СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 2
Глава i.Теоретические и методологические подходы в изучении спортивного характера. 4
1.1.Характеристика психологических аспектов формирования характера у спортсменов 4
1.2.Анализ литературы по проблеме исследования. 5
Главаii. Диагностика психологических. 12
особенностейизучения спортивного характера. 12
2.2.Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера. 12
2.1.Применение экспериментального метода в исследовании спортивно-волевых качеств 14
ГлаваIII. Обработка и анализ полученных результатов по методике. 19
ВЫВОД… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 30
ВВЕДЕНИЕ
Спорт занимает большое место в жизни современного общества.Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействуетвоспитанию его морально-волевых качеств.
Виды спорта многообразны, но все они требуют участия вспортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методовспортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерныхособенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой –спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности.
Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческойдеятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, втом числе и психология, исследует спортивную деятельность под определённымуглом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии.
Изучение психологических особенностей спортивного характераличности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно датьнаучно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт иособенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности визбранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих испециальных психологических особенностей спортивной деятельности должно датьнаучно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивнойтренировки.
Целью курсовой работы является изучение психологическихособенностей спортивного характера.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общетеоретический и методологический подходыв изучении спортивного характера;
2. Провести практическое исследование с применением одногопсихологического метода;
3. Обработать и проанализировать полученные результаты пометодике;
4. Изложить выводы.
Теоретический обзор данной работы проведен на основелитературных источников.
В практической части было проведено исследование,направленное на выделение спортивно-волевых особенностей личности человека(спортсмена) экспериментальным путем, и разработан опросник по диагностикевыделенных качеств.
В подготовки курсовой работы широко использовалась различнаялитература: Ильина А.Б., Руди П.А., Стамбулова Н.Б., Чичикова О.М. и т.д. ипериодические издания – статьи Чумакова В., Неверковича С.Д. и Лисянской Е.
Глава i. Теоретические и методологическиеподходы в изучении спортивного характера1.1. Характеристика психологических аспектовформирования характера у спортсменов
Характер спортсмена, ее психологические особенностиформируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимаетучастие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личностногохарактера влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование,художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различныхвзаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и впроцессе всех видов деятельности, а также массовых средств информации – театра,кино, радио, научной и художественной литературы и т.д.
В результате совокупного влияния всех этих факторов успортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребностии интересы, характерные для человека моральные черты личности.
Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той илидругой степени различно и никогда не совпадает, характер спортсмена, как ивсякого другого человека, всегда индивидуальна и неповторима [1, с.25].
Только абстрагируясь от других разнообразных видовдеятельности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятельности,можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсменаи развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.
Спорт – это специфический вид деятельности.
На развитие психологических особенностей личности спортсменаон оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям.Главными из этих особенностей являются:
1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленнойна завоевание рекорда или победы над противником;
2) максимальное напряжение всех физических и психических силспортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата;
3) систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка,вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
Спортсмена характеризуют:
1. Всестороннее физическое развитие, достигнутое на базесовершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологическихфункций организма;
2. Высокая степень общей работоспособности организма;
3. Выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способностьвладения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков,умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты икоординированности движений;
4. Высоко развитые процесс ощущений, особенномышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышеннаяспособность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельностимоменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях [1, с.27].;
5. Способность выполнять требуемые движения по представлениюс соблюдением необходимой их точности и эффективности.
1.2. Анализ литературы попроблеме исследования
Анализ психологической литературы, посвященной изучениюпсихологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяетвыделить два направления исследований.
Первое направление составляет диагностированиепсихофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успехв спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей ролицентральной нервной системы в детерминации особенностей поведения идеятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен вэкстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целомпоказано, что эффективность в спортивной деятельности в определенной степениобусловлена индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системыспортсменов.
Однако, если одни авторы считают, что успеха в спортивнойдеятельности добиваются в основном спортсмены с отчетливой выраженностью определенныхсвойств нервной системы, то другие такой приоритет «типологическиположительных спортсменов» (сильных, подвижных, уравновешенных) подвергаютсерьезному сомнению. По их мнению, «отрицательные» свойства нервнойсистемы спортсменов не мешают им добиваться значительных успехов [5, с.121].
