Реферат по предмету "Философия"


Сферы общественной жизни

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобщеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинскийгосударственный технический университет
УГТУ
Кафедрафилософии, социологии и политологии
Контрольнаяработа
подисциплине: философия
Тема: Сферыобщественной жизни
Студентки группы ФКсокр– 10 ФБО (к)
Игнатовой КсенииМихайловны
Шифр: 101452
Домашний адрес:ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта
Ухта,2011

Содержание
Введение
1. Материально-производственнаясфера общества
2. Политическаясфера общества
3. Духовнаясфера общества
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
 
Что такое «общество»?Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное обществособралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «обществолюбителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересоватьобщество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо онаизучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденнойжизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтомувозможны различные его толкования:
1) группа людей,которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,
2) группа людей,формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.
Современная философиярассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которыетесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому обществосуществует как отдельный целостный организм, как единая система.
Проблему системностиобщественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX — XX веков. Впонятии общества выделяют обычно два основных аспекта — это структураобщества и изменение общества.
Выделяют следующие сферыобщества:
•материально-экономическую,
• социальную,
• политическую,
• духовную.
Четырем названнымэлементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыретипа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеетсобственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль вжизни общества.
обществодуховность религия познание

1.Материально-производственная сфера
 
Пожалуй, одной из самыхобсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России являетсявопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что законопределяющей роли материального производства в жизни общества, открытыйК.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма,был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, неподлежащей сомнению.
Многие мыслителисчитают способ материального производства основой существования и развитиявсего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:
1. Без постоянногоосуществления воспроизводства материальных благ существование обществаневозможно;
2. Способ производства,сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление иразвитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;
3. Способ производстваво многом обусловливает развитие политической жизни общества;
4. В процессепроизводства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизниобщества;
5.Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере егожизни и деятельности.
Дляжизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимысоответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.
Впроцессе материального производства люди создают и закрепляют определенный типментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагаетсложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественнойжизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробногопродукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужносоздавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальныхусилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельностиявляется политическая деятельность.
Производственныеотношения характеризуют экономические отношения, в которыхнаходятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена,распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ.Определить их можно так: производственные отношения — это совокупностьматериально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессепроизводства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.
Труд составляет основуматериального производства, основу производительных сил общества.Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженныхопределенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. Ксредствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры,роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главнаяпроизводительная сила — люди; но и они сами по себе тоже не составляютпроизводительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элементпроизводства), а средства труда — накопленный труд (или вещественный элементпроизводства). Все материальное производство есть единство живого инакопленного труда.
Производительные силы характеризуютактивное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов,преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые длясуществования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средствапроизводства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытоми навыками).
В составе вещественнойсоставляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии,поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменениюокружающего мира. Техника — это система искусственно создаваемых человекомсредств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразованияматериалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же времятехника и технология — это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческогоразума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника итехнология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровняцивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы,различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и,наконец, производственные отношения.
Главным элементомпроизводительныхсил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человекасоздаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и толькознания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.
При этом человек вкачестве производительной силы представляет собой единство физическихвозможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональноемастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннееразвитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживаетсяцивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.
Все этикачества приобретают свое особое значение в условиях развития современныхтехнологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного,человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых кчеловеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ниприменяться в производстве без соответствующих личностныхсознательно-психологических предпосылок, без способности работниковпроизводства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности испособности к самореализации.
2. Политическаясфера общества
 
