ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н.Э.БАУМАНА
Межвузовскийинженерно-педагогический факультет
Кафедра психологиипрофессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическимобразованием
Курсовая работа
по педагогическойпсихологии
Психологические основыпедагогической саморегуляции
СодержаниеВведениеГлава 1 Регуляция эмоционального состоянияучителя и ее влияние на эффективность педагогического процесса
1.1 Саморегуляция. Методысаморегуляции
1.2 Дезадаптирующие факторы педагогическогопроцесса
Глава 2 Практические советы по саморегуляции
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения
2.2 Практические советы и упражнения на каждыйденьЗаключение
Литература
Приложение 1. «Структура теоретической частиработы»
Приложение 2. «Связь физического ипсихологического состояния человека»
Введение
По данным многих исследований,педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивнымтенденциям. Дезадаптации педагога способствует высокий уровень напряженности,сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат,психоэмоциональное, а также мышечное напряжение. К социальным дезадаптирующимфакторам относятся: низкая социальная защищенность и престиж профессии учителя,многофункциональная социально-ответственная деятельность в условияхинформационных перегрузок, необходимость профессионального межличностноговзаимодействия в конфликтных ситуациях. Исследования, проведенные М.А.Беребиным, показывают, что 73,6% школьных учителей отмечают у себя нарушения вэмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность, обидчивость),испытывают трудности связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. 52%учителей наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 43,5% происходитснижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны дляпедагогов нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, болив различных отделах позвоночника, сердечно-сосудистые заболевания иаллергические состояния [№1, с. 8].
Все чаще и чаще встречается феноменпсихоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна,снижением уровня активности, проявлением астенических реакций, повышениемраздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессиональноготруда. Стрессы занимают существенное место в деятельности учителя. Этодостаточно признано всеми [№4, с. 7]. Являясь важнейшей детерминантойчеловеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя вниманиепсихологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего иинтереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологическихшколах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания иисследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множестворабот, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивогоповедения, что является важным фактором саморазвития личности [№2, с. 98].Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции –это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент,каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.
Между тем, большинствопедагогических учебных заведений занимаются в основном только подготовкойспециалистов-предметников, и практически не рассматривают вопросы, посвященныефизическому и психологическому здоровью преподавателя, не проводят тренинги поосвоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладевосновными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей,педагогическим общением), оказываются не в состоянии эффективно противостоять негативнымявлениям, сопровождающим педагогический процесс.
В связи с этим, тема курсовойработы была сформулирована следующим образом: психологические основыпедагогической саморегуляции.
Основной целью данной работыявляется рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогическойдеятельности, а также пути и способы их преодоления. Умение педагогаконтролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояниево многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегамии в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Гипотеза. С помощью специальныхупражнений, включающих методы психотренинга и релаксации и с помощьюсформированных здоровых привычек, можно более эффективно противостоять такимдезадаптирующим факторам педагогического процесса как эмоциональное напряжение,стресс, эмоциональное выгорание.
В соответствии с целью и выдвинутойгипотезой, в ходе работы также будут решаться следующие задачи:
· Найти необходимую литературу.
· Изучить различные подходы к даннойтеме.
· Рассмотреть понятия: «саморегуляция»(подходы и методы), «психологические защиты» (формы и стратегии), «стресс», «эмоциональноевыгорание» (фазы, симптомы, типы).
Для проверки гипотезы былонеобходимо:
· Описать связь физического иэмоционального состояния и их влияние друг на друга.
· Доказать необходимость освоенияупражнений, направленных на регуляцию физического и эмоционального состоянияпедагога.
· Подобрать простые и эффективныеупражнения, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения.
· Разработать практические советы накаждый день, направленные на профилактику стрессов и эмоционального выгорания.
Предмет исследования: саморегуляцияпедагога.
Объект исследования: учителясредних образовательных школ.
Курсовая работа состоит извведения, двух глав и заключения. Объем курсовой работы составляет 34 страницы.Список литературы представлен 12 источниками. Работа сопровождаетсяприложением. Основные моменты работы отражены в электронной презентации.
Глава 1 Регуляцияэмоционального состояния учителя и ее влияние на эффективность педагогическогопроцесса
1.1 Саморегуляция. Методысаморегуляции
Овладение педагогической профессией связано не только с развитиемличности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешновыполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такимикак нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется вовзаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы вразрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Рассмотримнекоторые из них.
Наиболее распространенным средствомявляется непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышениеего квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения вВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единицаизмерения устаревания знаний специалиста, так называемый «периодполураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данномслучае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда врезультате устаревания полученных знаний, по мере появления новых знаний, помере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50% [№8с. 4].
Важным аспектом в профессиональнойдеятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния.Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой,необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначногорешения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходимав ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального ифизического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или вслучае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег,других людей.
Саморегуляция эмоционального состояния – это управление, какпознавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями,поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которойчеловек способен управлять своей целенаправленной активностью.
Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональнуюструктуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфическиефункции.