Нет единого мнения и у авторов, исследовавших свойстванервных процессов у спортсменов непосредственно игровых видов спорта. Разноречивымявляется решение данного вопроса и в волейболе. Здесь психофизиологическиекачества волейболистов, влияние особенностей их проявлений на различныепоказатели спортивной деятельности исследовали Т. Градовская, A. M. Мехреньгин,М.А. Самсонова, И.Б. Темкин и др.
Т. Градовская, проводившая экспериментальное исследование соспортсменами-волейболистами, членами сборных команд России и Польши, показала,что среди 40 спортсменов, обследованных ею, лишь двое были с относительнослабой нервной системой. Остальные по проявлению свойства силы были отнесены ксредней и сильной группе.
М.А. Самсонова в своей экспериментальной группе, кудавходили волейболисты различной квалификации (1-й и 2-й разряды), выявила до 25%лиц с относительно слабой инертной и неуравновешенной нервной системой, чтопозволило ей выделить 4 типологические группы и подготовить рекомендации взависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.
И.Б. Темкин, изучая сдвиги в высшей нервной деятельностиволейболистов в процессе тренировочных занятий и соревнований, определил некоторыесоотношения между состоянием мышечного тонуса и квалификацией спортсменов. Имустановлена разница между группами волейболистов различной квалификации попоказателю контрактильного тонуса, характеризующего функциональное состояниецентральной нервной системы. В результате эксперимента автор пришел к выводу,что у спортсменов более высокой спортивной квалификации выше стабильностьизучаемых показателей. Существует еще ряд исследований, посвященных изучениюхарактеристик высшей нервной деятельности волейболистов различной квалификации.Однако различие в методических подходах изучения свойств нервных процессов,разный контингент (возраст, пол, квалификация и др.) испытуемых, локальностьисследований не дают к настоящему времени возможности в той или иной мересоставить достаточно полную психофизиологическую характеристику не тольковолейбола, как игры в целом, но и отдельно технико-тактических действий [5,с.122].
Второе направление исследований посвящено анализуособенностей и изучению роли психических качеств спортсменов в эффективностиспортивной деятельности. Начиная от работ П.Ф. Лесгафта, A. M. Крестовникова,П.А. Рудика, А.Ц. Пуни, Г.Н. Гагаевой, О.А. Черниковой, до настоящего времени вэтой области проведено большое количество исследований. Заслуживают вниманияисследования процессов реакции, являющихся одним из важных моментовдеятельности в любом виде спорта. Немаловажное значение имеют работы поисследованию особенностей процесса мышления, прогнозирования, волевых качеств идругие работы, показывающие их влияние на эффективность спортивной деятельностиспортсменов. (В.В. Медведев, Т.С. Иванова, М.С. Бриль, Л.С. Нерсесян и других).В волейболе данное направление (исследование психических качеств) представленоисследованиями А.Н. Эйгорн, Э.Э. Лиепиньш, М.Е. Амалин, В.В. Медведев акцентируютсвое внимание на изучении сенсомоторных характеристик волейболистов, полагая,что наиболее высокие требования в волейболе предъявляются к быстротезрительного восприятия и моторного реагирования. Исследователямиэкспериментально показано, что волейболисты, отличающиеся более высокойквалификацией, обладают более высокой скоростью зрительно-двигательных реакцийпо сравнению со спортсменами низшей квалификации.
Л.С. Нерсесян, в частности, в своих исследованиях показал,что скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивостьвнимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью,так и в ее процессе. Им же выявлены особенности стартового состоянияволейболистов по данным анализа телекардиохронографии, определено влияниекомплекса физических упражнений на повышение эффективности процессаформирования сенсомоторного навыка.
Э.А. Сергеев установил, что у волейболистов в процессестановления спортивного мастерства изменяется устойчивость внимания. Авторрекомендует развивать данное качество [5, с.124].
Э.Я. Братчиков утверждает, что при подготовке волейболистовнеобходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровыммышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающиеопережающие реакции.
Более комплексно к изучению психологических качествволейболистов подходят В.В. Медведев, А.В. Ивойлов, А.Р. Малхазов, Е.А. Митин,Л.М. Слупский и другие.
В.В. Медведев, проанализировав требования волейбола,указывает на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в томчисле формирования и совершенствования специализированных видов восприятия,таких как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувствоплощадки», «чувство времени», развития внимания, в частности,его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развитиятактического мышления, памяти, представления и воображения, способностиправильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения иконтролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями впроцессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевыхкачеств.