Две споловиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ векаеё статус не был определен. Роль философии политики играли философиягосударства, философия права, моральная философия. В политической философиисложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая — отН.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим являетсяаутентичным — соответствующим природе человека, служит его благу, другая делаетакцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.
Одним изважнейших элементов политической жизни общества является политика — сферадеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другимисоциальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания ииспользования государственной власти. Политику отличает универсальность,всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества.Политика реализуется через политические отношения, политические институты иполитическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальныхинститутов, осуществляющих определенные политические функции, называют политическойсистемой. Основным институтом политической системы является государство.
Государствоорганизует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношениялюдей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того,представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированноеосуществление этой властью политики. Государство отличается от другихсоциальных институтов и организаций следующими признаками:
•обязательным наличием социальной основы правящих сил;
• наличиемспециального аппарата власти;
• наличиемгосударственной территории;
• суверенным правомиздания законов, обязательных для граждан;
•исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.
Философов,пожалуй, более  чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства.Материалистическая философия видит в государстве «надстройку» надматериально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связываетсяс экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовойдифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистическогонаправления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковыпричины возникновения государства — от божественного промысла до общественногодоговора.
В обществе сразвитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической ирелигиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп спротивоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективногоположения, является причиной возникновения политических отношений между ними. Анеобходимость их согласования определяет строение и функции политическойсистемы общества.
/>Основные признаки государства:
1. Публичнаявласть, обособленная от общества. Власть — это возможность одного субъекта(властителя) отдавать приказы подвластным ей гражданам, осуществлять контрольза их исполнением и применять санкции по отношению к лицам, уклоняющимся от ихисполнения.
2.Суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны инезависимость во внешнеполитическом плане.
3.Территория, на которой распространены законы и полномочия власти.
/>4. Исключительное право на издание,законов и норм, обязательных для всего населения.
5. Право навзимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии,органов принуждения и т. д.
Форма государстваопределяется формой правления (т. е. способом организации власти) и формойгосударственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика.Монархия отличается следующими признаками: во-первых, власть принадлежит одномулицу, и, во-вторых, глава государства получает свою власть по наследству.Различают абсолютные монархии, где глава государства не ограничен ни какимиконституционными нормами, и конституционные монархии, где полномочия монархаограничены конституцией.
Главнаяособенность республики состоит в том, что источником власти является народ,поскольку высшие органы государства избираются народом. Различаются парламентская,президентская и смешанные республики.
Парламентскаяреспублика предполагает формирование правительства по принципу парламентскогобольшинства: какая партия составляет в парламенте большинство, такая иформирует свое правительство, подотчетное парламенту.
Президентскаяреспублика отличается тем, что главой государства и главой правительстваявляется президент.
В смешанной(полупрезидентской) республике сочетается сильная президентская власть сэффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
По формегосударственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные.Унитарным является единое, политически однородное государство, административныеединицы которого не обладают собственной государственностью.
Федерация —союз политических субъектом (штаты, земли, субъекты федерации и т. п.), имеющихсобственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Ихсамостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределениемкомпетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Особаяформа межгосударственного объединения — конфедерация, представляющая собойпостоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретныхсовместных целей.
Рольполитической сферы жизни постоянно возрастает, в связи:
а) большимивозможностями влияния политики на другие сферы жизни общества;
б) сразвитием современных политических процессов, которые политизируют сознаниеграждан и повышают их политическую активность.
Всоциальной философии политика рассматривается в широком и многоплановомконтексте как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы,каковой является человеческое общество. Таким образом, философское исследованиеполитической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретныхмеханизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формированиеобщей картины мира и уяснение места в нем человека: является ли человексвободным, самодеятельным субъектом политического действия или же он пассивныйобъект воздействия различных сил и т.д.
3. Духовнаясфера общества
 
Анализ духовной жизниобщества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которойеще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появилисьпопытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.
Одной иззаслуг К.Маркса является выделение им из «бытия вообще» общественногобытия, а из «сознания вообще» — общественного сознания — одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека,отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовныхфеноменов, которые и образуют общественное сознание.
Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).
Традиция изучения«духа» была заложена еще Платоном, который и саму философию понималкак учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, аматериальное — несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя иосновывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для неюактуальными являются следующие проблемы:
• каковаструктура духовной жизни общества,
• каковыосновные аспекты духовности,
• что такоедуховное производство.
Духовнаяжизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни,поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизньвключает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность,духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения — нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.
Существуютосновные аспекты духовности:
1. Всеобъемлющийхарактер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает всебя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны,гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные исмутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человекаустановки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизниличности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.
2. Духовностьчеловека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, чтосодержание любых явлений мира присваивается  человеком в чистом виде,освобожденное от объективных, материально-предметных илипространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении иразвитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческогосознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человекживет, оперируя идеальными формами.
3. Духовностькак субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизньчеловека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в егоимманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком иполностью субъективна, она представляет собой собственное «Я»человека, выступает как бытие, особенность этого «Я». Духовность — субъективно-индивидуальна.
Духовность,таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, егосубъективно-идеальный мир.
Хотя политика,право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являютсявидами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность — это нерезультат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаютсяизучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они несоздали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание – результатмноговекового развития человеческого общежития, превращение какой-либорациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену,для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.
Политика иправо также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемыездесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этотвывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется поотношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если,например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, какматериальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственностибудут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются поповоду власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечномитоге тоже материальные отношения.
Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных,  с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
Элементы духовной сферы общества:
· духовныепотребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия;
· духовныеценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественныепроизведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей ивозникающий при этом морально-психологический климат;
· духовноепотребление;
· духовныеотношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения,например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;
· духовноепроизводство.
Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
Функции духовного производства:
1.   Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.
2.   Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.
3.   Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.
4.   Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.
5.   Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.
Виды духовногопроизводства:
1. Наука.
2. Искусство.
3. Религия.
Наука– систематизированное познание действительности, воспроизводящее еесущественные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий,категорий, законов и т.д.  Наука создает идеальный мир, в котором отражаютсязакономерности объективного мира.
Основные признакинаучного познания:
· Систематичностьи логичность
· Наличиеидеализированных объектов
· Необходимостьметодов, методологии и средств научного познания
· Специализированность,предметность, дисциплинарность научного знания
· Наличиеособого языка науки
· Строгостьи объективность открываемых истин
· Кумулятивностьнаучного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки
Искусство– такойвид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов(художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в областиэстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всейсоциальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей(например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носитсамодовлеющий характер.
Функции искусства:
1. Познавательная:произведения искусства являются ценным источником информации.
2. Воспитательная:искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становлениечеловека, его совершенствование или падение.
3. Эстетическая:искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает вчеловеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвалкатарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание,делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.
Религия –это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также виддуховного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам итрадициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. Вотсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранитьпорядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религияформирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им вповседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации,приобщающая к традициям той или иной культуры.
Функции религии каксоциального института:
1. Компенсаторная, состоящая врелигиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолеваетсясвободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом,разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказываетсябессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным».Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. Приих совершении наступает особое психическое состояние облегчения(удовлетворенности, радости, успокоенности).
2.  Регулятивная– религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозныеорганизации выступают в качестве регуляторов поведения людей.
3. Интегративная – через общностьмыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильностиобщества, а также становлению нового.
4. Коммуникативная – религияспособствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