Планирование цели. На его основе формируется весь процесссаморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию иобеспечивает направленность деятельности и поведения.
Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних ивнешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этоткомпонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять,пополнять новыми данными.
3.Программа исполнительских действий. Выполняет функцию построенияконкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. В этомкомпоненте представлена информация о способах действий и их последовательности.
4.Оценивание и коррекция результатов. Выполняет функцию оценкипромежуточных и конечных результатов и включает субъектно-принятые критериисоответствия достигаемых результатов поставленной цели.
Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывныйпроцесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемойдеятельности или осуществления поведения.
Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планируетсвои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленныхцелей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессыконтроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этомсамостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешнихобстоятельств.
Индивидуальный стиль – это устойчивое, типичное для человекасвоеобразие его произвольной активности.
К индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относятся:индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звеньясистемы саморегуляции (планирование, моделирование условий, программированиедействий, оценивание и коррекцию результатов); стилевые особенности, которыехарактеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции иодновременно являются регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность,надежность, гибкость, инициативность) [№8 с. 106 – 108] .
Управление и коррекция саморегуляции осуществляется разнымиметодам. Рассмотрим некоторые из них.
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности,которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с ихродителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Самаутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психическихи физических состояний. Он основан на сознательном применении человекомразличных средств психологического воздействия на собственный организм инервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемоваутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение,самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляцииэмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н.Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагаетметод словесно — образного эмоционально-волевого управления состояниемчеловека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектахнетрадиционной медицины [№6 с. 65].
Широко используется психокоррекция как совокупностьпсихологических приемов, применяемых психологом для оказания психологическоговоздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работапроводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям: дляснятия повседневных внешних и внутренних напряжений: для предупреждения иразрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция можетосуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые спсихокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч,гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренингаумений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагаетвзаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогическойдеятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп
Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа вних направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя какличность: выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучшепонимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение поповоду обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуацияхмежличностного общения.
Группы встреч. Основная цель – осознание и реализация тогопотенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждоминдивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей ивоспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности.Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия междувзрослыми и детьми.
Гештальт группы. Работа руководителя группы осуществляется не совсеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольносогласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группынаблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями втакой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность нанастоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективностьиндивидуальной педагогической работы с детьми.
Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а так жеэлементы импровизации жизненных ситуаций предназначенные для более полногораскрытия внутреннего мира человека. Педагог, прошедший курс психодрамы, суспехом может использовать соответствующие знания для разнообразных занятий сучащимися на уроках, в повышении воспитательной отдачи.
Группы телесной терапии. В работе групп телесной терапии особоезначение придается общению с телом человека, управлению им. Виды телеснойтерапии являются сильными методами эмоционального высвобождения и эффективныхизменений в теле, чувствах личности. Это важно для исследования того, какпотребности, желания, чувства кодируются в разрешении конфликтов в этойобласти.
Группы тренинга умений. Основная цель группы тренинга умений –выработка нужных внешних форм поведения. Полезно использовать при выработкепрофессиональных коммуникативных умений будущих педагогов.
Профессиональный педагог –единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучениеи воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания такихусловий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи,осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельностив целом на основе методов, разработанных в теории и практикепсихолого-педагогических дисциплин [№8 с. 115 – 117].
Перейдем к рассмотрению издержекпедагогической деятельности. Начнем с определения понятия «системыпсихологических защит», так как именно психологическая защита личности являетсяглавной причиной возникновения многих проблем в общении, в том числе и впедагогическом общении.
1.2 Дезадаптирующие факторыпедагогического процесса
Психологическая защита – этомеханизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытомличности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность отпосягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Главная задача самозащиты – принятьсобственное «Я» и заставить это сделать других: «я именно такой, каким кажусьсебе».
Каждый человек создает в той илииной степени свой образ и тщательно охраняет его от посягательств окружающих иот самого себя (самокритики). Очень часто он защищает то, чего нет, — миф особственном «Я».
Но какими бы парадоксами неудивляла нас психологическая защита – она есть у каждого. И только в процесселичностного развития человек может постепенно избавиться от нее.
Существуют различные формыпсихологических защит:
а) рационализация – предвзятое ивыгодное для себя толкование фактов;
б) капитуляция – отступление передтрудностями, связанными с реализацией своего «Я»;
в) сверхзащита – оборонительнаяформа, которая обычно используется в случаях, когда личность не можетприспособиться условиям деятельности и требованиям окружающих;
г) агрессия – открытая борьбапротив окружающей действительности.
Жизненный опыт, потенциальныевозможности и воспитание диктуют личности определенную стратегиюпсихологической защиты. Психологи выделяют 3 наиболее распространенныестратегии:
а) компромисс,
б) избегание,
в) агрессия.
Рассмотрим подробнее.