А.В. Ивойлов считает, что у волейболистов нужно воспитыватьтакие свойства (качества), как простая и сложная реакция, реакция на движущийсяобъект, а также временную и пространственную антиципацию. Исследуя тактическиедействия, автор приходит к выводу, что они обусловлены ассоциативнымипроцессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранения ипереработкой. Сенсомоторные процессы при выполнении тактического действия,показывает А.В. Ивойлов, протекают в трех фазах: восприятия и анализа соревновательнойситуации, мысленного решения специальной тактической задачи, двигательногорешения тактической задачи [5, с.125].
Сравнительный анализ развития некоторых психических и психофизиологическихкачеств волейболистов различной квалификации проведен А.Р. Малхазовым, Е.А.Митиным установлено, что у волейболистов высокой квалификации, по сравнению сигроками низших разрядов, существуют достоверные различия (Р
Е.А. Митин, рассматривая уровень развитияпсихофизиологических и психомоторных качеств волейболистов различной спортивнойквалификации, также приходит к выводу, что данный уровень зависит от ихспортивной квалификации. Из спортивно-значимых психофизиологических качеств дляволейболиста автор выделяет скорость переработки информации, устойчивость ипереключение внимания, концентрацию и распределение внимания, оперативнуюпамять, практическое мышление, эмоциональную устойчивость, простую реакцию,реакцию выбора, реакцию на движущийся объект, способность переключаться воптимальном темпе, работать при дефиците времени и др. [5, с.126].
Попытки создания психологических модельных характеристикволейболистов разного игрового амплуа делает М.С. Бриль и Л.М. Слупский.
М.С. Бриль показал связь эффективности спортивной деятельности «нападающих» игроков с показателями их глубинногозрения, волевых качеств, уровня притязаний, распределения и переключениявнимания.
Л.М. Слупский считает, что наряду с высоким уровнем развитияспециальных качеств и навыков, «связующий» игрок должен обладать: а)точностью и быстротой двигательных реакций, б) тончайшим мышечным чувством,обеспечивающим точность и мягкость передач мяча, в) быстротой и точностьюзрительных восприятий на изменяющиеся условия игры, г) хорошо развитымпериферическим зрением, позволяющим вести наблюдения в процессе выполнениятехнических приемов и тактических действий, д) высокой устойчивости ипереключением внимания, е) быстротой и точностью игрового мышления.
Таким образом, если систематизировать имеющиеся литературныеданные по изучению психологических особенностей и их детерминирующей роли вспортивной деятельности спортсменов, то можно отметить, что в качестве факторовэффективности исследователи выделяют разные уровни детерминации деятельности.
В волейболе при изучении данных вопросов отмечаются тужетенденции в подходах исследователей, что и у авторов, изучающих другие видыспорта. Одни исследуют психофизиологический уровень, считая, что именно ониграет ведущую роль в детерминации успеха действий волейболистов в условияхсоревнования, другие изучают познавательные свойства (внимание, память,мышление) волейболистов, третьи – личностные качества (воля, решительность,уровень притязаний), показывая значимость данного уровня для их успешныхигровых действий.
Глава ii. Диагностика психологическихособенностей изучения спортивного характера2.2. Волевые усилия и их значение в формированииспортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершенияопределённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаютсяот мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульныедвижения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного вволевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения.Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более илименее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболееотчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевогоакта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевыхусилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходитсяпреодолевать.
Субъективно волевое усилие переживается как особоевнутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности. Наличиетрудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевогоусилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительныхпрепятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия.Величина, или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями,которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилиямогут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени [11, с.24].
Волевые усилия при мышечных напряжениях. Выполнениефизических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиямспортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражненийбольшие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения,совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучимногочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даженезначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние наформирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почемувсякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, естьв то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевымусилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когдате или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целикомзаполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы.Регулируя (по длительности и интенсивности) трудность заданий, требующих от занимающихсянапряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевымусилиям.
Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувстваусталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечнойинертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли вмышцах [11, с.25].
Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут бытькрайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периодетренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительныхусилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному видузанятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивностьработы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностьюусилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, вэмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формы смены занятийи детальную дозировку по количеству материала, скорости работы, еёпродолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого роданапряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям
Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска.Их особенность — сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляютсяна борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью,растерянностью, смущением и пр.
В литературе по спортивной психологии выделяютсяразнообразные перечни спортивно — волевых качеств личности. Они весьма различныпо составу и количеству волевых черт. Причина такого положения в том, что составспортивно-волевых качеств обычно определяется умозрительно, безэкспериментальной проработки [11, с.26].
