Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ
Специальность «Психология»
Вечернее отделение
Группа ПВ.01.02.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УДОШКОЛЬНИКОВ
 
Минск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие общих способностей
1.2 Природа и факторы развития способностей
1.3 Понятие творчества и творческих способностей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов исследования творческих способностей удошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Природа человеческих способностейволновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысления можнонайти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.
А собственно психологическимизучением способностей намного позже стали заниматься такие ученые как Спирмен,Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, ихобусловленностью биологическими и социальными факторами, но и проблемами общих испециальных способностей. Хотя проблема развития способностей еще не имела такойсоциальной значимости. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавалишедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали,удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В современном обществе ситуация кореннымобразом меняется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всеразнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычныхдействий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации кновым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Еслиучесть тот факт, что доля умственного труда почти вовсех профессияхпостоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельностиперекладывается на машины, то становиться очевидным, что способности человека,особенно творческие, следует признать самой существенной частью его интеллектаи задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современногочеловека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результатдеятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество вбудущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Тема моей курсовой работы необычна ина первый взгляд по своей социальной значимости не актуальна. В современном обществепсихологи и педагоги сталкиваются с проблемой развития неврозов и другихпсихических заболеваний на почве неудовлетворенности собственной работой,которая связана с ошибочным выбором, не соответствующим его способностям. Аистоки этого лежат в том, что не акцентируются внимание на развитии ипроявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда ребенку необходимопомочь в проявлении, а в дальнейшем и в развитии его способностей, учитывая,конечно, наследственные задатки.
Цель моей курсовой работы: выявитьпсихологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собойследующие задачи:
-          Проанализироватьтеоретические аспекты психологических особенностей проявления творческихспособностей.
-          Выявитьпсихологические особенности творческих способностей у дошкольников.
-          Исследовать психологическиеособенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовойработы являются творческие способности. Предмет данной работы – психологическиеособенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методынаучно-психологического исследования.
1.        Теоретическийанализ литературных источников по данной теме.
2.        Проективноетестирование творческих способностей у детей дошкольного возраста (методики«Солнце в комнате» и «Как спасти зайку», авторы В.Синельников и В.Кудрявцев.).
Курсовая работа состоит из двухглав. В первойглаве рассматривается проблема изучения способностей в психологии, а именнопонятие способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенностипроявления и развития способностей.
Во второй главе проводится эмпирическое исследованиетворческих способностей у дошкольников и анализируются результаты. На основанииих делается вывод о влиянии социума на проявление творческих способностей удетей.

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятиеобщих способностейСпособности изучают различные науки –философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматриваеттак глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности»многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможныеварианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей,то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностямипонимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Этонаиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точкизрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развитияобщих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешноевыполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилосьи было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается внастоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности —это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает ихбыстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В российскойпсихологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся наоснове последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученыйБ. М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых,под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностяхтам, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых,способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишьтакие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельностиили многих деятельностей.
В-третьих,понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которыеуже выработаны у данного человека.
Наосновании вышеизложенного приходим к выводу, что способности — этопсихофизиологические свойства человека, от которых зависит динамикаприобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определеннойдеятельности.[3,с.246]
Кспособностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимыедля успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое длявыполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций,необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения —для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психическихпроцессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностямиявляются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются,на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают иэмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску(например, математическая направленность ума как тенденция вычленятьматематические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).
Кромеэтого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенныезнания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практикепонятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
Различные виды деятельности,отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ееспособностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что длявыполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитиекаких-то конкретных психических процессов (например, определенного видаощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатствавоображения, распределения внимания, более развитого словесно-логическогомышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видовквалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологическихтребований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности,нашло отражение в классификации способностей человека.
В отечественной и зарубежнойпсихологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, нонаиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видамдеятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний,музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторскиеи множество других способностей.
Другой подход к структуреспособностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные иактуальные. Потенциальные— это возможности развития индивида,проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующиерешения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств,но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или нереализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях.Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальныеспособности в соответствии со своей психологической природой, для этого можетне иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить,что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общую классификациюспособностей выделяет Маклаков: общие и специальные.
