Реферат по предмету "Психология"


Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Личностно-психологические особенности подростковоговозраста
1.1 Характеристикаподросткового периода
1.2 Спецификапроцесса социализации подростков
ГЛАВА 2. Взаимоотношения подростков и взрослых
2.1 Гармоничные отношения с родителями и другими взрослымилюдьми как один из факторов нормального развития личности подростка
2.2 Психологические рекомендации по формированиювзаимопонимания между взрослыми и подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
подросток психологическийродители взаимоотношение
Подростковыйпериод в жизни человека – особый, поскольку является переходным от детства кюности.
Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое). В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и вообще со старшими на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
Общие основыпсихологии формирования личности растущего человека разработаны в трудах А.А.Бодалева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В.Петровского, В.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой и др.Теоретические положения о психологической природе отношений, их видах и роли вразвитии человека развиты в работах А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.Г. Ковалева,В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, Л.И. Умавского и др.
Приразработке отдельных аспектов интересующей нас проблемы, мы обращались кисследованиям Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Изучение специальной литературы по проблеме отношений показывает, что в настоящее время, помимо теоретического освещения общих вопросов (классификация, структура, система, виды отношений), ведутся экспериментальные исследования взаимоотношений детей и взрослых, отношений между детьми в группах, коллективах. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Это подтверждается исследованиями (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.). Кроме того общение детей со взрослыми в отечественной науке такие психологи как: Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Н.М. Щелованова, М.И. Лисина, и другие.
Актуальностьнашей работы обусловлена тем, что все еще остается неразработанным ряд вопросовв рамках этой проблемы, а например: какие факторы обуславливают характерскладывающихся взаимоотношений подростков и взрослых; какие виды деятельностиявляются наиболее эффективными для развития и установления наиболеегармоничного общения этих групп.
Таким образом, цель нашего исследования в работе: выявить значение взаимоотношений со взрослыми для становления личности подростка.
Объект изучения: процесс общения подростков и старшего поколения.
Предмет изучения: факторы и условия гармоничных взаимоотношений между группами.
Задачи:
1) рассмотреть специфику подросткового периода жизни человека;
2) выделить особенности процесса общения со взрослыми и сверстниками, характерного для подростков, как одного из необходимых компонентов социализации личности;
3) выявитьфакторы, обусловливающие активное развитие взаимоотношений подростков сродителями и учителями;
4)разработать психологические рекомендации для построения гармоничных отношенийподростков и взрослых.
Научнаяновизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что в нем впервые исследуются оптимальныеусловия становления таких взаимоотношений подростка и взрослого, которыеобеспечивают активную жизненную позицию подростка и наряду с этим повышают еговосприимчивость к воспитательным воздействиям.
Практическаяценность работы состоит в том, что основные выводы, обобщенные в виде психологическихрекомендаций родителям и учителям, могут быть использованы в работепрактикующего школьного психолога.

ГЛАВА 1. Личностно-психологическиеособенности подросткового возраста
 
1.1 Характеристикаподросткового периода
 
Подростковый возраст –остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаютсяпротиворечивые тенденции социального развития. Происходит не только активноефизиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступаетпора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своегоместа в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертываниепозиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условиеминтенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития,обеспечивая открытость, направленность на общество.
Отсюда и двоякое значениеэтого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этогосложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность встроении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка,протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Сдругойстороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательнымистановятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяетсяи существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственноеотношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличаетсявыходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реальноформируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным.
Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.
Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
Выступая как важный этапстановления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процессличностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социальногосозревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социальногоразвития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности кобществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миромсоциальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, ихдифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенностивидения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей,изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Помнению Д.Б. Эльконина, именно поэтому выявление типичных сочетаний разныхпоказателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделятьразные стадии подросткового периода[1].
Наиболее выпукло характерстадиального развития подростка как личности прослеживается через изменениеструктуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностнойрефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересахи пр.
Впервые, именно вподростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности,подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностьюподростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенночувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности.Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжестидвижений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкогоутенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становитьсязастенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным стержнем подростковыхпереживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни).
Так, на первой стадииподросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразноеотношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себеполностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущаетсянедоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 %подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, вих оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения.Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравитсяв себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младшихподростков присущ отрицательный эмоциональный фон[2].При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то жевремя переживание неумения оценить себя.