Большое разнообразие списков спортивно-волевых чертличности, приводимых разными авторами, заставляет искать пути их эмпирическогообоснования. Одним из них является выделение спортивно — волевых черт на основесемантического сходства. В психологии накоплен большой опыт такой работы,например, проводились исследования личностных черт с помощью методики«Контрольные списки прилагательных». Наша работа строилась на сходныхпринципах. Разница состояла в том, что факторизации подлежало не всепространство личностных черт, а только черты, относимые к классуспортивно-волевых большинством испытуемых. 2.1. Применение экспериментального метода висследовании спортивно-волевых качеств
Из списка прилагательных, взятых в словаре русского языкаС.И. Ожегова, эмпирическим путем выделялись характеристики спортивно-волевогохарактера и безвольного человека. Испытуемые выбирали из списка те прилагательные,которые с их точки зрения характеризуют волевого и безвольного человека вспорте. В итоговом списке оказалось 38 прилагательных — характеристикспортивно-волевой личности и 38 — характеристик безвольной. Каждое отобранноекачество называлось не менее чем в 25% случаев. В результате факторного анализасписок черт был сокращен. Проведено сравнение окончательного списка снекоторыми теоретическими подходами в области спортивной психологии. На основевыделенных характеристик разработан опросник спортивно-волевых качеств (далееопросник СВК), прошедший полную психометрическую проверку.
Было проведено исследование, направленное на выделениеспортивно-волевых особенностей личности экспериментальным путем, и разработан опросникпо диагностике выделенных качеств [15, с.169].
Испытуемыми явились 106 студентов физкультурного института:79 — юноши, 27 — девушки в возрасте 19-20 лет.
Испытуемым предлагался список прилагательных,характеризующих спортивный характер человека; они были выписаны из словарярусского языка С.И. Ожегова. Из 53 000 слов, содержащихся в словаре, такихприлагательных оказалось 1342. В список были включены те из них, которые характеризуютчеловека не только прямо, но и иносказательно, например «беспозвоночный».Инструкция содержала просьбу выбрать из списка прилагательные, которые, с точкизрения испытуемого, характеризуют спортивно-волевого человека. Ту же самуюпроцедуру испытуемые проделывали в отношении характеристик безвольногослабохарактерного человека. Число выбираемых прилагательных не ограничивалось,незнакомые слова нужно было пропускать.
После получения протоколов 76 испытуемых процедура былаупрощена. Из списка были исключены прилагательные, которые испытуемые не выбралини разу. Таким образом, были составлены два списка. Первый — с характеристикамиспортивно-волевого человека (543 прилагательных), второй — с характеристикамибезвольного слабого (614 прилагательных). В дальнейшем испытуемым предлагалосьвыбрать характеристики спортивно-волевого человека из первого списка, ахарактеристики безвольного слабого — из второго. Это сделало процедуруэксперимента менее трудоемкой.
Половине испытуемых предлагалось начать выбор схарактеристик спортивно-волевого человека, другой половине — с характеристикбезвольного слабого; в каждой из этих групп половина испытуемых приступала к выборус начала списка, а остальные — с конца.
В результате обработки протоколов в список были включеныприлагательные, наиболее часто (не менее чем 25% испытуемых) выбираемые в качествехарактеристик спортивно-волевого и безвольного человека. Таких прилагательных оказалось43 для волевого человека и 38 — для безвольного; список был немного сокращен засчет удаления прилагательных — явных синонимов.
Затем 81 испытуемому было предложено оценить выраженностьспортивно-волевых качеств и качеств безвольного человека у себя по 100-балльнойшкале: 0 — минимальная выраженность качества, 100 — максимальная выраженность[15, с.170].
Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу споследующим варимакс-вращснием. Для черт безвольного слабого человека быловыбрано восьмифакторное решение. Результаты факторного анализа приведены втабл.1.
Факторный анализ спортивно-волевых черт позволил выделитьвосемь факторов. В табл.2 приведены факторные нагрузки составляющих их показателей.
Таблица 1.
Матрица факторных нагрузок характеристик безвольногочеловека
/>
Таблица 2.