Компромисс. Ведущую роль в этойстратегии защиты субъективной реальности личности играют интеллект и характер.Главная цель – защита чувства собственного достоинства. Ради этого индивидделает различные уступки, жертвует некоторыми своими интересами. Иногдакомпромисс означает приспособление, стремление подчиниться оппоненту, необострять отношения и не ввязываться в конфликты. Компромисс не являетсяидеальной стратегией защиты пригодной в любой ситуации. Педагогу можнопорекомендовать использовать компромисс в сочетании с другими стратегиями (ихмягкими формами).
Избегание. Данная стратегия нетребует больших умственных и эмоциональных затрат. Индивид обычно обходит илипокидает зоны конфликта, стремясь оградить свое «Я» от нападений. И хотяизбегание достаточно хорошо защищает человека от эмоционального напряжения, этастратегия мало подходит педагогу из-за специфики его деятельности, связанной,прежде всего, с необходимостью постоянного общения и взаимодействия с класснымколлективом и коллективом преподавателей.
Агрессия – психологическаястратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основеинстинкта. Существует множество форм агрессии, перечислим лишь некоторые изних: «экстрапунтивность» — тенденция обвинять во всем других; «поиск мишени» — стремление выместить агрессию на невинном и непричастном субъекте; «праведныйгнев» — оправдание своей агрессии возвышенным мотивом; «деликатное хамство» — изощренное, завуалированное оскорбление, рассчитанное на унижение личности имногие другие [№2 с. 23 – 26]. Любые формы агрессии по отношению к своим воспитанниками коллегам ведут к возрастанию эмоциональной напряженности с обеих сторон имогут вызвать стресс.
В литературу по психологии и медицине слово «стресс» попалополвека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письмо кредактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога ГансаСелье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».
Селье обратил внимание на тот факт,что различные инфекционные заболевания имеют сходные начала: общее недомогание,потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Экспериментыподтвердили наблюдения ученого. Они показали, что не только инфекции, но идругие вредоносные воздействия вызывают комплекс однотипных биохимических,физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существуетобщая неспецифическая реакция на любую «вредность», направленная на мобилизациюзащитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом [№11].
Ганс Селье выделил три стадии развития стресса. Первая – реакция тревоги,выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадиясопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации)успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдатьсяповышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго неудается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение.Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хужесопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний.
Стресс – всегда психофизиологическаяреакция личности (а не организма, как это представлялось вначале). И рядвоздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем полагалипервоначально, — не только холод или жара, голод или боль, опасность для жизниили угроза здоровью, но и обида, вина, ревность, стыд.
Три взаимодействующих звена, трисистемы обнаруживаются в возникновении и течении стресса. Оценка стрессогенногособытия, в которой «говорят», не редко перебивая друг друга, эмоции и рассудок;физиологические и биохимические реакции на само событие или на его оценку; и,наконец, действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин ипоследствий стресса или имеющие целью избежать его в будущем. Отношение ксобытию оказывается нередко «ядром» стресса. Не столько важно, каковаобъективно опасность, главное – как она оценена. Ложный испуг, неправильнаяинтерпретация поступка близкого человека, отсутствие реальной вредности илиугрозы точно также вызовут физические и биохимические сдвиги, характерные длястресса, как ирреальные опасности. А если человек «держится» за такие ошибочныеоценки, и они повторяются, могут развиться вполне реальные заболевания.
Ошибка вероятна и при оценке своихвозможностей. Ощущение стресса усиливается, когда требуемые усилия кажутсячрезмерными, несправедливыми или когда позади опыт неудач или убежденность всвоей неудачливости.
Начальная реакция на стресс –оценка – это всегда реакция личности, а не организма. Но даже и реакции второгозвена – физиологические и биохимические сдвиги – влияют на дальнейшее течениестресса не только сами по себе, но и через их осознание и оценку личностью;именно в этом звене проявляется единство души и тела.
Третье звено – поведенческие иэмоциональные ответы, действия в ходе преодоления стресса. Названные звеньясуществуют раздельно лишь в схеме. Реально любое стрессогенное событиемгновенно включает все три названные системы, а каждый последующий миг развитиястресса определяется их воздействием. Ведь в оценке события, помимо величины«сиюминутное», мгновенно учитывается и величина предполагаемых усилий попреодолению, и различные другие последствия самого события. Оценка «стоимости»будущего поведения входит в начальную оценку события и соответственно влияет навеличину физиологических реакций. Они же, возникнув, в свою очередь влияют напервые два звена. Получается как бы замкнутая многозвенная цель, на которуюможно воздействовать через любое звено. На этом утверждении основаноиспользование психологических и телесных методов профилактики и преодолениястрессов. В практической части нашей работы будут предложены некоторыеупражнения и рекомендации, направленные на выработку стрессоустойчивости инавыков противостояния стрессовым воздействиям [№2 с. 29 – 31].
С понятием «стресс» тесно связаннопонятие «эмоциональное выгорание».
Понятие «эмоциональное выгорание»появилось в психологии недавно. Термин был введен американским психиатором Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство,возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах психиатрическихклиниках. Эта публикация послужила началом серьезного изучения синдрома«эмоционального сгорания» и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на этутему.