На второй стадииподросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется иситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимостьот оценок окружающих, прежде всего сверстников.[3].В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольствасобой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общемположительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этоговозраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющаяотношение подростка к себе и в настоящее время[4].Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностныхособенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают длянего как идеальные формы его личности.
Другим важным механизмомсамосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой формуосознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннегомира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возрастапредметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей.На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера иособенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразныйскачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул длясамовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии натретьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностямсвоей личности, что типично для 35 % подростков[5].
Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка[6]:
1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.
Определяющее значение вразвитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения,в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу,уровень самосознания и социальной ответственности[7].
На первой стадииподросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков и деятельностиносит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку состороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельностидетей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростковповерхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связимежду своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у нихначинает складываться способность к самоанализу, развивается довольнокритическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннемумиру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей. На второйстадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности.Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя вколлективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая повозможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится болееифференцированной. На третьей стадии в развитии подростков определяющеезначение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, амотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельностиличности.
Вероятно, никогда большечеловека столь остро не тревожат проблемы нравственных ценностей и норм, какони волнуют подростка. Также нелегко подростку на нравственном распутье найтиправильную, самую разумную дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны инепонятны взрослым. Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видитребенок, но уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. Ипоэтому подросток становится одиноким в своих исканиях и очень частопогружается в свой собственный мир, свои мечты.
У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди – родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.
В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.
Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.
 
1.2 Спецификапроцесса социализации подростков
 
Подростковый возраствыступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку встановлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позицииребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потомучто в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание,проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, чтообщество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальнойпозиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой,необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как формавыражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что являетсяважнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальномудвижению общества, усвоению общественно-культурных ценностей.
Основными условиямиусвоения ребенком общественно-исторического опыта являются:
1) общение со взрослымилюдьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваиваетчеловеческую культуру;
2) осуществление такойдеятельности, которая будет воспроизводить в себе существенные общественновыработанные способы деятельности человека и человечества.
Усвоениеобщественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства вразвивающейся личности исторически сложившихся свойств и способностейчеловеческого рода. Развитие человечества невозможно без активной передачичеловеческой культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоенияобщественно-исторического опыта стать личностью, приобрести специфическиечеловеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладаетбиологической полноценностью.
Это процесс называетсясоциализацией и считается важнейшим в процессе становления и развитияполноценной личности.
Самостоятельнойобластью исследования социализация стала в конце 60-х годов ХХ века. В этотпериод в отечественной педагогике появились публикации, посвященные опыту итеоретическим основам социализации учащихся общеобразовательной школы. В 70-80годы исследовалась взаимосвязь социализации с индивидуализацией, определилисьосновные направления развития и социализации личности с позиции деятельностногоподхода. В качестве важнейших источников и средств социализации рассматривалисьтрудовая и общественно-политическая деятельность подростков, воспитательныйколлектив, общество сверстников, средства массовой коммуникации, семья,полоролевая ориентация и подготовка к семейно-брачным отношениям,самореализация школьников и др. Были выявлены роль педагога в социальнополезном самоутверждении подростков, в формировании у них активной жизненнойпозиции, профессиональном самоопределении, исследовались особенностисоциализации в условиях сельского образа жизни и ряд других вопросов.Педагогическая наука и школьная практика обогащались новыми научными знаниями,позволявшими устанавливать зависимость и взаимообусловленность явлений,связанных с социализацией.
Висследовании проблем социализации особую значимость имеет выявлениеособенностей отношений старшеклассников. Именно в этом возрасте, как показалиисследования И.С. Кона, И.Б. Котовой, Т.Н. Мальковской, Р.Г. Гуровой, А.В.Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяется социальная среда,воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развиваетсястремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важнымканалом информации выступает общение со сверстниками, оно же становитсясредством психологической защиты со стороны сверстников.