Матрица факторных нагрузок характеристик спортивно-волевогочеловека
/>
Глава III. Обработка и анализ полученныхрезультатов по методике
На основании факторного анализа можно выделить следующиегруппы спортивно-волевых качеств:
· выдержанный, терпеливый, благоразумный;
· ответственный, обязательный;
· ведущий, деловой, способный, сильный, инициативный, деятельный,влиятельный, дальновидный;
· самоуправляемый, надежный, здравомыслящий, думающий;
· целеустремленный, упорный, уверенный, решительный,самостоятельный;
· внимательный, собранный, несгибаемый, непоколебимый;
· твердый, боевой, стойкий, свободный, настойчивый;
· активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный.
Рассмотрим более внимательно пятую группу качеств, так как внее входят три показателя, наиболее часто выбираемые испытуемыми в качествехарактеризующих спортивно-волевого человека, и еще два занимающие место впервой десятке.50% испытуемых выбрали целеустремленность, уверенность ирешительность, 45% — упорство и 40% — самостоятельность. Дополнительныйкорреляционный анализ показал, что в этой группе теснее связаны друг с другомтакие качества, как решительный и уверенный. Остальные три существуют в рамкахфактора как относительно обособленные, при несколько большей близости междусобой целеустремленности и упорства [15, с.172].
Таким образом, можно представить следующим предварительныйсписок спортивно-волевых качеств, выделенных на основе семантического сходства:1) выдержка; 2) ответственность; 3) инициативность (лидерство); 4)целеустремленность (упорство); 5) решительность (уверенность); 6) самостоятельность(независимость); 7) внимательность (собранность); 8) настойчивость (стойкость);9) энергичность (активность).
Можно сказать, что обыденные представления оспортивно-волевых качествах личности довольно широки и включают такиеособенности, которые в психологии не относятся к волевым проявлениям, однакофакторизация выявляет структуру, вполне сопоставимую с теоретическими представлениямио спортивно-волевых качествах.
По результатам факторного анализа черт безвольного человекаможно выделить следующие группы качеств:
1) бесхарактерный, нерешительный, слабохарактерный,неуверенный, колеблющийся, сомневающийся;
2) податливый, уступчивый, доверчивый, безотказный, ведомый;
3) пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный;
4) бессильный, депрессивный;
5) безуспешный, бесправный, наивный, мягкотелый,беспомощный;
6) зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся;7) ненадежный, безответственный, ветреный, безалаберный;
8) ненастойчивый, малосильный, невыносливый, нестойкий,слабый, слабосильный [15, с.173].
Таким образом, можно назвать следующие характеристикибезвольного человека: 1) нерешительность (неуверенность); 2) уступчивость(ведомость); 3) безынициативность (бездеятельность); 4) депрессивность(бессилие); 5) беспомощность (безуспешность); 6) несамостоятельность(зависимость); 7) безответственность (ненадежность); 8) ненастойчивость(невыносливость).
В спортивной психологической литературе, как правило, неприводятся качества безвольного человека. Предполагается, что у безвольногоотсутствуют качества спортивно-волевого человека или имеются противоположныекачества. Если рассматривать проблему таким образом, то можно сказать, чтожитейские представления о безвольном человеке во многом совпадают спсихологическими. Например, качества безвольного человека, по С.Л. Рубинштейну,будут выглядеть следующим образом: безынициативность, зависимость(несамостоятельность), нерешительность, низкая энергичность, ненастойчивость,отсутствие выдержки (самоконтроля, самообладания). Некоторые качества,выделяемые С.Л. Рубинштейном, полностью совпадают с выявленными эмпирически(безынициативность, несамостоятельность, нерешительность, ненастойчивость),другие сходны по содержанию (низкая энергичность и бессилие).
Из сравнения эмпирически выделенных характеристикбезвольного и спортивно-волевого человека видно, что они часто являютсязеркальными отражениями друг друга (ответственность — безответственность,решительность — нерешительность, самостоятельность — несамостоятельность, настойчивость- ненастойчивость) [15, с.174].
Инициативность в качествах спортивно-волевого человекасочетается с лидерством. В характеристиках безвольного эти качества разделеныпо разным факторам. В списке волевых качеств не фигурируют антиподы таких качеств,как депрессивность и беспомощность. Можно сказать, что изучение проявленийбезвольности делает подход более симметричным и позволяет дополнить картинуспортивно-волевых особенностей личности.
На основе выделенных черт был разработан опросник длядиагностики спортивно-волевых качеств личности (СВК). [См. приложение 1].