Общие способности— это те, которые одинаковым образом проявляют себя вразличных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например,уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость,внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные — это способности к определенным видамдеятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. [8, с.535]
В состав каждой способности, делающейчеловека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входятнекоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельностьосуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ.Рубинштейн, ни одна способностьне является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя системусоответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зренияопределенная способность всегда представляет собой сложную систему способов,действий и операций.
Помиморазделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяетспособности на теоретические и практические. Теоретические ипрактические способности отличаются друг от друга тем, что первыепредопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, авторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальныхспособностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг сдругом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместеони встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей[11, с 245].
Существуеттакже деление на учебные и творческие способности, предлагаемоеА.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяютуспешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то времякак вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новыхпредметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить,какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, тов случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершимошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то врядли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебнымиспособностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитиевозможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний,накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, чтоучебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие —специальные, определяющие успех творчества [8, с 537].
Помимо разграничения на общие испециальные, учебные и творческие и т.п., способности также делят по уровню ихразвития на одаренность, мастерство, талант и гениальность. Одаренныхлюдей очень много. Можно сказать даже, что людей, не имеющих возможностипроявить свою одаренность ни к чему на свете, нет вообще (если только данныйчеловек не страдает серьезным психическим расстройством). Все дело в том, какпомочь ему найти свое призвание. Талантливых же людей, т.е. достигающихособенно высокого уровня развития способностей, значительно меньше. Ну, а гениивстречаются исключительно редко. [2, с 456].
Одаренностьюназывается своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человекувозможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определениинеобходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнениедеятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешноговыполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующегосочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какуюбы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогдане учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядногоспециалиста в этой области. Одаренность определяет только возможностьдостижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможностиопределяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности икакие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальныеразличия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленностиинтересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — наистории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностейпроисходит в конкретной деятельности.
Характеризуяспособности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство,т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят омастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешнозаниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессиипредполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Высокуюстепень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся воригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболеевысоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясьвыраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественныезапросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-историческихусловий. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не тольков области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, иучитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, иквалифицированный рабочий. Как правило, талант всегда сочетается сисключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые людиподчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, талант — этосклонность к бесконечному труду. Пробуждение таланта, так же как и способностейвообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболееблагоприятные условия дляполноценного развития, зависит от потребностейэпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом
Гениальность— это высшая степеньодаренности.О гениальности говорят, когда творческие достижениячеловека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Принятосчитать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400человек. Так, мы говорим о гениальности Моцарта в музыке, Ч. Дарвина вестествознании, М. В. Ломоносова в физике и механике, Д. И. Менделеева в химиии т. д. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежносвязан с незаурядностью в различных областях деятельности.
1.2 Природа ифакторы развития способностей
 
Прежде чем говорить о природеспособностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являютсяприродными предпосылками способностей.
П.А. Рудик понимает под задаткамиврожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчаютразвитие способностей. Для способностей преимущественно в двигательнойдеятельности такими задатками могут быть особенности лабильностинервно-мышечной системы, для интеллектуальных способностей — подвижностьнервной системы, хорошее кровоснабжение мозга и т. п. К задаткам могутотносится некоторые врожденные особенности зрительного и слуховогоанализаторов, типологические свойства нервной системы, от которой зависитбыстрота образования временных нервных связей, их прочность, силасосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. [13, с 132].
Задаткисоздают предпосылки для развития способностей, служат для них основой, носовершенно не однозначны им и не определяют их развития «автоматически».Способности не заключены в задатках. Задаток не потенциальная способность (аспособность — не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическаяособенность ни при каких условиях не может развиваться в психическуюособенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки сами по себеявляются продуктом исторического развития. То, что запечатлевается в нервнойсистеме и что передается от поколения к поколению в виде определенных задатков,является тоже результатом длительного филогенетического развития.
Существенной характеристикой задатковявляется их многозначность, поскольку на основе одних и тех же задатков(например, хорошее цветоразличение) могут развиваться различные способности взависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью (могутразвиваться способности художника, а могут и способности контролера).