Современнаяпедагогика и школа, на наш взгляд, испытывают острую потребность в научнообоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у учащихся накаждом возрастном уровне готовности и умению активно участвовать в трудовойдеятельности, общественной жизни, сознательно вести себя в обществе и семье,овладевать ролями мужчины и женщины, нравственно относиться к любви, семье ибраку — в итоге овладевать социальным опытом, реализовывать себя как личность.Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы профилактики икоррекции факторов социализации, содержание работы с определенными типами жертвнеблагоприятных условий, в которых проходила социализация в соответствии свозрастом, полом, социокультурной принадлежностью детей, молодежи, их средойобитания, конкретными социальными отклонениями.
Некоторыевопросы, имеющие отношение к проблеме социализации личности подростков,рассматривались в научных исследованиях (диссертациях) А.В. Волохова«Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельностидетских организаций» (1992); И.Г. Доценко «Педагогическое управление временнымобъединением подростков» (1995); Л.В.Ершовой «Организационно-педагогическиеусловия социализации ребенка во временном внешкольном объединении» (1995); И.М.Андрамоновой «Воспитание социальной активности старшеклассников в теории ипрактике отечественной педагогики» (1999); Т.Г. Пташко «Социализация личностиподростка в условиях детского общественного объединения» (2000).
Овозрастающем интересе к проблеме социализации учащихся свидетельствует тотфакт, что в новейшей словарно-справочной и учебной литературе этому вопросууделяется большое внимание. В учебниках и учебных пособиях, созданных Г.М.Андреевой, В.А. Сластениным, И.С. Коном, И.Ф. Исаевым, А.М. Мищенко, Е.Н.Шияновым, Р.С. Немовым, С.А. Смирновым, Т.А. Стефановской, В.И. Шевандриным,Е.В. Андриенко имеются главы (разделы) о сущности социализации.
Всемиисследователями отмечается тот факт, что система взаимоотношений с социальнойсредой определяет направленность психического развития подростков. Своеобразиеразвития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений иобщения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняяновые функции. Родители, учителя, воспитатели и взрослые должны строить своивзаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Еслиучитывать его возросшие возможности, относиться к нему с уважением и доверием,создавать условия, помогать преодолевать трудности в учении иобщественно-полезной деятельности, помогать в установлении взаимоотношений стоварищами, тем самым создаются благоприятные условия для психическогоразвития.
Подросток,включаясь в различные виды общественно-полезной деятельности, расширяет сферуобщения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственныекачества личности. Хотя учение и остается главным делом подростка, но основныеновообразования в его психике возникают прежде в общественно-полезнойдеятельности. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшейстепени удовлетворяет доминирующую для этого возраста потребность в общении сосверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности,подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества,усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно собщественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка какгражданина.
Напсихическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказываетобщественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках онориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не являетсянепререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляютвысокие требования к деятельности, поведению, свойствам личности учителя.Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. Наоснове этих оценочных суждений подросток строит свое отношение к учителям.Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических иумственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнениесложной домашней работы, включать в обсуждение домашних проблем.
Трудности вработе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста:повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстропротекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими внаглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Первая стадияподросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9—10 годамипоявляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании егово взрослом мире, в обществе, которое осознается не просто как совокупностьзнакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне сдругими. Отсюда стремление быть значимым среди взрослых, выйти из круга близкихлюдей в круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности,отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своимнравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственныхличностных качествах и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурныйрост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренноепонятие чувства долга. Главное для 10—11-летнего — получить со стороны другихлюдей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добитьсядоверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми».
На второй стадии данногопериода, в 12—13 лет, происходит развертывание потребности в общественномпризнании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Даннаястадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка какосознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественнозначимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитиюсоциальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровневзрослого, актуализации себя в других, выходе за пределы самого себя, когда «я»не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу — «я для всех»,приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему,стремлению найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядными,потребности играть определенную роль в обществе.
Формирование готовности кфункционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадииподросткового периода, в 14— 15 лет, стремление применить свои возможности,проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активномупоиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности,обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Налицо глубокаядифференциация, расслоение внутри подросткового возраста, каждая стадиякоторого наполнена особым содержанием. При этом на старшей стадии идет процессактивного формирования тех элементов индивидуализации, выражающихся встремлении определить свои возможности в обществе.
Такимобразом, специфика социализации личности подростка в современных условияхвыражается в следующем:
1. Ученые-исследователипроявляют большой интерес к феномену социализации. Это объясняетсясоциально-экономическими изменениями в нашей стране и в этой связи поискомпутей повышения эффективности процесса социализации личности подростка вразличных социальных институтах.