В опроснике СВК постарались учесть большинство из выделенныххарактеристик спортивно-волевого человека. Не получил отдельного названия такойфактор, как ведомость, который выделился как самостоятельный при факторизацииприлагательных — характеристик безвольного человека. При факторизации волевыхкачеств этот параметр вошел в фактор инициативности и в опроснике он учтен всоответствующей шкале. В опроснике не был учтен фактор беспомощности ибезуспешности, так же выделившийся как отдельный при факторизации качествбезвольного человека, по той причине, что трудно рассчитывать на искренниеответы на эту тему.
Область применения методики. Опросник СВК предназначен длядиагностики выраженности спортивно-волевых качеств личности в возрасте от 18 до35 лет. Он может применяться как в исследовательских целях, так и для решенияпрактических задач. В перспективе можно несколько расширить диапазон примененияметодики. При значительном изменении возрастных границ применения методикипотребуются дополнительные исследования.
Опросник СВК может использоваться как отдельно, так и вкомплексе с другими методиками, направленными на диагностику психологическихособенностей спортсмена.
Опросник не предназначен для ситуаций экспертизы.
Психометрическая проверка. Анализ пунктов опросникапроводился на выборке 100 человек. В результате число пунктов сократилось со105 до 78. Часть вопросов была отсеяна из-за показателей по индексу трудности,часть — из-за слабой корреляции с итоговым баллом. Характеристики оставленных вопроснике пунктов приведены в табл.3. [15, с.175].
Все шкалы опросника имеют нормальные распределения.Интеркорреляции шкал и корреляции шкал с итоговым показателем, полученные на выборке140 испытуемых (76 мужчин и 64 женщины), приведены в табл.4.
Ретестовая надежность устанавливалась на выборке 140 человек(76 мужчин, 64 женщины) путем повторного тестирования через месяц. Использовалсякоэффициент корреляции Пирсона. Были получены результаты: ответственность-0,80,инициативность-0,78, решительность — 0,83, самостоятельность-0,77,выдержка-0,81, энергичность-0,85, настойчивость-0,81, внимательность-0,81,целеустремленность-0,72, итоговый балл — 0,89.
Надежность по однородности проверялась на выборке 100человек в возрасте 15-17 лет (43 мужчины и 57 женщин).
Таблица 3.
Коэффициенты корреляции пунктов со шкалой, в которую входитпункт, и итоговым баллом, индекс трудности.
/>
Таблица 4.
Интеркорреляции шкал и корреляции шкал с итоговымпоказателем.
/>
Для оценки использовались следующие показатели: альфаКронбаха, коэффициент Спирмена-Брауна по половине теста, коэффициентСпирмена-Брауна по полной форме. Результаты проверки представлены в табл.5.
Таблица 5.
Показатели надежности по однородности.
/>
Критериальная валидность оценивалась методом экспертнойоценки. Для этого предварительно в двух группах испытуемых (16 и 21 человек) проводиласьоценка волевых качеств личности по 10-балльной шкале. Качества назывались также, как называются шкалы методики СВК. Испытуемые являлись членами одной группыбольше года и хорошо знали друг друга. Вычислялась средняя общая оценкаэкспертов. В качестве меры экспертной валидности использовался коэффициенткорреляции между баллом по опроснику СВК и полученной экспертной оценкой,который оказался равен 0,46. Это подтверждает экспертную валидность опросника.
Поскольку шкалы опросника СВК образованы эмпирическим путемпри помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантическогосходства, в описании шкал приводятся примеры пунктов опросника иприлагательные, составляющие фактор (в скобках сначала приведеныприлагательные, находящиеся на положительном полюсе шкалы, а справа от тире — на отрицательном полюсе) [15, с.176].
1. Ответственность (ответственный, обязательный –безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный).
2. Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный,деятельный, влиятельный, дальновидный — пассивный, безынициативный, ленивый,бездеятельный).
3. Решительность (уверенный, решительный — нерешительный, неуверенный,колеблющийся, сомневающийся).
4. Самостоятельность (самостоятельный — зависимый,несамостоятельный, управляемый, повинующийся).
5. Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный,самоуправляемый — невыдержанный).
6. Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый — ненастойчивый, нестойкий, слабый).
7. Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный,оптимистичный — бессильный, депрессивный).
8. Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый — невнимательный).
9. Целеустремленность (целеустремленный, упорный — нецелеустремленный).
ВЫВОД
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод отом, что чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности,необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личностичеловека (спортсмена).