Термин «эмоциональное выгорание» неявляется строго научным. Но за ним стоят серьезные психологические ипсихофизиологические явления, имеющие свои причины, формы проявления иследствия.
Прежде всего, необходимо отметить,что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека.
Эмоциональное выгорание – этовыработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного иличастичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранныепсихологические воздействия.
Эмоциональное выгораниепредставляет собой стереотип поведения, приобретенный в процессепрофессиональной педагогической деятельности и который часто являетсяследствием продолжительного стрессового воздействия [№12 с. 57].
Рассмотрим поведенческие проявления, то есть симптомамэмоционального выгорания. Каковы они и как их определить? Чтобы ответить на этивопросы важно подчеркнуть очевидную взаимосвязь эмоционального выгорания сострессом.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникаетпоэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его какнеспецифическую, (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма вответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональномвыгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническаяпсихоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышеннаяответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается болееили менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижениеэмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленноесопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, илисимптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Фаза «напряжения».
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и«запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжениеимеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством илиусилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколькосимптомов;
1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторовпрофессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Раздражениеими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимостьситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания.
2. Симптом «неудовлетворенности собой».
В результате неудач или неспособности повлиять напсихотравмирующие обстоятельства, педагог обычно испытывает недовольство собой,избранной профессией, конкретными обязанностями.
3. Симптом «тревоги и депрессии».
Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощныеэнергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностнойтревоги, разочарования в себе, в избранной профессии.Фаза«резистенции»
Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическомукомфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в егораспоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгоранияпроисходит на фоне следующих явлений:
1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Педагог неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничиваетэмоциональную отдачу. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным –уделю внимание данному ученику или коллеге, будет настроение – откликнусь наего состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоциональногоповедения, он весьма распространен. Учителю чаше всего кажется, что онпоступает допустимым образом. Однако субъект общения (ученик) или стороннийчеловек (коллега) фиксируют иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях своспитанниками. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании.Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает своюстратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать»,«такие ученики не заслуживают доброго отношения» «таким нельзя сочувствовать»,«почему я должен за всех волноваться».
3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — вобщении с родными, приятелями и знакомыми. На работе педагог еще держитсясоответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается, не желая общатьсяс близкими.
4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной педагога,редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которыетребуют эмоциональных затрат.
Фаза «истощения».
Характеризуется более или менее выраженным падением общегоэнергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональна защита вформе «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом «эмоционального дефицита».
К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не можетпродуктивно взаимодействовать с учениками. Он оказывается не в состоянии войтив их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которыедолжны его трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственнуюотдачу.
2. Симптом «эмоциональной отстраненности».
Педагог полностью исключает эмоции из сферы профессиональнойдеятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызываетэмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания».Он свидетельствует о профессиональной деформации личности педагога и наноситущерб субъекту общения.
3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации».Появляется в широком диапазоне умонастроений и поступков учителя в процессеобщения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса кученику – субъекту профессионального действия. Он воспринимается какнеодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-тоделать.
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физическогои психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связинегативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональнойдеятельности (в нашем случае – учеников), провоцирует отклонения в соматическихи психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с нимивызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха,неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострениехронических заболеваний.
Многочисленные проявления «выгорания» можно свести к трем типам.
Первый — «упрощение», «притухание» эмоций, когда исчезает остротачувств и сладость переживаний. Вроде бы все нормально, но скучно и просто надуше. Ослабли чувства к самым дорогим и близким людям. Даже любимая пища сталагрубой и пресной.
Второй – возникновение конфликтов с учениками и коллегами. Сначалаони скрытые. В кругу своих друзей начавший «выгорать» педагог с пренебрежением,а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих учениках и коллегах. Далее он начинаетчувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудомудается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескиваетиз себя озлобленность.
Третий тип наиболее социально и экономически опасен для общества –это утрата смысла жизни, состояние, в котором «на все наплевать». Мир для негобезразличен. Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы профилактики«выгорания» направлены на ликвидацию «стресса жизни». Но они не учитывают, чтов экстремальных условиях стрессовые отношения в общении возможны в обе стороны.Наряду с «выгоранием» встречается поразительный энтузиазм, питающийся сознаниемтого, что общество нуждается именно в тебе [№8 с. 99 – 105].
Работа изматывает тогда, когда нет осмысления, нет понимания того,«ради чего все это?». Вместе с тем успешная деятельность, напряженная осмысленнаяработа оставляет мало «рубцов» от стрессов. Учитель развивающийся имеетзначительно меньше шансов эмоционально сгореть, получить профессиональнуюдеформацию. Помощь учителю должна заключаться не только в создании условий дляотдыха, но и в создании условий, активизирующих процесс саморазвития. Асаморазвитие следует начинать с выработки устойчивого адекватного поведения,развитию которого способствует освоение навыков регуляции своего физического иэмоционального состояния. Навыки вырабатываются с помощью упражнений. Некоторыеупражнения будут предложены в практической части нашей работы.