2. Представляетсяправомерным считать социализацию подростка процессом становления человека какобщественного существа, включающим социальное познание, то есть осознаниечеловеком своего собственного «Я» и взаимоотношений с другими людьми, каксверстниками, так и представителями старшего поколения, приобретение знаний обобщественных структурах, в том числе отдельных социальных институтах и ихфункциях, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, формирование на ихоснове системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработкупрактических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.

ГЛАВА 2. Взаимоотношения подростков ивзрослых
 
2.1 Гармоничные отношения сродителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развитияличности подростка
 
Хорошоизвестен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения сосверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка вразвертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками уподростков формируется не только первая, более серьезное, по сравнению сранними вековыми связями, общество, где они получают поддержку и могут достичьсамовыражения, но и решается четкое задание: получить в обществе признаниесвоей социальной значимости. За внешней картиной доминирование взаимоотношенийсо сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация на совсемдругие отношения — направление на взрослое общество, его отношения, попытка ихусвоить.
Попыткиинтегрироваться в общество проявляются в различных подростков по-разному: отиндиферентности к активности и обостренно напряжение. Обычно современныеподростки ориентируются в социальных контактах на взрослую сообщество,отношения внутри нее. В сознании подростков доминируют не школа, обучение, неотдых, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологическихособенностей социализации подростков свидетельствует, с одной стороны, об ихмотивационную готовность к усвоение норм и ценностей общества, с другой — омаргинальность подрастающего поколения, недостаточную самореализацию, частичноезанижение потенциала подростка как самой личностью, так и обществом[8].
Потребностьподростка достичь одного уровня с обществом обусловливает изменение егоотношения к своего окружения. Однако между этой потребностью и ее реализациейлежит грань, которая определяется социально закрепленными позициями детства ивзрослого мира, образуется «зона отчуждения», которая проявляется вагрессивности и страховые подростков и раздражении и тревоге взрослых. Можноназвать внешние и внутренние причины, которые побуждают появление этой «зоны»[9].
Внутренниепричины связаны с особенностями психического развития подростков и взрослых, авнешние — с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка типичнынедовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. Приэтом четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.Итак, намечается тенденция к углублению и усиления потребности всамоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно — выход вобщество, получение его признания. А общество (имеются в виду прежде всеговзрослые) не готово пока найти приемлемые формы этого признания.
Чем хуже с отношенияподростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от нихзависит. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатываютспособы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Общениеоказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашнихобязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте,становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит отродителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям,а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право надружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводуне только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личностидрузей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушениена его право выбора и его свободу.
В отрочествеобщение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться подвлиянием возникающего чувства взрослости. Отечественные психологи вслед за Л.С.Выготским единодушно считали важнейшим психологическим новообразованиемподросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его наутверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначальновырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости иограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и поройдраматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений сродителями.[10]
Подросткиначинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиямсо стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность,отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют нареальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензиивзрослых по отношению к себе.
Несмотря навнимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подростокиспытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация,когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый можетзначительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихсявзаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общеевремяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с нимвзрослых.[11]В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты,поддерживающие подростка в жизни.
В связи слегкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания иподдерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделитьсясвоими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудноначать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Самон больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себяобязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он можетпытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее«доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношенийважна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязываниетребований, как правило, отвергается.
В случаях,когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражаютпротесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменитьсложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязанийподростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этотпроцесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятиевзрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множествофакторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подростокматериально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальноеположение ученика)[12].В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Первыйисточник проблем взаимоотношений со взрослыми — непонимание взрослымивнутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о егопереживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п.[13]
Исследованияпоказали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание оннаходит у окружающих его взрослых.[14]Если их представления о переживаниях учащихся IV—V классов в той или инойстепени соответствуют действительности, то представления взрослых опереживаниях учащихся VII—VIII классов весьма от нее далеки.
И родители, иучителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учестьв практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, которыйпротекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить«детские» формы контроля, общения с детьми.