Будучи многозначными, задатки могутбыть более или менее общими. Более общими являются задатки, обусловленные общимтипом нервной системы. Но кроме общих свойств нервной системы (сила,уравновешенность, подвижность) имеются и парциальные свойства, характеризующиеособенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти задатки, вероятно,и связаны с различиями в слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовойчувствительности у разных людей. Они имеют прямое отношение к специальнымспособностям.
Задатки проявляются в легкойвосприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и,главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большогодарования.
Учитывая все выше сказанное о задатках,невольно возникает вопрос: Являются ли способности врожденными или онисоциально обусловлены?
Одна из распространенных точек зренияведет свою историю от Платона. Эта теория основывается на положении оврожденном характере способностей и обусловленности их биологической природой.При этом говорится о неких «абсолютных знаниях», «врожденных идеях» (Платон),которые изначально в разной степени заложены в человеке и которые он в процессеразвития как бы «вспоминает» и осуществляет в своей деятельности. Эти«абсолютные знания» как бы заранее устанавливают предел в развитии способностейу людей разных сословий. Так, по этой теории, люди «низших» сословий не имеютот рождения таких задатков, которые бы в дальнейшем предрасполагали кумственной деятельности
Современные психологи, придерживающиеэтой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и ихпроявление целиком зависит от унаследованности характеристик. Социальный факторв этом случае играет только роль катализатора, т.е. изменяет скоростьпроявления способностей.
В качестведоказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий,отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания,казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальнаяодаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре Талант вживописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемьлет, у Ван Дейка — в десять.
Своеобразнымразвитием концепции наследования способностей является предположение о связиспособностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человекавесит в среднем около 1400 г Определение массы мозга выдающихся людей показало,что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И. С. Тургеневасоставляет 2012 г, мозга Д. Байрона — 1800 г и т д. Однако впоследствии этопредположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньшепримеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, уизвестного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г.Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г —оказался у умственно отсталого человека.
С идеейнаследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология.Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человекаот наружной формы черепа. Основная идея базировались на том, что кора головногомозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определеннаяспособность человека. Степень развития этих способностей находится в прямойзависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальныхизмерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепаразбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определеннойиндивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке,поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этотподход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что черепвовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам ивпадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно ибеспочвенно.
Широкуюизвестность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследованиеспособностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируябиографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствованиечеловеческой природы возможно лишь путем выведения на ocнове законов наследственности расы особо одаренных, умственнои физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренностиизвестных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре,и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются внескольких поколениях.
Следуетотметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляетистория семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальныеспособности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В.Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевныхсвойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, сних-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии напротяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20— выдающихся.
Установленотакже, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и прабабушка А. С.Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейшихпредставителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинги Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок —Иоганн Кант, живший в XV в.
В пользунаследственной природы способностей также свидетельствуют многочисленныединастии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Однако, скореевсего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологической, но и осоциальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-занаследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбилих профессию. Поэтому в отечественной психологической науке принято считать концепциюнаследственного характера способностей весьма интересной, но не объясняющей всефакты проявления способностей.
Учитываянесостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения,что развитие способностей зависит от социального фактора, т.е. окружающейсреды. Поэтому рассмотрим другую теорию, где придерживаются мнения о том, что развитиеспособностей целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеции провозгласил, чтопосредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данногонаправления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивныхплемен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованныхевропейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции,ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Этислучаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развитиявне общества.
К менее точным, но достаточновпечатляющим случаям можно отнести результаты деятельности выдающихсяпедагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности(науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группаталантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая сточки зрения простых законов статистики.
По мнению П.А. Рудика, социальнаясреда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активнуюдеятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себяактивно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он иразовьет соответствующие этой среде способности [13, с 135].
Конечнымвыводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можносформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американскийученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, тойпрограммой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человекав детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческиезадачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящеевремя приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания»одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческогопотенциала занятия по умственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет,считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».
В своюочередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том,что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признаваяврожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденностизадатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиямиуспешного выполнения определенной деятельности.