Глава 2 Практические советы по саморегуляции
2.1 Техники релаксации и специальные упражнения
Насущными проблемами человека,живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избытокповодов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические ипсихологические нагрузки приводят к перенапряжению. Оно имеет свойство быть протяженным вовремени и накапливаться. Поскольку наши душа и тело – единое целое, тонервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжениюи раздражительности.
Такой индивид, даже если он незанимается какой-либо активной деятельностью, не перестает ощущать усталость.Чем она выше, тем меньше он успевает сделать и тем чаще он размышляет о том,почему у него так мало сил и что именно его утомляет. Этим он постоянновзвинчивает себя, и день ото дня ему становится все хуже.
Техники релаксации и специальные упражнения помогают человеку,физиологически приспособленному к выживанию в дремучем лесу, прожить лучшуюжизнь в условиях цивилизации. Несмотря на то, что за последние тысячелетияобраз жизни человека в корне изменился, основные физиологические реакцииорганизма остались на прежнем уровне. В природных условиях всё решаетсяотносительно просто: попадая в стрессовую ситуацию, индивид прибегает ктактике, свойственной всем млекопитающим: к бегству или агрессии. В обоихслучаях физиологический настрой организма один: как бегство, так и акт агрессиитребуют значительной физической активности и предполагают высвобождениеэнергоресурсов. Наше тело «умеет» это делать.
Что же происходит с запасами нашей энергии, если мы находимся не вдремучем лесу, а в классе, и причина нервного напряжения – плохо себя ведущийученик или целый класс? В этом случае невозможно просто повернуться и убежать.
Вот уже миллионы лет старые физиологические механизмы работаютвхолостую, и адреналин чуть ли не выплескивается из вас наружу. В большинствеслучаев у вас нет возможности помочь себе посредством активной физическойразрядки, например, поколоть дрова или сыграть в теннис. В лучшем случае выпосидите с коллегой за чашечкой кофе и пожалуетесь на непослушных детей. Этотоже определенная форма расслабления. Особенно, если при этом коллега проявляетс вами солидарность, и вы не забыли положить в кофе сахар, включающийпарасимпатическую регуляцию нервов. Тем самым, однако, вы всего лишь подавляетеповышенную активность симпатических нервов. В целом же этого катастрофически нехватает. В качестве действенных и безвредных способов можно порекомендовать сонили активные физические нагрузки.
Один из путей преодолениявнутреннего напряжения состоит в том, чтобы научится расслабляться. Общеерасслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь прирелаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всякому, для некоторыхтехник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени.Умение расслабляться пригодится вам не только для рассасывания актуальныхсостояний напряженности. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник,позволяющих глубже познать себя.
Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательномрасслаблении мышц. Поскольку человек — единое целое, о чем мы уже упоминали, ипсихическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливои обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с нимпонижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себеобладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам этого бывает вполнедостаточно. Тот, кто пожелает двигаться дальше, сможет пользоваться состояниемрелаксации при выполнении последующих упражнений, способствующих углублениюсамопознания и улучшению психического (а тем самым и физического) состояния. Вэтом случае процесс также идет в двух направлениях, то есть не только «вздоровом теле – здоровый дух», но и «при здоровом духе – здоровое тело».
Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководством специалиста.Но это не является обязательным условием. Критерием правильного обучения можетслужить то, доставляют ли вам занятия удовольствие и продолжаете ли вы хорошосебя чувствовать даже спустя продолжительное время по их окончании, как если бывычистились изнутри. Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстроисчезают, попробуйте другие техники и упражнения (сейчас достаточно много книг,посвященных этой теме) [№6 с. 66 – 68].
Специальные упражнения сиспользованием методов позитивного представления, концентрации на положительныхэмоциях и методов аутотренинга, а также дыхательные техники и упражнения нарасслабление помогают снять напряжение с мышц и периферической нервной системы,а также снимают стресс. Специальные упражнения помогают в некоторой степени контролироватьотрицательные эмоции.
Теоретически, вставая утром, мыдолжны чувствовать себя бодрыми и отдохнувшими, готовыми справиться с любойситуацией, которую преподносит нам день. Увы, это не всегда так. Проблема втом, что мы далеко не всегда спим спокойно или достаточно долго. Физическийдискомфорт, психическое напряжение препятствуют спокойному сну, который должендавать отдых и успокоение. В этом случае и помогают специальные упражнения втечение дня. Давая нашей нервной системе дополнительное время отдыха, мыкомпенсируем беспокойный ночной сон, и поэтому будем чувствовать себяотдохнувшими.
Успокаивающее действие упражнений,связано, прежде всего, со снижением активности мышления при выполнении этихупражнений. Мысли производят волны, которые регистрируются мозгом какэлектрическая активность. Если количество беспокоящих нас мыслей слишкомвелико, электрическая активность тоже становится чрезмерной и беспокоит мозг.Мы ощущаем это как напряжение, которое осознается, и называем это стрессом.Упражнения и расслабление намного понижают уровень электрической активностимозга. Мозг успокаивается, и мы ощущаем это как приятное умиротворение сознания[№3 с.50].