Именно этотмомент подростки, начиная с V класса, отмечают в качестве главного основаниясвоих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня,следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс); «Огорчаюсь, если родители непонимают меня, мои переживания и заботы. Они все скрывают от меня, а в моисекреты вторгаются» (VIII класс).[15]
Тем не менее,в руководстве взрослых подросток особенно нуждается. Нужно только отказаться откатегорических распоряжений и приказов как основного метода общения.
Подросткамнужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевныебеседы, полезная, ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное– организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливостинравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни.[16]
Тот факт, чтопо сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростковв том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерамив общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные иразнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро этопроявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытываютогромную потребность в общении со взрослыми «на равных».
Многиесовременные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того,что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея,ничего взять. Но только через реальные проявления доброты, сочувствия,сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могутразвиваться.
Подросток живет вместе сосвоей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как кним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции вдетстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опытжизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которыеотличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку всоответствии со сложившимися семейными традициями.
Семья с высокойрефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этимнадо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относитьсяс учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такойсемьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими(взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Высокаярефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развитияподростка.
Семья отчужденная. В этойсемье к подростку относятся также как ив детстве, — им мало интересуются,избегают общения с ним и держаться от него на расстоянии. Отчужденные родителиуже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка. Он или тоже сталносителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у негосложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семьечувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своимсверстникам, где ищет удовлетворения в общении.
Семья авторитарная посложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткиетребования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок,несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития егохарактера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарногоспособа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженнуюнеадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизациянеуверенного в себе подростка.
Семья с попустительскимотношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности:подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил принципыманипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основныехарактеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семьялишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений иделает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Семья гиперопекающая.Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, укоторых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основеличных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются,опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевнымипереживаниями.
Подростки, живущие вдеградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики,распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Для подростка ещене вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблениюалкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика.
В неполной семьеподросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этотпериод возникает острое чувство потребности в отце или матери, ибо половаяидентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителямиобоего пола.
Подросток в приемнойсемье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец имать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрелхорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение инеуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители.
Описанные выше стилиродительского общения и воспитания дают возможность представить вариантыусловий, создаваемых подросткам родительскими семьями. Именно разнообразиестилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучаетего стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.
Отметим, чтоесли сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с однойстороны, и с учителями — с другой, то при всей напряженности первой, все жезначительно более «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развитияоказывается вторая.
Во-первых,переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно изпоследних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно отводят этимпереживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учителями уподростков связаны одни только отрицательные переживания.
Характеробщения с учителями и отношения подростка к этому общению изменяется напротяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младшихподростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение,поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте — стремление кличностному общению с ним.
Начиная с VIкласса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качествапедагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целомустраивают, то личностные — нет. Эта неудовлетворенность личностными качествамипедагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости»учителя.
Однако,несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителей, онивсе равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего незамечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением сними, равно как и их личностными качествами.
Такимобразом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребностии личностном общении с педагогами и —невозможности ее удовлетворения.Соответственно этому расширяется и зона конфликтов.[17]
2.2 Психологические рекомендации поформированию взаимопонимания между взрослыми и подростками
 
Как мы ужеотметили, у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношениик взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова ипоступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению иотношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду сэтим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственноеповедение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательностьвзрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка.Это одно из главных оснований родительского авторитета.
Не менееважно и другое — знать своего ребенка. Знать его жизнь, интересы, друзей,характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только знаявсе это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. Знаниесвоего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним.При этом очень важно иметь в виду не только индивидуальное своеобразие, но иобщие закономерности, возрастную картину развития.
Характертребований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С однойстороны, подросток стремится к самостоятельности, протесту против мелочнойопеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения,сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами, ждет отвзрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом.
Большойзнаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие вовзаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, несвязывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, ненапоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу,чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижуее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно.Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем болееширокий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаюих, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мнеоткрывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Ядостигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрогочеловека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы всесчитали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины»[18].Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый долженпонять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
Взрослыйдолжен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника.Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющегочеловека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из нихправа; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутныепредставления об обязанностях), но и той особой психологической функцией,которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найтисвое место в сложном мире взрослых.
Наличиевзрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильногоформирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность вовзрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то другихсферах общения — ведь он ищет такого друга. А где он его найдет, кем тот окажется- во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклиматотношений, окружающий подростка.
Для развитияребенка условия его жизни значат очень много. Но сами по себе условия несоздают личность. Важно то, какое место занимает ребенок в этих условиях, какон к ним относится, как действует в них. Деятельность ребенка в конкретныхусловиях организуется взрослыми. Они устанавливают круг его прав иобязанностей, формируют отношения, т.е. создают, то; что психологи называютсоциальной ситуацией развития ребенка, определяющей в целом формирование еголичности.
Подросткунеобходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны бытьобщие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самымразличным. Подросток может быть помощником родителей в хозяйственных заботах,советчиком в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своимзанятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка.Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждениелитературных новинок, помощь в обслуживании и ремонте автомобиля, освоениикомпьютерных программ — это далеко не полный перечень тех сфер, в которыхвзрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именносовместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний,чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную идуховную близость.
В совместныхзанятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и телучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мирвзрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливомуотношению к людям.
Многое даваяребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен бытьвнимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобычуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью.Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия иискренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведенияподростка.
Ошибкусовершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают ихот каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, кнежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяяобязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье иопределенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием дляэтого служат его возросшие возможности. Подросток может участвовать в обсуждениисемейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве.Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, ноне отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!» Подросток чутко реагирует наотношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право- право на уважение.
Родителямизвестно, что у подростка возможна резкая, не всегда объяснимая сменанастроений. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачный,неразговорчивый. Не садится обедать – «нет аппетита». Подходит время — неберется за уроки. Если вы начнете с упреков, повысите тон, то в ответ можетеуслышать грубость. А кроме того, не узнаете, что же произошло, чем расстроенваш сын. Все будет по-иному, если, выждав некоторое время, вы дружескипобеседуете с ним и сумеете вызвать на откровенный разговор. Он сам расскажет освоих огорчениях и почувствует облегчение от того, что поделился с вами своимибедами, нашел сочувствие. А если при этом вы дадите совет, как лучше поступать вданном затруднительном случае, вы достигнете двойной цели: не только поможетесыну, но и приобретете его доверие.
Подросткизорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом онинепосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своейошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.
Частопредметом критики становится учитель. Нередко приходится слышать от школьников,что учитель «несправедлив» к ним, что у него есть любимые и нелюбимые ученики,что он неверно ставит отметки и т.п. Не следует поощрять такие разговоры, но иуходить от них нельзя. Надо подростка заставить задуматься над собственнымповедением, проанализировать свои поступки, и многие упреки в адрес учителяотпадут сами собой.
Родителямизвестно, что у подростка возможна резкая, не всегда объяснимая сменанастроений. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачный,неразговорчивый. Не садится обедать – «нет аппетита». Подходит время — неберется за уроки. Если вы начнете с упреков, повысите тон, то в ответ можетеуслышать грубость. А кроме того, не узнаете, что же произошло, чем расстроенваш сын. Все будет по-иному, если, выждав некоторое время, вы дружескипобеседуете с ним и сумеете вызвать на откровенный разговор. Он сам расскажет освоих огорчениях и почувствует облегчение от того, что поделился с вами своимибедами, нашел сочувствие. А если при этом вы дадите совет, как лучше поступатьв данном затруднительном случае, вы достигнете двойной цели: не только поможетесыну, но и приобретете его доверие.
Когдаподросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», нессылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить сродителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетвореннаяпотребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниямизаставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человекслучайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверномупути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном илидочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногдаэто бывает слишком поздно.
Недочеты инедоработки предшествующего воспитания в подростковом возрасте обнажаютсяособенно рельефно. Если у ребенка младшего школьного возраста не быловыработано, например, ответственное отношение к занятиям, не были развитыпознавательные интересы, если он не привык к систематической работе, то вподростковом возрасте неизбежно возникают трудности с учением[19].
Следуетбережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, егопереживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, еслион прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку,должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средствпоощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложеннойА.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно большеуважения к нему». Применительно к подростковому возрасту особенно хочетсяподчеркнуть вторую часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней.
