилина и т.п.), пальчиковая гимнастика. 11.30–11.40 Уборка игрушек – соблюдение определенного порядка в зонах, мытье рук. 11.40–11.55 Трапеза – совместное чаепитие, приучение к навыкам самообслуживания. 11.55–12.00 Прощальный круг. Ритуал окончания занятия. 12.00 Уход детей.
Учебныйплан к программе
· Категориядетей: дети2–3 лет, нормально развивающиеся и имеющие какие-либо нарушения в развитии.
· Срокобучения:7 месяцев.
· Режимработы:2 раза в неделю по 2 часа (54 занятия по 15 минут и 3 занятия диагностическихпо 30 минут).
№
Этапы
Содержание занятий
Тема занятий
Кол-во
часов
Кол-во
занятий 1. Диагностический Диагностическое обследование познавательной, эмоционально-личностной, речевой сфер ребенка.
Пирамидка
Разрезная картинка
Доска Сегена
Парные картинки
Диагностические ситуации Смирновой Е.О.
Логопедическое обследование 1 1 2. Основной
Формирование коммуникативных навыков у ребенка.
Обучение взрослых адекватной модели взаимодействия с ребенком в групповой игре.
Целенаправленное формирование у ребенка высших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Формирование, расширение и обогащение зоны ближайшего развития через совместную деятельность со взрослым.
Развитие навыков в различных видах деятельности.
Формирование поисковых способов ориентировки при выполнении игровых заданий.
Создание интереса к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности.
Преодоление негативных качеств формирующегося характера.
Адаптация детей к коллективу сверстников и чужих взрослых.
Знакомство
Я и моя семья
Части тела
Фрукты, овощи
Осень
Одежда
Игрушки
Кухня
Дикие животные
Домашние животные
Домашние птицы
Новогодний праздник
Зима
Зимняя одежда
Мебель
Зимние забавы
Транспорт
Наша мама
Обувь
Птицы
Весна
Цветы, деревья
Прощание
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
4
2
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
4
2
4
4
2
2 3.
Итоговый
(диагностический) Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы
Пирамидка
Разрезная картинка
Доска Сегена
Парные картинки
Диагностические ситуации Смирновой Е.О.
Логопедическое обследование
Анкетирование родителей
Сбор катамнестических данных по адаптации ребенка к детскому саду
1
1
1
1
Методы исредства оценки результативности программы
Программапредусматривает проведение диагностического обследования уровня актуальногоразвития ребенка до начала проведения коррекционно-развивающей работы и посленее.
Обследованиепроводится по материалам следующих методик:
1. Пирамидка.
2. Разрезныекартинки.
3. Доска Сегена.
4. Парныекартинки.
5.Диагностические ситуации Смирновой Е.О.
6.Анкетирование родителей.
7. Сборкатамнестических данных по адаптации детей к детскому саду.
Литература
1. Аверина И.Е. Группыкратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическоепособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Адаптациядетей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В.– Воронеж «Учитель», 2004.
3. Игрыи занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическоепособие / Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – 2–3 изд. – М.:Издательство «Экзамен», 2004.
4. Матвеева Н.Н. Психокоррекциязадержки речевого развития у детей 2–3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Печора К.Л.,Пантюхина Г.В., Глубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольныхучреждениях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Роньжина А.С. Занятияпсихолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.:Книголюб, 2004.
7. Коррекционно-развивающаяработа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Серебряковой Н.В.– СПб.: КАРО, 2005.
8. Севостьянова Е.О. Дружнаясемейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Маханева М.Д.,Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическоепособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Губа Г.И. Комплексныеразвивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет.Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренингобщения с ребенком (период раннего детства). – СПб: Издательство «Речь», 2003.
12. Макарычева Н.В. Проблемыраннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощьзанимающимся воспитанием детей 2–3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
13. Программа воспитания иобучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
14. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Нашипальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.
15. Григорьева Г.Г. Играемс малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение,2003.
16. Пилюгина Э.Г. Сенсорныеспособности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
17. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А.,Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общеймоторики). – СПб: «Паритет», 2003.
18. Комарова Т.С. Детскоехудожественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. –М.: Мозаика-Синтез, 2005.
19. Диагностика психическогоразвития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практическихпсихологов / – Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.2-е изд. испр. и доп. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.