Расслабляются мускулы,нормализуется работа стенок кровеносных сосудов. Это значит, что больше кровипроходит по сосудам, а сопротивление общему потоку – меньше, что, в своюочередь, означает понижение кровяного давления. Высокое кровяное давление –актуальная проблема для многих учителей, и основная причина, вызывающаясердечно-сосудистые заболевания и инфаркты.
Нормальноработающие кровеносные сосуды позволяют повысить скорость доставки крови ковсем частям тела. Повышение скорости доставки крови к мозгу означает, чточеловек чувствует себя более свежим, сознание проясняется, легче преодолеваютсятрудности, сопровождающие педагогический процесс.
Расслаблениеснижает выработку гормонов, вызывающих стресс – адреналина и норадреналина.
2.2 Практические советы иупражнения на каждый день
Утром.
Постарайтесь найти время для выработки положительного настроя на весьдень. Сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот. Дышите вобычном ритме и, какое-то время, наблюдайте за своим дыханием.
Когда вы почувствуете, что полностью расслабились, улыбнитесь иприслушайтесь к своим ощущениям. Попробуйте ощутить улыбку внутри себя,почувствовать спокойствие и умиротворение. Если вам это удастся, то выпочувствуете прилив сил и подъем настроения.
Почувствовав, что приятное ощущение улыбки (и вместе с ней хорошеенастроение) уходит, постарайтесь снова вызвать ее. Со временем, вы научитесьвызывать внутреннюю улыбку в любое время, и она будет помогать вам преодолеватьтрудности.
Рабочий день.
Ниже приведенкраткий список простых и даже банальных рекомендаций, которые помогут вампреобразовать психическое, физическое и эмоциональное напряжение в творческуюэнергию.
ü Чаще дышите глубоко имедленно, это удобно делать сидя у телефона, в машине, в автобусе, в перерывемежду уроками
ü Используйте любуювозможность, чтобы просто посидеть и расслабиться (на перемене, во время «окна»и т. д.).
ü Изучите различные техникирасслабления и используйте хотя бы одну из них регулярно (в домашних условиях).
ü Если вы чувствуете, что всложной педагогической ситуации вы испытываете негативные эмоции, спроситесебя: «Какой урок я могу извлечь из данной ситуации?». Это поможет вамуспокоиться, найти решение, а также будет способствовать повышению уровнявашего педагогического мастерства.
ü Улыбайтесь, будьтедружелюбны, избегайте категоричности в общении с коллегами и учениками.
ü Будьте терпимее к себе, квоспитанникам, к коллегам.
ü Принимайте трудности инеудачи педагогического процесса, как возможность для совершенствованияпедагогического взаимодействия и внутреннего роста.
После работы.
Вы пришли с работы, закрыли входнуюдверь. Затем вы сразу принимаетесь за домашние дела, проверку тетрадей и т. д.О себе вспоминать некогда. Между тем, усталость постепенно накапливается,снижается психологическая устойчивость к влиянию стрессогенных факторов.Попробуйте сделать иначе: закрыв за собой входную дверь, представьте, чтоскинули с плеч тяжелый рюкзак – как бы избавились от всех забот и проблем,накопившихся за день. В этом «рюкзаке» были собраны все отрицательные эмоции,неприятности, конфликты и неудачи. Попросите ваших домашних не беспокоить вас втечение 20 минут.
Проветрите комнату, наденьте свободную одежду, расстелите на полусложенное пополам одеяло или коврик. Лягте на спину, вытяните руки вдольтуловища, ноги вместе. Звуки, которые не несут информации и представляют собой болееили менее одноплановый звуковой фон (ход часов, шум холодильника, гулпроезжающих мимо трамваев и т. п.), как правило, не причиняют беспокойства. Втом случае, если они беспокоят вас, достаточно в начале каждого упражнениясказать себе: «Окружающие звуки меня не интересуют, они мне безразличны, они немешают мне» (фраза формулируется в индивидуальном порядке, по своему вкусу).При наличии проблем с позвоночником подкладывайте под голову, а в случаенеобходимости – и под поясницу, подушечку. Словом, располагайтесь такимобразом, чтобы, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, чувствовать себяудобно. Ничто не должно давить на вас. Важна и температура: вам не должно бытьни жарко, ни холодно. В последнем случае следовало бы накрыться легким покрывалом.
С закрытыми глазами, лежа на спине,мысленно расслабляйте пальцы ног, ступни, икры, колени, бедра. Затем таким жеобразом – поясницу, живот, спину, грудь. Потом – шею, затылок, лоб, глаза,лицо. Почувствуйте, как глаза и лицо становятся мягкими, расслабленными,прохладными. Представьте, что вы молоды, веселы, прекрасны и беззаботны .
Данное упражнение помогает сниматьнервное напряжение после рабочего дня, мышечные спазмы, восстанавливаетравновесие в организме, его работоспобность.