В результате совокупного влияния всех факторов спортивнойдеятельности и от самого вида деятельности у спортсмена складываются определенныечерты его мировоззрения, характера, потребности и интересы.
Любые достижения высоких результатов в спорте во многомзависит от сложившихся спортивно-волевых качеств спортсмена.
По итогам проведенного исследования направленное навыделение спортивно-волевых особенностей личности спортсмена экспериментальнымметодом можно представить следующий предварительный список спортивно-волевыхкачеств, выделенных на основе семантического сходства: 1) выдержка; 2)ответственность; 3) инициативность (лидерство); 4) целеустремленность(упорство); 5) решительность (уверенность); 6) самостоятельность(независимость); 7) внимательность (собранность); 8) настойчивость (стойкость);9) энергичность (активность).
На основе выделенных черт был разработан опросник длядиагностики спортивно-волевых качеств личности (СВК).
В опроснике СВК учтено большинство из выделенныххарактеристик спортивно-волевого человека. Опросник СВК предназначен длядиагностики выраженности спортивно-волевых качеств личности в возрасте от 18 до35 лет. Он может применяться как в исследовательских целях, так и для решенияпрактических задач. В перспективе можно несколько расширить диапазон примененияметодики. При значительном изменении возрастных границ применения методикипотребуются дополнительные исследования.
Опросник СВК может использоваться как отдельно, так и вкомплексе с другими методиками, направленными на диагностику психологическихособенностей спортсмена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности ипоказателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации: Сборникнаучных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. — М.: Физкультура, образованиеи наука, 2000.
2. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире: Спортивнаяпсихология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
3. Попов А.Л. Особенности содержания психологических дисциплинфизкультурных вузов: Сборник трудов ученых РГАФК. – М.: «Физкультура,образование и наука», 2000.
4. Пуни А.Ц. Предмет психологии спорта.: Спортивная психология в трудахотечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
5. Рудика П.А. Психология: Учебник для студентов институтов физическойкультуры. – М.: 2002. — 510 с.
6. Стамбулова Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности:Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.
7. Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности иличности спортсмена: Учебное пособие для физкультурных институтов — Мн.: ИПП ГосэкономпланаРБ, 2004. — 160 с.
8. Кухамбаева Э. Спорт и личность // Домашняя энциклопедия. – 2003. –№4 –С.29.
9. Лисянская Е.В. Методологические особенности психологии спорта // Вопросыпсихологии – 2005. –№14. – С. 19-23.
10. Мудрак Н. Соционические типы на ринге и татами: Психологическаятипология людей занимающихся восточными единоборствами // Соционика, ментологияи психология личности. – 2002. –№5. – С.39-47.
11. Неверкович С.Д. Современный взгляд на спортивную психологию //Соционика, ментология и психология личности. – 2005. –№3. – С.24-29.
12. Полозов А. Психологические портреты спортивного клуба: Соционика. //Управление персоналом– 2005. –№12, июнь – С.67-70.
13. Сорокин Д. От физического воспитания к психофизической культуре. //Спорт в школе (приложение к 1 Сенбрябрю). – 2004. – 16-30 сентября. – С.9-13.
14. Семенов Л.А. Наследственность, среда и спортивный успех // Спорт вшколе. – 2006. –№19, октябрь. – С.13-17.
15. Чумаков М.В. Диагностика спортивно-волевых особенностей личности: Психологияличности // Соционика, ментология и психология личности. – 2006. –№1 янв. -фев.– С.169-178.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник СВК
1. Если у меня появляется возможность принять участие вспортивных соревнованиях то, как правило, я соглашаюсь и выступаю.
2. Я немного завидую тем, кто завоевывает первые места;
3. Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью в неудачах.
4. Я плохо переношу спортивные травмы.
5. Я скорее пессимист, чем оптимист
6. Я могу быстро сосредоточиться, если нужно.
7. У меня нет четкой цели в жизни.
8. Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий наподъем.
9. Мне стоило бы быть более решительным.
10. Я полностью выкладываюсь на соревнованиях.
11. Обычно у меня получается закончить дело, несмотря на трудности.
12. Я веду активный образ жизни.
13. Спортивные залы легко отвлекают меня от проблем.
14. Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.
15. Часто как-то само собой получается, что я показываюсамые лучшие результаты.
16. Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить своюпросьбу.
17. Я совершенно не могу сидеть без дела.
18. Я не очень собранный человек.
19. Я хорошо знаю, чего хочу.