Задачавзрослого — быть рядом с подростком. А это значит — вовремя прийти ему напомощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — болееактивно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом — это значит, что уподростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет егочерез трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будетчувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважениеи доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересы встретятпонимание и поддержку.
Знаниеосновных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своегоребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия,выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждыйподросток — личность, складывающаяся под воздействием множества факторов[20].
Помочьподростку взрослеть — это значит научить его анализировать поступки и отношениялюдей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков нетолько окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередкосклонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить егокритически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.
Надо научитьего трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне совзрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает иукрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Этиположительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактовмежду взрослым и подростком.
Не следует,однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надопомнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника наформирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и ненадо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику,только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего»взрослого друга.
При наличииострых психологических проблем в общении со взрослыми для подростков может бытьпроведен психологом цикл бесед, включенных в специальную программу. Она должнаохватывать ряд актуальных вопросов и проблем, например: Почему мы не всегдапонимаем друг друга, обижаемся, расстраиваемся, не всегда получаем поддержку внужный момент? Как найти взаимопонимание с родителями, учителями, тренером идругими старшими? Как научиться донести свою мысль до собеседника, если ли онстарше, у него больше прав? Как не терять уверенность и уметь разрешатьконфликты в общении со взрослыми?
Содержаниепрограммы должно включать такие пункты как:
1. Цель программы: помочь подростку прояснитьсобственные позиции в отношениях со значимыми взрослыми, научиться успешнообщаться с родителями, учителями.
2. Основные темы:
· Особенностиобщения с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими)
· Прояснениесобственных отношений со взрослыми
· Доверие в отношенияхс родителями
· Разрешениеконфликтов со взрослыми
3. Методы и формыработы:имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа впарах и мини-группах, психогимнастики, работа с видеоматериалами.
Врезультате программы участники:
· Узнают оразличных видах общения и позициях участника в этих ситуациях
· Прояснят своиотношения со значимыми взрослыми
· Получатвозможность проиграть собственные актуальные (сложные) ситуации в общении с родителямии учителями
· Потренируют новыестратегии поведения в общении со взрослыми
По окончаниипсихологического тренинга с подростками в рамках программы проводится встреча сродителями, на которой ведущий рассказывает о содержании программы и том, какихмоделей поведения родителям желательно придерживаться для закрепленияполученных ребенком навыков. Также для родителей может быть подготовленспециальный буклет, в котором содержится информация об особенностях возраста и рекомендациипо выстраиванию взаимодействия с подростком.
Такая программа, на нашвзгляд должна быть предназначена для подростков среднего возраста — 11-15 лет.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Подростковый возраст –остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаютсяпротиворечивые тенденции социального развития. Отсюда и двоякое значение этогопериода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложногопериода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строенииличности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка,протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Сдругойстороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательнымистановятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяетсяи существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственноеотношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличаетсявыходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реальноформируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.
Подросткиначинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиямсо стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность,отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют нареальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензиивзрослых по отношению к себе.
Несмотря навнимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подростокиспытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация,когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый можетзначительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихсявзаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общеевремяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с нимвзрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовныеконтакты, поддерживающие подростка в жизни.
Взрослыйдолжен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника.Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющегочеловека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из нихправа; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутныепредставления об обязанностях), но и той особой психологической функцией,которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найтисвое место в сложном мире взрослых.
Задачавзрослого — быть рядом с подростком. А это значит — вовремя прийти ему напомощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — болееактивно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом — это значит, что уподростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет егочерез трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будетчувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность,уважение и доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересывстретят понимание и поддержку.

ЛИТЕРАТУРА
1.  Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
2.  Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. — Челябинск, 1996.
3.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.
4.  Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». — Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.
5.  Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
6.  Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. — 2003. — № 6.
7.  Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. — 2003. — №2.
8.  Леонтьев А.А. Психология общения – 2-е изд., испр. и доп. – М: Смысл, 1997.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4).
9.  Личность в деятельности и общении. / Редакторы: В.А. Лабунская, А.К. Белоусова и др. — Ростов н/Д: Изд-во «Гефест», 1997.
10.  Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.
11.  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
12.  Немов Р.С. Психология: В 3 т. — М., 1995.
13.  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.
14.  Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
15.  Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
16.  Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.
17.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.