Такимобразом, наследственность имеет большое значение для развития способностей,поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системычеловека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны,сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующиеспособности. Проявление и развитие способностей в первую очередь зависит отмногих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания,потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образованияи др.
 
1.3 Понятиетворчества и творческих способностей
 
Анализ проблемы развития творческихспособностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будемвкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческиеспособности отождествляются со способностями к различным видам художественнойдеятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое намипонятие тесным образом связано с понятием «творчество»,«творческая деятельность». Под творческой деятельностью В.Н.Дружинин понимает такую деятельность человека, в результате которой создаетсянечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящеек новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.[4, с 128].
Понятиеприроды творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности.Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчеству- как развивать творчество.
Продуктытворчества — это не только материальные продукты — здания, машины и т.д., но иновые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материальноговоплощения. Другими словами, творчество — это создание нового в разных планах имасштабах.
Прихарактеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы,признаки, свойственные процессу создания.
Творчествоимеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышениерентабельности), социальные (обеспечение условий труда),психолого-педагогические -развитие в творческом процессе психических,нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностейчеловека, приобретение знаний и др.
С точкизрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческойработы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов исредств развития творчества.
Творчествоявляется целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требуетмыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональныхчерт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшаяформа деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции иинтеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни,источником всех материальных и духовных благ.
Если внимательно рассмотретьповедение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить дваосновных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящимиили репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и егосущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранеесозданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческаядеятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в егоопыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основеэтого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определениетворческих способностей выглядит следующим образом. Творческиеспособности – это индивидуальные особенности качества человека, которыеопределяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества можетприсутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говоритьне только о художественных творческих способностях, но и о техническихтворческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способностипредставляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческогопотенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий моментсуществует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологисвязывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностямимышления.
Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурномматериале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сферпрактики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиесяв процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образноесхватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развитияцелостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и можетвписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательныйхарактер творческих решений – способность при решении проблемы не простовыбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создаватьальтернативу.

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
С целью определения уровня творческихспособностей мною было проведено их исследование у детей дошкольного возраста вдетских садах №315 группы №9 и №351 группы №6. Для того, чтобы выяснить каксоциальные условия влияют на проявление и развитие творческих способностей, янацелено проводила методики в двух детских садах.
Детский сад №315 принадлежит кобычным дошкольным учреждениям, а в детском саду №351 организована углубленнаяподготовка ребенка к школе, включающая в себя активную физическую подготовку,изучение иностранных языков и наличие различных театральных кружков.
Для исследования я выбрала 2 методикикандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В.Сильнякова.
Для проведения методики «Солнце вкомнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку сизображением комнаты, в которой находится человек, солнце, стул, стол(Приложение №1)
В ходе этой методики можно выявитьспособности ребенка к преобразованию «нереального» в«реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Психолог показывает ребенку картинкуи говорит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что наней нарисовано». Когда ребенок перечислит основные детали изображения(стол, стул, человечек, солнышко), психолог дает следующее задание:«Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи,пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуйисправить картинку так, чтобы она были правильной». В процессе проведенияметодики психолог фиксирует ответы ребенка.
В методике «Как спасти зайку»психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко,деревянная палочка, лист бумаги (Приложение №2).
Основная цель этой методики -оценкаспособности ипревращение задачи на выбор в задачу на преобразование вусловиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенкомна столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика,обращается к ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с нимприключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплылдалеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и сталзайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У нас для этого естьнесколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы,разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
В процессе работы фиксируется характерответов и их обоснование.
 
2.2 Анализрезультатов исследования творческих способностей у дошкольников
После проведение 2-х методик,зафиксированные ответы обрабатываются.
В методике «Солнце в комнате» психологоценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется попятибалльной системе:
1.        Отсутствиеответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинкуисправлять не нужно») — 1 балл.
2.        Формальноеустранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3.        Содержательноеустранение несоответствия:
а) простой ответ (нарисовать в другомместе — «Солнышко на улице») -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок- «Сделать из солнышка лампу») — 4 балла.
4.        Конструктивныйответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контекстезаданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно»,«Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.
В методике «Как спасти зайку» данныеоцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбираетблюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять содна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметыв готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1балл.