20. Мне бывает трудно сделать первый шаг.
21. Я не люблю рисковать.
22. Я бы чувствовал(а) себя очень неуютно, если бы мнепришлось ехать одному (одной) в дальнюю поездку.
23. Если что-то не получается с первого раза, я вновь ивновь повторяю попытки.
24. У меня часто бывает упадок сил.
25. Мне нетрудно концентрировать внимание.
26. Меня не пугают отдаленные цели.
27. Я очень редко опаздываю на учебу, сборы, тренировки,соревнования, встречи.
28. Когда в школе был урок физкультуры, я часто вызывался(вызывалась) первым показать свои физические достижения.
29. Я быстро принимаю решения.
30. Мне нравится научиться чему-либо без посторонней помощи.
31. Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.
32. Отдых — это просто смена деятельности.
33. Я нечасто выступаю инициатором в новых начинаний.
34. Я склонен (склонна) к сомнениям.
35. Мне трудно идти против мнения группы.
36. Я легко поддаюсь панике.
37. В случае неудачи у меня опускаются руки.
38. Я быстро восстанавливаю силы.
39. Я могу долго работать, не отвлекаясь.
40. Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.
41. Я все время выдумываю что-то новое.
42. Я часто советуюсь с другими людьми.
43. Я не могу долго переносить напряженные физическиенагрузки.
44. Я — мягкий человек.
45. Я бы не сказал(а), что я энергичный человек.
46. Действительно, я нередко бываю рассеянным (рассеянной).
47. Я знаю, кем я хочу быть в жизни, и стремлюсь к этому.
48. Нередко мне самому (самой) приходится показывать примерокружающим.
49. Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужносделать выбор.
50. Я могу быть очень настырным (настырной).
51. Я часто чувствую сонливость днем.
52. Я умею ставить себе ясные и четкие цели.
53. Я старательно выполняю обязанности по учебе, натренировках и т.д.
54. Мне не хватает уверенности в себе.
55. Я терпеливо добиваюсь результаты, даже если неполучается
56. Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мнезакончить начатое.
57. Обычно я жизнерадостен (жизнерадостна) и полон (полна)сил.
58. Не могу долго удерживать внимание, если мне неинтересно.
59. Как правило, я составляю план на неделю.
60. Я сам(а) проявляю инициативу при знакомстве.
61. Я могу иногда прогулять занятия (учебу), тренировки еслизнаю, что мне это сойдет с рук.
62. Меня нельзя назвать инициативным человеком.
63. Я люблю все делать быстро.
64. Я могу долго, стиснув зубы, преодолевать неприятности.
65. Я могу долго работать, не уставая.
66. Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком иполностью.
67. Я стараюсь расположить дела по степени важности иначинаю с тех, которые наиболее важны.
68. Я вспыльчивый человек.
69. Про меня можно сказать, что я немного ветреный(ветреная).
70. Я — внушаемый человек.
71. Я умею сдерживать гнев.
72. Я обязательный человек.
73. В целом меня можно назвать терпеливым человеком.
74. Во мне часто присутствует соревновательный настрой.
75. Люблю решать все сам(а).
76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.
77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что ярасстроен(а).
78. Я упорно достигаю своих целей.
Ключи (в скобках приводятся вначале прямые вопросы, черезточку с запятой — обратные).
Ответственность (11, 14, 27, 53, 72, 74; 61,69).
Инициативность (1, 15, 28, 41, 48, 60; 8, 20, 33, 62).
Решительность (29, 63; 2, 9, 21, 34,49, 54).
Самостоятельность (3, 30, 75; 10, 22, 35,42, 70).
Выдержка (55,64, 71, 73, 76; 4,36,43, 68, 77).
Настойчивость (23, 31, 50; 16, 37, 44, 56).
Энергичность (12, 17, 32, 38, 57, 65; 5, 24,45, 51).
Внимательность (6, 25, 39, 66; 13,18,46, 58).
Целеустремленность (19, 26,47, 52, 59, 67,78; 7, 40).
Общий балл.
Прямые вопросы: I, 3.6, II.12.14.15, 17, 19, 23, 25, 26, 27,28, 29, 30, 31, 32, 38, 39, 41, 47, 48, 50, 52.53.55, 57, 59,60, 63.64, 65, 66,67, 71, 72, 73, 74, 75, 76.
Обратные вопросы: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 21,22, 24, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 49, 51, 54, 56, 58, 61, 62,68, 69, 70, 77.