При сильном нервном напряжениирекомендуется выполнять упражнение, которое называется «кувшин». Исходноеположение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища, глазазакрыты. Представьте, что вы стоите на горе. Сделайте медленный глубокий вдохчерез нос, одновременно поднимая руки над головой. Задержите дыхание ипредставьте, что в руках у вас кувшин со всеми нашими неприятностями, которыебеспокоят и угнетают вас. Затем с резким выдохом бросьте воображаемый кувшинвниз. Представьте, как кувшин разбивается и его содержимое растворяется ввоздухе. С медленным вдохом поднимите руки над головой и с медленным выдохомопустите руки вниз. Это упражнение помогает восстановить душевное равновесиепосле продолжительного нервного напряжения, которое часто появляется в процессеработы педагога.
Перед сном.
Роль сна в жизни человека оченьвелика. Во время сна происходит своеобразный текущий ремонт наших биоструктур:усиленная нейтрализация токсических веществ, а также нормализация таких важныхпроцессов, как обмен веществ и энергетический обмен.
Известно, что принциппсихосоматического взаимодействия осуществляется в организме не только во времябодрствования, но и во время сна. Поэтому для максимальной эффективности сназасыпание должно происходить на фоне смелой настройки сознания, чувстваспокойствия, оптимизма и уверенности в себе.
Для того чтобы сон был максимальноэффективным, необходимо придерживаться следующих правил:
ü Ужин следует принимать за 2 – 3 часа до отхода ко сну.Самое оптимальное время для отхода ко сну – 22:00 — 23:00.
ü Примерно за час до сна рекомендуется воздержаться отпросмотра фильмов и телевизионных передач, не рекомендуется чтениеостросюжетных романов и детективов. Послушайте спокойную музыку, она поможетвам расслабиться и обрести душевное равновесие.
ü С целью самосовершенствования, педагогу очень полезнопроводить самоанализ (примерно за полчаса до отхода ко сну). Проанализируйтесвои мысли, слова и действия, имевшие место в течение прожитого дня. Возможно,вначале потребуется некоторое напряжение для того, чтобы вспомнить весь свойтрудовой день и провести анализ. Но постепенно, в результате тренировки, этоможно будет сделать намного легче и быстрее.
ü Перед сном желательно выпить стакан теплого молока илитеплой воды с медом.
ü Непосредственно перед засыпанием следует привести психику впассивное состояние. Отрешитесь от окружающей обстановки, от житейских забот спомощью следующих мысленных формул:
«Мир, добро, покой во всем теле.Мир, добро, покой вокруг меня. Мир, добро, покой во всем мире».
Так как эмоциональное напряжениесопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимаямышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следуетпредварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующимих расслаблении.
Упражнение 1.Расслабление и напряжение мышц руки.
Встаньте прямо, поднимите рукивперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья,плечи (3 — 4 с). Затем расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразныедвижения.
Упражнение 2.Использование слова для релаксации. Концентрируем внимание и отдаемсамоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены… Мои пальцы и кистирасслаблены… Мои предплечья и плечи расслаблены… Мое лицо спокойно и неподвижно…»
Нужно знать,напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Например, приэмоции страха или волнения в наибольшей мере напрягаются артикулярные изатылочные мышцы, поэтому на их расслабление и следует обратить особоевнимание.
Упражнение 3.Использование представлений для расслабления.
Яркое представление о каком-либообъекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма.Например, раздражение можно снять, если представить себя (желательно несколькораз) спокойным, умиротворенным человеком, уверенно справляющимся с трудностями.
Упражнение 4.Контроль тонуса мимических мышц.
Это упражнение помогает не толькопридать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения.Текст может быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Моелицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щекрасслаблены. На губах – легкая улыбка». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходитнапряжение в лице и во всем теле.
Упражнение 5.Контроль и регуляция дыхания.
Так как наше дыхание иэмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого, могутспособствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняетсядыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое узадумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.
Расслаблению способствует так называемое «полное дыхание». Вдох и выдохвыполняются через нос. Вначале воздухом наполняются нижние отделы легких (засчет движения диафрагмы), живот при этом все более и более выпячивается. Затемвдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдохвыполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот,опускается грудная клетка, плечи, ключица. Это стабилизирует эмоциональноесостояние [№5 с. 93 – 96].
Упражнение 6.Самовнушение. При составлении личной программы самовнушения, следуетруководствоваться следующими правилами:
· Формула должна быть четкой илаконичной;
· Формула не должна содержать частицы«не»;
· Обязательно соблюдениепоследовательности формул: «хочу – могу – буду – есть». (Я хочу быть спокойными уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, яспокоен и уверен!).
Рекомендуемые программы самовнушения.
1) для оптимизации настроения: «я собран иуравновешен; у меня приподнятое, радостное настроение; я хочу быть активным ибодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду)чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил, я оптимист».
2) для отдыха: «я спокоен; я совершенноспокоен; я хорошо отдыхаю и набираюсь сил; отдыхает каждая клеточка моегоорганизма; отдыхает каждый мускул; отдыхает каждый нерв; свежесть и бодростьнаполняют меня; я отдыхаю».