Второй уровень. Решение с элементомпростейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку вкачестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случаеребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайкипредлагается использовать лист бумаги. Для этой цели нужно сделать из листакораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка напреобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выборсамостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствуето надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Обработка результатов в группе №9детского сада №315.Фамилии детей Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений
Min 1 балл Max 3 балла Беляева Людмила 2 2 Бородай Владимир 3 2 Вакулов Павел 2 1 Елисеев Сергей 1 2 Еремина Александра 3 2 Жидких Станислав 2 2 Кольцова Евгения 2 3 Лапина Юлия 1 3 Макарова Анна 2 1 Никитин Алексей 2 2 Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Реализм воображения 80% 20% 0% Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 20% 60% 20%
 
Обработка результатов в группе №6детского сада №351.Фамилии детей Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл Max 3 балла Азаренко Денис 3 1 Баранов Игорь 4 3 Борисевич Николай 4 2 Боровская Елена 5 3 Вареник Татьяна 3 3 Казак Руслан 3 2 Лапо Сергей 2 2 Рыбак Ольга 3 3 Хитров Дмитрий 4 3 Яцкевич Александр 5 3
Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Реализм воображения 10% 70% 20% Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 10% 30% 60%
Проведя исследование, мы получили результатыпо группе №9. Развитие реализма воображения у 80% детей находится на низкомуровне, и у 20% детей – на среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательныйхарактер творческих решений у 20% детей — на низком уровне, у 60% — на среднемуровне, и 20% детей — на высоком. Анализируя полученные результаты можносделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группенаходятся относительно на низком уровне.
Но в группе №6 результаты отличаютсяот предыдущих показателей. Развитие реализма воображения у 10% детей находитсяна низком уровне, и у 70% детей – на среднем, у 20% детей – на высоком. Развитиетакой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческихрешений у 10% детей — на низком уровне, у 30% — на среднем уровне, и 60% детей — на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, чтотворческие способности детей в этой группе находятся на высоком уровне.
После обработки результатовстановиться очевидна разница между уровнем творческих способностей в группеобычного дошкольного учреждения, и в группе детского сада с углубленнымподготовкой детей к школе. Нет сомненья, что в группе №6 уровень творческих способностейнамного выше благодаря тому, что педагоги в этом дошкольном учреждении способствуютпроявлению и развитию творческих способностей у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – этоиндивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешностьвыполнения им творческой деятельности различного рода.
Проанализировав труды такихпсихологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д.Б Богоявленская, мы обозначили,что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологическихособенностей организма — задатков, но и создание благоприятных условий социальнойсреды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные творческиеспособности
1. Релизм воображения – образноесхватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развитияцедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и можетвписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательныйхарактер творческих решений – способность при решении проблемы не простовыбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создаватьальтернативу.
После проведения методик «Солнце вкомнате» и «Как спасти зайку» В.Синельников В.Кудрявцев, которые выявляютреализм воображения и надситуативно – преобразовательный характер творческихрешений, мы еще раз убедились, что социальная среда несет огромную роль в проявленииспособностей у дошкольников. А сравнительный анализ показал, что уровеньразвития способностей на высоком уровне только там, где создаются условия дляих развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1       Богоявленская Д.Б. Психологиятворческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Академия, 2002. – 320с.
2       Введение в психологию / Подобщ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.
3       Гиппенрейтер Ю.Б. Введение вобщую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
4       Дружинин В.Н. Психологияобщих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.
5       Коломинский Я.Л. Человек:Психология – Минск, Унiверсiтэцкае, 1998
6       Лейтес Н.С.Умственныеспособности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.
7       Лук А.Н. Психология творчества.– М., Наука, 1978. — 125 с.
8       Маклаков А.Г. Общаяпсихология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
9       Одаренные дети: Пер. с англ./ Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
10     Психология. Учеб. Для ин-товфизич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
11     Психология. Учеб. Пособие дляучащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. идоп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.
12     Психология. Учебник длягуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.
13     Рудик П.А. Психология. Учебн.для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. –239с.
14     Шадриков В.Д. Способностичеловека. – М., Институт практической психологии, 1997. – 288с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.