Заключение
Сложный характерразвития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в неммногих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные посвоему характеру и содержанию виды общественной деятельности:производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная,эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство.Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамкахкоторых происходит та или иная общественная деятельность. В результатескладываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая,социальная, политическая, духовная.
Экономическая сферавыступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственнаяжизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. а такжемеждународное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются вжизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность врезультатах своей производственной деятельности, а также их творческиеспособности. Здесь же реализуется деятельность институтов управленияэкономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всехобъективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферыдля развития общества является основополагающим.
Социальная сфера— это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числеклассов, профессиональных и социально-демографических слоев населения(молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей поповоду социальных условий их жизни и деятельности.
Речь идет о созданииздоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечениинеобходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблемздравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдениисоциальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд,а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных идуховных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоенияобщества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в видурегулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихсяусловий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Политическая сфераесть пространство политической деятельности классов, других социальных групп,национальных общностей, политических партий и движений, разного родаобщественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихсяполитических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Эти их интересыкасаются прежде всего политической власти, а также реализации их политическихправ и свобод. В интересах одних субъектов — упрочение существующейполитической власти. Других — ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобыразделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той илииной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.
Для этого каждый издействующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партияили же отдельная личность, стремится расширить свои политические права исвободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большиевозможности для реализации их политических интересов и воплощения ихполитической воли.
Духовная сфера— это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, ихсоздания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом поддуховными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи,музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральныенормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержаниеобщественной жизни или духовность общества.
Одна из фундаментальныхпроблем развития современного общества заключается в том, как сформировать,сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовнымценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Всеговорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества,для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящихздесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозныедеятели, другие представители духовной культуры

Библиографический список
1.  БарулинB.C.Социальная философия. Учебник. — М. МГУ. 1993.
2.  ЕгоровС.А. Политическая система, политическое развитие, право: Критика немарксистскихполитологических концепций. — М., 1983.
3.  КрапивенскийС.Э. Социальная философия. М., 1995. На изломах социальной культуры. Рук. авт.колл. А.А. Галкин. — М., 1987.
4.  СалминA.M.Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. — М., 1992.
5.  Социальнаямикроструктура. — М., 1991.
6. Социальная философия / под ред. Лавриненко В.Н. М.,1995.
7. Федосеев А.А. Введение в политологию. С.-Пб. 1994.С. 9-10
8. Материалы с сайта Философия2.ru
9. Материалы с сайта Философия SunHome.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Nairobi Essay Research Paper NairobiNairobi initially grew
Реферат А 13 вып. I / Нац комиссия рк по делам юнеско
Реферат Sociology The Family Essay Research Paper One
Реферат Права членов семьи собственника жилого помещения
Реферат Юмор как средство формирования социальной автономности подростков
Реферат Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера
Реферат Территориальный анализ заболеваемости ГЛПС Завьяловского района
Реферат Адаптация западного управленческого учета к российской теории и практике
Реферат Страховой рынок России: участники, структура, тенденции развития
Реферат К юношам о том как получать пользу из языческих сочинений
Реферат Сущность обучения в целостном педагогическом процессе
Реферат Особенности проблематики одного из произведений Валентина Распутина Уроки французского
Реферат Нормативное выражение процессуального статуса следователя
Реферат Георгий Николаевич Владимов (Волосевич)
Реферат Международный сектор в аэропорту