3) для настройки на профессиональный стильповедения на уроке, преодоления неуверенности, скованности в общении с классом:«я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; чувствую себя на урокесвободно и раскованно;
владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я хорошо проведу урок;настроение бодрое; мне интересно учить ребят; я спокоен и уверен в себе».
Заключение
В век научно-технического прогресса и информационноговзрыва возросли нервные нагрузки, «помолодели» многие болезни, участилисьнервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и средиучителей.
Г.К. Зайцев в 1995 году провел обследование 82 учителейпетербургских школ. Он выявил, что лишь 9,6% педагогов чувствуют себядостаточно здоровыми. У них поддерживается высокий уровень работоспособности инет хронических заболеваний. У 34,6% учителей в здоровье преобладают тольконегативные тенденции. Наиболее типичны для них нервно-психические расстройства,переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, а такжесердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния. 80% обследованныхстрадают хроническими заболеваниями, из которых на первом месте – психическиерасстройства и болезни нервной системы [№4 с. 38].
В наше время, на фоне социально-экономической напряженностив обществе количество учителей, страдающих неврозами, по некоторым даннымдостигает 60% и более. Данные многих исследований подтверждают тот факт, чтосовременному педагогу очень важно научиться управлять не только ходомпедагогического процесса, но и своим здоровьем. Под здоровьем, в данном случае,понимается не только нормальное функционирование всех органов и системчеловека, но и возможность полноценного эффективного труда, всестороннегоразвития. Здоровье – это энергия, бодрость, оптимизм, правильное восприятиежизни, ощущение гармонии, творческого настроя.
Учителю важно научиться самому и научить ребятрасслабляться, снимать напряжение путем психомышечной тренировки – этогоупрощенного варианта аутотренинга. В нужные моменты прибегать к физическимупражнениям, позволяющим тренировать мышцы и психику, предотвращать кислородноеголодание, укреплять нервно-психическую сферу.
Умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием,освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важнаяступень самопознания.
Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать своиособенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможностьуправлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкойсаморазвития и самосовершенствования.
В курсовой работе сделано следующее:
· Найдена необходимая литература.
· Изучены различные подходы к даннойтеме.
· Рассмотрены понятия: «саморегуляция»,«психологические защиты», «стресс», «эмоциональное выгорание».
· Рассмотрена взаимосвязь физического иэмоционального состояния, и доказана необходимость освоения навыковсаморегуляции.
· Подобраны упражнения и разработанысоветы, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения и напрофилактику стрессов и эмоционального выгорания.
Достоинства работы: четкость структуры курсовой работы,строгая последовательность в рассмотрении понятий, достаточно полное раскрытиекаждого из рассматриваемых понятий; в практической части предложены советы иподобраны упражнения, призванные помочь педагогу справиться с влияниемдезадаптирующих факторов педагогического процесса.
Недостатки: взаимосвязь саморегуляции и саморазвитиярассмотрена не достаточно подробно, что объясняется ограниченным объемомкурсовой работы.
В целом, цель работы была достигнута, задачи решены, ноограниченный объем работы не позволил рассмотреть ряд вопросов по данной теме:связь мотивации педагогической деятельности с саморегуляцией и саморазвитием;особенности личности педагога и саморегуляция, стили педагогического общения исаморазвитие педагога, возможности психологического и педагогического тренинга.Они могут быть рассмотрены в дальнейшем при более глубоком изучении проблемы.
Литература
1. Беребин М.А. Факторыриска развития пограничных нервно-психических расстройств у педагоговобщеобразовательных школ // Теория и практика медицинской психологии ипсихотерапии. СПб: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1994. Т.133. 188 с.
2. Василюк Ф.Е. Психологияпереживания. М.: Изд-во МГУ. 1984. – 200 с.
3. Востоков В.Ф. Секретыцелителей востока. Т.: Узбекистан. – 304 с.
4. Зайцев Г.К. Здоровьешкольников и учителей: опыт валеологического исследования. СПб, 1995. – 53 с.
5. Зязюн. И.А., КривоносИ.Ф., Тарасевич Н.Н., и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособиедля пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение. 1989. – 302 с.
6. Каппони В., Новак Т. Самсебе психолог. СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
7. Козлов Н.И. Какотноситься к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 320 с.
8. Миронова М.Н.,Варфоломеев С.А. Психология развития личности педагога в системепрофессионального образования: Учебно-методическое пособие дляпедагогов-психологов. Калуга, КОИПКРО. 2004. – 128 с.
9. Радугин А.А., Кротков Е.А.Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1996. – 306 с.
10. Раченко И.П. НОТ учителя.М.: Просвещение. 1982. – 208 с.
11. Селье. Г. Стресс бездистресса. М.: Прогресс. 1982.
12. Форманюк. Т.В. Синдром«эмоционального сгорания» как показатель эмоциональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 – 63.
Приложение 1
/>
«Структура теоретическойчасти работы»
Приложение 2
/>
«Связь физического ипсихологического состояния человека»